Влажность воздуха. Измерение влажности.
1. Организационный момент.
Сообщение краткого плана урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель предлагает ответить на некоторые вопросы по материалу предыдущего урока. 1.При каких условиях происходит испарение жидкости? 2.От чего зависит скорость испарения жидкости? 3.Как изменяется внутренняя энергия жидкости при её испарении? 4.Как изменяется внутренняя энергия пара при конденсации? 5.Почему 35С жара при ветре переносится гораздо легче, чем в безветрие? 6.Одинакова ли температура воды в плотно закрытой бутылке долго находящейся в комнате и температура воздуха? Почему? 7.Одинакова ли температура воды в открытой кастрюле и температура воздуха? Почему? 8.Чем отличается насыщенный пар от ненасыщенного? 9.Зависит ли давление насыщенного пара от его объёма? 10.Как зависит давление насыщенного пара от его температуры? 3. Целеполагание.
Сегодня мы познакомимся с устройствами для измерения влажности воздуха, в которых применяются свойства водяного пара. Эти приборы нашли широкое применение в различных областях деятельности человека. Кто из вас знает приборы для измерения влажности воздуха? Вместе с учащимися формулируем тему урока. 4. Изложение нового материала.
Вводим понятия: абсолютная влажность воздуха, парциальное давление водяного пара (упругость водяного пара), относительная влажность водяного пара. Обозначения вводимых величин и единицы их измерения. Значения давления и плотности насыщенного пара при различных температурах можно найти в специальных таблицах. При неизменной абсолютной влажности воздуха с понижением температуры его относительная влажность увеличивается. Точка росы — температура при которой водяной пар достигает насыщения (т.е. относительная влажность достигает своего максимального значения 100%).
При охлаждении воздуха ниже точки росы начинается процесс конденсации водяных паров (т.е. появляется туман, выпадает роса, зимой появляется иней).
Далее изучаем приборы для измерения влажности, и принципы их действия.
Действие волосяного гигрометра основано на свойстве человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности воздуха.
Действие психрометра основано на понижении температуры увлажнённого термометра пи испарении воды.
Действие конденсационного гигрометра основано на значительном понижении температуры металлического зеркальца при испарении эфира и определении значения температура росы.
При температуре 20-25С наиболее благоприятным считается воздух с относительной влажностью 40-60%. Низкая влажность воздуха приводит к значительной потере влаги организмом человека, что ведёт к его обезвоживанию. Высокая влажность воздуха приводит к усиленному потоотделению, что приводит к охлаждению организма и в тоже время является дополнительной нагрузкой для человека.
Далее осуществляем просмотр видеофильма «Как вода превращается в пар»
5.Практическая работа. Учащимся выдают один на двоих комплект оборудования: термометр, сосуд с водой, лоскутки марли. Учащиеся применяя данное оборудование и используя психрометрическую таблицу определяют относительную влажность воздуха в классе. 6.Первичное закрепление и коррекция знаний. Отвечаем на вопросы: 1.Что называют абсолютной влажностью воздуха? В каких единицах её измеряют? 2.Что такое упругость водяного пара? 3.Что такое относительная влажность воздуха? По какой формуле можно её определить? В каких единицах она измеряется? 4.Что называют точкой росы? 5. С помощью каких приборов определяют влажность воздуха? Далееучащиеся выполняют тест, представленный на слайде. Ответы представлены на слайде.Проверяем, исправляем ошибки, проводим корректировку знаний. 7.Разбираем количественные задачи по теме «Влажность» 8.Учащиеся выполняют самостоятельную тестовую работу с последующей самопроверкой. 9.Домашнее задание. Учебник физики 8 класс А. В. Перышкин 19
Сборник задач по физике В. И. Лукашик 7-9 класс, 2012г № 1162, № 1165, № 1167
Двоим учащимся (по желанию) приготовить презентацию «Использование относительной влажности воздуха в различных областях деятельности человека»
Литература. 1.Учебник физики 8 класс. А.В. Перышкин «Дрофа» 2010г. 2.Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы под редакцией А.В. Усовой. Москва «Просвещение» 1990 г. 3.Универсальные поурочные разработки по физике В.А. Волков. Москва «Вако» 2006г. 4.Сборник задач по физике В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. Москва «Просвещение» 2012г.
Задания для самопроверки.
-
Относительная влажность воздуха 60%, что это значит?
А.содержание водяных паров в воздухе составляют 0,6 от максимально возможного содержания их при данной температуре.
В. Давление насыщенного пара составляет 60% от парциального давления водяного пара.
С. Абсолютная плотность водяных паров на 60% меньше плотности насыщенных паров при данной температуре.
-
С помощью какого прибора можно определить относительность влажность воздуха?
А. Барометра В. Психрометра С. Термометра
-
Сухой термометр психрометра показывает температуру 20 0С, а увлажнения 13 0С. Какова относительная масса воздуха?
А. 30% В.49% С. 44%
-
Абсолютная влажность воздуха составляет 10 г/м3.Температура, при которой он станет насыщенной равна:
А. 70 0С В. 12 0С С. 11 0С
-
Показания сухого термометра психрометра составили 18 0С. При относительной влажности 56%. Показания увлажненного термометра были равны:
А. 120С В. 11 0С С. 13 0С
-
Абсолютная влажность воздуха равна 9 г/м3, а плотность насыщенных паров при данной температуре составило примерно 18 г/м3. Какова относительность влажность воздуха?
А. 20% В. 80% С. 50%
-
Днём температура воздуха была равна 11 0С, при относительной влажности воздуха 70% выпадет ли роса ночью до + 3 0С?
А. да В. Нет С. По данному условию однозначно ответить не возможно.
Ответы:
-
А
-
В
-
С
-
С
-
С
-
С
-
А
-
А
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»