Программа социальной адаптации подростков «Я сам строю свою жизнь».
Краткое описание
Обеспечение успешной социально-психологической адаптации выпускников детских домов к текущим социально – экономическим условиям жизни.
Описание
АО НЦПК«Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Павлодарской области ГУ «Детская деревня семейного типа города Павлодара».
Программа социальной адаптации подростков «Я сам строю свою жизнь».
Каримова Гульбагда Ердешевна директор детского дома семейного типа города Павлодара. Город Павлодар, 2013 год. Пояснительная записка. Актуальность
Потребность в общении отмечается в подростковом возрасте, но именно у старшеклассников она приобретает новое качество и по содержанию и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни учащихся. Подростки в общении с социальным окружением чаще других попадают во фрустрационные ситуации. Иногда сверстники не принимают их в свой коллектив, относятся к ним настороженно, предвзято и враждебно. Учителя сбивают их с толку одним только словом, осуждают, упрекают. Реакция со стороны подростка на это может быть самая различная. Одни стараются защитить себя, свое «Я». Другие – требуют или ищут помощи и защиты от ближайшего окружения. Третьи сами разрешают ситуацию, но неадекватным способом. Общение с близкими сверстниками не менее значимый период для становления жизненного мира и для будущей жизни. От его развития зависит способность или неспособность будущего взрослого человека к глубоким доверительным отношениям с другими людьми. Развитие этой линии общения в старших классах школы обычно определяет будущие отношения и в собственной семье, с друзьями, в производственных группах. В подростковом возрасте формируется мировоззрение, профессиональное самоопределение, происходит дифференциация способностей. Для этого периода характерно становление нового уровня самосознания, изменение Я – концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Самые заботливые педагоги и воспитатели нередко оказываются беспомощными. Не понимая, что происходит с подростками, они совершают поступки, усугубляющие кризисное состояние их детей. Социально психологическая адаптация это – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, и интересами. Адаптация осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. Обучение и поддержка подростков, оказавшихся в трудных для них жизненных ситуациях, позволит раскрытию внутренних возможностей и приобретению опыта самореализации в детско-подростковой и взрослой социальной среде. Что же представляет сам процесс адаптации? Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, обеспечивающий наиболее оптимальный баланс реализации возможностей. В широком смысле адаптация представляет собой процесс изменения социокультурных диспозиций, направленный на достижение личностного соответствия и комфорта во взаимодействии с непосредственным социальным и физическим окружением. Адаптация – это одновременно и процесс достижения стабильности, и результат этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества. Выделяют следующие аспекты адаптации: -адаптация как процесс приспособления индивида к новой среде; -адаптация как способ достижения какой-то цели и приобретения пользы для индивида; -адаптация как достижение равновесия между субъектом и средой; -адаптация как процесс, обеспечивающий не только стабильность, но и возможность развития индивида. Данная программа направлена на работу с подростками, имеющими трудности в общении и эмоционально-волевой сфере, также попавшие в новые для них условия связанные с необходимостью адаптироваться к новым условиям учебной деятельности, новому педагогическому коллективу, новым одноклассникам. Эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания другого, от способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Цель программы: Обеспечение успешной социально-психологической адаптации подростков к текущим социально – экономическим условиям жизни. Задачи: Повысить адаптивность учащихся, исходя из социального опыта, возможностей и психического состояния; Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем; Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения; Развивать терпимость к различным мнениям. Вести профилактику употребления психоактивных веществ и пропаганду ЗОЖ.
Этапы реализации программы. 1 этап – подготовительный. Срок реализации этапа — сентябрь.
Предполагаемые результаты:
Диагностика (входная, выходная). Для оценки результативности предлагаются следующие методики: ü Адаптация – социально психологический опросник К. Роджерса. ü Коммуникативные и организаторские склонности — В.Синявский, Б.А.Федоришин. ü Самооценка школьника – Лонг Б., Зиллер Р., Хенжерсон Р. ü Тревожность – методика Кондаш-Прихожан. Методы и средства оценки результативности программы (критерии оценки):
Курс адаптации подростков «Твой мир». Программа социальной адаптации подростков предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста. Может рассматриваться как программа, направленная на приобретение навыков общения для гармоничного вхождения подростков в жизнь, а также на пропаганду здорового образа жизни современного общества. Программа должна обеспечить с одной стороны формирование психологического здоровья, с другой стороны выполнение возрастных задач развития. Для успешной адаптации важно своевременное вмешательство значимого человека для подростка в ситуацию личностного развития, с одной стороны восстановление и дальнейшее развитие личности подростка с опорой на его адаптационный потенциал, с другой стороны. Использование развивающе – воспитательных возможностей. Используемые методы ведения занятий:
Система управления программой:
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в месяц, длительность занятия 1,5 – 2 часа. Программа рассчитана на подростков 15 – 17 лет. Наполняемость группы 8 – 12 человек. На занятиях создаются условия, когда подростку не в тягость выполнять задания, дается время на подготовку ответа, можно обсуждать с другими участниками варианты решения задач, есть время для физической разминки. От ведущего требуется максимальное терпение при работе с группой, где исключены критика, оценка мнений и суждений участников. Полное принятие подростка таким, какой он есть. Структура занятия. Каждое занятие состоит из 4 этапов. 1 этап – разогрев. Включает в себя: v обмен своим состоянием и настроением; v ритуал приветствия; v упражнения, направленные на снятие нервно-психического напряжения, расширение представлений подростков друг о друге. 2 этап – групповая дискуссия, ролевая игра. v Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. v Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме с целью повышения социальной адаптации. 3 стадия — рефлексия «здесь и теперь». v Подведение итогов работы. v Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. v Представление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга. 4 стадия — психологическое завершение групповой работы. v Ритуал прощания.
Программа тренинговых занятий по курсу «Твой мир». Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Задачи: · Формирование социально — ответственного поведения: подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина. · Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность – сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности.
Курс коррекции поведения «Как стать уверенным в себе человеком?». Актуальность: Корни такой проблемы, как неуверенность в себе, чаще всего следует искать в раннем детстве. Как часто взрослые призывают детей сдерживать искренние эмоции и чувства, убеждая, что именно такое поведение и является хорошим. Тем самым они, способствуют формированию у детей страхов, агрессии, а в итоге неуверенности в себе. В результате организации совместных тренинговых занятий «Как стать уверенным в себе человеком?» проясняются возможные причины трудностей и невзгод, возникающих в жизни подростка и предлагаются приёмы и упражнения для преодоления. Занятия направлены на то, чтобы участники смогли научиться распознавать свои чувства, исследовать и проработать собственные страхи и сопротивления, которые тормозят личностное развитие и мешают достичь поставленных целей. Цель программы: научить подростков уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в официальных и межличностных отношениях. Научить отличать уверенное поведение от агрессивного и пассивно-неуверенного. Задачи программы: v Личностный рост участников занятий, развитие их самопознания; v Понимания себя и самопринятие, коррекция поведения; v Обретение навыков конструктивного общения с другими. Система управления программой:
Программа «Как стать уверенным в себе человеком» состоит из 9 тренинговых занятий. Каждое занятие рассчитано на 1,5 – 2 академических часа, частота проведения – 1 раз в месяц. Занятия проводятся в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений. Оптимальная наполняемость группы 10 – 12 человек. Возраст участников 14 – 17 лет. Используемые методы и формы ведения занятий: Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определённой последовательности: Упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологического барьера в общении. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу. Упражнения, направленные на формирования адекватной самооценки, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их разрешению. Групповые дискуссии и мозговые штурмы, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций. Структура занятия. Информационный блок, раскрывает предложенную тему, дает теоретические знания, интересные сведения по проблеме. Групповая дискуссия, дает возможность участникам высказать свое мнение по проблеме, учит слышать оппонента. Упражнения, способствующие формированию позитивных целей, развитию мотивации, формированию адекватной самооценки, планированию поведения и анализа жизненных ситуаций. Тестирование. Для отслеживания эффективности тренинговых занятий предлагаются тесты, опросники. По результатам прослежена результативность занятий, обозначены проблемы, пожелания участников программы. Рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами. Прощание. Способствует единению участников, формирует ответственность за групповой и индивидуальный результат. Программа тренингов по курсу «Как стать уверенным в себе человеком?».
Ожидаемые результаты: Участники занятий научатся лучше разбираться в себе, осознают свои эмоциональные проблемы, получат навыки формирования эффективной жизненной позиции, получат возможность осознать собственные мотивы достижения целей. В ходе занятий подростки познакомятся с защитными механизмами психики, получат навыки понимания и конструктивного взаимодействия с людьми.
Курс по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) «Береги здоровье смолоду». Актуальность. Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ — подростки. Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий — долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь — среди молодежи. Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости — разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения. Цель: Обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Задачи: v Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании и других психоактивных веществах; v Изменение отношения детей к наркомании другим психоактивным веществам; v Формирование умения сказать «Нет»; v Повышение мотивации к сохранению здоровья. Система управления программой: Программа по профилактике ПАВ «Береги здоровье смолоду» состоит из 9 тренинговых занятий. Каждое занятие рассчитано на 1 – 1,5 часа. Частота проведения занятий – 1 раз в месяц. Оптимальная аудитория – группа подростков в возрасте 12 – 17 лет. В разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав. Наполняемость группы – 15-20 детей. Тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком. Необходимо предусмотреть наличие персонала, который осуществлял бы помощь тренеру
Для проведения тренингов необходимо предусмотреть просторное помещение, мебель, канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.
Требования к тренерам и наставникам. Ведущие должны работать по специальности педагог, воспитатель, педагог – психолог, социальный педагог и обладать достаточным опытом в проведении групповых занятий. Тренинговые занятия по профилактике употребления ПАВ имеют ряд особенностей — они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркомании.
Программа тренингов по курсу «Береги здоровье смолоду».
Ожидаемый результат. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивным веществами. Уменьшение влияние факторов риска на употребление наркотиков и других психоактивных веществ подростками. Снижение риска употребления наркотиков и алкоголя, прежде всего подростками
Курс профессионального самоопределения подростков «Первые шаги на пути в профессию». Введение.
Подростковый возраст – это нелегкий период в жизни любого человека. Он связан, прежде всего с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией своего потенциала. Вот почему важным для подростков является процесс осмысления собственных способностей и интересов в различных видах деятельности. Без самоопределения личности невозможно формирование мировоззрения. В свою очередь, сформированность мировоззрения является основой определённой системы жизненных ценностей личности, без которой очень трудно найти своё место в мире человеческих отношений. Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускника детского дома. Не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Ребята, выпускающиеся из детского дома после 9 класса, чаще всего сталкиваются с проблемой ограничения выбора мест получения интересующей их профессии теми профессиональными учебными заведениями, где предоставляется место для проживания детей-сирот. Сложности у воспитанников детских домов так же вызывает построение своей жизненной перспективы, планирование этапов профессиональной реализации с учетом социальных условий, собственных возможностей и интересов, проявление личностной активности в реализации задуманного. Зачастую формированию подобной пассивной позиции способствует нехватка знаний и себе, своих возможностях, недостаток информации о социально-средовых условиях, несформированные мотивы профессионального самоопределения и отсутствие практических навыков взаимодействия. Таким образом, возникает необходимость в профессиональной ориентации подростков на этапе их личностного и профессионального самоопределения. Психолого-педагогическая помощь воспитаннику детского дома в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для активизации самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов. Знакомясь со способами самопознания, самоисследования личности, овладевая навыками получения информации о разнообразных профессиях, социальных институтах, возможностях установления социальных контактов, подростки соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессии. Проводимые практические упражнения и задания для самостоятельного изучения, дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения, развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, снижают степень тревожности и страхов, связанных с самопредъявлением в социальных контактах, взаимоотношениях. Цель: активизация личностного резервов на этапе профессионального самоопределения подростков благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающей действительности. Задачи:
· Познакомить детей с различными видами профессий с их основнымихарактеристиками и классификацией. · Выявить интересы и способности к различным профессиям. · Помочь воспитанникам в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий. · Способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у детей-сирот на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей. Организация занятий.
Программа разработана для занятий с учащимися 8-9 классов. Численный состав группы 6 – 9 человек. Занятия проводятся 2разав месяц. Продолжительность одной встречи 2 учебных часа (по 30 минут астрономического времени). Срок реализации программы: 18 часов – 8 класс, 18 часов – 9 класс. Методические рекомендации:
Поставленные цели и задачи реализуются через: упражнения, связанные с основной тематикой занятия, беседы, диспуты, в ходе которых воспитанники восполняют для себя пробелы в знаниях, учатся обозначать свою собственную позицию по тому или иному вопросу, включаются в обсуждение трудностей выбора профессии, совместными усилиями ищут пути их преодоления;
практические задания, в ходе которых подростки получают информацию о себе, о взаимоотношениях с другими людьми;
ролевые игры, в ходе которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, бесконфликтного общения, отработать навыки принятия решения.
Программа включает в себя:
Занятия, направленные на расширение представлений о себе, о своих интересах, возможностях;
Занятия, направленные на ознакомление с миром профессий, с профессиональными требованиями и общественной востребованностью того или иного труда;
Занятия, направленные на формирование умения планировать образ будущего профессионала, осознание собственной иерархии ценностей, моделирование профессиональной перспективы подростка.
Занятия, направленные на формирование навыков социального взаимодействия в процессе реализации собственного профессионального плана.
Программа курса профессионального самоопределения подростков «Первые шаги на пути в профессию».
1 год реализации программы:
2-й год реализации программы:
Предполагаемый результат реализации программы: актуализация процессов профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира. Показатели результативности 1 год (8 класс) Владение знаниями о содержании труда в профессии; ориентировка в знании своих интересов и возможностей; понимание значения и необходимости учебы для освоения профессией. наличие интереса к процессу труда, осознание необходимости участия в труде для построения своей жизни и активного участия в жизни общества. проявление самостоятельности и активности в процессе целеполагания; исполнения, контроля и оценки хода работы; оценки результатов труда. Показатели результативности 2 год (9 класс): знание состояния своего здоровья и требований к профессии, знание своих профессиональных интересов и склонностей, возможностей их реализации на разных жизненных этапах; полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья; знания о различных социальных институтах в городе, стране, оказывающих помощь и поддержку на этапе выбора, овладения профессией и дальнейшей профессиональной реализации. мотивы выбора профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей с желаниями, востребованностью профессии в обществе. проявление самостоятельности и творческих возможностей в реализации заданий практической направленности; активная включенность в планирование своего профессионального плана;
Курс индивидуального постинтернатногое сопровождения выпускников детских интернатных учреждений.
Постинтернатное сопровождение строится на основе единства трех направлений деятельности: · социально-правовой поддержки выпускников; · психолого-педагогического сопровождения; · аналитической и информационной работы. Основная технология сопровождения выпускников детского дома – кураторство. Функции куратора: являться полномочным представителем и защитником интересов выпускника в разнообразных социальных институтах, а также консультантом по широкому спектру жизненных и личных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых ситуациях и способствовать становлению самостоятельности своего подопечного. Кураторство выпускников реализуется в три этапа: 1. Подготовительный этап. Он реализуется в детском доме в течение последнего года обучения. Специалисты сопровождения: социальный педагог, воспитатели, педагог- куратор. Основные задачи: · оказание комплексной помощи выпускникам для создания необходимых предпосылок по постинтернатной адаптации выпускников, в том числе профессионально-трудовой социализации. На данном этапе предполагается: индивидуальное сопровождение будущих выпускников в целях подготовки к самостоятельной жизни; · предварительное решение вопросов социальной защищенности; · создание «информационного поля» профессионально-трудовой адаптации; · создание социальной карты; · совместная работа по разработке программы индивидуального развития и социализации «Моя жизненная стратегия»; (приложение 1) · получение начального профессионального образования, получение опыта трудоустройства и трудовой деятельности в каникулярное время. 2. Основной этап сопровождения. Осуществляется в течение периода получения профессионального образования. Основной технологией этапа является управление случаем. Решение о начале, окончании и формах сопровождения выпускника принимаются на консилиумах учреждения. К каждому консилиуму производится оценка динамики адаптации воспитанника в социуме, принимается решение об открытии или закрытии случая и форме дальнейшего сопровождения (кризисное, активное, пассивное, мониторинг). Открытие случая В первый год после выпуска по итогам вводного консилиума открывается случай на всех выпускников. На вводном консилиуме, используя данные первичной диагностики куратора и наблюдений социального педагога, определяется уровень социализации выпускника, который может быть кризисным, неблагополучным, удовлетворительным, благополучным. Кризисный уровень: выпускник в социально-опасном положении; требуется немедленное вмешательство для обеспечения безопасности и благополучия выпускника. Неблагополучный уровень: существуют значительные трудности, с которыми выпускник сам не может справиться и которые негативно влияют на качество жизни и профессиональную адаптацию; если не оказать поддержку, есть риск, что выпускник окажется в социально опасном положении. Удовлетворительный уровень: существуют некоторые трудности, но подросток в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; существующие трудности выпускника не оказывают существенного влияния на качество его жизни и профессиональную адаптацию; отсутствует риск того, что выпускник окажется в социально опасном положении. Благополучный уровень: выпускник практически полностью справляется со своими жизненными задачами и профессионально адаптирован, располагает достаточными условиями для полноценной адаптации. Формы сопровождения: Активное и кризисное сопровождение для выпускников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. При кризисном и неблагополучном уровне куратор выполняет функции полномочного представителя и защитника интересов выпускников в разнообразных социальных институтах, консультирует по широкому спектру жизненных и личных проблем, создает условия для успешной социально – психологической адаптации выпускника в социуме. Активное сопровождение предусматривает систематическую совместную деятельность куратора и выпускника по нерешенным проблемам, привлечение внешних дополнительных ресурсов. При активном сопровождении выпускника основные направления деятельности куратора: · психолого – педагогическая помощь; · создание социопедагогической и социореабилитационной среды (профилактика правонарушений, организация среды общений, досуговой деятельности и т.д.); · социально правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях, Пассивное сопровождение — для выпускников с благоприятным прогнозом социальной адаптации. Пассивное сопровождение организуется при удовлетворительном уровне социализации и осуществляется не более 6 месяцев в первый год обучения. Предполагается, что во время ведения случая куратор продолжает поддерживать контакт с выпускником и предпринимает совместные действия, направленные на то, чтобы обеспечить сохранение достигнутых результатов. Открытие случая. Вопрос об открытии случая может быть рассмотрен повторно, по инициативе куратора или выпускника при возникновении кризисных ситуаций. На повторных консилиумах решается вопрос о продолжении ведения случая или его закрытии. Продолжение ведения случая происходит до достижения поставленных целей в течение всего периода обучения в профессиональном учреждении при кризисном и неблагополучном уровне адаптации выпускника. Закрытие случая может производиться по ряду причин. Такими причинами могут быть достижение поставленных целей. Случай может также быть закрыт при отсутствии адекватных услуг, отвечающих потребностям выпускника, при этом должен быть переведен в ведение другой организации. Мониторинг. После закрытия случая осуществляется мониторинг. Это отслеживание результатов социальной адаптации выпускника по следующим параметрам: здоровье, законопослушность, жилье, работа/ учеба, доходы, семейное положение. Для осуществления мониторинга уровня социальной адаптации выпускников, как средства оценки динамики их адаптации, эффективности работы кураторов создается база данных уровня социальной адаптации выпускников которая фиксируется в карте постинтернатного контроля (приложение 2) и вносится в программу индивидуального развития и социализации. В основе базы – результаты диагностики уровня социальной адаптации, которую проводят кураторы, работающие с выпускниками. Вводная диагностика проводится на этапе подготовки выпускников к выпуску или на этапе завершения первичной адаптации в образовательных учреждениях профессионального образования. Промежуточная диагностика проводится в конце первого года обучения в профессиональном образовательном учреждении с целью оценить динамику процесса адаптации выпускников и выработки рекомендаций для кураторов по эффективному сопровождению. Итоговая диагностикапроводится в конце обучения с целью оценки уровня адаптации выпускников. Диагностика проводится по 6 параметрам: 1. сформированность учебных навыков и готовность к обучению; 2. умение осмысленно проводить свободное время; 3. умение создания и содержания свободного жизненного пространства; 4. сформированность навыков взаимодействия с руководством общественными и административными структурами; 5. умение заботится о здоровье и внешности; 6. сформированность навыков создания и поддержания дружбы и социальных контактов. Каждый параметр оценивается по 6 – ти бальной шкале и отражает степень сформированности оцениваемых умений и навыков. Результаты оценки вносятся в базу данных. Оценка уровня адаптации.
Форма сопровождения выпускника зависит от уровня адаптации:
Приложение 1. Программа индивидуального развития и социализации
выпускника ДДСТ города Павлодара. Ф.И.О. выпускника _________________________________________________ Год выпуска _________________________________________________ ______ Год окончания школы _______________________________________________ Ф.И.О. наставника _________________________________________________ _ Диагностика.
Профессиональное обучение __________________________________________ Адрес проживания после выбытия из деревни ________________________________ Открытие кураторства _________________________________________________ ______
Оценка уровня адаптации.
Примечание _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___
Закрытие кураторства, причина _________________________________________________ ________
Приложение 2.Карта постинтернатного сопровождения выпускников ГУ «Детская деревня семейного типа города Павлодара».
Ф.И.О. выпускника ______________________________________________ Год выпуска _________________________________________________ ____ Год окончания школы _____________________________________________ Профессиональное обучение _______________________________________ Адрес проживания после выбытия из деревни _________________________ Ф.И.О. наставника ______________________________________________
Выводы, дата, причины снятия с постинтернатного контроля: _________________________________________________ _________________________________________________ ______________________________
Литература 1. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2005. 2. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб., 2006. 3. Ромек В.Г. Тренинги уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2005. 4. Стишенок И.В. Тренинги уверенности в себе. СПб., 2006 5. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. М.,2007 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2005
АО НЦПК«Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Павлодарской области ГУ «Детская деревня семейного типа города Павлодара».
Программа социальной адаптации подростков «Я сам строю свою жизнь».
Каримова Гульбагда Ердешевна директор детского дома семейного типа города Павлодара. Город Павлодар, 2013 год. Пояснительная записка. Актуальность
Потребность в общении отмечается в подростковом возрасте, но именно у старшеклассников она приобретает новое качество и по содержанию и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни учащихся. Подростки в общении с социальным окружением чаще других попадают во фрустрационные ситуации. Иногда сверстники не принимают их в свой коллектив, относятся к ним настороженно, предвзято и враждебно. Учителя сбивают их с толку одним только словом, осуждают, упрекают. Реакция со стороны подростка на это может быть самая различная. Одни стараются защитить себя, свое «Я». Другие – требуют или ищут помощи и защиты от ближайшего окружения. Третьи сами разрешают ситуацию, но неадекватным способом. Общение с близкими сверстниками не менее значимый период для становления жизненного мира и для будущей жизни. От его развития зависит способность или неспособность будущего взрослого человека к глубоким доверительным отношениям с другими людьми. Развитие этой линии общения в старших классах школы обычно определяет будущие отношения и в собственной семье, с друзьями, в производственных группах. В подростковом возрасте формируется мировоззрение, профессиональное самоопределение, происходит дифференциация способностей. Для этого периода характерно становление нового уровня самосознания, изменение Я – концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Самые заботливые педагоги и воспитатели нередко оказываются беспомощными. Не понимая, что происходит с подростками, они совершают поступки, усугубляющие кризисное состояние их детей. Социально психологическая адаптация это – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, и интересами. Адаптация осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. Обучение и поддержка подростков, оказавшихся в трудных для них жизненных ситуациях, позволит раскрытию внутренних возможностей и приобретению опыта самореализации в детско-подростковой и взрослой социальной среде. Что же представляет сам процесс адаптации? Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, обеспечивающий наиболее оптимальный баланс реализации возможностей. В широком смысле адаптация представляет собой процесс изменения социокультурных диспозиций, направленный на достижение личностного соответствия и комфорта во взаимодействии с непосредственным социальным и физическим окружением. Адаптация – это одновременно и процесс достижения стабильности, и результат этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества. Выделяют следующие аспекты адаптации: -адаптация как процесс приспособления индивида к новой среде; -адаптация как способ достижения какой-то цели и приобретения пользы для индивида; -адаптация как достижение равновесия между субъектом и средой; -адаптация как процесс, обеспечивающий не только стабильность, но и возможность развития индивида. Данная программа направлена на работу с подростками, имеющими трудности в общении и эмоционально-волевой сфере, также попавшие в новые для них условия связанные с необходимостью адаптироваться к новым условиям учебной деятельности, новому педагогическому коллективу, новым одноклассникам. Эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания другого, от способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Цель программы: Обеспечение успешной социально-психологической адаптации подростков к текущим социально – экономическим условиям жизни. Задачи: Повысить адаптивность учащихся, исходя из социального опыта, возможностей и психического состояния; Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем; Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения; Развивать терпимость к различным мнениям. Вести профилактику употребления психоактивных веществ и пропаганду ЗОЖ.
Этапы реализации программы. 1 этап – подготовительный. Срок реализации этапа — сентябрь.
- Выступление социально – психологической службы на педагогическом совете, представление программы педагогическому коллективу школы.
- Организация индивидуальных встреч с учителями, классными руководителями, воспитателями в ходе которых ведется сбор первичной информации, отражающей личностные особенности и межличностные отношения подростков.
- Проведение групповых встреч психолога с учащимися с целью мотивации на продуктивную дальнейшую совместную деятельность.
- Организация индивидуальных собеседований с каждым участником.
- Проведение входной диагностики подростков с целью выявления уровня их адаптации, тревожности, агрессивности, характера межличностного взаимодействия.
- Диагностика уровня самооценки.
- Проведение тренинговых занятий по курсу социальной адаптации подростков «Твой мир».
- Проведение тренингов «Как стать уверенным в себе человеком?»
- Организация занятий по профилактике психоактивных веществ «Береги здоровье смолоду»
- Введение программы по профессиональному самоопределению подростков «Первые шаги в профессию».
- Проведение входной диагностики подростков с целью выявления уровня их адаптации, тревожности, агрессивности, характера межличностного взаимодействия.
- Диагностика уровня самооценки.
Предполагаемые результаты:
Направления развития | Уровень сформированности |
Адаптивность | Ø успешность социальных контактов; Ø усвоение норм и ценностей социума; Ø адекватное осознание своих и чужих достоинств и недостатков; |
Позитивное отношение к самому себе | Ø сформированнность потребности в самоизменении и личностном росте; Ø сформированность умения принимать самого себя и других людей; |
Коммуникативность | Ø -приобретение дружеских контактов с одноклассниками; Ø установление доверительных отношений с учителями; Ø подчинение школьной дисциплине; Ø сформированнность адекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на внешние факторы; |
Личностная рефлексия | Ø -способность осознания своих чувства, причин поведения, последствий поступков, построения жизненных планов. |
Диагностика (входная, выходная). Для оценки результативности предлагаются следующие методики: ü Адаптация – социально психологический опросник К. Роджерса. ü Коммуникативные и организаторские склонности — В.Синявский, Б.А.Федоришин. ü Самооценка школьника – Лонг Б., Зиллер Р., Хенжерсон Р. ü Тревожность – методика Кондаш-Прихожан. Методы и средства оценки результативности программы (критерии оценки):
Диагностируемые характеристики | Психодиагностические методики | Возможная положительная динамика |
1. Адаптация. | Социально психологический опросник К. Роджерса. |
Приближение к норме до 20 %. Уменьшение % дезадаптации до 50% |
2. Коммуникативные и организаторские склонности. | Коммуникативные и организаторские склонности (КОС В. Синявского, Б.А. Федоришина) |
Изменение в лучшую сторону до 30 % |
3. Самооценка школьника | Самооценка школьника (Лонг Б., Зиллер Р., Хенжерсон Р.) |
Приближение к адекватной у 20 % |
4. Тревожность | Методика Кондаш — Прихожан |
Снижение уровня тревожности до 20 % |
Курс адаптации подростков «Твой мир». Программа социальной адаптации подростков предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста. Может рассматриваться как программа, направленная на приобретение навыков общения для гармоничного вхождения подростков в жизнь, а также на пропаганду здорового образа жизни современного общества. Программа должна обеспечить с одной стороны формирование психологического здоровья, с другой стороны выполнение возрастных задач развития. Для успешной адаптации важно своевременное вмешательство значимого человека для подростка в ситуацию личностного развития, с одной стороны восстановление и дальнейшее развитие личности подростка с опорой на его адаптационный потенциал, с другой стороны. Использование развивающе – воспитательных возможностей. Используемые методы ведения занятий:
- Методы исследования личности;
- Экспрессивные методы творческого самовыражения в рисунках и письменных работах;
- Методы социально психологического тренинга;
- Дискуссионный метод;
- Метод анализа конкретных ситуаций;
- Метод наблюдения.
Система управления программой:
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в месяц, длительность занятия 1,5 – 2 часа. Программа рассчитана на подростков 15 – 17 лет. Наполняемость группы 8 – 12 человек. На занятиях создаются условия, когда подростку не в тягость выполнять задания, дается время на подготовку ответа, можно обсуждать с другими участниками варианты решения задач, есть время для физической разминки. От ведущего требуется максимальное терпение при работе с группой, где исключены критика, оценка мнений и суждений участников. Полное принятие подростка таким, какой он есть. Структура занятия. Каждое занятие состоит из 4 этапов. 1 этап – разогрев. Включает в себя: v обмен своим состоянием и настроением; v ритуал приветствия; v упражнения, направленные на снятие нервно-психического напряжения, расширение представлений подростков друг о друге. 2 этап – групповая дискуссия, ролевая игра. v Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. v Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме с целью повышения социальной адаптации. 3 стадия — рефлексия «здесь и теперь». v Подведение итогов работы. v Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. v Представление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга. 4 стадия — психологическое завершение групповой работы. v Ритуал прощания.
Программа тренинговых занятий по курсу «Твой мир». Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Задачи: · Формирование социально — ответственного поведения: подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина. · Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
№ | Тема | Краткое содержание. |
1. | Какие мы все разные. | Знакомство с понятиями «социальная адаптация» и «социализации личности», развитие установки на самопознание и саморазвитие. |
2. | Я – это я. И я – это замечательно | Раскрытие особенностей социализации подростов. Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. |
3. | Я и мои одноклассники | Формирование представлений о факторах социализации. Углубление процессов раскрытия личностных качеств. |
4. | Я и моя семья | Формирование представлений о семье, как одного их основных факторов социализации. Развитие групповой сплочённости. |
5. | Формирование представления о группе сверстников, как основных факторы социализации подростка. | |
6. | Я и мои учителя | Формирование коммуникативных навыков и умений. |
7. | Овладение навыками эффективного слушания. | |
8. | Здоровье – залог будущей жизн | Формирование представления о человеческих чувствах и эмоциях. |
9. | Все кончается, а мы остаемся | Самопознание участников; коррекция восприятия себя; определение взаимоотношений в группе. |
Курс коррекции поведения «Как стать уверенным в себе человеком?». Актуальность: Корни такой проблемы, как неуверенность в себе, чаще всего следует искать в раннем детстве. Как часто взрослые призывают детей сдерживать искренние эмоции и чувства, убеждая, что именно такое поведение и является хорошим. Тем самым они, способствуют формированию у детей страхов, агрессии, а в итоге неуверенности в себе. В результате организации совместных тренинговых занятий «Как стать уверенным в себе человеком?» проясняются возможные причины трудностей и невзгод, возникающих в жизни подростка и предлагаются приёмы и упражнения для преодоления. Занятия направлены на то, чтобы участники смогли научиться распознавать свои чувства, исследовать и проработать собственные страхи и сопротивления, которые тормозят личностное развитие и мешают достичь поставленных целей. Цель программы: научить подростков уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в официальных и межличностных отношениях. Научить отличать уверенное поведение от агрессивного и пассивно-неуверенного. Задачи программы: v Личностный рост участников занятий, развитие их самопознания; v Понимания себя и самопринятие, коррекция поведения; v Обретение навыков конструктивного общения с другими. Система управления программой:
Программа «Как стать уверенным в себе человеком» состоит из 9 тренинговых занятий. Каждое занятие рассчитано на 1,5 – 2 академических часа, частота проведения – 1 раз в месяц. Занятия проводятся в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений. Оптимальная наполняемость группы 10 – 12 человек. Возраст участников 14 – 17 лет. Используемые методы и формы ведения занятий: Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определённой последовательности: Упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологического барьера в общении. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу. Упражнения, направленные на формирования адекватной самооценки, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их разрешению. Групповые дискуссии и мозговые штурмы, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций. Структура занятия. Информационный блок, раскрывает предложенную тему, дает теоретические знания, интересные сведения по проблеме. Групповая дискуссия, дает возможность участникам высказать свое мнение по проблеме, учит слышать оппонента. Упражнения, способствующие формированию позитивных целей, развитию мотивации, формированию адекватной самооценки, планированию поведения и анализа жизненных ситуаций. Тестирование. Для отслеживания эффективности тренинговых занятий предлагаются тесты, опросники. По результатам прослежена результативность занятий, обозначены проблемы, пожелания участников программы. Рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами. Прощание. Способствует единению участников, формирует ответственность за групповой и индивидуальный результат. Программа тренингов по курсу «Как стать уверенным в себе человеком?».
№ | Тема | Краткое содержание. |
1 | Моё уникальное «Я». | Развитие рефлексии подростков путём обращения к проективным формам и обратной связи с одноклассниками. |
2 | Как превратить недостатки в достоинства. | Осознание подростками развивающих возможностей собственных недостатков. |
3 | Я в бумажном зеркале. | Описание особенностей неуверенного поведения и его психологических причин. Формирование представлений о различиях между уверенным и неуверенным поведением. Оценка подростками своего уровня уверенности в себе. |
4 | Тренировка уверенного поведения. | Тренировка подростками уверенного поведения на модели игровой деятельности. Формулирование правил уверенного поведения и тренировка их соблюдения. |
5 | Мир эмоций. | Знакомство с возможными эмоциями человека, путями их выражения. |
6 | Чувства и эмоции. | Развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния. |
7 | Что такое «Манипуляция»? | Знакомство с понятием «манипуляция», видами манипуляций, способами защиты от манипуляции. |
8 | Защитные механизмы личности | познакомить участников со способами психологической защиты, научить способам противопоставления давления среды. |
9 | Защитные механизмы личности | познакомить участников со способами психологической защиты, научить способам противопоставления давления среды. |
Курс по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) «Береги здоровье смолоду». Актуальность. Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ — подростки. Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий — долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь — среди молодежи. Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости — разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения. Цель: Обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Задачи: v Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании и других психоактивных веществах; v Изменение отношения детей к наркомании другим психоактивным веществам; v Формирование умения сказать «Нет»; v Повышение мотивации к сохранению здоровья. Система управления программой: Программа по профилактике ПАВ «Береги здоровье смолоду» состоит из 9 тренинговых занятий. Каждое занятие рассчитано на 1 – 1,5 часа. Частота проведения занятий – 1 раз в месяц. Оптимальная аудитория – группа подростков в возрасте 12 – 17 лет. В разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав. Наполняемость группы – 15-20 детей. Тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком. Необходимо предусмотреть наличие персонала, который осуществлял бы помощь тренеру
Для проведения тренингов необходимо предусмотреть просторное помещение, мебель, канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.
Требования к тренерам и наставникам. Ведущие должны работать по специальности педагог, воспитатель, педагог – психолог, социальный педагог и обладать достаточным опытом в проведении групповых занятий. Тренинговые занятия по профилактике употребления ПАВ имеют ряд особенностей — они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркомании.
Программа тренингов по курсу «Береги здоровье смолоду».
№ | Тема | Краткое содержание. |
1. |
Враги твоего здоровья. | Профилактика табакокурения. Знакомство с информацией о вредных веществах |
2. |
Враги твоего здоровья. |
Формирование негативного отношения к курению. Дискуссия «Как бросить курить» |
3. |
Враги твоего здоровья. | Влияние алкоголя на здоровье и поведение человека. Информация об алкоголе. |
4. | Подари себе жизнь. | Обозначение проблемы, связанной с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ. |
5. | Умей сказать «нет». | Овладение навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора. |
6. | Безопасное поведение. |
Формирование навыков безопасного поведения, умения говорить «Нет» в рискованных ситуациях, связанных с употреблением психоактивных веществ. |
Курс профессионального самоопределения подростков «Первые шаги на пути в профессию». Введение.
Подростковый возраст – это нелегкий период в жизни любого человека. Он связан, прежде всего с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией своего потенциала. Вот почему важным для подростков является процесс осмысления собственных способностей и интересов в различных видах деятельности. Без самоопределения личности невозможно формирование мировоззрения. В свою очередь, сформированность мировоззрения является основой определённой системы жизненных ценностей личности, без которой очень трудно найти своё место в мире человеческих отношений. Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускника детского дома. Не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Ребята, выпускающиеся из детского дома после 9 класса, чаще всего сталкиваются с проблемой ограничения выбора мест получения интересующей их профессии теми профессиональными учебными заведениями, где предоставляется место для проживания детей-сирот. Сложности у воспитанников детских домов так же вызывает построение своей жизненной перспективы, планирование этапов профессиональной реализации с учетом социальных условий, собственных возможностей и интересов, проявление личностной активности в реализации задуманного. Зачастую формированию подобной пассивной позиции способствует нехватка знаний и себе, своих возможностях, недостаток информации о социально-средовых условиях, несформированные мотивы профессионального самоопределения и отсутствие практических навыков взаимодействия. Таким образом, возникает необходимость в профессиональной ориентации подростков на этапе их личностного и профессионального самоопределения. Психолого-педагогическая помощь воспитаннику детского дома в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для активизации самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов. Знакомясь со способами самопознания, самоисследования личности, овладевая навыками получения информации о разнообразных профессиях, социальных институтах, возможностях установления социальных контактов, подростки соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессии. Проводимые практические упражнения и задания для самостоятельного изучения, дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения, развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, снижают степень тревожности и страхов, связанных с самопредъявлением в социальных контактах, взаимоотношениях. Цель: активизация личностного резервов на этапе профессионального самоопределения подростков благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающей действительности. Задачи:
· Познакомить детей с различными видами профессий с их основнымихарактеристиками и классификацией. · Выявить интересы и способности к различным профессиям. · Помочь воспитанникам в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий. · Способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у детей-сирот на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей. Организация занятий.
Программа разработана для занятий с учащимися 8-9 классов. Численный состав группы 6 – 9 человек. Занятия проводятся 2разав месяц. Продолжительность одной встречи 2 учебных часа (по 30 минут астрономического времени). Срок реализации программы: 18 часов – 8 класс, 18 часов – 9 класс. Методические рекомендации:
Поставленные цели и задачи реализуются через: упражнения, связанные с основной тематикой занятия, беседы, диспуты, в ходе которых воспитанники восполняют для себя пробелы в знаниях, учатся обозначать свою собственную позицию по тому или иному вопросу, включаются в обсуждение трудностей выбора профессии, совместными усилиями ищут пути их преодоления;
практические задания, в ходе которых подростки получают информацию о себе, о взаимоотношениях с другими людьми;
ролевые игры, в ходе которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, бесконфликтного общения, отработать навыки принятия решения.
Программа включает в себя:
Занятия, направленные на расширение представлений о себе, о своих интересах, возможностях;
Занятия, направленные на ознакомление с миром профессий, с профессиональными требованиями и общественной востребованностью того или иного труда;
Занятия, направленные на формирование умения планировать образ будущего профессионала, осознание собственной иерархии ценностей, моделирование профессиональной перспективы подростка.
Занятия, направленные на формирование навыков социального взаимодействия в процессе реализации собственного профессионального плана.
Программа курса профессионального самоопределения подростков «Первые шаги на пути в профессию».
1 год реализации программы:
№ | Тема. | Краткое содержание занятия |
1. | Введение в программу. | Обозначение целей курса, уточнение целей участников, прояснение трудностей в данной области. |
2. | Каким я вижу свое профессиональное будущее. | Диагностика представлений о будущем, выявление уровня ответственности за собственное профессиональное самоопределение. |
3. | Разнообразие в реальном мире профессий. | Информирование о разных профессиях. Актуализация знаний подростков о профессиях. «Покажи профессию»; «Самая, самая»; «Профессионал и его инструменты». Работа со слайдами: классификация профессий; «Профессия моей меты». |
4. | Разнообразие в реальном мире профессий. | |
5. | Разнообразие в реальном мире профессий. | |
6. | Разнообразие в реальном мире профессий. | |
7. | Знакомство с профессиограммой. | Информирование о понятии профессиограммы и особенностях их построения. Обсуждение чего не хватает на данном этапе для построения собственной профессиограммы будущей профессии, что является опорой. |
8. | Знакомство с профессиограммой | |
9. | Особенности личности и ее профессиональный выбор | Тестирование и обсуждение результатов. |
10. | Особенности личности и ее профессиональный выбор | |
11. | Ролевая игра «Разговор с профессионалом | Обсуждение требований к личности профессионала. Личность и профессиональные качества. Конфликтность и высокая результативность в профессии: за – против. |
12. | Мои интересы и склонности в выборе профессии. | Тестирование и обсуждение результатов. |
13. | Аукцион профессий. | Проводится на основе самостоятельной подготовки воспитанников в поиске интересующей информации по профессиям. Мини само – презентации. |
14. | Этапы овладения профессией. | Овладение начальными рофессиональными навыками, овладение мастерством, профессиональная переподготовка, повышение образовательного уровня. |
15. | Этапы овладения профессией | |
16. | Куда пойти учиться? | Работа со справочным материалом, обучение формирования запроса в Интернете. |
17. | Пресс-конференция для выпускников будущего года | Презентация образовательных услуг с приглашением выпускников детского дома и представителей образовательных учреждений либо подготовка ролевой игры самими воспитанниками. |
18. | Каким я вижу себя в профессии сегодня | Подведение итогов, соотнесение поставленной цели и полученного результата. |
№ | Тема. | Краткое содержание. |
1. | Исследование личностных особенностей и особенностей здоровья. | Тестирование и обсуждение результатов. |
2. | Исследование личностных особенностей и особенностей здоровья. | |
3. | Профессиональный образ. | Рисование по представлению, уточнение, что включает в себя профессиональный образ, реальный и идеальный (фантастический образ). В чем отличия? |
4. 5. | Ролевая игра « Встречи с профессионалами». | Актуализация представлений о профессиях «человек – человек», человек – художественный образ», «человек – техника», формирование навыков самопрезентации. Самостоятельная подготовка в группе и презентация профессионалов в разных областях. |
6. 7. | Ролевая игра « Встречи с профессионалами» | |
8. 9. | Ролевая игра « Встречи с профессионалами» | |
10. | Составление портфолио. | Обсуждение достижений за прошедший период жизни, закрепление мотивации на достижение результата при построении перспективы в будущее. |
11. | Построение образовательной перспективы | Рассматривание вариантов: получение двух профессий, повышение квалификации в процессе овладения одной профессией. |
12. | Современный рынок труда. Востребованность профессии | Заказ общества к трудовым резервам. Возможности реализации способностей и учет требований времени. |
13. | Современный рынок труда. Востребованность профессии | |
14. | Деловая игра «На бирже. Встреча со специалистом». | Формирование навыков взаимодействия с целью прояснения интересующего вопроса. Разбор конфликтных ситуаций. |
15. | Возможности профессионального роста по различным профессиям. | Знакомство с курсами повышения квалификации. Ранжирование должностей. |
16. | Беседа «Жизнь одна, а профессия?» | Изучение возможности смены профессии. |
17. | Построение профессионального плана. | Обобщение, подведение итогов работы. |
18. | Построение профессионального плана. |
Предполагаемый результат реализации программы: актуализация процессов профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира. Показатели результативности 1 год (8 класс) Владение знаниями о содержании труда в профессии; ориентировка в знании своих интересов и возможностей; понимание значения и необходимости учебы для освоения профессией. наличие интереса к процессу труда, осознание необходимости участия в труде для построения своей жизни и активного участия в жизни общества. проявление самостоятельности и активности в процессе целеполагания; исполнения, контроля и оценки хода работы; оценки результатов труда. Показатели результативности 2 год (9 класс): знание состояния своего здоровья и требований к профессии, знание своих профессиональных интересов и склонностей, возможностей их реализации на разных жизненных этапах; полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья; знания о различных социальных институтах в городе, стране, оказывающих помощь и поддержку на этапе выбора, овладения профессией и дальнейшей профессиональной реализации. мотивы выбора профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей с желаниями, востребованностью профессии в обществе. проявление самостоятельности и творческих возможностей в реализации заданий практической направленности; активная включенность в планирование своего профессионального плана;
Курс индивидуального постинтернатногое сопровождения выпускников детских интернатных учреждений.
Постинтернатное сопровождение строится на основе единства трех направлений деятельности: · социально-правовой поддержки выпускников; · психолого-педагогического сопровождения; · аналитической и информационной работы. Основная технология сопровождения выпускников детского дома – кураторство. Функции куратора: являться полномочным представителем и защитником интересов выпускника в разнообразных социальных институтах, а также консультантом по широкому спектру жизненных и личных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых ситуациях и способствовать становлению самостоятельности своего подопечного. Кураторство выпускников реализуется в три этапа: 1. Подготовительный этап. Он реализуется в детском доме в течение последнего года обучения. Специалисты сопровождения: социальный педагог, воспитатели, педагог- куратор. Основные задачи: · оказание комплексной помощи выпускникам для создания необходимых предпосылок по постинтернатной адаптации выпускников, в том числе профессионально-трудовой социализации. На данном этапе предполагается: индивидуальное сопровождение будущих выпускников в целях подготовки к самостоятельной жизни; · предварительное решение вопросов социальной защищенности; · создание «информационного поля» профессионально-трудовой адаптации; · создание социальной карты; · совместная работа по разработке программы индивидуального развития и социализации «Моя жизненная стратегия»; (приложение 1) · получение начального профессионального образования, получение опыта трудоустройства и трудовой деятельности в каникулярное время. 2. Основной этап сопровождения. Осуществляется в течение периода получения профессионального образования. Основной технологией этапа является управление случаем. Решение о начале, окончании и формах сопровождения выпускника принимаются на консилиумах учреждения. К каждому консилиуму производится оценка динамики адаптации воспитанника в социуме, принимается решение об открытии или закрытии случая и форме дальнейшего сопровождения (кризисное, активное, пассивное, мониторинг). Открытие случая В первый год после выпуска по итогам вводного консилиума открывается случай на всех выпускников. На вводном консилиуме, используя данные первичной диагностики куратора и наблюдений социального педагога, определяется уровень социализации выпускника, который может быть кризисным, неблагополучным, удовлетворительным, благополучным. Кризисный уровень: выпускник в социально-опасном положении; требуется немедленное вмешательство для обеспечения безопасности и благополучия выпускника. Неблагополучный уровень: существуют значительные трудности, с которыми выпускник сам не может справиться и которые негативно влияют на качество жизни и профессиональную адаптацию; если не оказать поддержку, есть риск, что выпускник окажется в социально опасном положении. Удовлетворительный уровень: существуют некоторые трудности, но подросток в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; существующие трудности выпускника не оказывают существенного влияния на качество его жизни и профессиональную адаптацию; отсутствует риск того, что выпускник окажется в социально опасном положении. Благополучный уровень: выпускник практически полностью справляется со своими жизненными задачами и профессионально адаптирован, располагает достаточными условиями для полноценной адаптации. Формы сопровождения: Активное и кризисное сопровождение для выпускников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. При кризисном и неблагополучном уровне куратор выполняет функции полномочного представителя и защитника интересов выпускников в разнообразных социальных институтах, консультирует по широкому спектру жизненных и личных проблем, создает условия для успешной социально – психологической адаптации выпускника в социуме. Активное сопровождение предусматривает систематическую совместную деятельность куратора и выпускника по нерешенным проблемам, привлечение внешних дополнительных ресурсов. При активном сопровождении выпускника основные направления деятельности куратора: · психолого – педагогическая помощь; · создание социопедагогической и социореабилитационной среды (профилактика правонарушений, организация среды общений, досуговой деятельности и т.д.); · социально правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях, Пассивное сопровождение — для выпускников с благоприятным прогнозом социальной адаптации. Пассивное сопровождение организуется при удовлетворительном уровне социализации и осуществляется не более 6 месяцев в первый год обучения. Предполагается, что во время ведения случая куратор продолжает поддерживать контакт с выпускником и предпринимает совместные действия, направленные на то, чтобы обеспечить сохранение достигнутых результатов. Открытие случая. Вопрос об открытии случая может быть рассмотрен повторно, по инициативе куратора или выпускника при возникновении кризисных ситуаций. На повторных консилиумах решается вопрос о продолжении ведения случая или его закрытии. Продолжение ведения случая происходит до достижения поставленных целей в течение всего периода обучения в профессиональном учреждении при кризисном и неблагополучном уровне адаптации выпускника. Закрытие случая может производиться по ряду причин. Такими причинами могут быть достижение поставленных целей. Случай может также быть закрыт при отсутствии адекватных услуг, отвечающих потребностям выпускника, при этом должен быть переведен в ведение другой организации. Мониторинг. После закрытия случая осуществляется мониторинг. Это отслеживание результатов социальной адаптации выпускника по следующим параметрам: здоровье, законопослушность, жилье, работа/ учеба, доходы, семейное положение. Для осуществления мониторинга уровня социальной адаптации выпускников, как средства оценки динамики их адаптации, эффективности работы кураторов создается база данных уровня социальной адаптации выпускников которая фиксируется в карте постинтернатного контроля (приложение 2) и вносится в программу индивидуального развития и социализации. В основе базы – результаты диагностики уровня социальной адаптации, которую проводят кураторы, работающие с выпускниками. Вводная диагностика проводится на этапе подготовки выпускников к выпуску или на этапе завершения первичной адаптации в образовательных учреждениях профессионального образования. Промежуточная диагностика проводится в конце первого года обучения в профессиональном образовательном учреждении с целью оценить динамику процесса адаптации выпускников и выработки рекомендаций для кураторов по эффективному сопровождению. Итоговая диагностикапроводится в конце обучения с целью оценки уровня адаптации выпускников. Диагностика проводится по 6 параметрам: 1. сформированность учебных навыков и готовность к обучению; 2. умение осмысленно проводить свободное время; 3. умение создания и содержания свободного жизненного пространства; 4. сформированность навыков взаимодействия с руководством общественными и административными структурами; 5. умение заботится о здоровье и внешности; 6. сформированность навыков создания и поддержания дружбы и социальных контактов. Каждый параметр оценивается по 6 – ти бальной шкале и отражает степень сформированности оцениваемых умений и навыков. Результаты оценки вносятся в базу данных. Оценка уровня адаптации.
№ | Параметры адаптации | Мах оценка |
1 |
сформированность учебных навыков и готовность к обучению; |
6 |
2 |
умение осмысленно проводить свободное время; |
6 |
3 |
умение создания и содержания свободного жизненного пространства; |
6 |
4 |
сформированность навыков взаимодействия с руководством общественными и административными структурами; |
6 |
5 |
умение заботится о здоровье и внешности; |
6 |
6 |
сформированность навыков создания и поддержания дружбы и социальных контактов. |
6 |
Итого: |
36 |
Форма сопровождения выпускника зависит от уровня адаптации:
оценка | Уровень адаптации: | Уровень сопровождения | |
1 |
0 – 10 баллов |
кризисная |
Кризисное |
2 |
11 – 20 баллов |
неблагополучная |
Активное |
3 |
21 – 28 баллов |
удовлетворительная |
Пассивное |
4 |
29 – 36 баллов |
благополучная |
Мониторинг |
Приложение 1. Программа индивидуального развития и социализации
выпускника ДДСТ города Павлодара. Ф.И.О. выпускника _________________________________________________ Год выпуска _________________________________________________ ______ Год окончания школы _______________________________________________ Ф.И.О. наставника _________________________________________________ _ Диагностика.
Здоровье | Учение | Общение | Образ жизни | Самопознание |
Оценка уровня адаптации.
№ | Параметры адаптации | Дата Оценка | Дата Оценка | Дата Оценка | Дата Оценка | Дата Оценка | Дата Оценка |
1 | сформированность учебных навыков и готовность к обучению; | ||||||
2 | умение осмысленно проводить свободное время; | ||||||
3 | умение создания и содержания свободного жизненного пространства; | ||||||
4 | сформированность навыков взаимодействия с руководством общественными и административными структурами; | ||||||
5 | умение заботится о здоровье и внешности; | ||||||
6 | сформированность навыков создания и поддержания дружбы и социальных контактов. | ||||||
Итого: | |||||||
Уровень адаптации | |||||||
Уровень сопровождения |
Закрытие кураторства, причина _________________________________________________ ________
Приложение 2.Карта постинтернатного сопровождения выпускников ГУ «Детская деревня семейного типа города Павлодара».
Ф.И.О. выпускника ______________________________________________ Год выпуска _________________________________________________ ____ Год окончания школы _____________________________________________ Профессиональное обучение _______________________________________ Адрес проживания после выбытия из деревни _________________________ Ф.И.О. наставника ______________________________________________
Дата посещения |
Адрес проживания, жилищные условия |
Семейное положение. |
Место работы, доход |
Необходимая помощь. |
Ф.И.О. посещающего, источник информации |
Выводы, дата, причины снятия с постинтернатного контроля: _________________________________________________ _________________________________________________ ______________________________
Литература 1. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2005. 2. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб., 2006. 3. Ромек В.Г. Тренинги уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2005. 4. Стишенок И.В. Тренинги уверенности в себе. СПб., 2006 5. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. М.,2007 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2005
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Проблемно-ценностное общение
Планирование работы, программы
14 января 2014
Файлы
Презентация программы социализации.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»