"Я буду пианистом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
г. Аркадак
План-конспект урока:
«Первый урок в первом классе »
Выполнила:
Лазарева Надежда Николаевна
Преподаватель МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак.
Аркадак, 2013 г.
План-конспект урока
Тема урока: «Первый урок в первом классе».
Урок № 1: «Знакомство с миром звуков и красок».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: традиционный.
Цель урока: Ознакомление с инструментом, выявление и развитие музыкальных способностей ребенка.
Задачи урока:
Образовательные:
-
сформировать представление о фортепиано;
-
освоение музыкальной грамоты;
-
сформировать правильное представление о высоте и длинне звуков.
Воспитательные:
-
воспитание эстетического вкуса.
Развивающие:
-
развитие навыков самостоятельной и творческой работы с первых занятий музыкой;
-
развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления;
-
развитие голоса учащегося;
-
развитие пианистического аппарата;
-
развитие навыков игры в ансамбле.
Основные этапы урока:
-
Организационный этап:
- приветствие;
- актуализация темы.
2. Этап проверки знаний учащегося:
- использование различных методов проверки знаний;
- привлечение с помощью специальных заданий к активному участию.
3. Этап усвоения новых знаний:
- этап проверки понимания нового материала;
- этап закрепления.
Средства обучения:
Оборудование: - фортепиано, кселофон, учебно-методические пособия, подставка для ног, мягкие игрушки (мишка, волк, лиса, зайка, белочка, птичка).
План урока
№ |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время/мин |
1. |
Организационный момент. |
Словесный. Теоретические сведения об инструментах: фортепиано и рояле |
3-6 |
2. |
Проверка знаний учащегося. Привлечение к активному участию. |
Постановка дополнительных вопросов: понятия тихо – громко; высокие и низкие звуки. Разучивание песенки (порядок движения нот по гамме вверх и вниз). |
10-12 |
3. |
Этап усвоения новых знаний. |
1.Разучивание стихов, попевок с прохлопыванием ритма, проигрывание его на инструменте. 2.Изучение расположения нот на клавиатуре. 3.Правила посадки. 4. Упражнения на постановку рук. |
16-18 |
4. |
Этап закрепления. |
Игра в ансамбле с исполнением ритмического рисунка в пьессах: «Сон», «Снег», «Карандаш», «Часы», «Музыканты». |
5-7 |
5. |
Заключение. Домашнее задание. |
Придумать мелодию к ритмическим рисункам. |
- |
Ход урока
Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (вроде игры в куклы для девочек или в солдатики – для мальчиков). На первом уроке преподаватель ставит первоочередной целью раскрепостить ребёнка, привлечь к себе его симпатии, заинтересовать и дать почувствовать, что он может свободно и легко играть и петь с первых занятий. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка. Поэтому ознакомление с нотной грамотой , упражнения на постановку рук даются ненавязчиво, в конце урока и распределяются в течение последующих нескольких занятий.
1.Преподаватель: Здравствуй, дружочек! Ты хочешь научиться играть на фортепиано.
Видел ли ты раньше этот инструмент?
Пытался ли играть на нем?
Учащийся отвечает.
2. Теоретические сведения.
Первое, что ты должен узнать – это то, что музыкальный инструмент, на котором ты собираешься играть, появился в начале XVIII в.(1710 г). Его создатель – итальянец Бартоломео Христофори. Название «фортепиано» в переводе с итальянского означает «громко-тихо».Этот инструмент действительно может играть и громко, и тихо. Он имеет две основные педали, которые помогают нам извлекать громкие и тихие звуки. Сейчас я тебе поиграю, а ты послушаешь, как звучит инструмент.
Преп-ль играет знакомую «Песенку про кузнечика».
Уч-ся слушает звучание инструмента.
Преп-ль: А теперь я возьму правую педаль, а ты попробуй поиграть сначала тихо, а потом громко.
Ученик играет.
Преп-ль: Какие звуки лучше у тебя получались, громкие или тихие?
Ответ ученика.
Преп-ль: Правильно. Громкие. И они звучат более продолжительно. Правая педаль помогает нам играть громко. Это называется «форте», т.е. громкое звучание.
А теперь я нажму левую педаль, и ты убедишься, что с ее помощью звуки становятся очень тихими. Это называется «пиано». Отсюда и происходит название - фортепиано.
Учащийся играет и отвечает.
Нажимая на клавиши инструмента, ты слышишь звуки. Но они исходят не от клавиш, а от струн, которые натянуты внутри инструмента. Если они натянуты вертикально, то это пианино, оно не очень большое и предназначено для игры в небольших помещениях. Если струны натянуты горизонтально, то это рояль, звук у него более громкий, на этих инструментах играют в больших концертных залах.
Преп-ль: Множество звуков таится в этом удивительном инструменте: сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию, любой аккорд. Чтобы клавиши красиво звучали, нужно знать их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат всё тоньше, а влево – всё ниже. Ты можешь сам «прогуляться» по всей клавиатуре пальчиками или даже ладошками. Внимательно послушай звуки в разных концах клавиатуры, и скажи, какие ты себе представляешь краски, темные или светлые? В какой стороне темные, а в какой светлые? (преподаватепь помогает извлекать звуки, представлять краски и образы животных).
Ответ ученика.
Преп-ль: А теперь посмотри на эти мягкие игрушки и расставь их на клавиатуре там, где ты их представляешь. Где живет волк, медведь, лиса и белочка, а где щебечут птички? А я тебе помогу.
Помогая представлять образы, преподаватель может почитать стихи1:
Видишь, КЛАВИШ очень много,
Будто длинная дорога.
Если КЛАВИШУ нажать-
Станет КЛАВИША звучать,
И услышим мы не стук -
МУЗЫКАЛЬНЫМ будет звук.
НИЗКИМ голосом реветь
Может зверь лесной - медведь.
Мишкин голос БАС зовётся,
Очень низко БАС поётся.
Слева клавиши у нас
Будто мишкин голос - БАС.
Рядом с мишкой волк живёт,
Тоже НИЗКО он поёт.
Дальше звуки чуть ПОВЫШЕ,
В них лисичку ты услышишь.
В нотках СРЕДНИХ на лужайке
Скачет длинноухий зайка.
Белочки пушистой цокот
Звонкий, яркий и ВЫСОКИЙ.
Очень тонок и ВЫСОК
Нежный птичий голосок.
Без труда найти мы сможем
Звук, на птичий свист похожий.
Преп-ль: А теперь послушай вот эту песенку (играет песенку «Чижик» на нотах МИ-ДО). Ты, наверное, знаешь её? Давай споём вместе.
Поют песенку.
Поиграй сам: МИ-ДО. «Позови чижика».
Удобно ли тебе петь в этом регистре?
Ответ ученика.
Преп-ль: В среднем регистре удобно петь человеческим голосом.
Если мы решим все вместе
Песню для друзей сыграть,
Будут звуки этой песни
В СРЕДНИХ клавишах звучать.
Будто голоса ребят,
Эти клавиши звучат.
3.Преп-ль: А знаешь ли ты какие-нибудь стихи? Прочти, пожалуйста.
Ученик читает стихи.
Преп-ль: Давай прохлопаем по слогам этот стишок и послушаем в нем долгие и короткие звуки.
(Можно предложить поговорки из сборника И. Корольковой «Я буду пианистом»2:
- Сол-ныш-ко встало. Всё за-си-я-ло.
- Раз ша-жок, два ша-жок, под но-гой скри-пит сне-жок.)
Прохлопываем ритм по слогам. Слушаем более длинные слоги, отмечаем их голосом.
Преп-ль: А теперь давай проиграем эти попевочки на кселофоне, и послушаем как здесь звучат долгие звуки.
Ученик играет.
Преп-ль: А сейчас сыграй на одном звуке на инструменте твоей «указочкой», т.е. указательным пальчиком и давай послушаем долгие и короткие звуки.
Ученик играет.
Преп-ль: Вот мы играем на разных клавишах, а как их зовут не знаем. Давай-ка с ними познакомимся. Пожалуйста, посмотри на клавиатуру внимательно. Может ты заметил, как располагаются черные и белые клавиши?
Ответ ученика.
Преп-ль: Черные располагаются небольшими группами по 2 и по3 клавиши. Там где 2 черные клавиши- это «маленькие домики», а там, где 3 – это «большие домики». Покажи сейчас только «маленькие домики».
Ученик показывает.
Преп-ль: Атеперь все «большие».
Ученик показывает (учится видеть и различать строение черных клавиш).
Преп-ль: В музыке существует семь основных звуков: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Запомини эту считалочку:
Нот на свете ровно СЕМЬ,
И они известны всем.
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си –
Нотки в гости пригласи!
В маленьком домике живут три белые клавиши:1-До; 2-Ре; 3-Ми. Далее следует большой домик. В нем четыре белые клавиши: Фа, Соль, Ля, Си. Покажи, пожалуйста, все маленькие домики и в них первую нотку До.
Ученик показывает все ноты До.
Преп-ль: Посрединке между двух черных клавиш живет нотка Ре, как бы, «глядит в окошечко». Покажи все нотки Ре, погуляй своей «указочкой» (вторым пальчиком), по всей клавиатуре.
Ученик показывает все ноты Ре.
Преп-ль: Молодец! А теперь также покажи все нотки Ми, это последняя нотка в маленьком домике.
Ученик показывает все ноты Ми.
Преп-ль: А теперь я буду тебе показывать разные клавиши, а ты будешь говорить, как они называются.
Ученик называет ноты, которые показывает преподаватель в разных концах клавиатуры.
Преп-ль: Хорошо, молодец!
Преп-ль: А теперь я буду говорить тебе названия нот, а ты будешь их показывать.
Ученик показывает.
Преп-ль: Хорошо, молодец! Ты неплохо запомнил ноты.
А сейчас мы споём с тобой прекрасную «Нотную песенку3», сл. М. Агирре, муз. Л. Абелян (ненавязчиво преподаватель знакомит уч-ся с движением нот по гамме вверх и вниз).
Разучивают «Нотную песенку», и в течение 3-4 уроков повторяют ее в качестве распевки.
Преп-ль: Чтобы тебе было удобно играть и извлекать красивый звук, нужно научиться правильно сидеть за инструментом. У пианиста должно быть три точки опоры:
1. Ноги – первая точка опоры.
Ноги слегка расставлены и упираются в пол или специальную подставку.
2. Сиденье стула – вторая точка опоры.
Не следует садиться на все сиденье стула, а только на половину. Высота сиденья должна регулироваться винтом или подставкой.
3. Пальцы – это третья точка опоры.
Спину надо держать ровно, слегка наклоняясь вперед к инструменту(для девочки привести сравнение с «новой куклой», для мальчиков –с «солдатиком»). Локти не должны прижиматься к туловищу, их следует немного развести в стороны.
Сидеть нужно настолько близко, чтобы локти были несколько впереди груди. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш, а как бы продолжали их линию.
Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши.
Гимнастика и постановка рук.4
Упражнение 1. Встань прямо. Опусти руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинай покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличить, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.
Упражнение 2. Разведи руки в стороны. Освободи мышцы спины, шеи и плеч, дай всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляйся, принимая прежнее положение.
Упражнение 3. Стань ровно, ноги на расстоянии ступни. Опусти обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинай раскачивать вначале одной, потом другой рукой, назад–вперед, как маятник. Выше! Выше! - Пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнение «Подснежник»: Сядь за инструмент. Ноги упри в пол, спинку держи прямо, как солдатик. Руки положи на колени. Медленно поднимай правую руку, изображая растущий подснежник, при этом кисть свободно свисает, напоминая цветок подснежника. Когда рука вытянута вверх (подснежник вырос), она должна свободно упасть на колени (подснежник отцветает и падает на землю).
Упражнение повторяем несколько раз каждой рукой отдельно.
С начинающими эти упражнения необходимо делать ежедневно перед занятиями. Эта гимнастика - небольшая часть того, что нужно использовать для физического воспитания и подготовки рук будущего пианиста.
4. Преп-ль: Теперь ты умеешь правильно сидеть за инструментом, знаешь клавиши по именам и умеешь находить их на клавиатуре. Поэтому мы можем без труда играть с тобой небольшие интересные песенки в три или четыре руки. Давай попробуем!
Преподаватель предлагает сыграть на белых клавишах 2-ыми пальцами правой и левой рукой пьесы: «Часы», «Сон», «Музыканты»5и др. по желанию ученика.
5. Сегодня на уроке ты узнал, почему фортепиано называется громко – тихо. Научился отличать низкие и высокие звуки. А самое главное, ты уже знаешь, где находятся нотки До, Ре, Ми и можешь играть небольшие ритмические песенки. Так вот, прошу тебя к следующему уроку уметь прохлопать по слогам вот эту попевочку:
Ут-ром с по-за-ран-ку ку-пил ба-ран ба-ран-ку. Послушай в ней длинные звуки. Затем постарайся придумать мелодию на эти слова, используя клавиши До, Ре, Ми. Также ты теперь знаешь, как правильно сидеть за инструментом, поэтому помни всегда об этом во время игры.
До свидания, дружок!
Список используемой литературы:
-
О. Иванова, И. Кузнецова «Новый музыкальный букварь».
-
И. Королькова «Я буду пианистом» ч.1.
-
Т.Стоклицкая «Сто уроков сольфеджио».
-
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
-
С. Барсукова «Пора играть, малыш».
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»