Программа кружка «Эрудит » на 2013 – 2014 учебный год
Цели программы : формирование ценностного отношения школьников к знаниям, развитие их любознательности, повышение их познавательной мотивации, приобретение опыта социальной деятельности.
Программа кружка «Эрудит » на 2013 – 2014 учебный год
Руководитель кружка: Вайс Валентина Константиновна
г. Кизел Пермский край
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Цели программы: формирование ценностного отношения школьников к знаниям, развитие их любознательности, повышение их познавательной мотивации, приобретение опыта социальной деятельности.
Задачи программы:
ü способствовать расширению кругозора;
ü развивать мотивацию к познанию и творчеству;
ü формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
ü обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
ü развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют и т.д. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся «1 – 2» и «3 – 4» классов школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 68 занятий по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 2 раз в неделю: для 1 – 2 классов – 1 час и для 3 – 4 классов – 1 час.
Основные виды деятельности :
ü решение логических задач по разным отраслям знаний;
ü работа с различными источниками информации;
ü составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты:
ü повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
ü формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
ü развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий :
ü выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
ü подготовка и проведение детьми « Конкурсов смекалистых» на внеклассных мероприятиях в своём классе;
ü участие в интеллектуальных играх и олимпиадах.
Форма подведения итогов реализации программы:
интеллектуальный марафон.
Разделы программы:
1. Языковые логические задачи.
2. Прямой и переносный смысл речевых оборотов.
3. Математические логические задачи.
4. Логические задачи на применение общих знаний.
Метапредметными результатамиизучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
ü Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
ü Высказыватьсвою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
ü Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ü Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
ü Делатьпредварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
ü Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе.
ü Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
ü Слушатьи понимать речь других.
ü Вступатьв беседу на занятии, соблюдать правила диалога.
ü Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
ü Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Календарно – тематическое планирование занятий кружка « Эрудит»
№ п/п | Тема занятия | Основное содержание | Кол-во часов | Примечание |
1-2 | Наши имена | Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов | 2 | |
3-4 | Прятки с предлогами | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги | 2 | |
5-6 | Что скрывает сорока? | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа | 2 | |
7-8 | Что бы это значило? | Обучение решению и составлению рисуночных ребусов | 2 | |
9-10 | Карусель загадок | Обучение разгадыванию и составлению загадок | 2 | |
11-12 | Загадки — шарады | Обучение разгадыванию шарад | 2 | |
13-14 | Путешествие в сказку | Решение загадок и логических задач о сказочных героях | 2 | |
15-16 | Секреты анаграммы | Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению | 2 | |
17-18 | Крылатые слова | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением | 2 | |
19-20 | Пословица недаром молвится | Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц | 2 | |
21-22 | Шиворот — навыворот | Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними | 2 | |
23-24 | Волшебный квадрат | Обучение решению и составлению «магических» квадратов | 2 | |
25-26 | Игры со спичками | Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач | 2 | |
27-28 | Весёлая арифметика | Решение и составление задач — шуток | 2 | |
29-30 | Умные цепочки | Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» | 2 | |
31-32 | Что увидел Шерлок Холмс? | Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей | 2 | |
33-34 | Магазин головоломок | Итоговое занятие — интеллектуальный марафон | 2 |
Литература
- Г. Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г. Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Г.И. Василенко «Дни наук в начальной школе», Волгоград, 2006
- Э. Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
- В. Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В. Волина « Праздник букваря», М, 1995
- В. Волина « Праздник числа» М, 1993
- Д.В. Григорьев «Внеурочная деятельность школьников», Москва, 2011
- Д.В. Григорьев «Программы внеурочной деятельности», Москва, 2011
- Ю. Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Г. Коненкина «Книга игр для детей», Москва, 2003
- Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Л.М. Лихтарников «Занимательные логические задачи», Санкт-Петербург, 1996
- Н.В. Лободина «Предметные олимпиады. 4 класс», Волгоград, 2011
- Н.В. Лободина «Олимпиадные задания. Технология, ИЗО, ОБЖ», Волгоград, 2010
- Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- А.О. Орг «Олимпиады по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс, Москва, 2012
21. А.О. Орг «Олимпиады по русскому языку» 2 класс, Москва, 2012
22. А.О. Орг «Олимпиады по математике» Москва, 4 класс, 2012
23. А.О. Орг «Олимпиады по русскому языку» 4 класс, Москва, 2012
24. А.О. Орг «Олимпиады по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс, Москва, 2012
- А.О. Орг «Школьные олимпиады»2-4 классы, Москва, 2007
- «Речевые секреты» под редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
- И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Т.В. Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», Москва, 2007
- Л. Чилингирова, Б. Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
- Н.А. Шевердина «Новые олимпиады для начальной школы», Ростов-на-Дону, 2007.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Программа кружка «Эрудит »
на 2013 – 2014 учебный год
Руководитель кружка: Вайс
Валентина Константиновна
г. Кизел
Пермский край
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Цели программы : формирование ценностного отношения школьников к знаниям, развитие их любознательности, повышение их познавательной мотивации, приобретение опыта социальной деятельности.
Задачи программы :
-
способствовать расширению кругозора;
-
развивать мотивацию к познанию и творчеству;
-
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
-
обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
-
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют и т.д. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся «1 – 2» и «3 – 4» классов школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 68 занятий по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 2 раз в неделю: для 1 – 2 классов – 1 час и для 3 – 4 классов – 1 час.
Основные виды деятельности :
-
решение логических задач по разным отраслям знаний;
-
работа с различными источниками информации;
-
составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты :
-
повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
-
развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий :
-
выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
-
подготовка и проведение детьми « Конкурсов смекалистых» на внеклассных мероприятиях в своём классе;
-
участие в интеллектуальных играх и олимпиадах.
Форма подведения итогов реализации программы :
интеллектуальный марафон.
Разделы программы:
-
Языковые логические задачи.
-
Прямой и переносный смысл речевых оборотов.
-
Математические логические задачи.
-
Логические задачи на применение общих знаний.
Метапредметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
-
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе.
-
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-
Слушать и понимать речь других.
-
Вступать в беседу на занятии, соблюдать правила диалога.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Календарно – тематическое планирование занятий
кружка « Эрудит»
№ п/п |
Тема занятия |
Основное содержание |
Кол-во часов |
Примечание |
1-2 |
Наши имена |
Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов |
2 |
|
3-4 |
Прятки с предлогами |
Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги |
2 |
|
5-6 |
Что скрывает сорока? |
Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа |
2 |
|
7-8 |
Что бы это значило? |
Обучение решению и составлению рисуночных ребусов |
2 |
|
9-10 |
Карусель загадок |
Обучение разгадыванию и составлению загадок |
2 |
|
11-12 |
Загадки - шарады |
Обучение разгадыванию шарад |
2 |
|
13-14 |
Путешествие в сказку |
Решение загадок и логических задач о сказочных героях |
2 |
|
15-16 |
Секреты анаграммы |
Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению |
2 |
|
17-18 |
Крылатые слова |
Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением |
2 |
|
19-20 |
Пословица недаром молвится |
Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц |
2 |
|
21-22 |
Шиворот - навыворот |
Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними |
2 |
|
23-24 |
Волшебный квадрат |
Обучение решению и составлению «магических» квадратов |
2 |
|
25-26 |
Игры со спичками |
Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач |
2 |
|
27-28 |
Весёлая арифметика |
Решение и составление задач - шуток |
2 |
|
29-30 |
Умные цепочки |
Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» |
2 |
|
31-32 |
Что увидел Шерлок Холмс? |
Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей |
2 |
|
33-34 |
Магазин головоломок |
Итоговое занятие - интеллектуальный марафон |
2 |
|
Литература
-
Г. Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
-
Г. Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
-
М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
-
Г.И. Василенко «Дни наук в начальной школе», Волгоград, 2006
-
Э. Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
-
В. Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
-
В. Волина « Праздник букваря», М, 1995
-
В. Волина « Праздник числа» М, 1993
-
Д.В. Григорьев «Внеурочная деятельность школьников», Москва, 2011
-
Д.В. Григорьев «Программы внеурочной деятельности», Москва, 2011
-
Ю. Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
-
Г. Коненкина «Книга игр для детей», Москва, 2003
-
Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
-
Л.М. Лихтарников «Занимательные логические задачи», Санкт-Петербург, 1996
-
Н.В. Лободина «Предметные олимпиады. 4 класс», Волгоград, 2011
-
Н.В. Лободина «Олимпиадные задания. Технология, ИЗО, ОБЖ», Волгоград, 2010
-
Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
-
Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
-
А.О. Орг «Олимпиады по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс, Москва, 2012
-
А.О. Орг «Олимпиады по математике» 2 класс, Москва, 2012
-
А.О. Орг «Олимпиады по русскому языку» 2 класс, Москва, 2012
-
А.О. Орг «Олимпиады по математике» Москва, 4 класс, 2012
-
А.О. Орг «Олимпиады по русскому языку» 4 класс, Москва, 2012
-
А.О. Орг «Олимпиады по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс, Москва, 2012
-
А.О. Орг «Школьные олимпиады»2-4 классы, Москва, 2007
-
«Речевые секреты» под редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
-
И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
-
Т.В. Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», Москва, 2007
-
Л. Чилингирова, Б. Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
-
Н.А. Шевердина «Новые олимпиады для начальной школы», Ростов-на-Дону, 2007.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре