Формирование певческого тона
Ф.И.О.Гельмантинова Валентина Владимировна.Квалификационная категория:преподаватель первой квалификационной категории по предмету: «Эстрадно-джазовый вокал».
Место проживания:г.Лянтор Тюменской обл. Сургутского р-на ХМАО-Югры.
Название учебного заведения:муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Лянторская детская школа искусств №2».
Дисциплина: урок эстрадно-джазового вокала.
Учебник:образовательная (рабочая) программа вокального исполнительства «эстрадно-джазовое искусство» (5 летний срок обучения) для учащихся 3-5 классов отделения эстрадно-джазового вокала. Составитель: Руснак А.А. Лянтор, 2013.
Тип материала «УРОК».
Тема урока:«Формирование певческого тона».
Цель: «Показать на примере работы с учеником эффективность заданной темы «Формирование певческого тона» с целью обучения профессиональным навыкам и усвоения специальных знаний, необходимых для вокально-исполнительской деятельности». Задачи:
— формирование общеэстетического уровня развития, с расширением знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества; — воспитание активности ученика, его инициативы и творческого отношения к делу. Класс: пятый.
Продолжительность урока: 45 минут.
Урок эстрадно-джазового вокала Тип урока: усвоение новых знаний. Цели урока: Образовательные:
- добиться свободного, без напряжения, точно фокусированного звука, в процессе работы над песнями «За окнами дождь», муз. и сл. В. Осошник; «Звёздный календарь», муз. и сл. В. Цветкова; «How insensitive», муз. A. Jobim, сл. V. de Morales.
- развивать умение слышать себя и контролировать звук;
- развивать певческие возможности;
- развивать культуру музыкально-эстетического вкуса.
- воспитывать художественный вкус, самостоятельность, трудолюбие.
- Закрепить навыки певческого дыхания, правильной атаки звука.
- Подготовить певческий аппарат к процессу фонации (артикуляционные и дикционные упражнения).
- Формировать подачу гласных звуков в единой манере.
- Развивать посредством упражнений диапазон в верхнем регистре.
- Добиться ладово-интонационной чистоты звучания.
- Следить за свободным, льющимся звуком в процессе работы над репертуаром.
- Формировать артистизм и умение создавать сценический образ в песнях.
Цель: включение ученицы в учебную деятельность, создание эмоционального настроя. Методы обучения: словесный.
Ученица получила опережающее задание.IIэтап. Объяснение нового материала, включение в работу вокально-технических упражнений.
Цель: актуализировать субъективный опыт ученицы, подготовить певческий аппарат к процессу фонации (звукоизвлечения). Методы обучения: словесный, практический (показ упражнений).Содержание: 1. Понятие певческого тона.2. Вокально-технические упражнения
- работа над закреплением навыков певческого дыхания.
- артикуляционная гимнастика.
Цель: обеспечить осмысление новой темы через полученные певческие навыки в работе над песнями.
Методы обучения: словесный, практический (показ упражнений). Содержание: Закрепление певческих навыков в работе над музыкальным материалом. IVэтап. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Цель: установить правильность и осознанность понимания нового материала, выявить пробелы.Методы обучения: словесный, практический (показ).
Содержание: 1. Ученица дает оценку собственной работе.2. Оценка педагогом результатов деятельности ученика.Vэтап. Получение домашнего задания.
Цель: обеспечить понимание цели и задач при выполнении домашнего задания.Методы обучения: словесный, практический (показ). Получено домашнее задание.Урок прошёл в оптимальном режиме. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Тема урока раскрыта, цель достигнута.
Список используемой литературы:1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. — М., 1999.
- Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам. — М., 1963.
- Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. — Р.-н-Д., 2006.
- Исаева И. О. Эстрадное пение. — М., 2006.
- Карягина А.В. Современный вокал. Спб., 2012.
- Пекерская Е.М. Вокальный букварь. — М., 1996.
- Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Спб.–М. – К… 2007.
МБОУ ДОД «Лянторская ДШИ№2»
(урок по предмету «Эстрадно-джазовый вокал» в 5 классе)
Урок разработала
Гельмантинова Валентина Владимировна
преподаватель эстрадно-джазового вокала
первой квалификационной категории
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ
Югра, Сургутский район, г. Лянтор
2014
Тема урока: Формирование певческого тона
Цели урока:
Образовательные:
-
добиться свободного, без напряжения, точно фокусированного звука, в процессе работы над песнями:
-
«За окнами дождь», муз. и сл. В. Осошник;
-
«Звёздный календарь», муз. и сл. В. Цветкова;
-
«How insensitive», муз. A. Jobim, сл. V. de Morales.
-
Развивающие:
-
развивать умение слышать себя и контролировать звук;
-
развивать певческие возможности;
-
развивать культуру музыкально-эстетического вкуса.
Воспитательные:
-
воспитывать художественный вкус, самостоятельность, трудолюбие.
Тип урока:
-
урок усвоения новых знаний.
Форма организации познавательной деятельности:
-
индивидуальная.
Целевая аудитория:
-
ученица 5 класса отделения эстрадно – джазового вокала.
Задачи урока:
-
Дать краткую характеристику певческого тона.
-
Закрепить навыки певческого дыхания, правильной атаки звука.
-
Подготовить певческий аппарат к процессу фонации (артикуляционные и дикционные упражнения).
-
Формировать подачу гласных звуков в единой манере.
-
Развивать посредством упражнений диапазон в верхнем регистре.
-
Добиться ладово-интонационной чистоты звучания.
-
Следить за свободным, льющимся звуком в процессе работы над репертуаром.
-
Формировать артистизм и умение создавать сценический образ в песнях.
Методы работы:
-
словесный (объяснение);
-
практический (показ).
Гельмантинова Валентина Владимировна
преподаватель эстрадно-джазового вокала
Рис.1
Ход урока:
I этап. Организационный момент
Цель:
-
включение ученицы в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.
Методы обучения:
-
словесный.
Ученице
было предложено опережающее задание:
-
прослушать тему урока;
-
подготовить голосовой аппарат к пению посредством вокально-технических упражнений.
-
поработать в песнях над формированием певческого тона;
-
проследить за свободно льющимся звуком в работе над репертуаром;
-
отработать сценический образ в процессе работы над песнями.
II этап. Объяснение нового материала, включение в работу вокально-технических упражнений
Цель:
-
актуализировать субъективный опыт ученицы,
-
подготовить певческий аппарат к процессу фонации (звукоизвлечения).
Методы обучения:
-
словесный,
-
практический (объяснение).
Содержание:
1. Понятие певческого тона
Ученица была ознакомлена с основными понятиями певческого тона.
«Понятие певческого тона складывается из качества звука, который рождается при зевке или полузевке, при эластичной работе мягкого неба. За счет самоанализа внутренних ощущений и слуха формируем певческий тон, вслушиваясь и вкладывая в него все лучшие качества голоса, ведущие к наполненности, объему, звучности и красивой тембровой окраске. Выявить певческий тон можно подражая стону с закрытым ртом больного или спящего человека. Наша задача – найти темброво-тональный стержень рождающегося звука».
Основные качества певческого тона:
-
Сочность, звучность, плотность, полётность.
-
Наличие тембровой устойчивости.
-
Правильная атака, лёгкость, светлость. В поиск певческого тона закладываются природные качества личности и приобретенные навыки и умения владеть голосовым аппаратом.
Ученица 5 класса отделения эстрадно-джазового вокала
Рис.2
2. Вокально-технические упражнения
-
Работа над закреплением навыков певческого дыхания
Ученице
был предложен вопрос: «Что
такое певческое дыхание?»
(Из
полученного ответа ясно, что ученица
владеет основными понятиями певческого
дыхания).
«Приступаем
к дораспевочным упражнениям на дыхание:
-
Начнем с дыхательной гимнастики. Встань максимально свободно, ровно. Следи, чтобы плечи были опущены, а шея свободна. Дыши ровно и спокойно. Теперь, просто улыбнись и сквозь щёлку между зубами вытолкни чуть-чуть воздуха на звук «с». Втяни живот в себя вместе со звуком «с». Живот маленьким толчком втягивается, а воздух сквозь зубы выталкивается. Сделай 30 таких толчков на одном дыхании. Помни, что между толчками нельзя делать дополнительный вдох. Какие мышцы чувствуешь?» (Ответ). «Правильно, косые мышцы живота или низ живота (по бокам). Хорошо. Молодец!»
-
«Теперь попробуем расширить это упражнение за счет полного выдоха после тридцатого толчка. Выдохни весь оставшийся воздух вместе с глубоким наклоном. Затем, выдохнув все, не набирая воздух, медленно поднимайся и продолжай упражнение. Делаем три раза, то есть 30 толчков со звуком «с», наклон и полный выдох, медленный подъем и продолжение толчков, 30 толчков и снова наклон с выдохом». (Выполнение упражнения).
-
«А теперь, чтобы попытаться обнаружить певческий тон, попробуем обратиться к легкому, еле слышному стону: нижняя челюсть сброшена на грудь, язык расслаблен в положении для звука «Е» или «Ы», все мышцы свободны, руки на диафрагме – контроль, вдох носом – тонизируем мягкое нёбо холодком, добирая дыхание, одновременно наполняемся любимым запахом, удерживая его в памяти и после этого делаем выдох со стоном облегчения». (Ученица выполняет упражнение).
-
«Следующее упражнение будет на губную вибрацию. Губы расслаблены, дыхание ровное, крепкая опора, пальцы рук на щеках – контроль. Пропеваем на звук «пр-р-р» звукоряды (до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до) , (до1-соль-ми-до2-соль-ми-до1-соль-ми-до2-соль-ми-до1) вверх и вниз». (Упражнения выполнены правильно, естественно и свободно).
-
Артикуляционная гимнастика
«Что входит в артикуляционный аппарат?» (В ответе ученица указала составляющие артикуляционного аппарата – язык, губы, щеки, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, верхняя и нижняя челюсти).
«Поработаем над подвижностью языка:
-
Высунь язык и быстро двигай им из угла в угол рта (челюсть остается на месте). Попытайся спеть «Во поле береза стояла»». (Выполнение упражнения).
-
«Двигаем языком к верхней и нижней губам. Кончиком языка старайся достать маленький небный язычок, скользя по верхнему небу». (Выполнение).
-
«Достать кончиком языка перемычку между ноздрями, затем нижний край подбородка». (Ученица делает упражнение).
-
«Для развития артикуляции проговорим скороговорки:
-
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была бела губа тупа».
-
«На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
-
«Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап»».
Рис.3
-
Вокальные упражнения
-
«Пение закрытым ртом на звук «ммм» на одной ноте (вверх по звукоряду от звука «ля» малой октавы до «соль1» и вниз), для разогрева связок, выстраивания интонационного слуха и закрепления навыков певческого дыхания». (Выполнение упражнения).
-
«Формируем певческий тон посредством пропевания ряда гласных звуков (и-е-я-ё-ю) на одной ноте, двигаясь по полутонам вверх от «ля» малой октавы до «до» второй октавы и далее вниз» (Выполнение). «Теперь выполняем ту же задачу на следующее упражнение (ми-и-и-и-лё-ё-ё-ё-ё) (соль1-ми-до1-ми-соль1-фа-ми-ре-до1). В этих упражнениях следим за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы на касание каждого звука, каждую гласную формируем в единой певческой позиции». (Выполнение упражнения).
-
«Поем хроматическую гамму на звук «ммм» вверх от звука «ля» малой октавы до «ми» 2-ой октавы и вниз. Это упражнение выполняется на выработку ладово-интонационного слуха». (Выполнение).
-
«С помощью вокального упражнения (да-а-а-а-ре-е-я) (до1-ре-ми- фа-соль-ми-до1) формируем одинаковую подачу гласных звуков, в единой певческой позиции. Следим за толчкообразными движениями диафрагмы и мышц брюшного пресса с одинаково сформированной подачей звука и гласных, т. е. звуки «е» и «я» поются в положении звука «а». Корень языка оттянут в горло». (Выполнение).
-
«Закрепим навыки правильной атаки звука. Исполним упражнение на слог «да» по звукоряду ( до1-ре-ми-фа-соль1-фа-ми-ре-до1). При вдохе в начале фразы губы должны быть разомкнуты. Вдох через нос, закрепляем мышцы брюшного пресса, освобождаем челюсть и мышцы груди. Четко произносим слог «да» на каждую ноту. Представим, что в щель между передними зубами идет звук, язык ощущает корни передних зубов, рот объемный и красивый». (Выполнение).
-
«Следующим шагом будет работа над диапазоном, на сглаживание регистров. Поработаем над упражнением для определения переходных нот, и для поиска микстового звучания (плавный переход от грудного звучания к головному). (До1-ре-ми-и-и-ре-до), на верхней нотке приоткрываем губы на звук «и», затем раскрываем до звука «а» и на «а» возвращаемся назад. Следи, чтобы звук не был форсированным, округляем нёбо и опускаем корень языка как при зевке». (Выполнение).
-
«И в заключении распевочных упражнений отработаем дикционные упражнения: «пибу-пибу-пибу…», «зиу-зиу-зиу…» , «прио-прио-прио…», «мамомиму-мамомиму…» - поем по звукоряду ( соль1-фа1-ми1-ре1-до1-ре1-ми1-фа1-соль1-фа1-ми1-ре1-до1) вверх и вниз. Следим за понятным произношением слогов, при расслабленной работе губ. Эти упражнения помогают улучшить координацию и сообразительность». (Выполнение).
Рис.4
III этап. Усвоение певческих навыков в процессе работы над репертуаром.
Цель:
-
обеспечить осмысление новой темы через полученные певческие навыки в работе над песнями.
Методы обучения:
-
словесный, практический (показ).
Содержание:
Закрепление певческих навыков в работе над музыкальным материалом
-
Работа над песней «За окнами дождь» муз. и сл. В . Осошник.
«О чем песня? Над чем необходимо работать в ней?»
(Предлагается ответ, в котором ученица дает полную характеристику музыкального номера, понимает сложные вокальные моменты и в силу обученности старается объяснить, как нужно их сглаживать).
«Молодец! А теперь вокально грамотно исполни песню. Начни исполнение на мягкой атаке звука, с хорошей артикуляции. Пой в высокой певческой позиции свободным, льющимся звуком, отрабатывай все динамические оттенки. При пении смотри на себя в зеркало, отображай образ, характер песни, покажи голосом и эмоциями сценический образ. Не зажимайся, будь естественной и раскрепощенной. В певческий тон вкладывай как механическую природу ощущений, так и полученные навыки и умения владеть собой.» (Ученица исполняет песню. Педагог в некоторых местах останавливает фонограмму, для того, чтобы обратить внимание на ошибки при подаче звука и предлагает их исправить).
-
Работа над песней «Звездный календарь», муз. и сл. В. Цветкова.
Ученице предлагается вопрос: «Скажи, пожалуйста, на что необходимо обратить внимание в начале произведения? Над характеристикой какого певческого термина мы работаем в этой песне?» (В ответе прозвучали правильные понятия: атака звука, артикуляция, пение на опоре, кантилена).
«Хорошо. Звук необходимо сразу поставить на опору, атака звука – мягкая, можно начать издалека – на придыхании. В самом начале следи за работой нижней челюсти, опускай её вниз, чтобы расстояние между зубами было в три пальца. Работай хорошим плотным звуком, распределяя по фразам дыхание. Контролируй работу диафрагмы, плавно и спокойно переходи от грудного резонатора к головному и наоборот, используй микстовое звучание. Веди контроль звука. Слушай внимательно свой голос и отображай им, и эмоциями - характер песни. Пой светло, выразительно, мелодично». (Исполнение песни с паузами для устранения неточных моментов).
-
Работа над песней «How insensitive», муз. A. C. Jobim, сл. V. de Morales.
«Очень важно на данном этапе обучения использовать в репертуаре песню на иностранном языке (желательно английском). Во-первых, она способствует формированию единой певческой позиции, так как английский в основном состоит из гласных звуков, а во-вторых, западная музыка пропитана музыкальным колоритным звучанием, насыщенным богатыми обертонами - это и джаз, и соул, и блюз, и современная культура. Вышеуказанная песня – это джазовый стандарт, который обязательно включается в образовательную программу. О чём поется в песне?» (Звучит ответ – о любви). «В какой манере исполняется песня?» (В блюзовой). «Блюз – свободное, слегка тоскливое , льющееся звучание с определенным метроритмическим ритмом (синкопы, триоли).Исполни, пожалуйста, эту песню, в соответствии с предъявляемым к ней требованиям: легко, на придыхании в начале и в конце песни, и на мягкой атаке звука в целом; следи за кантиленным звучанием; работай на опоре;, веди контроль за артикуляцией (нижняя челюсть свободна, без зажимов); ну, и конечно, главное – неси образ, проявляй эмоции и фокусируйся на певческом тоне». (Исполнение песни, также с остановками, для исправления ошибок).
Рис.5
IV
этап. Рефлексия. Подведение итогов
урока
Цель:
-
установить правильность и осознанность понимания нового материала, выявить пробелы.
Методы обучения:
-
словесный,
-
практический (показ).
Содержание:
-
Ученица дает оценку собственной работе.
«Дай оценку собственной работе. Укажи, на что следует обратить внимание в формировании певческого тона в репертуаре? Что получилось? Над чем необходима домашняя работа?»
(Ответ ученицы, который включал в себя как положительные , так и отрицательные моменты в работе над репертуаром и понимании озвученной темы урока показал, что она способна слышать себя, вести контроль звука и исправлять, по мере своей обученности ошибки. Необходимо добиваться более свободного звучания, есть вокальные пробелы . Получился эмоциональный образ в песнях: «Звёздный календарь» и «How insensitive»- нежный, лирический , мелодичный, выразительный . А песню «За окнами дождь» необходимо исполнять твёрже, увереннее, динамичнее).
«Молодец! Ты правильно оцениваешь свой труд».
-
Оценка педагогом результатов деятельности ученика.
«В целом работа проведена правильная. Обрати внимание на качество воспроизведения – уровень развития певческого голоса. Недостаточно активна подача звука. В некоторых моментах присутствует напряженность, но учитывая то, что ты их слышишь, можно сказать, что особой проблемой это не будет. Ежедневные занятия вокалом, и работой над репертуаром постепенно сгладят все вокальные пробелы. Особенно хорошо удалось тебе показать сценические образы в песнях «Звездный календарь» и «How insensitive». Более ярко и уверенно отрабатывай песню «За окнами дождь», будь в ней более убедительна, не бойся работать звонким, плотным звуком, у тебя природой это заложено. А так, молодец! За урок ставлю тебе «5». Урок окончен. Прослушай и запиши домашнее задание».
V этап. Получение домашнего задания
Цель:
-
обеспечить понимание цели и задач при выполнении домашнего задания.
Методы обучения:
-
словесный,
-
практический (показ).
Ученица получает домашнее задание, в соответствии с уровнем обученности:
-
поработать в песнях над формированием певческого тона;
-
добиться свободного, без зажимов, «льющегося» звучания голоса;
-
отработать и закрепить навык правильной атаки звука, соответствующей каждому музыкальному номеру;
-
петь эстрадным, открытым звуком;
-
гласные звуки выстраивать в единой певческой позиции;
-
следить за дикцией и артикуляцией;
-
работать над сценическим образом в репертуаре.
Список используемой литературы:
-
Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. - М., 1999.
-
Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам. - М., 1963.
-
Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. - Р.-н-Д., 2006.
-
Исаева И. О. Эстрадное пение. - М., 2006.
-
Карягина А.В. Современный вокал. Спб., 2012.
-
Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М., 1996.
-
Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Спб.–М. – К.. 2007.
Иллюстрации:
-
из личного архива.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым материалам (см. раздел «Справка»).
Обратите внимание на правильное оформление титульного листа , размещение логотипа Портала на титульных листах документа, списка использованной литературы, Интернет-источников и ссылки на иллюстрации в презентации (кроме фото из личного архива, но и этот источник указать обязательно). Я бы Вам порекомендовала разместить данный материал в формате Документ Ворд, т.к. презентация подразумевает тезисное изложение материала (не более 3-4 предложений на слайде).
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.