Модели педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования
Модель полного включения учащегося с ОВЗ в образовательный процесс требует комплексного сопровождения.
Модель полного включения | ||||||||
Индивидуальная образовательная программа развития учащегося с ОВЗ | ||||||||
Образовательный компонент | Коррекционный компонент | Воспитательный компонент | ||||||
Учитель | Классный руководитель | Педагог-психолог |
Классный руководитель | Социальный педагог |
Классный руководитель | Социальные партнеры | ||
-составляет программу обучения; -составляет индивидуальный образовательный план; -обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения; -осуществляет отбор личностно и практико-ориентированного содержания; -использует личностно ориентированные технологии для достижения целей обучения; -организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую; -осуществляет взаимодействие с тьютором. | -координирует действия учителей-предметников, тьюторов; -осуществляет мониторинг достижений учащегося | -осуществляет психологическое сопровождение; — обеспечивает взаимодействие с медицинскими учреждениями, консультационными центрами; -составляет рекомендации для всех участников образовательного процесса |
-осуществляет взаимодействие с родителями; -координирует действия специалистов психолого-медико-социального сопровождения. | -обеспечение взаимодействия с семьей, с социальными партнерами; -создает условия для эффективного включения учащегося с ОВЗ в среду сверстников |
-включает учащегося с ОВЗ в воспитательное пространство класса и школы; | -создание социокультурного пространства для организации учебно-воспитательного пространства | ||
Индивидуальный образовательный план по предмету «____________________» учащегося __________________
1.Общие сведения об учащемся и его семье. | |
2. Требования к созданию «безбарьерной» среды для учащегося с ОВЗ (рекомендации по организации в классе безбарьерной, развивающей предметной среды) | |
3. Психолого-педагогическое сопровождение (рекомендации медицинского учреждения, психолога, социального педагога) | |
4. Адаптация содержания учебного материала ( выделение необходимого и достаточного материала для освоения учащимся с ОВЗ; отбор необходимых учебных и диагностических материалов) |
Адаптированная программа (приложение) |
5. Организация освоения образовательной программы: | |
Организация личностно-ориентированного урока (используемые технологии, формы, приемы) | |
Организация внеурочной деятельности: -очные консультации — on-lineконсультации — факультативы — элективные курсы — курсы по выбору -самообразование (план) -_____________________ | |
6. Формирование социальной компетентности: | |
Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащегося (мероприятия, адекватные возможностям учащегося: — конкурсы — олимпиады — дистанционные олимпиады — соревнования -________________ | |
7. Выбор адекватных возможностям детей оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности | |
8. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки: | |
— специалистов школы | |
-социальных партнеров | |
-сотрудничество с родителями |
На наш взгляд, представленные модели частичного и полного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы будут способствовать развитию его позитивных возможностей и социальной адаптации. Литература. 1. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. — http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm 2. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, № 1(16), 2013. – С. 17-20. 3. «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике"/ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина. //Психологическая наука и образование. — 2011. — №1.
4. Лошакова И.И. Проблема доступного образования для социально уязвимых групп // Право и образование. — М., 2003, № 3. — С. 78-88 5. Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. — http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360
[1] Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. — http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360
[2] Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. — http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm
Модели педагогического сопровождения
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
в условиях внедрения инклюзивного образования
Давлетшина Р.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева города Сургута
В организации коррекционного обучения в нашей стране происходят коренные изменения. Ведущим направлением в нем становится процесс инклюзии, который осуществляется либо планово в порядке эксперимента, либо происходит стихийно, так как жизненно необходим. Инклюзия выступает как альтернативная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах и индивидуально на дому.
В современных условиях, когда система инклюзивного образования еще не сложилась, возможно эффективное проектирование инклюзивной практики, которое позволит выйти на системные изменения, обновить позиции субъектов образования, разработать новые критерии качества результатов деятельности.
В целях создания предпосылок для внедрения инклюзивного образования, а именно в определении оптимальных путей и средств эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья нами рассмотрены различные модели включения учащегося в образовательный процесс:
- частичное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Модель частичного включения представляет собой промежуточный вариант между обучением детей с ограниченными возможностями исключительно в общеобразовательном классе и обучением индивидуально на дому;
- полное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Для полного включения характерны максимальная индивидуализация процесса обучения и оказание дополнительной необходимой помощи непосредственно в условиях интеграции – исключается любое выделение учащихся с особыми образовательными потребностями в особую группу1.
Модель частичного включения реализуется в отношении детей, чьи психофизические возможности не препятствуют их частичному вовлечению в урочную и внеурочную деятельность. Дети с ОВЗ совмещают обучение индивидуально на дому с посещением общеобразовательного учреждения по согласованию с родителями на основе индивидуальных учебных планов, медицинской справки.
Модель частичного включения:
«Частичная инклюзия» предполагает включение учащегося в режиме половины дня, отдельных уроков или неполной недели. На основе данной модели учащийся в соответствии со своими возможностями может выбрать различные варианты взаимодействия со сверстниками: посещение отдельных уроков (но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы), вовлечение в работу класса (группы), в том числе и с применением дистанционных технологий, участие в работе кружков, клубов, секций.
Модель полного включения учащегося с ОВЗ в образовательный процесс требует комплексного сопровождения.
|
Модель полного включения |
|
||||||
|
||||||||
Индивидуальная образовательная программа развития учащегося с ОВЗ |
||||||||
Образовательный компонент |
Коррекционный компонент |
Воспитательный компонент |
||||||
Учитель |
Классный руководитель |
Педагог-психолог |
Классный руководитель |
Социальный педагог |
Классный руководитель |
Социальные партнеры |
||
-составляет программу обучения; -составляет индивидуальный образовательный план; -обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения; -осуществляет отбор личностно и практико-ориентированного содержания; -использует личностно ориентированные технологии для достижения целей обучения; -организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую; -осуществляет взаимодействие с тьютором. |
-координирует действия учителей-предметников, тьюторов; -осуществляет мониторинг достижений учащегося |
-осуществляет психологическое сопровождение; - обеспечивает взаимодействие с медицинскими учреждениями, консультационными центрами; -составляет рекомендации для всех участников образовательного процесса |
-осуществляет взаимодействие с родителями; -координирует действия специалистов психолого-медико-социального сопровождения. |
-обеспечение взаимодействия с семьей, с социальными партнерами; -создает условия для эффективного включения учащегося с ОВЗ в среду сверстников |
-включает учащегося с ОВЗ в воспитательное пространство класса и школы; |
-создание социокультурного пространства для организации учебно-воспитательного пространства |
Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения инклюзивного образования «предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика»2.
Основные цели образовательного процесса, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ, заключаются в следующем:
- разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками;
- создание условий для осуществления разностороннего развития учащихся с ОВЗ (различные адаптивные формы обучения), включающих практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, проектной, художественной, досуговой и др.), как непременное условие приобретение социального опыта.
Реализуются поставленные цели в процессе личностно ориентированного урока, внеурочной, внеклассной деятельности учащихся педагогами, психологами, осуществляющими сопровождение, в процессе взаимодействия школы и иных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры, на групповых и индивидуальных консультациях, тренингах и в других всевозможных видах деятельности.
Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья мы предлагаем осуществлять на основе индивидуального образовательного плана, который разрабатывается учителем с тесном взаимодействии с учащимся, его родителями, классным руководителем, специалистами.
Индивидуальный образовательный план
по предмету «____________________» учащегося __________________
1.Общие сведения об учащемся и его семье. |
|
2. Требования к созданию «безбарьерной» среды для учащегося с ОВЗ (рекомендации по организации в классе безбарьерной, развивающей предметной среды) |
|
3. Психолого-педагогическое сопровождение (рекомендации медицинского учреждения, психолога, социального педагога) |
|
4. Адаптация содержания учебного материала ( выделение необходимого и достаточного материала для освоения учащимся с ОВЗ; отбор необходимых учебных и диагностических материалов) |
Адаптированная программа (приложение) |
5. Организация освоения образовательной программы: |
|
Организация личностно-ориентированного урока (используемые технологии, формы, приемы) |
|
Организация внеурочной деятельности: -очные консультации - on-line консультации - факультативы - элективные курсы - курсы по выбору -самообразование (план) -_____________________ |
|
6. Формирование социальной компетентности: |
|
Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащегося (мероприятия, адекватные возможностям учащегося: - конкурсы - олимпиады - дистанционные олимпиады - соревнования -________________ |
|
7. Выбор адекватных возможностям детей оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности |
|
8. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки: |
|
- специалистов школы |
|
-социальных партнеров |
|
-сотрудничество с родителями |
|
На наш взгляд, представленные модели частичного и полного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы будут способствовать развитию его позитивных возможностей и социальной адаптации.
Литература.
-
Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. - http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm
-
Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, № 1(16), 2013. – С. 17-20.
-
«Инклюзивное образование: от методологической модели к практике"/ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина. //Психологическая наука и образование. - 2011. - №1.
-
Лошакова И.И. Проблема доступного образования для социально уязвимых групп // Право и образование. - М., 2003, № 3. - С. 78-88
-
Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. - http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360
1 Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. - http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360
2 Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. - http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре