Урок русского языка в 9 классе. Тема: Обучение сжатому изложению.
выявить принципиальные различия между подробным и сжатым изложением
— выявить принципиальные различия между подробным и сжатым изложением.
Задачи урока:
— формирование знаний способов и приёмов сжатия текста;
— формирование навыков работы с текстом;
— развитие интереса к научным исследованиям.
План урока. I. Организационный момент урока.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Актуализация знаний. Слово учителя.
IV. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.
V. Практическая работа на уроке.
VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.
VII. Анализ текста.
VIII. Написание сжатого изложения.
IX. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.
X. Итоги урока.
XI. Домашнее задание.
Ход урока: I. Организационный момент урока.
II. Постановка целей и задач урока.
— Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, попытаемся ответить на вопрос, касающийся важности научных исследований.
III. Актуализация знаний. Слово учителя.
Подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.
При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ГИА – залог успешной сдачи экзамена.
IV. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.
— Выделяют три способа сжатия (компрессии) текста:
1.Объединение.
2. Замена.
3.Удаление.
V. Практическая работа на уроке.
Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.
Первоначальный вариант | Конечный результат |
1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».
| «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
|
2.«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».
| « На лугу росли цветы».
|
3.Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»
| «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном».
|
VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.
Этапы учебной деятельности | Учебная деятельность |
1. Этап определения темы текста.
Ответ на вопрос: «О чем текст?» | Как определить тему?
Тема определяется различными способами: Ø по началу текста; Ø по ключевым словам; Ø по ключевым эпизодам; Ø по поступкам или размышлениям героев (автора) Ø по заглавию текста |
2. Этап определения идеи текста.
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» | Что нам помогает сформулировать идею? Ø Общая тональность звучания текста;
Ø настроение, которое вызывает прочтение текста; Ø отношение автора к событиям, героям; Ø наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции) |
3. Этап определения структуры текста.
Назовите композиционные части текста. | Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. |
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы
| Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.
Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию. |
5. Этап моделирования сжатого изложения.
| Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические |
— Познакомимся с текстом, проанализируем его.
Географические названия. (1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.
Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. 1. О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.
2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.
4.Закончите план этого текста.
1) Названия рек — _______________________________ .
2) Древние люди боролись за _____________________ .
3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .
4) Два предположения о том, почему _______________
Примерный вариант выполнения задания №4. 1) Названия рек — старейшины в мире географических названий.
2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.
3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.
4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.
5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм(предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
Примерный вариант выполнения задания №5. Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
VIII. Написание сжатого изложения.
1.(Запишите главную часть первого предложения.)
________________ ___________________ _______________________
2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________, (что делали?) ___________ .
3. Пришельцы, захватывая ______________, меняли названия почти всех ____________, но всегда сохраняли (что?) __________ .
4.Мы не знаем, почему ________ .
5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .
6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .
7.Так или иначе названия рек сохраняются __________, переходя от __________ к ___________
Имена рек – старейшины в мире географических названий.
Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.
Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.
Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе — названия рек сохраняются и ныне, переходя от поколения к поколению.
IX. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.
Задание: записать предложения, составить его схему, дать комментарий.
А) Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
(«Смерть Поэта»)[ – = ]1: [ – = ]2, и [ – = ]3
Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
(«Выхожу один я на дорогу...»)
Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб.
X. Итоги урока.— Чему был посвящен наш урок?
— Какие приёмы сжатия текста рассматривали?
— Что включает в себя таблица, которую рассматривали на уроке?
— Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?
XI. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал урока, написать сжатое изложение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Обучение сжатому изложению.
Автор:
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
Г. Гагарин
2014
Цель урока:
-
выявить принципиальные различия между подробным и сжатым изложением.
Задачи урока:
-
формирование знаний способов и приёмов сжатия текста;
-
формирование навыков работы с текстом;
-
развитие интереса к научным исследованиям.
План урока.
I. Организационный момент урока.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Актуализация знаний. Слово учителя.
IV. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.
V. Практическая работа на уроке.
VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.
VII. Анализ текста.
VIII. Написание сжатого изложения.
IX. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.
X. Итоги урока.
XI. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент урока.
II. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, попытаемся ответить на вопрос, касающийся важности научных исследований.
III. Актуализация знаний. Слово учителя.
Подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.
При
сжатом изложении не обязательно
сохранение стилевых особенностей, но
основные мысли автора, последовательность
событий, характеры действующих лиц
должны быть переданы без искажения.
Краткий пересказ выявляет степень
понимания текста. Поэтому овладение
навыками сжатия текста, применение их
во время ГИА – залог успешной сдачи
экзамена.
IV. Знакомство со способами и приёмами сжатия текста.
- Выделяют три способа сжатия (компрессии) текста:
1.Объединение.
2. Замена.
3.Удаление.
V. Практическая работа на уроке.
Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.
Первоначальный вариант |
Конечный результат |
1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения». |
«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу». |
2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки». |
« На лугу росли цветы». |
3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…» |
«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном». |
VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.
Этапы учебной деятельности |
Учебная деятельность |
1. Этап определения темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?» |
Как
определить тему?
|
2. Этап определения идеи текста. Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» |
Что нам помогает сформулировать идею?
|
3. Этап определения структуры текста. Назовите
композиционные части текста. |
Композиция
текста – построение текста. |
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы |
Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию. |
5. Этап
моделирования сжатого изложения. |
Как
соединить содержание микротем в текст?
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические |
VII. Анализ текста.
- Познакомимся с текстом, проанализируем его.
Географические названия.
(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.
Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.
2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.
4.Закончите план этого текста.
1) Названия рек - _______________________________ .
2) Древние люди боролись за _____________________ .
3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .
4) Два предположения о том, почему _______________
Примерный вариант выполнения задания №4.
1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.
2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.
3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.
4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.
5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм(предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
Примерный вариант выполнения задания №5.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
VIII. Написание сжатого изложения.
1.(Запишите главную часть первого предложения.)
________________ ___________________ _______________________
2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .
3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .
4.Мы не знаем, почему ________ .
5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .
6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .
7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________
Имена рек – старейшины в мире географических названий.
Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.
Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.
Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне , переходя от поколения к поколению.
IX. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.
Задание: записать предложения, составить его схему, дать комментарий.
А)
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы
не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
(«Смерть Поэта») [ – = ]1 : [ – = ]2, и [ – = ]3
Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).
Я
б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни
силы,
Чтоб, дыша,
вздымалась тихо грудь...
(«Выхожу
один я на дорогу...»)
Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб.
X. Итоги урока. - Чему был посвящен наш урок?
- Какие приёмы сжатия текста рассматривали?
- Что включает в себя таблица, которую рассматривали на уроке?
- Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?
XI. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал урока, написать сжатое изложение
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»