Рабочая программа предмет окружающий мир 4 класс
«ПРИНЯТО» Руководитель МО _________________ Протокол №___ от ___________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________ приказ № ______от ___________ |
Рабочая программа Предмет ____окружающий мир___________
Класс ___4_- Б__
Срок реализации 2013…- 2014… учебный год
Количество часов: 68__; в неделю _2_ часа
Планирование составлено на основе программы начального____общего образования по окружающему миру (автор Н. Я. Дмитриева, А. Н.__ Казаков)_____________федерального___ компонента государственного____стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова)__________Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 _________________________________________________ ___________
Учебник Дмитриева Н.Я. Мы и окружающий мир 4кл. - Самара:__________ Федоров, Издательство «Учебная литература»: _____________________
Составитель _Захарова Л. В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории (Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория)
Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Окружающий мир Авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова). В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, — как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения. Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «06ществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс. Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественно — научных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса — ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, — родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно — научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям. Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа — это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа — жизнь человека — развитие общества. Поэтому доминируют естественно — научные методы познания. Изучение строения Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы. Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира. Содержание курса в 4 классе — следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, природой, населением Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению. В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества — познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, — так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений. В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников. Богатое содержание — не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ, и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России. Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующиезадачи: ■ формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения; ■ на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; ■ в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру; ■ формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы; ■ воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс (68 часов) Человек и окружающий мир (21 час)
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.
Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.
Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки её природа, население.
Экскурсии в планетарий, политехнический музей.
Преобразования в России (10 часов) Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.
План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.
Экскурсиив краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.
Мир человека в Новое время (27 часа) Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России и сравнение с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941 – 1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
Пртические работы.Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, контурными картами.
Исследовательская работа.Органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.
Современная Россия (10 часов) Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг. Гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России. Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) Символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Исследовательская работа. Буларусь (Англия, Франция, Германия, Китай…)
Экскурсиив краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
· устанавливать связи:
-между производственной деятельностью человека и природой;
— между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;
· владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)
— уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
— подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т. д.);
- систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;
— описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
- проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
- работать с простейшими моделями;
- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
- оформлять результаты исследовательской работы;
· знать / понимать
-названия основных органов человека и их значение;
- некоторые правила предупреждения травм;
- нормы здорового образа жизни;
- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
- основные этапы истории России;
- даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
- народы, населяющие Россию (не менее трёх);
- название основного закона страны;
- достопримечательности родного края;
- названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
· уметь:
-находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;
- различать полезные ископаемые;
- иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
- соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
- оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожениях, простуде;
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- соблюдать правила охраны природы;
- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
- кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
- описывать основные исторические события, происходящие в современной России;
- соотносить год с веком;
- узнавать выдающиеся исторические памятники истории и культуры России.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.
2. .Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» — Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:
3. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. — Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела программы |
Количество часов |
Сроки изучения раздела |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных работ |
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. |
Человек и мир, созданный им |
21 |
4 | |||
2. |
Преобразования в России |
10 |
1 |
1 | ||
3. |
Мир человека в новое время |
27 |
5 |
1 | ||
4. |
Современная Россия |
10 |
5 |
1 | ||
5. |
Резерв |
1 | ||||
Итого: |
68 + 1 |
15 |
4 |
Календарное планирование
№ урока |
Дата |
Корректировка программы |
Количество часов |
Применение ЦОР |
Используемое оборудование | |
2 1 | Человек и мир, созданный им мир Условия современной жизни | 1 | видеосюжет | проектор | ||
2 | Техника и человек Исследовательская работа.Транспортные средства. Транспорт будущего | 1 | ЭОР | проектор | ||
3. | Человек познаёт самого себя | 1 | видеофильм | проектор | ||
4. | Клетка – основа строения и роста живых организмов | 1 | микроскоп | |||
5 | Режим в жизни человека Практическая работа составление режима дня | 1 | ЭОР | проектор | ||
6 | Лекарственные растения Практическая работа Работа с гербарными экземплярами растений | 1 | гербарий | |||
7 | Где и как жили рыцари | 1 | ЭОР | проектор | ||
8 | Почему осанка выделяла рыцаря | 1 | ЭОР | проектор | ||
9. | Тело человека. Опора и защита тела Практическая работаопределение своего роста и веса | 1 | видеосюжет | проектор | ||
10. | Позвоночник | 1 | ЭОР | проектор | ||
11. | Череп Грудная клетка | 1 | ЭОР | проектор | ||
12 | Живые рычаги | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
13. | Мышцы и движение Практическая работа Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
14. | «Чёрная смерть» | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
15. | Начало Нового времени | 1 | ЭОР | проектор | ||
16. | Расширение знаний о Земле Экскурсия в планетарий | 1 | видеосюжет | проектор | ||
17. | Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз | 1 | видеосюжет | проектор | ||
18. | Открытие невидимого мира | микроскоп | ||||
19. | Победа над эпидемиями | 1 | ЭОР | проектор | ||
20. | Зачем нужна гигиена | 1 | видеосюжет | проектор | ||
21 | Особенности кожного покрова | 1 | ЭОР | проектор | ||
22 | Преобразования в России Россия при Петре I Царь – плотник. Выход к морю | 1 | историческая карта | |||
23 | Пётр I – царь и человек Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира. | 1 | ЭОР | проектор | ||
24 | Становление Российской науки. Горное дело. Горные породы. Полезные ископаемые. Практическая работа:определение состава и свойств полезных ископаемых | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
25 | Каменное царство Практическая работа:работа с коллекциями горных пород | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
26 | Руды металлов | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
27 | Горючие полезные ископаемые | видеофрагмент | проектор | |||
28 | Кто открывает и добывает полезные ископаемые | физическая карта России | ||||
29 | Русское военное искусство Ни разу не побеждённый | видеофрагмент | проектор | |||
30 | Отечественная война 1812 года | ЭОР | проектор | |||
31 | План местности Экскурсияв краеведческий музей | ЭОР | проектор | |||
32 | План местности | |||||
33. | Мир человека в новое время Северные земли России. | 1 | плакат — задание | |||
34. 35. | Поиски неведомой земли | 2 | плакат | |||
36. | Русские на шестом континенте | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
37. | Дальний Восток России | 1 | историческая карта | |||
38. | Особенности природы гор | 1 | историческая карта | |||
39. | Человеческие расы | 1 | историческая карта | |||
40. 41. | Развитие науки и техники | 2 | видеофрагмент | проектор | ||
42 | Новые знания о человеке. Практическая работа: оказание первой помощи при лёгких травмах | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
43. | Открытие деятельности нервной системы | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
44. | Значение кровеносной системы | 1 | ЭОР | проектор | ||
45. | Россия в ХХ веке. | 1 | историческая карта | |||
46. | События начала века | историческая карта | ||||
47. | Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.) | 1 | физическая карта России | |||
48. | Век научных открытий | 1 | плакат — задание | |||
49. | Охрана природы | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
50. | Охрана природы. Заповедники. | 1 | ЭОР | проектор | ||
51. | Органы дыхания Практическая работа: определение количества дыхательных движений в минуту | 1 | ЭОР | проектор | ||
52. | Органы дыхания. Гигиена дыхания. | 1 | плакат | |||
53. | Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 | историческая карта | |||
54. | Растениеводство | 1 | историческая карта | |||
55. | Растениеводство и животноводство Экскурсияв краеведческий музей | 1 | историческая карта | |||
56. | Зачем человек ест | 1 | ЭОР | проектор | ||
57. | Состав пищи Исследовательская работа. Витамины в жизни человека. | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
58. | Органы пищеварения | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
59. | Длинная дорога бутерброда | 11 | историческая карта | |||
60. | Современная Россия Человек и общество | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
61. 62. | Устройство государственной власти | 2 | историческая карта | |||
63. 64. | Символы и праздники России | 2 | видеофрагмент | проектор | ||
65. 66. | Человек в современных условиях | 2 | ЭОР | проектор | ||
67. 68. | Нравственные нормы жизни | 2 | видеофрагмент | проектор | ||
69. | Резерв Есть порох в пороховницах Экскурсияв краеведческий музей | 1 | видеофрагмент | проектор | ||
Итого 68 + 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО» Руководитель МО _________________ Протокол №___ от ___________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________ приказ № ______от ___________ |
Рабочая программа
Предмет ____окружающий мир___________
Класс ___4_- Б__
Срок реализации 2013…- 2014… учебный год
Количество часов: 68__; в неделю _2_ часа
Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по окружающему миру (автор Н. Я. Дмитриева, А. Н.__ Казаков)_____________ федерального___ компонента государственного____ стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова)__________ Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010 ____________________________________________________________
Учебник Дмитриева Н.Я. Мы и окружающий мир 4кл. - Самара:__________ Федоров,Издательство «Учебная литература»: _____________________
Составитель _Захарова Л. В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
(Ф.И.О. учителя, предмет,
квалификационная категория)
Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Окружающий мир
Авторы
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).
В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «06ществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.
Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественно - научных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса - ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно - научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям.
Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса.
В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Поэтому доминируют естественно - научные методы познания. Изучение строения Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.
Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, природой, населением Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.
В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.
Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ , и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию.
Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
■ формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
■ на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
■ в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
■ формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться
в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
■ воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
4 класс (68 часов)
Человек и окружающий мир (21 час)
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.
Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.
Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.
Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки её природа, население.
Экскурсии в планетарий, политехнический музей.
Преобразования в России (10 часов)
Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.
План местности.
Практические работы:определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму.
Мир человека в Новое время (27 часа)
Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России и сравнение с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941 – 1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
Пртические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, контурными картами.
Исследовательская работа. Органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.
Современная Россия (10 часов)
Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг. Гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.
Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская)
Символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Исследовательская работа. Буларусь (Англия, Франция, Германия, Китай…)
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
-
устанавливать связи:
- между производственной деятельностью человека и природой;
- между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;
-
владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)
- уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т. д.);
- систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;
- описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
- проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
- работать с простейшими моделями;
- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
- оформлять результаты исследовательской работы;
-
знать / понимать
-названия основных органов человека и их значение;
- некоторые правила предупреждения травм;
- нормы здорового образа жизни;
- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
- основные этапы истории России;
- даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
- народы, населяющие Россию (не менее трёх);
- название основного закона страны;
- достопримечательности родного края;
- названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
-
уметь:
-находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;
- различать полезные ископаемые;
- иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
- соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
- оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожениях, простуде;
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- соблюдать правила охраны природы;
- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
- кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
- описывать основные исторические события, происходящие в современной России;
- соотносить год с веком;
- узнавать выдающиеся исторические памятники истории и культуры России.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
-
Дмитриева Н.Я. Окружающий мир 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.
-
.Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:
-
Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела программы |
Количество часов |
Сроки изучения раздела |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных работ |
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. |
Человек и мир, созданный им |
21 |
|
4 |
|
|
2. |
Преобразования в России |
10 |
|
1 |
|
1 |
3. |
Мир человека в новое время |
27 |
|
5 |
|
1 |
4. |
Современная Россия |
10 |
|
5 |
|
1 |
5. |
Резерв |
1 |
|
|
|
|
|
Итого: |
68 + 1 |
|
15 |
|
4 |
Календарное планирование
№ урока |
Дата |
Корректировка программы |
|
Количество часов |
Применение ЦОР
|
Используемое оборудование |
2 1 |
|
|
Человек и мир, созданный им мир Условия современной жизни |
1 |
видеосюжет |
проектор |
2 |
|
|
Техника и человек Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего |
1 |
ЭОР |
проектор |
3. |
|
|
Человек познаёт самого себя |
1 |
видеофильм |
проектор |
4. |
|
|
Клетка – основа строения и роста живых организмов |
1 |
|
микроскоп |
5 |
|
|
Режим в жизни человека Практическая работа составление режима дня |
1 |
ЭОР |
проектор |
6 |
|
|
Лекарственные растения Практическая работа Работа с гербарными экземплярами растений |
1 |
|
гербарий |
7 |
|
|
Где и как жили рыцари |
1 |
ЭОР |
проектор |
8 |
|
|
Почему осанка выделяла рыцаря |
1 |
ЭОР |
проектор |
9. |
|
|
Тело человека. Опора и защита тела Практическая работа определение своего роста и веса |
1 |
видеосюжет |
проектор |
10. |
|
|
Позвоночник |
1 |
ЭОР |
проектор |
11. |
|
|
Череп Грудная клетка |
1 |
ЭОР |
проектор |
12 |
|
|
Живые рычаги |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
13. |
|
|
Мышцы и движение Практическая работа Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
14. |
|
|
«Чёрная смерть» |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
15. |
|
|
Начало Нового времени |
1 |
ЭОР |
проектор |
16. |
|
|
Расширение знаний о Земле Экскурсия в планетарий |
1 |
видеосюжет |
проектор |
17.
|
|
|
Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз |
1 |
видеосюжет |
проектор |
18. |
|
|
Открытие невидимого мира |
|
|
микроскоп |
19. |
|
|
Победа над эпидемиями |
1 |
ЭОР |
проектор |
20. |
|
|
Зачем нужна гигиена |
1 |
видеосюжет |
проектор |
21 |
|
|
Особенности кожного покрова |
1 |
ЭОР |
проектор |
22 |
|
|
Преобразования в России Россия при Петре I Царь – плотник. Выход к морю |
1 |
|
историческая карта |
23 |
|
|
Пётр I – царь и человек Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира. |
1 |
ЭОР |
проектор |
24 |
|
|
Становление Российской науки. Горное дело. Горные породы. Полезные ископаемые. Практическая работа: определение состава и свойств полезных ископаемых |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
25 |
|
|
Каменное царство Практическая работа: работа с коллекциями горных пород |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
26 |
|
|
Руды металлов |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
27 |
|
|
Горючие полезные ископаемые |
|
видеофрагмент |
проектор |
28 |
|
|
Кто открывает и добывает полезные ископаемые |
|
|
физическая карта России |
29 |
|
|
Русское военное искусство Ни разу не побеждённый |
|
видеофрагмент |
проектор |
30 |
|
|
Отечественная война 1812 года |
|
ЭОР |
проектор |
31 |
|
|
План местности Экскурсия в краеведческий музей |
|
ЭОР |
проектор |
32
|
|
|
План местности
|
|
|
|
33.
|
|
|
Мир человека в новое время Северные земли России. |
1 |
|
плакат - задание |
34. 35. |
|
|
Поиски неведомой земли |
2 |
|
плакат |
36. |
|
|
Русские на шестом континенте |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
37. |
|
|
Дальний Восток России |
1 |
|
историческая карта |
38. |
|
|
Особенности природы гор |
1 |
|
историческая карта |
39. |
|
|
Человеческие расы |
1 |
|
историческая карта |
40. 41. |
|
|
Развитие науки и техники |
2 |
видеофрагмент |
проектор |
42 |
|
|
Новые знания о человеке. Практическая работа :оказание первой помощи при лёгких травмах |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
43. |
|
|
Открытие деятельности нервной системы |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
44. |
|
|
Значение кровеносной системы |
1 |
ЭОР |
проектор |
45. |
|
|
Россия в ХХ веке. |
1 |
|
историческая карта |
46. |
|
|
События начала века |
|
|
историческая карта |
47. |
|
|
Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.) |
1 |
|
физическая карта России |
48. |
|
|
Век научных открытий |
1 |
|
плакат - задание |
49. |
|
|
Охрана природы |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
50. |
|
|
Охрана природы. Заповедники. |
1 |
ЭОР |
проектор |
51. |
|
|
Органы дыхания Практическая работа: определение количества дыхательных движений в минуту |
1 |
ЭОР |
проектор |
52.
|
|
|
Органы дыхания. Гигиена дыхания. |
1 |
|
плакат |
53. |
|
|
Сельское хозяйство. Животноводство. |
1 |
|
историческая карта |
54. |
|
|
Растениеводство |
1 |
|
историческая карта |
55. |
|
|
Растениеводство и животноводство Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
историческая карта |
56. |
|
|
Зачем человек ест |
1 |
ЭОР |
проектор |
57. |
|
|
Состав пищи Исследовательская работа. Витамины в жизни человека. |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
58. |
|
|
Органы пищеварения |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
59. |
|
|
Длинная дорога бутерброда
|
11 |
|
историческая карта |
60. |
|
|
Современная Россия Человек и общество |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
61. 62. |
|
|
Устройство государственной власти |
2 |
|
историческая карта |
63. 64. |
|
|
Символы и праздники России |
2 |
видеофрагмент |
проектор |
65. 66. |
|
|
Человек в современных условиях |
2 |
ЭОР |
проектор |
67. 68. |
|
|
Нравственные нормы жизни |
2 |
видеофрагмент |
проектор |
69. |
|
|
Резерв Есть порох в пороховницах Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
видеофрагмент |
проектор |
|
|
|
Итого 68 + 1 |
|
|
|
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей