Рабочая программа Литературное чтение 4 класс
«ПРИНЯТО» Руководитель МО __________________ Протокол № ____ от ______________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» ________________ ________ приказ № ______ от _____________ |
Рабочая программа Предмет ____литературное чтение ___________
Класс ___4 — Б__
Срок реализации 2013…- 2014… учебный год
Количество часов: 102__; в неделю _3_ часа
Планирование составлено на основе программы начального____общего образования по литературному чтению (авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего образования (система Л. В. Занкова)_Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010________________
Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. — Самара: Федоров, ____
Составитель _Захарова Л. В. учитель начальных классов высшей квалификационной категории (Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория) Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ Литературное чтение Авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла — развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове — в целом повысить общую культуру человека. Стратегическая цельлитературного образования в школе — воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Более конкретная цель — воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. В основе данного курса лежит единый методологический подход — изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики — художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа — это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства — в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Соответственно, текущая цель курса — осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника. Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является: 1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства; 2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений — на уровне представлений без обязательного запоминания; 3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения. Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир — мир природы, людей и искусства, мир чувств. Таким образом,задачами начального курса литературы являются: ■ расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; ■ воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей; ■ развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора — интересным; ■ создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями; ■ развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему). Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций. Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению. Методика работы с текстом учитывает: 1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии; 2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения; 3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее). Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения. Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» — все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией — как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать — одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания. Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора — это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы. Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка». В курсе «Литературное чтение» актуализируются Межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом и драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. анализируются объёмные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выявлением позиции автора, вычитыванием авторской оценке изображаемого. Особенность четвёртого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров литературы. Итогом четвёртого года обучения – и всего курса литературного чтения 1 – 4 классов – должны стать: § начальные умения анализа литературного произведения; § умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинения на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); § первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; § эстетическое переживание ценности художественных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс (102 часа) Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Социально-бытовая сказка.Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Природа и происхождение жанра пословицы. Связь и мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценке в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская социально-бытовая сказка. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Жданни Родари). Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия. Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии. Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»); б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трёхлетнего ребёнка и волчицы); в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; г) богатство и разнообразие художественного языка. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устранённость автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т. д.; б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев. Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по средствам изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приёмов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с «онегинской строфой»). Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приёмы изображения). Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и смыслового чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного выказывания; творческого отношения к устной и письменной речи. Требования к ровню подготовки обучающихся к концу четвёртого класса Обучающиеся должны
иметь представление:
— о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; -о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования; знать: — наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта; уметь: - читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90 – 100 слов в минуту; - выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения; — выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор); — воспринимать оттенки чувств в прозаическом произведении; — находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке; — практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования; - рассказывать о любимом писателе, поэте; - устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему. Читательские умения К концу 4 класса учащиеся должны уметь: — правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту); — заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту); — ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги; — самостоятельно читать тексты большого объёма; — кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе; — знать наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов. Литературоведческая пропедевтика К концу 4 класса учащиеся должны — отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; — различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ; — обнаружить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор); — отличать художественный текст от научно-популярного; - давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея; - давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чём пишет); — давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение; - полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения; - полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи. Развитие творческих способностей К концу 4 класса учащиеся должны — пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности; — участвовать в конкурсах чтецов; — писать небольшие по объёму сочинения на основе литературных впечатлений; - писать небольшие по объёму сочинения по картине; - устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему; — научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и т. д.). КРУГ ЧТЕНИЯ Четвёртый год обучения Устное народное творчество
Былины Новгородского цикла: «Садко». Русские народные волшебные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Н. Асеев, А. Фет, Н Заболоцкий, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, А. Ахматова, В. Хлебников, В. Маяковский, Б Пастернак; М. Лермонтов «Бородино»; А. Чехов «Белолобый», «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Слон», Саша Чёрный «Дневник фокса Микки».
Русские и зарубежные сказки и сказочные повести
Л. Петрушевская «Сказки», С Козлов «Сказки», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Русалочка», Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок», Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик», Т. Яссон «Приключения Муми — Тролля»; М. Метерлинк «Синяя птица».
Современная и зарубежная литература
С. Михалков Государственный гимн Российской Федерации; Ф. Искандер «Рассказы»; А. Вознесенский, В. Берестов, Д. Самойлов, С. Маршак, Б. Захадер, Ю. Мориц, Н. Матвеева, К. Некрасова.
Зарубежная поэзия
М. Карем, японские трёхстишия Исса и Кикаку, античный «Гимн Природе».
Дополнительная литература
«Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Иван – царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын и чудо–юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть», «Солдат и чёрт», «Каша из топора»;
А. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», С Аксаков «Аленький цветочек», П. Бажов «Медной горы хозяйка»;
Г. Х. Андерсен «Ёлка», «»Волшебный фонарь», Ш. Перро «Синяя борода», А. Толстой «Детство Никиты», С Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Басни Л. Толстого, С. Михалкова;
О. Уайльд «Мальчик – звезда», К. Льюис «Сказочные повести», В. Гауф «Карлик Нос», «Калиф – аист», Л. Кэролл «Алиса в стране чудес», А. Сент — Экзюпери «Маленький принц»;
Ю. Олеша «Три толстяка», Л. Чарская «Сказки»;
Л. Кассиль, Ю. Коваль, Ю Сотник, Ю Яковлев, В. Железников, В. Каверин, А. Алексин, А Рыбаков, А. Митяев, А. Маркуша, С. Сахарнов Рассказы и повести;
В. Нерасов «Приключения капитана Врунгеля», К. Булычев «Тайна третьей планеты», Е. Велтистов «Приключения Электроника», А. Мошковский «Пятеро в звездолете».
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. — Самара: Федоров, 2010
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:
1. Чуракова Н. А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для 4 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2. Самыкина С. В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела программы |
Количество часов |
Сроки изучения раздела |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных работ |
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. |
Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком. |
10 | ||||
2. |
Авторская литература: время во власти человека |
8 | ||||
3. |
Крутим барабан времени |
10 | ||||
4. |
Реальный и волшебный миры в авторской сказке |
16 | ||||
5. |
Авторская поэзия: мастерская стиха |
7 | ||||
6. |
Планета поэзии. От великого до малого. |
7 | ||||
7. |
Мир драмы. Где искать автора? |
17 | ||||
8. |
Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт. |
10 | ||||
9. |
Поэт, природа и время |
6 | ||||
10. |
Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа |
10 | ||||
11. |
Резерв |
1 | ||||
Итого: |
102 + 1 |
Календарное планирование
№ урока |
Дата |
Корректировка программы | Тема урока |
Количество часов |
Применение ЦОР |
Используемое оборудование |
2 1 |
Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком. Пословицы русского земледельца. Время как природа. |
1 | ||||
2 |
Законы волшебной сказки |
1 | ||||
3 |
Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Представлений древних людей о мире |
1 |
иллюстрации к волшебным сказкам | |||
4. 5 |
Проникновение конкретного исторического времени в сказку |
2 | ||||
6 |
«Садко». Черты былины и сказки в тексте |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
7 |
Приметы исторического времени в былине |
1 | ||||
8 |
Художественные особенности в былине |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
9 |
Черты древней сказки и исторические подробности в былине «Садко» |
1 | ||||
10 |
Наедине с книгой. Мир сказки |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
11 12 |
Авторская литература: время во власти человека Человек – хозяин и творец времени. Особенности художественного мира, созданного Джанни Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок» |
2 |
мультимедийное оборудование | |||
13 |
Особенное восприятие времени в стихотворениях Андрея Вознесенского «Какое несимметричное Время…» |
1 | ||||
14 15 |
Образ весны и ручьев в стихотворении Федора Тютчева «Весенние воды», Новеллы Матвеевой «В лощинах снег…», Бориса Пастернака «Опять весна» |
2 |
мультимедийное оборудование | |||
16 |
Чудесное весеннее преображение (по стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…») |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
17. |
Весна, весна… Урок выразительного чтения |
1 | ||||
18. |
Наедине с книгой. Время во власти автора |
1 | ||||
19 |
Крутим барабан времени История души человеческой (по рассказу Л. Андреева «Петька на даче») Два мира (мир парикмахерской и мир дачи) |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
20 |
Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение |
1 | ||||
21. |
Литературный герой и его прототип |
1 | ||||
22 |
Судьба твоего ровесника, жившего 100 лет назад (по рассказу А. Чехова «Ванька») Два мира Ваньки Жукова |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
23 |
Такие похожие разные судьбы |
1 | ||||
24 |
Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в ХХ веке |
1 |
видеофильм | |||
25 26 |
Лирический герой В. Берестова Мир друзей, семьи в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография» |
2 |
ЭОР |
проектор | ||
27 |
Лирический герой В. Берестова |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
28 |
Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний. Урок выразительного чтения стихов наизусть. |
1 | ||||
29 30 |
Реальный и волшебный миры в авторской сказке В реальном мире волшебной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» |
2 |
ЭОР |
проектор | ||
31 32 |
Особенности волшебного мира в авторской сказке |
2 | ||||
33 34 35 |
Новые сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе» |
3 | ||||
36 |
Решающий поединок — кульминация сказки |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
37 38 |
Финал сказки. В волшебной стране |
2 |
Видеофильм | |||
39 |
Отзыв о сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» |
1 | ||||
40 41 |
Проверочная работа за I полугодие и анализ её результатов |
2 | ||||
42 |
Наедине с книгой. С. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
43 |
Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул…», Д. Самойлова «Красная осень») |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
44 |
…Вода и камень, земля и небо, лед и пламень… Урок — праздник поэзии |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
45 |
Авторская поэзия: мастерская стиха Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога», А. Белого «Весна» |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
46 |
Особенности рифмовки в стихотворениях Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…», С. Маршака «Как поработала зима!..» |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
47 |
Три вида рифмы – три разных образа |
1 | ||||
48 49 |
Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро…») и В. Хлебникова («Заклятие смехом») |
2 |
ЭОР |
проектор | ||
50 51 |
Авторский почерк в переводах хокку |
2 |
мультимедийное оборудование | |||
52 |
Планета поэзии. От великого до малого. Древний и современный гимн |
1 | ||||
53 54 |
Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино» |
2 |
ЭОР |
мультимедийное оборудование | ||
55 56 |
Автобиографический характер стихотворений В. Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир» |
2 |
ЭОР |
проектор | ||
57 |
Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений |
1 | ||||
58 |
Наедине с книгой. Лирика военных лет |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
59 |
Мир драмы. Где искать автора? Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица») |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
60 61 |
Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица» |
2 | ||||
62 63 |
В «чужом» мире страны Воспоминаний |
2 |
ЭОР |
проектор | ||
64 |
В «чужом» мире царицы Ночи |
1 |
ЭОР |
мультимедийное оборудование | ||
65 |
Постижение истинного смысла вещей. Ещё один шаг к познанию идеи пьесы |
1 |
видеофильм | |||
66 |
Я работаю в театре |
1 | ||||
67 |
В Царстве Будущего |
1 | ||||
68 |
Прощание с душами предметов. Образы Души Света, Кошки, Пса |
1 | ||||
69 70 |
Итог пьесы – обретение Истинного Зрения |
2 |
мультимедийное оборудо-вание | |||
71 72 |
Конкурс инсценировок |
2 |
мультимедийное оборудование | |||
73 |
Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца» |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
74 |
Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Исса |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
75 |
Наедине с книгой. Читаю пьесу |
1 | ||||
76 77 |
Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт. Мир глазами трёхлетнего ребёнка (по рассказу А. Чехова «Гриша») |
2 |
ЭОР |
проектор | ||
78 79 |
Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый» |
2 |
мультимедийное оборудование | |||
80 81 |
Знакомьтесь – дневник, написанный собакой (С. Чёрный «Дневник фокса Микки») |
2 |
муль-тиме-дийное обору-дование | |||
82 83 |
Главный герой. Его характер |
2 | ||||
84 |
Кульминация повести. Её развязка |
1 | ||||
85 |
Наедине с книгой. Автор — актёр |
1 | ||||
86 |
Поэт, природа и время Необычный взгляд поэта на мир (по стихотворениям А. Вознесенского «Жадным взором василиска…», «Поставь в стакан замедленную астру…», «Выгнувши шею назад осторожно…») |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
87 |
Человек и природа в стихотворении Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна» |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
88 |
Природа, увиденная глазами поэта, художника (по стихотворению Н. Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара и К. Моне) |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
89 |
Поэт и природа. Урок выразительного чтения стихотворений наизусть |
1 | ||||
90 91 |
Вечные ценности в стихотворении Ф. Тютчева «в небе тают облака…», в сказке С. Козлова «Если меня совсем нет» |
2 |
мультимедийное оборудование | |||
92 93 |
Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон» и стихотворению М. Карема «Ослик») |
2 |
ЭОР |
проектор | ||
94 95 |
Строим воздушные замки (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки») | 2 |
ЭОР |
проектор | ||
96 |
Открываем самый большой лошадиный секрет В стихотворении Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет» |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
97 |
Красивый человек. Какой он? (Ф. Искандер «Рассказ о море») |
1 |
мультимедийное оборудование | |||
98 99 |
Проверочная работа за II полугодие и анализ её результатов |
2 | ||||
100 101 |
Мир авторской сказки С. Козлова «Тёплым тихим утром посреди зимы» |
2 |
муль-тиме-дийное обору-дова-ние | |||
102 |
Сюжетный ответ на простой вопрос (В. Маяковский «А вы могли бы?») |
1 |
ЭОР |
проектор | ||
103 |
Резерв |
1 | ||||
Итого: |
102 часа + 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО» Руководитель МО __________________ Протокол № ____ от ______________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» ________________ ________ приказ № ______ от _____________ |
Рабочая программа
Предмет ____литературное чтение ___________
Класс ___4 - Б__
Срок реализации 2013…- 2014… учебный год
Количество часов: 102__; в неделю _3_ часа
Планирование составлено на основе программы начального____ общего образования по литературному чтению (авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта общего образования (система Л. В. Занкова)_ Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература», 2010________________
Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. - Самара: Федоров, ____
Составитель _Захарова Л. В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
(Ф.И.О. учителя, предмет,
квалификационная категория)
Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Литературное чтение
Авторы
В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека.
Стратегическая цель литературного образования в школе - воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).
Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.
Соответственно, текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.
Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:
1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;
2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;
3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.
Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.
Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Таким образом, задачами начального курса литературы являются:
■ расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
■ воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;
■ развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным;
■ создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
■ развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в области литературы и в рисовании, музыке, игре. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Методика работы с текстом учитывает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения.
Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.
Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.
На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать - одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.
Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора - это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения.
Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных ситуациях; игра-интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» (с 1 класса), страницы режима дня и времен года (в 1 и 2 классе), «Картинная галерея», «Консультанты» (в 3 и 4 классе), «Справка» и «Историческая справка».
В курсе «Литературное чтение» актуализируются Межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».
В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника.
Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития.
Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом и драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. анализируются объёмные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выявлением позиции автора, вычитыванием авторской оценке изображаемого.
Особенность четвёртого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров литературы.
Итогом четвёртого года обучения – и всего курса литературного чтения 1 – 4 классов – должны стать:
-
начальные умения анализа литературного произведения;
-
умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинения на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);
-
первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;
-
эстетическое переживание ценности художественных произведений.
4 класс (102 часа)
Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.
Природа и происхождение жанра пословицы. Связь и мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценке в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.
Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская социально-бытовая сказка.
Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Жданни Родари).
Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.
Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.
Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа:
а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»);
б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трёхлетнего ребёнка и волчицы);
в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
г) богатство и разнообразие художественного языка.
Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Наблюдение за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устранённость автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому:
а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т. д.;
б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по средствам изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приёмов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с «онегинской строфой»).
Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приёмы изображения).
Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и смыслового чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного выказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Требования к ровню подготовки обучающихся к концу четвёртого класса
Обучающиеся должны
иметь представление:
- о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
-о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования;
знать:
- наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;
уметь:
- читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90 – 100 слов в минуту;
- выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
- воспринимать оттенки чувств в прозаическом произведении;
- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
- практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
- рассказывать о любимом писателе, поэте;
- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Читательские умения
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
- заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
- ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
- самостоятельно читать тексты большого объёма;
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
- знать наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов.
Литературоведческая пропедевтика
К концу 4 класса учащиеся должны
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ;
- обнаружить средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
- отличать художественный текст от научно-популярного;
- давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
- давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чём пишет);
- давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
- полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
- полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи.
Развитие творческих способностей
К концу 4 класса учащиеся должны
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
- участвовать в конкурсах чтецов;
- писать небольшие по объёму сочинения на основе литературных впечатлений;
- писать небольшие по объёму сочинения по картине;
- устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
- научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и т. д.).
КРУГ ЧТЕНИЯ
Четвёртый год обучения
Устное народное творчество
Былины Новгородского цикла: «Садко». Русские народные волшебные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Н. Асеев, А. Фет, Н Заболоцкий, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, А. Ахматова, В. Хлебников, В. Маяковский, Б Пастернак; М. Лермонтов «Бородино»; А. Чехов «Белолобый», «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Слон», Саша Чёрный «Дневник фокса Микки».
Русские и зарубежные сказки и сказочные повести
Л. Петрушевская «Сказки», С Козлов «Сказки», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Русалочка», Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок», Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик», Т. Яссон «Приключения Муми - Тролля»; М. Метерлинк «Синяя птица».
Современная и зарубежная литература
С. Михалков Государственный гимн Российской Федерации; Ф. Искандер «Рассказы»; А. Вознесенский, В. Берестов, Д. Самойлов, С. Маршак, Б. Захадер, Ю. Мориц, Н. Матвеева, К. Некрасова.
Зарубежная поэзия
М. Карем, японские трёхстишия Исса и Кикаку, античный «Гимн Природе».
Дополнительная литература
«Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Иван – царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын и чудо–юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть», «Солдат и чёрт», «Каша из топора»;
А. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», С Аксаков «Аленький цветочек», П. Бажов «Медной горы хозяйка»;
Г. Х. Андерсен «Ёлка», «»Волшебный фонарь», Ш. Перро «Синяя борода», А. Толстой «Детство Никиты», С Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Басни Л. Толстого, С. Михалкова;
О. Уайльд «Мальчик – звезда», К. Льюис «Сказочные повести», В. Гауф «Карлик Нос», «Калиф – аист», Л. Кэролл «Алиса в стране чудес», А. Сент - Экзюпери «Маленький принц»;
Ю. Олеша «Три толстяка», Л. Чарская «Сказки»;
Л. Кассиль , Ю. Коваль, Ю Сотник, Ю Яковлев, В. Железников, В. Каверин, А. Алексин, А Рыбаков, А. Митяев, А. Маркуша, С. Сахарнов Рассказы и повести;
В. Нерасов «Приключения капитана Врунгеля», К. Булычев «Тайна третьей планеты», Е. Велтистов «Приключения Электроника», А. Мошковский «Пятеро в звездолете».
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 кл. - Самара: Федоров, 2010
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учителя:
1. Чуракова Н. А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» для 4 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
-
Самыкина С. В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение» 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Тематическое планирование
№ |
Название раздела программы |
Количество часов |
Сроки изучения раздела |
Кол-во лабораторных и практических работ |
Кол-во контрольных работ |
Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. |
Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком. |
10 |
|
|
|
|
2. |
Авторская литература: время во власти человека |
8 |
|
|
|
|
3. |
Крутим барабан времени |
10 |
|
|
|
|
4. |
Реальный и волшебный миры в авторской сказке |
16 |
|
|
|
|
5. |
Авторская поэзия: мастерская стиха |
7 |
|
|
|
|
6. |
Планета поэзии. От великого до малого. |
7 |
|
|
|
|
7. |
Мир драмы. Где искать автора? |
17 |
|
|
|
|
8. |
Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт. |
10 |
|
|
|
|
9. |
Поэт, природа и время |
6 |
|
|
|
|
10. |
Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа |
10 |
|
|
|
|
11. |
Резерв |
1 |
|
|
|
|
|
Итого: |
102 + 1 |
|
|
|
|
Календарное планирование
№ урока |
Дата |
Корректировка программы |
Тема урока |
Количество часов |
Применение ЦОР
|
Используемое оборудование |
2 1 |
|
|
Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком. Пословицы русского земледельца. Время как природа. |
1 |
|
|
2 |
|
|
Законы волшебной сказки |
1 |
|
|
3 |
|
|
Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Представлений древних людей о мире |
1 |
|
иллюстрации к волшебным сказкам |
4. 5 |
|
|
Проникновение конкретного исторического времени в сказку |
2 |
|
|
6 |
|
|
«Садко». Черты былины и сказки в тексте |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
7 |
|
|
Приметы исторического времени в былине |
1 |
|
|
8 |
|
|
Художественные особенности в былине |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
9 |
|
|
Черты древней сказки и исторические подробности в былине «Садко» |
1 |
|
|
10 |
|
|
Наедине с книгой. Мир сказки |
1 |
ЭОР |
проектор |
11 12 |
|
|
Авторская литература: время во власти человека Человек – хозяин и творец времени. Особенности художественного мира, созданного Джанни Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок» |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
13 |
|
|
Особенное восприятие времени в стихотворениях Андрея Вознесенского «Какое несимметричное Время…» |
1 |
|
|
14 15 |
|
|
Образ весны и ручьев в стихотворении Федора Тютчева «Весенние воды», Новеллы Матвеевой «В лощинах снег…», Бориса Пастернака «Опять весна» |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
16 |
|
|
Чудесное весеннее преображение (по стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…») |
1 |
ЭОР |
проектор |
17. |
|
|
Весна, весна… Урок выразительного чтения |
1 |
|
|
18. |
|
|
Наедине с книгой. Время во власти автора |
1 |
|
|
19 |
|
|
Крутим барабан времени История души человеческой (по рассказу Л. Андреева «Петька на даче») Два мира (мир парикмахерской и мир дачи) |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
20 |
|
|
Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение |
1 |
|
|
21. |
|
|
Литературный герой и его прототип |
1 |
|
|
22 |
|
|
Судьба твоего ровесника, жившего 100 лет назад (по рассказу А. Чехова «Ванька») Два мира Ваньки Жукова |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
23 |
|
|
Такие похожие разные судьбы |
1 |
|
|
24 |
|
|
Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в ХХ веке |
1 |
|
видеофильм |
25 26 |
|
|
Лирический герой В. Берестова Мир друзей, семьи в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография» |
2 |
ЭОР |
проектор |
27 |
|
|
Лирический герой В. Берестова |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
28 |
|
|
Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний. Урок выразительного чтения стихов наизусть. |
1 |
|
|
29 30 |
|
|
Реальный и волшебный миры в авторской сказке В реальном мире волшебной сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» |
2 |
ЭОР |
проектор |
31 32 |
|
|
Особенности волшебного мира в авторской сказке |
2 |
|
|
33 34 35 |
|
|
Новые сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе» |
3 |
|
|
36 |
|
|
Решающий поединок - кульминация сказки |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
37 38 |
|
|
Финал сказки. В волшебной стране |
2 |
|
Видеофильм |
39 |
|
|
Отзыв о сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» |
1 |
|
|
40 41 |
|
|
Проверочная работа за I полугодие и анализ её результатов |
2 |
|
|
42 |
|
|
Наедине с книгой. С. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
43 |
|
|
Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул…», Д. Самойлова «Красная осень») |
1 |
ЭОР |
проектор |
44 |
|
|
…Вода и камень, земля и небо, лед и пламень… Урок -- праздник поэзии |
1 |
ЭОР |
проектор |
45 |
|
|
Авторская поэзия: мастерская стиха Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога», А. Белого «Весна» |
1 |
ЭОР |
проектор |
46 |
|
|
Особенности рифмовки в стихотворениях Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…», С. Маршака «Как поработала зима!..» |
1 |
ЭОР |
проектор |
47 |
|
|
Три вида рифмы – три разных образа |
1 |
|
|
48 49 |
|
|
Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро…») и В. Хлебникова («Заклятие смехом») |
2 |
ЭОР |
проектор |
50 51 |
|
|
Авторский почерк в переводах хокку |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
52 |
|
|
Планета поэзии. От великого до малого. Древний и современный гимн |
1 |
|
|
53 54 |
|
|
Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино» |
2 |
ЭОР |
мультимедийное оборудование |
55 56 |
|
|
Автобиографический характер стихотворений В. Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир» |
2 |
ЭОР |
проектор |
57 |
|
|
Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений |
1 |
|
|
58 |
|
|
Наедине с книгой. Лирика военных лет |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
59 |
|
|
Мир драмы. Где искать автора? Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица») |
1 |
ЭОР |
проектор |
60 61 |
|
|
Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица» |
2 |
|
|
62 63 |
|
|
В «чужом» мире страны Воспоминаний |
2 |
ЭОР |
проектор |
64 |
|
|
В «чужом» мире царицы Ночи |
1 |
ЭОР |
мультимедийное оборудование |
65 |
|
|
Постижение истинного смысла вещей. Ещё один шаг к познанию идеи пьесы |
1 |
|
видеофильм |
66 |
|
|
Я работаю в театре |
1 |
|
|
67 |
|
|
В Царстве Будущего |
1 |
|
|
68 |
|
|
Прощание с душами предметов. Образы Души Света, Кошки, Пса |
1 |
|
|
69 70 |
|
|
Итог пьесы – обретение Истинного Зрения |
2 |
|
мультимедийное оборудо-вание |
71 72 |
|
|
Конкурс инсценировок |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
73 |
|
|
Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца» |
1 |
ЭОР |
проектор |
74 |
|
|
Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Исса |
1 |
ЭОР |
проектор |
75 |
|
|
Наедине с книгой. Читаю пьесу |
1 |
|
|
76 77 |
|
|
Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт. Мир глазами трёхлетнего ребёнка (по рассказу А. Чехова «Гриша») |
2 |
ЭОР |
проектор |
78 79 |
|
|
Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый» |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
80 81 |
|
|
Знакомьтесь – дневник, написанный собакой (С. Чёрный «Дневник фокса Микки») |
2 |
|
муль-тиме-дийное обору-дование |
82 83 |
|
|
Главный герой. Его характер |
2 |
|
|
84 |
|
|
Кульминация повести. Её развязка |
1 |
|
|
85 |
|
|
Наедине с книгой. Автор - актёр |
1 |
|
|
86 |
|
|
Поэт, природа и время Необычный взгляд поэта на мир (по стихотворениям А. Вознесенского «Жадным взором василиска…», «Поставь в стакан замедленную астру…», «Выгнувши шею назад осторожно…») |
1 |
ЭОР |
проектор |
87 |
|
|
Человек и природа в стихотворении Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна» |
1 |
ЭОР |
проектор |
88 |
|
|
Природа, увиденная глазами поэта, художника (по стихотворению Н. Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара и К. Моне) |
1 |
ЭОР |
проектор |
89 |
|
|
Поэт и природа. Урок выразительного чтения стихотворений наизусть |
1 |
|
|
90 91 |
|
|
Вечные ценности в стихотворении Ф. Тютчева «в небе тают облака…», в сказке С. Козлова «Если меня совсем нет» |
2 |
|
мультимедийное оборудование |
92 93 |
|
|
Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон» и стихотворению М. Карема «Ослик») |
2 |
ЭОР |
проектор |
94 95 |
|
|
Строим воздушные замки (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки») |
2 |
ЭОР |
проектор |
96 |
|
|
Открываем самый большой лошадиный секрет В стихотворении Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет» |
1 |
ЭОР |
проектор |
97 |
|
|
Красивый человек. Какой он? (Ф. Искандер «Рассказ о море») |
1 |
|
мультимедийное оборудование |
98 99 |
|
|
Проверочная работа за II полугодие и анализ её результатов |
2 |
|
|
100 101 |
|
|
Мир авторской сказки С. Козлова «Тёплым тихим утром посреди зимы» |
2 |
|
муль-тиме-дийное обору-дова-ние |
102 |
|
|
Сюжетный ответ на простой вопрос (В. Маяковский «А вы могли бы?») |
1 |
ЭОР |
проектор |
103 |
|
|
Резерв |
1 |
|
|
|
Итого: |
|
102 часа + 1 |
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»