Внеклассное чтение по басням А.И.Крылова
2. Развивать интерес к чтению, к книге, актерские способности, смекалку, память, внимание.
3. Воспитывать уважение к писательскому труду, к труду создателей книг.
- Организационный момент.-Здравствуйте, ребята. Садитесь, сначала девочки, затем мальчики.
- Объявление темы урока.Несколько уроков литературы мы посвятили изучению творчества великого баснописца И.А. Крылова и сегодня проводим урок внеклассного чтения по басням писателя.II. Выставка книг. Анализ выставки. (Каждый урок внеклассного чтения начинаю с выставки книг по теме урока. На 1 уроке внеклассного чтения в 5 классе учащиеся получили памятки с планом анализа выставки. Затем перед каждым уроком внеклассного чтения назначаю одного ответственного за проведение выставки, он собирает разные экземпляры книг у учащихся, которые они принесли на урок, и выставляет книги у доски. В начале урока данный учащийся выходит к доске и анализирует выставку. Этот вид работы развивает у учащихся внимание и интерес к книгам, к печатному труду Анализ выставки проводит 1 учащийся по плану:
- Творчеству какого писателя посвящена выставка книг?
- Сколько книг представлено на выставке?Затем идет рассказ о каждой книге:
- Как называется книга?
- Когда и где она издана?
- Есть ли в книге иллюстрации? Если да, то назовите художника. Продемонстрируйте 2-3 иллюстрации.
- Какие произведения включены в книгу?
- Есть ли в книге статья о писателе? Кто ее автор?)III. Литературный аукцион.-До урока вы получили список басен, которые нужно было прочитать. («Ларчик»«Любопытный»«Скворец»«Зеркало и обезьяна»«Слон и Моська»«Мышь и крыса»)-Данный список вы должны были дополнить баснями по собственному выбору. Какие басни вы выбрали для самостоятельного чтения? (учащиеся называют прочитанные басни).-Сейчас мы проведем литературный аукцион по знанию жизни и творчества Крылова. Каждый вопрос имеет определенную цену до 10 баллов. Вы предлагаете за него свою цену, возможность ответить на вопрос получает предложивший большую цену. (Учитель достает небольшой ящик, в котором находятся конверты с вопросами. Тот, кто ответил правильно, получает конверт с вопросом. В конце игры определяется победитель, он получает приз- книгу с баснями Крылова)1 лот. 7 баллов. -Дайте определение басни как жанра литературы.2 лот. 5 баллов.-Какому историческому событию посвящена басня «Волк на псарне»?3 лот. 4 балла. -Из какой басни эти строки:«Увидевши слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться…»?4 лот. 8 баллов. -Из какой басни взято крылатое выражение «Слона-то я и не приметил»?(«Любопытный»)5 лот. 6 баллов.
То верещал козленком,
То непутем
Мяукал он котенком… («Скворец»)8 лот. 10 баллов. -Какие литературные приемы мы встречаем в баснях. Дайте определение этих литературных приемов.9 лот. 9 баллов. -Что такое кунсткамера? В какой басне герой попадает в кунтскамеру?(«Любопытный», кунсткамера — старинное название музея, в котором собраны редкости и диковинки).10 лот. 6 баллов.-Кто и кому, и в какой басне сказал:«Чем кумушек считать трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»»11 лот. 10 баллов.-Какую награду получил Крылов на своем юбилее?12 лот. 5 баллов.-Из какой басни взята мораль?Когда боится трус кого,То думает, что на тогоВесь свет глядит его глазами.(«Мышь и крыса»)13 лот. 8 баллов.-В каком возрасте Иван Андреевич Крылов стал баснописцем? (в 37 лет)14 лот. 6 баллов.-Какой язык Крылов выучил в 50 лет?15 лот. 5 баллов.-Какой исторический герой подразумевается под Ловчим в басне «Волк на псарне»? IV.Конкурс инсценированных басен. Проверка домашнего задания.-Вы получили задание разделиться по группам, выбрать одну из басен и инсценировать ее. (Учащиеся надевают приготовленные маски и показывают свои инсценировки, затем выбираем победителя в данном конкурсе) V. Подведение итогов. Домашнее задание. -Спасибо, ребята. Вы все отлично подготовились. На этом наш урок заканчивается, но с Крыловым мы не прощаемся, мы продолжим изучение его творчества в последующих классах. Дома попробуйте сами сочинить басню.
Автор: Рябцева Лариса Александровна, 1 квалификационная категория, Адрес: Курская область, Советский район, с. Мансурово,
МКОУ «Мансуровская основная общеобразовательная школа» Советского района Курской области,
Дисциплина: Литература
Учебник «Литература, 5 класс», В.Я.Коровина
Название работы: Урок внеклассного чтения по басням И.А. Крылова,
Класс: 5
Продолжительность урока- 40 минут.
Цели урока:
-
Образовательная: повторить и закрепить знания жизни и творчестве И.А. Крылова.
-
Развивать интерес к чтению, к книге, актерские способности, смекалку, память, внимание.
-
Воспитывать уважение к писательскому труду, к труду создателей книг.
Оборудование:
-
Портрет И.А. Крылова.
-
Выставка книг басен Крылова.
-
Конверты с вопросами.
-
Маски животных для инсценировок.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь, сначала девочки, затем мальчики.
-
Объявление темы урока.
Несколько уроков литературы мы посвятили изучению творчества великого баснописца И.А. Крылова и сегодня проводим урок внеклассного чтения по басням писателя.
II. Выставка книг. Анализ выставки.
(Каждый урок внеклассного чтения начинаю с выставки книг по теме урока. На 1 уроке внеклассного чтения в 5 классе учащиеся получили памятки с планом анализа выставки. Затем перед каждым уроком внеклассного чтения назначаю одного ответственного за проведение выставки, он собирает разные экземпляры книг у учащихся, которые они принесли на урок, и выставляет книги у доски. В начале урока данный учащийся выходит к доске и анализирует выставку. Этот вид работы развивает у учащихся внимание и интерес к книгам, к печатному труду
Анализ выставки проводит 1 учащийся по плану:
-
Творчеству какого писателя посвящена выставка книг?
-
Сколько книг представлено на выставке?
Затем идет рассказ о каждой книге:
-
Как называется книга?
-
Когда и где она издана?
-
Есть ли в книге иллюстрации? Если да, то назовите художника. Продемонстрируйте 2-3 иллюстрации.
-
Какие произведения включены в книгу?
-
Есть ли в книге статья о писателе? Кто ее автор?)
III. Литературный аукцион.
-До урока вы получили список басен, которые нужно было прочитать.
(«Ларчик»
«Любопытный»
«Скворец»
«Зеркало и обезьяна»
«Слон и Моська»
«Мышь и крыса»)
-Данный список вы должны были дополнить баснями по собственному выбору. Какие басни вы выбрали для самостоятельного чтения? (учащиеся называют прочитанные басни).
-Сейчас мы проведем литературный аукцион по знанию жизни и творчества Крылова. Каждый вопрос имеет определенную цену до 10 баллов. Вы предлагаете за него свою цену, возможность ответить на вопрос получает предложивший большую цену. (Учитель достает небольшой ящик, в котором находятся конверты с вопросами. Тот, кто ответил правильно, получает конверт с вопросом. В конце игры определяется победитель, он получает приз- книгу с баснями Крылова)
1 лот. 7 баллов.
-Дайте определение басни как жанра литературы.
2 лот. 5 баллов.
-Какому историческому событию посвящена басня «Волк на псарне»?
3 лот. 4 балла.
-Из какой басни эти строки:
«Увидевши слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться…»?
4 лот. 8 баллов.
-Из какой басни взято крылатое выражение «Слона-то я и не приметил»?
(«Любопытный»)
5 лот. 6 баллов.
-Из какой басни эти стоки?
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Ларчик»)
6 лот. 7 баллов.
- Что такое мораль в басне?
7 лот. 5 баллов.
-Из какой басни эти строки?
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То непутем
Мяукал он котенком… («Скворец»)
8 лот. 10 баллов.
-Какие литературные приемы мы встречаем в баснях. Дайте определение этих литературных приемов.
9 лот. 9 баллов.
-Что такое кунсткамера? В какой басне герой попадает в кунтскамеру?
(«Любопытный», кунсткамера - старинное название музея, в котором собраны редкости и диковинки).
10 лот. 6 баллов.
-Кто и кому, и в какой басне сказал:
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»»
11 лот. 10 баллов.
-Какую награду получил Крылов на своем юбилее?
12 лот. 5 баллов.
-Из какой басни взята мораль?
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
(«Мышь и крыса»)
13 лот. 8 баллов.
-В каком возрасте Иван Андреевич Крылов стал баснописцем? (в 37 лет)
14 лот. 6 баллов.
-Какой язык Крылов выучил в 50 лет?
15 лот. 5 баллов.
-Какой исторический герой подразумевается под Ловчим в басне «Волк на псарне»?
IV. Конкурс инсценированных басен. Проверка домашнего задания.
-Вы получили задание разделиться по группам, выбрать одну из басен и инсценировать ее.
(Учащиеся надевают приготовленные маски и показывают свои инсценировки, затем выбираем победителя в данном конкурсе)
V. Подведение итогов. Домашнее задание.
-Спасибо, ребята. Вы все отлично подготовились. На этом наш урок заканчивается, но с Крыловым мы не прощаемся, мы продолжим изучение его творчества в последующих классах. Дома попробуйте сами сочинить басню.
Литература:
авторский материал
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»