Как воспитывать в детях отзывчивость в мире эгоизма
Родительское собрание на тему
«Как воспитывать в детях отзывчивость в мире эгоизма»
(1 – 4 классы)
Подготовила и провела
Гасаналиева Светлана Николаевна,
Учитель начальных классов
Педагог высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 7» г. Череповца Вологодской области
2013-2014 уч.год
Как воспитывать в детях отзывчивость в мире эгоизма
Сегодня мы поговорим о том, как воспитывать в детях отзывчивость в мире эгоизма. СЛАЙД 1.
КАЖДЫЙ день нам предоставляется масса возможностей cделать добро. Однако многие, как видно, предпочитают думать только о себе. Свидетельства тому мы видим практически повсюду: это и дерзкое мошенничество, и агрессивное вождение, и грубые реплики, и вспыльчивость.
Психология «я — центр вселенной» бытует во многих семьях. Некоторые пары разводятся только лишь потому, что один из супругов считает себя «достойным лучшего». Иногда даже родители невольно сеют в своих детях семена эгоизма. Как? Просто они исполняют каждую прихоть своего чада и не торопятся наказывать его за проступки.
В то же время есть родители, которые учат своих детей думать в первую очередь о других, и их усилия вознаграждаются. Дети, проявляющие доброту и отзывчивость, легче заводят друзей и дорожат дружбой. К тому же они, как правило, счастливые и радостные. Почему? Потому что, как сказано, «большее счастье — давать, чем получать» (Деяния 20:35).
Если у вас есть дети, как научить их проявлять доброту и защитить от вездесущей культуры эгоцентризма? СЛАЙД 2.
Обсудим три ловушки, потворствующие духу себялюбия в детях, а также то, как их избежать.
СЛАЙД 3. Первая ловушка - Чрезмерная похвала
Проблема.
-
Исследователи заметили тревожную тенденцию: немало молодых людей, начиная свой путь на трудовом поприще, думают о себе слишком много и рассчитывают на успех, даже если не приложили для этого никаких или почти никаких усилий.
-
Некоторые уверены, что их быстро повысят в должности, при этом они даже не пытаются совершенствовать свое мастерство.
-
Другие убеждены в собственной исключительности и ждут соответствующего отношения к себе, а впоследствии впадают в отчаяние из-за того, что остальные не оценили их «по достоинству».
Что за этим стоит. Иногда самомнение человека объясняется его воспитанием. Некоторые родители, например, были слишком увлечены стратегиями поднятия самооценки ребенка, столь популярными в последние десятилетия. Пропагандируемые принципы, на первый взгляд, казались правильными: ведь если даже небольшая похвала идет ребенку на благо, то чем больше похвалы — тем лучше. При этом утверждалось, что любое неодобрение лишает ребенка уверенности в себе. И в обществе, где самоутверждение ставилось во главу угла, родители, отступающие от этих правил, клеймились как безответственные. Им внушали, что детям нельзя давать и повода думать о себе плохо.
Тогда многие мамы и папы обрушили на своих чад безудержный поток похвалы, даже если те не сделали ничего особенно похвального. Каждое достижение, пусть самое незначительное, возвеличивалось до небес, а каждый проступок, даже весьма серьезный, оставался в тени. Эти родители считали, что, игнорируя ошибки детей и поощряя их за все остальное, они повышают их самооценку. В результате главным стало не учить детей добиваться успехов в чем-то и испытывать удовлетворение от достигнутого, а просто внушать им чувство довольства собой.
На фото слева надпись гласит «Наибольшее значение имеет то, как вы видите себя»
Но если хвалить детей просто ради того, чтобы у них было хорошее мнение о себе, это может отрицательно сказаться на их мышлении. СЛАЙД 4. В Священном Писании ясно говорится: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно» (Римлянам 12:3)
СЛАЙД 5.
Что можно сделать.
-
Поставьте цель — исправлять ребенка, если это необходимо, и хвалить, если он это заслужил.
-
Не хвалите ребенка только ради того, чтобы он был доволен собой. Это ему не поможет.
-
В книге «Поколение Я» отмечается, что «настоящая уверенность в себе приходит от совершенствования способностей и роста знаний, а не оттого, что кто-то тебе сказал: „Ты великолепен, просто потому что существуешь“» (Generation Me).
СЛАЙД 6.
Вторая ловушка - Чрезмерная опека
Проблема. Многие молодые люди, вступая на трудовой путь, мало подготовлены к трудностям. Некоторых повергает в отчаяние даже малейшая критика. Другие столь взыскательны, что согласны только на ту работу, которая отвечает самым высоким запросам.
Что за этим стоит. В последние десятилетия многие родители считают своим долгом защитить любимое дитя от любых трудностей и проблем. Дочка не справилась с контрольной? Родители вмешиваются и требуют лучшей оценки. Сыну выписали штраф за нарушение правил дорожного движения? Родители за него платят. У сына или дочери не сложились романтические отношения? Во всем обвиняют другую сторону.
Конечно, защищать и опекать своих детей вполне естественно. Но чрезмерная опека прививает им неверный взгляд, будто им не нужно отвечать за свои поступки. В книге «Позитивное наказание для подростков» отмечается: «Вместо того чтобы учиться переносить боль и разочарование, извлекая уроки из пережитого, [такие] дети растут полными эгоистами, убежденные, что весь мир, в том числе их родители, перед ними в долгу» (Positive Discipline for Teenagers – Положительные дисциплины для подростков).
Можно воспользоваться принципом основанным на словах апостола Павла: СЛАЙД 7.
«Каждый пусть покажет свое собственное дело, и тогда у него будет повод радоваться» (Галатам 6:4).
Что можно сделать. СЛАЙД 8
-
Учитывая уровень зрелости своих детей, применяйте библейский принцип: «Каждый отвечает за свои дела» (Галатам 6:5, Смысловой перевод). Если вашему сыну выписали штраф, пусть он заплатит его из своих карманных или заработанных денег. Если дочь не справилась с контрольной, пусть это станет для нее уроком, чтобы в следующий раз она лучше готовилась. Если у сына не сложились романтические отношения, утешьте его.
-
Но в подходящий момент помогите ему поразмышлять над тем, что произошло. Спросите, понял ли он, что ему в чем-то еще нужно улучшиться?
-
Учась преодолевать трудности, дети развивают жизнестойкость и уверенность в своих силах. Но разве эти ценные качества приобретешь, когда трудности за тебя всегда преодолевают другие?
Третья ловушка – СЛАЙД 9. Все для любимого ребенка
Проблема. В одном опросе с участием молодых людей 81% из них ответили, что главная цель их поколения — разбогатеть, тогда как помощь другим они не считают чем-то важным. Но погоня за богатством не приносит подлинного удовлетворения. Напротив, исследования показывают, что те, кто сосредоточен на материальном, менее счастливы и более удручены. Уровень физических и психических заболеваний среди таких людей тоже выше.
Что за этим стоит? Некоторые дети растут в семьях, единственная цель которых — накопительство. В книге «Эпидемия нарциссизма» говорится: «Родители хотят, чтобы дети были счастливы, а дети хотят иметь разные вещи. И родители покупают им эти вещи. В итоге дети счастливы, но не надолго. Они опять хотят все новые и новые вещи» (The Narcissism Epidemic).
К тому же рекламная индустрия не упускает возможности подогреть потребительский спрос фразами типа «Ты этого достоин!». Многие молодые проглотили эту наживку и теперь погрязли в долгах, будучи не в силах заплатить за то, чего они «достойны».
СЛАЙД 10. «Те, кто решили разбогатеть, впадают в искушение, и в ловушку, и во многие безрассудные и пагубные желания» (1 Тимофею 6:9).
И так
Что можно сделать , чтобы не попасть в эту ловушку – ловушку пагубных желаний. СЛАЙД 11.
-
Родители, проанализируйте свое отношение к деньгам и к тому, что можно на них купить.
-
Установите правильные приоритеты и помогите в этом своим детям. В книге «Эпидемия нарциссизма», упомянутой выше, советуется: «Родителям нужно обсуждать с детьми такие вопросы: „Когда стоит что-то покупать на распродажах, а когда нет?“, „Что такое процентная ставка?“, „В каких случаях ты что-то покупал, поддавшись на уговоры?“».
-
Будьте осторожны: не покупайте вещи в качестве лекарства от назревших семейных проблем. В одной книге отмечается: «Известно, что заглушать проблемы приобретением материальных благ — не лучший выход из положения. Разрешать проблемы помогают вдумчивость, проницательность и сопереживание, а не сумочки и туфли» (The Price of Privilege – Цена привелегии).
СЛАЙД 12.
Помните: «Дети, проявляющие доброту и отзывчивость, легче заводят друзей и дорожат дружбой. К тому же они, как правило, счастливые и радостные».
Почему? СЛАЙД 13.
Потому что, как сказано, «большее счастье — давать, чем получать» (Деяния 20:35).
И ещё четыре важные мысли… СЛАЙД 14.
Не переставайте мечтать и верьте, чтобы надежда жила.
Заботьтесь друг о друге, чтобы любовь жила. И, наконец, делитесь друг с другом, чтобы дружба не исчезала.
И учите всему этому своих детей!
Пояснительная записка к презентации:
-
Количество слайдов – 15 ( с 1 по 14 слайд – рабочие, 15-ый слайд – интернет-ресурсы)
-
Редактор, в котором выполнена презентация – Microsoft Office PowerРoint 2003
-
Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуются с помощью презентации:
Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей.
Задачи:
-
помочь родителям увидеть проблему детского эгоизма и пути её преодоления.
-
проработать три основные ловушки себялюбия у детей и способы их преодоления
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Заранее Вам благодарна. Дулатова Н.И.