Выразительная и изобразительная интонации в одном произведении
Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
Дятловского района, Гродненской области, Республика Беларусь
«Выразительная и изобразительная интонации в одном произведении»
(урок музыки, 3 класс)
Подготовила
учитель музыки I категории
Кавцевич Наталия Николаевна
2013 год
Цель урока: сформировать представление о полиинтонационном характере музыкального произведения.
Задачи урока:
-
Расширение представлений о выразительной и изобразительной интонациях;
-
формирование умений различать выразительную и изобразительную интонации в музыкальном произведении;
-
совершенствование навыка моделирования интонаций звуком, словом, движением;
-
развитие воображения и фантазии;
-
формирование навыков самооценки.
Обеспечение урока:
-
Нотная хрестоматия для 3 класса.
-
Листы самооценки.
-
Учебник.
-
Ноутбук.
-
Баян.
Музыкальный материал:
-
Э. Григ «Песня Сольвейг»;
-
Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»;
-
Э. Григ «Утро»;
-
«Кукушка» (швейцарская народная песня).
Ход урока
1. Организационный момент
Вход в класс. Организация класса.
Музыкальное приветствие.
Учитель. Ребята, давайте ещё раз вспомним, что вы - третьеклассники , и уже многое знаете и умеете.
«Мы – третьеклассники» - исполнение попевки.
Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим разговор об интонации в музыке, познакомимся с новым музыкальным произведением, новыми для вас музыкальными интонациями. В конце урока вам придется самостоятельно оценить свои знания и умения с помощью листа самооценки.
2. Основная часть.
Учитель. Скажите, интересно было бы вам смотреть на картину, написанную одной краской, например, зелёной, слушать музыку, где звучал бы только один звук?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Всё вокруг разноцветное… Мы слышим разные звуки… Нас окружают разные люди… Грустим и радуемся, совершаем разные действия…
Учитель. Что же помогает нам объяснить другим людям наши чувства, переживания, рассказать о событиях нашей жизни, о том, что происходит вокруг нас?
Дети. Интонация.
Учитель. Какие виды интонации вы уже знаете?
Дети. Выразительная и изобразительная интонации.
(Выполнение задания).
Задание. Соедини стрелками данные понятия
Учитель: Как выполнила задание Аня, правильно ли она соединила понятия? А кто ещё так соединил? А у кого по-другому?
Учитель. Что выражает выразительная интонация? Что изображает изобразительная интонация?
Дети. Выразительная интонация выражает чувства человека.
(Оформление стенда - плакаты).
ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ
Изобразительная интонация изображает явления окружающего мира.
(Оформление стенда - плакаты).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ
Учитель. Молодцы! А сейчас прозвучит два музыкальных фрагмента. В одном из них композитор использовал выразительную интонацию, в другом – изобразительную. Попробуйте определить в каждом фрагменте интонацию: выразительную или изобразительную, обоснуйте своё утверждение.
( Слушание «Песня Сольвейг» Э. Грига и «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова.).
Дети. В первом фрагменте композитор использовал выразительные интонации печали, грусти, тоски. Он выразил человеческие чувства и переживания. Во втором фрагменте присутствовала изобразительная интонация, композитор одновременно изобразил музыкальными средствами движение и жужжание насекомого.
Учитель. Замечательно! Назовите эти произведения.
Дети. «Полёт шмеля» и «Песня Сольвейг».
Учитель. Назовите композиторов этих замечательных произведений.
Дети. Н.А.Римский-Корсаков, Эдвард Григ
(Оформление стенда - портреты композиторов).
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим, как выразительная и изобразительная интонации взаимодействуют в одном музыкальном произведении. Цель нашего урока – сформировать представление о выразительной и изобразительной интонациях в одном музыкальном произведении.
Вас ждёт встреча с ещё одним произведением, в котором «музыкальными красками» изображено замечательное явление природы – восход солнца. Автор этой музыкальной картины – уже известный вам норвежский композитор Эдвард Григ – смог языком музыки рассказать нам о том, как встает солнце, как начинается новый день. Музыка наполнена различными интонациями, которые мы с вами должны угадать.
( Слушание: звучит фрагмент музыки Э. Грига «Утро»).
Учитель. Как вы можете охарактеризовать главную интонацию музыки?
Дети. В этой музыке явно присутствует изобразительная интонация.
Учитель. Почему вы так решили?
Дети. Композитор нарисовал картину природы… Это рассказ об окружающем мире… Показано движение солнца…
Учитель: Очень хорошо! Молодцы!
Учитель: А сейчас давайте попробуем отразить интонацию «Утра» в жестах и мимике. Каждый из нас «поднимет» своё солнышко на своих ладошках, при этом внимательно слушайте, как будет развиваться главная музыкальная интонация произведения и следуйте за ней.
( Звучит фрагмент музыки Э. Грига «Утро». Учитель вместе с детьми выполняет упражнение «Пластическое интонирование»).
Учитель. А что вы чувствовали и представляли, когда выполняли упражнение?
Дети. Радость… Счастье… Доброе утро… Прекрасный день…
Учитель. В заключительной части произведения можно ощутить восторг, торжественность момента восхода солнца. И музыка помогла нам почувствовать и пережить эти замечательные ощущения.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой. (А.А.Фет)
Таким образом, может вы измените своё мнение по поводу главной интонации в произведении?
Дети. Да, если музыка выражает чувства человека, значит здесь есть ещё и выразительная интонация.
Учитель. Молодцы! Мы с вами впервые смогли проследить, как в одном произведении встречаются и выразительная, и изобразительная интонации. Так происходит в музыке почти всегда. Сделайте вывод.
Дети. Всё, что окружает нас, мы чувствуем и переживаем. То же происходит и в музыке.
Учитель. Верно. Отражение в музыке явлений окружающего мира, как и в жизни, всегда сочетается с передачей вызванных ими эмоций и чувств.
3. Пение
Учитель. А теперь давайте разучим главную музыкальную интонацию пьесы «Утро» Эдварда Грига.
Утро рождается, день начинается.
И в предвкушении нового дня
Первые лучики робко касаются
Краешка облака, жаром горя.
Замерли птицы, их щебет не слышен.
Спокойно и молча все солнышка ждут.
И наконец, поднимаясь всё выше
На небо взошло, освещая вокруг
Лес и равнины, поля и дороги,
Да вот оно, солнышко, вот оно, солнышко!
Утро рождается, день начинается.
Солнечным светом согрета земля.
Птичьими трелями мир наслаждается,
Сказкой волшебною,
Нового дня.
(Т.Андреева)
(Разучивание попевки «Солнышко всходит» (интонация из пьесы
«Утро» Э. Грига).
Учитель. Для исполнения ещё одной музыкальной интонации я предлагаю вам вспомнить, как разговаривают кукушки. Сейчас все вы, по взмаху моей «волшебной палочки», превратитесь в «кукушек». У каждой вашей птицы пусть будет определённое настроение: грустное, радостное, гневное… Поёт та «кукушка», на которую указывает «волшебная палочка».
(Проводится игра «Звукоподражание»)
Учитель. Замечательно! А сейчас давайте вспомним швейцарскую народную песню «Кукушка», в которой мы уже встретились с интонацией «кукушкиной песни».
(Исполняется швейцарская народная песня «Кукушка»).
Учитель. Ребята, а заметили ли вы, что в музыкальной интонации припева тоже иллюстрируется разговор двух кукушек? Давайте при повторном исполнении песни поручим озвучить этот диалог шести ученикам – по количеству куплетов.
(Вокально-хоровая работа над песней).
Учитель. Молодцы, вы прекрасно справились.
4. Обобщение.
Учитель. Ребята, какое открытие вы сделали сегодня для себя? Что нового узнали?
Дети. У каждого живого существа, каждого явления природы есть своя интонация… В музыке почти всегда соединяются выразительная и изобразительная интонации… Слушая музыку, можно испытать разные чувства.
Учитель. Какие чувства испытали сегодня вы?
Дети. Удивление… Восхищение… Восторг… Радость… Было трудно, но я справился.
Учитель. А теперь, ребята, давайте вместе оценим ваши впечатления и знания по теме нашего урока, используя листы самооценки.
5. Работа с листами самооценки.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.
После того, как учащиеся завершили работу, учитель даёт оценку их деятельности на уроке.
6. Рефлексия. Наш урок подошёл к концу.
-
Пусть улыбнётся тот, кому было приятно и комфортно на уроке.
-
Пусть похлопает в ладоши тот, кому понравилась музыка, которая прозвучала на уроке.
-
Пусть встанет тот, кто с удовольствием придёт на следующий урок.
Спасибо, до следующей встречи.
Список используемой литературы:
-
Е.Г. Гуляеа, В.И. Гуляев. Музыка в 3 классе. — Минск: «Вышэйшая школа», 2010 .
-
Е.Г. Гуляеа, В.И. Гуляев. Музыка в 3 классе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. — Минск: «Вышэйшая школа», 2010 .
-
Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. – Минск: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2006.
-
М.А. Давыдова. Уроки музыки – Москва: «ВАКО», 2008.
-
Журнал “Мастацкая і музычная адукацыя”, № 3, 2013. М.А. Давыдова. Уроки музыки – Москва: «ВАКО», 2008.
Иллюстрации:
http://images.yandex.by/yandsearch?text
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»