Конспект урока по обучению грамоте. Звуки [м], [м’], буквы М, м.(ПНШ)
Класс:1
Программа:УМК «Перспективная начальная школа»
Автор:Петрова Светлана Алексеевна, учитель начальных классов Тип урока:Сообщение новых знаний
Тема урока: Звуки[м],[м’], буквы М, м.
Цель урока:Знакомство с согласными звуками [м] [м’] и буквой М, м.
Задачи урока:обеспечить условия для знакомства с новой согласной буквой М (м); должны знать, что звук м — согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия. Планируемые результаты: Личностные УУД:оценивать усваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД:формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать. Коммуникативные УУД:формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль. Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы. Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы. Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, звуковые схемы слов, сигнальные карточки (гласные звуки, согласные звуки), индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв.
Ход урока I.Организационный момент. Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
На уроках я сижу
Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
II.Создание проблемной ситуации. (На доске слова из карточек с буквами, первые буквы отсутствуют: …оре, …ука, …алина,…ыло) Слайд №2 — Я приготовила для вас слова, но потеряла первые буквы. Какая же из этих букв подойдет, чтобы получились слова? -Какой же буквы не хватает? (м) III.Сообщение темы урока. -Вы уже догадались, какую букву будем изучать? (м, М) — Проверим, так ли это. Откройте Азбуку на той стр., где мы читали вчера и посмотрите на следующую страницу. (С.24) Да, вы правы! Познакомьтесь, это буква «м». (У: помещает на доску плакат с изображением буквы). -Назовите тему урока. (Буква м, М) Слайд №3 –Какой это урок? (Открытие новых знаний) — Какие цели поставите? – Чего не знаете? – Что хотите узнать? – Чем хотите заниматься? (Д: Я хочу на уроке...) -Я поддерживаю ваши цели. — Что будете делать сначала, а что потом? (Учитель план корректирует: познакомимся с буквой, выясним, из каких элементов она состоит, исследуем, какую работу выполняет, почитаем модели и слоги, поиграем) — Герои учебника Миша и Маша хотят вместе с вами изучить новый звук, букву и научиться читать слоги и слова с буквой «м». Эта буква спит в берлоге, Моет руки, моет ноги, Надоедливо жужжит И по комнате кружит. (М: медведь, мыло, муха) Слайд №4 IV.Конструирование большой и малой букв М, м. — На что похожа буква «м»? (слайд №5, №6, №7, №8, №9) — Из каких элементов-шаблонов состоят печатные буквы «М», «м»? Сконструируйте из элементов-шаблонов буквы «М», «м». Слайд №10 — Покажите соседу букву, проверьте правильность, помогите друг другу.
-Из каких элементов состоит буква? -Есть ли у буквы М соседи в алфавите? Какие из них вам уже знакомы? V.Знакомство с новыми звуками.
-Как вы думаете, какую работу выполняет буква М? Ваши идеи… — Давайте проверим, исследуем модели в Азбуке а) Работа по учебнику (с.24, Проговаривание: МЫЛ; МИЛ) МЫЛ. – Какой первый звук? -Посмотрите друг на друга в паре, произнесите первый звук, обратите внимание на расположение губ, зубов, языка. Аналогично проводится работа со словом МИЛ. — Давайте дадим характеристику звукам в данных словах и сравним их. (В слове «мал» — звук [м] звонкий твёрдый; а в слове «мяч» — звук [м’] звонкий мягкий). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы не будем торопиться Разминая поясницу, Мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.) Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания.) Напоследок, всем известно, Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.) От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.) б) Распознавание новых звуков. Слайд №11 -В каких словах есть звуки [м], [м,]? (Дети используют личный опыт, плакат на доске, картинки в Азбуке). — Поиграем в «Твёрдый — мягкий»? Слайд №12 Мальчики – будут «ловить» (хлопками) твёрдый звук [м]. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,]. (мыло, мел, малина, мак, мельница, медвежонок, муравей, медаль, молоко, месяц) в) Чтение звуковых моделей и слов -Молодцы! Звуки слышите, замечательно их ловите! – А сможете прочитать? (Да) — стр.24 Азбука – МАША; МИША -Чем отличаются модели? – Что поняли? -Почитаем в группах. (распределение — по рядам) – стр.25 VI.Первичное закрепление. — Посмотрите на доску. – Что там написано? (Д: читают хором: Маша, Миша, Муму) Слайд №13 -Теперь мы сможем определить, какой звук обозначает буква М? — В парах выясните, какой звук обозначает первая буква? – Почему она большая? -Разделите слово на слоги, поставьте ударение, составьте звуковую модель. (У: раздает для каждой пары карточку с именем; самостоятельная деятельность в парах, само- и взаимоконтроль, коррекция, самооценка; 3 ученика выходят к доске; проверка.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
VII.Задания на развитие внимания.
1.Найдите четыре слова, начинающиеся на «М». Слайд №14
(лимон, мешок, маяк, баклажан, месяц, вертолёт, жук, майка).
2.Игра «Кто больше запомнит слов из текста со звуком [м], [м,].
«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит: — Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо
Нет на свете никого
Лучшей нашей…
— Малины! — заорал Миша.
— Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
— Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
— Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы.
— Что ты, что ты! — испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
чем бойкий рыжий…
— Айболит! — заорал медвежонок.
— Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
— Откуда ты так много знаешь?
— Кто много читает, тот много знает! — ответил мышонок Мыша.»
Беседа.
Какие имена вы встретила в этой сказке?
Кто такие поэты?
Хороший ли поэт Миша?
Кто лучше всех на свете?
Какие грибы нельзя есть?
Кого мышонок назвал доктором леса?
VIII. Итог урока. Рефлексия. Слайд №15
— Добились ли вы своих целей? -Что поняли? Что узнали? -Как работали? Чем довольны? Что не получилось? — Какие звуки обозначает буква «м»?
Конспект урока
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1
Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Автор: Петрова Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, I квалификационная категория, педагогический стаж - 23 года
Тип урока: Сообщение новых знаний
Тема урока: Звуки [м], [м], буквы М, м.
Цель урока: Знакомство с согласными звуками [м] [м’] и буквой М, м.
Задачи урока: обеспечить условия для знакомства с новой согласной буквой М (м); должны знать, что звук м — согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: оценивать усваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, звуковые схемы слов, сигнальные карточки (гласные звуки, согласные звуки), индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв.
Ход урока
I.Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
На уроках я сижу
Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
II.Создание проблемной ситуации.
(На доске слова из карточек с буквами, первые буквы отсутствуют: …оре, …ука, …алина,…ыло) Слайд №2
- Я приготовила для вас слова, но потеряла первые буквы. Какая же из этих букв подойдет, чтобы получились слова?
-Какой же буквы не хватает? (м)
III.Сообщение темы урока.
-Вы уже догадались, какую букву будем изучать? (м, М)
- Проверим, так ли это. Откройте Азбуку на той стр., где мы читали вчера и посмотрите на следующую страницу. (С.24) Да, вы правы! Познакомьтесь, это буква «м». (У: помещает на доску плакат с изображением буквы).
-Назовите тему урока. (Буква м, М) Слайд №3
–Какой это урок? (Открытие новых знаний)
- Какие цели поставите? – Чего не знаете? – Что хотите узнать? – Чем хотите заниматься? (Д: Я хочу на уроке...)
-Я поддерживаю ваши цели.
- Что будете делать сначала, а что потом? (Учитель план корректирует: познакомимся с буквой, выясним, из каких элементов она состоит, исследуем, какую работу выполняет, почитаем модели и слоги, поиграем)
- Герои учебника Миша и Маша хотят вместе с вами изучить новый звук, букву и научиться читать слоги и слова с буквой «м».
Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги,
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит.
(М: медведь, мыло, муха) Слайд №4
IV.Конструирование большой и малой букв М, м.
- На что похожа буква «м»? (слайд №5, №6, №7, №8, №9)
- Из каких элементов-шаблонов состоят печатные буквы «М», «м»? Сконструируйте из элементов-шаблонов буквы «М», «м». Слайд №10
- Покажите соседу букву, проверьте правильность, помогите друг другу.
-Из каких элементов состоит буква?
-Есть ли у буквы М соседи в алфавите? Какие из них вам уже знакомы?
V.Знакомство с новыми звуками.
-Как вы думаете, какую работу выполняет буква М? Ваши идеи..
- Давайте проверим, исследуем модели в Азбуке
а) Работа по учебнику (с.24, Проговаривание: МЫЛ; МИЛ)
МЫЛ. – Какой первый звук?
-Посмотрите друг на друга в паре, произнесите первый звук, обратите внимание на расположение губ, зубов, языка.
Аналогично проводится работа со словом МИЛ.
- Давайте дадим характеристику звукам в данных словах и сравним их. (В слове «мал» - звук [м] звонкий твёрдый; а в слове «мяч» - звук [м’] звонкий мягкий).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы не будем торопиться
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
б) Распознавание новых звуков. Слайд №11
-В каких словах есть звуки [м], [м,]? (Дети используют личный опыт, плакат на доске, картинки в Азбуке).
- Поиграем в «Твёрдый - мягкий»? Слайд №12
Мальчики – будут «ловить» (хлопками) твёрдый звук [м]. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,].
(мыло, мел, малина, мак, мельница, медвежонок, муравей, медаль, молоко, месяц)
в) Чтение звуковых моделей и слов
-Молодцы! Звуки слышите, замечательно их ловите! – А сможете прочитать? (Да)
- стр.24 Азбука – МАША; МИША
-Чем отличаются модели? – Что поняли?
-Почитаем в группах. (распределение - по рядам) – стр.25
VI.Первичное закрепление.
- Посмотрите на доску. – Что там написано? (Д: читают хором: Маша, Миша, Муму) Слайд №13
-Теперь мы сможем определить, какой звук обозначает буква М?
- В парах выясните, какой звук обозначает первая буква? – Почему она большая?
-Разделите слово на слоги, поставьте ударение, составьте звуковую модель.
(У: раздает для каждой пары карточку с именем; самостоятельная деятельность в парах, само- и взаимоконтроль, коррекция, самооценка; 3 ученика выходят к доске; проверка.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
VII.Задания на развитие внимания.
1.Найдите четыре слова, начинающиеся на «М». Слайд №14
(лимон, мешок, маяк, баклажан, месяц, вертолёт, жук, майка).
2.Игра «Кто больше запомнит слов из текста со звуком [м], [м,].
«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо
Нет на свете никого
Лучшей нашей…
- Малины! - заорал Миша.
- Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы.
- Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
чем бойкий рыжий…
- Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»
Беседа.
Какие имена вы встретила в этой сказке?
Кто такие поэты?
Хороший ли поэт Миша?
Кто лучше всех на свете?
Какие грибы нельзя есть?
Кого мышонок назвал доктором леса?
VIII. Итог урока. Рефлексия. Слайд №15
- Добились ли вы своих целей?
-Что поняли? Что узнали?
-Как работали? Чем довольны? Что не получилось?
- Какие зауки обозначает буква «м»?
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО