Деление и дроби
Краткое описание
Научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту- как знак деления
Описание
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Деление и дроби
8. Цель урока:научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту- как знак деления.
9. Задачи: — образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации заменять частное дробью и дробь частным.
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
11.Формы работы учащихся:Фронтальная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят понятие дробной черты;
-работают с текстом учебника;
-работают с таблицей при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
13.Необходимоетехническое оборудование:учебники по математике, раздаточный материал (оценочный лист, карточки с таблицей, карточки рефлексии), демонстрационный комплект «Доли и дроби».
14.Содержание урока:
1. Организационный момент
— Ребята, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте сегодня последуем совету писателя, будем на уроке активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам обязательно пригодятся в жизни. — Инструктаж по работе с оценочным листом Оценочный лист………………………………………………………..
2. Актуализация опорных знаний 1) Индивидуальная работа. Графический диктант. -Ответ «да» соответствует +, ответ «нет» - 1. 13/17+6/17=19/17 6. 1-5/6=5/6 2. 3/5+4/5=7/10 7. 16/37+14/37-5/37=25/37 3. 14/22-6/22=8/22 8. 29/40-16/40-13/40=0 4. 48/100+51/100=1 9. 7/9-6/9+1/9=2/9 5. 38/60-19/60=19/60 10. 5/8+6/8-3/8=1 Ключ: + — + — + — + + + + Самопроверка: нет ошибок «5» 1-2 ошибки «4» 3-4 ошибки «3» 5 и более ошибок «2» — Поставим отметки в оценочный лист. 2)Фронтальная работа -Сколько примеров в целом задании? -Какая часть примеров с ошибками? -Какая часть примеров решена верно? -Назовите числитель и знаменатель этой дроби. -Что показывает числитель и знаменатель дроби. -Выберите из правильных ответов те дроби, которые являются правильными. -Какую дробь называют правильной? -А какие из дробей неправильные? -Сформулируйте правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. — Объясните ошибки в неверных примерах. 3. Сообщение темы и целей урока На доске: 36:12 75:15 12:17 51:17 — Что общего во всех этих выражениях? — Какое выражение лишнее? — Почему? — Как называются числа при делении? Итак, сегодня мы с вами научимся делить числа, которые до этого делить не умели, научимся записывать результат деления любых двух чисел и откроем секрет дробной черты. Тема сегодняшнего урока- «Деление и дроби». 4. Изучение нового материала — В жизни нам очень часто приходится что-либо делить поровну. Но давайте сегодня попробуем решить одну такую проблему, которая поможет нам в дальнейшем в любых жизненных ситуациях. — Два яблока нужно поровну разделить между тремя детьми. — Варианты детей разбираются с помощью моделей. Сколько получит каждый ребёнок? Способов может быть три, учащиеся помогают своими советами, делают вывод какой из способов лучше. -Запись в тетради: 2:3=2/3 В чём же заключается секрет дробной черты? Черта дроби- знак деления. -Рассмотрим ещё несколько примеров: 27:3=27/3=9 3:1=3/1=3 5:6=5/6-дробь 9:4=9/4-дробь — Как иначе записать данные частные? Чем становится делимое (делитель), если частное записать в виде дроби? — Выводы можно найти в учебнике на стр. 162. 5. Первичное закрепление и осмысление знаний. — Решить № 1051 и 1052 из учебника У доски работает один ученик, остальные в тетрадях. Работу ученика у доски оценить, отметки поставить в оценочный лист. 6. Физкультминутка Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали. 7. Закрепление изученного материала 1)Решение текстовых задач прикладного характера № 1054, 1055, 1056 из учебника. У доски работает один ученик, остальные в тетрадях. Работу ученика у доски оценить, отметки поставить в оценочный лист. 2) Первичный контроль Самостоятельная работа с таблицей № 1053
Взаимопроверка по образцу. Оценку сами себе выставляем в оценочный лист. 9. Подведение итогов урока и оценивание — Какой смысл имеет дробная черта? — 12:17=? Оценка за урок складывается из отметок, полученных на отдельных этапах урока, которые фиксировались в оценочном листе. 10. Домашнее задание 1) Обязательная часть № 1076- 1079 2) Творческая часть(по желанию): взять шоколадку и разделить её поровну на всех членов семьи. Сколько получит каждый? 11. Рефлексия Выберите утверждение:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (в мин.)
Формируемые УУД
Познаватель- ные
Регулятивные
Коммуникатив- ные
Личност- ные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Организацион-ный момент
приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с оценочным листом
Знакомство с оценочным листом
1
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
умение выделять нравственный аспект поведения
2
Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя. Повторение понятия обыкновенной дроби, действий сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, понятий правильная и неправильная дробь.
Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.
Задает учащимся наводящие вопросы
Пишут графический диктант, участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры
8
Поиск и выделение необходимой информации
Выделение и осознание того, что уже пройдено. Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном.
Постановка цели учебной задачи, синтез
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Смысло-
образование
3
Изучение нового материала
Вместе с учениками определяет цель урока. Ставит перед учениками проблему.Демонстрирует проблемную ситуацию с помощью комплекта «Доли и дроби». Выполняет записи на доске. Предлагает найти выводы в учебнике.
Учащиеся предлагают варианты решения проблемы –как разделить поровну 2 яблока на 3 детей. Выполняют записи в тетради под руководством учителя. В тексте учебника ищут соответствующие выводы.
10
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Целеполагание, выдвижение гипотез
Умение слушать и вступать в диалог
Смысло-образование
4
Первичное осмысление и закрепление знаний.
Комментирует, направляет работу учащихся
Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание № 1051, 1052.
5
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Ориента-
ция в межлично-стных отношениях
5
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
2
6
Закрепление изученного материала
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся
Учащиеся решают текстовые задачи прикладного характера из учебника № 1054, 1055, 1056.
Делают записи в тетрадь.
8
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Умение слушать и вступать в диалог.
профессионалное самоопределение,
смыслообразование
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу № 1053. После выполнения задания выполняют взаимную проверку по эталону и оценивают друг друга.
6
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности
Смыслообразование
7
Подведение итогов урока и оценивание.
Предлагает учащимся сделать основной вывод по пройденной на уроке теме и решить пример, который в начале урока не смогли решить. Объявляет отметки за работу у доски и за устную работу.
Отвечают на вопросы учителя. Проставляют в оценочный лист отметки, полученные на различных этапах урока.
2
Формулирование основного вывода по теме урока.
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
нравственно-этическая ориентация
8.
Домашнее задание
Задает домашнее задание, которое состоит из двух частей: обязательная для всех и по желанию.
Учащиеся записывают домашнее задание.
2
9.
Рефлексия
Объясняет как заполнить карточки рефлексии
Выбирают утверждение из 4 предложенных и помечают его в карточке рефлексии.
1
Самоанализ урока математики в 5-а классе «Деление и дроби» учителя математики МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа» Фадеевой Людмилы Александровны. Общая организация урока В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам: 1. Организационный момент (1 мин) 2. Актуализация опорных знаний (8 мин) 3. Изучение нового материала (10 мин) 4. Первичное осмысление и закрепление знаний (5 мин) 5. Физкультминутка (2 мин) 6. Закрепление изученного материала (8 мин) 7. Подведение итогов урока (2 мин) 8. Домашнее задание (2 мин) 9. Рефлексия (1 мин) Время на уроке, я считаю, распределено рационально. Изучалась новая тема, поэтому больше времени выделено на актуализацию опорных знаний, закрепление изученного материала. В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. Использовались здоровьесберегающие технологии (обращалось внимание на осанку детей, смена видов деятельности, была проведена физкультминутка,урок начала с положительного эмоционального настроя на работу ). На уроке были использованы следующие виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка по эталону, обратная связь и самооценка своих знаний по данной теме, результаты которой фиксировались в оценочном листе. Оценка каждого этапа урока дала возможность каждому ребенку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему еще нужно поработать. На этапе- подведение итогов, когда все задания были разобраны, учащиеся смогли проанализировать и оценить успешность достижения планируемых результатов. После завершающего этапа урока-рефлексии, я сделала вывод, что для всех обучающихся класса урок был полезен и интересен, все работали на уроке и получили заслуженную отметку, всем на уроке было комфортно, все всё поняли. Содержание урока Соответствует учебной программе и поставленным задачам. Материал подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса.. При объяснении новой темы создана проблемная ситуация, для решения которой выбираем альтернативный путь- заменить знак деления дробной чертой. При внимательном рассмотрении полученного результата, учащиеся самостоятельно формулируют вывод, о том, что черту дроби нужно понимать как знак деления. На этапе актуализации опорных знаний основная цель- воспроизведение опорных знаний предыдущих уроков, установление осознанности их понимания, полноты и правильности их применения. На этом этапе мне удалось вовлечь учащихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала. Подбор заданий показывает, как широко применяется материал данной темы в различных жизненных ситуациях. В ходе урока ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. На каждом этапе урока старалась формировать УУД всех видов. Методическая сторона урока Методы обучения соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были: — словесные (рассказ, еврестичаской беседы ); — наглядные (демонстрация ); — практические (решение упражнений ) по уровню самостоятельности учащихся: проблемно – поисковые, репродуктивные, по аспекту мышления: продуктивные ( самостоятельное решение упражнений), по логическому аспекту: — дедуктивные. Оборудование урока: — демонстрационный комплект «Доли и дроби»; — карточки рефлексии; — карточки с таблицей; — оценочные листы. Общие моменты урока, влияющие на его качество На уроке создаётся положительный эмоциональный фон, способствующий развитию у детей интереса к уроку математики, формирует устойчивые положительные мотивы. Большинство учащихся класса имеет положительную мотивацию к учебной деятельности, но есть в классе дети, которые испытывают трудности в обучении. Урок построен с учетом индивидуальных особенностей детей. Класс дисциплинирован. Выводы по уроку. Я считаю, что план урока выполнен, цель и задачи реализованы: учащиеся научились понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту — как знак деления. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
Деление и дроби
1. |
ФИО (полностью) |
Фадеева Людмила Александровна |
2. |
Место работы |
МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа» |
3. |
Должность |
Учитель математики |
4. |
Предмет |
математика |
5. |
Класс |
5 |
6. |
Тема и номер урока в теме |
Деление и дроби (первый урок из двух по данной теме). |
7. |
Базовый учебник |
1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. — 28-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. |
8. Цель урока:научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту- как знак деления.
9. Задачи: — образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации заменять частное дробью и дробь частным.
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
11.Формы работы учащихся:Фронтальная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят понятие дробной черты;
-работают с текстом учебника;
-работают с таблицей при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
13.Необходимоетехническое оборудование:учебники по математике, раздаточный материал (оценочный лист, карточки с таблицей, карточки рефлексии), демонстрационный комплект «Доли и дроби».
14.Содержание урока:
1. Организационный момент
— Ребята, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте сегодня последуем совету писателя, будем на уроке активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам обязательно пригодятся в жизни. — Инструктаж по работе с оценочным листом Оценочный лист………………………………………………………..
№ | Этап урока | Отметка |
1 | Графический диктант | |
2 | Работа у доски | |
3 | Работа с таблицей | |
4 | Устная работа |
Частное |
Дробь |
Делимое |
Делитель |
Числитель |
Знаменатель |
5:8 | |||||
7 3 | |||||
3 | 14 | ||||
5 | 14 |
1. |
Всё понял, могу помочь другим | |
2. |
Всё понял | |
3. |
Могу, но нужна помощь | |
4. |
Ничего не понял |
Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.
Задает учащимся наводящие вопросы
Постановка цели учебной задачи, синтез
образование
Анализ объектов и синтез
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
ция в межлично-стных отношениях
Делают записи в тетрадь.
Анализ и синтез объектов
смыслообразование
Анализ и синтез объектов
Самоанализ урока математики в 5-а классе «Деление и дроби» учителя математики МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа» Фадеевой Людмилы Александровны. Общая организация урока В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам: 1. Организационный момент (1 мин) 2. Актуализация опорных знаний (8 мин) 3. Изучение нового материала (10 мин) 4. Первичное осмысление и закрепление знаний (5 мин) 5. Физкультминутка (2 мин) 6. Закрепление изученного материала (8 мин) 7. Подведение итогов урока (2 мин) 8. Домашнее задание (2 мин) 9. Рефлексия (1 мин) Время на уроке, я считаю, распределено рационально. Изучалась новая тема, поэтому больше времени выделено на актуализацию опорных знаний, закрепление изученного материала. В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. Использовались здоровьесберегающие технологии (обращалось внимание на осанку детей, смена видов деятельности, была проведена физкультминутка,урок начала с положительного эмоционального настроя на работу ). На уроке были использованы следующие виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка по эталону, обратная связь и самооценка своих знаний по данной теме, результаты которой фиксировались в оценочном листе. Оценка каждого этапа урока дала возможность каждому ребенку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему еще нужно поработать. На этапе- подведение итогов, когда все задания были разобраны, учащиеся смогли проанализировать и оценить успешность достижения планируемых результатов. После завершающего этапа урока-рефлексии, я сделала вывод, что для всех обучающихся класса урок был полезен и интересен, все работали на уроке и получили заслуженную отметку, всем на уроке было комфортно, все всё поняли. Содержание урока Соответствует учебной программе и поставленным задачам. Материал подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса.. При объяснении новой темы создана проблемная ситуация, для решения которой выбираем альтернативный путь- заменить знак деления дробной чертой. При внимательном рассмотрении полученного результата, учащиеся самостоятельно формулируют вывод, о том, что черту дроби нужно понимать как знак деления. На этапе актуализации опорных знаний основная цель- воспроизведение опорных знаний предыдущих уроков, установление осознанности их понимания, полноты и правильности их применения. На этом этапе мне удалось вовлечь учащихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала. Подбор заданий показывает, как широко применяется материал данной темы в различных жизненных ситуациях. В ходе урока ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. На каждом этапе урока старалась формировать УУД всех видов. Методическая сторона урока Методы обучения соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были: — словесные (рассказ, еврестичаской беседы ); — наглядные (демонстрация ); — практические (решение упражнений ) по уровню самостоятельности учащихся: проблемно – поисковые, репродуктивные, по аспекту мышления: продуктивные ( самостоятельное решение упражнений), по логическому аспекту: — дедуктивные. Оборудование урока: — демонстрационный комплект «Доли и дроби»; — карточки рефлексии; — карточки с таблицей; — оценочные листы. Общие моменты урока, влияющие на его качество На уроке создаётся положительный эмоциональный фон, способствующий развитию у детей интереса к уроку математики, формирует устойчивые положительные мотивы. Большинство учащихся класса имеет положительную мотивацию к учебной деятельности, но есть в классе дети, которые испытывают трудности в обучении. Урок построен с учетом индивидуальных особенностей детей. Класс дисциплинирован. Выводы по уроку. Я считаю, что план урока выполнен, цель и задачи реализованы: учащиеся научились понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту — как знак деления. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
02 января 2014
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»