В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

По страницам художественных произведений

По страницам художественных произведений

Наталья Рахманова
Тип материала: Программа
просмотров: 2130
Краткое описание
Цель  курса заключается в совершенствовании практического применения навыков и умений: безошибочно применять то или иное правило, учитывая системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, произношения, конструкции предложения и т.п.)
Описание

фамилия, 

автор программы Рахманова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы;
квалификационная категория высшая;
место проживания (город, поселок), область, край, регион 356413 с. Каменная Балка, ул. Школьная, д.10, кв. 2, Благодарненский район, Ставропольский край; название учебного заведения Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»;
Дисциплина Русский язык; учебник, по которому ведется обучение Русский язык 9 класс под редакцией М.М. Разумовской; тема Программа предметного кружка По страницам художественных произведений Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………… .1

3. Учебно – тематический план………………………………… 4

4. Содержание программы…………………………..…………… 6

5. Список используемой литературы…………………………… 7
Пояснительная записка Программа курса «По страницам художественных произведений» предусматривает повторение и закрепление основных правил русского языка на материале художественной литературы, изучаемой в 9 классе. В основе курса лежит текстоцентрический подход, который позволяет совместить традиционные темы русского языка и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учениками при подготовке к ГИА. Актуальность курса заключается в том, что он имеет художественно-эстетическую и культурологическую направленность. Он способен повысить интерес учащихся художественному слову, сформировать орфографические и пунктуационные навыки, развить творческие способности детей, так как в его основе лежит идея сближения русского языка и литературы. Данный курс имеет практическую направленность, в ходе которой отрабатываются знания и умения по темам кодификатора ГИА. Особое внимание уделяется комплексному анализу художественного текста. В основу курса положен принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Программа курса предусматривает проведение психологической работы по принятию и устранению ошибок в непринужденной, дружеской обстановке, в результате чего постепенно появляется чувство уверенности в себе. Цель курса заключается в совершенствовании практического применения навыков и умений: безошибочно применять то или иное правило, учитывая системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, произношения, конструкции предложения и т.п.). Также целью курса является совершенствование и практическое применение коммуникативных навыков и умений: определять тему, проблему данного текста, авторскую позицию, создавать собственный текст на основе данного текста, используя выразительные средства родного языка, стилистические фигуры, разнообразные грамматические формы и синтаксические конструкции. Задача курса:воспроизведение учащимися знаний и умений по темам кодификатора ГИА. Для достижения основных целей и задачи используются эффективные формы работы: исследование, лекция, лекция с элементами беседы, фронтальный опрос, консультация учителя, практическая и самостоятельная работа. Предлагаются различные виды деятельности, которые позволяют реализовать указанные направления в обучении: выступление на лингвистическую тему, исследование, интерпретация текста, редактирование, комплексный анализ текста, работа с обобщающими таблицами, схемами, алгоритмами, тестами. Используются различные виды диктантов. Предлагаются задания на сопоставление, исключение, соотношение. Кроме того, используется текстоцентрический подход, который обладает огромными возможностями в обучении: производить орфографический и пунктуационный анализ, анализ синтаксических конструкций и средств выразительности; интерпретировать, рассуждать, обобщать и делать выводы, перерабатывать текстовую информацию, что планомерно готовит учеников к выполнению заданий ГИА. Планируемый результат. Учащиеся должны уметь: — по орфографии: классифицировать орфограммы по типам и видам, обосновывать выбор написания слова; — по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков, различать омонимичные слова разных частей речи; — по синтаксису: определять грамматическую основу, конструкцию предложения, определять типы подчинительной связи слов в словосочетаниях, соблюдать синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, соблюдать нормы согласования главных членов предложения; — по пунктуации: классифицировать пунктуационные знаки по их функциям, обосновывать выбор и место знака препинания; — по словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; — по грамматике: видеть грамматические ошибки различных типов и уметь исправлять их; — по орфоэпии: произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, находить орфоэпические ошибки и уметь их исправлять; — по речи и стилистике: строить предложения в соответствии со стилистическими задачами, владеть способами анализа и переработки текстовой информации, различать типы и стили речи по их характерным особенностям, определять средства связи предложений в тексте, определять тропы и стилистические средства выразительности, писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение; развивать навыки речевого самоконтроля. Ожидаемые результаты обучения: — повышение грамотности; умение выполнять различные задания по русскому языку; накопление опыта творческой и самостоятельной работы при решении трудных задач; умение работать не только индивидуально, но и в группах; приобретать самостоятельные знания по истории литературы, культуры; умение пользоваться полученными знаний

Учебно–тематический план


Темы

Теоретические занятия, часы Практические занятия, часы Всего Форма
1. Знакомство с программой «По страницам художественных произведений».
1 1 Интерактивная беседа
Поэзия А.С.Пушкина (4 ч) Работа с обобщающими таблицами Самостоятельная работа Анализ текста
2-3. Орфограммы в корне: правописание безударной гласной, проверяемой ударением; правописание непроверяемой безударной гласной, чередование гласных в корне слова.
2 2


4. Буквы 0 – Ё после шипящих
1 1
5. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок

1 1

Поэзия М.Ю. Лермонтова (4 ч) Консультация учителя, работа в парах Исследование текста с точки зрения синтаксиса
6. Типы предложений
1 1


7-8. Простое осложнённое предложение. Виды осложнений 2 2 Анализ синтаксических конструкций
9. Однородные члены предложения
1 1

А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума» (4 ч)
10-13. Виды сложных предложений.
2 2 4 Составление тестов на основе данного текста (работа в парах)



А.С.Пушкин Поэма «Евгений Онегин» (3 ч) Практическая работа
14. Написание частиц НЕ и НИ со всеми частями речи

15. Правописание наречий

16. Тире в простом предложении
1 1 1 1 1 1 Заполнение таблицы примерами из текста Самостоятельная работа





М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (3 часа)
17. –Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий
1 1 Практическая работа
18. –Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий.
1 1 Составление и заполнение таблиц
19. Обособленные определения и обстоятельства
1 1

Н.В.Гоголь «Мертвые души» (7 часа) Лабораторная работа
20. Окончания в различных частях речи:
1 1
21. существительных;
1 1
22. прилагательных, причастиях;
1 1 Исследование текста с точки зрения синтаксиса
23. личные окончания глагола.
1 1
24. Осложненное простое предложение
1 1
25. Обращение и вводные слова
1 1
26 Обособленные определения и обстоятельства
1 1

Развитие Речи (10ч)
27. Тип речи
1 1 Выступление на основе теоретического материала
28. Стиль речи
1 1 Редактирование текста сочинения Самостоятельная работа
29-30 Сочинение различных типов речи
2 2
31-32 Сочинения различных стилей речи
2 2 Практическая работа

33. Анализ творческих работ.
1 1 Работа над ошибками
34-35. Сжатое изложение
2 2 Самостоятельная работа
36. Анализ сжатых изложений
1 1
Всего 7 29 36
Содержание программы 1. Вводный урок. Знакомство учащихся с целями и задачами данного курса.
2-5. Отработка данных правил на примере стихотворений и поэм А.С.Пушкина «Медный всадник», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Полтава», «Зимнее утро», «Памятник». (Выполнение упражнений по образцу, вставить пропущенную букву, найти слова на данное правило, определить название произведения).
6-9. Поэзия М.Ю.Лермонтова. Объяснить написание групп согласных и гласных, вставить пропущенные буквы, найти предложения с однородными членами и объяснить постановку знаков препинания, указать виды сложных предложений (по поэмам «Кавказский пленник», «Мцыри», стих. «Родина» и др. ).
10-13. На примере произведения «Горе от ума» выполняются упражнения по образцу, словарные диктанты, объяснение правописания приставок, запоминание выделенных слов, подбор синонимов.
14-16. Поставить номер используемого правила «Тире в простом предложении» на примере поэмы «Евгений Онегин», объяснить свой выбор. Тренировочные упражнения в написании повторяемых орфограмм.
17-19. Уметь обосновать выбор Н, НН в именах прилагательных, причастиях, отработка правила по образцу, умение находить предложения с причастными и деепричастными оборотами на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
20-26. Вставить пропущенные буквы в окончаниях различных частей речи, графически объяснить написание, уметь различать вводные слова, обращения, не путать вводные слова и сочетания с членами предложения, использовать предложения для характеристики героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
27. Углубить общее понятие о типах речи: повествование, описание, рассуждение.
28. Углубить представление о стилях речи, умение на основе изучаемых художественных произведений различать и находить их.
29-30. Учиться использовать разные типы речи, сообразно создавшейся речевой ситуации.
31-32. Учиться сохранять стилевое единство при создании текста.
33. Научить анализировать свои работы, видеть речевые недочёты.
34-35. Формировать умение выделять главное в тексте, отбирать нужный, точный материал из произведения и писать сжатое изложение.
36. Итоговое занятие. Анализ выполненных сжатых изложений по изучаемым литературным произведениям. Работа над ошибками.
Список используемой литературы 1. «Русский язык в таблицах». Издат — Школа. М., 2008 2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М., 2008 3. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации», М., 2007 4. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией В. Я. Коровиной «Просвещение» 2007 6. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс Н.А. Сенина, Ростов-на-Дону, 2013 7. Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос