По страницам художественных произведений
Краткое описание
Цель курса заключается в совершенствовании практического применения навыков и умений: безошибочно применять то или иное правило, учитывая системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, произношения, конструкции предложения и т.п.)
Описание
фамилия,
автор программы Рахманова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы;
квалификационная категория высшая;
место проживания (город, поселок), область, край, регион 356413 с. Каменная Балка, ул. Школьная, д.10, кв. 2, Благодарненский район, Ставропольский край; название учебного заведения Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»;
Дисциплина Русский язык; учебник, по которому ведется обучение Русский язык 9 класс под редакцией М.М. Разумовской; тема Программа предметного кружка По страницам художественных произведений Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………… .1
3. Учебно – тематический план………………………………… 4
4. Содержание программы…………………………..…………… 6
5. Список используемой литературы…………………………… 7
Пояснительная записка Программа курса «По страницам художественных произведений» предусматривает повторение и закрепление основных правил русского языка на материале художественной литературы, изучаемой в 9 классе. В основе курса лежит текстоцентрический подход, который позволяет совместить традиционные темы русского языка и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учениками при подготовке к ГИА. Актуальность курса заключается в том, что он имеет художественно-эстетическую и культурологическую направленность. Он способен повысить интерес учащихся художественному слову, сформировать орфографические и пунктуационные навыки, развить творческие способности детей, так как в его основе лежит идея сближения русского языка и литературы. Данный курс имеет практическую направленность, в ходе которой отрабатываются знания и умения по темам кодификатора ГИА. Особое внимание уделяется комплексному анализу художественного текста. В основу курса положен принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Программа курса предусматривает проведение психологической работы по принятию и устранению ошибок в непринужденной, дружеской обстановке, в результате чего постепенно появляется чувство уверенности в себе. Цель курса заключается в совершенствовании практического применения навыков и умений: безошибочно применять то или иное правило, учитывая системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, произношения, конструкции предложения и т.п.). Также целью курса является совершенствование и практическое применение коммуникативных навыков и умений: определять тему, проблему данного текста, авторскую позицию, создавать собственный текст на основе данного текста, используя выразительные средства родного языка, стилистические фигуры, разнообразные грамматические формы и синтаксические конструкции. Задача курса:воспроизведение учащимися знаний и умений по темам кодификатора ГИА. Для достижения основных целей и задачи используются эффективные формы работы: исследование, лекция, лекция с элементами беседы, фронтальный опрос, консультация учителя, практическая и самостоятельная работа. Предлагаются различные виды деятельности, которые позволяют реализовать указанные направления в обучении: выступление на лингвистическую тему, исследование, интерпретация текста, редактирование, комплексный анализ текста, работа с обобщающими таблицами, схемами, алгоритмами, тестами. Используются различные виды диктантов. Предлагаются задания на сопоставление, исключение, соотношение. Кроме того, используется текстоцентрический подход, который обладает огромными возможностями в обучении: производить орфографический и пунктуационный анализ, анализ синтаксических конструкций и средств выразительности; интерпретировать, рассуждать, обобщать и делать выводы, перерабатывать текстовую информацию, что планомерно готовит учеников к выполнению заданий ГИА. Планируемый результат. Учащиеся должны уметь: — по орфографии: классифицировать орфограммы по типам и видам, обосновывать выбор написания слова; — по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков, различать омонимичные слова разных частей речи; — по синтаксису: определять грамматическую основу, конструкцию предложения, определять типы подчинительной связи слов в словосочетаниях, соблюдать синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, соблюдать нормы согласования главных членов предложения; — по пунктуации: классифицировать пунктуационные знаки по их функциям, обосновывать выбор и место знака препинания; — по словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; — по грамматике: видеть грамматические ошибки различных типов и уметь исправлять их; — по орфоэпии: произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, находить орфоэпические ошибки и уметь их исправлять; — по речи и стилистике: строить предложения в соответствии со стилистическими задачами, владеть способами анализа и переработки текстовой информации, различать типы и стили речи по их характерным особенностям, определять средства связи предложений в тексте, определять тропы и стилистические средства выразительности, писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение; — развивать навыки речевого самоконтроля. Ожидаемые результаты обучения: — повышение грамотности; — умение выполнять различные задания по русскому языку; — накопление опыта творческой и самостоятельной работы при решении трудных задач; — умение работать не только индивидуально, но и в группах; — приобретать самостоятельные знания по истории литературы, культуры; — умение пользоваться полученными знаний
Содержание программы 1. Вводный урок. Знакомство учащихся с целями и задачами данного курса.
2-5. Отработка данных правил на примере стихотворений и поэм А.С.Пушкина «Медный всадник», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Полтава», «Зимнее утро», «Памятник». (Выполнение упражнений по образцу, вставить пропущенную букву, найти слова на данное правило, определить название произведения).
6-9. Поэзия М.Ю.Лермонтова. Объяснить написание групп согласных и гласных, вставить пропущенные буквы, найти предложения с однородными членами и объяснить постановку знаков препинания, указать виды сложных предложений (по поэмам «Кавказский пленник», «Мцыри», стих. «Родина» и др. ).
10-13. На примере произведения «Горе от ума» выполняются упражнения по образцу, словарные диктанты, объяснение правописания приставок, запоминание выделенных слов, подбор синонимов.
14-16. Поставить номер используемого правила «Тире в простом предложении» на примере поэмы «Евгений Онегин», объяснить свой выбор. Тренировочные упражнения в написании повторяемых орфограмм.
17-19. Уметь обосновать выбор Н, НН в именах прилагательных, причастиях, отработка правила по образцу, умение находить предложения с причастными и деепричастными оборотами на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
20-26. Вставить пропущенные буквы в окончаниях различных частей речи, графически объяснить написание, уметь различать вводные слова, обращения, не путать вводные слова и сочетания с членами предложения, использовать предложения для характеристики героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
27. Углубить общее понятие о типах речи: повествование, описание, рассуждение.
28. Углубить представление о стилях речи, умение на основе изучаемых художественных произведений различать и находить их.
29-30. Учиться использовать разные типы речи, сообразно создавшейся речевой ситуации.
31-32. Учиться сохранять стилевое единство при создании текста.
33. Научить анализировать свои работы, видеть речевые недочёты.
34-35. Формировать умение выделять главное в тексте, отбирать нужный, точный материал из произведения и писать сжатое изложение.
36. Итоговое занятие. Анализ выполненных сжатых изложений по изучаемым литературным произведениям. Работа над ошибками.
Список используемой литературы 1. «Русский язык в таблицах». Издат — Школа. М., 2008 2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М., 2008 3. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации», М., 2007 4. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией В. Я. Коровиной «Просвещение» 2007 6. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс Н.А. Сенина, Ростов-на-Дону, 2013 7. Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской
фамилия,
автор программы Рахманова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы;
квалификационная категория высшая;
место проживания (город, поселок), область, край, регион 356413 с. Каменная Балка, ул. Школьная, д.10, кв. 2, Благодарненский район, Ставропольский край; название учебного заведения Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»;
Дисциплина Русский язык; учебник, по которому ведется обучение Русский язык 9 класс под редакцией М.М. Разумовской; тема Программа предметного кружка По страницам художественных произведений Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………… .1
3. Учебно – тематический план………………………………… 4
4. Содержание программы…………………………..…………… 6
5. Список используемой литературы…………………………… 7
Пояснительная записка Программа курса «По страницам художественных произведений» предусматривает повторение и закрепление основных правил русского языка на материале художественной литературы, изучаемой в 9 классе. В основе курса лежит текстоцентрический подход, который позволяет совместить традиционные темы русского языка и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учениками при подготовке к ГИА. Актуальность курса заключается в том, что он имеет художественно-эстетическую и культурологическую направленность. Он способен повысить интерес учащихся художественному слову, сформировать орфографические и пунктуационные навыки, развить творческие способности детей, так как в его основе лежит идея сближения русского языка и литературы. Данный курс имеет практическую направленность, в ходе которой отрабатываются знания и умения по темам кодификатора ГИА. Особое внимание уделяется комплексному анализу художественного текста. В основу курса положен принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Программа курса предусматривает проведение психологической работы по принятию и устранению ошибок в непринужденной, дружеской обстановке, в результате чего постепенно появляется чувство уверенности в себе. Цель курса заключается в совершенствовании практического применения навыков и умений: безошибочно применять то или иное правило, учитывая системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, произношения, конструкции предложения и т.п.). Также целью курса является совершенствование и практическое применение коммуникативных навыков и умений: определять тему, проблему данного текста, авторскую позицию, создавать собственный текст на основе данного текста, используя выразительные средства родного языка, стилистические фигуры, разнообразные грамматические формы и синтаксические конструкции. Задача курса:воспроизведение учащимися знаний и умений по темам кодификатора ГИА. Для достижения основных целей и задачи используются эффективные формы работы: исследование, лекция, лекция с элементами беседы, фронтальный опрос, консультация учителя, практическая и самостоятельная работа. Предлагаются различные виды деятельности, которые позволяют реализовать указанные направления в обучении: выступление на лингвистическую тему, исследование, интерпретация текста, редактирование, комплексный анализ текста, работа с обобщающими таблицами, схемами, алгоритмами, тестами. Используются различные виды диктантов. Предлагаются задания на сопоставление, исключение, соотношение. Кроме того, используется текстоцентрический подход, который обладает огромными возможностями в обучении: производить орфографический и пунктуационный анализ, анализ синтаксических конструкций и средств выразительности; интерпретировать, рассуждать, обобщать и делать выводы, перерабатывать текстовую информацию, что планомерно готовит учеников к выполнению заданий ГИА. Планируемый результат. Учащиеся должны уметь: — по орфографии: классифицировать орфограммы по типам и видам, обосновывать выбор написания слова; — по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков, различать омонимичные слова разных частей речи; — по синтаксису: определять грамматическую основу, конструкцию предложения, определять типы подчинительной связи слов в словосочетаниях, соблюдать синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, соблюдать нормы согласования главных членов предложения; — по пунктуации: классифицировать пунктуационные знаки по их функциям, обосновывать выбор и место знака препинания; — по словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; — по грамматике: видеть грамматические ошибки различных типов и уметь исправлять их; — по орфоэпии: произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, находить орфоэпические ошибки и уметь их исправлять; — по речи и стилистике: строить предложения в соответствии со стилистическими задачами, владеть способами анализа и переработки текстовой информации, различать типы и стили речи по их характерным особенностям, определять средства связи предложений в тексте, определять тропы и стилистические средства выразительности, писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение; — развивать навыки речевого самоконтроля. Ожидаемые результаты обучения: — повышение грамотности; — умение выполнять различные задания по русскому языку; — накопление опыта творческой и самостоятельной работы при решении трудных задач; — умение работать не только индивидуально, но и в группах; — приобретать самостоятельные знания по истории литературы, культуры; — умение пользоваться полученными знаний
Учебно–тематический план
Темы | Теоретические занятия, часы | Практические занятия, часы | Всего | Форма | |
1. Знакомство с программой «По страницам художественных произведений». | 1 | 1 | Интерактивная беседа | ||
Поэзия | А.С.Пушкина | (4 ч) | Работа с обобщающими таблицами Самостоятельная работа Анализ текста | ||
2-3. Орфограммы в корне: правописание безударной гласной, проверяемой ударением; правописание непроверяемой безударной гласной, чередование гласных в корне слова. | 2 | 2 | |||
4. Буквы 0 – Ё после шипящих | 1 | 1 | |||
5. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок | 1 | 1 | |||
Поэзия | М.Ю. Лермонтова | (4 ч) | Консультация учителя, работа в парах Исследование текста с точки зрения синтаксиса | ||
6. Типы предложений | 1 | 1 | |||
7-8. Простое осложнённое предложение. Виды осложнений | 2 | 2 | Анализ синтаксических конструкций | ||
9. Однородные члены предложения | 1 | 1 | |||
А.С.Грибоедов | Комедия «Горе от ума» | (4 ч) | |||
10-13. Виды сложных предложений. | 2 | 2 | 4 | Составление тестов на основе данного текста (работа в парах) | |
А.С.Пушкин | Поэма «Евгений Онегин» | (3 ч) | Практическая работа | ||
14. Написание частиц НЕ и НИ со всеми частями речи 15. Правописание наречий 16. Тире в простом предложении | 1 1 1 | 1 1 1 | Заполнение таблицы примерами из текста Самостоятельная работа | ||
М.Ю.Лермонтов | «Герой нашего времени» | (3 часа) | |||
17. –Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий | 1 | 1 | Практическая работа | ||
18. –Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | 1 | Составление и заполнение таблиц | ||
19. Обособленные определения и обстоятельства | 1 | 1 | |||
Н.В.Гоголь | «Мертвые души» | (7 часа) | Лабораторная работа | ||
20. Окончания в различных частях речи: | 1 | 1 | |||
21. существительных; | 1 | 1 | |||
22. прилагательных, причастиях; | 1 | 1 | Исследование текста с точки зрения синтаксиса | ||
23. личные окончания глагола. | 1 | 1 | |||
24. Осложненное простое предложение | 1 | 1 | |||
25. Обращение и вводные слова | 1 | 1 | |||
26 Обособленные определения и обстоятельства | 1 | 1 | |||
Развитие | Речи | (10ч) | |||
27. Тип речи | 1 | 1 | Выступление на основе теоретического материала | ||
28. Стиль речи | 1 | 1 | Редактирование текста сочинения Самостоятельная работа | ||
29-30 Сочинение различных типов речи | 2 | 2 | |||
31-32 Сочинения различных стилей речи | 2 | 2 | Практическая работа | ||
33. Анализ творческих работ. | 1 | 1 | Работа над ошибками | ||
34-35. Сжатое изложение | 2 | 2 | Самостоятельная работа | ||
36. Анализ сжатых изложений | 1 | 1 | |||
Всего | 7 | 29 | 36 |
2-5. Отработка данных правил на примере стихотворений и поэм А.С.Пушкина «Медный всадник», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Полтава», «Зимнее утро», «Памятник». (Выполнение упражнений по образцу, вставить пропущенную букву, найти слова на данное правило, определить название произведения).
6-9. Поэзия М.Ю.Лермонтова. Объяснить написание групп согласных и гласных, вставить пропущенные буквы, найти предложения с однородными членами и объяснить постановку знаков препинания, указать виды сложных предложений (по поэмам «Кавказский пленник», «Мцыри», стих. «Родина» и др. ).
10-13. На примере произведения «Горе от ума» выполняются упражнения по образцу, словарные диктанты, объяснение правописания приставок, запоминание выделенных слов, подбор синонимов.
14-16. Поставить номер используемого правила «Тире в простом предложении» на примере поэмы «Евгений Онегин», объяснить свой выбор. Тренировочные упражнения в написании повторяемых орфограмм.
17-19. Уметь обосновать выбор Н, НН в именах прилагательных, причастиях, отработка правила по образцу, умение находить предложения с причастными и деепричастными оборотами на примере произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
20-26. Вставить пропущенные буквы в окончаниях различных частей речи, графически объяснить написание, уметь различать вводные слова, обращения, не путать вводные слова и сочетания с членами предложения, использовать предложения для характеристики героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
27. Углубить общее понятие о типах речи: повествование, описание, рассуждение.
28. Углубить представление о стилях речи, умение на основе изучаемых художественных произведений различать и находить их.
29-30. Учиться использовать разные типы речи, сообразно создавшейся речевой ситуации.
31-32. Учиться сохранять стилевое единство при создании текста.
33. Научить анализировать свои работы, видеть речевые недочёты.
34-35. Формировать умение выделять главное в тексте, отбирать нужный, точный материал из произведения и писать сжатое изложение.
36. Итоговое занятие. Анализ выполненных сжатых изложений по изучаемым литературным произведениям. Работа над ошибками.
Список используемой литературы 1. «Русский язык в таблицах». Издат — Школа. М., 2008 2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М., 2008 3. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации», М., 2007 4. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией В. Я. Коровиной «Просвещение» 2007 6. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс Н.А. Сенина, Ростов-на-Дону, 2013 7. Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
31 декабря 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»