«Развитие слухового восприятия и формирование произношения на общеобразовательных уроках в школе слабослышащих детей»
Омск-2013
Почему так важно развивать слух слабослышащего ребенка? В педагогической практике последних десятилетий работа по развитию слуха детей чаще всего называется коротко – «слуховая работа». У слабослышащих детей большое разнообразие слуховых возможностей, оставленных им природой, что необходимо учитывать при развитии слухового восприятия. Одни из них слышат шепот только у самой ушной раковины, другие – даже на некотором расстоянии, третьи без аппарата воспринимают речь на небольшом расстоянии, четвертые – на значительно большем. Однако учитель ставит общую задачу, применительно ко всем детям. В отличие от других общеобразовательных предметов специфика слуховой работы – это не сообщение ученикам новых знаний, а развитие определенных способностей, навыков, которыми школьники смогут воспользоваться в определенных условиях. Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях Iи IIвида. Согласно требованиям Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIвида (Москва «Просвещение» 2006 г.) предусматривается проведение работы по развитию слухового восприятия и произношению в ходе всего общеобразовательного процесса. Поэтому развитие слухового восприятия осуществляется на всех общеобразовательных уроках, будь то обучение грамоте, математика, ознакомление с окружающим миром и в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
КОУ Омской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
№ 15 II вида»
Д О К Л А Д
«Развитие слухового восприятия и формирование произношения на общеобразовательных уроках в школе слабослышащих детей»
(из опыта работы)
Прочитала: Голубева Галина Георгиевна,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Омск-2013
Развитие слухового восприятия и формирование произношения на общеобразовательных уроках в школе слабослышащих.
Почему так важно развивать слух слабослышащего ребенка?
В педагогической практике последних десятилетий работа по развитию слуха детей чаще всего называется коротко – «слуховая работа».
У слабослышащих детей большое разнообразие слуховых возможностей, оставленных им природой, что необходимо учитывать при развитии слухового восприятия. Одни из них слышат шепот только у самой ушной раковины, другие – даже на некотором расстоянии, третьи без аппарата воспринимают речь на небольшом расстоянии, четвертые – на значительно большем. Однако учитель ставит общую задачу, применительно ко всем детям. В отличие от других общеобразовательных предметов специфика слуховой работы – это не сообщение ученикам новых знаний, а развитие определенных способностей, навыков, которыми школьники смогут воспользоваться в определенных условиях.
Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях I и II вида. Согласно требованиям Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Москва «Просвещение» 2006 г.) предусматривается проведение работы по развитию слухового восприятия и произношению в ходе всего общеобразовательного процесса. Поэтому развитие слухового восприятия осуществляется на всех общеобразовательных уроках, будь то обучение грамоте, математика, ознакомление с окружающим миром и в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Задачей развития слухового восприятия на общеобразовательном уроке является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо-зрительном восприятии и продуцировании речи.
Развитие слухового восприятия должно органично вплетаться в ход урока. На каждом уроке перед учителем- предметником стоит задача, определяемая школьной программой в конкретной содержательной области; развитие слухового восприятия на уроке – одна из попутно решаемых учителем проблем и она не должна мешать достигнуть той цели, которая была запланирована.
На общеобразовательных уроках естественным образом постоянно складываются прекрасные условия для диалога, тема которого известна его участникам. Можно воспользоваться такой ситуацией, чтобы попытаться предложить для восприятия на слух ( 2 кл)
- Алеша, сегодня ты дежурный?
- Да, я дежурный.
- Убери альбомы в шкаф.
- Хорошо, я уберу.
- Положи книги на стол.
- Я положил книги на стол.
Большие возможности для развития слухового восприятия появляются на музыкально-ритмических занятиях. Учитель за экраном предлагает детям услышать задания, которые они будут выполнять в ходе урока. Например: «Встаньте по одному (парами, в круг)»; «Послушайте музыку…»
На общеобразовательных уроках учитель должен придерживаться принципа, что основная часть урока ( объяснение нового материала, работа над его усвоением и т.д.) должна проходить при опоре на слухо-зрительное восприятие.
Вместе с тем часть материала на общеобразовательных уроках следует предъявлять на слух.
Задачей обучения произношению является формирование у учащихся фонетически
внятной,
членораздельной,
выразительной речи.
Обучение произношению и развитию слухового восприятия тесно связаны. Успех в работе во многом зависит от личности педагога, его ответственности, внимательного и терпеливого отношения к ошибкам ребенка, тщательной последовательности в работе, от того, насколько учитель может эмоционально настроить ребенка, заинтересовать его процессом «слушания».
Содержанием работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках является обучение восприятию на слух речевого материала, предъявляемого в разных условиях. На первоначальных этапах обучения ребенка в школе, как правило, новый по значению материал предлагается для слухо-зрительного восприятия и только хорошо знакомый – частично на слух. После двух-трех лет успешного обучения на уроке, используя контекстную ситуацию, на слух можно давать и отдельные незнакомые по значению слова. Речевой материал, предлагаемый на слух на уроках в классе, это чаще всего:
-
фразы, словосочетания, слова, организующие деятельность учащихся на уроках (Сегодня мы будем….; Запишите в тетради….; Откройте учебники и т.п.);
-
специфические выражения, термины, характерные для конкретного предмета (подлежащее, умножение, краткий пересказ, и т.д.);
-
наиболее употребительный материал, необходимый для общения.
Рекомендуется так продумывать инструкции, чтобы большинство детей услышало их. Понимание инструкций поможет воспринять на слух и дальнейшие задания на этом уроке ( тренировка в выразительном чтении, чтение по ролям, ответы на вопросы по содержанию текста, придумывание заголовка рассказа).
На первом году обучения эту работу надо начинать с тех фраз, которые постоянно используются на всех уроках, например: Кого нет в классе? Какой сейчас урок? Какая сегодня погода? Чем мы сегодня занимались? и т.д. В последующем можно перейти к восприятию на слух целевых установок: Будем читать рассказ, отвечать на вопросы, решать примеры и т.д. Постепенно количество фраз, воспринимаемых на слух, возрастает от 10 до 25-30 в урок. При этом следует менять формулировку вопросов, например, вместо Кого нет в классе? – Кто отсутствует в классе?; вместо Слушайте внимательно! - Будьте внимательны! И т.д.
На втором году обучения рекомендуется использовать для различения на слух новые, не воспринимаемые ранее на слух слова и фразы, специфические для каждого предмета.
На каждом уроке можно выделить такой материал, который учащиеся смогут воспринять на слух без опоры на зрительный анализатор. Так, на уроке математики это может быть устный счет, анализ и демонстрация условия задачи (особенно при повторении и закреплении материала), различение математических терминов и выражений, проверка задач и примеров и т.д. На уроке грамматики – повторение правил правописания, разбор заданий к упражнению, составление предложений, дописывание слов и предложений, выполнение поручений и т.д. На уроке чтения – анализ наиболее легкой части текста.
Учитель математики за экраном использует материал:
- сообщение целевых установок, типа: записать формулу энного числа арифметической прогрессии;
- материал, характерный только для данного типа урока или темы урока:
Что значит а, в условиях задачи?
Что значит d?
Что значит n? S?
Какие знаете формулы для нахождения суммы п первых членов арифметической прогрессии?
Учитель географии за экраном использует фразы:
- Дежурный, отметь температуру воздуха на улице в календаре наблюдений за погодой.
- Какие осадки наблюдаем?
- Какая облачность?
- Какое направление ветра?
Использование экрана при проверке домашнего задания:
- Что такое отрасль?
- Состав хозяйства России.
-Назвать сферы производства.
- Словарь: экономика, отрасль, ресурс, производство, промышленность, организация, учреждение, комплекс.
- Вводит в речь учащегося аббревиатуру ТЭК (топливно-энергетический комплекс).
Учитель биологии использует экран при повторении изучаемого материала:
-Что изучали на прошлом уроке?
- Какие органы чувств есть у человека?
-Какое значение имеет орган зрения?
-Какое значение имеет орган слуха?
- Что такое барабанная перепонка?
-Как ухо связано с носом?
- Какие правила гигиены слуха вы знаете?
Умело вводит новый термин КОМПЕНСАЦИЯ(замена, замещение) с записью в словарь.
Все учителя используют нотированный словарь, включают новые термины;
используют экран на различных этапах урока;
ведется индивидуальная работа с учащимися: при опросе материала «строение уха»;
при работе учащихся с представленным конспектом;
при решении задач учащимися у доски и за партами.
Умело подобран материал для дифференциации б-п из своего предмета при проведении речевой зарядки;
хоровое проговаривание при чтении заданий;
следят за произношением учащихся, исправляя дефекты;
требуют полных ответов.
Основные произносительные навыки устной речи формируются в 1-3 классах школы слабослышащих. Одновременно формируется и умение контролировать свое произношение.
Диалог можно использовать для развития слухового восприятия во 2 классе и при формировании произношения ( за экраном)
- Здравствуйте. Кто нездоров?
- Я заболела.
- Какая у тебя температура?
- У меня высокая температура, тридцать восемь.
- У тебя есть насморк и кашель?
- Есть насморк и кашель.
- У тебя болит горло?
- Да, у меня очень болит горло.
- Нужно принимать лекарство 3 раза в день и пить теплое молоко.
- Спасибо.
На общеобразовательном уроке можно использовать прием РСВ без ЗУА, т.е. без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как повторение на голое ухо имени ученика, задания (пиши аккуратно),указания на ошибку (определи падеж, исправь окончание) и др. Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на голое ухо замечания, исправления, оказывает помощь.
Таким образом на любом общеобразовательном уроке предусматривается работа со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Любой урок позволяет организовать такую работу.
В книге Л.П.Назаровой «Методика слуховой работы в школе слабослышащих», М.1981г. приводится примерный конспект урока математики в 1 классе (второе полугодие) с опорой на слухо-зрительное и слуховое восприятие.
Проблема формирования у слабослышащих речи, в частности навыков восприятия речи и правильного произношения, является одной из главных проблем сурдопедагогики. Особое внимание должно быть уделено развитию и использованию остаточного слуха.
Прежде чем приступить к работе по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, сурдопедагог должен изучить как слуховые возможности учащихся, так и состояние их произношения. С этой целью проводится проверка произношения и слуха. На каждого ученика заводится специальная документация: карты учета состояния слуха и речи, характеристика произношения («профиль» произношения),результаты проверки слуха с помощью речи, аудиограммы.
Первоначальное обучение произношению слабослышащих, поступающих в школу без речи, состоит из двух концентров, из которых первый совпадает с приготовительным классом, а второй охватывает 1, 2 классы.
В приготовительном классе от учащихся требуется точное воспроизведение в словах лишь 17 основных звуков, которые составляют сокращенную систему фонем. И это хорошо должен знать учитель начальных классов. К основным звукам относятся гласные : а, о, у, э, и, а также согласные: п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р.
Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. По отношению к звукам, не входящим в число основных, временно допускается замена их в словах соответственными основными звуками.
-
Основные
Фонемы
(звуки)
а
о
у
э
и
п
т
к
ф
с
ш
х
в
л
р
м
н
Заменяемые
Фонемы(звуки)
Ы
П'
Т'
К'
Ф'
С'
Щ
Х'
В'
Л'
Р'
М'
Н'
Й
Б
Д
Г
З
Ж
Б'
Д'
Г'
З'
Ч
Ц
Слова, включающие заменяемые звуки, например, дай, спасибо, мяч могут временно произноситься детьми приближенно тай, спасипо, маш.
К сожалению, когда дети усваивают все основные, звуки, они приобретают тем самым возможность произносить в рамках сокращенной системы фонем любые слова независимо от их звукового состава. В 1, 2 классе ведется систематическая работа по уточнению произношения слов. В речи постепенно отрабатываются звонкие согласные, аффрикаты и мягкие согласные, гласный звук Ы. Применение концентрического метода при обучении устной речи характеризуется на первых этапах упрощением произношения, допускающим замену:
И –средним между и и э
Ш- звуком С; ( произносимым с округлением губ)
Р-звуком Л; фрикативн.
Х-звуком К
Дефектолог ставит звук ученику С, если получился межгубный, то надо информировать об этом учителя начальных классов, потом- межзубный; эта межгубная, межзубная артикуляция, временно должна использоваться учеником в речи не только на индивидуальном занятии, но и на общеобразовательных уроках, пока не будет получена нормальная (зазубная) артикуляция.
Программа обучения произношению складывается из следующих разделов, имеет свои задачи.
-
Речевое дыхание.
Формировать у учащихся умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также вырабатывать умения членить фразу на синтагмы.
-
Голос
Формировать у учащихся навык пользоваться голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.
-
Звуки и их сочетания
формировать умения правильно воспроизводить все звуки русского языка, их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи учащимися.
-
Работа над словом.
Эта работа предполагает формирование у учащихся умения правильно произносить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударные и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
5. Работа над фразой
Содержание работы составляет формирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно ( на одном выдохе или деля ее паузами на синтагмы) , выделяя логическое ударение.
Чтобы добиться внятной, членораздельной, выразительной речи, нужна кропотливая совместная работа педагогов и воспитателей, контроль постоянный, ежедневный и, конечно же, самоконтроль учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
-
Ф.Ф. Рау «Методика обучения глухих устной речи». М. «Просвещение» 1976г.
-
К.А. Волкова «Методика обучения глухих произношению». М. «Просвещение», 1980г.
-
Е.П. Кузьмичева и Н.Ф. Слезина «Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недост. слуха» (Из опыта работы). М. «Просвещение» 1986.
-
Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха». Под редакцией профессора В.И. Селивёрстова. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г. (Коррекционная педагогика).
-
.Т.К.Королевская, А.М. Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей». М. «Владос» 2004г.
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: 1-е отделение, 2-ое отделение. Москва «Просвещение» 2006 г.
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»