Урок по физике в 7 классе. "Знание фольклора к мудрости ступенька"
(автор — составитель: Шубин А.Н.Учитель физики МАОУ
СОШ № 5 им. Ю.А. Гагарина.)
«Знание фольклора к мудрости ступенька."
1.Учитель физики.
Цель урока: показать учащимся межпредметную связь между физикой и литературой на основе народного фольклора, в котором иллюстрируется то или иное физическое явление.
В этом году, ребята вы начали изучать новый предмет под названием физика. Изучая физику, мы выяснили, что существует взаимосвязь между такими науками как математика, геометрия, география, биология. Но сегодня на уроке мы будем устанавливать связь между физикой и литературой на материале фольклора.
2.Учитель литературы.
-Итак, ребята, что же такое фольклор?
-Какие жанры фольклора вы знаете?
Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русская пословица крылатая мудрость народа. Для нас они своеобразный учебник жизни. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдал из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самые характерные, самые типичные-свои наблюдения выражал в точной и краткой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт накопленный веками, следующему поколению.
3. Ученица.
Доклад ученицы о создании пословиц и их роль в жизни народа.
4.Учитель литературы.
-Ребята, как вы понимаете житейский смысл пословицы: «Без пруда не вытащишь и рыбку из пруда?»(Например можно истолковать так: если не трудиться, ничего в жизни не добьешься. Если человек не заготовил бы на зиму дрова, то он бы замёрз. Спортсмены, если бы не тренировались, они бы не получали медали. Поэтому нужно трудиться и не быть лодырем, и не надо бояться работы.)
5.Учитель физики.
-Но эту пословицу можно объяснить на основе физики.
Например: в пословице говорится о процессе выполнения работы.
А теперь дадим разъяснения физического смысла следующих пословиц и поговорок:
-Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.
При падении на мягкую и твердую поверхность человек производит разное давление. На мягкой поверхности площадь опоры больше, следовательно давление меньше. Болевые ощущения в этих случаях различны.
-Делу – время, потехе – час.
В пословице имеют место физическая величина время, и её единицы измерения, часы. Также часы – прибор для измерения времени.
-Кошка спит, а мышей видит.
В пословице речь идёт о физическом понятии звука.
-Любишь кататься – люби и саночки возить.
В пословице идёт речь о физических величинах: силе, перемещении и работе. Санки перемещаются (совершают работу) под действием силы, которую прилагает к ним мальчик.
-Ложка дёгтя бочку мёда портит.
В пословице говорится о таком явлении как диффузия.
Диффузия — явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества (дёготь) между молекулами другого вещества (мёд).
-Канул как камень в воду.
Тело тонет в том случае, если его плотность больше, чем плотность жидкости.
-Не подмажешь – не поедешь.
Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.
-Как с гуся вода.
Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой.
-Баба с возу – кобыле легче.
Сила трения пропорциональна силе нормального давления (весу тела). Уменьшение веса приводит к уменьшению трения и увеличению скорости движения.
-Шила в мешке не утаишь.
Шило имеет малую площадь поверхности, следовательно, производит большое давление на материал.
6. Учитель литературы.
Вам было дано задание подобрать пословицы и поговорки, объяснить их смысл с точки зрения физического и житейского смысла (учащиеся зачитывают свои примеры и объясняют их).
7. Учитель физики.
-В окружающем нас мире происходят всевозможные изменения или явления. В физике изучают механические, тепловые, электрические, световые явления. Все эти явления называют физическими. Таяние льда, кипение воды, падение дождевых капель, сверкает молния, растут деревья, цветы- примеры физических явлений.
Так на основе физических явлений люди создавали народные приметы- одно из жанров фольклора с помощью которого можно определить какая погода будет: пасмурная или ясная.
Например. Если утренняя роса на траве, то будет солнечно. Затем предлагаем ответить на вопросы учащихся.
-Ветер к вечеру усиливается ясной или к пасмурной погоде? (пасмурно)
-Утром появляются кучевые облака, (пасмурно)
-Рыба выпрыгивает из воды, (пасмурно)
-Вороны летают в одиночку, (ясно)
-Днем тепло, а ночью холодно, (ясно)
-Вечерняя заря при заходе солнца, (ясно)
-Барометр понижается, (пасмурно)
-Утром стелется туман, (ясно)
-Тишина в природе, (пасмурно)
8.Учитель физики.
-Есть еще один жанр фольклора-сказки. Так в сказках также можно определить физический смысл, они определяют межпредметную связь физики и литературы.
Один из учащихся получил задание разобраться в сути изучаемых явлений в сказке «Репка»- по народным мотивам. (В ней рассматривается сила трения покоя, механизм ее возникновения, направление силы трения)
1. Маленькую или большую репку вытягивать легче?
2.Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема труднее вытягивать репку?
3.Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью?
4. Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репки и морковь?
9. Учащимся раздаются карточки-задания с записанными пословицами и поговорками, на оборотной стороне которых они записывают их толкование с житейской и физической точки зрения.
10.Подведение итогов урока. Учащимся разъясняют смысл названия урока. Выставление оценок.
Используемая литература:
1.Блудов М.И. Беседа по физике.-М… Просвещение.2001г.
2.Перельман Я. И. Занимательная физика-М… Наука.2000г.
3.Тарасов Л.Д. Физика в природе.-М.,1999г.
4.Ланина И.Я. Не уроком единым.-М., Просвещение.1998г.
Шубин Александр Николаевич
Учитель физики МАОУ СОШ №5 им. Ю.А.Гагарина.
г. Тамбов.
Автор учебника: А.В. Перышкин.
Урок по физике в 7 классе(45 мин)
«Знание фольклора к мудрости ступенька»
Используемая литература:
1.Блудов М.И. Беседа по физике.-М..Просвещение.2001г.
2.Перельман Я. И. Занимательная физика-М..Наука.2000г.
3.Тарасов Л.Д. Физика в природе.-М.,1999г.
4.Ланина И.Я. Не уроком единым.-М., Просвещение.1998г.
Тамбов
2013г
Урок по физике в 7классе.
(автор - составитель: Шубин А.Н. Учитель физики МАОУ
СОШ № 5 им. Ю.А. Гагарина.)
«Знание фольклора к мудрости ступенька.»
1.Учитель физики.
Цель урока: показать учащимся межпредметную связь между физикой и литературой на основе народного фольклора, в котором иллюстрируется то или иное физическое явление.
В этом году, ребята вы начали изучать новый предмет под названием физика. Изучая физику, мы выяснили, что существует взаимосвязь между такими науками как математика, геометрия, география, биология. Но сегодня на уроке мы будем устанавливать связь между физикой и литературой на материале фольклора.
2.Учитель литературы.
-Итак, ребята, что же такое фольклор?
-Какие жанры фольклора вы знаете?
Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русская пословица крылатая мудрость народа. Для нас они своеобразный учебник жизни. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдал из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самые характерные, самые типичные-свои наблюдения выражал в точной и краткой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт накопленный веками, следующему поколению.
3. Ученица.
Доклад ученицы о создании пословиц и их роль в жизни народа.
4.Учитель литературы.
-Ребята, как вы понимаете житейский смысл пословицы: «Без пруда не вытащишь и рыбку из пруда?»(Например можно истолковать так: если не трудиться, ничего в жизни не добьешься. Если человек не заготовил бы на зиму дрова, то он бы замёрз. Спортсмены, если бы не тренировались, они бы не получали медали. Поэтому нужно трудиться и не быть лодырем, и не надо бояться работы.)
5.Учитель физики.
-Но эту пословицу можно объяснить на основе физики.
Например: в пословице говорится о процессе выполнения работы.
А теперь дадим разъяснения физического смысла следующих пословиц и поговорок:
-Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.
При падении на мягкую и твердую поверхность человек производит разное давление. На мягкой поверхности площадь опоры больше, следовательно давление меньше. Болевые ощущения в этих случаях различны.
-Делу – время, потехе – час.
В пословице имеют место физическая величина время, и её единицы измерения, часы. Также часы – прибор для измерения времени.
-Кошка спит, а мышей видит.
В пословице речь идёт о физическом понятии звука.
-Любишь кататься – люби и саночки возить.
В пословице идёт речь о физических величинах: силе, перемещении и работе. Санки перемещаются (совершают работу) под действием силы, которую прилагает к ним мальчик.
-Ложка дёгтя бочку мёда портит.
В пословице говорится о таком явлении как диффузия.
Диффузия - явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества (дёготь) между молекулами другого вещества (мёд).
-Канул как камень в воду.
Тело тонет в том случае, если его плотность больше, чем плотность жидкости.
-Не подмажешь – не поедешь.
Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.
-Как с гуся вода.
Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой.
-Баба с возу – кобыле легче.
Сила трения пропорциональна силе нормального давления (весу тела). Уменьшение веса приводит к уменьшению трения и увеличению скорости движения.
-Шила в мешке не утаишь.
Шило имеет малую площадь поверхности, следовательно, производит большое давление на материал.
6. Учитель литературы.
Вам было дано задание подобрать пословицы и поговорки, объяснить их смысл с точки зрения физического и житейского смысла (учащиеся зачитывают свои примеры и объясняют их).
7. Учитель физики.
-В окружающем нас мире происходят всевозможные изменения или явления. В физике изучают механические, тепловые, электрические, световые явления. Все эти явления называют физическими. Таяние льда, кипение воды, падение дождевых капель, сверкает молния, растут деревья, цветы- примеры физических явлений.
Так на основе физических явлений люди создавали народные приметы- одно из жанров фольклора с помощью которого можно определить какая погода будет: пасмурная или ясная.
Например. Если утренняя роса на траве, то будет солнечно. Затем предлагаем ответить на вопросы учащихся.
-Ветер к вечеру усиливается ясной или к пасмурной погоде? (пасмурно)
-Утром появляются кучевые облака, (пасмурно)
-Рыба выпрыгивает из воды, (пасмурно)
-Вороны летают в одиночку, (ясно)
-Днем тепло, а ночью холодно, (ясно)
-Вечерняя заря при заходе солнца, (ясно)
-Барометр понижается, (пасмурно)
-Утром стелется туман, (ясно)
-Тишина в природе, (пасмурно)
8.Учитель физики.
-Есть еще один жанр фольклора-сказки. Так в сказках также можно определить физический смысл, они определяют межпредметную связь физики и литературы.
Один из учащихся получил задание разобраться в сути изучаемых явлений в сказке «Репка»- по народным мотивам. (В ней рассматривается сила трения покоя, механизм ее возникновения, направление силы трения)
1. Маленькую или большую репку вытягивать легче?
2.Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема труднее вытягивать репку?
3.Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью?
4. Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репки и морковь?
9. Учащимся раздаются карточки-задания с записанными пословицами и поговорками, на оборотной стороне которых они записывают их толкование с житейской и физической точки зрения.
10.Подведение итогов урока. Учащимся разъясняют смысл названия урока.
Используемая литература:
1.Блудов М.И. Беседа по физике.-М… Просвещение.2001г.
2.Перельман Я. И. Занимательная физика-М… Наука.2000г.
3.Тарасов Л.Д. Физика в природе.-М.,1999г.
4.Ланина И.Я. Не уроком единым.-М., Просвещение.1998г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»