Викторина для знатоков русского языка "Грамотеи"
Краткое описание
: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Описание
Викторина для знатоков русского языка «Грамотеи» Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка. 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки с заданиями. <place w:st=«on»>I.Вступительная часть 1. Учитель: — Наше мероприятие проводится в рамках Недели гуманитарного цикла. И открыть наше мероприятие мне бы хотелось словами поэта: Много языков на свете разных — Выучить их все не смог бы я; Все они по-своему прекрасны, В каждом есть «изюминка» своя. Говорят в Париже по-французски, По-немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный русский, Для меня родной лишь он один! Мелодичный, гибкий и певучий, С детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим Наш язык Тургенев называл! Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова, Новое воспринимал отлично, Но и мудрость предков в нём жива! Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно И не сможет, верю, умереть! М. Крюков — Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!
- И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку, проверим свои знания.
II. Основная часть. Игра «Грамотеи»
1. Представление команд. ( Название, эмблема.)
Эрудиты и Знатоки
Представление жюри
2. Разминка
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5 Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
1 тур – Орфографический
Задание:Вставить пропущенные буквы.
Пол… скать ребёнка – пол… скать бельё
Отв… рить дверь – отв… рить свеклу
Пло… с дерева – пло… из дерева
Пос… деть на лавке – пос… деть от старости
2 тур — Лексический
1.Задание: Подберите антонимы к данным словам и прочитайте слово, которое получилось по первым буквам.
Широкий узкий
Твёрдый мягкий
Старый новый
Скучный интересный
Однотонный цветной
Неряшливый аккуратный
2.Угадайте фразеологизм и найдите объяснение каждому.
3.Объясните выражения
— А теперь проверим, как вы знаете пословицы
4.Исправь пословицу:
Одна голова хорошо, а две некрасиво.
Чтение – вот лучшее мучение.
Одна нога здесь, а другая в гипсе.
Скучен день до вечера, коли делать уроки.
Кто мало говорит, тот больше съедает.
Друзья познаются на контрольной.
Мал ноутбук, да дорог.
Тяжело в учении – легко на каникулах.
Раздел “Морфемика” и “Словообразование”
1.Расшифруй слово, переставив буквы:
Аталоп - лопата
Отаткел - котлета
Кихенат - техника
Куринос -рисунок
2. — Разгадай шараду
Раздел «Морфология»
1. Назовите литературные произведения, в названиях которых
встречаются числительные.
За каждое произведение 1 балл + 1 балл за автора
2. К каким частям речи относятся слова:
быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь,
шест – шесть, ясен – ясень?
«КОТ В МЕШКЕ»
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « ? »
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
Вопрос из раздела «Синтаксис»
Разгадайте ребусы – 3 балла за каждый
Вопросы для финала
(стоимость всех вопросов 10 баллов).
4Дополнительные вопросы: В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание. 1.О чём идёт речь? «Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.) 2. О чем идёт речь? Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко) 3. Отгадайте шараду: Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)
4. “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл: Умный человек слова на ветер не пустит 6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда — Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда- По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
7. Подведение итогов.
8. Награждение победителей.
Использованная литература:
Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г.
Зимин В.И., Ашкрова С.Д. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М.: Школа – Пресс, 1994.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992год.
Львов М.Р. Учебный словарь антонимов русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по рус. яз.: Книга для учащихся 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1989.
http://www.logozavr.ru/362/ (ребусы)
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки с заданиями. <place w:st=«on»>I.Вступительная часть 1. Учитель: — Наше мероприятие проводится в рамках Недели гуманитарного цикла. И открыть наше мероприятие мне бы хотелось словами поэта: Много языков на свете разных — Выучить их все не смог бы я; Все они по-своему прекрасны, В каждом есть «изюминка» своя. Говорят в Париже по-французски, По-немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный русский, Для меня родной лишь он один! Мелодичный, гибкий и певучий, С детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим Наш язык Тургенев называл! Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова, Новое воспринимал отлично, Но и мудрость предков в нём жива! Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно И не сможет, верю, умереть! М. Крюков — Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!
- И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку, проверим свои знания.
II. Основная часть. Игра «Грамотеи»
1. Представление команд. ( Название, эмблема.)
Эрудиты и Знатоки
Представление жюри
2. Разминка
Вопросы для первой команды
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
Вопросы для второй команды
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5 Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
1 тур – Орфографический
Задание:Вставить пропущенные буквы.
Пол… скать ребёнка – пол… скать бельё
Отв… рить дверь – отв… рить свеклу
Пло… с дерева – пло… из дерева
Пос… деть на лавке – пос… деть от старости
2 тур — Лексический
1.Задание: Подберите антонимы к данным словам и прочитайте слово, которое получилось по первым буквам.
Широкий узкий
Твёрдый мягкий
Старый новый
Скучный интересный
Однотонный цветной
Неряшливый аккуратный
2.Угадайте фразеологизм и найдите объяснение каждому.
3.Объясните выражения
— А теперь проверим, как вы знаете пословицы
4.Исправь пословицу:
Одна голова хорошо, а две некрасиво.
Чтение – вот лучшее мучение.
Одна нога здесь, а другая в гипсе.
Скучен день до вечера, коли делать уроки.
Кто мало говорит, тот больше съедает.
Друзья познаются на контрольной.
Мал ноутбук, да дорог.
Тяжело в учении – легко на каникулах.
Раздел “Морфемика” и “Словообразование”
1.Расшифруй слово, переставив буквы:
Аталоп - лопата
Отаткел - котлета
Кихенат - техника
Куринос -рисунок
2. — Разгадай шараду
Раздел «Морфология»
1. Назовите литературные произведения, в названиях которых
встречаются числительные.
За каждое произведение 1 балл + 1 балл за автора
2. К каким частям речи относятся слова:
быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь,
шест – шесть, ясен – ясень?
«КОТ В МЕШКЕ»
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « ? »
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
Вопрос из раздела «Синтаксис»
Разгадайте ребусы – 3 балла за каждый
Вопросы для финала
(стоимость всех вопросов 10 баллов).
4Дополнительные вопросы: В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание. 1.О чём идёт речь? «Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.) 2. О чем идёт речь? Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко) 3. Отгадайте шараду: Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)
4. “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден, как … (волк) |
Болтлив, как …. (сорока) |
Здоров, как… (бык) |
Нем, как … (рыба) |
Каков разум, |
а плод сладок. |
Корень учения горек, |
а человек знанием. |
Красна птица оперением, |
таковы и речи. |
5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда — Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда- По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
7. Подведение итогов.
8. Награждение победителей.
Использованная литература:
Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г.
Зимин В.И., Ашкрова С.Д. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М.: Школа – Пресс, 1994.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992год.
Львов М.Р. Учебный словарь антонимов русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по рус. яз.: Книга для учащихся 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1989.
http://www.logozavr.ru/362/ (ребусы)
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Русский язык
5 класс
25 декабря 2013
Файлы
Грамотеи.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»