Конспект непосредственно образовательной деятельности «Любимые игрушки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко» г. Прокопьевска Кемеровской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Любимые игрушки»
Подготовили
учитель – логопед Козловская Г. Д.,
музыкальный руководитель Прасолова Н.Н.,
инструктор по физической культуре Кравченко Т.А.
г. Прокопьевск 2013
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Социализация» на тему «Любимые игрушки» (логоритмика) с детьми старшей группы, посещающих логопункт ДОУ
Продолжительность НОД – 25 минут
Цель: развивать речевую и психомоторную функции воспитанников.
Задачи:
-
активизировать словарь по теме «Игрушки», упражнять в образовании относительных прилагательных; («Коммуникация»)
-
способствовать развитию мимической и артикуляционной моторики; («Коммуникация»)
-
коррегировать моторные отклонения, закрепить автоматизацию звуков Ш и Р в сочетании «Тр»; («Коммуникация»)
-
работать над развитием мелодико – интонационных и просодических компонентов речи; («Коммуникация»)
-
формировать навыки слушания музыкальных произведений; («Музыка»)
-
развивать певческие навыки; («Музыка»)
-
совершенствовать умение исполнять ритмическое двухголосье; («Музыка»)
-
развивать навыки пространственной ориентации и зрительно – моторной координации; («Физическая культура»)
-
способствовать развитию двигательной сферы, когнитивных процессов, эмоциональных реакций, сочетания речи, движения и музыки, речевой активности; («Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Физическая культура»)
-
развивать произвольности поведения путем формирования таких личностных качеств, как выдержка, сосредоточенность внимание. («Социализация»)
Материалы и оборудование: портрет П. И. Чайковского, любимые игрушки детей в детском саду и дома ( куклы, машинки, робот, зайчик, лисичка, лошадка, оловянный солдатик…), резиновый мяч, соломенная кукла, железное ведерко, пластмассовая пирамидка, деревянные солдатик и матрешка, предметные картинки – символы артикуляционных упражнений («Улыбка», «Хоботок», «Колесо», «Дудочка», «Заборчик», «Окошко»), детская раскраска с изображением игрушек.
Музыкальный материал:
-
Вход и выход детей
-
Двигательное упражнение «Веселится детвора»
Чайковский П.И. марш из балета «Щелкунчик».
-
Музыкально – ритмическая игра «Матрешки» с ритмическими палочками.
Меньших И. В. «С музыкой растем, играем и поем. Матрешки»
-
Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с пением, движением и музыкой
По выбору музыкального руководителя
-
Слушание музыки
Чайковский П.И. «Детский альбом «Марш деревянных солдатиков»
-
Музыкальная подвижная игра «Любимые игрушки»
Роот З. Я. «Музыкальные сценарии для детского сада» полька «Радость»
-
Песня «Самый лучший дом» (муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского)
Текст песни адаптирован для детей дошкольного возраста
Методические приемы: беседа, дидактические упражнения, дидактические игры, слушание музыкального произведения, пение, объяснение.
Предварительная работа.
Рисование любимых игрушек, заучивание четверостиший артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Колесо», «Дудочка», «Заборчик», «Окошко» под музыку, разучивание песни «Дом игрушек», танцевальных движений польки.
Ожидаемые результаты: повышение эффективности логопедического воздействия на воспитанников, посещающих логопункт ДОУ.
Зал празднично оформлен. У центральной стены воссоздана детская комната. В ней находится детская кровать. Она заправлена красивыми спальными принадлежностями, рядом - кресла, детский стол. Стоит торшер. Повсюду лежат детские игрушки.
Ход занятия
-
Вводная часть.
Дети входят в зал с любимыми игрушками под музыкальное сопровождение (по выбору музыкального руководителя). Они встают в одну колонну.
1. Организационный момент.
Игра на развитие чувства ритма “Здравствуйте!”
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребятки!
Дети: Здравствуйте!
Учитель - логопед: Добрый день, «Смешарики»!
Дети: День! День! День!
Инструктор по физической культуре: Здоровья всем!
Дети: Всем! Всем! Всем!
Учитель – логопед: Будем заниматься?
Дети: Да! Да! Да!
Музыкальный руководитель: Будем улыбаться?
Дети: Да! Да! Да!
Инструктор по физической культуре: И дружить всегда!
Дети: Да! Да! Да!
2. Сообщение темы НОД.
Вступительное слово логопеда.
Друзья! Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Мы будем играть с любимыми игрушками.
-
А есть ли у вас любимые игрушки? Назовите их.
Дети называют любимые игрушки и размещают их в комнате.
Инструктор по физической культуре: Вот сейчас сразу и начнем играть с вашими любимыми игрушками: машинками, куклами, мишками, зайками, лисицами.
Двигательное упражнение «Веселится детвора».
Инструктор по физической культуре: Вдруг машины загудели:
Дети: Тррр!
Инструктор по физической культуре: И колеса зашипели:
Дети: Ш _____Ш!
Дети под музыку маршируют.
Инструктор по физической культуре:
Обгоняет всех лисица
На машинке голубой,
Бегут под музыку «Змейкой».
А за нею кукла мчится,
Машет зрителям рукой.
Двигаются приставным шагом правым боком, одна рука - на поясе, другой – машут.
Мишка в красном колпачке
Едет на грузовичке.
Выполняют те же движения другим боком.
Зайка тоже очень рад:
Дали зайке самокат.
Исполняют многоскоки, руки держат произвольно.
Вот и финиш. Стоп.
Ура!
Веселится детвора!
Восстанавливают дыхание и перестраиваются в три колонны.
-
Основная часть.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики в сочетании с пением, движением и музыкой.
Вступает учитель – логопед. Этот вид деятельности проводится совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Игрушки – это здорово! А давайте покажем наши любимые игрушки: хобот у слоника, улыбку у лягушки, колесо у машинки, дудочку… Все вместе поиграем с Веселым …Язычком.
(Сначала дети поют заученное четверостишие артикуляционного упражнения под музыку и выполняют движения на развитие общей моторики, а на музыкальный проигрыш выполняется само артикуляционное упражнение.)
Улыбка
Тянуть губки прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются… Смеются…
А глаза у них, как блюдца.
Сопровождение инструктора по физической культуре:
И. п. – стойка руки на пояс
1 – наклон головы вправо
2 – И.п.
3 - - то же влево
Инструкция логопеда:
Растянуть углы губ в стороны, чтобы были видны обнаженные сомкнутые зубы (счет до 5).
Хоботок
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Сопровождение инструктора по физической культуре:
И. п. – стойка руки к плечам
1 – левая рука вверх
2 – И.п.
3 – правая вверх
4 – И.п.
Инструкция логопеда:
вытянуть губы вперед как при произнесении звука «у», сомкнуть их. Зубы тоже сомкнуты(счет до 5).
Дудочка
Мои губы – хоботок –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду – ду, ду –ду –ду,
Ду –ду, ду –ду –ду!
Сопровождение инструктора по физической культуре:
И. п. – стойка руки в стороны
1 – стойка руки вверх, хлопок
2 – И.п.
На «Ду – ду, ду –ду –ду…» выполняется соответственно ритмический рисунок: | | |||, | | |||
Инструкция логопеда:
вытянуть несомкнутые губы вперед дудочкой и держать их в таком положении, считая до 5.
Колесо
Колесо изобразили –
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать,
«Колесо» надо держать.
Сопровождение инструктора по физической культуре:
И. п. – стойка руки на пояс
1 – наклон туловища вправо
2 – И.п.
3 – 4 то же влево
Инструкция логопеда: сомкнуть зубы, округлить губы (счет до 5).
Заборчик
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы.
Посчитаем свои зубы.
Сопровождение инструктора по физической культуре:
И. п. – стойка руки на пояс
1 – выпад вправо
2 – И.п.
3 – 4 то же влево
Инструкция логопеда: улыбнуться, сомкнуть зубы (счет до 5).
Окошко
Широко мы улыбнулись,
И окошки распахнулись.
Ветерок подул немножко,
И захлопнулись окошки.
Сопровождение инструктора по физической культуре:
И. п. – стойка руки на пояс
1 –8 – прыжки на двух ногах
8 - 12 – ходьба на месте
Инструкция логопеда: губы в улыбке, челюсть обнажить, челюсть опускается на ширину одного пальца (счет до 5)
Слушание П. И. Чайковского «Деревянный солдатик»
Вступает музыкальный руководитель:
Кто в игрушках самый главный?
1 ребенок выходит вперед: «Я, солдатик деревянный!»
Отвечает и отбивает барабанную дробь.
2 ребенок: «Он не плачет, не горюет,
Днем и ночью марширует!»
1 ребенок: «Ать – два, левой – правой,
Ать – два, левой – правой,
Мы легко и весело идем,
Ать – два, левой – правой,
Ать – два, левой – правой,
Песню деревянную поем».
Дети маршируют и садятся на места.
А вы знаете, дети, что про деревянного солдатика великий русский композитор П. И. Чайковский написал музыку. Это произведение он разместил в музыкальном «Детском альбоме». Музыка передает пестрый мир детских игр, танцев, сказочных переживаний и ощущение праздников. Сегодня мы послушаем «Марш деревянных солдатиков». Представьте, что маленькие солдатики оживают, начинают строиться в четкие ряды и маршируют. В музыке слышится легкая шуточная воинственность, как будто некие крошечные эльфы собираются воевать за свой сказочный мирок.
Игра «Из чего сделаны игрушки?»
Вступает учитель – логопед: А что значит «деревянный солдатик?» Из чего он сделан?
Ребенок: Он сделан из дерева.
Конечно, он сделан из дерева. Игрушки могут быть сделаны из разного материала. Давайте подумаем, из чего могут быть сделаны другие игрушки?
Детям предлагаются игрушки.
Если мячик сделан из резины, то он какой? Резиновый
Если кукла из соломы, то она какая? Соломенная
Если ведерко сделано из железа, то оно какое? Железное
Если пирамидка сделана из пластмассы, то она какая? Пластмассовая
Если матрешки сделаны из дерева, то они какие? Деревянные
Вступает музыкальный руководитель.
Музыкально – ритмическая игра «Матрешки» с ритмическими палочками.
Хоть матрешки и деревянные, но они веселые, забавные и смешные, а еще они очень необычные. Почему? Посмотрим на них и послушаем.
Воспитанники делятся на две группы. Одна из них простукивает весь текст песни, а вторая подключается согласно партитуре.
Подвижная игра « Любимые игрушки»
Вступает инструктор по физической культуре.
Он предлагает детям забрать из детской комнаты свои любимые игрушки и рассадить их на стульчики. Запомнить места посадки. (Стульчики подготовлены по количеству детей).
Затем приглашает для любимых игрушек исполнить польку «Радость». Пока дети танцуют, педагог меняет игрушки местами. По окончании танца предлагается быстро сориентироваться и встать у своей игрушки. Игра повторяется несколько раз.
Исполнение песни «Самый лучший дом» (муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского)
Вступает музыкальный руководитель: А откуда же, мои дорогие друзья, мы берем эти замечательные, веселые, смешные, дорогие и любимые для нас игрушки?
Да, конечно, же в доме игрушек!
1-й куплет
У нас домов так много,
Изображают руками «крышу», делают пружинку с поворотами вправо-влево.
Их все не сосчитать.
Считают указательным пальцем до 4-х слева – направо.
Дома многоэтажные,
Красивые и важные,
Пойди-ка тут попробуй
Самый лучший дом назвать.
Припев.
И сказали друг за дружкой,
Выполняют «распашонку» в парах, повороты к друг другу
Оля, Маша и Танюшка,
Этот дом мы назовем,
Дом игрушки,
Выполняют пружинку.
Дом игрушки, дом игрушки
Самый, самый лучший дом.
Проигрыш.
Па – па-па пара-па-па,
Па-па-па пара-па-па.
Па-па-па пара – пара – пара –па-па.
2-й куплет
Нарядная витрина
Рисуют радугу.
Как радуга горит,
Мартышки здесь и зайчики,
Поочередно отводят с стороны правую руку, затем левую руку.
Слоны и попугайчики,
А куклы здесь такие
просто глаз не отвести,
Руки согнуты в локтях, пальцы раскрыты, выполняют наклоны вправо, влево.
Припев.
Улыбаются подружки,
Выполняют «распашонку» в парах, повороты к друг к другу.
Оля, Маша и Танюшка.
Этот дом мы назовем
Дом игрушки.
Дом игрушки, дом игрушки
Самый, самый лучший дом.
III. Заключительная часть.
Подведение итога занятия.
Да, действительно, мы здорово поиграли. На наш взгляд, вы были внимательны и смекалисты, здорово двигались, пели, танцевали, отлично играли с Язычком и Чутким ушком, замечательно играли с палочками (Каждый педагог дает оценку).
Мы дарим вам картинки с вашими любимыми игрушками. Сейчас эти игрушки бесцветные. Мы предлагаем каждому оценить себя . Если считаешь, что ты – молодец, то раскрась свою игрушку яркими цветами. А если тебе скучно было на занятии, то игрушка тоже, наверное, получится скучной и бесцветной. А, может быть, вы вспомните какие – то радостные моменты нашего занятия и улыбнетесь, и ваша игрушка засияет всеми цветами радуги!
Музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель - логопед:
Вот и все, ребятки! До свидания!
Дети: До свидания!
Музыкальный руководитель: Вы наулыбались?
Дети: Да! Да! Да!
Учитель – логопед: С нами наигрались?
Дети: Да! Да! Да!
Инструктор по физической культуре: Подружились крепче?
Дети: Да! Да! Да!
Дети выходят из зала под музыку, забирая с собой принесенные игрушки.
Список литературы
Адлер Н. С. О чем рассказала музыка. – М.: Издательство «Музыка», 1973. – 47с.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
Меньших И. В. С музыкой растем, играем и поем. - Ростов – на Дону: ООО «Феникс», 2007. – 57 с.
Роот З. Я. Музыкальные сценарии для детского сада. – М.: Айрис – Пресс, 2005.- 2006 с.
Чайковский П. И. Детский альбом. – М.: ГФ «Полиграфресурсы», 1994. – 133с.
Использованные материалы и интернет ресурсы
http://www.logoped.ru/prosjn01.htmЛогоритмическое занятие в старшей группе «Любимые игрушки» Проскурякова Я.Н.
Интернет ресурс http://yandex.ru/yandsearch
Интернет портал http://www.uchmet.ru
- Конспект НОД «Наша армия самая сильная!» (логоритмика) в подготовительной к школе группе
- Документация учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения. Варианты заполнения речевых карт воспитанников, логопедических заключений, карт медико - педагогического обследования по отбору детей в речевые группы ДОУ, дошкольный логопункт.
- Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «К нам весна шагает…»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
Успехов!
С уважением, С.А. Колодин.