Обобщающий урок по теме "Эволюционная теория Ч. Дарвина" в 11 классе
Предмет: биология
Класс: 11 ЕМН
Учитель: Колычева Татьяна Алексеевна
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина
Задачи:
Образовательные: обосновать сущность и значение движущих сил эволюции как основных факторов эволюции; обеспечить усвоение учащимися основных движущих сил эволюции по Ч. Дарвину и значения дарвинизма;
Воспитательные: побудить учащихся к активной познавательной активности; совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе
Развивающие: продолжить развитие информационно-коммуникативной компетенции: формирование навыков работы в группе через различные виды деятельности: интеллектуальную, исследовательскую;
развивать навыки образовательной компетентности: аргументировано принимать любую точку зрения, отстаивать свою.
Оборудование:учебники, тетради, проектор, экран, интерактивная доска, портреты ученых – эволюционистов, лист самооценки.
Технология: развитие критического мышления
Продолжительность урока: 45 минут
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
I Оргмомент | 1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. 2. Сообщение темы урока. 3. Листы самооценки | 1. Определение целей и результатов урока 2. Заполняют листы самооценки (ФИ) | Раздать листы самооценки СЛАЙД 1 (тема) |
II Вызов Актуализация знаний | 1. Фронтальная беседа, проверка понимания основных понятий темы: — Эволюция — Эволюционная теория — Дарвинизм — Микроэволюция — Вид — Ч. Дарвин 2. Работа в парах. Задание. Сопоставьте имя ученого и вклад в науку. 3. Подвести к выводу о значительном вкладе каждого в развитие теории и роли Дарвина в определении движущих сил эволюции. | 1. Фронтальная беседа, дают определения понятиям 2. Выполняют в парах задание на сопоставление. (3 минуты) 3. Самопроверка по ключу и коррекция ошибок. 4. Формулируют выводы. |
СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 (ключ) |
III Осмысление Основная часть | 1.Организация работы в группах: ВАШЕ МНЕНИЕ: Каждой группе предлагаются для решения эволюционные задачи. (3 минуты на обсуждение) Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у крота. Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия. если да, то какие именно и почему? Можно ли их избежать? - На Галапагосских островах Дарвин обнаружил вьюрков, отличающихся формой клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц? Какие предположения были сделаны по этому поводу Дарвиным? 3. Дать характеристику движущим силам эволюции: избыточная численность и борьба за существование, искусственный и естественный отбор, наследственность и изменчивость. (7 минут) Группа экспертов готовит вопросы для групп. 4. Формулирование выводов о результатах эволюции: многообразие видов и адаптации. | 1. Делятся на 4 группы в случайном порядке 2. Обсуждают данную задачу в группах 3. Дают аргументированный ответ 4. На листах формата А3 составляют концептуальную карту, характеризующую движущую силу эволюции 5. По методу «Зигзаг» спикеры идут в другие группы и рассказывают о движущей силе. Дополняют свою карту. 5. Готовят 2 спикера, которые будут защищать работу группы. 6. Защита выполненной работы. 7. Взаимооценка работы группы. 8. Отвечают на вопросы экспертов. Эксперты оценивают правильность и полноту ответов. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 1. Последовательность – 2 2. Научность – 2 б. 3. Подача – 1 б. | Деление на группы Раздать задачи Раздать листы А3 СЛАЙД 5 (критерии) СЛАЙД 6 (ВЫВОДЫ) |
1.Как вы думаете, что сказал бы Дарвин о нашей сегодняшней работе? 2. Добились вы на уроке тех результатов, которые хотели получить? Оправдались ваши ожидания? 3. Рефлексия по методу «Дартс» | 1. Высказывают свое мнение о проделанной работе. 2. Высказывают мнение. 3. Клеят стикеры на поля: — Все понял — Все понял и могу помочь — Без помощи затрудняюсь — Ничего не понял | ||
V Домашнее задание | Осмыслить все изученное по теме, подготовиться к контрольной работе | Записывают домашнее задание в дневники |
КГУ «Средняя школа №4 им. М. Маметовой»
отдела образования акимата Федоровского района» Костанайской области
Обобщающий урок
по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина»
Класс: 11 ЕМН
Предмет: биология
Подготовила: Колычева Татьяна Алексеевна
учитель биологии высшей категории
второго (основного) уровня
с. Федоровка, 2013 год
Обобщающий
урок по теме «Эволюционная теория Ч.
Дарвина»
Предмет:
биология
Класс: 11 ЕМН
Учитель: Колычева Татьяна Алексеевна
Тип урока:
обобщения и систематизации знаний
Цели
урока:
Систематизировать и обобщить знания
учащихся об основных положениях
эволюционного учения Ч. Дарвина
Задачи:
Образовательные: обосновать сущность и значение движущих сил эволюции как основных факторов эволюции; обеспечить усвоение учащимися основных движущих сил эволюции по Ч. Дарвину и значения дарвинизма;
Воспитательные: побудить учащихся к активной познавательной активности; совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе
Развивающие:
продолжить развитие информационно-коммуникативной
компетенции: формирование навыков
работы в группе через различные виды
деятельности: интеллектуальную,
исследовательскую;
развивать навыки
образовательной компетентности:
аргументировано принимать любую точку
зрения, отстаивать свою.
Оборудование: учебники, тетради, проектор, экран, интерактивная доска, портреты ученых – эволюционистов, лист самооценки.
Технология:
развитие критического мышления
Продолжительность
урока: 45 минут
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
I Оргмомент |
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. 2. Сообщение темы урока. 3. Листы самооценки |
1. Определение целей и результатов урока 2. Заполняют листы самооценки (ФИ) |
Раздать листы самооценки СЛАЙД 1 (тема) |
II Вызов Актуализация знаний |
1. Фронтальная беседа, проверка понимания основных понятий темы: - Эволюция - Эволюционная теория - Дарвинизм - Микроэволюция - Вид - Ч. Дарвин 2. Работа в парах. Задание. Сопоставьте имя ученого и вклад в науку. 3. Подвести к выводу о значительном вкладе каждого в развитие теории и роли Дарвина в определении движущих сил эволюции. |
1. Фронтальная беседа, дают определения понятиям 2. Выполняют в парах задание на сопоставление. (3 минуты) 3. Самопроверка по ключу и коррекция ошибок. 4. Формулируют выводы. |
СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 (ключ) |
III Осмысление Основная часть |
1.Организация работы в группах: ВАШЕ МНЕНИЕ: Каждой группе предлагаются для решения эволюционные задачи. (3 минуты на обсуждение) Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у крота. Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия. если да, то какие именно и почему? Можно ли их избежать? - На Галапагосских островах Дарвин обнаружил вьюрков, отличающихся формой клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц? Какие предположения были сделаны по этому поводу Дарвиным? 3. Дать характеристику движущим силам эволюции: избыточная численность и борьба за существование, искусственный и естественный отбор, наследственность и изменчивость. (7 минут) Группа экспертов готовит вопросы для групп. 4. Формулирование выводов о результатах эволюции: многообразие видов и адаптации. |
1. Делятся на 4 группы в случайном порядке 2. Обсуждают данную задачу в группах 3. Дают аргументированный ответ 4. На листах формата А3 составляют концептуальную карту, характеризующую движущую силу эволюции 5. По методу «Зигзаг» спикеры идут в другие группы и рассказывают о движущей силе. Дополняют свою карту. 5. Готовят 2 спикера, которые будут защищать работу группы. 6. Защита выполненной работы. 7. Взаимооценка работы группы. 8. Отвечают на вопросы экспертов. Эксперты оценивают правильность и полноту ответов. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
|
Деление на группы Раздать задачи Раздать листы А3 СЛАЙД 5 (критерии) СЛАЙД 6 (ВЫВОДЫ) |
|
1.Как вы думаете, что сказал бы Дарвин о нашей сегодняшней работе? 2. Добились вы на уроке тех результатов, которые хотели получить? Оправдались ваши ожидания? 3. Рефлексия по методу «Дартс» |
1. Высказывают свое мнение о проделанной работе. 2. Высказывают мнение. 3. Клеят стикеры на поля: - Все понял - Все понял и могу помочь - Без помощи затрудняюсь - Ничего не понял |
|
V Домашнее задание |
Осмыслить все изученное по теме, подготовиться к контрольной работе |
Записывают домашнее задание в дневники |
|
Сопоставьте имя ученого и вклад в развитие эволюционной теории
Ученый |
Вклад в развитие теории эволюции |
1. Карл Линней |
1. Считал, что все создано Богом и неизменно |
2. Ж. Б. Ламарк |
2. Создал первую естественную классификацию |
3. Ч. Дарвин |
3. Создал учение об искусственном отборе |
|
4. Совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль» |
5. Ввел бинарную номенклатуру |
|
6. Назвал главные движущие силы эволюции |
|
7. Причиной эволюции считал стремление к совершенству |
|
8. Является создателем первой эволюционной теории |
|
9. Считал вид элементарной единицей эволюции |
|
10. Внес большой вклад в развитие науки |
Ответы:
Ученый |
Вклад в развитие теории эволюции |
1. Карл Линней |
1, 5, 10 |
2. Ж. Б. Ламарк |
2, 7, 8, 10 |
3. Ч. Дарвин |
3. 4, 6, 9, 10 |
ВАШЕ МНЕНИЕ:
Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у крота.
ВАШЕ МНЕНИЕ:
Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия? Если да, то какие именно и почему? Можно ли их избежать?
ВАШЕ МНЕНИЕ:
На Галапагосских островах Дарвин обнаружил вьюрков, отличающихся формой клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц? Какие предположения были сделаны по этому поводу Дарвиным?
Избыточная численность и борьба за существование
Искусственный и естественный отбор
Наследственность и изменчивость.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ФИ ученика ____________________________
Оценка |
Понятия, термины |
Сопоставления 10- «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3» Менее 6 – «2» |
Ваше мнение (задачи) |
Движущие силы эволюции |
Активность в группе |
ИТОГО |
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
Оценка группы |
|
|
|
|
|
|
Оценка учителя |
|
|
|
|
|
|
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ФИ ученика ____________________________
Оценка |
Понятия, термины |
Сопоставления 10- «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3» Менее 6 – «2» |
Ваше мнение (задачи) |
Движущие силы эволюции |
Активность в группе |
ИТОГО |
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
Оценка группы |
|
|
|
|
|
|
Оценка учителя |
|
|
|
|
|
|
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ФИ ученика ____________________________
Оценка |
Понятия, термины |
Сопоставления 10- «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3» Менее 6 – «2» |
Ваше мнение (задачи) |
Движущие силы эволюции |
Активность в группе |
ИТОГО |
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
Оценка группы |
|
|
|
|
|
|
Оценка учителя |
|
|
|
|
|
|
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
ФИ ученика ____________________________
Оценка |
Понятия, термины |
Сопоставления 10- «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3» Менее 6 – «2» |
Ваше мнение (задачи) |
Движущие силы эволюции |
Активность в группе |
ИТОГО |
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
Оценка группы |
|
|
|
|
|
|
Оценка учителя |
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»