В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Обобщающий урок по теме "Эволюционная теория Ч. Дарвина" в 11 классе

Обобщающий урок по теме "Эволюционная теория Ч. Дарвина" в 11 классе

Татьяна Колычева
Тип материала: Урок
просмотров: 14297
Краткое описание
Разработку данного урока можно использовать для систематизации и обобщения знания учащихся 11 класса естественно-математического направления об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина.
Описание
Обобщающий урок по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина»

Предмет: биология
Класс: 11 ЕМН
Учитель: Колычева Татьяна Алексеевна

Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина
Задачи:
Образовательные: обосновать сущность и значение движущих сил эволюции как основных факторов эволюции; обеспечить усвоение учащимися основных движущих сил эволюции по Ч. Дарвину и значения дарвинизма;
Воспитательные: побудить учащихся к активной познавательной активности; совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе
Развивающие: продолжить развитие информационно-коммуникативной компетенции: формирование навыков работы в группе через различные виды деятельности: интеллектуальную, исследовательскую;
развивать навыки образовательной компетентности: аргументировано принимать любую точку зрения, отстаивать свою.
Оборудование:учебники, тетради, проектор, экран, интерактивная доска, портреты ученых – эволюционистов, лист самооценки.
Технология: развитие критического мышления
Продолжительность урока: 45 минут
Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечания
I Оргмомент
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.
2. Сообщение темы урока.
3. Листы самооценки
1. Определение целей и результатов урока
2. Заполняют листы самооценки (ФИ)
Раздать листы самооценки
СЛАЙД 1 (тема)
II Вызов
Актуализация знаний
1. Фронтальная беседа, проверка понимания основных понятий темы:
— Эволюция
— Эволюционная теория
— Дарвинизм
— Микроэволюция
— Вид
— Ч. Дарвин
2. Работа в парах. Задание. Сопоставьте имя ученого и вклад в науку.
3. Подвести к выводу о значительном вкладе каждого в развитие теории и роли Дарвина в определении движущих сил эволюции.
1. Фронтальная беседа, дают определения понятиям
2. Выполняют в парах задание на сопоставление. (3 минуты)
3. Самопроверка по ключу и коррекция ошибок.

4. Формулируют выводы.

СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4 (ключ)
III Осмысление Основная часть
1.Организация работы в группах:
ВАШЕ МНЕНИЕ:
Каждой группе предлагаются для решения эволюционные задачи. (3 минуты на обсуждение)
 Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у крота.
 Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия. если да, то какие именно и почему? Можно ли их избежать?
- На Галапагосских островах Дарвин обнаружил вьюрков, отличающихся формой клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц? Какие предположения были сделаны по этому поводу Дарвиным?

3. Дать характеристику движущим силам эволюции: избыточная численность и борьба за существование, искусственный и естественный отбор, наследственность и изменчивость. (7 минут)

Группа экспертов готовит вопросы для групп.
4. Формулирование выводов о результатах эволюции: многообразие видов и адаптации.
1. Делятся на 4 группы в случайном порядке
2. Обсуждают данную задачу в группах
3. Дают аргументированный ответ
4. На листах формата А3 составляют концептуальную карту, характеризующую движущую силу эволюции
5. По методу «Зигзаг» спикеры идут в другие группы и рассказывают о движущей силе. Дополняют свою карту.
5. Готовят 2 спикера, которые будут защищать работу группы.
6. Защита выполненной работы.
7. Взаимооценка работы группы.
8. Отвечают на вопросы экспертов. Эксперты оценивают правильность и полноту ответов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
1. Последовательность – 2
2. Научность – 2 б.
3. Подача – 1 б.
Деление на группы
Раздать задачи
Раздать листы А3
СЛАЙД 5 (критерии)
СЛАЙД 6 (ВЫВОДЫ)

1.Как вы думаете, что сказал бы Дарвин о нашей сегодняшней работе?
2. Добились вы на уроке тех результатов, которые хотели получить? Оправдались ваши ожидания?
3. Рефлексия по методу «Дартс»
1. Высказывают свое мнение о проделанной работе.

2. Высказывают мнение.
3. Клеят стикеры на поля:
— Все понял
— Все понял и могу помочь
— Без помощи затрудняюсь
— Ничего не понял

V Домашнее задание
Осмыслить все изученное по теме, подготовиться к контрольной работе
Записывают домашнее задание в дневники

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Обобщающий урок 11 класс.doc Скачать

КГУ «Средняя школа №4 им. М. Маметовой»

отдела образования акимата Федоровского района» Костанайской области







Обобщающий урок

по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина»


Класс: 11 ЕМН

Предмет: биология







Подготовила: Колычева Татьяна Алексеевна

учитель биологии высшей категории

второго (основного) уровня





с. Федоровка, 2013 год






Обобщающий урок по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина»

Предмет: биология

Класс: 11 ЕМН

Учитель: Колычева Татьяна Алексеевна

Тип урока: обобщения и систематизации знаний 
Цели урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина

Задачи:

Образовательные: обосновать сущность и значение движущих сил эволюции как основных факторов эволюции; обеспечить усвоение учащимися основных движущих сил эволюции по Ч. Дарвину и значения дарвинизма;

Воспитательные: побудить учащихся к активной познавательной активности; совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе

Развивающие: продолжить развитие информационно-коммуникативной компетенции: формирование навыков работы в группе через различные виды деятельности: интеллектуальную, исследовательскую;
развивать навыки образовательной компетентности: аргументировано принимать любую точку зрения, отстаивать свою.

Оборудование: учебники, тетради, проектор, экран, интерактивная доска, портреты ученых – эволюционистов, лист самооценки.

Технология: развитие критического мышления
Продолжительность урока: 45 минут

Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I Оргмомент

1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

2. Сообщение темы урока.

3. Листы самооценки

1. Определение целей и результатов урока

2. Заполняют листы самооценки (ФИ)

Раздать листы самооценки

СЛАЙД 1 (тема)

II Вызов

Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа, проверка понимания основных понятий темы:

- Эволюция

- Эволюционная теория

- Дарвинизм

- Микроэволюция

- Вид

- Ч. Дарвин

2. Работа в парах. Задание. Сопоставьте имя ученого и вклад в науку.

3. Подвести к выводу о значительном вкладе каждого в развитие теории и роли Дарвина в определении движущих сил эволюции.

1. Фронтальная беседа, дают определения понятиям








2. Выполняют в парах задание на сопоставление. (3 минуты)

3. Самопроверка по ключу и коррекция ошибок.


4. Формулируют выводы.


СЛАЙД 2








СЛАЙД 3



СЛАЙД 4 (ключ)

III Осмысление Основная часть

1.Организация работы в группах:

ВАШЕ МНЕНИЕ:

Каждой группе предлагаются для решения эволюционные задачи. (3 минуты на обсуждение)

 Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у крота.

 Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия. если да, то какие именно и почему? Можно ли их избежать?

- На Галапагосских островах Дарвин обнаружил вьюрков, отличающихся формой клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц? Какие предположения были сделаны по этому поводу Дарвиным?


3. Дать характеристику движущим силам эволюции: избыточная численность и борьба за существование, искусственный и естественный отбор, наследственность и изменчивость. (7 минут)


Группа экспертов готовит вопросы для групп.





4. Формулирование выводов о результатах эволюции: многообразие видов и адаптации.

1. Делятся на 4 группы в случайном порядке

2. Обсуждают данную задачу в группах

3. Дают аргументированный ответ

















4. На листах формата А3 составляют концептуальную карту, характеризующую движущую силу эволюции

5. По методу «Зигзаг» спикеры идут в другие группы и рассказывают о движущей силе. Дополняют свою карту.

5. Готовят 2 спикера, которые будут защищать работу группы.

6. Защита выполненной работы.

7. Взаимооценка работы группы.

8. Отвечают на вопросы экспертов. Эксперты оценивают правильность и полноту ответов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

  1. Последовательность – 2

  2. Научность – 2 б.

  3. Подача – 1 б.

Деление на группы

Раздать задачи


















Раздать листы А3














СЛАЙД 5 (критерии)


СЛАЙД 6 (ВЫВОДЫ)


1.Как вы думаете, что сказал бы Дарвин о нашей сегодняшней работе?

2. Добились вы на уроке тех результатов, которые хотели получить? Оправдались ваши ожидания?

3. Рефлексия по методу «Дартс»

1. Высказывают свое мнение о проделанной работе.


2. Высказывают мнение.




3. Клеят стикеры на поля:

- Все понял

- Все понял и могу помочь

- Без помощи затрудняюсь

- Ничего не понял


V Домашнее задание

Осмыслить все изученное по теме, подготовиться к контрольной работе

Записывают домашнее задание в дневники






Сопоставьте имя ученого и вклад в развитие эволюционной теории


Ученый

Вклад в развитие теории эволюции

1. Карл Линней

1. Считал, что все создано Богом и неизменно

2. Ж. Б. Ламарк

2. Создал первую естественную классификацию

3. Ч. Дарвин

3. Создал учение об искусственном отборе


4. Совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль»

5. Ввел бинарную номенклатуру

6. Назвал главные движущие силы эволюции

7. Причиной эволюции считал стремление к совершенству

8. Является создателем первой эволюционной теории

9. Считал вид элементарной единицей эволюции

10. Внес большой вклад в развитие науки




Ответы:


Ученый

Вклад в развитие теории эволюции

1. Карл Линней

1, 5, 10

2. Ж. Б. Ламарк

2, 7, 8, 10

3. Ч. Дарвин

3. 4, 6, 9, 10
















ВАШЕ МНЕНИЕ:


Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у крота.


ВАШЕ МНЕНИЕ:

Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия? Если да, то какие именно и почему? Можно ли их избежать?


ВАШЕ МНЕНИЕ:

На Галапагосских островах Дарвин обнаружил вьюрков, отличающихся формой клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц? Какие предположения были сделаны по этому поводу Дарвиным?





Избыточная численность и борьба за существование




Искусственный и естественный отбор




Наследственность и изменчивость.







ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________


Оценка

Понятия, термины

Сопоставления

10- «5»

8-9 – «4»

6-7 – «3»

Менее 6 – «2»

Ваше мнение (задачи)

Движущие силы эволюции

Активность в группе

ИТОГО

Самооценка







Оценка группы







Оценка учителя









ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________


Оценка

Понятия, термины

Сопоставления

10- «5»

8-9 – «4»

6-7 – «3»

Менее 6 – «2»

Ваше мнение (задачи)

Движущие силы эволюции

Активность в группе

ИТОГО

Самооценка







Оценка группы







Оценка учителя









ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________


Оценка

Понятия, термины

Сопоставления

10- «5»

8-9 – «4»

6-7 – «3»

Менее 6 – «2»

Ваше мнение (задачи)

Движущие силы эволюции

Активность в группе

ИТОГО

Самооценка







Оценка группы







Оценка учителя









ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________


Оценка

Понятия, термины

Сопоставления

10- «5»

8-9 – «4»

6-7 – «3»

Менее 6 – «2»

Ваше мнение (задачи)

Движущие силы эволюции

Активность в группе

ИТОГО

Самооценка







Оценка группы







Оценка учителя








Рефлексия дартс.docx Скачать

Я все понял



Все понял и могу помочь





Без помощи затрудняюсь





Ничего не понял

Движущие силы.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос