В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок для учащихся 11 класса по органической химии. "Фенол"

Урок для учащихся 11 класса по органической химии. "Фенол"

Ирина Видершпан
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 6470
Краткое описание
1) На основании  строения молекулы  предположить химические  свойства фенола:
      - по гидроксильной группе;
      - по бензольному кольцу; знать качественную реакцию на фенол.    
2)  Рассмотреть - физические свойства фенола;
      - способы получения фенола;
                                 - применение фенола.
Описание
Урок для учащихся 11 класса по органической химии с использованием мультимедийной программы «Уроки химии 10-11 класс Кирилла и Мефодия», презентации «Фенол», учебник «Химия 11» Гузей Л.С., Суровцева Р. П. М.: Дрофа, 2002.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Фенолы.doc Скачать

МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа № 1»

Ключевского района, Алтайского края.













Конспект урока

«Фенолы»

(химия 11 класс)





Автор: учитель химии МБОУ КСОШ №1

Видершпан Ирина Петровна















Ключи 20013

Цель.

1) На основании строения молекулы предположить химические

свойства фенола: - по гидроксильной группе;

- по бензольному кольцу; знать качественную реакцию на фенол.

2) Рассмотреть - физические свойства фенола;

- способы получения фенола;

- применение фенола.

Задачи.

Образовательные - создать условия для формирования у учащихся представлений о том, что:

  1. свойства гидроксильной группы могут меняться в зависимости от

характера соединенного с ней углеводородного радикала, и что свойства самого радикала так же меняются под влиянием функциональной группы;

2) фенолы самостоятельная группа соединений;

3) фенолы важные соединения для народного хозяйства.

Развивающие – способствовать развитию интеллектуальных умений (сравнение, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей), рефлексивных умений, развитие познавательной активности учащихся.

Воспитательные – развитие информационно-познавательной компетентности, доказательной химической речи, формирование коммуникативных умений, навыков самообразования.

Оборудование. Компьютер, мультимедийное проекционное оборудование, мультимедийная программа «Уроки химии 10-11 класс Кирилла и Мефодия», плакаты структурной и электронной формулы молекулы фенола, презентация «Фенолы», учебник «Химия 11» Гузей Л.С., Суровцева Р. П. М.: Дрофа, 2002.
Реактивы. Фенол, хлорид железа (III), серная кислота (конц.) спиртовки, фарфоровые чашечки.



Ход урока:

Мотивационно-ориентировачный этап

I. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока и настраивает учащихся на работу. Открыт слайд 1 презентации.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, на основании своего жизненного опыта, что вы знаете о феноле?

III. Мотивация

Учитель: На своих уроках мы изучаем вещества, которые нас окружают, или наша жизнь связана с предметами, изготовленными из них. Фенолы используются для изготовления лаков, красок, лекарственных веществ, фенолформальдегидных смол. Фенолы важные для производства вещества, знакомства с ними пригодится вам в вашей жизни.


Операционно-исполнительный этап.

IV. Восприятие и осмысление нового материала учащимися

Учитель: На уроке мы работаем с презентацией «Фенолы», которая сделана с использованием мультимедийной программы «Уроки химии 10-11 класс Кирилла и Мефодия».

Материал изучаем по плану:

1.Фенолы и классификация фенолов.

2.Фенол. Физические свойства. Физиологическое воздействие на организм.

3. Строение молекулы. Взаимное влияние групп атомов.

4. Химические свойства: а) реакции идущие по гидроксильной группе;

б) реакции идущие по бензольному кольцу;

в) качественные реакции на фенол.

6. Получение фенола.

7. Применение фенолов.

Учитель: Рассмотрим первый пункт плана. Сегодня мы будем говорить о веществах, которые, имея гидроксильную группу, не относятся к спиртам из-за влияния радикала, и увидим, как изменяются свойства самого радикала под влиянием функциональной группы. Фенолы можно рассматривать как производные ароматических углеводов. Смотрим сайд № 4. Что общего в этом определении с определением спиртов? Проанализируйте запись. Составьте формулу простейшего фенола исходя, из определения и запишите в тетрадь структурную и молекулярные формулы, подпишите под ними название вещества – фенол. Знакомимся с классификацией фенолов. Смотрим сайд № 5,6.Выполняем промежуточный контроль.

Учитель: Переходим ко второму пункту плана.

Физические свойства фенола. Смотрим сайд № 8, знакомимся с физическими свойствами фенола. Выделите эти свойства, перечислите. Нам важно отметить воздействие фенола на организм. Фенол вызывает ожоги на коже, всасывается в организм, через кожу и приводит к необратимым изменениям функций внутренних органов. (Для обозначения, что фенол опасное вещество учитель вешает на доску, соответствующий знак.) Источником фенола в помещении может быть мебель, для изготовления, которой использовались фенолформальдегидные смолы, лаки, краски. Хорошим поглотителем фенола является растение хлорофитум пестрый.

Учитель обращает внимание учащихся на это растение. Далее учитель просит учащихся сделать вывод о воздействии фенола на организм и сделать записи в тетради.

Учитель: По ходу моего объяснения строения фенола и взаимного влияния атомов делайте пометки в тетради. Фенолы отличаются по строению от ранее изученных спиртов тем, что гидроксогруппа связана с бензольным кольцом. Бензольное кольцо смещает на себя электронную пару кислорода, в свою очередь общая электронная пара кислород – водород в большей степени смещается от водорода. В итоге возрастает возможность отделения водородного атома в виде протона. Гидроксильная группа, притягиваясь к бензольному кольцу, повышает в нем электронную плотность, особенно в положении 2,4,6.

Учитель свое объяснение подкрепляет демонстрацией слайда № 9, 10. Далее учитель делает вывод о взаимном влиянии групп атомов в молекуле фенола, напоминает учащимся соответствующее положение теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.

Учитель: Строение вещества определяет его свойства. Ребята, предположите химические свойства, характерные для фенола. Мы переходим к изучению вопроса: химические свойства фенола. Для предельных спиртов были характерны реакции идущие по гидроксильной группе. Найдите одну из таких реакций в тетради и запишите ее, но для фенола. Проверьте свои записи со слайдом № 12.

2C2H5OH + 2Na 2C6H5ONa + H2

Учитель отмечает, что образовавшийся фенолят натрия используется для получения многих лекарственных веществ. Фенол реагирует со щелочью, какие при этом свойства он проявляет? Учащиеся делают вывод о кислотных свойствах фенола и отмечают это в тетради.

Учитель: Обратите внимание на реакции фенолята натрия с кислотами. На какие свойства фенолята указывают эти реакции? Отметьте в рабочей карте, что феноляты слабые соли, слабой кислоты. Запомните это, мы к этому еще вернемся. Посмотрим видеоопыт слайда № 13 взаимодействия фенола с гидроксидом натрия, после просмотра вам предстоит выполнить задания, для этого обратите внимание на:

1.Физические свойства фенола.

2.Признаки реакции с гидроксидом натрия.

3.Сколько реакций нам показали.

4.Для чего проводят реакцию с соляной кислотой.

После обсуждения этих вопросов учащиеся в тетради записывают реакции фенола с гидроксидом натрия и соляной кислотой. Записи уравнений реакций учитель предлагает проверить по слайду № 13.

С6Н5ОН + ΝаОН → С6Н5ОΝа + Н2О

С6Н5 ОΝа + НСI → С6Н5ОН + ΝаСI

Далее учащиеся в тетради отмечают изменение кислотных свойств у ряда веществ.

Учитель: Сделайте вывод, почему фенол более сильная кислота, чем предельные одноатомные спирты. Кроме реакций по гидроксильной группе, для фенола характерны реакции идущие по бензольному кольцу. Вспомните характер реакций замещения для бензола, для этого посмотрите на рабочую карту. Сколько атомов водорода замещается в реакции с бромом у бензола? Особенности реакции фенола с бромом мы увидим на видео ролике, для последующего задания обратите внимание:

1.Что образуется в результате этой реакции?

2.Укажите признаки реакции.

3. К какой категории относится реакция фенола с бромом?

После обсуждения учащиеся делают записи в своих тетрадях..

Учитель: Кроме рассмотренной реакции, по бензольному кольцу идет взаимодействие с азотной кислотой, смотрим слайд № 14, назовите отличие этой реакции от реакции бензола с азотной кислотой? На слайде анализируем реакцию взаимодействия фенола с водородом. Чем она отличается от реакции с бромом и азотной кислотой?

Учащиеся делают вывод, что для фенола то же характерны реакции присоединения идущие по бензольному кольцу. Учитель просит учащихся записать реакцию гидрирования фенола. Далее учитель просит учащихся сделать вывод о свойствах фенола и характере рассмотренных реакций. Вывод, который должны сделать учащиеся подтверждает слайд № 15..

Учитель: Для фенола характерны качественные реакции. Одну из них мы уже знаем, это реакция с бромом, кроме брома реагентом на фенолы является хлорид железа (III). Для подтверждения этого мы проведем качественную реакцию на фенол в вытяжном шкафу.

Учащиеся записывают реакцию и наблюдения в тетради, смотрим видеоопыт слайда № 17.

Учитель: Фенол иначе называют карболовой кислотой, большая часть фенола используется для получения фенолформальдегидной смолы. Карболовая кислота применялась в медицинских учреждениях как антисептик для мытья помещений и инструментов.

Учитель: На слайдах № 18, 19 приведены реакции получения фенола. Учащиеся анализируют и записывают уравнения реакций в тетрадь

Учитель: У нас остается последний вопрос: применение. По ходу моего объяснения вы делали пометки о применении фенолов. Дома по этому пункту в тетради вы сделаете необходимые записи

Учитель: Итак, мы познакомились с новым вещество – фенолом. Формулируем выводы, что нового узнали на уроке, сравниваем свои выводы с выводами на слайде № 21.


Оценочно-рефлексивный этап

V. Первичное усвоение и закрепление

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовые задания из программного продукта «Уроки химии 10-11 класс Кирилла и Мефодия» в качестве самопроверки усвоения материала урока на слайдах № 22, 23, 24.

VI. Рефлексия

Учитель: Ребята, что было самое интересное на уроке? Что было самое не интересное на уроке? Что было самое полезное на уроке? Как вы себя чувствовали на уроке?

VII. Домашнее задание

Со слайда № 25 записываем домашнее задание. Оценки. Благодарю за урок.











Фенолы.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос