Программа д-н развития 1 класс
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
«Мир,в котором я живу»
2013 – 2014г.
Классный руководитель: Романченко Ю.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
-
Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся.
-
Ценностные установки воспитания и социализации первоклассников.
-
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.
4. Содержание воспитания и социализации учащихся.
4.1.Современные особенности воспитания и социализации учащихся
4.2. Задачи воспитания и социализации учащихся 1 класса
4.3. Виды деятельности и формы занятий с учащимися 1 класса
5.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся ;
5.1. Повышение педагогической культуры родителей
6. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся 1 класса
-
Приложение
Пояснительная записка.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников МБОУ АСОШ .Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит семь разделов.
В первом разделе определены цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе определены основные направления и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования:
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
По каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального и общего образования.
Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
В четвёртом разделе определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
В пятом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В заключительном, шестом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
Программа рассчитана на 4 года.
Участниками программы являются: педагоги образовательного учреждения, обучающиеся, родители (законные представители), учреждения культуры, спорта и дополнительного образования детей.
1 раздел: Цели и задачи.
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
·формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
·формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
·формирование нравственного смысла учения;
·формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
·принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
·формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
·формирование основ российской гражданской идентичности;
· пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
·воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
·формирование патриотизма и гражданской солидарности;
·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
·укрепление доверия к другим людям;
·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
·становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
·формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
·формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
·формирование отношения к семье как основе российского общества;
·формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
·формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
·знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2 раздел: Основные направления и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования |
||
Направление: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека |
||
Задачи:
3.Воспитывать любовь к родному краю |
Ценности: Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству |
Формы работы:
|
Направление: Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
||
Задачи: 1.Дать представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. 2.Учить различать хорошие и плохие поступки. 3.Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому. |
Ценности: Уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, нравственный выбор |
Формы работы:
|
Направление: Воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
||
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам |
Ценности: Уважение к труду и учёбе, бережливость, трудолюбие. |
Формы работы:
|
Направление: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
||
Задачи: Воспитывать бережное отношениек растениями животным |
Ценности: Родная Земля. |
Формы работы:
|
Направление: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
||
Задачи: Учить видеть красоту природы, труда и творчества; Воспитывать стремление к опрятному внешнему виду. |
Ценности: Красота, гармония. |
Формы работы:
Участие в концертной деятельности |
3 раздел: Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
·общеобразовательных дисциплин;
·произведений искусства;
·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
·духовной культуры и фольклора народов России;
·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
·других источников информации и научного знания.
3 раздел: Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
·общеобразовательных дисциплин;
·произведений искусства;
·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
·духовной культуры и фольклора народов России;
·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
·других источников информации и научного знания.
4 раздел: Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства:
-
музей.
-
Детская библиотека.
-
ДК
-
Немецкий центр
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение взаимодействует, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
·участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
·реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;
·проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
5 раздел: Повышение педагогической культуры родителей
обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
Направление работы |
1.Совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; Содержание работы: А) Участие в управлении школой. Б) Работа в родительских комитетах класса. В) Участие в родительских конференциях, собраниях и круглых столах. Г) Дни открытых дверей. |
2.Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей). Содержание работы: А) Родительские собрания «Тематика родительских собраний по теме «Духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся»). Б) Информационные стенды, буклеты для родителей. В) Привлечение родителей к проведению воспитательных мероприятий.
|
3. Педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям |
Б) Поддержание связи родители– педагог В) Поощрение инициативности и духовно-нравственных традиций, сложившихся в семье. |
Содержание работы: А) Систематическое информирование родителей. Б) Беседы по проблеме воспитания. В) Посещение семей. Г) Анкетирование.
|
Содержание работы: А) Семейные праздники. Б) Совместное участие в творческих и спортивных мероприятиях. В) Осуществление проектной деятельности. Г) Поощрение инициативности и духовно-нравственных традиций, сложившихся в семье и др. |
6 раздел: Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся |
Планируемые результаты. |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; 2. элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; 3. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; 4. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; ·опыт социальной и межкультурной коммуникации; 5. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; 2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; 3. уважительное отношение к традиционным религиям; 4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; 5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; 6. уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; 7. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; 2. ценностное и творческое отношение к учебному труду; 3. элементарные представления о различных профессиях; 4. первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; 5. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; 6. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 7. потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; 8. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
1. ценностное отношение к природе; 2.первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; 3.элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; 4.первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; 5.личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): |
1. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; 2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; 3. элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; 4. первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; 5.первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; 6. первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; 7. мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. |
Дневник
классного
руководителя
Список учащихся
№ п/п |
ФИО ребенка |
Дата рождения |
Статус семьи |
Примечание |
1. |
Винс Дмитрий |
|
Малообеспеч. |
|
2. |
Ермоленко Дмитрий |
|
Неполная малоимущая |
|
3. |
Миделашвили Ксения |
|
Малообеспеч. |
|
4. |
Осипов Кирилл |
|
Малообеспеч. |
|
5. |
Степанова Надежда |
|
Неполная малоимущая |
|
6. |
|
|
|
|
Родительский комитет
№ п/п |
ФИО родителей |
Статус |
Место работы |
Домашний адрес |
1. |
Винс Анна Сергеевна |
Попечительский Совет школы |
ДК.библиотека |
С.Ананьевка ,ул.Новая |
2. |
Осипова Марина Юрьевна |
Управляющий Совет школы |
Магазин,продавец |
С.Ананьевка .ул.Новая |
3. |
Миделашвили Юлия Андреевна |
Родительский комитет класса |
Не работает |
С. Ананьевка Ул.Новая |
Работа с родителями
Задачи: Добиваться установления единства взаимодействия семьи и школы;
- обеспечить участие родителей в проведении ключевых воспитательных дел класса;
- предупреждать возможные ошибки в воспитании детей.
Сроки |
Форма работы |
Тематика |
1 четверть |
Совместный праздник родителей и детей! Родительское собрание |
Классный час «Планета знаний» ««Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья » Трудности адаптации первоклассников в школе. |
2 четверть |
Родительское собрание |
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей |
3 четверть |
Родительское собрание |
«Здоровый образ жизни . Все начинается с семьи. |
|
Родительское собрание Совместный праздник родителей и детей |
|
Социальный паспорт класса (2013/2014у.г.)
Класс 1 ( первый)
Классный руководитель Романченко Ю.А.
1. Количество учащихся 5
2. Количество
- девочек 2
- мальчиков 3
3. Возраст ( год рождения)
- девочки 2006 Степанова Н.,Миделашвили К.
- мальчики 2004 Ермоленко Д, 2006 Осипов К.,2007 Винс Д
4. Состав семей: многодетные семьи ( количество и фамилии)
дети, находящиеся на опеке ( Количество и фамилии) _______
проживают вместе с бабушкой и/или дедушкой
единственные дети в семье ( количество) _
имеют братьев и сестер ( количество)
5. Жилищные условия:
проживают в коммунальных квартирах ( количество) _________
в отдельных квартирах
арендуют жилье __________
в загородных домах __________
6. Образовательный уровень родителей.
Образовательный уровень |
мать |
отец |
Имеют высшее образование |
|
|
Среднее специальное |
|
|
Среднее |
|
|
Неполное среднее |
|
|
Имеют ученую степень |
|
|
7. Количество учащихся, входящих в группу риска, склонных к правонарушениям (количество и фамилии) _________________
8. Национальный состав класса
Национальность |
количество |
русские |
|
Немцы |
|
9. Состояние здоровья учащихся:
находятся на индивидуальном обучении ( кол-во и фамилии) ___.
имеют хронические заболевания ____
нарушено зрение у _____
10. Внешкольная деятельность учащихся в системе дополнительного образования:
обучаются в музыкальных школах__________________________________учащихся
в спортивных секциях, клубах______________________________________учащихся
в театральных студиях_____________________________________________учащихся
в танцевальных студиях____________________________________________учащихся
в художественных школах, ИЗО студиях______________________________учащихся
другие виды деятельности__________________________________________учащихся
Классный руководитель: подпись______________
Поручения и увлечения
№ |
Ф.И. |
Поручение |
Увлечение |
1 |
Миделашвили Ксения |
Командир класса |
Рисование |
2 |
Степанова Надежда |
Помощник командира класса |
Рисование, рукоделие |
3 |
Осипов Кирилл |
Старший дежурный по классу |
Игры на св. воздухе |
4 |
Винс Дмитрий |
« Самоделкин» |
Игры на св. воздухе |
5 |
Ермоленко Дмитрий |
Помощник Золушки |
Рисование |
Педагогические наблюдения и действия
Ф.И. |
Проблемы |
Пути ее решения |
Результат |
|
|
|
|
Информация о состоянии здоровья
№ |
Ф.И. уч –ся |
Дата рожден. |
Зрение |
Заболеевание |
Противо- показания |
1 |
Винс Дмитрий |
|
|
|
|
2 |
Ермоленко Дмитрий |
|
|
|
|
3 |
Миделашвили Ксения |
|
|
|
|
4 |
Осипов Кирилл |
|
|
|
|
5 |
Степанова Надежда |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
Изучение уровня воспитанности
Ф.И. уч-ся |
Оценка «Я» |
Оценка «Р» |
Оценка «У» |
Всего баллов |
Уровень воспит-ти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий -4,0-3,5 Итого: Высокий -
Хороший – 3,4-2,9 Хороший -
Средний – 2,8-2,1 Средний -
Ниже среднего – 2,0 и менее Ниже среднего -
% воспитанности по классу:
Правила безопасного поведения во время проведения новогоднего праздника, правила поведения на дорогах во время каникул, правила безопасного поведения на замерзших водоемах прослушали уч-ся
1 класса МБОУ: « АСОШ».
№ |
Ф.И. уч –ся |
Дата рождения. |
Роспись |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
Диагностика
детской
одаренности
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей