Статья "Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности"
-Смоленских Елена Васильевна
-1 категория
-Курганская область Каргапольский район с. Журавлево
- МКОУ «Журавлевская СОШ»
-«Обобщение опыта» «Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности»
-5-8 классы
-использование информационных технологий; игровая технология, интерактивная технология, технология критического мышления, информационно-коммуникационная.
Аннотация
Патриотическое воспитание сельских школьников актуально в условиях кризисного состояния деревни, упадка ее экономики, привычного уклада жизни сельских жителей. Школа совместно с родителями должна способствовать формированию особого отношения сельского ребенка к миру, желания у детей остаться в селе.
В сельских школах не хватает психологов и социальных педагогов, воспитание на селе отстает от потребностей современной жизни. В сельской школе существует проблема: какими педагогическими средствами осуществлять патриотическое воспитание обучающихся?
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности
Школа – это место, которому принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка.
Планируя систему работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, стараюсь следовать мудрой мысли древнеримского философа Сенеки «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Уже в течение 7 лет веду кружок «Я – патриот». В начале своей работы ставила следующие цели:
- воспитание творчески мыслящей личности, способной к самореализации своих способностей;
-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства;
-
разработка путей и средств формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном обществе.
Задачи:
-
воспитание у школьника чувства самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
-
формирование представления об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
-
воспитание любви к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к ее прошлому страны, настоящему, а также воспитание чувства ответственности за ее будущее.
В своей работе применяю различные педтехнологии: интерактивную, критического мышления, игровую и др. Например, при использовании интерактивной технологии возможна организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. В интерактивной технологии кружковцы выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, которые не столько дает готовые задания, сколько побуждает участников к самостоятельному поиску.
-
Информационно-коммуникационная технология в современном обществе необходима. Использование ПК дает хорошие результаты. Ребятам нравится непринужденность обстановки, общение с компьютером, поиск нужной информации. Например, Лундина В., Борецких К. и Смоленских М. приняли участие в областной историко-краеведческой викторине, посвященной 70-летию образования Курганской области, «Лица Зауралья». Учащиеся ответили на 70 вопросов, проявив индивидуальность, творчество. Проведена очень большая работа.
-
Игровые технологии активно применяю в своей работе. В игре одновременно уживаются добровольность, обязательность, развлечение и напряжение, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Использую деловую игру , где учащийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
-
Интересна технология проблемного обучения. Учащихся должно быть видно на занятиях: они должны высказывать свою точку зрения, дискутировать, докладывать. В предложенном материале должна быть проблема (противоречие). Можно привести пример двух случаев применения проблемной технологии.
1. Создание проблемной ситуации. Ситуация содержит в себе противоречие, которое вызывает у учеников удивление или затруднение.
2. Сообщение темы занятия в готовом виде, но с применением специального приема «яркое пятно», актуальность)
Смысл проводимых занятий заключается в формировании понятий добра и зла, нравственных ценностей, обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, тем самым, самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
Свои занятия я провожу в форме КТД. Например, в рамках месячника оборонно-массовой работы прошел «Урок мужества», где представили вниманию учащихся материалы из школьного музея о героях Великой Отечественной войны, а также кружковцы занимались сбором информации о земляках, побывавших в горячих точках. Обработав собранный материал, мы составили сценарий, подобрали музыкальный и иллюстративный ряд. Очень важно показать детям, насколько значима проделанная работа. Восприятие ситуации через собственное «Я» (например, «Я побывал в гостях у участника афганских событий Куликова Михаила Витальевича, который являлся учеником нашей школы… И взял у него интервью …»)
Кружковцы принимают активное участие в работе школьного научного общества «Эрудит». Учащиеся также занимались сбором информации о своих родных, побывавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Ученица 11 класса Смоленских Т. приняла участие в областном конкурсе «Война и женщина» ко дню Победы. В своем сочинении-эссе она поведала о прабабушке Белоцерковской Таисьи Ивановне, прошедшей всю войну.
Борецких Ксения, ученица 7 класса, участвовала в конкурсе «Горжусь Зауральем своим, что было, есть и будет», организованным Курганским областным общественным благотворительным фондом содействия защите материнства и детства «Мама». Она представила работу «Святой символ Зауралья». Где рассказала о великой святыне – чудотворной иконе Казанской Божьей матери.
В своей работе использую разнообразные виды деятельности. Чем больше видов деятельности, тем продуктивнее занятие, тем больше отдача. Можно просто ознакомиться с материалом и пересказать, а можно быть активным участником ролевой игры или диспута. Например, «Россия – многонациональная страна», «Жестокость… Это не про меня!», «Твои права и обязанности, ученик».
Театрализованные представления стали яркими и запоминающимися как для учащихся, так и для их педагогов. Мы проводили классный час «Шурави – герои Афганской войны», где была разыграна сцена между журналистками, побывавшими на той страшной войне.
Если страна не хочет помнить своих героев, не хочет знать своего прошлого, то она автоматически теряет свое будущее.
Одно из направлений нашего кружка – это поисковая работа. Ребята побывали у тех людей, которые в годы войны были детьми. Взяли у них интервью. Результатом этого стал альбом под названием «Мы родились от будущих вдов – дети грозных 30-х годов».
Интересны для учащихся были классные часы, рассказывающие о различных войсках, и поднимающие ценность службы в Вооруженных силах, престижность профессии военного. Для школьников всегда бывают интересными повествования об истинных героях Отечества – великих полководцах и военачальниках. Например, «Русский народ и его истоки», «Богатырская наша сила», «День героя» и др.
Такое общение даёт и детям, и взрослым положительные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, уверенность в завтрашнем дне, способствует формированию у моих воспитанников общечеловеческих ценностей: гражданственности, уважения к старшим, милосердия.
Литература:
И.А.Агапова. М.А. Давыдова. Мы – патриоты! (Классные часы и внеклассные мероприятия) М: «Вако». 2006.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
Требования к загружаемым материалам (см. раздел «Справка»).
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в нашей библиотеке! О загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.