Конспект урока по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголами"
1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;
2) познакомить с глаголами-исключениями;
3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;
4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.
Цели урока:
1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;
2) познакомить с глаголами-исключениями;
3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;
4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
класс: 5
Тип урока: урок-практикум
Конспект урока по русскому языку
Автор: Левицкая Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 4 г. Мурманска
Тема: "Правописание частицы НЕ с глаголами"
Аннотация:
Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно - РЕГУЛЯТИВНЫЕ.
Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.
Цели урока:
1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;
2) познакомить с глаголами-исключениями;
3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;
4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
класс: 5
Тип урока: урок-практикум
Правописание НЕ с глаголами.
Ход урока
Прозвенел звонок в срок…
Все готовы начать урок?
Все ль на месте?
Всё в порядке?
Учебник Львовой и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
За учителем следят?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение. Будьте внимательны - не ко всем вопросам вам предложены варианты ответов. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .
5. Спряжение глаголов - это:
а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам
6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:
а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам
7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........
8.
В предложении
чаще всего
глагол бывает
........... и образует
с подлежащим
............. .
9. Глаголы………нашу
речь.
Самооценка
Закончите предложение:
Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) тем, как справился с заданием.
Мобилизующий этап. На доске написаны пословицы:
-
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
-
В чужом доме (не) указывают.
-
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
-
Лодырю всегда (не) здоровится.
- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
2. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.
Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).
- Открываем тетради. записываем дату и тему урока.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) расширить и углубить знания…;
2) учиться находить и правильно писать….;
3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .
Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?
Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.
- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?
- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?
- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.
НЕ откладывай НЕздоровится
НЕ указывают
НЕ хвали
- Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется. (нездоровится).
- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).
- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.
Чтение правила в учебнике на с. 98!!!!!!! Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.
Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.
Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.
- Обобщите наши рассуждения и сформулируйте правило о правописании НЕ с глаголами.
- А сейчас потренируемся. Будем работать с сигнальными карточками. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Работаем по алгоритму. Но прежде, чем мы приступим к выполнению этого задания, продолжите предложение:
Задание на самоанализ
Чтобы выполнить задание, мне необходимо .........
Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.
Работа выполняется с комментированием.
Закрепление изученного материала.
- Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы.
Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой нашего урока. (Надо написать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму).
Упражнение 1
Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.
В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.
Через порог руки (не) подают.
От учтивых слов язык (не) отсохнет.
Зазнайство (не) возвышает, а унижает.
- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.
- Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.
Упражнение 2
Сомневаться, удивляться (НЕ) истовствовать
Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие (НЕ)навидеть
Испытывать чувство сильной вражды, ненависти (НЕ)годовать
Проявлять безудержную ярость, буйство (НЕ)доумевать
Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)домогать
Образец: принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли, желания – неволить.
- Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?
- Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.
- Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение, раскрыли ЛЗ каждого глагола.
- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует упражнению.
- Перед вами на партах лежат розовые листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.
- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).
- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).
Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Упражнение 3
1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.
2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.
3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.
4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.
5. На работе (не) схалтурит.
№ |
Количество глаголов с НЕ |
1 |
3 |
2 |
- |
3 |
- |
4 |
3 |
5 |
1 |
Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.
Работа с пословицами в парах:
Кто (не) работает, |
(не) дружит. |
С ложью правда |
и рыбку из пруда. |
Без труда (не) вытащишь |
(не) делает. |
Лень добра |
тот (не) ест. |
Расстояние дружбе |
(не) мешает. |
Врагу (не) кланяйся, |
для друга жизни (не) жалей. |
С добрым делом |
топором (не) разрубишь. |
Крепкую дружбу и |
(не) опоздаешь. |
Плохо можется, |
Тот того и (не)навидит. |
Кто кого обидит, |
Коли (не) здоровится. |
Проверка.
После
выполнения
дети сверяют
с правильными
вариантами.
Правильный
вариант на
доске. Исправляют
свои ошибки
зелёной ручкой.
Ставят себе
оценку. У кого
нет ошибок,
ставят себе
5, у кого одна
- две ошибки -
4, у кого три-четыре
- 3, у кого больше
четырех - 2.
Итог урока
- Наш урок подошёл к концу.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Чему мы научились?
- Какой алгоритм составили?
Рефлексия
Устная работа «Закончи предложение»
1. Сегодня мы узнали о …
2. Теперь я могу…
3. Я научился…
4. Мне было трудно…
5. Своей работой я …
Д/З: составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 6-7 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ (чтобы писалась слитно и раздельно).
-
Правила поведения на улице.
-
В общественном транспорте.
-
В кинотеатре.
Например: Бегай в парке только по дорожкам, не бегай по газонам.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»