Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
-определять и формулировать цель своей деятельности на уроке
-учиться высказывать свое предположение
-видеть, обнаруживать орфограмму «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
-правильно писать слова с изученными орфограммами
-учиться работать в паре
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме
-развитие связной устной и письменной речи
Этапы урока |
Характеристика деятельности учителя |
Характеристика деятельности ученика | |||||||
Организационный момент. |
Школа-это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра. Как вы понимаете это высказывание? |
Ответы детей | |||||||
Актуализация знаний. |
Подчеркните слова, которые обозначают предмет. Справа сосны, слева ели. Солнце. Тишь снега осели. Кто-то слышен в лозняке(В.Моспан) |
Справа сосны, слева ели. Солнце. Тишь. Снегаосели. Кто-то слышен в лозняке. | |||||||
К какой части речи относятся выделенные слова? |
Ответы детей | ||||||||
Что такое имя существительное? Приведите примеры имен существительных. |
Ответы детей | ||||||||
Выпишите имена имена существительные Дочь, списать, красный, кирпич, мышь, холодный, багаж, поливает, тишь |
Дочь, кирпич, мышь, багаж, тишь | ||||||||
На какие вопросы отвечают имена существительные женского рода? Найдите из записанных слов слова женского рода |
Она чья? Она моя Дочь, тишь | ||||||||
На какие вопросы отвечают имена существительные мужского рода Найдите из записанных слов слова мужского рода. На какие согласные буквы оканчиваются слова? Что еще вы заметили? Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Итак тема нашего урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» |
Он чей? Он мой. Багаж, кирпич Шипящие Ответы детей | ||||||||
Проблемное объяснение нового знания |
Прочитайте написанные на доске слова. Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ . |
Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ | |||||||
Слова какой части речи написанные на доске? |
Эти существительные можно разделить на имена существительные мужского и женского рода. | ||||||||
Назовите имена существительные женского рода Пишу на доске: Сущ.ж.р. Рожь Глущь Ночь Вещь |
Рожь, глушь, ночь, вещь | ||||||||
Перечислите имена существительные мужского рода Пишу на доске: Сущ.м.р. Нож Камыш Врач Плащ |
Нож, камыш, врач, плащ | ||||||||
Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написанные в конце существительных женского рода и мужского рода? (подчеркиваю шипящие буквы в написанных на доске словах: |
На конце сущ. Жен.рода и муж. Рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ | ||||||||
Сущ.ж.р. Рожь Глушь Ночь Вещь |
Сущ.м.р. Нож Камыш Врач Плащ | ||||||||
В конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, щ, ч пишется мягкий знак? |
Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих ж, ш, щ, ч | ||||||||
На конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, щ, ч мягкий знак не пишется? Сформулируйте правило о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих |
На конце существительных мужского рода после шипящих ж, ш, щ, ч мягкий знак не пишется на конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется. на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. | ||||||||
Первичное закрепление во внешней речи |
Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные мужского рода хлопайте ладошками над головой, Если назову существительные женского рода хлопайте ладошками перед собой. Слова: ёж, лещ, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ |
Дети работают и отдыхают на физминутке | |||||||
Напишите цепочки слов устранив в них лишнее. Душ.., трубач…, дрож.., сыч… Рож.., лож.., матч.., тиш… Малыш.., брош.., царевич…, плач… Молодеж.., суш.., роскош.., мякиш… |
Объяснение детей, почему в 1 цепочке лишнее слово дрожь, во 2 цепочке- матч, в 3цепочке-брошь, В 4 –мякиш.Еше раз проговаривают правило на конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. | ||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова распределены правильно.
|
2,3,5,6 | |||||||
Исправьте имеющиеся в столбиках ошибки. Слова напишите, группируя их по родам и не допуская повторений (работа выполняется по группам) Проверьте по эталону |
| ||||||||
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Вставьте нужные буквы, раскройте скобки Уб(е, и)гает мыш(ь) (по)сухим листьям.(и, е). Т(и, е)хонько шепчет камыш(ь) (у)р(е, и)ки.Ландыш(ь) развернул п(а, о)хуч(у, ю)ю ч(а, я)шечку.В(е, и)селый луч(ь)блестит (на)д(е, и)ревьях. -Проверим по эталону Внимательно прослушайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. При повторном чтении, ориентируясь на первое слово, напишите вторые слова словосочетаний. Подчеркните орфограмму, с которой мы познакомились на сегодняшнем уроке |
Убегает мышь по сухим листьям. Тихонько шепчет камыш у реки. Ландыш развернул пахучую чашечку. Веселый луч блестит на деревьях. Скорая помощь Дорогая вещь Железный обруч Верный товарищ Глазной врач Острый нож Тяжелый багаж Темная ночь Колючий ерш Ночная тишь | |||||||
Итог урока |
С какой орфограммой мы познакомились на уроке? Когда мы будем писать мягкий знак после шипящих? Чему мы научились на уроке? -Оцените свою работу. |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. | |||||||
Управление образования
Общеобразовательная школа №23 «Менеджер»
Тема : «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
Урок русского языка в 3классе
Учитель
1квалификационной категории
Латыпова Роза Саитгараевна.
г.Альметьевск
школа №23
Цели урока:
-определять и формулировать цель своей деятельности на уроке
-учиться высказывать свое предположение
-видеть, обнаруживать орфограмму «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
-правильно писать слова с изученными орфограммами
-учиться работать в паре
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме
-развитие связной устной и письменной речи
Оборудование: эталоны ,карточки, таблицы
Этапы урока |
Характеристика деятельности учителя |
Характеристика деятельности ученика |
|||||||||||||
Организационный момент. |
Школа-это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра. Как вы понимаете это высказывание? |
Ответы детей |
|||||||||||||
Актуализация знаний. |
Подчеркните слова, которые обозначают предмет. Справа сосны, слева ели. Солнце. Тишь снега осели. Кто-то слышен в лозняке(В.Моспан) |
Справа сосны, слева ели. Солнце. Тишь. Снега осели. Кто-то слышен в лозняке. |
|||||||||||||
К какой части речи относятся выделенные слова? |
Ответы детей |
||||||||||||||
Что такое имя существительное? Приведите примеры имен существительных. |
Ответы детей |
||||||||||||||
Выпишите имена имена существительные Дочь, списать, красный, кирпич, мышь, холодный, багаж, поливает, тишь |
Дочь, кирпич, мышь, багаж, тишь |
||||||||||||||
На какие вопросы отвечают имена существительные женского рода? Найдите из записанных слов слова женского рода |
Она чья? Она моя Дочь, тишь |
||||||||||||||
На какие вопросы отвечают имена существительные мужского рода Найдите из записанных слов слова мужского рода. На какие согласные буквы оканчиваются слова? Что еще вы заметили? Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Итак тема нашего урока : «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» |
Он чей? Он мой. Багаж,кирпич Шипящие Ответы детей |
||||||||||||||
Проблемное объяснение нового знания |
Прочитайте написанные на доске слова. Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ . |
Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ |
|||||||||||||
Слова какой части речи написанные на доске? |
Эти существительные можно разделить на имена существительные мужского и женского рода. |
||||||||||||||
Назовите имена существительные женского рода Пишу на доске: Сущ.ж.р. Рожь Глущь Ночь Вещь |
Рожь, глушь, ночь,вещь |
||||||||||||||
Перечислите имена существительные мужского рода Пишу на доске: Сущ.м.р. Нож Камыш Врач Плащ |
Нож, камыш, врач, плащ |
||||||||||||||
Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написанные в конце существительных женского рода и мужского рода? (подчеркиваю шипящие буквы в написанных на доске словах: |
На конце сущ. Жен.рода и муж. Рода написаны шипящие ж,ш,ч,щ |
||||||||||||||
Сущ.ж.р. Рожь Глушь Ночь Вещь |
Сущ.м.р. Нож Камыш Врач Плащ
|
||||||||||||||
В конце существительных какого рода после шипящих ж,ш,щ,ч пишется мягкий знак? |
Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих ж,ш,щ,ч |
||||||||||||||
На конце существительных какого рода после шипящих ж,ш,щ,ч мягкий знак не пишется? Сформулируйте правило о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих |
На конце существительных мужского рода после шипящих ж,ш,щ,ч мягкий знак не пишется на конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется. на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. |
||||||||||||||
Первичное закрепление во внешней речи |
Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные мужского рода хлопайте ладошками над головой, Если назову существительные женского рода хлопайте ладошками перед собой. Слова: ёж, лещ, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ |
Дети работают и отдыхают на физминутке |
|||||||||||||
Напишите цепочки слов устранив в них лишнее. Душ..,трубач…,дрож.., сыч.. Рож..,лож..,матч..,тиш… Малыш..,брош..,царевич…,плач.. Молодеж..,суш.., роскош..,мякиш.. |
Объяснение детей, почему в 1 цепочке лишнее слово дрожь, во 2 цепочке- матч, в 3цепочке-брошь, В 4 –мякиш.Еше раз проговаривают правило на конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. |
||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова распределены правильно.
|
2,3,5,6 |
|||||||||||||
Исправьте имеющиеся в столбиках ошибки. Слова напишите, группируя их по родам и не допуская повторений (работа выполняется по группам) Проверьте по эталону |
|
||||||||||||||
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Вставьте нужные буквы, раскройте скобки Уб(е,и)гает мыш(ь) (по)сухим листьям.(и,е). Т(и,е)хонько шепчет камыш(ь) (у)р(е, и)ки.Ландыш(ь) развернул п(а,о)хуч(у,ю)ю ч(а,я)шечку.В(е,и)селый луч(ь)блестит (на)д(е,и)ревьях. -Проверим по эталону Внимательно прослушайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. При повторном чтении, ориентируясь на первое слово, напишите вторые слова словосочетаний. Подчеркните орфограмму, с которой мы познакомились на сегодняшнем уроке |
Убегает мышь по сухим листьям. Тихонько шепчет камыш у реки. Ландыш развернул пахучую чашечку. Веселый луч блестит на деревьях. Скорая помощь Дорогая вещь Железный обруч Верный товарищ Глазной врач Острый нож Тяжелый багаж Темная ночь Колючий ерш Ночная тишь |
|||||||||||||
Итог урока |
С какой орфограммой мы познакомились на уроке? Когда мы будем писать мягкий знак после шипящих? Чему мы научились на уроке? -Оцените свою работу. |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак пишется. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. |
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Избыточное употребление пищи (переедание): физиологические, психологические и социальные причины»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей