Социализация детей с нарушениями слуха посредством развития мелкой моторики рук
Краткое описание
Целью данной статьи является изучение и обобщение имеющихся данных о процессе социализации детей с нарушениями слуха, а так же влияние мелко моторного развития ребенка на процесс социальной адаптации.
Описание
Социализация детей с нарушениями слуха посредством развития мелкой моторики рук Маркина Юлия Сергеевна МАОУ СОШ №5 им. Ю. А. Гагарина г. Тамбова учитель начальных классов Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, ограничивая ребенка в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным. Положения об особенностях процесса социализации детей с нарушенным развитием разработанные Л. С. Выготский, о значении социального воспитания, об «обходных путях» в обучении и развитии проблемных детей, о компенсации через развитие; положение философии, общей и специальной психологии и педагогики о роли деятельности и общения в развитии личности; концепция коммуникативной системы обучения слабослышащих и глухих языку. Так же хорошо известно важное положение высказанное Л. С. Выготским о том что «…с психологической точки зрения физический дефект вызывает нарушения социальных форм поведения». «Недостаток глаза или уха означает прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения». Сопоставляя нарушения и процесс дальнейшего развития Л. С. Выготский подчеркивал, что нарушения слуха ведут за собой нарушения и недоразвитие речи, а значит, «вырывает» человека из общества, нарушает социальные связи личности. Педагогически воспитывать ребенка – «значит вправить его в жизнь» «Через активную организацию жизни ребенок придет к умению войти в жизнь»… все определяющая центральная точка сурдопедагогики есть социальное воспитании детей с нарушениями слуха во все огромном значении этого слова. Эти мысли Л. С. Выготского реализуются в принципах, содержании, методах педагогического воздействия: — направленность на развитие детей; — широкая опора на различные виды деятельности; — использование коллективных форм деятельности; — реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения; — дифференцированный подход к уровню требований с учетом нарушений слуха; — усиление воспитывающего характера обучения; — преемственность каждого этапа обучения. Направленность на развитие детей реализуется за счет увеличение объема знаний ознакомления с окружающим миром, правилами поведения в обществе, посещение общественных мест, расширение кругозора и обогащение социального опыта. Направленность на развитие предполагает обучение детей переносить знания и умения со знакомых ситуаций в новую обстановку и применять их в повседневной жизни. Весь описанный выше процесс предусматривает речевое развитие детей с нарушениями слуха и ему отводится первостепенное значение. Речь организует деятельность детей, обучение, передача общественного и социального опыта, нравственных и моральных ценностей осуществляется в условиях успешного овладения детьми с нарушениями слуха речевой деятельностью. В речевом развитии детей, в овладении языком действуют принципы обучения, характерные для коммуникативной системы: — использование потребности в общении; — организация общения; — связь с деятельностью; — организация речевой среды.
У детей с нарушениями слуха умения и навыки социального реагирования в нужном объеме и качестве не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки. Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Особенность социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте — существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний, реализуемых уже не только во взаимодействии с взрослыми, но через активные игровые и речевые контакты со сверстниками. Общение (М.И. Лисина), все, более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребенка. Общаясь со сверстниками, ребенок приобретает опыт формирования отношений, который в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки, для развития мотивационных структур социального поведения. В сложном комплексе при нарушениях слуха отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики нарушения слуха социальное развитие детей должным образом не формируется. Исследования показывают, что для детей с нарушениями слуха характерна недостаточная общительность, неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи, снижение подражательной деятельности, самостоятельности, низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, неустойчивость внимания, сниженный уровень мотивации, повышенная психическая истощаемость, утомляемость, нарушения поведения. Анализ данных показал, что в условиях нарушения слуха необходимые речевые контакты, включаемые в деятельность ребенка, сводятся к минимуму. Практическая деятельность и поведение остаются невербализованными и неосознанным. Такой разрыв несет две опасности: с одной стороны, формирование своего рода «речевой ситуативности», когда ребенок общается со взрослым в пределах уже существующих «речевых штампов», с другой – задержка на стадии ситуативного, неосознанного и потому непроизвольного поведения. Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Чтобы успешно социализировать ребенка с нарушениями слуха необходимо развивать слуховую функцию, для этого необходимо вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, которая ускоряет созревание областей головного мозга, отвечающих за формирование речи. Изучение различными учеными динамики изменения социального поведения детей с нарушениями слуха показывает, что использование специальных приемов по развития мелкой моторики позволяет значительно улучшить речевое развитие, социально-бытовые навыки, что позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение, т.е. успешно социализироваться. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у ребенка нарушений. Воздействие на детей с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методических принципов: систематичности, последовательности в результате дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, принцип доступности и др. Так одним из наиболее важных является онтогенетический принцип, ориентирующийся на коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности. Деятельностный способ подразумевает проведение работы с ребенком при организации совместной деятельности. В коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, “готовность” руки к письму, появляется интерес к познанию окружающего мира. Повышение эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений мелкой моторики детей с нарушениями слуха может быть достигнуто средствами верботонального метода как коррекционно – педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения). Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения можно осуществлять приёмами верботонального метода за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций. Методика верботонального метода соответствует моделям развития языка, которые исследовались у нормально слышащих детей. До начала говорения ребенок плачет, лепечет, воркует и воспроизводит звуки. Все его тело участвует в создании и восприятии звуков. Такая звуковая активность не только ответ на слуховые ощущения, но в большей степени это ответ па проприоцептивные ощущения. По мере созревания ребенка его игра собственным голосом становится все совершеннее. В это время ритм, интонация, ритмические двигательные активности, а также его вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения помогают развитию речи и языка. Ко времени произнесения первых осмысленных слов в 9-12 месяцев ребенок уже научился использовать ритм и интонацию для придания словам различного значения. Например., когда он говорит «Мама», это может значить «Мама, иди сюда» или «Мама, не уходи», или «Мама, я не могу ждать. Если не поспешишь с едой, я закричу». Мать начинает быстро распознавать эти сообщения. Ритм и интонация передают значение не только в детской речи, но и в устной речи взрослых. Если мы говорим «Мэри вчера пришла домой» и акцентируем первое слово, нам не нужны другие слова, чтобы понять, что пришла Мэри, а не кто-то другой. Если акцентируем слово «вчера», подразумеваем, что она пришла домой вчера, а не в другой день. В 1938 году Guberina подчеркивал важность ритма и интонации в продукции и восприятии речи; кроме того, в результате своих исследований и практической деятельности он пришел к выводу, что низкие частоты передают ритм и интонацию речи. Уже в начале 50-х Guberina начал использовать эти два принципа в реабилитации глухих течей, у которых были остатки слуха только на низких частотах (Guberina, 1954). Он считал, что мозг лучше всего будет функционировать, если будет воспринимать аудитивные стимулы, к которым ухо наиболее чувствительно. Кроме того, будет обогащен (термин Piaget) оптимальным стимулом, и со временем, как и в результате упражнений, будет готов отвечать на нее более сложные требования, т.е. на менее благоприятные стимулы. Амплификация не является гарантией хорошей речи. Амплификация должна сопровождаться соответвуюшей аудитивной тренировкой (Rosenthal, Lang, Levitt, 1975). За время верботопальных занятий дети с нарушениями слуха учатся говорить и воспринимать речь одновременно. Методика речевых стимуляций соответствует развитию речи нормально слышащих детей. Дети с нарушениями слуха воспринимают речь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные и проприоцетивные ощущения, а также через наушники. Дети учатся воспроизводить нормальные ритм и интонацию речи (супрасегмент) и нормальное качество звука, имитируя телом движения и ритмические модели. Они развивают осмысленную речь, участвуя в созданных речевых ситуациях. Таким образом, основным направлением работы являются: профилактика, диагностика и коррекция мелкой моторики рук у детей, с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей с нарушениями слуха. Коррекционно-диагностическая работа имеет несколько этапов реализации: диагностический, коррекционный и заключительный. На этапе диагностики мелко-моторной сферы используются определенный банк диагностических методик, которые мы считаем наиболее интересными и эффективными. Коррекция мелко-моторной сферы ведется в соответствии с программой реабилитации. С целью коррекции мелкой моторики мы используем различные методы и техники. 1. Метрический подход. Методика Озерецкого-Гельница 2. Нейропсихологической методика А. Р. Лурия 3. Исследование И. Ф. Марковской представлено следующими заданиями: — Анализ элементарных компонентов движений; — Выявление синкинезий (пробы Заззо); — Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы); — Зрительно — пространственная организация движений (пробы Хэда); — Динамическая организация двигательного акта («перебор пальцами», реципрокная координация движений, «асимметричное постукивание», графические пробы); — Слухо — моторная координация; — Конструктивный праксис; — Выполнение двигательных программ (графические пробы, ритмические последовательности, условные двигательные реакции). 4. Психолого-педагогическийподход к изучению двигательной сферы — метод наблюдения (С. Д. Забрамная,1995; Н. С. Жукова и Е. М, Мастюкова). — метод беседы (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, 1993) — изучение документации
— метод изучения рисунков(С. Д. Забрамная 1995) 5. Клинический подход к изучению моторики предполагает всестороннее медицинское изучение ребенка. По результатам диагностики определяется психологический статус ребенка и составляются рекомендации дальнейшей работы с ребенком для воспитателя, социального педагога, медиков. Специалисты знакомятся с результатами обследования на медико-психолого-педагогическом консилиуме, где совместно разрабатывается программа реабилитации ребенка. Программа составляется с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка. Одними из направлений коррекционной работы является: 1. Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты. 2. Лепкаиз разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи. 3. Игры с крупами:перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках. 4. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. 5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. 6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.) 7. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький. 8. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. 9. Изотерапия– удивительно красивый и творческий тренинг, на котором через искусство (работу с рисунком, лепкой и т. д.) происходит выявление и разрешение неосознанных, внутренних и межличностных конфликтов, жизненных проблем. Так же этот курс помогает освоить основные правила и приемы работы с художественными инструментами и материалами. 10. Арттерапия– это лечение изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо — эмоционального состояния. Кроме того, использование данной терапии помогает самовыражению, развитию эстетического вкуса и эрудиции у ребенка, обогащает его чувственные переживания и внутренний мир в целом. 11. Бумагопластика– развивает воображение, необходимое детям любого возраста. Дает возможность овладеть в совершенстве рабочими инструментами (ножницами, приспособлением для квиллинга), которые развивают мелкую моторику рук, укрепляют мышцы кисти и пальцев, что способствует подготовки руки к письму. 12. Бисероплетение, вышивка (изонить, контурная, обшивочная, счетная вышивка), вязание крючком, техники работы с тканью (мережка, мягкая игрушка) – развивают все психические процессы, художественные и творческие способности ребенка, а так же подготавливают руку к письму (развивают мелкую моторику рук, мышцы кисти, пальцев). Опыт работы по коррекции мелкой моторики показывает, что только глубокое знание психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями слуха, грамотный подбор психодиагностических методик и коррекционных техник, учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей детей позволяет специалисту создать условия для наиболее успешного развития и коррекции процессов мелкой моторики, что создает психологическую базу для формирования речи и успешной социализации.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. 3. ДзержинскаяА.Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград. — 1997.
4. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. — № 11.
5. Зыкова Т. С. Социально- бытовая ориетировка в специальных (коррекционных образовательных учреждениях 1 и 2 вида: пособие для учителя/Т. С. Зыкова, Хотеева. – М.: Гуманитар., 2004. 6. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. / О.А. Конопкин – М.: Наука, 1980. 7. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. //Дефектология. — 1987. -№ 3. 8. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма ″Сентябрь″, 1997. 9. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин // Дефектология.-1998.-№2
10. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика
У детей с нарушениями слуха умения и навыки социального реагирования в нужном объеме и качестве не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки. Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Особенность социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте — существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний, реализуемых уже не только во взаимодействии с взрослыми, но через активные игровые и речевые контакты со сверстниками. Общение (М.И. Лисина), все, более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребенка. Общаясь со сверстниками, ребенок приобретает опыт формирования отношений, который в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки, для развития мотивационных структур социального поведения. В сложном комплексе при нарушениях слуха отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики нарушения слуха социальное развитие детей должным образом не формируется. Исследования показывают, что для детей с нарушениями слуха характерна недостаточная общительность, неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи, снижение подражательной деятельности, самостоятельности, низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, неустойчивость внимания, сниженный уровень мотивации, повышенная психическая истощаемость, утомляемость, нарушения поведения. Анализ данных показал, что в условиях нарушения слуха необходимые речевые контакты, включаемые в деятельность ребенка, сводятся к минимуму. Практическая деятельность и поведение остаются невербализованными и неосознанным. Такой разрыв несет две опасности: с одной стороны, формирование своего рода «речевой ситуативности», когда ребенок общается со взрослым в пределах уже существующих «речевых штампов», с другой – задержка на стадии ситуативного, неосознанного и потому непроизвольного поведения. Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Чтобы успешно социализировать ребенка с нарушениями слуха необходимо развивать слуховую функцию, для этого необходимо вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, которая ускоряет созревание областей головного мозга, отвечающих за формирование речи. Изучение различными учеными динамики изменения социального поведения детей с нарушениями слуха показывает, что использование специальных приемов по развития мелкой моторики позволяет значительно улучшить речевое развитие, социально-бытовые навыки, что позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение, т.е. успешно социализироваться. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у ребенка нарушений. Воздействие на детей с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методических принципов: систематичности, последовательности в результате дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, принцип доступности и др. Так одним из наиболее важных является онтогенетический принцип, ориентирующийся на коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности. Деятельностный способ подразумевает проведение работы с ребенком при организации совместной деятельности. В коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, “готовность” руки к письму, появляется интерес к познанию окружающего мира. Повышение эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений мелкой моторики детей с нарушениями слуха может быть достигнуто средствами верботонального метода как коррекционно – педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения). Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения можно осуществлять приёмами верботонального метода за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций. Методика верботонального метода соответствует моделям развития языка, которые исследовались у нормально слышащих детей. До начала говорения ребенок плачет, лепечет, воркует и воспроизводит звуки. Все его тело участвует в создании и восприятии звуков. Такая звуковая активность не только ответ на слуховые ощущения, но в большей степени это ответ па проприоцептивные ощущения. По мере созревания ребенка его игра собственным голосом становится все совершеннее. В это время ритм, интонация, ритмические двигательные активности, а также его вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения помогают развитию речи и языка. Ко времени произнесения первых осмысленных слов в 9-12 месяцев ребенок уже научился использовать ритм и интонацию для придания словам различного значения. Например., когда он говорит «Мама», это может значить «Мама, иди сюда» или «Мама, не уходи», или «Мама, я не могу ждать. Если не поспешишь с едой, я закричу». Мать начинает быстро распознавать эти сообщения. Ритм и интонация передают значение не только в детской речи, но и в устной речи взрослых. Если мы говорим «Мэри вчера пришла домой» и акцентируем первое слово, нам не нужны другие слова, чтобы понять, что пришла Мэри, а не кто-то другой. Если акцентируем слово «вчера», подразумеваем, что она пришла домой вчера, а не в другой день. В 1938 году Guberina подчеркивал важность ритма и интонации в продукции и восприятии речи; кроме того, в результате своих исследований и практической деятельности он пришел к выводу, что низкие частоты передают ритм и интонацию речи. Уже в начале 50-х Guberina начал использовать эти два принципа в реабилитации глухих течей, у которых были остатки слуха только на низких частотах (Guberina, 1954). Он считал, что мозг лучше всего будет функционировать, если будет воспринимать аудитивные стимулы, к которым ухо наиболее чувствительно. Кроме того, будет обогащен (термин Piaget) оптимальным стимулом, и со временем, как и в результате упражнений, будет готов отвечать на нее более сложные требования, т.е. на менее благоприятные стимулы. Амплификация не является гарантией хорошей речи. Амплификация должна сопровождаться соответвуюшей аудитивной тренировкой (Rosenthal, Lang, Levitt, 1975). За время верботопальных занятий дети с нарушениями слуха учатся говорить и воспринимать речь одновременно. Методика речевых стимуляций соответствует развитию речи нормально слышащих детей. Дети с нарушениями слуха воспринимают речь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные и проприоцетивные ощущения, а также через наушники. Дети учатся воспроизводить нормальные ритм и интонацию речи (супрасегмент) и нормальное качество звука, имитируя телом движения и ритмические модели. Они развивают осмысленную речь, участвуя в созданных речевых ситуациях. Таким образом, основным направлением работы являются: профилактика, диагностика и коррекция мелкой моторики рук у детей, с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей с нарушениями слуха. Коррекционно-диагностическая работа имеет несколько этапов реализации: диагностический, коррекционный и заключительный. На этапе диагностики мелко-моторной сферы используются определенный банк диагностических методик, которые мы считаем наиболее интересными и эффективными. Коррекция мелко-моторной сферы ведется в соответствии с программой реабилитации. С целью коррекции мелкой моторики мы используем различные методы и техники. 1. Метрический подход. Методика Озерецкого-Гельница 2. Нейропсихологической методика А. Р. Лурия 3. Исследование И. Ф. Марковской представлено следующими заданиями: — Анализ элементарных компонентов движений; — Выявление синкинезий (пробы Заззо); — Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы); — Зрительно — пространственная организация движений (пробы Хэда); — Динамическая организация двигательного акта («перебор пальцами», реципрокная координация движений, «асимметричное постукивание», графические пробы); — Слухо — моторная координация; — Конструктивный праксис; — Выполнение двигательных программ (графические пробы, ритмические последовательности, условные двигательные реакции). 4. Психолого-педагогическийподход к изучению двигательной сферы — метод наблюдения (С. Д. Забрамная,1995; Н. С. Жукова и Е. М, Мастюкова). — метод беседы (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, 1993) — изучение документации
— метод изучения рисунков(С. Д. Забрамная 1995) 5. Клинический подход к изучению моторики предполагает всестороннее медицинское изучение ребенка. По результатам диагностики определяется психологический статус ребенка и составляются рекомендации дальнейшей работы с ребенком для воспитателя, социального педагога, медиков. Специалисты знакомятся с результатами обследования на медико-психолого-педагогическом консилиуме, где совместно разрабатывается программа реабилитации ребенка. Программа составляется с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка. Одними из направлений коррекционной работы является: 1. Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты. 2. Лепкаиз разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи. 3. Игры с крупами:перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках. 4. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. 5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. 6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.) 7. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький. 8. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. 9. Изотерапия– удивительно красивый и творческий тренинг, на котором через искусство (работу с рисунком, лепкой и т. д.) происходит выявление и разрешение неосознанных, внутренних и межличностных конфликтов, жизненных проблем. Так же этот курс помогает освоить основные правила и приемы работы с художественными инструментами и материалами. 10. Арттерапия– это лечение изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо — эмоционального состояния. Кроме того, использование данной терапии помогает самовыражению, развитию эстетического вкуса и эрудиции у ребенка, обогащает его чувственные переживания и внутренний мир в целом. 11. Бумагопластика– развивает воображение, необходимое детям любого возраста. Дает возможность овладеть в совершенстве рабочими инструментами (ножницами, приспособлением для квиллинга), которые развивают мелкую моторику рук, укрепляют мышцы кисти и пальцев, что способствует подготовки руки к письму. 12. Бисероплетение, вышивка (изонить, контурная, обшивочная, счетная вышивка), вязание крючком, техники работы с тканью (мережка, мягкая игрушка) – развивают все психические процессы, художественные и творческие способности ребенка, а так же подготавливают руку к письму (развивают мелкую моторику рук, мышцы кисти, пальцев). Опыт работы по коррекции мелкой моторики показывает, что только глубокое знание психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями слуха, грамотный подбор психодиагностических методик и коррекционных техник, учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей детей позволяет специалисту создать условия для наиболее успешного развития и коррекции процессов мелкой моторики, что создает психологическую базу для формирования речи и успешной социализации.
Список использованных источников
1. БогдановаТ.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Академия, 2002.2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. 3. ДзержинскаяА.Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград. — 1997.
4. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. — № 11.
5. Зыкова Т. С. Социально- бытовая ориетировка в специальных (коррекционных образовательных учреждениях 1 и 2 вида: пособие для учителя/Т. С. Зыкова, Хотеева. – М.: Гуманитар., 2004. 6. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. / О.А. Конопкин – М.: Наука, 1980. 7. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. //Дефектология. — 1987. -№ 3. 8. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма ″Сентябрь″, 1997. 9. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин // Дефектология.-1998.-№2
10. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Другая специальность
Теги: оу, другая специальность
19 декабря 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей