РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию слухового восприятия и совершенствованию произношения для 8 специального (коррекционного) класса II вида II отделения
Краткое описание
Целью данной программы является формирование навыков восприятия и воспроизведение речи, осуществляемое в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха слабослышащих школьников в ходе все учебно-воспитательного процесса.
Описание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов: 1. Развитие слухового восприятия; 2. Обучение произношению. Цели, решаемые при реализации рабочей программы: · формирование навыков восприятия и воспроизведение речи, осуществляемое в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха слабослышащих школьников в ходе все учебно-воспитательного процесса; · практическое овладение речевыми навыками; · воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; · совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию. Задачи программы: · формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи; · развитие остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи и ее коммуникативной функции. · обогащение, пополнение, расширение словарного запаса учащихся и его активизация. · развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Формой организации учебного процесса является индивидуальное занятие ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов: 1. Развитие слухового восприятия; 2. Обучение произношению. Развитие слухового восприятия В VIII классе продолжается работа по обучению слабослышащих школьников восприятию на слух устной речи с ЗУА и без нее, а так же над произношением. Программные требование по развитию слухового восприятия школьников составлено с учетом снижения слуха, уровня речевого развития, а так же года обучения учащихся. В программе определено примерное оптимальное расстояние, на котором ученики с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух без аппарата и с индивидуальными слуховыми аппаратами. В процессе тренировки должно измеряться оптимальное расстояние, на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал. Следует отметить, что развитие восприятия речи на слух без слуховых аппаратов имеет ограниченные пределы, особенно у учащихся с IIIстепенью тугоухости. Речевой материал для слуховой тренировки, который учитель использует с учетом индивидуальных особенностей ученика, его речевого развития и состояния слуха, должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а так же связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но все более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки. В связи с коррекцией произношения и грамматического оформления речи в случае необходимости могут предъявляться для восприятия на слух такие элементы, как слоги и фонемы (с последующим восприятием целого слова). Особое внимание учитель уделяет обучению восприятия на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. В программе указан примерный объем предлагаемых для восприятия на слух текстов. В связи с постепенным усложнением структуры предложений указанный объем и в старших классах на превышает 20-25 предложений. Тексты, как и другой речевой материал должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Они воспринимаются учениками целиком с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятия речи по телефону и с различных информационных носителей. Условий, в которых учащиеся воспринимают речевой материал на слух, должны каждым годом приближаться к естественным. Поэтому учителя должны проводить занятия не только в помещении, изолированном от посторонних шумов, но и в обычных условиях. Восприятие речевого материала на слух должно проходить вне ситуативности. Обучение восприятию речи разговорной громкости без индивидуальных слуховых аппаратов отводится на более одной трети времени, выделяемого на занятии на слуховую тренировку. Наряду с этим учащиеся, которым доступно восприятие шепотной речи, на занятии в течение 2-3 мин. тренируются в восприятии речевого материала, произносимого шепотом. Обучение произношению Обучение произношению в VIII классе предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных мероприятиях с воспитателями. В ходе учебно-воспитательного процесса произношение корригируется на основе слухо-зрительного восприятия образца речи педагога и подражания ему. Особое внимание в VIII классе следует обратить на дифференциацию часто смешиваемых в произношении слабослышащих учащихся носовых и ротовых звуков (м-п, м-б, н-т, н-д), свистящих, шипящих и аффрикатов (с-ш, з-ж, с-ц, ш-щ), звонких и глухих (б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф), слитных и щелевых (ц-с, ч-ш), слитных и смычных (ц-е, ч-т). Наряду с этим проводится работа по закреплению навыков правильного воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи. При работе над произношение учащихся VIII класса, наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильно членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т. д.). Форма занятия индивидуальная совмещенная с занятиями по развитию слухового восприятия, так же в случае необходимости (при грубых нарушения произношения) в течение 4-5 мин. Проводится работа по автоматизации произношения на речевом материале, подобранном по фонетическому принципу. Программное содержание Восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевого материала: · Связанного с учебной деятельностью учащихся. · Восприятие на слух фраз обиходно-разговорного характера. · Восприятие на слух текстов по темам: «Родной язык», «Любимая профессия», «Из жизни замечательных людей» и т. д. · Восприятие на слух речевого материала, произносимого разными дикторами на одинаковом расстоянии. · Восприятие на слух (с индивидуальными аппаратами) речевой информации, содержащейся в аудиозаписи. · Слухо-зрительное восприятие речевого материла популярных детских и молодежных передач по телевидению. Содержание программного обучения Первое полугодие Восприятие на слух речевого материала: · обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью; · связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Семья и семейные традиции», «Осень, дни ненастные листья желто-красные», «Кем быть? (по мотивам одноименного стихотворения в. Маяковского)», «Русские писатели и поэты 19 века», «Зимушка- зима». Восприятие на слух текстов (до 15-=17 предложений) и заданий к ним. Второе полугодие Восприятие на слух речевого материала: · обиходно-разговорного характера и связанного с учебной деятельностью; · связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Зимушка- зима», «Мое отечество — Россия», «Весна — красна», «Природа и мы» . Восприятие на слух текстов (до 15-20 предложений): Основные требования к умениям учащихся Учащиеся к концу VIII класса должны уметь: · воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами речевой материал независимо от того, какой диктор его произносит, на одинаковом расстоянии: не менее 12 м (I степень тугоухости), 9-12 м (II степень тугоухости) 6,5-7 м (III степень тугоухости) – в условиях относительной изоляции от шума; · воспринимать на слух без аппарата речь учителя и товарищей разговорной громкости на одинаковом расстоянии не менее 7 м (I степень тугоухости), 4 м (II степень тугоухости), 0,4-0,5 м (III степень тугоухости); · воспринимать шепотную речь (I, II степень тугоухости) на оптимальном расстоянии; · воспринимать слухо-зрительно с индивидуальными аппаратами ревой материал популярных детских программ и молодежных передач.
Календарно-тематическое планирование ( 8 класс)
№п/п |
Нормативные документы |
1. | Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. |
2. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. |
3. | Обязательный минимум содержания основного общего образования по развитию слухового восприятия |
4. | Программы для общеобразовательных учреждений: |
5. | Региональный компонент стандарта общего образования. |
6. | Школьный компонент стандарта общего образования. |
Календарно-тематическое планирование ( 8 класс)
№ п/п | № недели | Содержание работы | Кол-во часов | Сроки проведения |
IПОЛУГОДИЕ | ||||
Iчетверть | ||||
Диагностика | ||||
1. | Iнеделя |
1. Проверка произношения (составление профиля произношения на начало года) 2. Проверка внятности речи (по Нейману) – x=100xh/mxn 3. Проверка слухового восприятия. | 2 | |
Семья и семейные традиции | ||||
2. | II неделя |
a) Постановка звуков b) Автоматизация звуков в речи c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
3. | IIIнеделя |
b) Автоматизация звуков c) Дифференциация в разных позициях.
| 2 | |
4. | IV неделя |
1. Восприятие текста 2. Опознавание, различение слов, фраз из теста 3. Совершенствование произношения. a) Автоматизация b) Дифференциация звуков
| 2 | |
Унылая пора. Очей очарование | ||||
5. | V неделя |
b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
6. | VI неделя |
1. Опознавание, различение слов, фраз из текста. 2. Совершенствование произношения. a) Постановка звука b) Автоматизация c) Дифференциация звуков. 3. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста | 2 | |
7. | VIIнеделя |
| 2 | |
8. |
VIIIнеделя |
a) Постановка звука b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
Все работы хороши – выбирай на вкус | ||||
9. |
IXнеделя |
b) автоматизация звуков в разнообразных позициях c) дифференциация звуков Работа над силой голоса, логическим ударением. | 2 | |
IIчетверть | ||||
10. |
Xнеделя |
5. Опознавание, различение слов, фраз из текста. 6. Совершенствование произношения. a) Автоматизация b) Дифференциация звуков
| 2 | |
11. | XIнеделя |
1. Работа над деформированным текстом 2. Совершенствование произношения: a) Постановка звуков b) автоматизация звуков c) дифференциация звуков 3. Работа над речевым дыханием. Правильно воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения. Работа над силой голоса | 2 | |
12. | XIIнеделя |
| 2 | |
13. |
XIIIнеделя |
a) Постановка звука b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
Жизнь замечательных людей | ||||
14. | XIVнеделя |
b) автоматизация звуков в разнообразных позициях c) дифференциация звуков 3. Работа над силой голоса, логическим ударением. | 2 | |
15. |
XVнеделя |
3. Совершенствование произношения: a) Постановка звуков b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков Работа над силой голоса. | 2 | |
16. |
XVIнеделя |
1. Восприятие, опознавание, различение речевых единиц из слухового словаря. 2. Соверш-ие произношения: a) Постановка звуков b) автоматизация звуков c) дифференциация звуков 3. Работа над логическим ударением, интонацией, естественностью темпа. | 2 | |
II ПОЛУГОДИЕ | ||||
IIIчетверть | ||||
«Волшебница зима» | ||||
17. |
XVIIнеделя |
a) Постановка звука b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
18. |
XVIIIнеделя |
1. Восприятие текста. 2. Опознавание, различение слов, фраз из теста 3. Совершенствование произношения. a) Постановка звука b) Автоматизации звуков в речи c) Дифференциация звуков 4. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста | 2 | |
19. |
XIXнеделя |
a) Постановка звука b) Автоматизация звуков. c) Дифференциация звуков в разных позициях. 3. Работа над силой голоса, логическим ударением. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста | 2 | |
20. |
XXнеделя |
a) Постановка звука b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
«Из истории Отечества» | ||||
21. |
XXIнеделя |
b) автоматизация звуков в разнообразных позициях c) дифференциация звуков Работа над силой голоса, логическим ударением. Воспроизведение всех видов интонаций при ведении диалога. | 2 | |
22. |
XXIIнеделя |
3. Совершенствование произношения: a) Постановка звуков b) автоматизация звуков c) дифференциация звуков Работа над речевым дыханием. Правильно воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения. Работа над силой голоса. | 2 | |
23. |
XXIIIнеделя |
a) Постановка звука b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях. 3. Работа над силой и высотой голоса | 2 | |
24. |
XXIVнеделя |
a) Автоматизация звуков в речи b) Дифференциация звуков
| 2 | |
25. |
XXVнеделя |
| 2 | |
26. |
XXVIнеделя |
a) Постановка звука b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
Весна — идет, весне дорогу! | ||||
27. |
XXVIIнеделя |
3. Совершенствование произношения. a) Постановка звука b) Автоматизации звуков в речи c) Дифференциация звуков 4. Работа над речевым дыханием. Воспроизведение пауз при выделении синтагм при чтении и воспроизведении текста | 2 | |
28. |
XXVIIIнеделя |
b) Автоматизация звуков. c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
29. |
XXIXнеделя |
a) Постановка звуков b) Автоматизация звуков в речи c) Дифференциация звуков в разных позициях.
| 2 | |
30. |
XXXнеделя |
| 2 | |
«Природа и мы» | ||||
31. |
XXXIнеделя |
b) автоматизация звуков в разнообразных позициях c) дифференциация звуков 3. Работа над силой голоса, логическим ударением. | 2 | |
32. |
XXXIIнеделя |
1. Работа над деформированным текстом 2. Опознавание, различение речевых единиц из текста. 3. Совершенствование произношения: a) Постановка звуков b) Автоматизация звуков c) Дифференциация звуков 4. Работа над силой голоса. | 2 | |
33. |
XXXIIIнеделя |
1. Восприятие, опознавание, различение речевых единиц из слухового словаря. 2. Совершенствование произношения: a) Постановка звуков b) автоматизация звуков c) дифференциация звуков 3. Работа над логическим ударением, интонацией, естественностью темпа | 2 | |
34. |
XXXIVнеделя |
1. Проверка произношения (составление профиля произношения на конец года) 2. Проверка внятности речи (по Нейману) – x=100xh/mxn 3. Проверка слухового восприятия. | 1 |
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Другая специальность
Теги: оу, другая специальность
19 декабря 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»