В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Домашняя самостоятельная работа - шанс для творчества

Домашняя самостоятельная работа - шанс для творчества

Анна Зеленова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2252 комментариев: 1
Краткое описание
Развитие интереса обучающихся к выполнению домашнего задания
Описание
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Тюмени
Зеленова А.С.
Учитель истории и обществознания
Тема моего выступления на педагогическом совете звучала так: «Домашняя самостоятельная работа – шанс для творчества».
Что же стало причиной работы именно над этой темой?
Словосочетание «домашнее задание» у многих детей, а нередко и у их родителей, вызывает неприятные ассоциации. Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. Слезы, ссоры, препирания, сидение над тетрадками до поздней ночи… И дикое желание махнуть на все рукой. Почему так? Это нормально?..
Какое же определение домашнему заданию дает традиционная(пусть даже современная) педагогика? Домашнее задание — это форма вторичного закрепления знаний, полученных на уроке. Но, это определение предполагает только заучивание пройденного на уроке материала и часто сопровождается со стороны детей одиозным отношением и страхом наказания за невыполнение.
Может ли «домашка» стать интересным и увлекательным, а главное – добровольным занятием? Да, может, именно это я и попыталась показать в своей мастерской.
Для начала, я провела с участниками мастерской игру по методике Н.Е. Щурковой «Путешествие в цветущую долину», которую проводила в разное время в каждом классе, где я преподаю историю и обществознание. Как проводим эту игру?Смоделируем ситуацию взаимо­действия педагога с ребенком: представим, что они идут среди огромных деревьев, валунов, мимо горных расщелин, водопадов, ручьев, болот, пригорков, ям… один из студийцев будет играть роль Ребенка, другой возьмет на себя роль Педагога. Ребенку завяжем гла­за, повязка на глазах — символизирует неопытность, малознание, неумение ребенка. С повязкой на глазах ему не пройти путь: он погибнет при первом же столк­новении с опасностью. Педагог поведет его по жизни -в переводе с греческого «педагог» — это тот, кто «ведет ребенка». Произведем педагогическую аранжировку: — тот, кто ведет ребенка по жизни, вводит ребенка в жизнь. Итак, все присутствующие становятся «на пути», обозначаяпрепятствия. Педагог и ребенок должны, пройти путь, но погибнуть при встрече с жизненными трудностями.
Мизансцена игрового исследования такова:
Кружочками обозначены условно все участники, изображающие препятствия жизненного пути.Договоримся, что педагог не может касаться Ре­бенка, он имеет одно право — вербального воздействия (это ограничение вводится, чтобы легче прослеживать роль педагогического воздействия).Таким образом построенная модель позволяет, прежде всего, определить назначение педагогического воздействия: оно в том, чтобы организовать взаимо­действие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели, и чтобы взаимодействие ребен­ка с жизнью, в том числе, с педагогом, было неуклон­ным движением личности к достойной жизни достойно­го человека, чтобы и само движение было достойной жизнью. Тем самым педагог курирует вхождение в культуру, создавая наищадящий режим, чтобы не поранитьили погубить душу ребенка. Педагогическое воздействие держит векторцели. Функции педагогического воздействия заключаются в сопровождении ребенка, четких инструкциях по преодолению препятствий. И вот, цель достигнута, ученик снимает с глаз повязку. Но, испытывает ли он чувство удовлетворения от того что дошел до цели? Нет, чаще всего это чувство облегчения оттого, что нервирующее его испытание закончилось.Когда я задавала вопрос «Как ты себя чувствовал, преодолевая препятствия с закрытыми глазами?» Было ли тебе комфортно? Чувствуешь ли ты удовлетворение от своей работы?» ученикам, а так же коллегам, игравшим роль учеников на мастер-классе, их ответы совпали в отрицании получения удовольствия при достижении цели. «Было страшно, неловко, тревожно.», «Я сама бы смогла выбрать путь достижения цели, если бы видела, куда я иду» и.т.д. Тогда задаю вопрос «А в подготовке домашнего задания ты предпочел бы идти с завязанными глазами, или самостоятельно выбирать путь и способ достижения цели?», всегда получаю ответ — «самостоятельно». Но, роль педагога остается, конечно приоритетной, это и поддержка: «Не робей, не бойся, я с тобою, мы должны,ведь...»);
педагог оснащает ребенка способами взаимодей­ствия с миром (вспомним, как Педагог предупреждал:«Здесь осторожно, присядь, чуть повернись, шагай прямо...»);

педагог содействует осмыслению «Я» ребенка в связях с окружающим миром (вспомним, как педагог добавлял: «Ты сильный, ты собери волю, осталось не­ много идти, ты будешь счастлив в конце пути...»).
После проведения такой игры, я предложила вниманию участников мастерской примеры видов домашней самостоятельной работы и способов мотивации учащихся к активному выбору заданий, которые помогут им в более глубоком и качественном изучении пройденной темы урока, а так же помогут раскрыть свой творческий потенциал.
Так, в 9-м классе на теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны», после изучения основного материала привожу слова американского политолога Э.Райта, о том, что Россия слишком преувеличивает значение коренного перелома на исход Второй мировой, что он имеет всего лишь локальное значение для СССР.
Задаю вопрос: «Согласны ли вы с мнением Райта?».Получаю отрицательный (и, очень эмоциональный) ответ. Прошу опровергнуть высказывание, но, при помощи серьезных аргументов. Слышу реплику «Нужно время». Предлагаю подготовить доказательства к след. Уроку дома. Каждый выбирает сам, как он будет доказывать свою точку зрения. Выдаю маршрутную карту урока, в которой вместе записываем цель следующего урока, предложенные этапы урока, навигаторов этих этапов и, предполагаемые средства(технические, учебные и.т.д.)
(урок в «проблемном» 9 Г классе).

После того, как я представила свои наработки, предложила коллегам поделиться своим опытом.
В качестве рефлексии были предложены следующие фразы, которые нужно было продолжить:
Когда я выбираю домашнее задания для обучающихся, я ориентируюсь в первую очередь на…
Когда я планирую урок, то на разработку домашнего задания оставляю___минут.

В нашем коллективе работают очень творческие и ищущие новые методы и способы обучения учителя, доказательством тому служит плодотворная и дружная работа в мастерской.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
мастерская Домашнее задание.doc Скачать

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Тюмени
















Зеленова А.С.

Учитель истории и обществознания






Тема моего выступления на педагогическом совете звучала так:

«Домашняя самостоятельная работа – шанс для творчества».

Что же стало причиной работы именно над этой темой?

Словосочетание «домашнее задание» у многих детей, а нередко и у их родителей, вызывает неприятные ассоциации. Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. Слезы, ссоры, препирания, сидение над тетрадками до поздней ночи... И дикое желание махнуть на все рукой. Почему так? Это нормально?..

Какое же определение домашнему заданию дает традиционная(пусть даже современная) педагогика? Домашнее задание - это форма вторичного закрепления знаний, полученных на уроке. Но, это определение предполагает только заучивание пройденного на уроке материала и часто сопровождается со стороны детей одиозным отношением и страхом наказания за невыполнение.

Может ли «домашка» стать интересным и увлекательным, а главное – добровольным занятием? Да, может, именно это я и попыталась показать в своей мастерской.

Для начала, я провела с участниками мастерской игру по методике Н.Е. Щурковой «Путешествие в цветущую долину», которую проводила в разное время в каждом классе, где я преподаю историю и обществознание. Как проводим эту игру?Смоделируем ситуацию взаимо­действия педагога с ребенком: представим, что они идут среди огромных деревьев, валунов, мимо горных расщелин, водопадов, ручьев, болот, пригорков, ям... один из студийцев будет играть роль Ребенка, другой возьмет на себя роль Педагога. Ребенку завяжем гла­за, повязка на глазах - символизирует неопытность, малознание, неумение ребенка. С повязкой на глазах ему не пройти путь: он погибнет при первом же столк­новении с опасностью. Педагог поведет его по жизни -в переводе с греческого "педагог" - это тот, кто "ведет ребенка". Произведем педагогическую аранжировку: - тот, кто ведет ребенка по жизни, вводит ребенка в жизнь. Итак, все присутствующие становятся "на пути", обозначая препятствия. Педагог и ребенок должны, пройти путь, но погибнуть при встрече с жизненными трудностями.

Мизансцена игрового исследования такова:



Кружочками обозначены условно все участники, изображающие препятствия жизненного пути. Договоримся, что педагог не может касаться Ре­бенка, он имеет одно право - вербального воздействия (это ограничение вводится, чтобы легче прослеживать роль педагогического воздействия). Таким образом построенная модель позволяет, прежде всего, определить назначение педагогического воздействия: оно в том, чтобы организовать взаимо­действие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели, и чтобы взаимодействие ребен­ка с жизнью, в том числе, с педагогом, было неуклон­ным движением личности к достойной жизни достойно­го человека, чтобы и само движение было достойной жизнью. Тем самым педагог курирует вхождение в культуру, создавая наищадящий режим, чтобы не поранить или погубить душу ребенка. Педагогическое воздействие держит векторцели.

Функции педагогического воздействия заключаются в сопровождении ребенка, четких инструкциях по преодолению препятствий.

И вот, цель достигнута, ученик снимает с глаз повязку. Но, испытывает ли он чувство удовлетворения от того что дошел до цели? Нет, чаще всего это чувство облегчения оттого, что нервирующее его испытание закончилось. Когда я задавала вопрос «Как ты себя чувствовал, преодолевая препятствия с закрытыми глазами?» Было ли тебе комфортно? Чувствуешь ли ты удовлетворение от своей работы?» ученикам, а так же коллегам, игравшим роль учеников на мастер-классе, их ответы совпали в отрицании получения удовольствия при достижении цели. «Было страшно, неловко, тревожно.», «Я сама бы смогла выбрать путь достижения цели, если бы видела, куда я иду» и.т.д. Тогда задаю вопрос «А в подготовке домашнего задания ты предпочел бы идти с завязанными глазами, или самостоятельно выбирать путь и способ достижения цели?», всегда получаю ответ - «самостоятельно». Но, роль педагога остается, конечно приоритетной, это и поддержка: "Не робей, не бойся, я с тобою, мы должны, ведь...");

- педагог оснащает ребенка способами взаимодей­ствия с миром (вспомним, как Педагог предупреждал: "Здесь осторожно, присядь, чуть повернись, шагай прямо...");

- педагог содействует осмыслению "Я" ребенка в связях с окружающим миром (вспомним, как педагог добавлял: "Ты сильный, ты собери волю, осталось не­ много идти, ты будешь счастлив в конце пути...").

После проведения такой игры, я предложила вниманию участников мастерской примеры видов домашней самостоятельной работы и способов мотивации учащихся к активному выбору заданий, которые помогут им в более глубоком и качественном изучении пройденной темы урока, а так же помогут раскрыть свой творческий потенциал.

Так, в 9-м классе на теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны», после изучения основного материала привожу слова американского политолога Э.Райта, о том, что Россия слишком преувеличивает значение коренного перелома на исход Второй мировой, что он имеет всего лишь локальное значение для СССР.

Задаю вопрос: «Согласны ли вы с мнением Райта?».Получаю отрицательный (и, очень эмоциональный) ответ. Прошу опровергнуть высказывание, но, при помощи серьезных аргументов. Слышу реплику «Нужно время». Предлагаю подготовить доказательства к след. Уроку дома. Каждый выбирает сам, как он будет доказывать свою точку зрения. Выдаю маршрутную карту урока, в которой вместе записываем цель следующего урока, предложенные этапы урока, навигаторов этих этапов и, предполагаемые средства(технические, учебные и.т.д.)












(урок в «проблемном» 9 Г классе).


После того, как я представила свои наработки, предложила коллегам поделиться своим опытом.

В качестве рефлексии были предложены следующие фразы, которые нужно было продолжить:



  • Когда я выбираю домашнее задания для обучающихся, я ориентируюсь в первую очередь на…

  • Когда я планирую урок, то на разработку домашнего задания оставляю___минут.


В нашем коллективе работают очень творческие и ищущие новые методы и способы обучения учителя, доказательством тому служит плодотворная и дружная работа в мастерской.




прил мастерская Домашнее задание.ppt Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
25.12.2013 00:56
Здравствуйте, уважаемая Анна! Вы разместили на Портал отличный материал, однако, в нем не хватает:
1. Логотипа Портала на титульных листах.
2. Списка используемой литературы и ссылки на Интернет-источники (содержание,картинки) в презентации.

Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос