Разработка урока. Изобразительное искусство "Сказочные узоры. Городецкая роспись"
I квалификационная категория,
Село Дегтярное, Белгородская область,
Вейделевский район;
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтяренская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»;
Изобразительное искусство;
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.,5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.А. Горяева, О.В.Островская; под редакцией Б.М. Неменского.-9-е издание,-М.: Просвещение,2010 год
Тема:Сказочные узоры. Городецкая роспись
Класс: 5
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: презентация
Цели и задачи урока:
1. Образовательные.
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства; учить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: «розан», «купавка», «оживка».
2. Развивающие.
Формировать умения делать зарисовки по мотивам городецкой росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
3. Воспитательные.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
действие смыслообразования— установление учащимися, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив — организация выставки работ декоративно — прикладного искусства, цель — познакомить с историей развития городецкой росписи, формировать навыки кистевой росписи. );
· действие нравственно-этической ориентации— умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные:
· постановка учебной задачи;
· определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
· предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
· сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
· внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
· выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
· воспитание волевой саморегуляции.
Познавательные;
общеучебные действия — преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (изображение изящных форм, ритма растительного орнамента Городецкой росписи с использованием графических и живописных умений); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; логические действия — развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно — следственных связей; постановка и решение проблем — формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные:
социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Методы обучения:
По источнику полученных знаний:наглядные (иллюстрация, демонстрация), словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядно-слуховой (слушание музыки, аудиорассказа), практические (упражнения). По виду деятельности учащихся: репродуктивные (ответы на вопросы учителя), объяснительно — иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрационные опыты, экскурсии), частично-поисковые (самостоятельное выполнение заданий с частичной помощью учителя), проблемные (постановка проблемы и поиск решений), исследовательские (постановка проблемы – инструктаж – самостоятельное изучение, наблюдение – итоги). Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности: методы формирования познавательного интереса (информационного поиска, создание ситуации успеха…).
Материалы и оборудование к уроку:
Для учителя:образцы декоративно-прикладного искусства,
русская народная музыка, учебная таблица, репродукции городецких мастеров, презентация, аудиозапись об истории Городецкого промысла, компьютер, проектор.
Для учащихся: бумага, палитра, кисти, краски.
Ход урока I. Организационный момент.
Организационный момент проходит на перемене.
II. Проверка домашнего задания.
Разделочные доски. (Ребята заранее дома покрывают их желтой гуашью или вырезают из желтого картона)
III. Изучение нового материала.
Беседа.
— Учитель. Ребята! Обратите внимание, как красиво оформлена наша классная доска! Какие интересные и разные предметы мы видим на ней! Посмотрите! Из чего они сделаны? (Из дерева.)
— А из чего делают гжельскую посуду? А жостовские подносы?
— Хорошо, что вы знаете.
— А вот эти прекрасные вещи делают мастера еще одного промысла — Городца.
— Как вы думаете, как называется этот промысел, если деревянные предметы расписаны декоративным узором? (Городецкая роспись)
— Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку и узнаем историю развития Городецкого промысла. (слайды 2-7)
Рассказ сопровождается показом слайдов. (Приложение 1)
Городец — город на берегу Волги в <metricconverter productid=«60 км» w:st=«on»>60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж. [Слайд №2-3 ]
Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой [Слайд №3]. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти.
Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.
Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. [Слайд №4 ]
Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота. [Слайд №5-7]. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; [Слайд № 8-10] розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой [Слайд №10] связана интересная легенда.
На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.
Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы — все эти сюжеты дополняют изображения цветов.
[Слайд №11]
Давайте рассмотрим основные элементы [Слайд №12]и последовательность выполнения цветов городецкой росписи[Слайд 13-15]. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину — маленький круг и лепестки — дужки[Слайд№13]. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился — розан.
Цветок купавки[Слайд№14]- голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок — серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной. [Слайд№15]
Цвета присущие городецкой росписи [Слайд№16-17]; голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного — для цветков, зеленый — листики, черный — кони, черный, синий -птицы, белый — оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно — красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.
Существует три вида композиции в городецкой росписи:
1.Цветочная роспись. [Слайд №18];
2. Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; [Слайд №19];
3. Сюжетная роспись. [Слайд № 20];
IV. Практическая работа.
Во время практической работы включается тихая музыка, на экране сменяются изображения предметов с городецкой росписью.
1. Ознакомление с особенностями городецкой росписи.
А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, конь, птица или листик.
Вопрос — А как называется ученик мастера?
Ответ — Подмастерье!
Так вот вы пока ученики — подмастерья. Начнем! Для этого мы разделимся на 2 группы. Первая группа выполнит первый элемент-розан, вторая группа выполнит цветок купавки в технике аппликации. Помогут вам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи и таблица на доске.
Вопрос — Какой цвет мы будем использовать для изображения розана, купавки?
Ответ — Розовый и оттенки красного (голубой и оттенки голубого)
Внимание на доску. (Начинается фронтальная работа, учащиеся )
Сначала розовым цветом выполняем кружок (вырезам круг голубого цвета).
В центре выполняем красным (голубым)цветом меньший кружок.
Рисуем (приклеиваем) дужки тем же красным (голубым)цветом. Даем работе подсохнуть. Цветок розана подсох, пора выполнить белилами оживку.
Нам нужно изобразить листики.
Обмакиваем кисть в светло-зеленую краску и ставим отпечаток всей плоскостью кисти (вырезаем листики из бумаги).
Последовательность выполнения бубенчика, купавки, розана
Поэтапное выполнение бубенчика |
Элементы городецкой росписи |
Силуэт цветка |
Поэтапное выполнение купавки |
Дужки |
Штрихи |
Поэтапное выполнение розана |
Точки |
Венчик из лепестков |
Поэтапное выполнение розана способом примакивания кистью |
Листик |
Физкультминутка
2. Построение рисунка городецкой росписи на разделочной доске.
Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы.
V. Итог урока.
По мере выполнения работы выставляются на доску. На доске образуется большое городецкое донце. А ну-ка, подмастерья, внимательно посмотрите на работы, все ли изображения похожи на Городецкие. Есть ли ошибки в изображении, цвете. (Отмечаем ошибки и успехи).
Сегодня на уроке мы побывали в гостях еще в одном промысловом государстве. И познакомились с новой росписью.
А сейчас мы повторим всё, о чём узнали сегодня на уроке и решим небольшой изокроссворд.
- Один из видов композиции городецкой росписи?
- Один из основных элементов городецкой росписи?
- Часто используемый цвет для фона?
- Цвет используемый для написания узора?
- Один из основных элементов городецкой росписи?
Рефлексия: «Радуга». В конце урока предлагается продолжить одну из фраз
Вывод:Молодцы! На следующем уроке мы продолжим знакомство с народными традициями. Сегодня на уроке вы были подмастерьями — учениками мастера. На следующем уроке вам потребуются ножницы, ткань, тесьма, клей для аппликации. До следующей встречи.
VI. Задание на дом.
Принести ткань, тесьму, клей, ножницы.
Литература.
Алексахин Н.Н. «Художественные промыслы России», Москва «Народное образование» 2005 г.
Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись» (рабочая тетрадь по основам народного искусства), Москва «Мозаика-Синтез»
Жданова Л. Альбом твоих аппликаций, «Городец». Москва, ООО «Хатбер -Пресс» 2006 г.
Старикова В.В. «Уроки технологии» Мультимедийное приложение к урокам.
Гамаюнова Светлана Васильевна,
I квалификационная категория,
Село Дегтярное, Белгородская область,
Вейделевский район;
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтяренская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»;
Изобразительное искусство;
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.,5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.А. Горяева, О.В.Островская; под редакцией Б.М. Неменского.-9-е издание,-М.:Просвещение,2010 год
Тема: Сказочные узоры. Городецкая роспись
Класс: 5
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: презентация
Цели и задачи урока:
-
Образовательные.
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства; учить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: «розан», «купавка», «оживка».
-
Развивающие.
Формировать умения делать зарисовки по мотивам городецкой росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
-
Воспитательные.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
действие смыслообразования - установление учащимися, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив - организация выставки работ декоративно - прикладного искусства, цель - познакомить с историей развития городецкой росписи, формировать навыки кистевой росписи. );
-
действие нравственно-этической ориентации — умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные:
-
постановка учебной задачи;
-
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
-
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
-
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
-
внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
-
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-
воспитание волевой саморегуляции.
Познавательные;
общеучебные действия - преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (изображение изящных форм, ритма растительного орнамента Городецкой росписи с использованием графических и живописных умений); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; логические действия - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно - следственных связей; постановка и решение проблем - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные:
социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Методы обучения:
По источнику полученных знаний: наглядные (иллюстрация, демонстрация), словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядно-слуховой (слушание музыки, аудиорассказа), практические (упражнения). По виду деятельности учащихся: репродуктивные (ответы на вопросы учителя), объяснительно - иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрационные опыты, экскурсии), частично-поисковые (самостоятельное выполнение заданий с частичной помощью учителя), проблемные (постановка проблемы и поиск решений), исследовательские (постановка проблемы – инструктаж – самостоятельное изучение, наблюдение – итоги). Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности: методы формирования познавательного интереса (информационного поиска, создание ситуации успеха…).
Материалы и оборудование к уроку:
Для учителя: образцы декоративно-прикладного искусства,
русская народная музыка, учебная таблица, репродукции городецких мастеров, презентация, аудиозапись об истории Городецкого промысла, компьютер, проектор.
Для учащихся: бумага, палитра, кисти, краски.
Ход урока
-
Организационный момент.
Организационный момент проходит на перемене.
-
Проверка домашнего задания.
Разделочные доски. (Ребята заранее дома покрывают их желтой гуашью или вырезают из желтого картона)
-
Изучение нового материала.
Беседа.
- Учитель. Ребята! Обратите внимание, как красиво оформлена наша классная доска! Какие интересные и разные предметы мы видим на ней! Посмотрите! Из чего они сделаны? (Из дерева.)
- А из чего делают гжельскую посуду? А жостовские подносы?
- Хорошо, что вы знаете.
- А вот эти прекрасные вещи делают мастера еще одного промысла - Городца.
- Как вы думаете, как называется этот промысел, если деревянные предметы расписаны декоративным узором? (Городецкая роспись)
- Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку и узнаем историю развития Городецкого промысла. (слайды 2-7)
Рассказ сопровождается показом слайдов. (Приложение 1)
Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж. [Слайд №2-3 ]
Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой [Слайд №3]. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти.
Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. [Слайд №4 ]
Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. [Слайд №5-7]. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; [Слайд № 8-10] розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой [Слайд №10] связана интересная легенда.
На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.
Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов.
[Слайд №11]
Давайте рассмотрим основные элементы [Слайд №12]и последовательность выполнения цветов городецкой росписи[Слайд 13-15]. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки - дужки[Слайд№13]. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.
Цветок купавки[Слайд№14]- голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной. [Слайд№15]
Цвета присущие городецкой росписи [Слайд№16-17]; голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий -птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.
Существует три вида
композиции в городецкой росписи:
1.Цветочная роспись. [Слайд №18];
2. Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; [Слайд №19];
3. Сюжетная роспись. [Слайд № 20];
IV. Практическая работа.
Во время практической работы включается тихая музыка, на экране сменяются изображения предметов с городецкой росписью.
1. Ознакомление с особенностями городецкой росписи.
А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, конь, птица или листик.
Вопрос - А как называется ученик мастера?
Ответ - Подмастерье!
Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем! Для этого мы разделимся на 2 группы. Первая группа выполнит первый элемент-розан, вторая группа выполнит цветок купавки в технике аппликации. Помогут вам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи и таблица на доске.
Вопрос - Какой цвет мы будем использовать для изображения розана, купавки?
Ответ - Розовый и оттенки красного (голубой и оттенки голубого)
Внимание на доску. (Начинается фронтальная работа, учащиеся )
Сначала розовым цветом выполняем кружок (вырезам круг голубого цвета).
В центре выполняем красным (голубым)цветом меньший кружок.
Рисуем (приклеиваем) дужки тем же красным (голубым)цветом. Даем работе подсохнуть. Цветок розана подсох, пора выполнить белилами оживку.
Нам нужно изобразить листики.
Обмакиваем кисть в светло-зеленую краску и ставим отпечаток всей плоскостью кисти (вырезаем листики из бумаги).
Последовательность выполнения бубенчика, купавки, розана
Поэтапное выполнение бубенчика
Элементы
городецкой
росписи
Силуэт цветка
Поэтапное выполнение купавки
Дужки
Штрихи
Поэтапное выполнение розана
Точки
Венчик
из лепестков
Поэтапное
выполнение розана
способом
примакивания кистью
Листик
Физкультминутка
-
Построение рисунка городецкой росписи на разделочной доске.
Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы.
По мере выполнения работы выставляются на доску. На доске образуется большое городецкое донце. А ну-ка, подмастерья, внимательно посмотрите на работы, все ли изображения похожи на Городецкие. Есть ли ошибки в изображении, цвете. (Отмечаем ошибки и успехи).
Сегодня на уроке мы побывали в гостях еще в одном промысловом государстве. И познакомились с новой росписью.
А сейчас мы повторим всё, о чём узнали сегодня на уроке и решим небольшой изокроссворд.
-
Один из видов композиции городецкой росписи?
-
Один из основных элементов городецкой росписи?
-
Часто используемый цвет для фона?
-
Цвет используемый для написания узора?
-
Один из основных элементов городецкой росписи?
Рефлексия: «Радуга». В конце урока предлагается продолжить одну из фраз
Вывод: Молодцы! На следующем уроке мы продолжим знакомство с народными традициями. Сегодня на уроке вы были подмастерьями - учениками мастера. На следующем уроке вам потребуются ножницы, ткань, тесьма, клей для аппликации. До следующей встречи.
VI. Задание на дом.
Принести ткань, тесьму, клей, ножницы.
Литература.
Алексахин Н.Н. "Художественные
промыслы России", Москва "Народное
образование" 2005 г.
Дорожин Ю.Г.
"Городецкая роспись" (рабочая
тетрадь по основам народного искусства),
Москва "Мозаика-Синтез"
Жданова
Л. Альбом твоих аппликаций, "Городец".
Москва, ООО "Хатбер -Пресс" 2006 г.
Старикова В.В. "Уроки технологии"
Мультимедийное приложение к урокам.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»