Коррекция гиперактивности детей дошкольного возраста
Краткое описание
Цель данной работы раскрыть понятие гипереакивность и познакомить с подходами к лечению, воспитанию и адаптации гиперактивного ребенка в коллективе.
Описание
«Коррекция гиперактивности детей дошкольного возраста» Мальцева Наталья СергеевнаВоспитатель 2 квалификационной категорииг. Мариинск, Кемеровская обл.МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростковс ограниченными возможностями» В настоящее время система образования и воспитания столкнулась с серьёзной проблемой. С конца 60-х годов ХХ столетия количество трудностей в воспитании неуклонно растёт. По данным различных исследований от 2 – 20% детей проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. [34.4] Подобные различия объясняются несоблюдением чётких критериев диагноза. Согласно данным Н. Н. Заваденко и соавторами частота проявлений данного синдрома у детей составляет 7,6 5%, при этом мальчики страдают в 2 раза чаще девочек. [30,4] Гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологических, психиатрических, двигательных, языковых, воспитательных, социальных, психологических и других. Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в детском саду начинается с неудач, хотя эти дети имеют нормальный или высокий интеллект. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. И хотя некоторые дети все же достигают неплохих результатов, но не реализуют полностью свои интеллектуальные возможности. [33] Кроме того, эти дети отличаются повышенной потребностью в движении и импульсивностью, чем вызывают нарекания и жалобы родителей и воспитателей. [37,224] Таким образом, актуальность данной проблемы определяется высокой частотой этого расстройства в детской популяции и его большой социальной значимостью. Занятия с такими детьми нужно строить с учетом их индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. Проведя психокоррекционную работу с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс. Если родители, педагоги и психологи понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют современную коррекцию и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения о проблеме можно забыть. Подход к лечению, воспитанию и адаптации гиперактивного ребенка в коллективе должен быть комплексным или, как говорят специалисты, «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям и включать набор разнообразных методик. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук профессор Ю.С.Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести». Работа с такими детьми, помимо медикаментозного лечения, назначаемого невропатологом, должна включать поведенческую психокоррекцию. [34,108] Психокоррекционная работа психолога с гиперактивным ребёнком проходит по 3 направлениям: работа с родителями гиперактивного ребёнка, работа непосредственно с гиперактивным ребёнком и привлечение в коррекционную работу воспитателей детского сада. Работа с родителями подразумевает. В зависимости от причин возникновения гиперактивного синдрома, для каждой семьи разрабатывается своя программа коррекции. Но независимо от причин все родители гиперактивных детей должны: 1) Усвоить, что мозг ребёнка восприимчив и пластичен с рождения до 9-10 лет, поэтому вовремя проведенная коррекция обязательно приведёт к восполнению защиты развития; 2) Необходимо верить в своего ребёнка, ведь только тогда ему смогут помочь; 3) Как можно скорее начать коррекционную работу. Работа психолога должна быть направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребёнка почувствовать друг друга, сблизится эмоционально. Родителям рассказывают о специфике гиперактивности, чтобы они понимали биологическую основу расстройства. Знакомят с общими принципами воспитания ребёнка с гиперактивностью, учат их постоянно использовать своё влияние на ребёнка, планировать и добиваться последовательности в своих действиях, учат прощать ребенка. Психолог знакомит родителей с техниками изменения поведения ребенка. Рассказывает о том, как ежедневно заниматься с ребенком, так чтобы эти занятия приносили удовольствие. Родители учатся организовывать деятельность ребенка так, чтобы успех его был максимальным, а неудачи — минимальными. Родителей обучают снижать свою раздражительность на ребенка путем релаксации и физических упражнений. Но психолог должен понимать, что коррекция родительского поведения и коррекция самого ребенка должна проходить одновременно. Помощь психолога в работе с гиперактивными детьми и их родителями необходима и самими воспитателями. Психологи должны предоставить воспитателю подробные сведения о природе гиперактивности, характере поведения таких детей в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатели должны знать, что работа с гиперактивными детьми строится на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости и слабой саморегуляции. Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений обратиться за помощью к воспитателю. Задания следует разъяснять ребенку индивидуально. На определенный отрезок времени нужно давать лишь одно задание. Если задание большое, то его предоставить в виде последовательных частей и контролировать выполнение каждой из них. Воспитатель должен предусматривать возможность для двигательной разрядки; физического труда, спортивных упражнений. Но наибольшее значение имеет коррекционная работа с гиперактивным ребенком. Для коррекции поведения детей дошкольного возраста психологи часто используют различные методы терапии. [39,76] М.Клейн утверждала, что «в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты». В работе с детьми дошкольного возраста часто используется игротерапия. Данный метод иногда становится единственно возможным, а потому особенно эффективным. При проведении игровых занятий нужно помнить, что сильны, яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать гиперактивных детей, поэтому рекомендуется исключать упражнения с эмоциональным акцентом, например: игры-соревнования. Ю.С.Шеванко –доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской Медицинской академии последипломного образования и дефектологии предлагает 3 группы развивающих игр для детей с гиперактивным поведением. Эти игры могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, могут играть в них свободное время [45,67] Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группах. М.Клейн рекомендовала использовать для лечения детей игрушки небольшого размера, которыми ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Игротерапия применяется в работе с детьми для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, возникающие в результате импульсивности и сложности саморегуляции. В процессе игротерапии ребенок начинает лучше принимать самостоятельно решения, делать выбор. Также применяют психологи и песочную терапию. Этот метод используют для работы с детьми от 3х лет, когда речевое общение может быть затруднено. Он помогает ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, выразить их в образной форме, что снижает психологическое напряжение. Для проведения песочной терапии нужна песочница с чистым просеянным песком и набор маленьких фигурок, игрушек. Форма песочницы влияет на бессознательное ребенка и результат его деятельности, и может быть как круглой, так и квадратной. В набор игрушек может входить маленькие человечки, домики, животные, растения, домашняя утварь, камушки и другие. Перед началом игры фигурки расставляют по темам или хаотически. Ребенок воспроизводит на песке то, что спонтанно возникает в процессе занятия, выражая свои мысли и желания, которые не может выразить вербально. [40,31] Для работы с дошкольниками 5-6лет эффективен метод арттерапии. Он облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности. Арттерапия особенно эффективна, в случаях, когда ребенок не может четко выражать свои мысли вербально. Так невербальный язык общения вселяет в ребенка уверенность, что он услышан и понят. Арттерапия позволяет ребенку выразить истинное состояние своего внутреннего «я», снимает психологические зажимы, раскрывают ресурсные возможности. [30,26] В результате арттерапии у гиперактивного ребенка появляется чувство удовлетворения, от обнаружения скрытых художественных талантов. Вспомогательным методом в коррекционной работе с гиперактивными детьми является музыкотерапия. Хотя на начальном этапе музыкальное воздействие может стать единственным. Вибрационные волны подают сигналы в головной мозг гиперактивного ребенка и делают работу специалиста приятной и гармоничной. [30,26] Кроме того, музыкотерапия позволяет изменять эмоциональное состояние ребенка, корректирует двигательную активность, речевые расстройства. Работая с гиперактивными детьми, при выборе музыкальных произведений следует отдавать предпочтение ритмичной музыке: танцевального характера для девочек, маршеобразного — для мальчиков. Желательно, чтобы музыка была в живом исполнении, а не в записи. Подобранные произведения должны быть с ярко выраженный мелодией. [40,33] Очень эффективны в работе с детьми с гиперактивным синдромом является психогимнастика. Она дает возможность в невербальной форме отреагировать эмоциональные переживания, восстановить нормальное состояние. В работе с детьми в рамках данного направления психолог применяет игры, этюды, эпизоды, в основе которых — использование двигательной экспрессии для осуществления общения в группе без помощи речи. Это особенно важно, так как такие дети с трудом адаптируются в количестве и испытывают трудность в общении со сверстниками.[40.34] Существует еще множество психотерапевтических методов, которые могут принести пользу гиперактивному ребенку. К ним относятся визуализация. Она создает условия для восстановления умственного и физического равновесия. Медитация позволяет уменьшить тревожность, способствует расслаблению. При этом замедляется сердечный ритм и дыхание, снимается потребность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается. Аутогенная тренировка способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливается концентрация внимания. Семейная психотерапия необходима и родителям и самому ребенку. Применяется метод метафоры, который может помочь человеку в использовании своих личных ресурсов для обогащения внутренней картины мира, чтобы суметь справиться с проблемой. В качестве метафоры могут использоваться истории о других семьях. Для коррекции гиперактивного поведения детей дошкольного возраста часто используется сказкотерапия. Это наиболее доступный и понятный в детском возрасте метод психокоррекции. Он позволяет взрослому говорить о ребенке на понятном ему языке. Все «волшебное» понятно и интересно ребенку, а значит, терапия сказкой может выступать «ключикам» к душе ребенка. [30,26] И, конечно же, проводя психокоррекционную работу с гиперактивным дошкольником психологам и воспитателям детского сада используя любую методику нужно помнить, что такому ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, чем к его концу. Нужно учитывать, что гиперактивный малыш не проявляет признаков гиперактивности, работая один на один с психологом, и намного успешнее выполняет работу лишь в первые 10 минут занятия. [39,13] Занятия с такими детьми надо строить с учетом их индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. Проводя психокоррекционную работу с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс.(30,26) Если родители, педагоги и психологи понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют современную коррекцию и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения проявления гипердинамического синдрома могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит школьную успешность ребенка. (30,27) Список литературы 1 Бейсова, В.Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе [Текст] / В.Е. Бейсова// Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 2 Бреслав, Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности [Текст] / Г.М. Бреслав//формирование активности учащихся и студентов в коллективе. – Рига, 1989. 3 Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Из-во Института психотерапии, 2001. 4 Бурменская, Г.А. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психологического развития детей [Текст] / Г.А. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Издательство МГУ, 1990. 5 Гиперактивные дети: коррекция психологического развития [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ П. Альтхер, А. Берг, А. Вельф и др.: Под ред. М. Пассольте. – М.: Академия, 2004. 6 Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Меренцева, Н.В. Ялпаева, под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. 7 Комплексная коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст]: Методические рекомендации/ Т.В. Попонникова, И.Ф. Федосеева, О.В. Новикова, Л.Б. Коломеец, Г.Ю. Галиева, Л.Г. Галаганова.; Под. ред. А.В. Субботина. – Томск.: Печатная мануфактура, 2009. 8 Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в народном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина. – М.: Академия, 2001. 9 Лютова, Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2007. 10 Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Мотина. – СПб.: Речь, 2007. 11 Практическая психология или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст]: Учебное пособие/ В.И. Гарбузов. – СПб.: Сфера, 1994. 12 Салдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и физонтогинез [Текст]: Серия «Высшее образование» / Е.Л. Салдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 13 Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии [Текст]: Практикум по формированию адекватных отношений/ В.В. Ткачева. – М.: Гном – экспресс, 2000.
15 декабря 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»