Экспресс- тест определения интегрального показателя общих способностей
Экспресс-тест определения интегрального показателя
общих способностей
(КОТ Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)
адаптированный для детей возраста 10-13 лет средних школ
Выполнила: Шкромада Елена Алексеевна
учитель математики и психологии
ГБОУ СОШ №548 Санкт-Петербурга
2013
Шкалы:
- мышление (обобщение, анализ, гибкость, инертность, переключаемость), - восприятие (скорость, точность, отвлекаемость), - внимание (распределение, переключаемость), - речь (употребление языка, грамотность), - воображение (пространственное).
Назначение теста:
Определение интегрального показателя общих способностей.
Инструкция к тесту:
Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.
Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:
1."Быстрый" является противоположным по смыслу слову:
1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скрытный, 4 – легкий, 5 – медленный.
Правильный ответ: 5
2.Молоко стоит 32 рубля за литр. Сколько стоит два с половиной литра?
Правильный ответ: 80 рублей.
3.Восход-исход. Эти два слова являются:
1-сходными, 2- противоположными, 3- ни сходными, на противоположными по значению.
Правильный ответ: 3.
Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 30 вопросов. На выполнение теста Вам дается 10 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.
После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.
Через 10 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.
Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.
Начали!
Тест
1.Пятый день недели – это:
1- четверг, 2- среда, 3- пятница, 4 – вторник.
2. "Суровый" является противоположным по значению слову:
1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.
3. Какое из следующих слов отлично от других:
1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить.
4. Какое из приведенных ниже слов относится к слову «говорить» как нос и обоняние:
1 – громкий, 2- язык, 3- зубы, 4- связки, 5- правильный
5. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
Slow Show
Sharp V.M. Sharp V.M.
Connor M. Conner M.
Soderquist P.E. Soderquist B.E.
Line Like
6.Фермер купил несколько коров за 350 000 рублей, а продал их за 550 000 рублей заработав при этом 50 000рублей за корову. Сколько коров он продал?
7.Слова «стук» и «сток» имеют:
1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.
8. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
5296 5296 7354256 7354256
66986 69686 61197172 61197172
834426 834426 83238224 832382234
9. "Близкий" является противоположным слову:
1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – иной.
10. Какое число должно стоять вместо знака «?»:
73 66 59 52 45 38 ?
11. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
12. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.
Мхом обороты камень набирает заросший.
13. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?
14. "Смелый" является противоположным слову:
1 – отчаянный, 2 – уверенный, 3 – трусливый, 4 – отважный, 5 – храбрый.
15. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:
1. Держать нос по ветру.
2. Пустой мешок не стоит.
3. Трое докторов не лучше одного.
4. Не все то золото, что блестит.
5. У семи нянек дитя без глаза.
16.Количество дней в марте такое же, как и в:
1- июле, 2- сентябре, 3- апреле, 4- ноябре.
17. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
18.Улитка проползает 75 см за ¼ часа. Если она будет двигаться с той же скоростью, то какое расстояние она проползет за 5 часов?
19. Расстилать и растянуть. Эти слова:
1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи, ни противоположны.
20. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:
1-верным, 2- неверным, 3 –неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
21.Из пяти фигур одна лишняя :
22. Смысл двух английских пословиц:
1 – схож, 2 – противоположен, 2 – ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
23. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили:
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6.
24. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят, цепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди?
25. Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м?
26. Какая из фигур наиболее отлична от других?
27. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место:
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14?
28.Если бы полкило картошки стоило 9 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 90 рублей?
29. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.
одни ухода они гостей после наконец остались
30. ."Ясный" является противоположным по смыслу слову:
1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.
Обработка и интерпретация результатов теста
№задания |
ключ |
№задания |
ключ |
№задания |
ключ |
№задания |
ключ |
№задания |
ключ |
1 |
3 |
7 |
3 |
13 |
4 |
19 |
1 |
25 |
14 |
2 |
3 |
8 |
4 |
14 |
3 |
20 |
1 |
26 |
3 |
3 |
4 |
9 |
3 |
15 |
35 |
21 |
5 |
27 |
1/10 |
4 |
4 |
10 |
31 |
16 |
1 |
22 |
1 |
28 |
5 |
5 |
1 |
11 |
4 |
17 |
1 |
23 |
1/8 |
29 |
НИ |
6 |
4 |
12 |
Н |
18 |
1500 |
24 |
45 |
30 |
5 |
Интегральный показатель общих умственных способностей (Ип) равен количеству правильно решенных задач.
Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.
Величина показателя Ип |
Уровень общих умственных способностей |
6 и меньше |
Низкий |
7-9 |
Ниже среднего |
10-16 |
Средний |
17-24 |
Выше среднего |
25 и больше |
Высокий |
Чем выше полученная оценка по этому тесту, тем выше на сегодняшний день уровень умственных способностей и тем больше возможностей к дальнейшему обучению и познавательной деятельности. Если полученная оценка составляет 17 и более балла, то уровень интеллектуального развития и обученности достаточен для выполнения любой творческой задачи. Если оценка превосходит 25 баллов, то можно гордиться своими результатами. Мало кто из детей возраста от 10 до 13 лет достигает такого высокого уровня способностей. Менее 6 баллов – низкая оценка. Низкий показатель может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимания инструкций. Поэтому невысокий результат не может быть признаком слабого интеллекта и возможностей к обучению. Причин получения низких результатов несколько :
1.Недостаточно высокий уровень развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах.
2. Недостаточные навыки анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения.
3. Недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью.
4.Недостаточно высокий темп мыслительной деятельности и выностивости к длительным умственным нагрузкам.
Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности — это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, владение геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве. Эти качества важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если вы обладаете этими качествами не в должной мере, то вам, может быть, трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений. Надо всегда помнить, что любой тест на измерение способностей является лишь показателем уровня развития умений и навыков познавательной деятельности, которые сформированы на сегодняшний день и могут корректироваться под влиянием кропотливой умственной работы. Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их. Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам
(Задания № 15,22,24).
Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №15).
Инертность мышления и переключаемость - это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.
Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (6,18,28 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.
Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №5 и 8. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.
Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком (7,2,3). Задача №5предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).
Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Здесь к тому же проявляются склонности тестируемых. Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе теста задания и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.
Пространственное воображение характеризуется по решению задач, предполагающих операции в двумерном пространстве (13,21,26).
Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.
Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.
Например, если испытуемый не выполнил задания №5 и 8, то ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания.
Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 4, 7, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.
Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок.
В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.
Источники:
1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006. - 240 с. (с. 76-87)
2.Бузин В.Н., Вандерлик Э.Ф. Краткий ориентировочный тест. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: МГУ, 1989. С.112-126.
3. Психологические исследования.Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Уч. Пособие.Сост.:Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов.-М.,1996.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ