Рабочая программа по химии 8 класс
Краткое описание
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования
Описание
###### Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСелтинская средняя общеобразовательная школаСелтинского района Удмуртской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо химии для учащихся 8 классаучителя химии первой квалификационной категории
Северюхиной Елены Аркадьевны
Селты,2013
Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие: и теория, и факты. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). Данная программа реализована в следующих учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 кл. — М.: Дрофа; Габриелян О, С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса химии для 8 класса, разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор О. С. Габриелян, 2010, и государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана 2004г (приказ № 1312 от 09.03.2004г) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе для проведения контрольных работ — 2 часа, практических работ — 5 часов, резервное время – 3 часа.
В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущности характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире. Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Формы учебных занятий, используемые при обучении химии: изучение нового материала и первичного усвоения и закрепления; комбинированное занятие; обобщение и систематизация знаний и умений; контроля знаний и умений обучающихся и другие формы.
Методы обучения (по уровню познавательной деятельности): 1.репродуктивные: объяснительно – иллюстрированные и собственно – репродуктивные; 2.продуктивные: проблемное изложение, частично – поисковые (эвристические), исследовательские.
Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Средства обучения: учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, дидактические средства и др. 1.для учителя (для эффективного достижения целей образования): стандарты образования, основные и дополнительные источники информации и другое. 2.для учащихся: индивидуальные средства учащихся – учебники, рабочие тетради, дополнительные источники информации и другое.
Контролирующие материалы: контрольные работы; работы по дидактическим карточкам; проверочные работы; практические работы.
Критерии оценки работ обучающихся
Устный ответ Оценка «5» — ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности. Оценка «4» — ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» — ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный. Оценка «2» — ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя. Расчетные задачи Оценка «5» — в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Оценка «4» — в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Оценка «3» — в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» — имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Практическая работа Оценка «5» — работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы. Оценка «4» — работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя. Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя. Критерии оценивания контрольных работ приведены в приложении с текстами контрольных работ (оценивание согласно рекомендациям автора УМК: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9»/ О.С. Габриелян, П. Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004) Домашнее задание по учебнику: Все учащиеся обеспечены учебниками, но разных годов выпуска, домашнее задание в классных журналах указано по учебнику О.С. Габриеляна. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2012.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать: • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон; • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации; уметь: • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); • выполнять химический эксперимент; •проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов на год: в неделю -2 часа, всего — 68 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно — методический комплект 1. Габриелян О.С. Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. – 78с. 2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2012. – 286с.: ил. 3. Габриелян О.С. Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, С.А.Сладков. – М.: Дрофа, 2013. – 207 с. 4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»/ О.С. Габриелян, Н.П. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2013. – 222 с. 5. Габриелян О.С. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2013. – 107с. Дополнительная литература 1. Химия. 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе О.С. Габриеляна / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – 2-е изд., испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с. 2. Рябов М.А. Тесты по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 109с. 3. Микитюк А.Д. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / А.Д. Микитюк. — М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 127с. 4. Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия. 8 класс. Тесты, теория, задачи, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. Авт.-сост. Е.И. Воронина. – М.: Планета, 2011. – 112с. 5. Химия. 8 класс.: поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна /авт.-сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 171с. Мультимедийные учебные издания 1. Электронное приложение к методическому пособию «Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия. 8 класс. Тесты, теория, задачи, логические задания. Авт.-сост. Е.И. Воронина. – М.: Планета, 2011. 2. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атом и молекула. – М.: ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. 3. Мультимедийное сопровождение уроков. Неорганическая химия. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011. 4. Демонстрационные таблицы. Химия. 8-9 классы. – Волгоград.: Издательство «Учитель», 2011. 5. Учимся вместе. Химия в помощь учащимся.8-11 классы. Школьный курс, тренажеры, подготовка к экзаменам. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012. 6. Интерактивные проверочные работы. Автоматизированная оценка качества знаний. Химия 8-9 класс. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012. 7. Химия. Поурочные планы по учебникам О.С. Габриеляна. 8-9 классы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо химии для учащихся 8 классаучителя химии первой квалификационной категории
Северюхиной Елены Аркадьевны
Селты,2013
Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие: и теория, и факты. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). Данная программа реализована в следующих учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 кл. — М.: Дрофа; Габриелян О, С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса химии для 8 класса, разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор О. С. Габриелян, 2010, и государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана 2004г (приказ № 1312 от 09.03.2004г) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе для проведения контрольных работ — 2 часа, практических работ — 5 часов, резервное время – 3 часа.
В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущности характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире. Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Формы учебных занятий, используемые при обучении химии: изучение нового материала и первичного усвоения и закрепления; комбинированное занятие; обобщение и систематизация знаний и умений; контроля знаний и умений обучающихся и другие формы.
Методы обучения (по уровню познавательной деятельности): 1.репродуктивные: объяснительно – иллюстрированные и собственно – репродуктивные; 2.продуктивные: проблемное изложение, частично – поисковые (эвристические), исследовательские.
Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Средства обучения: учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, дидактические средства и др. 1.для учителя (для эффективного достижения целей образования): стандарты образования, основные и дополнительные источники информации и другое. 2.для учащихся: индивидуальные средства учащихся – учебники, рабочие тетради, дополнительные источники информации и другое.
Контролирующие материалы: контрольные работы; работы по дидактическим карточкам; проверочные работы; практические работы.
Критерии оценки работ обучающихся
Устный ответ Оценка «5» — ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности. Оценка «4» — ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» — ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный. Оценка «2» — ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя. Расчетные задачи Оценка «5» — в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Оценка «4» — в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Оценка «3» — в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» — имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Практическая работа Оценка «5» — работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы. Оценка «4» — работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя. Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя. Критерии оценивания контрольных работ приведены в приложении с текстами контрольных работ (оценивание согласно рекомендациям автора УМК: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9»/ О.С. Габриелян, П. Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004) Домашнее задание по учебнику: Все учащиеся обеспечены учебниками, но разных годов выпуска, домашнее задание в классных журналах указано по учебнику О.С. Габриеляна. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2012.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Теоретические занятия (количество часов) | Практические работы (количество часов) | Контрольные работы (количество часов) | Общее количество часов |
Введение. | 6 | 1 | 1(ПР №1) | 8 |
Тема1. Атомы химических элементов. | 8 | - | 1(КР№1) | 9 |
Тема 2. Простые вещества | 4 | - | - | 4 |
Тема 3. Соединения химических элементов | 11 | 1 | 1(ПР№2) | 13 |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | 11 | 1 | 1(ПР№3) | 13 |
Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. | 15 | 2 | 1(КР№2) | 18 |
Резервное время | 3 | - | - | 3 |
Всего | 58 | 5 | 2 КР + 3 ПР | 68 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать: • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон; • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации; уметь: • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); • выполнять химический эксперимент; •проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов на год: в неделю -2 часа, всего — 68 часов
Дата | № п.п. | Тема урока | Основные понятия, термины | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Примечание | |
план | факт | ||||||
Введение (8 часов) | |||||||
02-07.09 | 1 (1) | Предмет химии. Вещества. | Химия как часть естествознания; химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях; химический элемент; простые и сложные вещества; атомы и молекулы. |
Знать: понятия: химический элемент, вещество, атомы, молекулы. Различать: понятия: вещество тело, простое вещество и химический элемент. | § 1, § 2, упр. 3, 6, 8, 9. Описать физ. свойства воды по пунктам на с. 10. | ||
2(2) | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | Химическая реакция. Наблюдение, описание, эксперимент. |
Знать: важнейшее химическое понятие «химическая реакция». Уметь: отличать химические реакции от физических явлений. | §3, упр.1-5, подготовиться к ПР №1. | |||
09-14.09 | 3(3) |
Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | Правила работы в химической лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. |
Использовать: приобретенные знания и умения для безопасного обращения с веществами и материалами. Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | |||
4(4) | Химия с древности до наших дней. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. |
Уметь: определять положение химического элемента в Периодической системе; называть химические элементы. | §4, §5 упр.5 | |||
16-21.09 | 5(5) | Химические знаки и формулы. | Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. |
Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам. | Выучить знаки неметаллов, §5, §6, упр.1,2,4 | ||
6(6) | Относительная атомная и молекулярная массы. | Относительная атомная и молекулярная массы, атомная единица массы. |
Уметь: вычислять относительную молекулярную массу веществ и массовую долю элемента в веществе по формуле соединения. | § 6 (до конца), упр. 3, 6, 7, 8 (письм.), учить знаки химических элементов – металлов. | |||
23-28.09 | 7(7) | Молекулярная масса и массовая доля элемента в веществе. | Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении; установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. |
Уметь: вычислять молекулярную массу и массовую долю химического элемента в соединении. | Подготовиться к проверочной работе по §1-5. | ||
8(8) |
Проверочная работа №1 по теме «Предмет химии. Вещества». | Проверить уровень усвоения учащимися знаний и умений по теме. | |||||
Тема1. Атомы химических элементов (9 часов) | |||||||
30.09-05.10 | 9(1) | Основные сведения о строении атома. Состав ядра. | Атомы, строение атома, ядро (протоны и нейтроны), электроны, изотопы. |
Знать: понятия «атом», «химический элемент»; уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента. | § 7, упр. 5; § 8, упр. 1, 2, 6. | ||
10(2) |
Электронное строение атомов | Строение атома; строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. |
Уметь: объяснять физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент Периодической системы Д. И. Менделеева; уметь составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. | §9, упр.1-4 | |||
07-12.10 | 11(3) | Изменение строения атомов в периодах и главных подгруппах. | Строение электронных оболочек атомов 1-20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. |
Уметь: объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | §10 (до с.63 включительно), упр.1 | ||
12(4) | Ионная связь. | Ионная химическая связь, ионы, катионы и анионы. |
Знать: понятие «ионы», «химическая связь; Уметь: определять тип химической связи в соединениях. | §10 (до конца), упр.2 (пис.) | |||
14-19.10 | 13(5) | Ковалентная связь. | Ковалентная (полярная и неполярная) связь; понятие о валентности и степени окисления. |
Уметь: определять ковалентный тип химической связи в соединениях, валентность и степень окисления элемента в соединении. | § 11, упр.2-5 | ||
14(6) | Ковалентная полярная связь. | Ковалентная полярная химическая связь. |
Уметь: определять тип химической связи в соединениях. | § 12, упр. 2 | |||
21-26.10 | 15(7) | Металлическая связь. | Металлическая связь. |
Уметь: определять тип химической связи в соединениях. | § 13, упр.3. повторить § 11-12. | ||
16(8) | Подготовка к контрольной работе по теме «Атомы химических элементов». |
Отработать до оптимального уровня: умения составлять схемы строения атомов первых 20 элементов, их химических формул; умения определять тип химической связи в соединениях; умения показывать в виде схем образования ионной, ковалентной связи. | подготовиться к контрольной работе, повторить §7-13, знать определения. | ||||
28.10-02.11 | 17(9) |
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов». | Проверить уровень усвоения учащимися знаний и умений. | ||||
Тема 2. Простые вещества (4 часа) | |||||||
18(1) | Простые вещества – металлы и неметаллы. | Простые вещества (металлы и неметаллы). Д. Образцы металлов в виде пластинок, проволоки, стружки, изделий; образцы неметаллов (йод, бром, графит, сера, фосфор, уголь), кристаллические решетки (модели) алмаза и графита; прибор для изучения электропроводности |
Уметь: определять принадлежность веществ к металлам и неметаллам. . | § 14, 15. | |||
11-16.11 | 19(2) | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Количество вещества. Моль. Молярная масса. Д. В стаканах 1 моль воды (18 мл), 1 моль поваренной соли (58,5г), 1 моль сахарозы (342г). |
Знать: понятия «моль», «молярная масса». Уметь: вычислять количество вещества, массу по количеству вещества. | § 16, упр.1-3 (письменно). | ||
20(3) | Молярный объем газообразных веществ. | Молярный объем. Д.Модель молярного объема газов. |
Знать: понятие «молярный объем». Уметь: вычислять объем по количеству вещества или массе. | § 17, упр.1-4. | |||
18-23.11 | 21(4) | Решение задач по теме «Количество вещества». | Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем. |
Знать: изученные понятия. Уметь: производить вычисления. | Решить один из вариантов многовариантной работы. | ||
Тема 3. Соединения химических элементов (13 часов) | |||||||
25-30.11 | 22-23 (1-2) | Сложные вещества. Бинарные соединения. | Понятие о степени окисления. Составление формул по валентности (степени окисления), сложные вещества. |
Уметь: составлять формулы неорганических соединений изученных классов; определять валентность и степень окисления элемента в соединениях; называть соединения изученных классов. | § 18, упр. 1-4, §19 | ||
24(3) | Оксиды. Гидриды. | Основные классы неорганических веществ. Д.Образцы оксидов и растворов летучих водородных соединений. Л.2. Взаимодействие оксида магния с кислотами. |
Уметь: называть соединения изученных классов, составлять формулы соединений изученных классов | § 19, упр.1, 3, 5, 6, §20 | |||
02-07.12 | 25(4) | Основания. | Основания. Ионы. Катионы и анионы. Определение характера среды. Индикаторы. Л.3. Получение осадков нерастворимых гидроксидов. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. |
Уметь: называть основания, определять состав вещества по их формулам, степень окисления, распознавать опытным путем растворы щелочей. | § 20, упр. 1-4 | ||
26(5) | Кислоты. | Кислоты. Определение характера среды. Индикаторы. |
Знать: формулы кислот. Уметь: называть кислоты, определять степень окисления элемента в соединении, распознавать опытным путем растворы кислот. | Выучить 12 формул и названия кислот, § 21, упр.1,3. | |||
09-14.12 | 27(6) | Соли. | Соли. Составление формул по степени окисления. |
Уметь: называть соли; составлять формулы солей. | § 22, упр.1-3 | ||
28(7) | Составление формул классов веществ по названиям, номенклатура. | Основные классы неорганических соединений. |
Уметь: называть соединения изученных классов; определять принадлежность вещества к определенному классу, составлять формулы веществ. | Повторить изученное по § 18-22, подготовиться к проверочной работе по составлению формул и номенклатуре неорганических веществ. | |||
16-21.12 | 29(8) | Кристаллические решетки. | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, ионная, молекулярная и металлическая). |
Знать: классификацию веществ. Уметь: использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту. | § 23, упр. 6 | ||
30(9) | Чистые вещества и смеси. | Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Л.4. Разделение смесей (сера, железные стружки, вода, магнит). |
Знать: понятие «молекула», закон постоянства состава вещества. | § 24, упр.4 | |||
23-28.12 | 31 (10) | Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора). | Массовая доля растворенного вещества, смеси веществ. |
Уметь: вычислять массовую и объемную доли вещества в растворе, вычислять m, V, ν продукта реакции по m, V, ν исходного вещества, содержащего примеси. | Подготовиться к ПР №2, с.209. | ||
32 (11) |
Практическая работа №2. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. | Взвешивание. Приготовление растворов. Измерение. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: приготовление растворов с заданной концентрацией; уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | § 25, задачи 1-4. | |||
13-18.01 | 33 (12) | Тренинг по решению задач, связанных с понятием «доля». |
Уметь: вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять m, V, ν продукта реакции по m, V, ν исходного вещества, содержащего примеси. | §25, задачи 5-7. | |||
34 (13) |
Проверочная работа №2 по теме «Массовая доля вещества» |
Проверить уровень усвоения умения решать задачи, связанные с понятием «доля». | |||||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13 часов) | |||||||
20-25.01 | 35(1) | Физические явления в химии. | Разделение смесей, очистка веществ, фильтрование. | §26, упр.3,6, подготовиться к ПР №3. | |||
36(2) |
Практическая работа №3. Очистка поваренной соли от примесей. | Разделение смесей, очистка веществ, фильтрование. |
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | ||||
27.01-01.02 | 37(3) | Химические реакции: признаки и условия протекания. | Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. |
Знать: понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций», уметь определять тип реакции по тепловому эффекту. | § 27, упр.1-2 | ||
38(4) | Химические уравнения. | Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнение и схема химической реакции. |
Понимать химическую символику: уравнения химических реакций; Знать: закон сохранения массы веществ; Уметь: составлять уравнения химических реакций. | § 28, упр.1,2 | |||
03-08.02 | 39(5) | Расстановка коэффициентов (тренинг). | Уравнение и схема химической реакции. |
Уметь: составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты до оптимального уровня усвоения. | § 28, упр.3 | ||
4(6) | Реакции разложения и соединения. | Классификация реакций, понятие о скорости реакции, катализаторы. |
Знать: классификацию реакций. | § 30, упр.1,4, §31, упр.1,2. | |||
10-15.02 | 41(7) | Реакции замещения и обмена. | Классификация реакций.Л.5. Взаимодействие железа с сульфатом меди (II). |
Знать: классификацию реакций. | § 32, упр.1-3 § 33, упр.3, 4 | ||
42(8) | Обобщение сведений о классификации реакций. | Классификация химических реакций по различным признакам. |
Знать: классификацию реакций. | Используя материал § 30-34, привести в таблице примеры реакций, выучить классификацию с определениями типов реакций и примерами, § 34, упр.1, 3. | |||
17-22.02 | 43(9) | Классификация химических реакций. | Контроль уровня усвоения знаний обучающихся о классификации химических реакций, умения расставлять коэффициенты. | ||||
44 (10) | Расчеты по уравнениям реакций. | Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. |
Уметь: вычислять количеств вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | § 29, упр. 1, 2, 3. | |||
24.02-01.03 | 45-46 (11-12) | Тренинг по решению задач. | Довести умения решать задачи по уравнению реакции до оптимального уровня усвоения. | Подготовиться к проверочной работе | |||
03-08.03 | 47 (13) |
Проверочная работа №3 «Химические уравнения. Расчеты по химическим уравнениям» | Контроль уровня усвоения обучающихся умения решать задач по уравнениям химических реакций. | ||||
Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (18 часов) | |||||||
48 (1) | Растворения, растворы, электролиты и неэлектролиты. | Электролиты и неэлектролиты. |
Знать: понятия «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация». | § 35. | |||
10-15.03 | 49(2) | Электролитическая диссоциация. | ЭД кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. |
Знать: понятия «ион», «электролитическая диссоциация». ЭД кислот, щелочей и солей. Уметь: составлять уравнения | § 36-37 (до с.225), упр. 4,5. | ||
17-22.03 | 50-51 (3-4) | Кислоты, щелочи и основания как электролиты. Реакции ионного обмена. | Реакции ионного обмена, основные классы неорганических веществ. |
Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; объяснять сущность реакций ионного обмена. | § 37 (до конца), § 38, упр.1-3, 5. | ||
52(5) | Реакции ионного обмена (тренинг). | Довести умение обучающихся составлять реакции ионного обмена до оптимального уровня усвоения. | Подготовиться к ПР№4, с.270. | ||||
31.03-05.04 | 53(6) |
Практическая работа № 4. Условия протекания реакций ионного обмена. | Проведение химических реакций в растворах, реакции ионного обмена. |
Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена, обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | |||
54(7) | Химические свойства кислот. | Основные классы неорганических веществ. |
Уметь: характеризовать свойства основных классов неорганических веществ. | § 39, упр.1-4. | |||
07-12.04 | 55(8) | Химические свойства оснований. | Основные классы неорганических веществ. |
Уметь: характеризовать свойства основных классов неорганических веществ. | § 40, упр.1-3 | ||
56(9) | Классификация и свойства оксидов | Основные классы неорганических веществ. |
Уметь: характеризовать свойства основных классов неорганических веществ. | § 41, упр.1-3, после §39, упр.6, после §40, упр.5. | |||
14-19.04 | 57 (10) | Химические свойства оксидов. | Довести умение учащихся составлять уравнения реакций с участием оксидов до оптимального уровня. | Повторить §19 | |||
58 (11) | Соли: классификация и свойства. | Основные классы неорганических веществ. |
Уметь: характеризовать свойства основных классов неорганических веществ. | § 42, упр.1, 2,5. | |||
21-26.04 | 59 (11) | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Основные классы неорганических веществ. Простые и сложные вещества. |
Уметь: составлять уравнения химических реакций, характеризующих генетическую связь веществ. | § 43, упр. 2-4 | ||
60 (13) | Решение упражнений по теме «Генетическая связь классов неорганических веществ. | Отработать умения составлять уравнения реакций с участием различных классов веществ. | Подготовиться к ПР №5, с.274. | ||||
28.04-03.05 | 61 (14) |
Практическая работа №5. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей. | Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, распознавать опытным путем растворы кислот, щелочей. | Повторить §18 | |||
62 (15) | Окислительно-восстановительные реакции. | Классификация реакций по изменению степени окисления: ОВР. Окислитель, восстановитель. |
Знать: понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь: определять степень окисления элемента в соединении, составлять уравнения химических реакций. | § 44, упр.1, 3, 7, выписать типичные окислители и восстановители. | |||
05-10.05 | 63 (16) | Окислительно-восстановительные реакции. | Отработать метод электронного баланса до оптимального уровня усвоения. | Повторить § 39-44. | |||
64 (17) | Обобщение знаний по теме «Химические свойства классов неорганических веществ» | Актуализировать умения: составлять уравнения реакций с участием кислот, оснований, оксидов, солей; составлять уравнения в ионном виде; расставлять коэффициенты методом электронного баланса; решать задачи по уравнению реакции. | Подготовиться к КР №2. | ||||
12-17.05 | 65 (18) |
Контрольная работа № 2. по теме «Химические свойства классов неорганических веществ». | |||||
19-24.05 | 66-68 (1-3) |
Резервное время |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно — методический комплект 1. Габриелян О.С. Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. – 78с. 2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2012. – 286с.: ил. 3. Габриелян О.С. Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С. Габриелян, С.А.Сладков. – М.: Дрофа, 2013. – 207 с. 4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»/ О.С. Габриелян, Н.П. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2013. – 222 с. 5. Габриелян О.С. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2013. – 107с. Дополнительная литература 1. Химия. 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе О.С. Габриеляна / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – 2-е изд., испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с. 2. Рябов М.А. Тесты по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 109с. 3. Микитюк А.Д. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / А.Д. Микитюк. — М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 127с. 4. Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия. 8 класс. Тесты, теория, задачи, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. Авт.-сост. Е.И. Воронина. – М.: Планета, 2011. – 112с. 5. Химия. 8 класс.: поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна /авт.-сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 171с. Мультимедийные учебные издания 1. Электронное приложение к методическому пособию «Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия. 8 класс. Тесты, теория, задачи, логические задания. Авт.-сост. Е.И. Воронина. – М.: Планета, 2011. 2. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атом и молекула. – М.: ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. 3. Мультимедийное сопровождение уроков. Неорганическая химия. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011. 4. Демонстрационные таблицы. Химия. 8-9 классы. – Волгоград.: Издательство «Учитель», 2011. 5. Учимся вместе. Химия в помощь учащимся.8-11 классы. Школьный курс, тренажеры, подготовка к экзаменам. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012. 6. Интерактивные проверочные работы. Автоматизированная оценка качества знаний. Химия 8-9 класс. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012. 7. Химия. Поурочные планы по учебникам О.С. Габриеляна. 8-9 классы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Химия
8 класс
11 декабря 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»