В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Комплексная программа воспитания «Я живу среди людей» для воспитанников среднего школьного возраста.

Комплексная программа воспитания «Я живу среди людей» для воспитанников среднего школьного возраста.

Любовь Радченко
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 4198 комментариев: 1
Краткое описание
         Данная программа направлена на воспитание следующих качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить, формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности.
Описание

ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие» Комплексная программа воспитания «Я живу среди людей» для воспитанников среднего школьного возраста.

Срок реализации 5 лет


Автор: Радченко Л.В.
Должность: воспитатель, высшая
категория

Волгоград


 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания рассчитана для учащихся с 5 по 9 класс на весь период обучения в школе-интернате «Созвездие» г. Волгограда. Она составлена на основе работ Н.Е. Щурковой, В.К. Караковского, А.А. Захаренко, И.П. Иванова и других педагогов.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная и др. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Важная роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания. Намечается дальнейшая интеграция воспитательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Воспитание – целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений (А.В. Мудрик). Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности.
Новизна этой программы, на наш взгляд, предполагает формирование нового русского человека– высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, заботящегося о своем здоровье, любящего свое Отечество гражданина. Способствует пробуждению русского национального самосознания и характера.

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ «Я живу среди людей »
· Совместное сотрудничество учителей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;
· Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, любви к своей Родине, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;
· Духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние.

В ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ УЧИТЫВАЮТСЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ü Воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания.
ü Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание.
ü Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех его структурных элементов: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу, участвующим в воспитательном процессе.


ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Главной целью в практике гуманистического воспитания остается идеал личности всесторонне и гармонично развитой, способной принимать решения в ситуациях современной жизни. Динамическая ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.

ЭТА ЦЕЛЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧАХ
o Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
o Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.
o Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников.
o Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.
o Организация разнообразной, творческой личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.
o Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор, приемам саморегуляции и самовоспитания как важнейшим условием благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ V-VI КЛАССОВ
Ведущими воспитательными задачами с этой категорией учащихся является: формирование нравственного и гражданского самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой.
Данная программа направлена на воспитание следующих качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить, формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности.
Основные направления:
1. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

Форма
Название
Кол-во часов
Классные часы:
«Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни»,
 «Внутренняя и внешняя культура человека»,
 «Человек и обстоятельства»,
 «Достоинства и недостатки человека»,
«Человек в общее с другими людьми»,
«Совесть — состояние души человека»,
«Неповторимость и уникальность каждого человека»
1
1
1
1
1
1
1
Тесты и микроисследования:
«Я и мой класс», «Готовность к саморазвитию»,
 «Психологическая совместимость»,
«Расскажи мне обо мне»
2
1
1

2. Воспитание гражданственности и национального самосознания.
Классные часы
«Люблю Отчизну я, но странною любовью»,
«История родного края»,
 «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки»,
«Земляки на поле Славы»,
«Их именами гордится страна»,
«Светочи России
«Полководцы России»,
«Русь Великая»,
 «Человек как патриот своей Родины»,
«Традиции, обряды русского народа»


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Праздники, уроки мужества:
«И помнит мир спасенный»,
 «Пусть болью сердце отзовется»,
 «Ради жизни на земле».
1
1
1



3. Познай самого себя.
Классные часы
«По каким критериям судить о воспитанности человека?»,
«Как работать над собой?»,
 «Ответственность – мера добра и зла»,
 «Культура поведения в семье и обществе»,
 «Красота ложная и настоящая»
1
1
1
1
1
Сочинение-размышление
«Кого можно считать другом?»,
1
Дискуссия
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
1
Психологические игры и практические занятия
Составление эталонов поведения для своего возраста»,
«Как вести личный дневник»
2
2
Тесты:
«Ты вежливый человек?», «Умеешь ли ты уступать», «Ты личность?», «Ты себе нравишься?»
2
4. Формирование образа жизни, достойной человека
Классные часы
«Достойный человек, каков он?»,
 «Культурный человек»,
«Маленький человек»,
 «Популярный человек», «Судьба великого человека»,
 «Жизнь замечательных людей»,
 «Отношения с близкими и далекими людьми»,
 «Сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – нужны ли нам сегодня?»,
«Подросток и закон»,
«От проступка до преступления всего лишь одни шаг»,
«Будь приятен окружающим людям».
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

5. Организация здорового образа жизни.<O:P>
Классные часы
«Мой режим дня»,
«Как вести себя дома одному»,
«Мое любимое занятие»,
«На улице и в комнате о том, ребята, помните!»,
 «Курить – здоровью вредить»,
«Приглашение к зеркалу»,
«Кто опрятен, тот приятен»,
«Маленькое дело лучше большого безделья»,
 « От нравственного здоровья к физическому»,
«Осанка», «Гимнастика».»»»»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.

Классные часы

праздник экологическая тропа игра
«В человеке должно быть прекрасно все…»,
 «Лицо человека», «Душа человека»,
«Как стать красивым и обаятельным?»,
«Как помочь товарищу, если он попал в беду?»,
«Как опрятно и красиво одеваться»,
«Своими руками»,
«Что такое красивый поступок»,
 «На вернисаже», парад моделей;
«Марьи-искусницы»;
 «Чистая река – чистая совесть»;
 «Хорошо – плохо».


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7. Формирование культуры отношений междуполами.
Классные часы
«Уступи девочке место»,
«Говори с мальчиком уважительно»,
«Благодари его за помощь»;
 (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у нее помощи, защити девочку от обидчиков; говорис мальчиком уважительно, благодари его за помощь).
1
1
1

турниры вежливости
«Рыцарский замок»,
«Пункт вежливой помощи»,
1
1
конкурсные программы:
«Мальчишки-девчонки…», «А ну-ка, мальчишки!», «А ну-ка, девчонки!»,
1
уроки этикета, разыгрывание различных ситуаций
«Принцесса на горошине»,
 «Мой класс – мои друзья»,
«О дружбе мальчиковдевочек»,
 «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»;
1
1
1
1

8. Формирование культуры труда.
Классные часы
операции
«На свете множество профессий»,
 «Как научить себя трудиться»,
 «Помоги маме по дому»,
 «Самообслуживание в классе и дома»,
 «В трудечеловек хорошеет»,
«Чистый класс», «Чистый двор»,
«Украсим класс цветами»,
 «Живи, книга!»,
 «Уют».

1
1
1
1
1
1
1
1
1


ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ VII-IX КЛАССОВ
Ведущие воспитательные задачи: формирование нравственного самосознания, ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой, формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений; развитие самосознания и культуры самовоспитания; приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания; формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни; формирование экономического мышления; обучение школьников способам саморегуляции во всех видах деятельности.
Выпускник основной школы должен иметь следующие качества: объективная самооценка, умение подчиняться и руководить, высокое чувство ответственности и культуры; должен владеть способностями человека строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя в сфере межличностных отношений; вести достойный, здоровый образ жизни; должен владеть экономическими понятиями; уметь владеть самодисциплиной, высокой работоспособностью.


ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
1. Общечеловеческие нравственные ценности.

Классные часы:
«Черты русского характера» (стойкость, выносливость, широта души),
 «Человеческая трагедия» (кораблекрушение, война, убийство, землетрясение, смерть),
 «По каким заповедям Библии я хотел бы жить?», «Человеческая драма» (брак по принуждению, потери близких, проводы на войну, подневольный труд, пьянство, наркомания, СПИД и др.),
«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», «Человеческая радость» (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой),
 «Идеал мужчины и идеал женщины»,
 «Люби ближнего своего, как самого себя»,
 «Найди себя, прежде чем искать чего-либо другое»

Ролевые игры по методике Щурковой Н.Е.



2. Жизненное самоопределение.


Классные часы

«Путь к себе. Кто я такой?»,
«Каким быть?»,
«С чего начинается взрослость?»,
«Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни?»,
 «Первая любовь, какая она?»,
«Как стать обаятельной девушкой?»,
«Как стать обаятельным юношей»,
 «Правила счастливого человека»,
«Женщина в доме»,
 «Позиция: иметь, быть, давать»;

Вечера отдыха
«Презентация личности», «С любимыми не расставайтесь», «Хочу любовь провозгласить», «Все от женщины на свете», «Когда ты рядом, жизнь светлей»

Конкурсы
«Лучший по профессии», «Авторская песня».

Вечера-откровения
«Что я умею, что знаю, чем интересен»,

Вечер-дискуссия
«Каждый ли человек может сбыться?»;


3. Самореализация личности подростка.

Классные часы
«Портрет нашего современника»,
«Идеалы и анти идеалы»,
«Человек и культура»,
 «Человек в мире техники»,
«Человек и рыночная экономика»,
«Как я понимаю слово «лидер»?»,
 «Кто я как человек?»,
«Мои возможности»,
 «Не терять времени напрасно»,
 «Путь к цели – каков он?»,
«Учить управлять своим временем»,
 «Учись учиться»,
«Уверенность в себе – зрелое самоуважение»,
 «Оцени свои деловые качества»,
«Можешь ли начинать свое дело смело?»,
«Стиль деятельности лидера».



Встречи с людьми разных профессий
«Кем я хочу быть и кем могу быть?»,
 «Мои увлечения – шаг к будущей профессии».


4. Основы экономического воспитания.
Классные часы
«Как зарабатывают деньги?»,


Викторины на лучшего знатока экономических знаний.
«Мир рыночной экономики»

Ролевые игры
«Интеллектуальный бизнес»,
«Экономическое лото»


Для успешной реализации этой программы следует предусмотреть следующее:
1. Работа с методической литературой в течении года.
2. Проведение диагностики личности школьника совместно с экспериментальной психолого-педагогической лабораторией в течении года.
3. Предусмотреть практические занятия (игры, тесты, анкеты и др.) раз в месяц.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Большое значение для реализации программы «Я живу среди людей» необходимы технические средства (телевизор, магнитофон, видео, фотоаппарат, компьютер, музыкальные диски и др.), канцелярские принадлежности и костюмы.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Я живу среди людей»:
· Программа предполагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на самостоятельную жизнь, подготовку к взрослой, самостоятельной жизни, на становление ученика как личности.
· Она обеспечивает целостность всего учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
· Системность, целенаправленность и регулярность в работе, повышает уровень нравственного развития личности.
· Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности.
· Помогает педагогам искать собственные пути развития личности школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что все действия воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Её деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею. С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через отношения между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках конкретного заведения).
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 класс. — М.: ВАКО, 2003
2. Диденко Т. И. Сборник классных часов и родительских собраний, методика работы с учащимися 5 класс. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002
3. Журналы «Директор школы» (№6, 1997 г.). Воспитательная система школы, проблемы управления.
4. Журналы «Классный руководитель» (1997-2000)
5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел
6. Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1993
7. Кочетов А.и. Как любить детей? – М., 1990
8. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1995
9. Подласый И.П. Педагогика. – М.: просвещение, 1996
10. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997
11. Шмаков С.Н. Уроки детского досуга. – М., 1993
12. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994
13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Педагогическое общество России. М. 1998

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа воспитательная Радченко Л.В,.docx Скачать

D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Модератор Учмет\Разное архив\архив\РАЗНОЕ оценочные листы\uchmet_88_31_1.gif

ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие»







Комплексная программа воспитания «Я живу среди людей» для воспитанников среднего школьного возраста.

Срок реализации 5 лет








Автор: Радченко Л.В.

Должность: воспитатель, высшая

категория










Волгоград


D:\МОИ ДОКУМЕНТЫ\Модератор Учмет\Разное архив\архив\РАЗНОЕ оценочные листы\uchmet_88_31_1.gif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания рассчитана для учащихся с 5 по 9 класс на весь период обучения в школе-интернате «Созвездие» г. Волгограда. Она составлена на основе работ Н.Е. Щурковой, В.К. Караковского, А.А. Захаренко, И.П. Иванова и других педагогов.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная и др. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Важная роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания. Намечается дальнейшая интеграция воспитательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.

Воспитание – целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений (А.В. Мудрик). Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности.

Новизна этой программы, на наш взгляд, предполагает формирование нового русского человека– высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, заботящегося о своем здоровье, любящего свое Отечество гражданина. Способствует пробуждению русского национального самосознания и характера.













ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ «Я живу среди людей »



  • Совместное сотрудничество учителей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;

  • Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, любви к своей Родине, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;

  • Духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние.



В ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ УЧИТЫВАЮТСЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

  • Воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания.

  • Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание.

  • Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех его структурных элементов: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу, участвующим в воспитательном процессе.


ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ


Главной целью в практике гуманистического воспитания остается идеал личности всесторонне и гармонично развитой, способной принимать решения в ситуациях современной жизни. Динамическая ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.

ЭТА ЦЕЛЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧАХ

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

  • Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.

  • Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников.

  • Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.

  • Организация разнообразной, творческой личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.

  • Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор, приемам саморегуляции и самовоспитания как важнейшим условием благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ V-VI КЛАССОВ



Ведущими воспитательными задачами с этой категорией учащихся является: формирование нравственного и гражданского самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой.
Данная программа направлена на воспитание следующих качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить, формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности.
Основные направления:
1. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

Форма

Название

Кол-во часов

Классные часы:

«Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни»,

«Внутренняя и внешняя культура человека»,

«Человек и обстоятельства»,

«Достоинства и недостатки человека»,

«Человек в общее с другими людьми»,

«Совесть - состояние души человека»,

«Неповторимость и уникальность каждого человека»

1

1

1

1

1

1

1

Тесты и микроисследования:

«Я и мой класс», «Готовность к саморазвитию»,

«Психологическая совместимость»,

«Расскажи мне обо мне»

2

1

1



2. Воспитание гражданственности и национального самосознания.

Классные часы

«Люблю Отчизну я, но странною любовью»,

«История родного края»,

«Герои Великой Отечественной войны – наши земляки»,

«Земляки на поле Славы»,

«Их именами гордится страна»,

«Светочи России

«Полководцы России»,

«Русь Великая»,

«Человек как патриот своей Родины»,

«Традиции, обряды русского народа»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Праздники, уроки мужества:

«И помнит мир спасенный»,

«Пусть болью сердце отзовется»,

«Ради жизни на земле».

1

1

1





3. Познай самого себя.

Классные часы

«По каким критериям судить о воспитанности человека?»,

«Как работать над собой?»,

«Ответственность – мера добра и зла»,

«Культура поведения в семье и обществе»,

«Красота ложная и настоящая»

1

1

1

1

1

Сочинение-размышление

«Кого можно считать другом?»,

1

Дискуссия

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

Психологические игры и практические занятия

Составление эталонов поведения для своего возраста»,

«Как вести личный дневник»

2

2

Тесты:

«Ты вежливый человек?», «Умеешь ли ты уступать», «Ты личность?», «Ты себе нравишься?»

2

4. Формирование образа жизни, достойной человека

Классные часы

«Достойный человек, каков он?»,

«Культурный человек»,

«Маленький человек»,

«Популярный человек», «Судьба великого человека»,

«Жизнь замечательных людей»,

«Отношения с близкими и далекими людьми»,

«Сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – нужны ли нам сегодня?»,

«Подросток и закон»,

«От проступка до преступления всего лишь одни шаг»,

«Будь приятен окружающим людям».

1

1

1

1

1

1

1

1



1

1



5. Организация здорового образа жизни.<O:P>

Классные часы

«Мой режим дня»,

«Как вести себя дома одному»,

«Мое любимое занятие»,

«На улице и в комнате о том, ребята, помните!»,

«Курить – здоровью вредить»,

«Приглашение к зеркалу»,

«Кто опрятен, тот приятен»,

«Маленькое дело лучше большого безделья»,

« От нравственного здоровья к физическому»,

«Осанка», «Гимнастика».<O:P>»»»»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.<O:P>  

</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt">
Классные часы













праздник экологическая тропа игра

<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>«В человеке должно быть прекрасно все…»,

«Лицо человека», «Душа человека»,

«Как стать красивым и обаятельным?»,

«Как помочь товарищу, если он попал в беду?»,

«Как<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>опрятно и красиво одеваться»,

«Своими руками»,

«Что такое красивый поступок»,

«На вернисаже», парад моделей;

«Марьи-искусницы»;

«Чистая река – чистая совесть»;

«Хорошо – плохо».<O:P></O:P></SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt">

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


7. Формирование культуры отношений между<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>полами.<O:P>  

Классные часы

«Уступи девочке место»,

«Говори с мальчиком уважительно»,

«Благодари его за помощь»;

(уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у нее помощи, защити девочку от обидчиков; говори<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>с мальчиком уважительно, благодари его за помощь).<O:P>  

1

1

1


турниры вежливости

«Рыцарский замок»,

«Пункт вежливой помощи»,

1

1

конкурсные программы:

«Мальчишки-девчонки…», «А ну-ка, мальчишки!», «А ну-ка, девчонки!»,

1

уроки этикета, разыгрывание различных ситуаций

«Принцесса на горошине»,

«Мой класс – мои друзья»,

«О дружбе мальчиков<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>девочек»,

«Чего в другом не любишь, того и сам не делай»;

1

1

1

1

</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt"></SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt">




8. Формирование культуры труда.<O:P>  

Классные часы







операции

</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt"> «На свете множество профессий»,

«Как научить себя трудиться»,

«Помоги маме по дому»,

«Самообслуживание в классе и дома»,

«В труде<SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>человек хорошеет»,

«Чистый класс», «Чистый двор»,

«Украсим класс цветами»,

«Живи, книга!»,

«Уют».<O:P> </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt"> <O:P> </O:P></SPAN>


1

1

1

1

1

1

1

1

1

</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt">


ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ VII-IX КЛАССОВ



Ведущие воспитательные задачи: формирование нравственного самосознания, ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой, формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений; развитие самосознания и культуры самовоспитания; приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания; формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни; формирование экономического мышления; обучение школьников способам саморегуляции во всех видах деятельности.
Выпускник основной школы должен иметь следующие качества: объективная самооценка, умение подчиняться и руководить, высокое чувство ответственности и культуры; должен владеть способностями человека строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя в сфере межличностных отношений; вести достойный, здоровый образ жизни; должен владеть экономическими понятиями; уметь владеть самодисциплиной, высокой работоспособностью.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.
1. Общечеловеческие нравственные ценности.

Классные часы:

«Черты русского характера» (стойкость, выносливость, широта души),

«Человеческая трагедия» (кораблекрушение, война, убийство, землетрясение, смерть),

«По каким заповедям Библии я хотел бы жить?», «Человеческая драма» (брак по принуждению, потери близких, проводы на войну, подневольный труд, пьянство, наркомания, СПИД и др.),

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», «Человеческая радость» (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой),

«Идеал мужчины и идеал женщины»,

«Люби ближнего своего, как самого себя»,

«Найди себя, прежде чем искать чего-либо другое»


Ролевые игры по методике Щурковой Н.Е.




2. Жизненное самоопределение.


Классные часы

«Путь к себе. Кто я такой?»,

«Каким быть?»,

«С чего начинается взрослость?»,

«Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни?»,

«Первая любовь, какая она?»,

«Как стать обаятельной девушкой?»,

«Как стать обаятельным юношей»,

«Правила счастливого человека»,

«Женщина в доме»,

«Позиция: иметь, быть, давать»;


Вечера отдыха

«Презентация личности», «С любимыми не расставайтесь», «Хочу любовь провозгласить», «Все от женщины на свете», «Когда ты рядом, жизнь светлей»


Конкурсы

«Лучший по профессии», «Авторская песня».


Вечера-откровения

«Что я умею, что знаю, чем интересен»,


Вечер-дискуссия

«Каждый ли человек может сбыться?»;



3. Самореализация личности подростка.

Классные часы

«Портрет нашего современника»,

«Идеалы и анти идеалы»,

«Человек и культура»,

«Человек в мире техники»,

«Человек и рыночная экономика»,

«Как я понимаю слово «лидер»?»,

«Кто я как человек?»,

«Мои возможности»,

«Не терять времени напрасно»,

«Путь к цели – каков он?»,

«Учить управлять своим временем»,

«Учись учиться»,

«Уверенность в себе – зрелое самоуважение»,

«Оцени свои деловые качества»,

«Можешь ли начинать свое дело смело?»,

«Стиль деятельности лидера».


Встречи с людьми разных профессий

«Кем я хочу быть и кем могу быть?»,

«Мои увлечения – шаг к будущей профессии».




4. Основы экономического воспитания.

Классные часы

«Как зарабатывают деньги?»,


Викторины на лучшего знатока экономических знаний.

«Мир рыночной экономики»


Ролевые игры

«Интеллектуальный бизнес»,

«Экономическое лото»




Для успешной реализации этой программы следует предусмотреть следующее:

  1. Работа с методической литературой в течении года.

  2. Проведение диагностики личности школьника совместно с экспериментальной психолого-педагогической лабораторией в течении года.

  3. Предусмотреть практические занятия (игры, тесты, анкеты и др.) раз в месяц.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Большое значение для реализации программы «Я живу среди людей» необходимы технические средства (телевизор, магнитофон, видео, фотоаппарат, компьютер, музыкальные диски и др.), канцелярские принадлежности и костюмы.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Я живу среди людей»:

· Программа предполагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на самостоятельную жизнь, подготовку к взрослой, самостоятельной жизни, на становление ученика как личности.

· Она обеспечивает целостность всего учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.

· Системность, целенаправленность и регулярность в работе, повышает уровень нравственного развития личности.

· Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности.

· Помогает педагогам искать собственные пути развития личности школьников.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.

Необходимо отметить, что все действия воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.

Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Её деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею. С одной стороны, она - система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через отношения между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках конкретного заведения).





ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ


  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 класс. - М.: ВАКО, 2003

  2. Диденко Т. И. Сборник классных часов и родительских собраний, методика работы с учащимися 5 класс. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002

  3. Журналы «Директор школы» (№6, 1997 г.). Воспитательная система школы, проблемы управления.

  4. Журналы «Классный руководитель» (1997-2000)

  5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел

  6. Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1993

  7. Кочетов А.и. Как любить детей? – М., 1990

  8. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1995

  9. Подласый И.П. Педагогика. – М.: просвещение, 1996

  10. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997

  11. Шмаков С.Н. Уроки детского досуга. – М., 1993

  12. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994

  13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Педагогическое общество России. М. 1998

14



Обсуждение материала
Наталья Дулатова
12.12.2013 07:34
Цели и задач программы соответствуют ее содержанию;
изложения материала логично и грамотно; учитываются возрастные особенностей детей при выборе форм организации занятий по программе; избранные формы соответствуют организации занятий.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос