Комплексная программа воспитания «Я живу среди людей» для воспитанников среднего школьного возраста.
ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие» Комплексная программа воспитания «Я живу среди людей» для воспитанников среднего школьного возраста.
Срок реализации 5 лет
Автор: Радченко Л.В.
Должность: воспитатель, высшая
категория
Волгоград
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания рассчитана для учащихся с 5 по 9 класс на весь период обучения в школе-интернате «Созвездие» г. Волгограда. Она составлена на основе работ Н.Е. Щурковой, В.К. Караковского, А.А. Захаренко, И.П. Иванова и других педагогов.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная и др. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Важная роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания. Намечается дальнейшая интеграция воспитательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Воспитание – целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений (А.В. Мудрик). Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности.
Новизна этой программы, на наш взгляд, предполагает формирование нового русского человека– высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, заботящегося о своем здоровье, любящего свое Отечество гражданина. Способствует пробуждению русского национального самосознания и характера.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ «Я живу среди людей »
· Совместное сотрудничество учителей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;
· Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, любви к своей Родине, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;
· Духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние.
В ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ УЧИТЫВАЮТСЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ü Воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания.
ü Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание.
ü Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех его структурных элементов: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу, участвующим в воспитательном процессе.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Главной целью в практике гуманистического воспитания остается идеал личности всесторонне и гармонично развитой, способной принимать решения в ситуациях современной жизни. Динамическая ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.
ЭТА ЦЕЛЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧАХ
o Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
o Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.
o Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников.
o Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.
o Организация разнообразной, творческой личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.
o Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор, приемам саморегуляции и самовоспитания как важнейшим условием благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ V-VI КЛАССОВ
Ведущими воспитательными задачами с этой категорией учащихся является: формирование нравственного и гражданского самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой.
Данная программа направлена на воспитание следующих качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить, формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности.
Основные направления:
1. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.
Форма
| Название
| Кол-во часов
|
Классные часы:
| «Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни»,
«Внутренняя и внешняя культура человека», «Человек и обстоятельства», «Достоинства и недостатки человека», «Человек в общее с другими людьми», «Совесть — состояние души человека», «Неповторимость и уникальность каждого человека» | 1
1 1 1 1 1 1 |
Тесты и микроисследования:
| «Я и мой класс», «Готовность к саморазвитию»,
«Психологическая совместимость», «Расскажи мне обо мне» | 2
1 1 |
2. Воспитание гражданственности и национального самосознания.
Классные часы
| «Люблю Отчизну я, но странною любовью»,
«История родного края», «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Земляки на поле Славы», «Их именами гордится страна», «Светочи России «Полководцы России», «Русь Великая», «Человек как патриот своей Родины», «Традиции, обряды русского народа» | 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Праздники, уроки мужества:
| «И помнит мир спасенный»,
«Пусть болью сердце отзовется», «Ради жизни на земле». | 1
1 1 |
3. Познай самого себя.
Классные часы
| «По каким критериям судить о воспитанности человека?»,
«Как работать над собой?», «Ответственность – мера добра и зла», «Культура поведения в семье и обществе», «Красота ложная и настоящая» | 1
1 1 1 1 |
Сочинение-размышление
| «Кого можно считать другом?»,
| 1
|
Дискуссия
| «Мой первый друг, мой друг бесценный».
| 1
|
Психологические игры и практические занятия
| Составление эталонов поведения для своего возраста»,
«Как вести личный дневник» | 2
2 |
Тесты:
| «Ты вежливый человек?», «Умеешь ли ты уступать», «Ты личность?», «Ты себе нравишься?»
| 2
|
Классные часы
| «Достойный человек, каков он?»,
«Культурный человек», «Маленький человек», «Популярный человек», «Судьба великого человека», «Жизнь замечательных людей», «Отношения с близкими и далекими людьми», «Сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – нужны ли нам сегодня?», «Подросток и закон», «От проступка до преступления всего лишь одни шаг», «Будь приятен окружающим людям». | 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
5. Организация здорового образа жизни.<O:P>
Классные часы
| «Мой режим дня»,
«Как вести себя дома одному», «Мое любимое занятие», «На улице и в комнате о том, ребята, помните!», «Курить – здоровью вредить», «Приглашение к зеркалу», «Кто опрятен, тот приятен», «Маленькое дело лучше большого безделья», « От нравственного здоровья к физическому», «Осанка», «Гимнастика».»»»» | 1
1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
Классные часы праздник экологическая тропа игра | «В человеке должно быть прекрасно все…»,
«Лицо человека», «Душа человека», «Как стать красивым и обаятельным?», «Как помочь товарищу, если он попал в беду?», «Как опрятно и красиво одеваться», «Своими руками», «Что такое красивый поступок», «На вернисаже», парад моделей; «Марьи-искусницы»; «Чистая река – чистая совесть»; «Хорошо – плохо». | 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Классные часы
| «Уступи девочке место»,
«Говори с мальчиком уважительно», «Благодари его за помощь»; (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у нее помощи, защити девочку от обидчиков; говорис мальчиком уважительно, благодари его за помощь). | 1
1 1 |
турниры вежливости
| «Рыцарский замок»,
«Пункт вежливой помощи», | 1
1 |
конкурсные программы:
| «Мальчишки-девчонки…», «А ну-ка, мальчишки!», «А ну-ка, девчонки!»,
| 1
|
уроки этикета, разыгрывание различных ситуаций
| «Принцесса на горошине»,
«Мой класс – мои друзья», «О дружбе мальчиковдевочек», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»; | 1
1 1 1 |
8. Формирование культуры труда.
Классные часы
операции | «На свете множество профессий»,
«Как научить себя трудиться», «Помоги маме по дому», «Самообслуживание в классе и дома», «В трудечеловек хорошеет», «Чистый класс», «Чистый двор», «Украсим класс цветами», «Живи, книга!», «Уют». | 1
1 1 1 1 1 1 1 1 |
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ VII-IX КЛАССОВ
Ведущие воспитательные задачи: формирование нравственного самосознания, ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой, формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений; развитие самосознания и культуры самовоспитания; приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания; формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни; формирование экономического мышления; обучение школьников способам саморегуляции во всех видах деятельности.
Выпускник основной школы должен иметь следующие качества: объективная самооценка, умение подчиняться и руководить, высокое чувство ответственности и культуры; должен владеть способностями человека строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя в сфере межличностных отношений; вести достойный, здоровый образ жизни; должен владеть экономическими понятиями; уметь владеть самодисциплиной, высокой работоспособностью.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.
1. Общечеловеческие нравственные ценности.
Классные часы:
| «Черты русского характера» (стойкость, выносливость, широта души),
«Человеческая трагедия» (кораблекрушение, война, убийство, землетрясение, смерть), «По каким заповедям Библии я хотел бы жить?», «Человеческая драма» (брак по принуждению, потери близких, проводы на войну, подневольный труд, пьянство, наркомания, СПИД и др.), «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», «Человеческая радость» (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой), «Идеал мужчины и идеал женщины», «Люби ближнего своего, как самого себя», «Найди себя, прежде чем искать чего-либо другое» |
|
Ролевые игры по методике Щурковой Н.Е.
|
|
|
2. Жизненное самоопределение.
Классные часы | «Путь к себе. Кто я такой?»,
«Каким быть?», «С чего начинается взрослость?», «Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни?», «Первая любовь, какая она?», «Как стать обаятельной девушкой?», «Как стать обаятельным юношей», «Правила счастливого человека», «Женщина в доме», «Позиция: иметь, быть, давать»; |
|
Вечера отдыха
| «Презентация личности», «С любимыми не расставайтесь», «Хочу любовь провозгласить», «Все от женщины на свете», «Когда ты рядом, жизнь светлей»
|
|
Конкурсы
| «Лучший по профессии», «Авторская песня».
|
|
Вечера-откровения
| «Что я умею, что знаю, чем интересен»,
|
|
Вечер-дискуссия
| «Каждый ли человек может сбыться?»;
|
|
3. Самореализация личности подростка.
Классные часы
| «Портрет нашего современника»,
«Идеалы и анти идеалы», «Человек и культура», «Человек в мире техники», «Человек и рыночная экономика», «Как я понимаю слово «лидер»?», «Кто я как человек?», «Мои возможности», «Не терять времени напрасно», «Путь к цели – каков он?», «Учить управлять своим временем», «Учись учиться», «Уверенность в себе – зрелое самоуважение», «Оцени свои деловые качества», «Можешь ли начинать свое дело смело?», «Стиль деятельности лидера». |
|
Встречи с людьми разных профессий
| «Кем я хочу быть и кем могу быть?»,
«Мои увлечения – шаг к будущей профессии». |
|
4. Основы экономического воспитания.
Классные часы
| «Как зарабатывают деньги?»,
|
|
Викторины на лучшего знатока экономических знаний.
| «Мир рыночной экономики»
|
|
Ролевые игры
| «Интеллектуальный бизнес»,
«Экономическое лото» |
|
Для успешной реализации этой программы следует предусмотреть следующее:
1. Работа с методической литературой в течении года.
2. Проведение диагностики личности школьника совместно с экспериментальной психолого-педагогической лабораторией в течении года.
3. Предусмотреть практические занятия (игры, тесты, анкеты и др.) раз в месяц.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Большое значение для реализации программы «Я живу среди людей» необходимы технические средства (телевизор, магнитофон, видео, фотоаппарат, компьютер, музыкальные диски и др.), канцелярские принадлежности и костюмы.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Я живу среди людей»:
· Программа предполагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на самостоятельную жизнь, подготовку к взрослой, самостоятельной жизни, на становление ученика как личности.
· Она обеспечивает целостность всего учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
· Системность, целенаправленность и регулярность в работе, повышает уровень нравственного развития личности.
· Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности.
· Помогает педагогам искать собственные пути развития личности школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что все действия воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Её деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею. С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через отношения между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках конкретного заведения).
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 класс. — М.: ВАКО, 2003
2. Диденко Т. И. Сборник классных часов и родительских собраний, методика работы с учащимися 5 класс. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002
3. Журналы «Директор школы» (№6, 1997 г.). Воспитательная система школы, проблемы управления.
4. Журналы «Классный руководитель» (1997-2000)
5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел
6. Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1993
7. Кочетов А.и. Как любить детей? – М., 1990
8. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1995
9. Подласый И.П. Педагогика. – М.: просвещение, 1996
10. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997
11. Шмаков С.Н. Уроки детского досуга. – М., 1993
12. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994
13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Педагогическое общество России. М. 1998
ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие»
Комплексная программа воспитания «Я живу среди людей» для воспитанников среднего школьного возраста.
Срок реализации 5 лет
Автор: Радченко Л.В.
Должность: воспитатель, высшая
категория
Волгоград
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания рассчитана для учащихся с 5 по 9 класс на весь период обучения в школе-интернате «Созвездие» г. Волгограда. Она составлена на основе работ Н.Е. Щурковой, В.К. Караковского, А.А. Захаренко, И.П. Иванова и других педагогов.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных особенностей. В современных условиях активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная и др. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Важная роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания. Намечается дальнейшая интеграция воспитательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Воспитание – целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений (А.В. Мудрик). Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности.
Новизна этой программы, на наш взгляд, предполагает формирование нового русского человека– высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, заботящегося о своем здоровье, любящего свое Отечество гражданина. Способствует пробуждению русского национального самосознания и характера.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ «Я живу среди людей »
-
Совместное сотрудничество учителей и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей;
-
Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, любви к своей Родине, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения;
-
Духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние.
В ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ УЧИТЫВАЮТСЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
-
Воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания.
-
Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание.
-
Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех его структурных элементов: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу, участвующим в воспитательном процессе.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Главной целью в практике
гуманистического воспитания остается
идеал личности всесторонне и гармонично
развитой, способной принимать решения
в ситуациях современной жизни. Динамическая
ее характеристика связана с понятиями
саморазвития и самореализации. Эти
процессы определяют специфику цели
гуманистического воспитания: создание
условий для саморазвития в гармонии с
самим собой и окружающим миром.
ЭТА ЦЕЛЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧАХ
-
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
-
Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.
-
Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников.
-
Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.
-
Организация разнообразной, творческой личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.
-
Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор, приемам саморегуляции и самовоспитания как важнейшим условием благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВОЗРАСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ V-VI КЛАССОВ
Ведущими воспитательными задачами
с этой категорией учащихся является:
формирование нравственного и гражданского
самосознания, ответственности как черты
личности и обучения культуре поведения
на основе управления собой.
Данная программа направлена на воспитание
следующих качеств: ответственность,
объективная самооценка, дисциплина,
умение подчиняться и руководить,
формирование нравственных позиций по
отношению к другому полу, возрасту и
уровню способностей, одаренности.
Основные направления:
1.
Формирование представлений о человеке
как субъекте жизни и наивысшей ценности
на земле.
Форма |
Название |
Кол-во часов |
Классные часы: |
«Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни», «Внутренняя и внешняя культура человека», «Человек и обстоятельства», «Достоинства и недостатки человека», «Человек в общее с другими людьми», «Совесть - состояние души человека», «Неповторимость и уникальность каждого человека» |
1 1 1 1 1 1 1 |
Тесты и микроисследования: |
«Я и мой класс», «Готовность к саморазвитию», «Психологическая совместимость», «Расскажи мне обо мне» |
2 1 1 |
2. Воспитание гражданственности и национального самосознания.
Классные часы |
«Люблю Отчизну я, но странною любовью», «История родного края», «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Земляки на поле Славы», «Их именами гордится страна», «Светочи России «Полководцы России», «Русь Великая», «Человек как патриот своей Родины», «Традиции,
обряды русского народа» |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Праздники, уроки мужества: |
«И помнит мир спасенный», «Пусть болью сердце отзовется», «Ради жизни на земле». |
1 1 1 |
3. Познай самого себя.
Классные часы |
«По каким критериям судить о воспитанности человека?», «Как работать над собой?», «Ответственность – мера добра и зла», «Культура поведения в семье и обществе», «Красота ложная и настоящая» |
1 1 1 1 1 |
Сочинение-размышление |
«Кого можно считать другом?», |
1 |
Дискуссия |
«Мой первый друг, мой друг бесценный». |
1 |
Психологические игры и практические занятия |
Составление эталонов поведения для своего возраста», «Как вести личный дневник» |
2 2 |
Тесты: |
«Ты вежливый человек?», «Умеешь ли ты уступать», «Ты личность?», «Ты себе нравишься?» |
2 |
4. Формирование образа жизни, достойной человека
Классные часы |
«Достойный человек, каков он?», «Культурный человек», «Маленький человек», «Популярный человек», «Судьба великого человека», «Жизнь замечательных людей», «Отношения с близкими и далекими людьми», «Сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – нужны ли нам сегодня?», «Подросток и закон», «От проступка до преступления всего лишь одни шаг», «Будь приятен окружающим людям». |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
5. Организация здорового образа жизни.<O:P>
Классные часы |
«Мой режим дня», «Как вести себя дома одному», «Мое любимое занятие», «На улице и в комнате о том, ребята, помните!», «Курить – здоровью вредить», «Приглашение к зеркалу», «Кто опрятен, тот приятен», «Маленькое дело лучше большого безделья», « От нравственного здоровья к физическому», «Осанка», «Гимнастика».<O:P>»»»» |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 |
6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.<O:P>
</SPAN><SPAN
style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt"> праздник экологическая тропа игра |
<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>«В человеке должно быть прекрасно все…», «Лицо человека», «Душа человека», «Как стать красивым и обаятельным?», «Как помочь товарищу, если он попал в беду?», «Как<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>опрятно и красиво одеваться», «Своими руками», «Что такое красивый поступок», «На вернисаже», парад моделей; «Марьи-искусницы»; «Чистая река – чистая совесть»; «Хорошо
– плохо».<O:P></O:P></SPAN><SPAN
style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt"> |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
7. Формирование культуры отношений между<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>полами.<O:P>
Классные часы |
«Уступи девочке место», «Говори с мальчиком уважительно», «Благодари его за помощь»; (уступи девочке место, помоги ей в физической работе, не стесняйся просить у нее помощи, защити девочку от обидчиков; говори<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>с мальчиком уважительно, благодари его за помощь).<O:P> |
1 1 1 |
турниры вежливости |
«Рыцарский замок», «Пункт вежливой помощи», |
1 1 |
конкурсные программы: |
«Мальчишки-девчонки…», «А ну-ка, мальчишки!», «А ну-ка, девчонки!», |
1 |
уроки этикета, разыгрывание различных ситуаций |
«Принцесса на горошине», «Мой класс – мои друзья», «О дружбе мальчиков<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>девочек», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»; |
1 1 1 1 |
</SPAN><SPAN
style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt"></SPAN><SPAN
style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt">
8. Формирование культуры труда.<O:P>
Классные часы операции |
</SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt"> «На свете множество профессий», «Как научить себя трудиться», «Помоги маме по дому», «Самообслуживание в классе и дома», «В труде<SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>человек хорошеет», «Чистый класс», «Чистый двор», «Украсим класс цветами», «Живи, книга!», «Уют».<O:P> </SPAN><SPAN style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt"> <O:P> </O:P></SPAN> |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
</SPAN><SPAN
style="FONT-SIZE: 12pt; mso-bidi-font-size: 10.0pt">
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ VII-IX КЛАССОВ
Ведущие воспитательные задачи:
формирование нравственного самосознания,
ответственности и обучение культуре
поведения на основе управления собой,
формирование общественного мнения по
важнейшим проблемам жизни, общества и
человеческих отношений; развитие
самосознания и культуры самовоспитания;
приобщение к ведущим духовным ценностям
своего Отечества, воспитание
гражданственности и национального
самосознания; формирование полового
самосознания и нравственная подготовка
к семейной жизни; формирование
экономического мышления; обучение
школьников способам саморегуляции во
всех видах деятельности.
Выпускник
основной школы должен иметь следующие
качества: объективная самооценка, умение
подчиняться и руководить, высокое
чувство ответственности и культуры;
должен владеть способностями человека
строить собственную жизнь, изменяя
обстоятельства и самого себя в сфере
межличностных отношений; вести достойный,
здоровый образ жизни; должен владеть
экономическими понятиями; уметь владеть
самодисциплиной, высокой работоспособностью.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
1. Общечеловеческие нравственные
ценности.
Классные часы: |
«Черты русского характера» (стойкость, выносливость, широта души), «Человеческая трагедия» (кораблекрушение, война, убийство, землетрясение, смерть), «По каким заповедям Библии я хотел бы жить?», «Человеческая драма» (брак по принуждению, потери близких, проводы на войну, подневольный труд, пьянство, наркомания, СПИД и др.), «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», «Человеческая радость» (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой), «Идеал мужчины и идеал женщины», «Люби ближнего своего, как самого себя», «Найди себя, прежде чем искать чего-либо другое» |
|
Ролевые игры по методике Щурковой Н.Е. |
|
|
2. Жизненное самоопределение.
|
«Путь к себе. Кто я такой?», «Каким быть?», «С чего начинается взрослость?», «Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни?», «Первая любовь, какая она?», «Как стать обаятельной девушкой?», «Как стать обаятельным юношей», «Правила счастливого человека», «Женщина в доме», «Позиция: иметь, быть, давать»; |
|
Вечера отдыха |
«Презентация личности», «С любимыми не расставайтесь», «Хочу любовь провозгласить», «Все от женщины на свете», «Когда ты рядом, жизнь светлей» |
|
Конкурсы |
«Лучший по профессии», «Авторская песня». |
|
Вечера-откровения |
«Что я умею, что знаю, чем интересен», |
|
Вечер-дискуссия |
«Каждый ли человек может сбыться?»; |
|
3. Самореализация личности
подростка.
Классные часы |
«Портрет нашего современника», «Идеалы и анти идеалы», «Человек и культура», «Человек в мире техники», «Человек и рыночная экономика», «Как я понимаю слово «лидер»?», «Кто я как человек?», «Мои возможности», «Не терять времени напрасно», «Путь к цели – каков он?», «Учить управлять своим временем», «Учись учиться», «Уверенность в себе – зрелое самоуважение», «Оцени свои деловые качества», «Можешь ли начинать свое дело смело?», «Стиль
деятельности лидера». |
|
Встречи с людьми разных профессий |
«Кем я хочу быть и кем могу быть?», «Мои увлечения – шаг к будущей профессии». |
|
4. Основы экономического воспитания.
Классные часы |
«Как зарабатывают деньги?»,
|
|
Викторины на лучшего знатока экономических знаний. |
«Мир рыночной экономики» |
|
Ролевые игры |
«Интеллектуальный бизнес», «Экономическое лото» |
|
Для успешной реализации этой программы следует предусмотреть следующее:
-
Работа с методической литературой в течении года.
-
Проведение диагностики личности школьника совместно с экспериментальной психолого-педагогической лабораторией в течении года.
-
Предусмотреть практические занятия (игры, тесты, анкеты и др.) раз в месяц.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Большое значение для реализации программы «Я живу среди людей» необходимы технические средства (телевизор, магнитофон, видео, фотоаппарат, компьютер, музыкальные диски и др.), канцелярские принадлежности и костюмы.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Я живу среди людей»:
· Программа предполагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на самостоятельную жизнь, подготовку к взрослой, самостоятельной жизни, на становление ученика как личности.
· Она обеспечивает целостность всего учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
· Системность, целенаправленность и регулярность в работе, повышает уровень нравственного развития личности.
· Обеспечивает высокое качество, разнообразие форм и методов, формирование мировоззрения школьников, повышение уровня их воспитанности.
· Помогает педагогам искать собственные пути развития личности школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что все действия воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Её деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею. С одной стороны, она - система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через отношения между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках конкретного заведения).
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ
-
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 класс. - М.: ВАКО, 2003
-
Диденко Т. И. Сборник классных часов и родительских собраний, методика работы с учащимися 5 класс. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002
-
Журналы «Директор школы» (№6, 1997 г.). Воспитательная система школы, проблемы управления.
-
Журналы «Классный руководитель» (1997-2000)
-
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел
-
Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1993
-
Кочетов А.и. Как любить детей? – М., 1990
-
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1995
-
Подласый И.П. Педагогика. – М.: просвещение, 1996
-
Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1997
-
Шмаков С.Н. Уроки детского досуга. – М., 1993
-
Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994
-
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Педагогическое общество России. М. 1998
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
изложения материала логично и грамотно; учитываются возрастные особенностей детей при выборе форм организации занятий по программе; избранные формы соответствуют организации занятий.