В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

"И вновь припадая сердцем..." (А.Калинин) Урок-исследование.

"И вновь припадая сердцем..." (А.Калинин) Урок-исследование.

Галина Кияшова
Тип материала: Урок
просмотров: 4503
Краткое описание
На данном уроке одиннадцатиклассники обучаются лингво-стилистическому анализу лирического отступления М.А.Шолохова  в романе "Тихий Дон", том 3, часть 4, главка 6. Воспитывает у них чувство гордости за донскую литературу.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ШОЛОХОВ.doc Скачать







УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

(региональный компонент)


( А. Калинин.)



(Анализ лирического отступления М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон», том 3,часть VI, главка VI.)




Кияшова Г.В. , учитель высшей категории

МБОУ Фомино – Свечниковской СОШ

Кашарского района, Ростовской области






2013 год

ТЕМА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ :




« И ВНОВЬ ПРИПАДАЯ СЕРДЦЕМ…»

( А. Калинин)

( Анализ лирического отступления М.А. Шолохова в романе « Тихий Дон»

т.3 ч.IY, главка YI).



Обучающая цель :


1. Провести анализ лирического отступления М.А. Шолохова в романе « Тихий Дон» (т.3, ч. IY, главка YI), расширив тем самым рамки понятия « Шолоховский урок». Дать учащимся возможность еще раз приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» шолоховского произведения, найти путь к постижению его содержания, авторского замысла.


2. Закрепить употребление литературоведческой терминологии.


3.Продолжить работу над совершенствованием речи учащихся.


Развивающая цель:



  1. Учить школьников быть мыслящими читателями: владеть тонкостью понимания и гибкостью мысли, уметь видеть индивидуальность стиля писателя, различать идейную неповторимость при тематическом сходстве с произведениями других авторов.




Воспитательная цель:

  1. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову.

  2. Воспитывать у школьников любовь к Донской земле, родной природе.

  3. Воспитывать у подростков гордость за всемирно признанную донскую литературу.



ЗНАТЬ:


1. Содержание лирического отступления ( роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», т.3, часть.VI, главка VI).


2.Литературоведческую терминологию: пейзаж, художественные средства языка (тропы – эпитеты, сравнения, метафоры, противопоставления; поэтическая морфология; поэтический синтаксис – риторические восклицания, синонимические параллели, инверсия; цветовая гамма текста, диалектизмы).



УМЕТЬ:



1. Видеть в тексте художественного произведения лирические отступления автора.


2. Выразительно читать лирическое отступление.


3.Видеть и понимать авторскую позицию.








Оборудование урока:

1. Роман М.А. Шолохова « Тихий Дон» ( т.3) и раздаточный дидактический материал - лирическое отступление ( т.3, ч. IV, главка VI) .

2. Выставка исследовательских и творческих работ учащихся по роману М.А. Шолохова « Тихий Дон».

3. Таблица 1 « Виды анализа художественного произведения»;

4. Кассета с магнитофонной записью старинной казачьей песни « Разродимая моя сторонка».




ХОД УРОКА.


    1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.


Творчество М.А. Шолохова являет собой огромный пласт в русской культуре и, конечно же, в культурном поле нашего региона.


Безбрежный мир Шолохова населен не только живыми, сильными, счастливыми или несчастными людьми – в нем живет и дышит земля, с её травами, деревьями, птицами и зверями, с солнцем и облаками, туманами и снегом, с дождями и грозами, со всеми её цветами и запахами – ослепительно прекрасный , подчиненный своим, независимым от людей законам необъятный мир матери – природы, начиная с неприметной былинки, нежного лесного ландыша или нахохленного воробья под стрехой и кончая мышкующей лисой, загнанным волком, могучим красавцем беркутом, царственно восседающим на вершине степного кургана.


Поистине надо обладать невиданно острым зрением, чуткой, любящей все живое душой, чтобы ничто на земле не было оставлено без внимания и нашло в художнике горячий, взволнованный отзыв.


Великий летописец Дона начал свой путь в бурную эпоху войн и революций, и это проникнутое беспощадной борьбой добра и зла время наполнил грозовым дыханием его книги, в том числе и всемирно признанный роман « Тихий Дон», в котором с жестокой, неподкупной правдой показано отмеченное неимоверными тяготами, пролитой кровью и немеркнущими надеждами движение народа к будущему.

Сегодняшний урок – исследование позволит вам еще раз припасть сердцем к шолоховским творениям. А каждый из нас, пребывая в мире Шолохова обязательно становится добрее, чище и лучше.

Я предлагаю вам принять сейчас участие в литературоведческом и лингвистическом анализе лирического отступления Шолохова в 3 томе, VI части, в отдельной VI главке, подумать о его роли и месте в композиции произведения, понять его идейный замысел, определить позицию автора.


Давайте вместе проследим за художественной мыслью произведения. Она поможет вам развивать чувство языка, обогащать свою речь, учиться словесному искусству. Откройте, пожалуйста, 3 том романа « Тихий Дон», VI часть, VI главку.


( Выразительное чтение лирического отступления (роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» т.3, VI часть, VI главка) учителем).




ТАБЛИЦА №1.

Анализ художественного произведения.

  • Литературоведческий:

- эпизод как произведение словесного искусства;

- связь эпизода с эпохой.

  • Лингвистический:

- содержательная сторона произведения:

а) общеязыковые образные средства;

б) авторские образные языковые средства текста.

  • Практический

( как элемент лингвистического)


- выяснение лексического значения диалектных слов, работа со словарем.

















II. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ОТСТУПЛЕНИЯ.



Чтение лирического отступления.

Учитель:

Какие опорные слова, словосочетания, предложения помогут определить тему данного лирического отступления?






II. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ОТСТУПЛЕНИЯ.



Чтение лирического отступления.

Учитель:

Какие опорные слова, словосочетания, предложения помогут определить тему данного лирического отступления?


Учащийся:

Вызрел ковыль, колышущееся серебро ковыля, сизо – опаловые волны ковыля, горевшая полынь, терпкий воздух густ и полынен, земля напитана горечью всесильной полыни, дымится бурая, верблюжьей окраски трава – помогают определить, что речь идет о степи в конце августа.

А в пятом абзаце предложения «Родимая степь под низким донским небом!» подсказывает, что Шолохов описывает именно нашу донскую степь.


Учитель:

Сколько абзацев в лирическом отступлении?

Учащийся:

Пять.

Учитель:

Какие художественные образы, традиционные при описании степи, появляются в этом тексте?

Учащийся:

- В 1 абзаце появляется образ ковыля ( Вызрел ковыль. Степь оделась колышущимся серебром. Сизо – опаловые волны ковыля. Ковыль молитвенно клонится. Седая хребтина ковыля).

- Здесь появляется образ ветра ( Ветер приминал, наплывал, шершавил, бугрил, гнал, сизо – опаловые волны ковыля).


- А во втором предложении этого абзаца «Степь на многие версты оделась колышущимся серебром» появляется содержательный, символический образ дали, который олицетворяет неизвестное, но манящее будущее.

Уже в самом начале лирического отступления Шолохов, наверное, хочет сказать нам, читателям, что его героям в 3 и 4 томах «Тихого Дона» придется еще очень – очень много испытать на своем жизненном пути.

- Во втором абзаце появляется образ полыни (никла безрадостная выгоревшая полынь, терпкий воздух полынен, земля наполнена горечью всесильной полыни).

- Образ звезд (несчетные сияли звезды, Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями, зыбились гордые звездные шляхи, пшеничная россыпь звезд гибла).



- Дважды в этом абзаце появляется образ месяца ( месяц – казачье солнышко, месяц – обсохлым солончаком). Михаил Александрович, наверное, хочет нам напомнить, что именно луна (в данном отрывке месяц) движет колесо мозга человеческого, что мы мыслим в ее пространстве. Шолохов будто говорит нам, читателям, что у казака – труженика появляется время обдумать жизненные проблемы только ночью, когда он отдыхает от ратных или тяжких трудовых дел.

- Во втором абзаце появляется также образ черного неба (на обугленно – черном небе, на черноземно – черном небе).


Учитель:

- Как вы думаете, через чьё восприятие передается картина звездного неба в этом абзаце?


Учащийся:

- Только человек, живущий в сельской местности и работающий на земле, мог бы увидеть, что небо « черноземно – черное, а пшеничная россыпь звезд не радует ростками», «месяц цветом обсохлого солончака». Поэтому нам, читателям, понятно, что картина тоскующей о прохладе земли передается через восприятие казака – труженика и, конечно же, через восприятие самого М.А. Шолохова. Ведь Михаил Александрович родился и всю жизнь прожил на Донской земле.


В третьем абзаце появляется образ голубого неба ( выцветшая голубень неба, коршун плывет в голубом) и образ коршуна ( коричневые стальные полудужья крыльев коршуна; коршун, кренясь, плывет в голубом).



В четвертом абзаце появляются образы сусликов, сурков и синеющего кургана.


Учитель :

- С каждым абзацем к знакомым образам, традиционным при описании степи, добавляются все новые и новые. Как вы думаете для чего?


Учащийся:

- Автор постепенно разворачивает перед нами картину степи, добавляя детали, позволяет читателю пристально вглядеться в нее.




Учитель:

- Какой образ появляется в пятом абзаце?


Учащийся:

- В пятом абзаце появляется образ коня ( гривы косячных маток и жеребцов, на конском храпе, конь жует шелковистыми губами и ржет).


Учитель:

- Почему в пятом абзаце к традиционным образам степи присоединяется образ коня?


Учащийся:

- Автор рисует донскую степь, казачий край, а конь - неотъемлемая часть жизни казака.



III. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ОТСТУПЛЕНИЯ.


Учитель:

- Какая степь предстает перед вашим взором?


Учащийся:

- Степь, как живая, потому что Шолохов использует в тексте множество олицетворений (степь оделась, ветер гнал, воздушная струя пробегала, ковыль молитвенно клонился, тропа лежала, безрадостная полынь, земля тосковала, курганы бегущие, пшеничная россыпь звезд гибла). Они делают описание донской степи более ярким, точным, эмоциональным.

Поэтому мы ее очень точно представляет в своем воображении.


- А эпитеты ( терпкий густой воздух; сухой полынный ветер; земля, наполненная горечью всесильной полыни; горький ветер) помогают нам реалистически ощутить летнюю донскую степь.


- Во 2,4 и 5 абзацах Михаил Александрович использует многоточия, которые замедляют течение рассказа. Автор как будто предлагает читателю подольше полюбоваться красотой донской степи.


- В 1 и 2 абзацах употребляются глаголы прошедшего времени ( вызрел, оделась, гнал, летала, отцвели, сплетался, был, забились и др.)


- В 3,4 ,5 абзацах автор использует глаголы настоящего времени

( сияет, дымится, плывет, свистит, дремлют, синеет, жует, кланяюсь, целую). Глаголы настоящего времени делают «временной зазор» между происходящим и читателем минимальным. Эти глаголы делают шолоховский пейзаж зримым, точным, в деталях, создающим реалистическое ощущение природы.


- В этом лирическом отступлении Шолохов противопоставляет описание земли и неба (в 1 и 2 абзаце), дня и ночи ( во 2 и 3 абзаце) тем самым создавая атмосферу напряженности. Этим самым приемом Михаил Александрович как бы подчеркивает нам, что мир стихии – это мир, где преломляются добро и зло, жизнь и смерть, что


главный герой романа « Тихий Дон» Григорий Мелехов стоит перед проблемой жизненного выбора.


- Колышущемуся серебру ковыля, его сизо-опаловым волнам противопоставляются отцветшая, выгоревшая, поникшая полынь.

Эта антитеза дает нам, донским жителям, еще раз вспомнить неотразимое сияние ковыля. Ковылю днем в степи лучше, чем траве. Ему для жизни достаточно ветра.


- Хочется обратить внимание на цветовую гамму этого текста.


Серебряный цвет в самом начале резко переходит в темные тона (черная тропа, обугленно-черное небо, месяц темнел ущербленной боковиной, черноземно-черное небо; небо обугленно-черное, а звезды сияли ярко). А мы знаем, что черный цвет - это цвет мглы, надвигающегося несчастья и смерти, символы зла и заблуждения.

Я думаю, что черный цвет в 1 и 2 абзацах Шолохов использует для усиления атмосферы напряженности.


Учитель:

- Ребята, послушайте внимательно слова старой казачьей песни « Разродимая моя сторонка» которые, как мне кажется, ассоциируются с только что высказанными учащимся мыслями.


Учащийся:

- В 3,4,5 абзацах отсутствуют темные краски. В 3,4 абзацах Михаил Александрович четыре раза использует жизнеутверждающий голубой цвет ( голубень неба, плывет в голубом, все прозрачно-недвижимо, курган синеет). А голубой цвет-это цвет надежды и вечности.



Учащийся:

- И в начале, и в конце лирического отступления появляется грязно-желтый цвет (месяц – обсохлым солончаком, / во 2м абзаце/, желтеющие отвалы нор сурков / в 4м абзаце/). Это привносит в картину ассоциацию болезненной, нездоровой лихорадочности. Именно в таком значении этот цвет нередко встречается в произведениях русской классики, например у Достоевского.


Михаил Александрович, наверное, использует такую цветовую гамму потому, что это лирическое отступление является не только описанием донской степи, но горьким размышлением писателя о трагическом пути России в начале ХХ века, в период войн и революций.

Но как бы ни лихорадило государство, появлением светлых красок в конце текста Шолохов как бы подчеркивает, что изменения в обществе неизбежны, и изменения будут в лучшую сторону.


- В этом тексте шолоховский пейзаж какой-то безрадостный, потому что днем донская степь умирает под лучами нещадного солнца.


- Но все же, отдохнув немного ночью, набравшись сил, степь вновь оживает, дышит. Великий летописец многострадального Дона как бы говорит: не убить на Земле желания жить.


Учитель:

- Какое риторическое восклицание прерывает описание умирающей степи?

- Степь родимая! Родимая степь под низким донским небом!

Родной край дорог писателю и тогда, когда красота его опалена жгучим солнцем.


Учитель:

- В каких строках заключено идейное содержание текста?


Учащийся:

- Последние строки текста выражают авторское отношение к описываемому:

« Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

Автор любит донскую степь, как родную мать. А ближе и роднее на Земле человека нет.


Учитель:

- Михаилу Александровичу Шолохову присуще удивительное, прямо-таки колдовское владение языком родного народа. Почему же великий мастер слова использует в романе « Тихий Дон», в этом лирическом отступлении в частности, диалектизмы?


Учащийся:

- М.А. Шолохов использует диалектизмы в последнем абзаце ( вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров). Они помогают нам, читателям окунуться в жизнь казачества. А автору диалектизмы помогают нарисовать выпуклые, сочные, жизненные образы и яркие самобытные картины донской природы.

Использование диалектизмов усиливает мотив любви к родному краю.

-Донские говоры для Михаила Александровича – это неотъемлемая часть родного языка, это и условия, и результат развития национальной культуры, и выражение памяти нации.

Михаил Александрович Шолохов ближе всех подошел к воссозданию народной жизни, так как не только обладал интуицией гениального художника, но и являлся выходцем из народной жизни, и всю жизнь не порывал с языком, мышлением, чувствованием и миропониманием родной среды.

Вот, наверное, почему использует великий художник слова диалектизмы в своем романе «Тихий Дон».



Учитель:

- Какова позиция автора этого лирического отступления?


Учащийся:

- Мне на память пришло сейчас определение, что автор – повествователь - это существо всевидящее, всеведущее и всеслышащее.

Михаил Александрович Шолохов, по моему мнению, относится именно к таким художникам слова.

При описании донской степи в этом тексте Михаил Александрович избрал позицию наблюдателя, который как- будто предлагает нам, читателям, вместе с ним пристально вглядеться и вслушаться в то, что совершается на его глазах в нашей родной донской природе.

Считаю авторскую позицию открытой.

- И я думаю, что в этом тексте шолоховское «я» как бы выходит на поверхность, авторский голос слышен непосредственно, потому что авторская оценка открыта.


- Я согласна, что позиция автора в VI части, в VI главке 3 тома романа « Тихий Дон» проявляется отчетливо.

Авторское «я» сближается с личностью читателя, который разделяет грусть и тревогу автора, его веру и надежду в лучшее будущее.

- И я тоже считаю, что в этом лирическом отступлении авторское «я» открыто.

Сделав анализ данного художественного текста, становится понятно, что шолоховское предчувствие перемен в судьбе Григория Мелехова сродни ожиданию изменений в общественной жизни.



IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Коллективная письменная творческая работа по составлению таблицы « Лирическое отступление».

(ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА):



ТАБЛИЦА 2.

Л


Лирическое отступление.

его роль выражение позиция

и место его идейного автора

в композиции замысла

произведения






На их основе характеризуется образ автора




2. Составление в тетради письменного вывода урока.


(ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА:


В описании августовской донской степи в лирическом отступлении М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» (т.3, гл.VI , главка VI) сливается все: степь, небо, вилюжины балок, гнездоватые следы конского копыта. Шолохов мыслит широко и конкретно, как патриот, воспринимающий Родину всеми чувствами отзывчивой души.


Степь у Шолохова не только прекрасно видима, осязаема, но и буйно играет красками, переливается, колышется, бугрится. Читая шолоховское описание степи, мы чувствуем напряженность, движение, перемены, текучесть, необъятность силы, стихию, олицетворяющую естественную красоту вечной природы.


Донская августовская степь у летописца Дона, с ее флорой и фауной, со всеми рельефными очертаниями зазвучала как торжественная и скорбная, мятущаяся и победная симфония жизни.

Она видится здесь глазами труженика, выросшего на ней. Это были к тому же годины испытаний, когда природа, земля, воспетая в народных песнях, стала роднее, вызывала самое трогательное чувство. Человек смотрел теперь «новым, завистливым взглядом…на траву, на полынь», как это было с Андреем Болконским на Бородинском поле, умиротворяющая красота воспринимается интимнее. И сама природа как бы становится человечнее, живет едиными чувствами с людьми. В ее величественной и строгой. Даже трагически мрачной красоте – соответствие тому, что происходит в жизни людей.

Отсюда: месяц – казачье солнышко, небо – сухое черноземное поле, а на нем – гибнущая пшеничная россыпь звезд, горечь полыни – всесильная, ковыль – сияет, и притом – слепящее, «дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава», «ветер оседает на гривах косячных маток и жеребцов».


Мир прекрасен. Его надо только знать во всех подробностях, любить его извечную чарующую прелесть, и тогда, кажется: « На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца.


И вилюжины балок, и ковыль, и курганы, и пресная земля, и плывущий в голубом коршун, и бой перепелов, и звон кузнечиков – это мир в его «подробности земной», вызывающий «завистливый взгляд»).




3. Выразительное чтение лирического отступления ( роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», т. 3 , гл.VI , главка VI) 2-3 учащимися и рецензирование этого вида работы самими одиннадцатиклассниками, кто из прочитавших точнее передал чувства автора.



V. НА ДОМ :

1. Выучить наизусть 5 абзац лирического отступления. (Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», т.3, гл. VI, главка VI).


2. Дать письменный анализ ( литературоведческий и лингвистический) одного из предложенных лирических отступлений М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон». ( Не менее 150 слов).


Дидактический материал.


Карточка № 1.

« К вечеру собралась гроза. Над хутором стала

бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. За левадами палила небо сухая молния, Давид землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада. За займищем грозно чернело небо, степь выжидающе молчала. В хуторе хлопали закрываемые ставни, от вечерни, крестясь, спешили старухи, на плацу колыхался серый столбище пыли, и отягощенную вешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя».

( М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»).







Карточка № 2.

« Редкие в пепельном рассветном небе зыбились

звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы, камышистая непролазь, лес в росе – полыхали исступленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце».

( М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»).





3. Индивидуальное творческое задание группе учащихся.

Дать развернутый ответ на вопрос: «Идейное сходство и различие при описании степи в произведениях русских писателей Х1Х – ХХ веков».



( ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА:


Нет точного описания, откуда идет слово «степь». Но предположения очень любопытны: степь то связывают со словом тепу, тети, то сближают со словом топот, топтать, относят и к латышскому – «простираться». Но если все это не проясняет этимологию, то создает художественное представление: степь - громадно «распростершееся», «вытоптанное» и « вырубленное»…


В ковыльных степях происходили « злые сечи», решались судьбы народов. В « Слове о полку Игореве: « Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает, стяги говорят…


Черна земля под копытами костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»


Степь, как и поле, - слово древнее, эпическое. Еще во времена Владимира Мономаха сложили красивое сказание о том, как действует на степного человека запах емшана (полыни). Но как все же пахнет полынь, цветут травы, колышется степь, какое в ней обитает животное и птичье царство и как все это преломляется в бытии и сознании человека, - художественно раскрыли только в девятнадцатом веке.


Была степь гоголевская. Символизм образа, многозначность, обобщенность писатель соединил с богатейшей конкретностью признаков:

« Вся поверхность земли представляется зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности ; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов…» ( «Тарас Бульба» ).


Полюбилась народу степь Алексея Кольцова – раздольная, широкая, могучая, плодородная. Крепок и красив косарь в той степи.


Была степь чеховская – нежная и грустная, как песнь. Наблюдательность изумительная, психологизм проникновенен и сложен, лексика точна и всеобъемлюща. Вся картина, поэтому и глубоко реальна, и громадна по смыслу:

« Трава поникла, жизнь замерла. Загорелись холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…» (« Степь»).


Степь Л. Толстого напоминала о вечной красоте мира и неустроенности жизни человека, анархии в обществе.

Люди пробираются ночью, чтоб совершить набег: « Природа дышала примирительной красотой и силой. Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра» («Набег»).


Бунинская степь – это элегия, обращенная к седой древности, по форме – певучий, избранный словесный ряд, настоящие серебряные струны: « Песни степей заунывны и тихи, потому что они родились в душе одинокого кочевника, когда лежал он на старом могильном кургане).





VI. КОММЕНТИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ И


ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.






























































Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров