Мы - граждане Российской Федерации. Интегрированный урок.
МБОУ Фомино-Свечниковская СОШ
Кашарского района Ростовской области
Адрес: 346223 улица Молодежная, 10
хутор Вишневка Кашарского района Ростовской области.
Телефон: 36319
Интегрированное внеурочное занятие
«Мы - граждане России»
Исполнитель: Кияшова Галина Васильевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Фомино-Свечниковской СОШ
Кашарского района Ростовской области
Домашний адрес: 346223
улица Центральная,43,Хутор Вишневка
Кашарского района Ростовской области
Телефон: 89281399800
2013 год
Интегрированное внеурочное занятие
«Мы – граждане России» (6 класс).
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.
Задачи:
Образовательные:
-
Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
-
Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
-
Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
-
Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознавать их значимость в достижении общей цели.
-
Создавать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные:
-
Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
-
Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Межпредметные связи: литература+ история + музыка.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, проблемное изложение.
Ожидаемый результат: Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса и школы.
Оборудование:
-
Герб РФ, Флаг РФ, Гимн РФ;
-
Конституция (Основной Закон) РФ;
-
Политическая карта Мира;
-
Выставка книг по теме;
-
Статья К.Ушинского «Наше Отечество»;
-
«Моя родина» (Воспоминания из детства) М. Пришвина;
-
Портрет Петра Первого;
-
Монеты различных государств;
-
Кубики с флагами различных государств;
-
Репродукции картин с пейзажами русской природы;
-
Наборное полотно.
ТСО: Компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Новый материал. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие: я предлагаю поговорить о нашей Родине, об основном ее законе – Конституции Российской Федерации и главных символах нашего государства – Гербе, Флаге и Гимне.
У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Родина! Это слово с детства знает каждый, потому что, как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А как вы, ребята, понимаете лексическое значение слова «ГРАЖДАНИН»?
Примеры прозвучавших ответов шестиклассников:
-
Гражданин- это житель какой – то страны, имеющий права гражданства.
-
Гражданин – это прежде всего человек, неравнодушный, знающий и любящий свою Родину.
-
Слово «гражданин» с более древних времен имеет глубокое значение, связанное со свободой, правами и обязанностями. И уже в то далекое для нас время потерять статус гражданина было большим позором.
Учитель: Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинстве оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, приумножать её славу и беречь её богатство.
Музыкальный блок.
Звучит песня В.Баснера « С чего начинается Родина?» на слова М. Матусовского.
Учитель: У каждого из вас, ребята, на столе отрывок из статьи Константина Ушинского «Наше Отечество». Прочитайте, пожалуйста, его внимательно и ответьте на вопрос: «Как великий русский педагог Константин Ушинский объясняет, что такое Родина, как мы её называем?»
Примеры прозвучавших ответов шестиклассников:
-
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды.
-
Родиной мы зовем Россию потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
-
Велика наша Родина – мать – святорусская земля! Необыкновенная страна Россия. Она раскинулась не в одной, а в двух частях света: в Европе и в Азии. От запада к востоку тянется наше государство почти на одиннадцать тысяч верст; а от севера к югу на четыре с половиною. Когда на Дальнем Востоке встает солнце и начинается утро, в других областях нашего Отечества глубокая ночь. Если на севере выпал снег, наступили холода, то на юге еще плещутся люди в теплом море, цветут растения.
-
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый сад, в саду – смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок,
…Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Учитель выставляет слова на наборном полотне: РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, ГОСУДАРСТВО.
Учитель: Родина – это то место, где мы родились и выросли, говорим на родном русском языке и любуемся красотой родного края в любое время года.
Проектируется отрывок из воспоминаний детства М.Пришвина «Моя родина»: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять- их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
(Подготовленный ученик выразительно читает этот текст. Учитель проектирует иллюстрации картин о русской природе и проводит краткую беседу с учащимися по ним.)
Учитель: Гражданские качества человека проявляются в его поступках. Как вы, ребята, понимаете что значит любить Родину?
Примеры поступивших ответов шестиклассников:
-
Любить Родину – значит охранять и защищать её от всяких посягательств.
-
Любить Родину – значит жить с нею одной жизнью, стараться, чтобы она ни в чем не нуждалась.
-
Любить Родину – значит беречь русскую природу.
-
Любить Родину – значит проявлять интерес к событиям, которые происходят в нашей стране, не быть к ним безразличным и равнодушным.
-
Любить Родину – значит направлять свои способности не только на своё благо, но и на благо других наших соотечественников.
-
Любовь к Родине сродни к любви к папе, маме или младшей сестренке, которую не просил, но которую любишь всем сердцем, будешь всю жизнь оберегать и защищать.
Учитель: А как еще кроме слова «гражданин», называют жителей нашей страны? Почему наша Родина называется Российской Федерацией?
Учащиеся:
-
Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения –русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
-
Российскую Федерацию населяют более ста восьмидесяти национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать РОССИЯНАМИ. И все люди в нашей стране равноправны.
Учитель:
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, и солнце,
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить,
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой! ( Е. Синицын)
Учитель: Наша страна предоставляет своим гражданам ПРАВА, то есть правила поведения, установленные государством. Права российских граждан записаны в главном законе государства – Конституции Российской Федерации.
(Учитель показывает учащимся брошюру с текстом Конституции РФ)
Этот закон обладает высшей юридической силой. Чтобы подчеркнуть его значимость для нашего общества, у нас в стране установлен всенародный праздник День Конституции. В этом году 12 декабря действующей Конституции Российской Федерации, пятой по счету в истории России, но первой, принятой в 1993 году всенародно, исполняется двадцать лет. Она самая демократическая из всех конституций нашего государства.
А какие конституционные права гарантирует молодому поколению Конституция Российской Федерации?
Примеры приведенных ответов шестиклассников:
-
Каждый ребенок, как и взрослый, является гражданином Российской Федерации, и государство защищает его жизнь и здоровье, оплачивает лечение и обучение.
-
Ребенок имеет право носить фамилию родителей, жить в семье, общаться с родителями и родственниками на родном для него языке.
-
Дети, как и взрослые, имеют право на отдых.
(Учитель выставляет на наборном плакате слова: ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНЕ, РОССИЯНЕ, ПРАВА, КОНСТИТУЦИЯ РФ.)
Учитель: А сейчас я прошу вас, ребята, вспомнить названия русских и зарубежных произведений, в которых встречаются ситуации, где нарушаются права литературных героев.
Примеры прозвучавших ответов учащихся:
-
Нарушаются права на жительство в сказках «Лиса и заяц», «Теремок».
-
Нарушены права на свободу литературных героев в «Морозко», «Белоснежка», «Кошкин дом», «Снежная королева», «Спящая царевна и семь богатырей», «Руслан и Людмила», «Дубровский».
-
Нарушено право на образование в «Гарри Потер».
Физкультминутка.
Жура – Жура - журавель,
Облетел ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Учитель: Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. Они наши добрые дела, добавляющие стране силы. Всякое дерево имеет корни, связывающее его с землей. Для государства же его корнями является история, то, чем жили мы вчера. Давайте, ребята, приоткроем страницы истории нашего Отечества.
(Учитель показывает политическую карту Мира).
Вы видите, что на политической карте мира государства обозначены разными цветами. Но не только по цвету на карте, но и по другим очень важным символам мы отличаем одну страну от другой. Давайте убедимся в этом.
(Учитель вновь показывает учащимся брошюру с текстом Конституции Российской Федерации.)
В Конституции Российской Федерации содержатся статьи о главных символах нашего государства: Гербе, Флаге, Гимне.
(Идет проекция изображения Герба Российской Федерации)
Перед вами, ребята, первый символ нашего государства – Герб Российской Федерации. Предлагаю послушать сообщение учащихся о гербе России.
Сообщения учащихся.Работа в группах.
-
О Гербе России.
1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Владимирович Даль.
2 ученик. «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
3 ученик. Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
4 ученик. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
5 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим корону. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
6 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
7 ученик. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
8 ученик. В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот такая замечательная история у нашего герба!
9 ученик. В статьях 3, 5, 6, 7. Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках и в пунктах пропуска через границу.
Учитель: С давних времен на лицевой стороне монет принято помещать герб, как символ принадлежности к государству. Предлагаю вам принять участие в игре.
Игра на внимание:
По сигналу учителя обучающиеся из предложенных монет различных государств выбирают на скорость монеты с символикой Российской Федерации
Учитель: Следующим отличительным знаком нашего государства является ГИМН.
(Идет проекция текста Гимна Российской Федерации).
Музыкальный блок.
Звучит Государственный гимн Российской Федерации. Все присутствующие в классе встают.
Учитель: О Государственном Гимне Российской Федерации расскажут нам ребята, подготовившие сообщения об этом символе нашей страны.
Сообщения учащихся. Работа в группах.
2.О Гимне России.
1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом « О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально – поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В.Михалкова.
2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнованиях.
3 ученик. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
4 ученик. Мы коротко хотим рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации.
Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, потом в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В.Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден Орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.
5 ученик: Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году. Поэт и писатель, Герой Социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В.Михалков - автор текста Государственного гимна Российской Федерации.
6 ученик. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
Учитель: Итак, ребята, мы с вами знаем ,что такое (предлагает школьникам прочитать слова с наборного полотна) ОТЕЧЕСТВО, РОССИЯ, ГРАЖДАНЕ, РОССИЯНЕ, КОНСТИТУЦИЯ РФ, ПРАВА, ГЕРБ РФ, ГИМН РФ.
Есть еще один символ отличающий нашу страну от других . Это флаг. О Государственном флаге Российской Федерации расскажут нам ребята, подготовившие сообщения об этом символе нашего Отечества.
(Идет проекция изображения Государственного флага Российской Федерации.)
3.Сообщения учащихся .Работа в группах.
О Флаге России.
1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом « О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 года Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего и нижний – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3. Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность, красный – силу и смелость, неустрашимость.
2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где расположены органы государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3 ученик. В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексея Михайловича.
4 ученик. Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в 17 веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; (проекцируется портрет Петра Первого) в 1705 году Петр Первый издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России. Эту дату считают датой рождения будущего Государственного трехцветного флага.
5 ученик. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
(Учитель выставляет на наборном полотне слово ТРИКОЛОР.)
Учитель: Перед вами, ребята, из кубиков сделан макет Олимпийской деревни, где живут во время олимпиады спортсмены со всего мира. Посмотрите внимательно и найдите, в каком доме расположились российские спортсмены. (Учащиеся находят по флагу место жительства российских спортсменов.)
А сейчас предлагаю вам, ребята, выполнить поделку «Флаг Российской Федерации» (настольный, на подставке.)
Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы. Пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин. Алгоритм изготовления:
-
Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6×18 см;
-
Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6×9 см, и смазать клеем;
-
Склеивать половинки, положив между двумя сторонами древко (в качестве древка используется стержень от авторучки);
-
Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить её пластилином. Вставить флаг в подставку.
Учитель: Ребята, возьмите каждый в руки свой флажок. Смотрите, как красиво и празднично стало в классе. Помните, вы – граждане России. Любите свою Родину, гордитесь, защищайте её. А сейчас я прошу вас вместе со мною спеть песню Г. Струве на слова Н. Соловьёвой «Моя Россия».
3.Подведение итогов.
Контрольные вопросы:
-
Что такое Конституция?
-
Когда была принята Конституция РФ?
-
Какие государственные символы вы знаете?
-
Сколько полос на Флаге России, в какой последовательности они расположены?
-
Что символизирует каждая полоса Флага РФ?
-
Что из себя представляет Герб РФ?
-
Кто написал текст и музыку для Гимна РФ?
4.Рефлексия.
Сегодня на занятии
- я узнал, что…
- я научился…
- я нашел (а) подтверждение…
- я был удивлен…
(Входе итоговой беседы прозвучало искреннее пожелание шестиклассников о том, что в преддверии юбилея Основного Закона нашей страны хорошо бы было, если бы наше государство издало Конституцию Российской Федерации таким тиражом, чтобы каждой российской семье прислали её в качестве подарка- бесплатно по почте.)
5.Комментирование оценок.
В самом конце этого внеурочного мероприятия моя ученица девятого класса Бондаренко Елизавета продекламировала шестиклассникам свое стихотворение «Символы России»:
Россия – великая наша страна,
Любимая наша держава.
Имеет флаг и гимн она,
И герб могучий величавый.
На нем орел, сам птица – царь,
Да не простой – двуглавый.
Он смотрит грозным оком в даль,
Границы охраняя.
В руках держава, скипетр есть,
Над головами корона,
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.
А флаг России – триколор.
Полотнище в три цвета
Раскинулось на весь простор,
В нем вся страна воспета.
Цвет красный – это красота,
Цвет крови и цвет жизни,
И он на флаге неспроста,
Цвет верности Отчизне.
Твердость духа – синий цвет.
Простосердечье, неизменность
И доброта, как яркий свет-
Вечная наша ценность.
А белый – это чистота,
Порядочность, убранство
И благородство, высота
И всех народов братство.
Рожденья день у флага есть,
С ним не страшны нам беды.
В нем отражается путь весь –
Путь жизни, путь Победы.
Россию воспевает Гимн,
В нем радость, надежда и сила,
История наша, такая как есть,
И Родина наша любима.
Его нам включают в момент торжества,
Гордо звучит он и ладно.
Гимн слушаем стоя и молча всегда,
Становится сердцу отрадно.
Символы нашей великой страны –
Лицо государства и силы.
Мы с ними становимся духом сильны
России, России, России сыны.
6.Домашнее задание. Написать рассказ «Мы- граждане России», посвященный двадцатилетнему юбилею Конституции Российской Федерации.
(Образец выполнения домашнего задания.
Рассказ «Мы- граждане России»
Исполнитель:
Володкина Анастасия ученица шестого класса.
Посвящается двадцатилетнему юбилею
Конституции Российской Федерации.
Каждый человек в юбилейный день рождения получает поздравления и подарки, загадывает желания, задувая свечи на красивом каравае. Но этот праздник только семейный, домашний, который отмечают лишь близкие и друзья. А есть праздники общие для всего народа, для всей нашей многонациональной страны. Так в этом году 12 декабря юбилейный день рождения самого главного закона нашей страны- Конституции Российской Федерации. Самой демократичной нашей Конституции исполняется двадцать лет.
Конституционные права и обязанности обучающиеся в нашей МБОУ Фомино-Свечниковской СОШ изучают в ходе работы школьного института общественного мнения. Став участником общешкольных политических рингов, я узнала, что у современного гражданина России есть свои права и обязанности, так как он живет в правовом государстве, которое защищает свободу и права человека и одновременно контролирует его деятельность законами. И если ты правильно понимаешь великое слово «гражданин», то должен взаимодействовать как с обществом, так и с государством. Лишь активное участие в публичной жизни поможет нам, молодым, сформироваться как личность, иметь свой взгляд на жизнь. Все больше прихожу к мнению, что Конституция Российской Федерации очень бережно относится к нам, к своему подрастающему поколению. Она гарантирует молодым большое количество прав: право на образование, право на охрану здоровья, право на пользование родным языком, право на отдых, право на выбор профессии… Это перечисление можно продолжить.
Я горжусь, что живу в стране, в которой родились М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.А.Ахматова, А.А.Блок, Б.Пастернак, Д,И.Менделеев, С.П.Королев, Ю.А.Гагарин… Я иногда спрашиваю себя: «Почему русская классика ценится не только в России, но и за её пределами? Почему англичане, немцы, французы и американцы, наряду с произведениями писателей своей страны, читают Тургенева, Чехова, Достоевского?» И горжусь, понимая: им хочется узнать, что такое Россия, почему притягательна эта страна, пережившая не одно лихолетье за многовековую свою историю.
Я уверена, что нужно не призывать к патриотизму, а прививать его с детства, начиная с малого: любви к своей семье, месту рождения, дому. Конечно, сейчас лично для меня пока центром Вселенной является наша родная школа, белоснежная, с голубым крыльцом, с кудрявой березой у порога, с ровными аллеями лип, каштанов и кленов, с её учителями и шумной ватагой ребят. Это именно в ней, в моей сельской школе, в настоящее время я полностью ощущаю своё конституционное право на образование: учусь в ней жить делами общества и государства, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, самостоятельно решать общественно значимые вопросы. Именно она, любимая школа, направляет наш подростковый «энергетический потенциал» в правильное русло.
Основной задачей сегодняшних школьников считаю необходимость глубокого усвоения знаний и безусловной добросовестности, развитие пытливости и любознательности, стремление открывать и творить.
А как же быть с лодырями, которые не хотят учиться? Им надо напоминать, что среднее образование у нас в стране не для тех, кто хочет, а для всех. Все обязаны учиться , все имеют право учиться, и никто не имеет права отлынивать от учебы.
Мне от имени всех российских школьников очень хочется поблагодарить наше государство за то, что в нем учатся все дети, что в нашей стране столько школ, сколько требуется, чтобы все учились. И не просто учились грамоте, но узнали много разных наук, получили среднее образование. Спасибо государству, что у нас нет, как в капиталистических странах, тупиковых школ, в которых десять лет проучится человек, а окончит всего-навсего начальную школу, и дальше ему ходу нет. Тупик. Российские же школы открывают своим учащимся дверь в будущее. В них все ребята получают такое образование, с которым принимают в ВУЗы. Никто не упрется в тупик. Каждому, кто хочет учиться, каждому, кто старается учиться, открыта самая дальняя дорога. Учись хоть всю жизнь – тебя только хвалить будут.
Учащейся молодежи надо всегда помнить: гуманность Конституции Российской Федерации по отношению к молодому поколению невозможна без его ответственности.
Нам, подросткам, конечно, кажется, что болезнь и юность несовместимы. В прошлом году в нашу школу в 10 класс пришла новенькая, умная и добрая девушка Олеся Тищенко. Вдруг все ребята узнали, что у неё больное сердце. В одночасье поняли причины слёз матери Олеси, её личное переживание по поводу серьёзной дорогостоящей операции. Но мы свидетели: наше государство не осталось равнодушным к судьбе девушки. Для Олеси дали медицинскую квоту. Операция на сердце прошла успешно. И всем учащимся нашей школы сразу стало ясно, что значит в нашей стране иметь конституционное право на охрану здоровья. Мы рады , что сердце Олеси сейчас стучит ровно и спокойно!
Мы, как и взрослые, пользуемся конституционным правом на отдых. Когда приходят долгожданные школьные каникулы, инспектора ДПС останавливают движение на перекрестках, пропуская длинные колонны автобусов, в которых ребята едут в летние лагеря. Если бы все отдыхающие дети поехали одновременно, в одну смену, то, наверное, пришлось бы взрослое население оставить вовсе без автобусов: ведь каждое лето в санаториях, на туристических базах, в лагерях отдыхают, набираются сил миллионы российских школьников.
Размышляя о конституционном праве на отдых, мне приходит сразу на память описанный журналистом Г. Кублицким случай, когда один известный английский общественный деятель, попавший во Всероссийскую детскую здравницу «Орленок», воскликнул: «У нас в стране нет таких лагерей, как «Орленок». Закрыл глаза, потом снова открыл: «Сказка не исчезла. Она рядом.» И с улыбкой добавил: «Я всем расскажу в Англии, что в России есть класс общества, у которого всяческие преимущества перед другими – это дети!»
Мне приятно, что из нашей школы есть девочки и мальчики, которые тоже отдыхали в этом сказочно красивом Всероссийском лагере «Орленок».
В нашем Кашарском районе в начале лета у ребят младшего и среднего возраста есть возможность посещать летние площадки и пришкольные лагеря. В этом году с 10 июня на базе двадцати двух школ работали четыре площадки и восемнадцать пришкольных лагерей. Их деятельностью охвачено было двести детей. Каждое летнее утро, за исключением выходных, ребята спешили в стены родной школы, где их ждало общение со сверстниками и интересное времяпрепровождение. Ежедневно воспитатели проводили с ними по три занятия. Они самые разные: по правилам дорожного движения, охране безопасности жизни, информатике, рисованию, музыке, познавательная психология, биология, химия, часы общения, различные презентации. Кроме того, дети посещали библиотеки, с ними проводили занятия и педагоги дополнительного образования. Ребят водили на спортивную площадку. Юные непоседы получали сбалансированные завтрак и обед, свежие овощи и фрукты. Всегда все свежее и вкусное. Ежегодно, с 17 июня, начинается заезд кашарских ребятишек в районный детский оздоровительный лагерь «Чайка». В нем отдыхают и поправляют здоровье более ста детей. Ребята выбирают местом своего летнего отдыха «Чайку», потому что там весело и некогда скучать, потому что там находят много новых друзей, есть возможность участвовать в различных программах и конкурсах, талантливо приготовленных воспитателями. Неизгладимое впечатление производит в конце лагерной смены художественная выставка юных рукодельниц, которые вышивают такие красивые салфетки, что сама Василиса Прекрасная позавидовала бы, а загляни царевна Несмеяна на огонек, где занимаются массовики-затейники, и сразу грусть-тоска оставила бы её. Очень уж весело там. И, конечно, в «Чайке» ежедневные прогулки, игры, забавы на свежем воздухе в сосновом лесу, где и расположен этот удивительный лагерь.
Отдыхая, кашарские ребята, набираются сил, заряжаются положительными эмоциями в долгожданные летние каникулы.
Вот такую заботу, по отношению ко мне и моим сверстникам, проявляет наша Российская Конституция. Я, как и вся молодежь, стараюсь быть продолжателем идей своих предков. Молодое поколение обязано укреплять и развивать свое государство, и я, как гражданин России, должна принять в этом непосредственное участие. Наши родители создали нам благоприятные условия для учебы, развития и дальнейшей жизни. Каждый из нас, в том числе и я, должен вначале получить образование, профессию, а затем попытаться сделать что-то полезное и доброе для других, для нашей страны. Конечно же, не по силам подрастающему поколению решить какие-то глобальные проблемы. Но можно попытаться сделать хоть что-нибудь, чтобы принести пользу своей Отчизне. За молодым поколением будущее нашего государства. Поэтому мне от имени всей молодёжи хочется заверить страну, что, став взрослыми, мы будем строить машины и корабли, воздвигать города, добывать руду, выводить новые сорта пшеницы, выращивать удивительные по своей окраске цветы, заботиться об экологии, чтобы и в век покорения космоса все-таки в реках и озерах плескалась рыба, на душистых лугах зеленела трава, жужжали пчелы и порхали с цветка на цветок красивые бабочки, а в рощах пели соловьи … Родина будет нами гордиться.
С юбилеем, Конституция Российской Федерации! ).
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»