Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС) на 2013-2014 учебный год
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Калининска Саратовской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор школы
________________________ _______________________ / Т.А.Парфёнова / /И.В. Миронов /
«________» ______________ 2013г. «_______»_________ 2013 г.
Приказ № от .08.13г Рассмотрено на заседании Рабочая программа
педагогического совета Курса наглядной геометрии
Протокол № от_______2013Гг в 5 «Б» и 5 «В» классе (ФГОС)
на 2013/2014 учебный год Рассмотрено на ШМО Составитель Шпакова Е.Н.
« » августа 2013г. учитель высшей квалификационной категории.
/ О.Б. Лукьянова /
Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия. Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ век Пояснительная записка Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия); авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы: - пояснительную записку (цели и задачи обучения); - программное и учебно-методическое оснащение учебного плана; - содержание обучения; - требования к уровню подготовки выпускников; - распределение часов по разделам курса;
- календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе; Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Если мы посмотрим вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и т.д. Геометрические знания и геометрические умения, геометрическая культура являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. Геометрия есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только их практических, но и из духовных потребностей человека. История геометрии не только отражает историю развития человеческой мысли. Геометрия издавна является одним из мощных моторов, двигающих эту мысль.Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений. Итак, геометрия один из важнейших школьных предметов. Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются. Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования. В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности. Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии. Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки и имеет следующие цели; — пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс); — формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность; — сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся; — обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования; — знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности; - осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью; - развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу, полученному по математике в начальной школе и в 5 классе; - развитие логического мышления, пространственных представлений; - ознакомление с геометрическими понятиями, формирование геометрического понятийного аппарата; — формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой культуры и истории; - формирование математической речи; - формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности. Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:
— широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии; — наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений; — усвоение геометрической терминологии и символики; — осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур; — сравнение и измерение геометрических величин; — приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами; — знакомство с наиболее важными фактами систематического курса; — решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности; — формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям; — специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач. Образовательные технологии: — технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др); — технология проблемного обучения; — технология развивающего обучения.
Цель курса 1. Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
2. Научить конструировать, наблюдать.
3. Проводить эксперименты
4. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
5. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
6. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни страницы измерения длин через другие.
7. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника. 8. Выражать одни единицы измерения площади через другие.
9. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.
10. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие.
11. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов.
12. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
13. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.
14. Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников; градусной меры углов; площадей квадратов и прямоугольников; объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов, куба. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Изображать равные фигуры; симметричные фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютерные программы.
Результаты курса Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить плоские и пространственные фигуры.
Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.
Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Уметь работать в группе. Уметь оценивать работу.
Содержание курса
1. Пространство и размерность. Пространственные фигуры - 18 часов
2. Геометрические головоломки и опыты — 20 часов
3. Параллельность и перпендикулярность - 6 часов
4. Оригами, геометрия клетчатой бумаги - 10 часов
5. Симметрия - 16 часов
Учебно–тематическое планирование
по математике для 5 класса Класс: 5 «Б» и 5 «В»
Предмет: математика
Учебник: «наглядная геометрия 5 класс»
Автор: И. Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева
1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия» Москва, Дрофа 2013г.
2. В.В. Трошин «Занимательны дидактические материалы по математике» Глобус, Москва, 2008г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Калининска Саратовской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор школы
________________________ _______________________ / Т.А.Парфёнова / / И.В. Миронов /
«________» ______________ 2013г. «_______»_________ 2013 г.
Приказ № от .08.13г
Рассмотрено на заседании Рабочая программа
педагогического совета Курса наглядной геометрии
Протокол № от_______2013Гг в 5 «Б» и 5 «В» классе (ФГОС)
на 2013/2014 учебный год
Рассмотрено на ШМО Составитель Шпакова Е.Н.
« » августа 2013г. учитель высшей квалификационной категории.
/ О.Б. Лукьянова /
Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период.
Все вокруг – геометрия.
Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ век
Пояснительная записка
Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия); авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку (цели и задачи обучения);
- программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;
- содержание обучения;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- распределение часов по разделам курса;
- календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе;
Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Если мы посмотрим вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и т.д. Геометрические знания и геометрические умения, геометрическая культура являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых.
Геометрия есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только их практических, но и из духовных потребностей человека. История геометрии не только отражает историю развития человеческой мысли. Геометрия издавна является одним из мощных моторов, двигающих эту мысль. Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений. Итак, геометрия один из важнейших школьных предметов. Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются.
Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования. В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности.
Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии. Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки и имеет следующие цели;
- пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);
- формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;
- сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;
- обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
- знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу, полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;
- развитие логического мышления, пространственных представлений;
- ознакомление с геометрическими понятиями, формирование геометрического понятийного аппарата;
- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой культуры и истории;
- формирование математической речи;
- формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности.
Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:
- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- усвоение геометрической терминологии и символики;
- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;
- сравнение и измерение геометрических величин;
- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;
- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.
Образовательные технологии:
- технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др);
- технология проблемного обучения;
- технология развивающего обучения.
Цель курса
-
Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
-
Научить конструировать, наблюдать.
-
Проводить эксперименты
-
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
-
Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
-
Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни страницы измерения длин через другие.
-
Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника.
-
Выражать одни единицы измерения площади через другие.
-
Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.
-
Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие.
-
Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов.
-
Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
-
Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.
-
Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников; градусной меры углов; площадей квадратов и прямоугольников; объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов, куба. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Изображать равные фигуры; симметричные фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютерные программы.
Результаты курса
Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить плоские и пространственные фигуры.
Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.
Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Уметь работать в группе. Уметь оценивать работу.
Содержание курса
-
Пространство и размерность. Пространственные фигуры - 18 часов
-
Геометрические головоломки и опыты - 20 часов
-
Параллельность и перпендикулярность - 6 часов
-
Оригами, геометрия клетчатой бумаги - 10 часов
-
Симметрия - 16 часов
Учебно–тематическое планирование
по математике для 5 класса
Класс: 5 «Б» и 5 «В»
Предмет: математика
Учебник: «наглядная геометрия 5 класс»
Автор: И. Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева
№ п/п |
Тема урока |
Календарные сроки |
Формы и методы контроля, ИКТ |
Планируемые результаты обучения. Универсальные учебные действия |
Проектная деятельность |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Первые шаги в геометрии |
4.09 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
|
2 |
Первые шаги в геометрии |
11.09 |
|
|
||
3 |
Пространство и размерность |
18.09 |
|
Сам-я работа |
Личностные УУД: нравственное – эстетическое оценивание, самопознание. Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата. Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. |
|
4 |
Пространство и размерность |
25.09 |
|
Презентация |
||
5 |
Простейшие геометрические фигуры |
2.10 |
|
Тест |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
|
6 |
Простейшие геометрические фигуры |
9.10 |
|
|
||
7 |
Конструирование из Т |
16.10 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей. Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. |
|
8 |
Конструирование из Т |
23.10 |
|
|
||
9 |
Куб и его свойства |
30.10 |
|
Сам-я работа |
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
|
10 |
Куб и его свойства |
6.11 |
|
|
||
11 |
Задачи на разрезание и складывание фигур |
20.11 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих. Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. |
|
12 |
Задачи на разрезание и складывание фигур |
27.11 |
|
|
||
13 |
Решение задач на геоплане |
4.12 |
|
|
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам. |
|
14 |
Треугольник |
11.12 |
|
Тест |
||
15 |
Правильные многогранники |
18.12 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы. Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.
|
|
16 |
Правильные многогранники. Изготовление фигур |
25.12 |
|
Сам-я работа |
||
17 |
Геометрические головоломки |
15.01 |
|
Презентация |
Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном |
|
18 |
Софизмы |
22.01 |
|
Тест |
|
|
19 |
Измерение длины |
29.01 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
|
|
20 |
Измерение длины |
5.02 |
|
|
||
21 |
Измерение площади и объема |
12.02 |
|
|
||
22 |
Измерение площади и объема |
19.02 |
|
Презентация |
||
23 |
Вычисление длины, площади и объема |
26.02 |
|
Сам-я работа |
Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. |
|
24 |
Вычисление длины, площади и объема |
5.03 |
|
Презентация |
||
25 |
Окружность |
12.03 |
|
|
Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
26 |
Окружность |
19.03 |
|
Тест |
||
27 |
Геометрический тренинг |
26.03 |
|
Презентация |
Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств. Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.
|
|
28 |
Геометрический тренинг |
2.04 |
|
|
||
29 |
Топологические опыты |
9.04 |
|
Тест |
||
30 |
Топологические опыты |
16.04 |
|
|
||
31 |
Задачи со спичками |
23.04 |
|
|
Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
|
32 |
Задачи со спичками |
30.04 |
|
Презентация |
||
33 |
Зашифрованная переписка |
7.05 |
|
|
||
34 |
Зашифрованная переписка |
14.04 |
|
|
||
35 |
Задачи, головоломки, игры |
21.05 |
|
Сам-я работа |
Перечень учебно-методического обеспечения:
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия» Москва, Дрофа 2013г.
-
В.В. Трошин «Занимательны дидактические материалы по математике» Глобус, Москва, 2008г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Калининска Саратовской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор школы
________________________ _______________________ / Т.А.Парфёнова / / И.В. Миронов /
«________» ______________ 2013г. «_______»_________ 2013 г.
Приказ № от .08.13г
Рассмотрено на заседании Рабочая программа
педагогического совета Курса наглядной геометрии
Протокол № от_______2013Гг в 5 «Б» и 5 «В» классе (ФГОС)
на 2013/2014 учебный год
Рассмотрено на ШМО Составитель Шпакова Е.Н.
« » августа 2013г. учитель высшей квалификационной категории.
/ О.Б. Лукьянова /
Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период.
Все вокруг – геометрия.
Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ век
Пояснительная записка
Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия); авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку (цели и задачи обучения);
- программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;
- содержание обучения;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- распределение часов по разделам курса;
- календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе;
Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Если мы посмотрим вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и т.д. Геометрические знания и геометрические умения, геометрическая культура являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых.
Геометрия есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только их практических, но и из духовных потребностей человека. История геометрии не только отражает историю развития человеческой мысли. Геометрия издавна является одним из мощных моторов, двигающих эту мысль. Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений. Итак, геометрия один из важнейших школьных предметов. Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются.
Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования. В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности.
Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии. Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки и имеет следующие цели;
- пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);
- формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;
- сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;
- обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
- знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу, полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;
- развитие логического мышления, пространственных представлений;
- ознакомление с геометрическими понятиями, формирование геометрического понятийного аппарата;
- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой культуры и истории;
- формирование математической речи;
- формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности.
Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:
- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- усвоение геометрической терминологии и символики;
- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;
- сравнение и измерение геометрических величин;
- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;
- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.
Образовательные технологии:
- технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др);
- технология проблемного обучения;
- технология развивающего обучения.
Цель курса
-
Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
-
Научить конструировать, наблюдать.
-
Проводить эксперименты
-
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
-
Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
-
Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни страницы измерения длин через другие.
-
Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника.
-
Выражать одни единицы измерения площади через другие.
-
Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.
-
Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие.
-
Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов.
-
Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
-
Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.
-
Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников; градусной меры углов; площадей квадратов и прямоугольников; объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов, куба. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Изображать равные фигуры; симметричные фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютерные программы.
Результаты курса
Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить плоские и пространственные фигуры.
Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.
Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Уметь работать в группе. Уметь оценивать работу.
Содержание курса
-
Пространство и размерность. Пространственные фигуры - 18 часов
-
Геометрические головоломки и опыты - 20 часов
-
Параллельность и перпендикулярность - 6 часов
-
Оригами, геометрия клетчатой бумаги - 10 часов
-
Симметрия - 16 часов
Учебно–тематическое планирование
по математике для 5 класса
Класс: 5 «Б» и 5 «В»
Предмет: математика
Учебник: «наглядная геометрия 5 класс»
Автор: И. Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева
№ п/п |
Тема урока |
Календарные сроки |
Формы и методы контроля, ИКТ |
Планируемые результаты обучения. Универсальные учебные действия |
Проектная деятельность |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Первые шаги в геометрии |
4.09 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. |
|
2 |
Первые шаги в геометрии |
11.09 |
|
|
||
3 |
Пространство и размерность |
18.09 |
|
Сам-я работа |
Личностные УУД: нравственное – эстетическое оценивание, самопознание. Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата. Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. |
|
4 |
Пространство и размерность |
25.09 |
|
Презентация |
||
5 |
Простейшие геометрические фигуры |
2.10 |
|
Тест |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
|
6 |
Простейшие геометрические фигуры |
9.10 |
|
|
||
7 |
Конструирование из Т |
16.10 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей. Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. |
|
8 |
Конструирование из Т |
23.10 |
|
|
||
9 |
Куб и его свойства |
30.10 |
|
Сам-я работа |
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. |
|
10 |
Куб и его свойства |
6.11 |
|
|
||
11 |
Задачи на разрезание и складывание фигур |
20.11 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих. Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. |
|
12 |
Задачи на разрезание и складывание фигур |
27.11 |
|
|
||
13 |
Решение задач на геоплане |
4.12 |
|
|
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам. |
|
14 |
Треугольник |
11.12 |
|
Тест |
||
15 |
Правильные многогранники |
18.12 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы. Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.
|
|
16 |
Правильные многогранники. Изготовление фигур |
25.12 |
|
Сам-я работа |
||
17 |
Геометрические головоломки |
15.01 |
|
Презентация |
Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном |
|
18 |
Софизмы |
22.01 |
|
Тест |
|
|
19 |
Измерение длины |
29.01 |
|
Презентация |
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном. Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
|
|
20 |
Измерение длины |
5.02 |
|
|
||
21 |
Измерение площади и объема |
12.02 |
|
|
||
22 |
Измерение площади и объема |
19.02 |
|
Презентация |
||
23 |
Вычисление длины, площади и объема |
26.02 |
|
Сам-я работа |
Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. |
|
24 |
Вычисление длины, площади и объема |
5.03 |
|
Презентация |
||
25 |
Окружность |
12.03 |
|
|
Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить. Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. |
|
26 |
Окружность |
19.03 |
|
Тест |
||
27 |
Геометрический тренинг |
26.03 |
|
Презентация |
Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств. Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.
|
|
28 |
Геометрический тренинг |
2.04 |
|
|
||
29 |
Топологические опыты |
9.04 |
|
Тест |
||
30 |
Топологические опыты |
16.04 |
|
|
||
31 |
Задачи со спичками |
23.04 |
|
|
Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
|
32 |
Задачи со спичками |
30.04 |
|
Презентация |
||
33 |
Зашифрованная переписка |
7.05 |
|
|
||
34 |
Зашифрованная переписка |
14.04 |
|
|
||
35 |
Задачи, головоломки, игры |
21.05 |
|
Сам-я работа |
Перечень учебно-методического обеспечения:
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия» Москва, Дрофа 2013г.
-
В.В. Трошин «Занимательны дидактические материалы по математике» Глобус, Москва, 2008г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Конструирование современного урока по ФГОС ООО. Технологическая карта урока математики
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике: решение алгебраических, трансцендентных и нестандартных уравнений и неравенств
- ЕГЭ – 2015 по математике в новом формате: структура заданий, критерии оценивания, особенности подготовки учащихся
- Вебинар «Использование «ключевых» задач в школьном курсе геометрии»