Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака"
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация учителя
Ожидаемые результаты:
Личностные:
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
• умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы какособого способа познания жизни.
• формирование потребности в диалоге с текстом.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Ход урока Iэтап – мобилизующий– включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
1. Слово учителя. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Внимание ваших добрых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мыслей, И с пользой проведем урок. 2. Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученица.
От самолёта трап отходит. Взлохматив холку напослед, От пса родного взгляд отводит Его предавший человек. А пёс ещё не понимает, Он ждёт команды и молчит. А самолёт уж в небе тает, И белый след за ним кипит. Собака села поудобней, Где приказали ей сидеть. Проходит время – пить охота- Придётся потерпеть… А к глотке подступали слёзы. Он выполнял команду «ждать». С такой отличной родословной Нельзя при людях зарыдать. И в голове его собачьей Не умещается пока, Что друг его сегодня бросил И не окликнет никогда. Уж пасть от жажды пересохла, И мысли всё трудней собрать… Искал в толпе лицо родное, С надеждой продолжая ждать. Смешались дни, смешались ночи… И обходя его, толпа Бросала хлебушка кусочки, Которых ему есть нельзя. Облезла шерсть, крошатся зубы… Скиталец встал и напрямик – Никто не скажет, что трёхлетка, — На трассу выползал старик. «Эх, люди, люди, мне вас жалко И этот мир не для меня» — Так думала три дня собака, Хлебнувшая людского зла. Собрав остаток сил и злости, С обочины, что было сил, Под грузовик – и к Богу в гости Он без приказа сам решил.
3. Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения — это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди). IIэтап –целеполагание. Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. (Ребята называют произведения). А у вас дома есть животные? Ответственен ли человек за судьбу своего питомца? Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока. Наметим цели нашего урока. Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Леонида Андреева «Кусака») Эпиграф:«… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» IIIэтап – коммуникация– приходим к общему решению. Перспективное домашнее заданиебыло следующим: « Подготовить презентацию-рассказ о писателе. Определить, испытывал ли сам Л.Андреев чувство милосердия по отношению к живому». (Разделившись на группы, ребята анализируют презентацию учащегося, исследуют параллели, соотносят своё собственное представление с мнением одноклассников (в соответствии с рамками учебной ситуации.) Промежуточная рефлексия:Я выбираю… (Акцент дети делают на то, что Л.Андреев – это русский писатель, посвятивший свое творчество теме обездоленных людей, а также судьбе животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил).
Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»? Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души. Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться. IVэтап – совместная деятельность— Эксперимент-исследование:«Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»
Работа в группах. Первая группа – исследователи. 1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям? 2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека? 3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи? 4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод. Вторая группа – психологи. 1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников. 2. Отношение к Кусаке дачников. 3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста) 4. Почему дачники оставили Кусаку? ü Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием? ü Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели? ü В чем причина отказа Лели от Кусаки? Третья группа – аналитики. Составляют план по рассказу. 1. Бездомная собака. 2. Приручили. 3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье. 4. Брошенная собака. Четвертая группа – законодатели. Составляют правила для людей, приручающих животных. Пятая группа – творцы. Составляют продолжение рассказа «Неделю спустя». Рисуют иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки». Шестая группа – литераторы. «И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и
громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем.
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама
беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему
женскому сердцу.
Собака выла».
Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования. Vэтап— представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп. В чем заключается собачье счастье? Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница? VIэтап— рефлексия. — Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать? — В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель? — Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как? — Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке? — Кто сегодня оценил себя на «5»? Слово учителя. Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор. Просмотр фильма-притчи «Всё в твоих руках». Быть милосердным и сострадательным – это уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви». VIэтап — домашнее задание. 1. Напишите сочинение — рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова). 2. Составьте правила для людей, приручающих животных. 3. Прочитайте «Трудный хлеб» Е.Носова, «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадова.
Первая группа – исследователи.
-
Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?
-
Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?
-
Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?
-
Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.
Вторая группа – психологи.
-
Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.
-
Отношение к Кусаке дачников.
-
Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)
-
Почему дачники оставили Кусаку?
-
Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?
-
Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?
-
В чем причина отказа Лели от Кусаки?
Третья группа – аналитики.
Составить план по рассказу.
-
Бездомная собака.
-
Приручили.
-
«Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.
-
Брошенная собака.
Четвертая группа – законодатели.
Составьте правила для людей, приручающих животных.
Пятая группа – творцы.
Написать продолжение рассказа «Неделю спустя».
Нарисовать иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки».
Шестая пара – литераторы.
«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла».
Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили
(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация учителя
Ожидаемые результаты:
Личностные:
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
-
умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни.
• формирование потребности в диалоге с текстом.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Ход урока
I этап – мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
-
Слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших добрых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мыслей,
И с пользой проведем урок.
-
Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученица.
От самолёта трап отходит.
Взлохматив холку напослед,
От пса родного взгляд отводит
Его предавший человек.
А пёс ещё не понимает,
Он ждёт команды и молчит.
А самолёт уж в небе тает,
И белый след за ним кипит.
Собака села поудобней,
Где приказали ей сидеть.
Проходит время – пить охота-
Придётся потерпеть…
А к глотке подступали слёзы.
Он выполнял команду «ждать».
С такой отличной родословной
Нельзя при людях зарыдать.
И в голове его собачьей
Не умещается пока,
Что друг его сегодня бросил
И не окликнет никогда.
Уж пасть от жажды пересохла,
И мысли всё трудней собрать..
Искал в толпе лицо родное,
С надеждой продолжая ждать.
Смешались дни, смешались ночи…
И обходя его, толпа
Бросала хлебушка кусочки,
Которых ему есть нельзя.
Облезла шерсть, крошатся зубы…
Скиталец встал и напрямик –
Никто не скажет, что трёхлетка, -
На трассу выползал старик.
«Эх, люди, люди, мне вас жалко
И этот мир не для меня» -
Так думала три дня собака,
Хлебнувшая людского зла.
Собрав остаток сил и злости,
С обочины, что было сил,
Под грузовик – и к Богу в гости
Он без приказа сам решил.
3. Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения - это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).
II этап – целеполагание.
Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. (Ребята называют произведения).
А у вас дома есть животные? Ответственен ли человек за судьбу своего питомца? Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока. Наметим цели нашего урока.
Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили
(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Эпиграф: «… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
III этап – коммуникация – приходим к общему решению.
Перспективное домашнее задание было следующим: « Подготовить презентацию-рассказ о писателе. Определить, испытывал ли сам Л.Андреев чувство милосердия по отношению к живому». (Разделившись на группы, ребята анализируют презентацию учащегося, исследуют параллели, соотносят своё собственное представление с мнением одноклассников (в соответствии с рамками учебной ситуации.)
Промежуточная рефлексия: Я выбираю… (Акцент дети делают на то, что
Л.Андреев – это русский писатель, посвятивший свое творчество теме обездоленных людей, а также судьбе животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил).
Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?
Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души.
Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться.
IVэтап – совместная деятельность - Эксперимент-исследование: «Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»
Работа в группах.
Первая группа – исследователи.
-
Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?
-
Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?
-
Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?
-
Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.
Вторая группа – психологи.
-
Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.
-
Отношение к Кусаке дачников.
-
Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)
-
Почему дачники оставили Кусаку?
-
Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?
-
Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?
-
В чем причина отказа Лели от Кусаки?
Третья группа – аналитики.
Составляют план по рассказу.
-
Бездомная собака.
-
Приручили.
-
«Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.
-
Брошенная собака.
Четвертая группа – законодатели.
Составляют правила для людей, приручающих животных.
Пятая группа – творцы.
Составляют продолжение рассказа «Неделю спустя».
Рисуют иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки».
Шестая группа – литераторы.
«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и
громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем.
Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама
беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему
женскому сердцу.
Собака выла».
Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.
V этап - представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп.
В чем заключается собачье счастье?
Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница?
VI этап - рефлексия.
- Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать?
- В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель?
- Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как?
- Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?
- Кто сегодня оценил себя на «5»?
Слово учителя.
Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор.
Просмотр фильма-притчи «Всё в твоих руках».
Быть милосердным и сострадательным – это уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».
VI этап - домашнее задание.
-
Напишите сочинение - рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).
-
Составьте правила для людей, приручающих животных.
-
Прочитайте «Трудный хлеб» Е.Носова, «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадова.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»