В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

конспект "Разнообразие растений"

конспект "Разнообразие растений"

Юлия Франюк
Тип материала: Урок
просмотров: 7992
Краткое описание
сформировать представление  учащихся об основных группах растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,  цветковые, их отличительных признаках и местах обитания;
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
3 кл окр мир Разнообразие растений.docx Скачать

Конспект урока по УМК «Планета знаний»

в технологии деятельностного метода

Франюк Ю.А.

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Разнообразие растений»

Цели урока:

образовательная - сформировать представление учащихся об основных группах растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их отличительных признаках и местах обитания;

деятельностная - формирование умений распознавать растения разных групп.

Демонстрационный: рисунки растений, эталон «Части растения», эталон «Описание существенных признаков групп растений»

Раздаточный: индивидуальные карточки для пробного действия и для закрепления, лист с заданием для работы в группах, лист для оформления ответов (формат А-4), разноцветные бабочки – зелёные, красные, жёлтые.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Давайте улыбнёмся друг другу. Как приятно видеть ваши приветливые улыбки. Вас ждет много интересного на уроке. А чтобы узнать, чему будет посвящен урок, послушайте стихотворение:

Банку майонезную
Мы водой налили,
Луковку полезную
В банку поселили.

Весёлая наука

Наглядно изучается:
Из репчатого лука
Зелёный получается!


- О какой науке идёт речь? (ботанике)

- Что изучает наука ботаника? (изучает растения)

- Кто догадался, о чём мы продолжим узнавать на уроке? (о растениях) Мы узнаем о них сегодня что-то новое.

- Как вы будете открывать новое знание? (самостоятельно).

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новое знание о группах растений.

- С чего начинаем? (С повторения того, что пригодится для открытия нового знания)

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Где растут растения? (повсеместно, в горах, в пустынях, в морях, …)

- Какие условия жизни необходимы растениям? (свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества)

- Везде ли на Земле условия одинаковые для растений? (нет, может быть мало влаги или недостаточно света).

- Молодцы!

- Растения – живые существа. Они дышат, питаются, размножаются, гибнут. И так же как у людей у растений есть свои органы (части).

Сейчас вы получите задания в группах. Вспомните правила работы в группе. Какие есть части у растений. Подбери пару и соедини их.

  • Орган, поглощает минеральные вещества необходимые для развития

  • Часть растения, которая растёт на побегах. С её помощью растение питается и дышит

  • Орган растения, который растет вверх, по нему проходят питательные вещества

  • Орган, который образуется из цветка, в нем развиваются семена

  • Орган растения, из которого развиваются плоды

  • Части растения, которые находятся в плодах, с помощью них растения размножаются



Цветок

Семена

Корень

Плод

Лист

Стебель













-





08











Орган, который образуется из цветка, в нем развиваются семена, которые необходимы для размножеия





Орган растения, из которого развиваются плоды





Орган растения, который растет вверх, по нему проходят питательные вещества







Часть растения, которая растёт на побегах. С её помощью растение питается и дышит







Орган, поглощает минеральные вещества необходимые для развития







- В качестве проверки я предоставляю вам этот эталон.

Если были выявлены ошибки при работе, то проводиться коррекционная работа.

- Какие растения произрастают в наших лесах?

- Какие породы деревьев преобладают? (хвойные) Какое растение изображено? (ель)

- Как называется растение, которое изображено на следующем рисунке? (яблоня)

- Сравните два растения и скажите чем они похожи и отличаются? (есть ствол, листья, корни, отличаются листьями, и ель не цветёт)

- Какое задание я вам сейчас предложу? (задание, с помощью которого мы поймём, что мы ещё не знаем)

- Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (мы должны встретить затруднение)

- Обращаю внимание на эталон «Затруднение»

ЗАТРУДНЕНИЕ






НОВОЕ ЗНАНИЕ







    • Отнесись спокойно

    • Улыбнись и пожелай успеха











- Биологи по условиям жизни и строению растения разделили на группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые. (вывешиваются название групп на доску)

- У вас на столах лежат планшеты. Из предложенных групп растений запишите ту, у которой нет ни стебля, ни листьев.

- Кто не справился с этим заданием? (учащиеся поднимают руку)

- В чём ваше затруднение? (я не смог записать группу растений, у которой нет стебля и листьев)

- Кто справился с заданием? (учащиеся поднимают руку)

- Предъявите эталон, которым вы воспользовались при ответе.(мы не можем предъявить эталон)

- Что у вас возникло? (затруднение)

Учитель вывешивает знак вопроса.

- Какой следующий шаг вы должны сделать? (остановиться и разобраться, в чём затруднение)

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (записывали группу растений, у которой нет стебля и листьев)

- В чём возникло затруднение при выполнении пробного действия? (Мы не знаем существенных признаков предложенных групп растений)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель)

- Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать существенные признаки у разных групп растений)

- Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока? (Мы повторили строение растения и условия произрастания)

- Подумайте, как вам помогут эти знания?

- Чтобы вы смогли определить признаки, по которым растения были разделены на водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые, я вам предлагаю работать по плану. На доску вывешивается план:

1. Какое? (Какие?)

2. Место обитание группы растения

3. Наличие у растения корня

4. Наличие у растения стебля

5. Наличие у растения листьев

6. Наличие у растения цветков

7. Наличие у растения плодов и семян





















- Прочитайте каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будите делать?

  1. Реализация построенного проекта.

- Я предлагаю вам работать в группах по предложенному плану. Каждой группе достанется своя группа растений.

Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы (материал для задания взят из уч. с. 85) и лист для оформления ответов (формат А-4, запись делается крупно, чтобы было видно при представлении). Вы должны прочитать текст, заполнить лист ответов, выбрать из предложенных вам картинок соответствующие вашему виду растения.

По окончанию работы группы представляют свои результаты.

План для 1 группы

1. Какое? (Какие?) растения

2. Место обитание группы растения

3. Наличие у растения корня

4. Наличие у растения стебля

5. Наличие у растения листьев

6. Наличие у растения цветков

7. Наличие у растения плодов и семян

Водоросли

Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений: корень, стебель, листья, цветки и плоды с семенами. Слово «водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.

По цвету, водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста. Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.

1 laminariya.jpg 2 10254.jpg3 Picea_excelsa_Link__-1.jpg 4 ss-101111-olympus-bioscapes-05_ss_full.jpg



План для 2 группы

1. Какое? (Какие?) растения

2. Место обитание группы растения

3. Наличие у растения корня

4. Наличие у растения стебля

5. Наличие у растения листьев

6. Наличие у растения цветков

7. Наличие у растения плодов и семян

Мхи

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту имеют только стебель и листья. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Изо мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.


1 laminariya.jpg 2 10254.jpg 3 Picea_excelsa_Link__-1.jpg 4 0029-040-Mokh-jagel.jpg





План для 3 группы

1. Какое? (Какие?) растения

2. Место обитание группы растения

3. Наличие у растения корня

4. Наличие у растения стебля

5. Наличие у растения листьев

6. Наличие у растения цветков

7. Наличие у растения плодов и семян

Хвойные

Хвойные деревья, их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др. Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек. Почти все относятся к вечнозеленым. Сеть корней - стержневая или мочковатая система распространяется и на поверхности, и глубоко в почве.


1 laminariya.jpg 2 10254.jpg 3 Picea_excelsa_Link__-1.jpg 4 Pinus_ponderosa_cones_small.jpg



План для 4 группы

1. Какое? (Какие?) растения

2. Место обитание группы растения

3. Наличие у растения корня

4. Наличие у растения стебля

5. Наличие у растения листьев

6. Наличие у растения цветков

7. Наличие у растения плодов и семян

Папоротники

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.


1 laminariya.jpg 2 10254.jpg 3 Picea_excelsa_Link__-1.jpg 4 0029-040-Mokh-jagel.jpg






План для5 группы

1. Какое? (Какие?) растения

2. Место обитание группы растения

3. Наличие у растения корня

4. Наличие у растения стебля

5. Наличие у растения листьев

6. Наличие у растения цветков

7. Наличие у растения плодов и семян

Цветковые

Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. У цветковых растений есть все органы.

1 46038260_1246950500_444.jpg 2 10254.jpg 3 Picea_excelsa_Link__-1.jpg 4 flower_thumb.jpg

Лист для оформления ответов

1.Группа растений____________________________________________________

2. Обитает в _____________________________________________________________

3.

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод и семена

Номера примеров



















Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, другая слушает, дополняет.

Совместно по ходу ответов групп учащихся заполняется таблица существенных признаков растений.



Группы растений

Среда обитания

корень

стебель

лист

цветок

Плод и семена

Водоросли

в воде

-

-

-

-

-

Мхи

Во влажных тёмных местах

-

+

+

-

-

Папоротники

Большинство во влажных лесах

+

+

+

-

-

Хвойные

Повсеместно

+

+

+ (хвоя)

-

-

Цветковые

Повсеместно

+

+

+

+

+



- Смогли вы преодолеть затруднение? (да, у нас получился эталон)

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

- Какой следующий шаг на уроке? (потренироваться применять новые знания)

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- На пришкольном участке произрастает большое разнообразие растений. Посмотрите в окно и опишите растение по плану.

Учащимся предоставляется описать - сосна, берёза, ромашка, кукушкин лён, комнатное растение страусово перо.

- Опишите по рисунку ламинарию (морскую капусту)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Сейчас мы поработаем самостоятельно.

- С какой целью вы будите работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, всё ли нам понятно)

У вас на столах лежат индивидуальные карточки с заданием, в котором напротив каждого пункта нужно поставить, + если верите – если не верите.

Верно ли утверждение

Ответы (да+, нет- )

1

растения могут жить без какого-либо органа?


3

водоросли не имеют корней и стеблей?


4

хвойные растения размножаются семенами?


6

папоротники не имеют цветов?


7

на Земле больше всего цветковых растений?


- Проверим по образцу.

- У кого получился другой ответ – найдите место, где допущена ошибка, поставьте «?». В чём ошибки? Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении существенных признаков отдельных групп растений)

- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания)

- Кто справился с заданием, поставьте себе «+».

  1. Включение в систему знаний и повторений

- Какие же группы растений есть у нас на Земле? Составление кластера.

- Я называю признак группы вы определяете о какой именно идет речь. 1. Растения у которых нет органов. 2. По легенде цветет растение огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля), но это только легенда, на самом деле у него нет цветка. 3. Поскольку всё тело напитано водой, корень ему ни к чему. 4. Растения имеют все органы. 5. Они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя.

1.водоросли







2.Папоротник



3.мхи



РАСТЕНИЯ









5.хвойные растения



4.цветковые растения





РАСТЕНИЯ









9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою работу)

- Какую цель вы ставили перед собой (узнать существенные признаки каждой группы растений)

- Достигли ли вы цели?

- Оцените свою работу на уроке. Учитель предлагает бабочки разных цветов. Прикрепите к цветочку бабочку красного цвета, если затруднений при открытии нового знания не возникло. Бабочку жёлтого цвета, если возникли небольшие затруднения и если вы сделали открытие с помощью работы класса. Бабочку зелёного цвета, если не удалось сделать открытие.

Домашняя работа

Ребята, которые испытывали затруднение, получают отдельное задание.

- Приведите примеры растений каждой группы растений.

Ребята, которые справились с заданием, получают творческое задание из учебника стр. 86 № 6,7.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос