Дружба-чудесное слово
• способствовать сплочению классного коллектива;
• научить ценить дружбу;
• умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;
• развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки;
• воспитывать дружеские отношения.
Нравственный классный час 8 класс
ДРУЖБА – ЧУДЕСНОЕ СЛОВО Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой.
Цели: · углубить представление подростков о дружбе; · способствовать сплочению классного коллектива; · научить ценить дружбу;
· умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;
· развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки; · воспитывать дружеские отношения.
Оформление: дерево «Дружба», изречения и слова.
Нет друга — ищи, а найдешь — береги.
Товарищ, знакомый, друг, приятель…
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
План классного часа «Сказка»
Вступительное слово.
Что такое – дружба, кто такой друг.
Незаконченные предложения по теме «Друг — это тот...»
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
Игра «Знаю ли я своего друга?»
Подбери пословицу к ребусу.
«Дерево дружбы»
Правило Дружбы
Толерантность
Заключительное слово
Ход классного часа
— Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа.
Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
— Вот выбирай, — сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
— Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
— Твоя правда. – ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
-Итак, тема нашего классного часа «………»
Вступительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба — это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга — великое благо.Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы
В Толковом словаре приводится такое определение дружбы: Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля Дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
1.Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
2. Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
3.Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
4.Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
5.Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
6. Дружба-это теплый ветер,
Дружба- это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
7. Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь веной полна.
8. Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.
Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром ведь говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». И нередко истинность этой «крылатой» фразы подтверждается примерами из нашей же жизни.
Вы, наверняка, тоже с кем-нибудь дружите. У вас есть лучший друг или подруга, есть просто друзья, есть друзья по переписке.
И всё это объединяется в одно большое, ёмкое слово — ДРУЖБА, (на доске это слово выложено из отдельных букв)
Д– доброта
Р – радость
У – уважение
Ж – жизнелюбие
Б– благодарность
А— адекватность
Незаконченные предложения по теме «Друг — это тот...» Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «Каковы признаки настоящей дружбы?»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг — это тот...»
Примерные ответы детей:
С кем можно поплакать и помолчать.
Кто может выслушать тебя в трудную минуту.
Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
Кто не ждет от тебя никакой выгоды.
Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг» Классный руководитель. Выслушав ваши ответы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)
А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать...(знакомый).
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете..- (товарищ).
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… (друг).
Подбери пословицу к ребусу.
Классный руководитель. Дружба — это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
1.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2.
Друга ищи, а найдешь — береги.
3.
Старый друг лучше новых двух
Игра «Знаю ли я своего друга?» Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
Какие книги любит читать?
Как и следовало ожидать, (имя) тоже в курсе дел своего друга. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)
Дерево «Дружбы»
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
Ребята, на дворе зима, деревья скинули листву, но дерево «Дружбы» в нашем классе вновь оденется в листву.
На доске:
1. добрый, вежливый, честный, щедрый,
2. сильный, внимательный, заботливый,
3. преданный, умеющий хранить секреты,
4. отзывчивый, трусливый, жадный,
5. хорошо учится, любезный, терпеливый,
6. льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
7. ленивый, строгий, общительный,
8. бескорыстный, трудолюбивый
(дети по очереди выходят к доске, прикрепляют листочки к дереву Дружбы и называют качества необходимые для дружбы.)
Составление «Правил дружбы».— Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
Правила Друзей. (Памятка)
· Помогай другу: если умеешь что – то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
· Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
· Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем – то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
· Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что – то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
· Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
1. Быть равным.
2. Уважать внутренний мир друг друга.
3. Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.
- Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.
- Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.
- Помогать другу в беде.
- Уметь с другом разделить радость
- Не смеяться над недостатками друга
- Остановить друга, если он делает что-то плохое
- Уметь принять помощь, совет, не обижаться на критику
- Не обманывать друга
- Уметь признать свои ошибки, мириться с другом
- Не предавать своего друга
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.
Толерантность
Классный руководитель. Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья.
А что значит – настоящий друг?
— Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (будете успокаивать, утешать)
— Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
-У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово. («Толерантность»)
Понятие толерантность более широкое. Что оно означает?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ:
· Терпение
· Понимание
· Уважение
· Снисходительность
· Принятие чужого мнения
Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Классный руководитель. «Дружба — бескорыстная стойкая приязнь» — так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку — все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
ый
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друга ищи, а найдешь - береги.
Старый друг лучше новых двух
ДОБРЫЙ |
ВЕЖЛИВЫЙ |
ЧЕСТНЫЙ |
ЩЕДРЫЙ |
СИЛЬНЫЙ |
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
ВЕСЕЛЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ |
ЛЮБЕЗНЫЙ |
ЗАБОТЛИВЫЙ |
ДОВЕРЧИВЫЙ |
УМЕЮЩИЙ ХРАНИТЬ СЕКРЕТЫ |
ЗАСТУПАТЬСЯ ДРУГ ЗА ДРУГА |
УМЕЕТ ХРАНИТЬ СЕКРЕТЫ |
|
|
|
|
ДОБРЫЙ |
ВЕЖЛИВЫЙ |
ЧЕСТНЫЙ |
ЩЕДРЫЙ |
СИЛЬНЫЙ |
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
ВЕСЕЛЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ |
ЛЮБЕЗНЫЙ |
ЗАБОТЛИВЫЙ |
ДОВЕРЧИВЫЙ |
|
ЗАСТУПАТЬСЯ ДРУГ ЗА ДРУГА |
УМЕЕТ ХРАНИТЬ СЕКРЕТЫ |
|
ЩЕДРЫЙ ВЕСЕЛЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕСТНЫЙ ДОБРЫЙ СИЛЬНЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ТЕРПЕЛИВЫЙ ЛЮБЕЗНЫЙ ЗАБОТЛИВЫЙ ДОВЕРЧИВЫЙ
УМЕЮЩИЙ
ХРАНИТЬ СЕКРЕТЫ ЗАСТУПАТЬСЯ
ДРУГ ЗА ДРУГА
ЗЛОЙ ЛЕНИВЫЙ ЛЬСТИВЫЙ ЖАДНЫЙ ТРУСЛИВЫЙ ЗАВИСТЛИВЫЙ БОГАТЫЙ
ДЕРЕВО «ДРУЖБЫ»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Заранее Вам благодарна. Дулатова Н.И.
С уважением, Дулатова НИ