Методология обучения гимнастическим упражнениям Методическое пособие по курсу «Гимнастика»
IСтруктура процесса обучения и уровни обученности в гимнастике.
1.1 Стандартная схема процесса обучения в спорте.
1.2 Уровни освоения гимнастического упражнения.
II. Методология обучения гимнастическим упражнениям.
2.1 Двигательные представления их формирование и совершенствования.
2.2 Углубленное разучивание гимнастических упражнений.
III. Принципы обучения.
I. Стандартная схема в процессе обучения в спорте сводится к трём основным стадиям:
1.1 формирование исходных (предварительных) двигательных (ДП) представлений (ДП) об упражнении являющимся целью работы (целевое упражнение)
1.2 Углубленное разучивание целевого упражнения до двигательного умения.
1.3 закрепление и совершенствование ранее разученного упражнения до уровня двигательного навыка.
Что это такое?
Двигательное умение (ДУ) — приобретённая путём упражнения способность выполнять новое для гимнаста движение под контролем сознания с соблюдением мин требований к качеству решения двигательной задачи. ДУ (двигательное умение)- начальная, мало совершенная стадия овладения упражнениями. Гимнаст только начал совершать удачные попытки, стало возможным совершать иногда все движения. Д.У. — ненадежная форма исполнения, связана с ошибками, срывами, нарушениями техники движения, требует значительного сосредоточения и энергозатрат.
Двигательный навык (ДН) — приобретенная тренировкой способность выполнять движения автоматизировано, сохраняя под контролем сознания только отдельные, важные в данном случае компоненты управления движениями. При этом достигается достаточно высокое качество исполнения упражнения: оно технически рационально, надежно в повторениях.
Часто выделяют ещё один уровень владения движением (двигательное умение высшего порядка) навык освоенный спортсменом может применяться в изменяющихся, вариативных условиях, для чего необходимо сознательно контролировать все свои действия.
.Таким образом, это как бы сознательно контролируемый навык. Можно ли считать, что овладение гимнастом упражнением на уровне ДН есть окончание работы над ним? Нет. Совершенствование упражнения, коррекция связанного с ним навыка могут продолжаться постоянно — столько, сколько упражнение применяется на практике.
2. Уровни освоения гимнастического упражнения.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Двигательное представление | Двигательное умение | Первичный Двигательный навык | Актуализированный Д.Н. | Дифференцирован- ный Двигательный навык | Генерализированный Д.Н. |
|
|
| (появляется
|
|
|
|
|
| Дегенерирующий |
|
|
|
|
| Д.Н.)
|
|
|
ДП (1) важнейший компонент обучения.
ДУ (2) Движение гимнаста от Д.П. до Д.У. — самая трудоемкая и ответственная стадия обучения. На этой стадии формируются локальные ДУ, связанные с частями упражнения, а уж потом формируется целостное ДУ.
Первичный двигательный навык — способность уверенно, достаточно качественно выполнить упражнения в тренировочных условиях, но с рядом уступок. (Иногда кажется что гимнаст выучил отлично элемент, но если изменить условия, то неудача гарантирована, (т.е. выучено в тепллчных условиях).
Актуализированный ДН — это когда упражнения освоено в соревнова-тельном комплексе, в составе комбинации, в состоянии утомления при наличии сбивающих факторов. Если такая работа проделана, то только тогда можно быть уверенным, включать в соревновательные комбинации.
Дифференцированный ДН- чемпиона выделяет не только качество исполнения упражнения, но и высокая надежность работы, залог которой в способности очень гибко вариативно подстраиваться под изменение условий работы и текущее состояние, (сравнимо с двига-тельным умением высшего порядка).
Важнейший признак такого уровня владения движением — в способности дифференцировать движение по всем основным его параметрам, (пассивные дифференцировки, так и активные — сознательно корректировать движения по типу выше-ниже, дальше-ближе, быстрее - медленнее и т.д. Чтобы достичь такого уровня владения движением, необходима регулярная тренировка по типу вариативного подкрепления (когда рискованные упражнения не просто стандартно повторяются, а делаются с определенны-ми вариациями как по параметрам, так и по составу комбинации).
Генерализированный Д.Н.- уровень освоения движения, при котором оказывается возможным одновременное успешное владение рядом структурно-родственных упражнений, даже если они могут дать интерфе-ренцию, отрицательно влиять друг на друга.
Восхождение от первичных двигательных представлений (1) к генерализованному Д.Н. — это прогрессивный путь в работе под движением. Однако возможны и отконения — стандартное повторение ранее освоенного движения. Это кажется логичным, упражнение освоено, хорошо исполняется, его нужно поддерживать в этом состоянии, т.е. как можно больше, чаще повторять в том виде, в котором оно и нужно в комбинации. Чего же еще? Но в действительности такая тренировка приводит к тому, что навык дегенерирует. Стандартное, стереотипное повторение точно одного и того же движения в одних и тех же условиях приводит к тому, что основные управляющие действия, обеспечивающие выполнение формальной программы движения, становятся все более автомати-ческими и практически выходят из-под сознательного контроля испол-нения. Все вспомогательные программы, обеспечивающие навык вариативного исполнения движения, резко ослабевают, теряются.
Результат: гимнаст начинает «внезапно» ошибаться, делает не то что нужно, а то что само собой получается. Движения становятся плохо управляемыми, во избежание этого, следует помнить, что тренировка должна в разумной мере варьироваться.
Другая крайность - детренирующий режим (когда травма и т.д., работы над движением нет). Парадокс детренирующего режима в том, что он может приносить и пользу, кроме вреда. Служит как средство ослабления ненужных координационных способностей. Процесс освоения и эксплуатации ДН сложен и многогранен. Задача тренера и гимнаста работать так, чтобы осваиваемые движения существовали как можно дольше — столько, сколько нужно спортсмену.
II. Методология обучения гимнастическим упражнениям.
2.1 Двигательные представления, их формирование и совершенствование.
С формирования ДП начинается процесс, направленный на освоение нового для гимнаста упражнения.
В работе это выглядит так:
а) Поставить задачу работы, назвав терминологически движение правильно.
ТАБЛИЦА №1 Стандартное обучение
Детренирующий режим Амортизированная тренировка Прогрессирующая тренировка Уровни освоения (владения движением и его динамика при учебно-тренировочной работе
1 Двигательное Представле-ние | 2 Двигатель-ное умение | 3 Первич-ный ДН. | 4 Актуализир-ованный Д.Н. | 5 Диффере-нцирован-ный Д.Н. | 6 Генера-лизованный Д.Н. |
Углубленное разучивание | Стабили-зирующее разучива-ние | Освоение в контексте | Вариативное подкрепление | Экспансивное обучение | |
Дегенери-рующий навык |
в) Объяснить основные технические особенности упражнения.
г) Опробовать упражнения или его доступную модификацию.
Начиная с опробования процесс формирования ДП идет по спирали, т.к. тренер и гимнаст вновь и вновь обращаются к показу, разъяснению, повторным пробам, систематически корректируя ДП. Происходит процесс уточнения ДП в ходе разучивания и всего периода исполнения в спортивной практике.
Существуют три группы методов формирования ДП.
Вербальный метод — связан с использованием живого слова. Это объяснение, анализ, диалог, подсказки, сигналы, содержательные комментарии к движению ( в том числе и по ходу исполнения, если это уместно и эффективно. Отметим так же, что в общении должно быть представлено оба направлении: от тренера к гимнасту, и от гимнаста к тренеру.
Аудиовизуальный метод — движение переведем в звук воспроизведения ритма отталкивания, это может стать информацией для гимнаста о движении
Методы наглядной иллюстрациимогут носить:
а) Наблюдения — стихийный и организованный характер.
б) Показы — живые показы ценны конкретностью, достоверностью кино и видео показы (в процессе тренировок можно информацию
в) Графические средства используются мало (это рисунки, куклы). Тренер может рисовать, манипулировать с куклой.
Аудиовизуальные методы могут использоваться между подходами или во время отдыха.
Моторные методы — формирование ДП — наиболее важны, так как относятся к этапу создания образа своего движения.
1. Пространственная проводка (обкрутка) гимнаста. Формируется образ движения. Используется на начальных этапах обучения в руках тренера, на тренажерах. Создается ДП о вращении, независимо от других видов движения.
2. Координирующая проводка дополняет предыдущую, но гимнаста заставляют правильно строить, координировать суставные движения, прочувствовать их, держать позу.
3. Координирующие имитации- имитация работы рук при выполнении сальто.
4. Силовые имитации направлены на уточнение меры и координации усилий, требующихся для управления движением. (Крест на кольцах, имитирует на полу осанку, характер давления кистей на кольца, ощущения в локтевых суставах.
5. Полное упражнение — синтезирует в себе все необходимые компоненты ДП, формировавшиеся благодаря названным выше упражнениям.
Затем, это необязательно сделать все упражнения в целом. Гимнаст, разучивающий большой оборот, может делать определенную фазу упражнения (спад или вход).
6. Завершая обзор методов формирования ДП можно сказать — указанные методы и средства могут и должны использоваться комплексно.
Работая с учеником над упражнениями, преподаватель, тренер использует слово, показ, имитации, поддержки, проводки и др. приемы, сочетая их друг с другом.
2.2 Углубленное разучивание гимнастических упражнений.
Наиболее важным этапом освоения гимнастического упражнения является формирование ДУ. Этот этап занимает больше всего времени и требует большого труда, применения избранных технологий обучения. Методология обучения есть совокупность методов, приемов, средств, позволяющих успешно преодолевать трудности конструктивной учебной работы, делать материал доступным. Иначе говоря, методология обучения есть совокупность средств понижения трудности учебных заданий до доступного спортсмену уровня или методология адаптации к обучению.
а) Методы программной адаптации гимнастических движений. Это все способы работы над упражнением, при котором упрощение заданий достигается за счет изменения программного содержания упражнения. Подбирается структурный аналог, дающий положительный перенос ДН (подъем разгибом — подъём двумя в упор сзади). Упрощенные задания часто именуют подводящими упражнениями. Другая группа методов программной адаптации связана с сокращением программы движения. Как можно сократить программу гимнастического движения?
Известно, что любое движение протекает во времени и пофазно. Поэтому мы можем поделить упражнения на мелкие или крупные фрагменты.
Это расчлененный метод.
Упражнение длится по оси времени. Можно работать и методом деления упражнения на компоненты — разведение.
Упростить задание, сделав его доступным можно не только за счет изменения программного материала, но и посредством определенной организации условий выполнения упражнения.
Часто движение предъявляется гимнасту в технически упрощенном виде. В направляющей помощи, существенную часть управления движением тренер может «взять на себя» — это техническая адаптация. Адаптация — приспособление материала к возможностям обучающегося. Физическая адаптация связана с приемом снижения физической напряженности действия гимнаста /действовать вполсилы, снизить скорость, не докрутить и.т.д./, а так же физическая напряженность снижается благодаря использованию упругой опоры, тяги, поддержек.
Психологическая адаптациянужна, когда в работе рискованное, опасное упражнение. Средства психологической адаптации — это модификация условий работы (низкие снаряды, поролоновые ямы, лонжы, словесная поддержка), если условия стандартные — подсказка, ободряющие замечания, легкое касание и т.д.
Семантическая адаптация — связана с процессом осмысления заданий. Тренер должен уметь донести до ученика смысл задания, двигательного действия, технику движения, приспосабливаясь к его познаниям и мыслительным возможностям.
Целостный метод — так же широко используется в практике, всякое разучивание упражнения завершается целостной работой над формированием ДН. Целостные методы могут применяться не только для работы над самыми простыми упражнениями, но и для разучивания достаточно сложных упражнений, но для этого необходимо дать полноценную базовую подготовку, а в ходе разучивания применять разнообразные методы внепрограммной адаптации.
Приемы обучения — речевого воздействия, физического управления. Они реализуются в форме разного рода помощи, проводок, поддержек, подталкиваний и т.д. со стороны тренера, энергорегулирующие приёмы — упражнение интенсивностью.
Средства обучения — технические, это стандартные снаряды и сопутствующие средства и модифицировании технических средств обучения, (различные бревно, жерди, перекладины, батут, акробатические дорожки, вспомогательные снаряды, тренажеры, видео, компьютер и т.д.
III. Принципы обучения.
При обучении гимнастическим упражнениям следует учитывать следующие принципы:
Целесообразности и практичностиосвоение сложных элементов следует строить с расчетом на будущее готовности и текущей валидности тренер и гимнаст каждый по своему должны быть готовы к работе. Тренер должен знать движения, методику работы над ним гимнаст должен иметь достаточную базовую подготовку.
Управляемости и подконтрольности.
Процесс обучения должен быть управляемым, а не стихийным. Текущие результаты должны быть подконтрольными для тренера и самого гимнаста.
Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации.
Обучая движениям, тренер, прежде всего педагог, готовит не только исполнителя движений, но и личность. Выполняя тяжелую работу, спортсмен должен иметь сильный мотив к ней.
Систематичности и регулярностиэффективный процесс усвоения материала возможен только при систематической, упорядоченной работе с разумным чередованием труда и отдыха, нагрузок и восстановления.
Принцип планомерности и постепенности.
Обучение должно следовать определенной стратегии, зависящей от степени готовности гимнаста к работе. Тактика обучения оперативна, зависит от хода работы.
Принцип методического динамизма и прогрессирования.
Обучение должно быть результативным. Часто застой возникает, что тренер привержен «любимым» приемам работы, но перестают соответствовать ситуации обучения, теряется темп усвоения материала. Процесс обучения должен сопровождаться ротацией методов и приемов обучения.
Принцип доступности и стимулирующей трудности.
Доступность упражнений должна быть оптимальной, но и одновременно трудным, чтобы стимулировать к напряженной, инициативной работе. Слишком легкое задание расхолаживает, снижает интерес к работе, а трудные — подавляют, сковывают.
Принцип сознательности и активностипри ведущей роли тренера. Обучение — передача информации от учителя к ученику.
Учение — сознательное и активное восприятие материала учеником.
Нетрудно заметить, что отдельные принципы перекликаются друг с другом по смыслу, хотя ни один из них не может исключен.
Конечно, вести обучение в полном соответствии со всеми дидактическими признаками очень трудно, чаще всего невозможно. Но это — идеал, к которому тренер должен стремиться.
ЛИТЕРАТЕРА
1. «Спортивная гимнастика» В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский, Киев Олимп лит-ка 1999г.
2. «Гимнастика» под ред. М.А. Журавина, Н.К. Меньшикова
3. «Теория и методика физической культуры»; МатвиевЛ.Г., М. Ф и С, 1991.
4. «Гимнастика и методика преподавания». Учебник для ИФК, Смолевский, 1987.
Департамент образования и науки Приморского края
Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока
МБОУ ДОД ДЮСШ «Гармония» города Владивостока
Методология обучения гимнастическим упражнениям
Методическое пособие по курсу «Гимнастика»
Нечаусова О.Ф. Тренер-преподаватель
по спортивной гимнастике
первой квалификационной категории
Горина Г.И. Тренер-преподаватель
по спортивной гимнастике
высшей квалификационной категории
ОГЛАВЛЕНИЕ
I Структура процесса обучения и уровни обученности в гимнастике.
1.1 Стандартная схема процесса обучения в спорте.
1.2 Уровни освоения гимнастического упражнения.
II. Методология обучения гимнастическим упражнениям.
2.1 Двигательные представления их формирование и совершенствования.
2.2 Углубленное разучивание гимнастических упражнений.
III. Принципы обучения.
I. Стандартная схема в процессе обучения в спорте сводится к трём основным стадиям:
1.1 формирование исходных (предварительных) двигательных (ДП) представлений (ДП) об упражнении являющимся целью работы (целевое упражнение)
1.2 Углубленное разучивание целевого упражнения до двигательного умения.
1.3 закрепление и совершенствование ранее разученного упражнения до уровня двигательного навыка.
Что это такое?
Двигательное умение (ДУ) - приобретённая путём упражнения способность выполнять новое для гимнаста движение под контролем сознания с соблюдением мин требований к качеству решения двигательной задачи. ДУ (двигательное умение)- начальная, мало совершенная стадия овладения упражнениями. Гимнаст только начал совершать удачные попытки, стало возможным совершать иногда все движения. Д.У. - ненадежная форма исполнения, связана с ошибками, срывами, нарушениями техники движения, требует значительного сосредоточения и энергозатрат.
Двигательный навык (ДН) - приобретенная тренировкой способность выполнять движения автоматизировано, сохраняя под контролем сознания только отдельные, важные в данном случае компоненты управления движениями. При этом достигается достаточно высокое качество исполнения упражнения: оно технически рационально, надежно в повторениях.
Часто выделяют ещё один уровень владения движением (двигательное умение высшего порядка) навык освоенный спортсменом может применяться в изменяющихся, вариативных условиях, для чего необходимо сознательно контролировать все свои действия.
.Таким образом, это как бы сознательно контролируемый навык. Можно ли считать, что овладение гимнастом упражнением на уровне ДН есть окончание работы над ним? Нет. Совершенствование упражнения, коррекция связанного с ним навыка могут продолжаться постоянно - столько, сколько упражнение применяется на практике.
2. Уровни освоения гимнастического упражнения.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Двигательное представление |
Двигательное умение |
Первичный Двигательный навык |
Актуализированный Д.Н. |
Дифференцирован- ный Двигательный навык |
Генерализированный Д.Н. |
|
|
|
(появляется |
|
|
|
|
|
Дегенерирующий |
|
|
|
|
|
Д.Н.) |
|
|
ДП (1) важнейший компонент обучения.
ДУ (2) Движение гимнаста от Д.П. до Д.У. - самая трудоемкая и ответственная стадия обучения. На этой стадии формируются локальные ДУ, связанные с частями упражнения, а уж потом формируется целостное ДУ.
Первичный двигательный навык - способность уверенно, достаточно качественно выполнить упражнения в тренировочных условиях, но с рядом уступок. (Иногда кажется что гимнаст выучил отлично элемент, но если изменить условия, то неудача гарантирована, (т.е. выучено в тепллчных условиях).
Актуализированный ДН - это когда упражнения освоено в соревнова-тельном комплексе, в составе комбинации, в состоянии утомления при наличии сбивающих факторов. Если такая работа проделана, то только тогда можно быть уверенным, включать в соревновательные комбинации.
Дифференцированный ДН- чемпиона выделяет не только качество исполнения упражнения, но и высокая надежность работы, залог которой в способности очень гибко вариативно подстраиваться под изменение условий работы и текущее состояние, (сравнимо с двига-тельным умением высшего порядка).
Важнейший признак такого уровня владения движением - в способности дифференцировать движение по всем основным его параметрам, (пассивные дифференцировки, так и активные - сознательно корректировать движения по типу выше-ниже, дальше-ближе, быстрее - медленнее и т.д. Чтобы достичь такого уровня владения движением, необходима регулярная тренировка по типу вариативного подкрепления (когда рискованные упражнения не просто стандартно повторяются, а делаются с определенны-ми вариациями как по параметрам, так и по составу комбинации).
Генерализированный Д.Н.- уровень освоения движения, при котором оказывается возможным одновременное успешное владение рядом структурно-родственных упражнений, даже если они могут дать интерфе-ренцию, отрицательно влиять друг на друга.
Восхождение от первичных двигательных представлений (1) к генерализованному Д.Н. - это прогрессивный путь в работе под движением. Однако возможны и отконения - стандартное повторение ранее освоенного движения. Это кажется логичным, упражнение освоено, хорошо исполняется, его нужно поддерживать в этом состоянии, т.е. как можно больше, чаще повторять в том виде, в котором оно и нужно в комбинации. Чего же еще? Но в действительности такая тренировка приводит к тому, что навык дегенерирует. Стандартное, стереотипное повторение точно одного и того же движения в одних и тех же условиях приводит к тому, что основные управляющие действия, обеспечивающие выполнение формальной программы движения, становятся все более автомати-ческими и практически выходят из-под сознательного контроля испол-нения. Все вспомогательные программы, обеспечивающие навык вариативного исполнения движения, резко ослабевают, теряются.
Результат: гимнаст начинает «внезапно» ошибаться, делает не то что нужно, а то что само собой получается. Движения становятся плохо управляемыми, во избежание этого, следует помнить, что тренировка должна в разумной мере варьироваться.
Другая крайность - детренирующий режим (когда травма и т.д., работы над движением нет). Парадокс детренирующего режима в том, что он может приносить и пользу, кроме вреда. Служит как средство ослабления ненужных координационных способностей. Процесс освоения и эксплуатации ДН сложен и многогранен. Задача тренера и гимнаста работать так, чтобы осваиваемые движения существовали как можно дольше - столько, сколько нужно спортсмену.
II. Методология обучения гимнастическим упражнениям.
2.1 Двигательные представления, их формирование и совершенствование.
С формирования ДП начинается процесс, направленный на освоение нового для гимнаста упражнения.
В работе это выглядит так:
а) Поставить задачу работы, назвав терминологически движение правильно.
ТАБЛИЦА №1
Стандартное обучение
Детренирующий режим Амортизированная тренировка
Прогрессирующая тренировка
Уровни освоения (владения движением и его динамика при учебно-тренировочной работе
1 Двигательное Представле-ние |
2 Двигатель-ное умение |
3 Первич-ный ДН. |
4 Актуализир-ованный Д.Н. |
5 Диффере-нцирован-ный Д.Н. |
6 Генера-лизованный Д.Н. |
Углубленное разучивание |
Стабили-зирующее разучива-ние |
Освоение в контексте |
Вариативное подкрепление |
Экспансивное обучение |
|
|
|
|
Дегенери-рующий навык |
|
|
б) Показать упражнение, используя доступные средства ( на других учениках, кинограмм, рисунков и т.д.) (Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).
в) Объяснить основные технические особенности упражнения.
г) Опробовать упражнения или его доступную модификацию.
Начиная с опробования процесс формирования ДП идет по спирали, т.к. тренер и гимнаст вновь и вновь обращаются к показу, разъяснению, повторным пробам, систематически корректируя ДП. Происходит процесс уточнения ДП в ходе разучивания и всего периода исполнения в спортивной практике.
Существуют три группы методов формирования ДП.
Вербальный метод - связан с использованием живого слова. Это объяснение, анализ, диалог, подсказки, сигналы, содержательные комментарии к движению ( в том числе и по ходу исполнения, если это уместно и эффективно. Отметим так же, что в общении должно быть представлено оба направлении: от тренера к гимнасту, и от гимнаста к тренеру.
Аудиовизуальный метод - движение переведем в звук воспроизведения ритма отталкивания, это может стать информацией для гимнаста о движении
Методы наглядной иллюстрации могут носить:
а) Наблюдения - стихийный и организованный характер.
б) Показы - живые показы ценны конкретностью, достоверностью кино и видео показы (в процессе тренировок можно информацию
в) Графические средства используются мало (это рисунки, куклы). Тренер может рисовать, манипулировать с куклой.
Аудиовизуальные методы могут использоваться между подходами или во время отдыха.
Моторные методы - формирование ДП - наиболее важны, так как относятся к этапу создания образа своего движения.
1. Пространственная проводка (обкрутка) гимнаста. Формируется образ движения. Используется на начальных этапах обучения в руках тренера, на тренажерах. Создается ДП о вращении, независимо от других видов движения.
2. Координирующая проводка дополняет предыдущую, но гимнаста заставляют правильно строить, координировать суставные движения, прочувствовать их, держать позу.
3. Координирующие имитации- имитация работы рук при выполнении сальто.
4. Силовые имитации направлены на уточнение меры и координации усилий, требующихся для управления движением. (Крест на кольцах, имитирует на полу осанку, характер давления кистей на кольца, ощущения в локтевых суставах.
5. Полное упражнение - синтезирует в себе все необходимые компоненты ДП, формировавшиеся благодаря названным выше упражнениям.
Затем, это необязательно сделать все упражнения в целом. Гимнаст, разучивающий большой оборот, может делать определенную фазу упражнения (спад или вход).
6. Завершая обзор методов формирования ДП можно сказать - указанные методы и средства могут и должны использоваться комплексно.
Работая с учеником над упражнениями, преподаватель, тренер использует слово, показ, имитации, поддержки, проводки и др. приемы, сочетая их друг с другом.
2.2 Углубленное разучивание гимнастических упражнений.
Наиболее важным этапом освоения гимнастического упражнения является формирование ДУ. Этот этап занимает больше всего времени и требует большого труда, применения избранных технологий обучения. Методология обучения есть совокупность методов, приемов, средств, позволяющих успешно преодолевать трудности конструктивной учебной работы, делать материал доступным. Иначе говоря, методология обучения есть совокупность средств понижения трудности учебных заданий до доступного спортсмену уровня или методология адаптации к обучению.
а) Методы программной адаптации гимнастических движений. Это все способы работы над упражнением, при котором упрощение заданий достигается за счет изменения программного содержания упражнения. Подбирается структурный аналог, дающий положительный перенос ДН (подъем разгибом - подъём двумя в упор сзади). Упрощенные задания часто именуют подводящими упражнениями. Другая группа методов программной адаптации связана с сокращением программы движения. Как можно сократить программу гимнастического движения?
Известно, что любое движение протекает во времени и пофазно. Поэтому мы можем поделить упражнения на мелкие или крупные фрагменты.
Это расчлененный метод.
Упражнение длится по оси времени. Можно работать и методом деления упражнения на компоненты - разведение.
Упростить задание, сделав его доступным можно не только за счет изменения программного материала, но и посредством определенной организации условий выполнения упражнения.
Часто движение предъявляется гимнасту в технически упрощенном виде. В направляющей помощи, существенную часть управления движением тренер может «взять на себя» - это техническая адаптация. Адаптация - приспособление материала к возможностям обучающегося. Физическая адаптация связана с приемом снижения физической напряженности действия гимнаста /действовать вполсилы, снизить скорость, не докрутить и.т.д./, а так же физическая напряженность снижается благодаря использованию упругой опоры, тяги, поддержек.
Психологическая адаптация нужна, когда в работе рискованное, опасное упражнение. Средства психологической адаптации - это модификация условий работы (низкие снаряды, поролоновые ямы, лонжы, словесная поддержка), если условия стандартные - подсказка, ободряющие замечания, легкое касание и т.д.
Семантическая адаптация - связана с процессом осмысления заданий. Тренер должен уметь донести до ученика смысл задания, двигательного действия, технику движения, приспосабливаясь к его познаниям и мыслительным возможностям.
Целостный метод - так же широко используется в практике, всякое разучивание упражнения завершается целостной работой над формированием ДН. Целостные методы могут применяться не только для работы над самыми простыми упражнениями, но и для разучивания достаточно сложных упражнений, но для этого необходимо дать полноценную базовую подготовку, а в ходе разучивания применять разнообразные методы внепрограммной адаптации.
Приемы обучения - речевого воздействия, физического управления. Они реализуются в форме разного рода помощи, проводок, поддержек, подталкиваний и т.д. со стороны тренера, энергорегулирующие приёмы - упражнение интенсивностью.
Средства обучения - технические, это стандартные снаряды и сопутствующие средства и модифицировании технических средств обучения, (различные бревно, жерди, перекладины, батут, акробатические дорожки, вспомогательные снаряды, тренажеры, видео, компьютер и т.д.
III. Принципы обучения.
При обучении гимнастическим упражнениям следует учитывать следующие принципы:
Целесообразности и практичности освоение сложных элементов следует строить с расчетом на будущее готовности и текущей валидности тренер и гимнаст каждый по своему должны быть готовы к работе. Тренер должен знать движения, методику работы над ним гимнаст должен иметь достаточную базовую подготовку.
Управляемости и подконтрольности.
Процесс обучения должен быть управляемым, а не стихийным. Текущие результаты должны быть подконтрольными для тренера и самого гимнаста.
Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации.
Обучая движениям, тренер, прежде всего педагог, готовит не только исполнителя движений, но и личность. Выполняя тяжелую работу, спортсмен должен иметь сильный мотив к ней.
Систематичности и регулярности эффективный процесс усвоения материала возможен только при систематической, упорядоченной работе с разумным чередованием труда и отдыха, нагрузок и восстановления.
Принцип планомерности и постепенности.
Обучение должно следовать определенной стратегии, зависящей от степени готовности гимнаста к работе. Тактика обучения оперативна, зависит от хода работы.
Принцип методического динамизма и прогрессирования.
Обучение должно быть результативным. Часто застой возникает, что тренер привержен «любимым» приемам работы, но перестают соответствовать ситуации обучения, теряется темп усвоения материала. Процесс обучения должен сопровождаться ротацией методов и приемов обучения.
Принцип доступности и стимулирующей трудности.
Доступность упражнений должна быть оптимальной, но и одновременно трудным, чтобы стимулировать к напряженной, инициативной работе. Слишком легкое задание расхолаживает, снижает интерес к работе, а трудные - подавляют, сковывают.
Принцип сознательности и активности при ведущей роли тренера. Обучение - передача информации от учителя к ученику.
Учение - сознательное и активное восприятие материала учеником.
Нетрудно заметить, что отдельные принципы перекликаются друг с другом по смыслу, хотя ни один из них не может исключен.
Конечно, вести обучение в полном соответствии со всеми дидактическими признаками очень трудно, чаще всего невозможно. Но это — идеал, к которому тренер должен стремиться.
ЛИТЕРАТЕРА
1. «Спортивная гимнастика» В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский, Киев Олимп лит-ка 1999г.
2. «Гимнастика» под ред. М.А. Журавина, Н.К. Меньшикова
3. «Теория и методика физической культуры»; МатвиевЛ.Г., М. Ф и С, 1991.
4. «Гимнастика и методика преподавания». Учебник для ИФК, Смолевский, 1987.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»