В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Схема конспекта урока по теме: «Средства индивидуальной защиты»

Схема конспекта урока по теме: «Средства индивидуальной защиты»

Игорь Буханов
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:4просмотров: 14913 комментариев: 1
Краткое описание
Данный материал можно использовать при проведении занятий с обучающими на уроках ОБЖ, а также в системе занятий  по ГО и ЧС в персоналом образовательного учреждения.
Описание
Схема конспекта занятия Педагог (ФИО) Буханов Игорь Александрович______________________________
Предмет: _________основы безопасности жизнедеятельности_____________________________
Тема урока: «Средства индивидуальной защиты»_, 10 класс_______________________________
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению понятия «средств индивидуальной защиты», «защита человека от воздействия радиоактивных, отравляющих веществ, бактериальных средств», «использование средств индивидуальной защиты в различных условиях ЧС»; создать условия для мыслительного процесса на заданную тему; побудить обучающихся к изучению нового материала. Задачи: Образовательная: Изучить классификацию средств индивидуальной защи­ты по типу защищаемых органов, принципу действия и использования, применение полученных знаний на практике, получить практические навыки в использовании средств индивидуальной защиты. Воспитательная: Воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном технологичном обществе, развивать физические навыки. Воспитывать уважительное отношение обучающихся к друг другу, культуру общения в малых группах. Развивающая: развитие памяти и внимания, раскрытие творческого потенциала обучающихся, исследовательских умений, наблюдательности, применение социальных знаний в практических ситуациях. Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка по итогам работы урока); метод проблемно-развивающего обучения (монологический, эвристический, исследовательский), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (рациональная организация учебной деятельности с целью сохранения здоровья обучающихся, чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся, «эмоциональные паузы»); информационные технологии. Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентации, противогазы, респираторы, ватно-марлевая повязка., ОЗК, Л-1, ИПП-8, АИ-2.


Выступление с информационными сообщениями(по желанию), подготовленными дома по темам «АХОВ», «Химические вещества кожно- нарывного действия», «Радиоактивное заражение местности» По сумме двух измерений определяют типоразмер (рост маски и номера упо­ров лямок наголовника со стороны концов) маски в соответствии с ростовочными интервалами. Для более полного изложения материала используется раздаточный материал Противогазы»
Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли.

Респираторы делятся на два типа: первый — респираторы, у ко­торых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью; второй — очищает вдыхаемый воздух в фильтрую­щих патронах, присоединяемых к полумаске.
По назначению подразделяются на противопылевые, противогазо­вые и газопылезащитные. В зависимости от срока службы могут быть одноразового применения (ШБ-1, «Лепесток», «Кама»), которые пос­ле отработки непригодны для дальнейшей эксплуатации. В респира­торах многоразового использования предусмотрена замена фильтров. Противопылевые респираторы представляют собой облегченные средства защиты органов дыхания от различных аэрозолей. Вдыхае­мый воздух очищается от аэрозолей вредных веществ путем фильт­рации через тонковолокнистые материалы, которые гидрофобны, ус­тойчивы при температуре до 60 °С, стойки к кислотам и щелочам. Это обеспечивается однородностью фильтрующего слоя и наличием электростатических зарядов, которые резко повышают эффектив­ность улавливания аэрозолей. Противогазовые (газопылезащитные) респираторы имеют как бы промежуточное значение между респираторами противопылевыми и противогазами. Они легче, проще и удобнее в пользовании, чем про­тивогаз. Однако защищают только органы дыхания при концентра­ции вредных веществ не более 10—15 ПДК Глаза, лицо остаются от­крытыми. Такие респираторы во многих случаях довольно надежно предохраняют человека в газовой и пылегазовой среде.
Простейшие средства защиты органов дыхания. Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простей­шими подручными средствами — ватно-марлевой повязкой, плат­ком, шарфом, изделиями из тканей, предварительно смоченных во­дой или лучше 2—5% растворами питьевой соды (от хлора), уксус­ной или лимонной кислоты (от аммиака) и противопыльной тканевой маской (ПТМ). Они надежно защищают органы дыхания человека (а ПТМ кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вред­ных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекци­онные заболевания. Следует помнить, что от ОВ и многих АХОВ они не защищают.
Изготовление ватно-марлевой повязки. Берут кусок марли длиной <metricconverter productid=«100 см» w:st=«on»>100 см и шириной <metricconverter productid=«50 см» w:st=«on»>50 см; в средней части куска на площади 30x20 см кладут ров­ный слой ваты толщиной примерно <metricconverter productid=«2 см» w:st=«on»>2 см; свободные от ваты концы марли по всей длине куска с обеих сторон заворачивают, закрывая вату; концы марли (около 30—35 см) с обеих сторон посредине разрезают ножницами, образуя две пары завязок; завязки закрепляют стежками ниток (обшивают). Если нет ваты, то можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска марли укладывают 5—6 слоев марли.
Этапы работы Содержание этапа (заполняется педагогом) Примечания
1. Организационный момент Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Цель для обучающихся на данном этапе. Подготовиться к продуктивной работе на уроке: приготовить информационные сообщения, приготовить учебные принадлежности.
Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.
Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные, использование электронной презентации. Организационный момент (1-2 мин). Приветствие обучающихся. Вступительное слово. Учитель: Мы хорошо поработали над темой «Коллективные средства защиты». А между тем необходимо изучить средства индивидуальной защиты человека.  Тема урока «Средства индивидуальной защиты» Определим цель нашего урока. Обучающиеся формулируют цель: · сформировать представления о средствах индивидуальной защиты; · расширить знания о классификации средств индивидуальной защиты по типу защищаемых органов; · уметь определять, использовать средства индивидуальной защиты в зависимости от обстановки; · понимать необходимость сохранение жизни и здоровья человека в условиях чрезвычайных ситуаций. В случае неточности формулировки педагог подводит их к правильному пониманию цели и задач занятия.

2. Проверочный этап
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель для обучающихся на данном этапе. Получить возможность продемонстрировать имеющиеся знания ключевых понятий «коллективные средства защиты», «радиоактивное и химическое заражение местности», «биологические средства воздействия на человека, владение учебной терминологией информационно-коммуникативных технологий; защитить свою точку зрения. Цель для педагога на данном этапе. Подготовить к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; оценивать деятельность обучающихся по конечному результату (подготовленным сообщениям); определить уровень психологической готовности выступающих, поднять авторитет выступающих ребят среди одноклассников. Задачи: определить уровень готовности домашних заданий; вызвать положительное эмоциональное отношение к обучению; способствовать развитию речевых умений обучающихся; побуждать к преодолению неуверенности. В случае выявления затруднений использовать в качестве подсказки материалы электронной презентации, дополнительную литературу. Методы: индивидуальные беседы, работа в группах, социальная мотивация: похвала. Актуализация понятия информационного общества. Проверка домашнего задания. (10 мин) Работа в парах: Ребята получают карточки с вопросами: «Чем характеризуются техногенные катастрофы?», «Какие виды отравляющих веществ вы знаете?» «Поражающие факторы ядерного взрыва?». Одни готовятся к выступлениям, повторяют подготовленный материал, другие готовятся задавать вопросы к этим сообщениям.

Химическое оружие

 


Перекрытая щель

 
Работа на доске.Установить соответствие коллективного средства защиты и определенного типа применяемого оружия массового поражения.


Блиндаж

 

Биологическое оружие

 

Подвал дома

 

Ядерное оружие

 

Противорадиац. укрытие

 

Зажигательное оружие

 

Убежище

 
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Цель для обучающихся на данном этапе. Уметь дать определения «средства индивидуальной защиты», «средства защиты кожи», «СИЗОД», «медицинские средства защиты»; воспроизвести и объяснить новые термины и понятия.
Задачи: для этого необходимо внимательно прослушать новый материал, сделать записи (конспект, тезисы); правильно и осмысленно проговаривать новые термины, что способствует развитию речи; проводить наблюдение, формулировать определение понятий; применить самостоятельно полученные знания в комплексе и перенести их в новые условия; следовать правилам санитарно — гигиенических норм и правилам здорового образа жизни, избегать вредных привычек, влияющих на состояние и сохранение здоровья.
Цель для педагога на данном этапе. Создать условия для осмысления новой учебной информации: «классификация средств индивидуальной защиты по типу защищаемых органов», «СИЗОД», «средства защиты кожи», «медицинские средства защиты»; способствовать осознанию необходимости использования средств индивидуальной защиты не только в условиях ЧС, но и при работе с веществами способными нанести вред человеку в практической жизни.
Задачи: познакомить с ключевыми понятиями «классификация средств индивидуальной защиты по типу защищаемых органов», «СИЗОД», «средства защиты кожи», «медицинские средства защиты»; сформировать представление о необходимости использования и применения СИЗ; развивать интерес к работе со средствами индивидуальной защиты.
Методы: Проблемное изложение изучаемого материала, беседа, информационный, практический.
Форма: учебный диалог.
Изучение нового учебного материала (12 – 13 мин).
Учитель: Понятие средств индивидуальной защиты связано с двумя фундаментальными понятиями. Назовите. (Ответы учеников: «индивидуальное средство» и «защита»).
На этом этапе учитель ставит проблемный вопрос: “Для чего предназначаются средства индивидуальной защиты?” (Ответы обучающихся)
Одной из задач гражданской обороны является «… пред­оставление населению убежищ и средств индивидуаль­ной защиты» (из ст. 2 Закона РФ «О гражданской обороне»).
Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Своевременное и умелое использование СИЗ обеспечивает надежную защиту от отравляющих веществ (ОВ), светового излучения ядерных взрывов (СИЯВ), радиоактивной пыли (РП), радиоактивных веществ (РВ), бактериальных (биологических) аэрозолей (БА) [бактериальных (биологических) средств (БС)], оксида углерода и позволяет выполнять отдельные задачи в среде, лишенной кислорода. СИЗ обеспечивают также кратковременную защиту от огнесмесей и открытого пламени. На данном этапе используется презентация Microsoft Office Power Point «Средства индивидуальной защиты» (Приложение № 1) Обучающимся дается классификация средств индивидуальной защиты по назначению, типу защищаемых органов, принципу действия, принципу использования:
В целях качественного усвоения материала обучающимся демонстрируются образцы средств индивидуальной защиты с краткой характеристикой по которой СИЗ относятся к тому или иному типу. Средства индивидуальной защиты дыхания. К средствам ин­дивидуальной защиты дыхания относят: фильтрующие и изолирую­щие противогазы, респираторы, комплект дополнительного патрона (ДП-2), гопкалитовый патрон (ДП-1), простейшие средства защиты органов дыхания. Фильтрующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз от ОВ, РП, БА. Принцип действия противогазов основан на изоля­ции органов дыхания от окружающей среды и очистке вдыхаемого воздуха от токсичных аэрозолей и паров в фильтрующе-поглощающей системе. Противо­газы не обогащают вдыхаемый воздух кислородом, поэтому их можно исполь­зовать в атмосфере, содержащей не менее 17% кислорода (по объему).
Противогаз состоит из лицевой части и фильтрующе-поглощающей систе­мы (ФПС), которые соединены между собой непосредственно или с помощью соединительной трубки. В комплект противогаза входят сумка и незапотевающие пленки, а также в зависимости от типа противогаза могут входить мембраны переговорного устройства, трикотажный гидрофобный чехол, на­кладные утеплительные манжеты, водонепроницаемый мешок, крышка фля­ги с клапаном и бирка.
Фильтрующе-поглощающая система предназначена для очистки вдыхаемого воздуха от аэрозолей и паров, ОВ, РП, БА. В условиях применения противни­ком ОМП один и тот же противогаз можно использовать многократно. Переры­вы в использовании противогаза в зараженной атмосфере не снижают защит­ных свойств ФПК от ОВ. При повторном использовании противогазов выдува­ния ОВ или токсичных продуктов их разложения из ФПК не происходит. Конструкция фильтрующих противогазов обеспечивает достаточное удоб­ство работы со всеми видами вооружения и военной техники, а также позволяет: вести прицельную стрельбу из стрелкового оружия; работать с оптическими приборами; подавать команды голосом, вести переговоры по радиотелефонным средствам связи. Подбор шлем-масок противогаза осуществляют по результатам замера вер­тикального обхвата головы, который определяют путем измерения головы по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Результаты измерений округляют до <metricconverter productid=«0,5 см» w:st=«on»>0,5 см.
Ватно-марлевую (марлевую) повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний дохо­дил до глазных впадин, при этом хорошо должны закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние на темени, верхние — на затылке. Для защиты глаз используют противопыльные очки. Заранее подготовленные обучающиеся демонстрируют правильное одевание СИЗОД Учитель: ОВ, и РВ, и биологические средства могут воздействовать на человека через кожные покровы. Основные виды средств индивидуальной защиты кожи (СИЗК), которые используются войсками ГО для защиты гражданского насе­ления от поражающих факторов ОМП. Нет ничего удивительного в том, что значительная часть СИЗК имеют армейское происхожде­ние. Исходя из этого, при изучении нового материала будем исполь­зовать документы Министерства обороны, например «руководство по средствам индивидуальной защиты». Что такое СИЗК? Используется Презентация Microsoft Office Power Point «Средства индивидуальной защиты» и раздаточный материал «СИЗК»
К СИЗК относят защитную одежду фильтрующего и изолирующе­го типа, изготовленную из фильтрующих и изолирующих материа­лов соответственно.
В зависимости от принципа боевого использования и кратности применения СИЗК подразделяют на средства постоянного и периоди­ческого ношения, средства однократного и многократного примене­ния. К СИЗК фильтрующего типа относятся общевойсковые комп­лексные защитные костюмы (ОКЗК), (ОКЗК-М), (ОКЗК-Д (десант­ный)), а также костюм защитный КЗС. К общевойсковым СИЗК изолирующего типа относятся общевойс­ковой защитный комплект ОЗК и костюм пленочный КЗП. Специ­альным средством защиты является костюм легкий защитный Л-1 (костюм Л-1) и изолирующие костюмы повышенной герметичности.
К средствам индивидуальной защиты кожи (СИЗК) фильтрующе­го типа относятся: общевойсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК), общевойсковой комплексный защитный костюм модернизи­рованный (ОКЗК-М), общевойсковой комплексный защитный кос­тюм десантный (ОКЗК-Д), общевойсковой фильтрующий комплекс ОФК, защитный костюм КЗС.
Защита кожных покровов от прямого воздействия СИЯВ обеспечи­вается их укрытием (тела —костюмом; головы, лица и шеи — голов­ным убором — пилоткой с наушниками и шторками; кистей рук — ко­зырьками) огнезащитной пропиткой ткани куртки, брюк и головного убора, многослойностью костюма и естественными зазорами между сло­ями материалов. Повышение уровня защиты кожных покровов от ожо­гов, в том числе кистей рук и лица, и предохранение ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) от термического разрушения СИЯВ (до определенного уров­ня) достигают надеванием поверх него костюмов КЗС. В холодный пе­риод года при ношении поверх ОКЗК (ОКЗК-М) шинели защита от СИЯВ обеспечивается шинельным сукном, обладающим пониженной горючестью, и высокими теплоизоляционными свойствами зимнего комплекта одежды. При ношении ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) с други­ми видами зимнего обмундирования, не обладающего огнезащитными свойствами, уровень защиты от СИЯВ определяется их не горючестью. Защита от РП, Б А обеспечивается строением тканей, многослойностью и герметичностью конструкции защитных костюмов. При зара­жении ОВ, РП, БА костюм ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) подвергают спе­циальной обработке и используют многократно. При защите от СИЯВ костюм ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) используют однократно, т.к. ткань куртки, брюк и головного убора при этом опаляется или обугливается4, утрачивая механическую прочность. Костюмы ОКЗК и ОКЗК-М имеют только летний вариант конструкции, а ОКЗК-Д — летний и зимний варианты. Для использования в зимних условиях в ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) предусмотрены шторки к шапке-ушанке солдатской. Общевойсковой комплексный защитный костюм десантный ОКЗК-Д (летний вариант) состоит: пилотка с козырьком; куртка; брюки; подшлем­ник; защитная рубашка; защитные кальсоны. Костюм защитный КЗС (костюм КЗС) предназначен для увеличения уровня защиты кожных покровов. Отличительными особенностями нового комплекса являются высокие физиолого-гигиенические свойства, сочета­емость средств защиты органов дыхания и кожи с основными элементами экипировки и вооружения солдата, надежное функционирование при отрица­тельных температурах, возможность многократного использования после за­ражения и специальной обработки. Костюм защитный пленочный предназначен для защиты кожных по­кровов, обмундирования, снаряжения и индивидуального оружия личного состава от капель отравляющих веществ, а также для снижения зараженнос­ти обмундирования и снаряжения бактериальными средствами и радиоак­тивной пылью. Легкий защитный костюм является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, РП, БА костюм Л-1 подвергают специальной об­работке и используют многократно.
Простейшие средства защиты кожи, В качестве простейших средств защиты кожи человека может быть использована, прежде все­го, производственная одежда: куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве случаев из брезента, огнезащит­ной или прорезиненной ткани, грубого сукна. Они способны не только защищать от попадания на кожу радиоактивных веществ при авариях на АЭС и других радиационно-опасных объектах, но и от капель, паров и аэрозолей многих АХОВ. Брезентовые изделия защищают от капель­ножидких ОВ и АХОВ зимой до 1 ч., летом — до 30 мин. Защиту до 2 ч. могут обеспечить зимние вещи: пальто из грубого сукна или драпа, ватники, дубленки, кожаные пальто. Все зависит от конкретных по­годных и иных условий, концентрации и агрегатного состояния ава­рийно химически опасных или отравляющих веществ. После соответ­ствующей подготовки защиту могут обеспечить и другие виды верхней одежды. Для защиты ног лучше всего использовать резиновые сапоги, обувь из кожи и кожзаменителей. Резиновые изделия способны не про­пускать капельножидкие ОВ АХОВ до 3—6 ч. На руки следует надеть резиновые или кожаные перчатки, можно рукавицы из брезента.
Чтобы обычная одежда лучше защищала от паров и аэрозолей АХОВ и ОВ, ее нужно пропитать специальным раствором, как это делается при подготовке защитной фильтрующей одежды (ЗФО). Пропитке подлежит только одежда из тканевых материалов. Для пропитки одного комплекта одежды и приспособлений к ней (на­грудного клапана, капюшона, перчаток, носок) достаточно <metricconverter productid=«2,5 л» w:st=«on»>2,5 л раствора. Пропиточный раствор может готовиться на основе вод­ных синтетических моющих веществ, применяемых для стирки бе­лья. При другом варианте для этого можно использовать минераль­ные и растительные масла. В простейших средствах защиты кожи можно преодолевать зараженные участки местности, выходить из зон, где произошел разлив или выброс АХОВ. На определенный срок указанные средства предохраняют тело человека от непосред­ственного контакта с каплями, мазками, аэрозолями и парами вредных и ядовитых веществ, что существенно снизит вероятность поражения. Далее: Заранее подготовленные обучающиеся демонстрируют правильное одевание средств индивидуальной защиты: ОЗК, Л-1 Для более качественной работы обучающимся раздается обобщенная схема «Классификация средств индивидуальной защиты» Учитель дает комментарии по схеме. Вывод: СИЗК способны защитить практически от всех типов РВ, ОВи БС, а также отдельные срепдства и от зажигательного оружия и сохранить жизнь человеку. Медицинские средства защиты предназначены для профилактики и оказания помощи населению, пострадавшему от ЧС и совре­менного оружия. С их помощью можно спасти жизнь большому ко­личеству людей, полностью предупредить или значительно снизить развитие поражений у них, повысить устойчивость организма чело­века к поражающему воздействию радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий люди по­лучают травмы, им может угрожать поражение сильнодействующи­ми ядовитыми, отравляющими и радиоактивными веществами. Во всех случаях медицинские средства индивидуальной защиты будут самыми первыми, верными и надежными помощниками. К ним от­носят: пакет перевязочный индивидуальный, аптечку индивидуаль­ную (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10). Необходимо иметь домашнюю аптечку. Таким об­разом, медицинские средства используются для оказания первой ме­дицинской помощи и доврачебной помощи пострадавшим. Группа медицинских средств, используемых при ЧС и военных действиях. Радиопротекторы — химические вещества, снижающие действие ионизирующих излучений на человека, повышающие защит­ные свойства организма (при переоблучении — снижающие тяжесть лучевой болезни). К ним относятся цистеин, цистомин, цистофос. При приеме до облучения эффективность облучения будет снижена в 1,5 ра­за. Комплексоны — аминополикарбоновые кислоты и их производные. Адсорбенты — искусственные и природные тела с развитой поверхно­стью, которая хорошо поглощает (адсорбирует) вещества из газов, рас­творов (силикогели, алюмогели, активные угли). Широкое применение нашли кристаллические алюмосиликаты — цеолиты. Обучающимся выдается раздаточный материал «медицинские средства индивидуальной защиты»
Аптечка индивидуальная АИ-2содержит медицинские средства защиты и предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах (для снятия боли), предупреждения или ослаб­ления поражения радиоактивными, отравляющими или аварийно хи­мически опасными веществами (АХОВ), а также для предупреждения заболевания инфекционными болезнями. В аптечке находится набор медицинских средств. В гнездах аптечки размещены следующие меди­цинские препараты.
Гнездо Ml— противоболевое средство.
Гнездо №2 — средство для предупреждения отравления фосфор-органическими отравляющими веществами. Гнездо № 3 — противобактериальное средство. Гнездо №4 — радиозащитное средство. Гнездо №5 — противобактериальное средство. Гнездо №6 — радиозащитное средство. Гнездо №7 — противорвотное средство. Индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10, ИПП-11 предназначены для обеззараживания капельно­жидких ОВ и некоторых АХОВ, попавших на тело и одежду челове­ка, на средства индивидуальной защиты и на инструмент. В таблице представлены данные по основным типам ИПП.
Индивидуальные противохимические пакеты
ИПП-8 ИПП-9 ИПП-10 ИПП-11
В целлофановом паке­те плоский стеклян­ный флакон емкостью 125—135 мл, запол­ненный дегазирую­щим раствором и 4 ватно-марлевых тампона Металлический сосуд цилиндрической фор­мы с завинчивающей­ся крышкой и губкой вместо тампонов Металлический сосуд цилиндрической фор­мы с крышкой-насад­кой с упорами, кото- * рая крепится на ре­мешке, внутри крышки крепится про­бойник ИПП содержит полидегазирующую рецептуру, находящуюся во флаконе, и набор салфеток. Предназначен для обеззараживания участков кожи, прилегающей к ним одежды и средств индивидуальной защиты, населения старше 7-летнего возраста от боевых ОВ и БС
Порядок пользования
Отвинтить пробку, смочить тампон, проте­реть пораженные места (кроме глаз). Кожу во­круг глаз промыть во­дой или 2%-ны.м рас­твором соды Утопить пробойник до упора, вскрыть сосуд, перевернуть и встрях­нуть. Губкой проте­реть пораженные мес­та. Вытянуть пробой­ник из сосуда, навинтить крышку Крышку, поворачи­вая, сдвинуть с упоров и ударом по ней вскрыть сосуд. Снять крышку, налить 10— 15 мл жидкости, обра­ботать лицо, шею спе­реди. Затем обработать кисти рук, шею сзади смоченным тампоном протереть открытые участки кожи (шея, кисти рук), а также наружную поверхность маски противогаза, который был надет. Другим тампоном протереть воротничок и края манжет одежды, прилегающие к открытым участкам кожи.

Учитель выдает раздаточный материал «ИПП»

Пакет перевязочный медицинский


Применяется для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов кровотечения. Представляет собой стерильный бинт с двумя ватно-марлевыми подушечками. Одна из подушечек пришита около начала бинта неподвижно, а другую можно передвигать по бинту для удобства наложения повязки. Свернутые подушечки и бинт завернуты в вощеную бумагу и вложены в герметичный чехол из прорезиненной ткани, целлофана или пергаментной бумаги. В пакете имеется булавка, на чехле указаны правила пользования пакетом. Порядок пользования ППМ: разорвать по надрезу наружную оболочку и снять ее; развернуть внутреннюю оболочку; одной рукой взять конец, а другой — скатку бинта и развернуть повязку; на раневую поверхность накладывать так, чтобы их поверхности, прошитые цветной ниткой, оказались наверху. При вскрытии пакета нельзя нарушать стерильность поверхности подушечки, которой она прикладывается к ране или месту ожога. Руками можно трогать только поверхность подушечки, прошитую цветными нитками.

Таким образом, медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики воздействия на организм пора­жающих факторов ОМП и обычных средств поражения и оказания помощи пострадавшим от воздействия этих поражающих факторов. В системе ГО МЧС они представлены в виде аптечки индивидуаль­ной (АИ), индивидуальных противохимических пакетов (ИПП) и па­кета перевязочного индивидуального(ППИ).

Вывод: Таким образом, разнообразные СИЗ могут обеспечить защиту человека в различных условиях от негативного воздействия РВ, ОВ, БС.


3.1.Пауза для здоровья
Цель для обучающихся на данном этапе: получить психоэмоциональную разгрузку, скорректировать приобретённые теоретические знания.
Цель для педагога на данном этапе: создать безопасные здоровьесберегающие условия для практической деятельности обучающихся в кабинете информатики.
Задачи: способствовать развитию здорового человека.
Методы: словесный
Пауза для здоровья (1 мин). В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Поэтому в основу когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим особенностей «предпочтений» восприятий. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. (Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить это явление. И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария.)
Упражнение: Для гармонизации двух полушарий у человека предлагается ребятам вначале медленно, а потом в более быстром темпе левой рукой взять правое ухо, а правой рукой взять левое ухо. Выполнять упражнение нужно несколько раз и в системе. Это снимает психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий.
(Обучающиеся выполняют несколько раз эти упражнений для снятия напряжения).
4. Контрольно-итоговый этап,
закрепление учебного материала
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Цель для обучающихся на данном этапе: уметь высказывать свою точку зрения, логически рассуждать; знать основные СИЗ, способы защиты человека от различных РВ, ОВ, БС. Цель для педагога на данном этапе: способствовать актуализации, закрепления знаний о СИЗ; активизировать мыслительный процесс осознания необходимости применения СИЗ для защиты человека, способов использования СИЗ; определить степень усвоения изученного материала, создать комфортную обстановку для практической работы обучающихся.
Задачи: развивать умения работать в группе, в паре, со справочным материалом, слышать своих товарищей, выступать перед аудиторией.
Методы: выполнение творческих нестандартных работ, практическая работа по группам, интерактивные технологии.
Закрепление учебного материала (13-14 мин). На этом этапе происходит работа по группам. Класс делится на группы (по 5-6). Каждая группа решает ситуационные задачи и в конце аргументированно доказывает правильный выбор СИЗ. Ситуационная задача:  Ты оказался внутри аэрозольного облака, образовав­шегося в результате аварии железнодорожной цистерны с жид­ким химическим веществом. В твоем распоряжении все образцы средств защиты органов дыхания, кроме противогазов. Какой обра­зец вы выберите? Почему? Его уровень защиты оптимален, избы­точен, недостаточен? Ситуационная задача. Вам надо пройти от убежища по улице в очаге химического заражения расстояние в <metricconverter productid=«500 метров» w:st=«on»>500 метров, чтобы передать сообщение в администрацию района. ОВ — иприт и фосген. В вашем распоряжении — противогаз типа ГП-5 и простейшие средства защиты кожи — производственные ком­бинезоны из брезента с пропиткой, обеспечивающей воздухонепро­ницаемость костюма газообразными веществами. При этом известно, что химически активным веществам пропитка способна противостой ять не более 10 минут. Хватит ли вам времени, чтобы дойти до Администрации района до того, как костюм потеряет свои защитные свойства? Дойти, потратить 1 мин. на передачу сообщения и вернуться в убежище?(Поскольку простейшие средства защиты практически не стесня­ют движений по сравнению с обычной одеждой, скорость движения по улице будет примерно соответствовать обычной — <metricconverter productid=«5 км/ч» w:st=«on»>5 км/ч, при этом на преодоление <metricconverter productid=«500 м» w:st=«on»>500 м будет потрачено примерно 6 —7 минут. Дойти до Администрации района вы успеете, а вот на обратный путь и передачу ин­формации времени не хватит.) — Далее обучающимся предлагается в тетради составить опорную схему классификация средств индивидуальной защиты
Самооценка участников по результатам практической работы. Кто внес больший вклад в достижения результатов? Комментарий педагога. Оценка выполнения задания: все ответы верны – отлично, один неверен – хорошо, два неверных – надо внимательнее посмотреть конспект и все получится!

Рефлексия: ребята получают три вида карточек. На первой изображена точка, на второй – вопросительный знак, на третьей карточке – восклицательный знак. · Точка означает, что задания, материал урока понятен и трудностей не вызывает. · Вопросительный знак означает, что учащйся на занятиях испытывал интеллектуальное затруднение при выполнении заданий. · Восклицательный знак означает, что занятие вызвало интерес и желание повторить такую работу ещё раз. Карточки прикрепляются на доску. Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные задания, а также задания, которые понятны всем. Обсуждение, как прошло занятие. 5. Информационный этап, задание на дом Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. Цель для обучающихся на данном этапе. Воспитание волевых качеств при преодолении встречающиеся затруднения в процессе самостоятельной творческо-поисковой деятельности. Цель для педагога на данном этапе. Создать ситуацию, побуждающую к самостоятельному творческому поиску нужных знаний, навыков самостоятельной работы с учебной, энциклопедической и научно-популярной литературой. Задачи: помочь обучающимся осознать, что сеть Интернет можно использовать в качестве научной лаборатории на дому, формировать у обучающихся умение объективной самооценки своих знаний, умений, навыков, возможностей. Методы: словесные, создание ситуации для получения знаний. Информационный блок (1-2 мин). Педагог «Заканчивается наш сегодняшний урок. Сегодня мы познакомились с тем, что такое средства индивидуальной защиты, классификация и предназначение. Так же мы узнали, как можно защитить себя простейшими средствами защиты. Думаем, что поставленные задачи выполнены. Главный итог – это те знания, которые вы получили сегодня и сможете применить в вашем дальнейшем обучении и в различных жизненных ситуациях». Задание на дом: Повторить материал по СИЗК, СИЗОД и медицинским средствам индивидуальной защиты. Составить примерный состав домашней медицинской аптечки.
Список использованной литературы и источников 1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» 2. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности .: 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Воробьева Ю.Л.- М.: Астрель, 2009 год 3. А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников основы безопасности жизнедеятельности.: М.: Просвещение, 2009 год 4. Ю.П.Подолян Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 10 класс.: М.: Астрель, 2007 год 5. Руководство по эксплуатации СИЗ.: М.: Министерство обороны РФ, 2007 год 6. Наставление по РХБЗ: М.: Министерство обороны РФ, 2007 год. 7. http://www.himvoiska.narod.ru/ 8. http://tipolog.atspace.com/index.htm
  1. http://medvuz.info/load/19-1-0-261

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект урока СИЗ.doc Скачать



Красноармейское территориальное управление

департамента по образованию администрации Волгограда

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 7

Красноармейского района г. Волгограда












Схема конспекта урока

по теме:

«Средства индивидуальной защиты»











Составил:

Буханов Игорь Александрович, преподаватель- организатор ОБЖ высшей квалификационной категории.







Волгоград - 2013


Схема конспекта занятия


Аттестуемый педагог (ФИО) Буханов Игорь Александрович______________________________

Предмет: _________основы безопасности жизнедеятельности_____________________________

Тема урока: «Средства индивидуальной защиты»_, 10 класс_______________________________

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению понятия «средств индивидуальной защиты», «защита человека от воздействия радиоактивных, отравляющих веществ, бактериальных средств», «использование средств индивидуальной защиты в различных условиях ЧС»; создать условия для мыслительного процесса на заданную тему; побудить обучающихся к изучению нового материала.

Задачи:

Образовательная: Изучить классификацию средств индивидуальной защи­ты по типу защищаемых органов, принципу действия и использования, применение полученных знаний на практике, получить практические навыки в использовании средств индивидуальной защиты.

Воспитательная: Воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном технологичном обществе, развивать физические навыки. Воспитывать уважительное отношение обучающихся к друг другу, культуру общения в малых группах.

Развивающая: развитие памяти и внимания, раскрытие творческого потенциала обучающихся, исследовательских умений, наблюдательности, применение социальных знаний в практических ситуациях.

Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка по итогам работы урока); метод проблемно-развивающего обучения (монологический, эвристический, исследовательский), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (рациональная организация учебной деятельности с целью сохранения здоровья обучающихся, чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся, «эмоциональные паузы»); информационные технологии.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентации, противогазы, респираторы, ватно-марлевая повязка., ОЗК, Л-1, ИПП-8, АИ-2.






Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Примечания

1.

Организационный момент

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель для обучающихся на данном этапе. Подготовиться к продуктивной работе на уроке: приготовить информационные сообщения, приготовить учебные принадлежности.

Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.

Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные, использование электронной презентации.

Организационный момент (1-2 мин).

Приветствие обучающихся. Вступительное слово. Учитель: Мы хорошо поработали над темой «Коллективные средства защиты». А между тем необходимо изучить средства индивидуальной защиты человека.

Тема урока «Средства индивидуальной защиты»

Определим цель нашего урока.

Обучающиеся формулируют цель:

  • сформировать представления о средствах индивидуальной защиты;

  • расширить знания о классификации средств индивидуальной защиты по типу защищаемых органов;

  • уметь определять, использовать средства индивидуальной защиты в зависимости от обстановки;

  • понимать необходимость сохранение жизни и здоровья человека в условиях чрезвычайных ситуаций.

В случае неточности формулировки педагог подводит их к правильному пониманию цели и задач занятия.


2.

Проверочный этап

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.


Цель для обучающихся на данном этапе. Получить возможность продемонстрировать имеющиеся знания ключевых понятий «коллективные средства защиты», «радиоактивное и химическое заражение местности», «биологические средства воздействия на человека, владение учебной терминологией информационно-коммуникативных технологий; защитить свою точку зрения.

Цель для педагога на данном этапе. Подготовить к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; оценивать деятельность обучающихся по конечному результату (подготовленным сообщениям); определить уровень психологической готовности выступающих, поднять авторитет выступающих ребят среди одноклассников.

Задачи: определить уровень готовности домашних заданий; вызвать положительное эмоциональное отношение к обучению; способствовать развитию речевых умений обучающихся; побуждать к преодолению неуверенности.

В случае выявления затруднений использовать в качестве подсказки материалы электронной презентации, дополнительную литературу.

Методы: индивидуальные беседы, работа в группах, социальная мотивация: похвала.

Актуализация понятия информационного общества. Проверка домашнего задания. (10 мин)

Работа в парах: Ребята получают карточки с вопросами: «Чем характеризуются техногенные катастрофы?», «Какие виды отравляющих веществ вы знаете?» «Поражающие факторы ядерного взрыва?». Одни готовятся к выступлениям, повторяют подготовленный материал, другие готовятся задавать вопросы к этим сообщениям.

Перекрытая щель

Химическое оружие

Работа на доске. Установить соответствие коллективного средства защиты и определенного типа применяемого оружия массового поражения.



Блиндаж

Биологическое оружие



Подвал дома

Ядерное оружие





Противорадиац. укрытие

Зажигательное оружие





Убежище








Выступление с информационными сообщениями(по желанию), подготовленными дома по темам «АХОВ», «Химические вещества кожно- нарывного действия», «Радиоактивное заражение местности»


3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель для обучающихся на данном этапе. Уметь дать определения «средства индивидуальной защиты», «средства защиты кожи», «СИЗОД», «медицинские средства защиты»; воспроизвести и объяснить новые термины и понятия.

Задачи: для этого необходимо внимательно прослушать новый материал, сделать записи (конспект, тезисы); правильно и осмысленно проговаривать новые термины, что способствует развитию речи; проводить наблюдение, формулировать определение понятий; применить самостоятельно полученные знания в комплексе и перенести их в новые условия; следовать правилам санитарно - гигиенических норм и правилам здорового образа жизни, избегать вредных привычек, влияющих на состояние и сохранение здоровья.

Цель для педагога на данном этапе. Создать условия для осмысления новой учебной информации: «классификация средств индивидуальной защиты по типу защищаемых органов», «СИЗОД», «средства защиты кожи», «медицинские средства защиты» ; способствовать осознанию необходимости использования средств индивидуальной защиты не только в условиях ЧС, но и при работе с веществами способными нанести вред человеку в практической жизни.

Задачи: познакомить с ключевыми понятиями «классификация средств индивидуальной защиты по типу защищаемых органов», «СИЗОД», «средства защиты кожи», «медицинские средства защиты»; сформировать представление о необходимости использования и применения СИЗ; развивать интерес к работе со средствами индивидуальной защиты.

Методы: Проблемное изложение изучаемого материала, беседа, информационный, практический.

Форма: учебный диалог.

Изучение нового учебного материала (12 – 13 мин).

Учитель: Понятие средств индивидуальной защиты связано с двумя фундаментальными понятиями. Назовите. (Ответы учеников: «индивидуальное средство» и «защита»).

На этом этапе учитель ставит проблемный вопрос: “Для чего предназначаются средства индивидуальной защиты?” (Ответы обучающихся)

Одной из задач гражданской обороны является «...пред­оставление населению убежищ и средств индивидуаль­ной защиты» (из ст. 2 Закона РФ «О гражданской обороне»).

Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Своевременное и умелое использование СИЗ обеспечивает надежную защиту от отравляющих веществ (ОВ), светового излучения ядерных взрывов (СИЯВ), радиоактивной пыли (РП), радиоактивных веществ (РВ), бактериальных (биологических) аэрозолей (БА) [бактериальных (биологических) средств (БС)], оксида углерода и позволяет выполнять отдельные задачи в среде, лишенной кислорода. СИЗ обеспечивают также кратковременную защиту от огнесмесей и открытого пламени.

На данном этапе используется презентация Microsoft Office Power Point «Средства индивидуальной защиты» (Приложение № 1)

Обучающимся дается классификация средств индивидуальной защиты по назначению, типу защищаемых органов, принципу действия, принципу использования:

В целях качественного усвоения материала обучающимся демонстрируются образцы средств индивидуальной защиты с краткой характеристикой по которой СИЗ относятся к тому или иному типу.

Средства индивидуальной защиты дыхания. К средствам ин­дивидуальной защиты дыхания относят: фильтрующие и изолирую­щие противогазы, респираторы, комплект дополнительного патрона (ДП-2), гопкалитовый патрон (ДП-1), простейшие средства защиты органов дыхания.

Фильтрующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз от ОВ, РП, БА. Принцип действия противогазов основан на изоля­ции органов дыхания от окружающей среды и очистке вдыхаемого воздуха от токсичных аэрозолей и паров в фильтрующе-поглощающей системе. Противо­газы не обогащают вдыхаемый воздух кислородом, поэтому их можно исполь­зовать в атмосфере, содержащей не менее 17% кислорода (по объему).

Противогаз состоит из лицевой части и фильтрующе-поглощающей систе­мы (ФПС), которые соединены между собой непосредственно или с помощью соединительной трубки. В комплект противогаза входят сумка и незапотевающие пленки, а также в зависимости от типа противогаза могут входить мембраны переговорного устройства, трикотажный гидрофобный чехол, на­кладные утеплительные манжеты, водонепроницаемый мешок, крышка фля­ги с клапаном и бирка.

Фильтрующе-поглощающая система предназначена для очистки вдыхаемого воздуха от аэрозолей и паров, ОВ, РП, БА. В условиях применения противни­ком ОМП один и тот же противогаз можно использовать многократно. Переры­вы в использовании противогаза в зараженной атмосфере не снижают защит­ных свойств ФПК от ОВ. При повторном использовании противогазов выдува­ния ОВ или токсичных продуктов их разложения из ФПК не происходит.

Конструкция фильтрующих противогазов обеспечивает достаточное удоб­ство работы со всеми видами вооружения и военной техники, а также позволяет: вести прицельную стрельбу из стрелкового оружия; работать с оптическими приборами; подавать команды голосом, вести переговоры по радиотелефонным средствам связи.

Подбор шлем-масок противогаза осуществляют по результатам замера вер­тикального обхвата головы, который определяют путем измерения головы по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Результаты измерений округляют до 0,5 см.

По сумме двух измерений определяют типоразмер (рост маски и номера упо­ров лямок наголовника со стороны концов) маски в соответствии с ростовочными интервалами.

Для более полного изложения материала используется раздаточный материал Противогазы»

Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли.

Респираторы делятся на два типа: первый — респираторы, у ко­торых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью; второй — очищает вдыхаемый воздух в фильтрую­щих патронах, присоединяемых к полумаске.

По назначению подразделяются на противопылевые, противогазо­вые и газопылезащитные. В зависимости от срока службы могут быть одноразового применения (ШБ-1, «Лепесток», «Кама»), которые пос­ле отработки непригодны для дальнейшей эксплуатации. В респира­торах многоразового использования предусмотрена замена фильтров.

Противопылевые респираторы представляют собой облегченные средства защиты органов дыхания от различных аэрозолей. Вдыхае­мый воздух очищается от аэрозолей вредных веществ путем фильт­рации через тонковолокнистые материалы, которые гидрофобны, ус­тойчивы при температуре до 60 °С, стойки к кислотам и щелочам. Это обеспечивается однородностью фильтрующего слоя и наличием электростатических зарядов, которые резко повышают эффектив­ность улавливания аэрозолей.

Противогазовые (газопылезащитные) респираторы имеют как бы промежуточное значение между респираторами противопылевыми и противогазами. Они легче, проще и удобнее в пользовании, чем про­тивогаз. Однако защищают только органы дыхания при концентра­ции вредных веществ не более 10—15 ПДК Глаза, лицо остаются от­крытыми. Такие респираторы во многих случаях довольно надежно предохраняют человека в газовой и пылегазовой среде.

Простейшие средства защиты органов дыхания. Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простей­шими подручными средствами — ватно-марлевой повязкой, плат­ком, шарфом, изделиями из тканей, предварительно смоченных во­дой или лучше 2—5% растворами питьевой соды (от хлора), уксус­ной или лимонной кислоты (от аммиака) и противопыльной тканевой маской (ПТМ). Они надежно защищают органы дыхания человека (а ПТМ кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вред­ных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекци­онные заболевания. Следует помнить, что от ОВ и многих АХОВ они не защищают.

Изготовление ватно-марлевой повязки. Берут кусок марли длиной 100 см и шириной 50 см; в средней части куска на площади 30x20 см кладут ров­ный слой ваты толщиной примерно 2 см; свободные от ваты концы марли по всей длине куска с обеих сторон заворачивают, закрывая вату; концы марли (около 30—35 см) с обеих сторон посредине разрезают ножницами, образуя две пары завязок; завязки закрепляют стежками ниток (обшивают). Если нет ваты, то можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска марли укладывают 5—6 слоев марли.

Ватно-марлевую (марлевую) повязку при использовании накладывают на лицо так, чтобы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний дохо­дил до глазных впадин, при этом хорошо должны закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние на темени, верхние — на затылке. Для защиты глаз используют противопыльные очки.

Заранее подготовленные обучающиеся демонстрируют правильное одевание СИЗОД

- Учитель: ОВ, и РВ, и биологические средства могут воздействовать на человека через кожные покровы.

Основные виды средств индивидуальной защиты кожи (СИЗК), которые используются войсками ГО для защиты гражданского насе­ления от поражающих факторов ОМП. Нет ничего удивительного в том, что значительная часть СИЗК имеют армейское происхожде­ние. Исходя из этого, при изучении нового материала будем исполь­зовать документы Министерства обороны, например «руководство по средствам индивидуальной защиты». Что такое СИЗК?

Используется Презентация Microsoft Office Power Point «Средства индивидуальной защиты» и раздаточный материал «СИЗК»

К СИЗК относят защитную одежду фильтрующего и изолирующе­го типа, изготовленную из фильтрующих и изолирующих материа­лов соответственно.

В зависимости от принципа боевого использования и кратности применения СИЗК подразделяют на средства постоянного и периоди­ческого ношения, средства однократного и многократного примене­ния. К СИЗК фильтрующего типа относятся общевойсковые комп­лексные защитные костюмы (ОКЗК), (ОКЗК-М), (ОКЗК-Д (десант­ный)), а также костюм защитный КЗС.

К общевойсковым СИЗК изолирующего типа относятся общевойс­ковой защитный комплект ОЗК и костюм пленочный КЗП. Специ­альным средством защиты является костюм легкий защитный Л-1 (костюм Л-1) и изолирующие костюмы повышенной герметичности.

К средствам индивидуальной защиты кожи (СИЗК) фильтрующе­го типа относятся: общевойсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК), общевойсковой комплексный защитный костюм модернизи­рованный (ОКЗК-М), общевойсковой комплексный защитный кос­тюм десантный (ОКЗК-Д), общевойсковой фильтрующий комплекс ОФК, защитный костюм КЗС.

Защита кожных покровов от прямого воздействия СИЯВ обеспечи­вается их укрытием (тела —костюмом; головы, лица и шеи — голов­ным убором — пилоткой с наушниками и шторками; кистей рук — ко­зырьками) огнезащитной пропиткой ткани куртки, брюк и головного убора, многослойностью костюма и естественными зазорами между сло­ями материалов. Повышение уровня защиты кожных покровов от ожо­гов, в том числе кистей рук и лица, и предохранение ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) от термического разрушения СИЯВ (до определенного уров­ня) достигают надеванием поверх него костюмов КЗС. В холодный пе­риод года при ношении поверх ОКЗК (ОКЗК-М) шинели защита от СИЯВ обеспечивается шинельным сукном, обладающим пониженной горючестью, и высокими теплоизоляционными свойствами зимнего комплекта одежды. При ношении ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) с други­ми видами зимнего обмундирования, не обладающего огнезащитными свойствами, уровень защиты от СИЯВ определяется их не горючестью.

Защита от РП, Б А обеспечивается строением тканей, многослойностью и герметичностью конструкции защитных костюмов. При зара­жении ОВ, РП, БА костюм ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) подвергают спе­циальной обработке и используют многократно. При защите от СИЯВ костюм ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) используют однократно, т.к. ткань куртки, брюк и головного убора при этом опаляется или обугливается4, утрачивая механическую прочность. Костюмы ОКЗК и ОКЗК-М имеют только летний вариант конструкции, а ОКЗК-Д — летний и зимний варианты. Для использования в зимних условиях в ОКЗК (ОКЗК-М, ОКЗК-Д) предусмотрены шторки к шапке-ушанке солдатской.

Общевойсковой комплексный защитный костюм десантный ОКЗК-Д (летний вариант) состоит: пилотка с козырьком; куртка; брюки; подшлем­ник; защитная рубашка; защитные кальсоны.

Костюм защитный КЗС (костюм КЗС) предназначен для увеличения уровня защиты кожных покровов. Отличительными особенностями нового комплекса являются высокие физиолого-гигиенические свойства, сочета­емость средств защиты органов дыхания и кожи с основными элементами экипировки и вооружения солдата, надежное функционирование при отрица­тельных температурах, возможность многократного использования после за­ражения и специальной обработки.

Костюм защитный пленочный предназначен для защиты кожных по­кровов, обмундирования, снаряжения и индивидуального оружия личного состава от капель отравляющих веществ, а также для снижения зараженнос­ти обмундирования и снаряжения бактериальными средствами и радиоак­тивной пылью.

Легкий защитный костюм является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, РП, БА костюм Л-1 подвергают специальной об­работке и используют многократно.

Простейшие средства защиты кожи, В качестве простейших средств защиты кожи человека может быть использована, прежде все­го, производственная одежда: куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве случаев из брезента, огнезащит­ной или прорезиненной ткани, грубого сукна. Они способны не только защищать от попадания на кожу радиоактивных веществ при авариях на АЭС и других радиационно-опасных объектах, но и от капель, паров и аэрозолей многих АХОВ. Брезентовые изделия защищают от капель­ножидких ОВ и АХОВ зимой до 1 ч., летом — до 30 мин. Защиту до 2 ч. могут обеспечить зимние вещи: пальто из грубого сукна или драпа, ватники, дубленки, кожаные пальто. Все зависит от конкретных по­годных и иных условий, концентрации и агрегатного состояния ава­рийно химически опасных или отравляющих веществ. После соответ­ствующей подготовки защиту могут обеспечить и другие виды верхней одежды. Для защиты ног лучше всего использовать резиновые сапоги, обувь из кожи и кожзаменителей. Резиновые изделия способны не про­пускать капельножидкие ОВ АХОВ до 3—6 ч. На руки следует надеть резиновые или кожаные перчатки, можно рукавицы из брезента.

Чтобы обычная одежда лучше защищала от паров и аэрозолей АХОВ и ОВ, ее нужно пропитать специальным раствором, как это делается при подготовке защитной фильтрующей одежды (ЗФО). Пропитке подлежит только одежда из тканевых материалов. Для пропитки одного комплекта одежды и приспособлений к ней (на­грудного клапана, капюшона, перчаток, носок) достаточно 2,5 л раствора. Пропиточный раствор может готовиться на основе вод­ных синтетических моющих веществ, применяемых для стирки бе­лья. При другом варианте для этого можно использовать минераль­ные и растительные масла. В простейших средствах защиты кожи можно преодолевать зараженные участки местности, выходить из зон, где произошел разлив или выброс АХОВ. На определенный срок указанные средства предохраняют тело человека от непосред­ственного контакта с каплями, мазками, аэрозолями и парами вредных и ядовитых веществ, что существенно снизит вероятность поражения.

Далее: Заранее подготовленные обучающиеся демонстрируют правильное одевание средств индивидуальной защиты: ОЗК, Л-1

Для более качественной работы обучающимся раздается обобщенная схема «Классификация средств индивидуальной защиты» Учитель дает комментарии по схеме.

Вывод: СИЗК способны защитить практически от всех типов РВ, ОВи БС, а также отдельные срепдства и от зажигательного оружия и сохранить жизнь человеку.


Медицинские средства защиты предназначены для профилактики и оказания помощи населению, пострадавшему от ЧС и совре­менного оружия. С их помощью можно спасти жизнь большому ко­личеству людей, полностью предупредить или значительно снизить развитие поражений у них, повысить устойчивость организма чело­века к поражающему воздействию радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий люди по­лучают травмы, им может угрожать поражение сильнодействующи­ми ядовитыми, отравляющими и радиоактивными веществами. Во всех случаях медицинские средства индивидуальной защиты будут самыми первыми, верными и надежными помощниками. К ним от­носят: пакет перевязочный индивидуальный, аптечку индивидуаль­ную (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10). Необходимо иметь домашнюю аптечку. Таким об­разом, медицинские средства используются для оказания первой ме­дицинской помощи и доврачебной помощи пострадавшим.

Группа медицинских средств, используемых при ЧС и военных действиях. Радиопротекторы — химические вещества, снижающие действие ионизирующих излучений на человека, повышающие защит­ные свойства организма (при переоблучении — снижающие тяжесть лучевой болезни). К ним относятся цистеин, цистомин, цистофос. При приеме до облучения эффективность облучения будет снижена в 1,5 ра­за. Комплексоны — аминополикарбоновые кислоты и их производные. Адсорбенты — искусственные и природные тела с развитой поверхно­стью, которая хорошо поглощает (адсорбирует) вещества из газов, рас­творов (силикогели, алюмогели, активные угли). Широкое применение нашли кристаллические алюмосиликаты — цеолиты.

Обучающимся выдается раздаточный материал «медицинские средства индивидуальной защиты»

Аптечка индивидуальная АИ-2 содержит медицинские средства защиты и предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах (для снятия боли), предупреждения или ослаб­ления поражения радиоактивными, отравляющими или аварийно хи­мически опасными веществами (АХОВ), а также для предупреждения заболевания инфекционными болезнями. В аптечке находится набор медицинских средств. В гнездах аптечки размещены следующие меди­цинские препараты.

Гнездо Ml — противоболевое средство.

Гнездо №2 — средство для предупреждения отравления фосфор-органическими отравляющими веществами.

Гнездо № 3 — противобактериальное средство.

Гнездо №4 — радиозащитное средство.

Гнездо №5 — противобактериальное средство.

Гнездо №6 — радиозащитное средство.

Гнездо №7 — противорвотное средство.

Индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10, ИПП-11 предназначены для обеззараживания капельно­жидких ОВ и некоторых АХОВ, попавших на тело и одежду челове­ка, на средства индивидуальной защиты и на инструмент. В таблице представлены данные по основным типам ИПП.

Индивидуальные противохимические пакеты

ИПП-8

ИПП-9

ИПП-10

ИПП-11

В целлофановом паке­те плоский стеклян­ный флакон емкостью 125—135 мл, запол­ненный дегазирую­щим раствором и 4 ватно-марлевых тампона

Металлический сосуд цилиндрической фор­мы с завинчивающей­ся крышкой и губкой вместо тампонов

Металлический сосуд цилиндрической фор­мы с крышкой-насад­кой с упорами, кото- * рая крепится на ре­мешке, внутри крышки крепится про­бойник

ИПП содержит полидегазирующую рецептуру, находящуюся во флаконе, и набор салфеток. Предназначен для обеззараживания участков кожи, прилегающей к ним одежды и средств индивидуальной защиты, населения старше 7-летнего возраста от боевых ОВ и БС

Порядок пользования

Отвинтить пробку, смочить тампон, проте­реть пораженные места (кроме глаз). Кожу во­круг глаз промыть во­дой или 2%-ны.м рас­твором соды

Утопить пробойник до упора, вскрыть сосуд, перевернуть и встрях­нуть. Губкой проте­реть пораженные мес­та. Вытянуть пробой­ник из сосуда, навинтить крышку

Крышку, поворачи­вая, сдвинуть с упоров и ударом по ней вскрыть сосуд. Снять крышку, налить 10— 15 мл жидкости, обра­ботать лицо, шею спе­реди. Затем обработать кисти рук, шею сзади

смоченным тампоном протереть открытые участки кожи (шея, кисти рук), а также наружную поверхность маски противогаза, который был надет. Другим тампоном протереть воротничок и края манжет одежды, прилегающие к открытым участкам кожи.


Учитель выдает раздаточный материал «ИПП»


Пакет перевязочный медицинский


Применяется для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов кровотечения. Представляет собой стерильный бинт с двумя ватно-марлевыми подушечками. Одна из подушечек пришита около начала бинта неподвижно, а другую можно передвигать по бинту для удобства наложения повязки. Свернутые подушечки и бинт завернуты в вощеную бумагу и вложены в герметичный чехол из прорезиненной ткани, целлофана или пергаментной бумаги. В пакете имеется булавка, на чехле указаны правила пользования пакетом. Порядок пользования ППМ: разорвать по надрезу наружную оболочку и снять ее; развернуть внутреннюю оболочку; одной рукой взять конец, а другой - скатку бинта и развернуть повязку; на раневую поверхность накладывать так, чтобы их поверхности, прошитые цветной ниткой, оказались наверху. При вскрытии пакета нельзя нарушать стерильность поверхности подушечки, которой она прикладывается к ране или месту ожога. Руками можно трогать только поверхность подушечки, прошитую цветными нитками.


Таким образом, медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики воздействия на организм пора­жающих факторов ОМП и обычных средств поражения и оказания помощи пострадавшим от воздействия этих поражающих факторов. В системе ГО МЧС они представлены в виде аптечки индивидуаль­ной (АИ), индивидуальных противохимических пакетов (ИПП) и па­кета перевязочного индивидуального (ППИ).


Вывод: Таким образом, разнообразные СИЗ могут обеспечить защиту человека в различных условиях от негативного воздействия РВ, ОВ, БС.







3.1.Пауза для здоровья

Цель для обучающихся на данном этапе: получить психоэмоциональную разгрузку, скорректировать приобретённые теоретические знания.

Цель для педагога на данном этапе: создать безопасные здоровьесберегающие условия для практической деятельности обучающихся в кабинете информатики.

Задачи: способствовать развитию здорового человека.

Методы: словесный

Пауза для здоровья (1 мин). В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Поэтому в основу когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим особенностей «предпочтений» восприятий. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. (Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить это явление. И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария.)

Упражнение: Для гармонизации двух полушарий у человека предлагается ребятам вначале медленно, а потом в более быстром темпе левой рукой взять правое ухо, а правой рукой взять левое ухо. Выполнять упражнение нужно несколько раз и в системе. Это снимает психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий.

(Обучающиеся выполняют несколько раз эти упражнений для снятия напряжения).


4.

Контрольно-итоговый этап,

закрепление учебного материала

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель для обучающихся на данном этапе: уметь высказывать свою точку зрения, логически рассуждать; знать основные СИЗ, способы защиты человека от различных РВ,ОВ,БС.

Цель для педагога на данном этапе: способствовать актуализации, закрепления знаний о СИЗ; активизировать мыслительный процесс осознания необходимости применения СИЗ для защиты человека, способов использования СИЗ; определить степень усвоения изученного материала, создать комфортную обстановку для практической работы обучающихся.

Задачи: развивать умения работать в группе, в паре, со справочным материалом, слышать своих товарищей, выступать перед аудиторией.

Методы: выполнение творческих нестандартных работ, практическая работа по группам, интерактивные технологии.


Закрепление учебного материала (13-14 мин). На этом этапе происходит работа по группам. Класс делится на группы (по 5-6). Каждая группа решает ситуационные задачи и в конце аргументированно доказывает правильный выбор СИЗ.

Ситуационная задача: Ты оказался внутри аэрозольного облака, образовав­шегося в результате аварии железнодорожной цистерны с жид­ким химическим веществом. В твоем распоряжении все образцы средств защиты органов дыхания, кроме противогазов. Какой обра­зец вы выберите? Почему? Его уровень защиты оптимален, избы­точен, недостаточен?

Ситуационная задача. Вам надо пройти от убежища по улице в очаге химического заражения расстояние в 500 метров, чтобы передать сообщение в администрацию района.

ОВ — иприт и фосген. В вашем распоряжении — противогаз типа ГП-5 и простейшие средства защиты кожи — производственные ком­бинезоны из брезента с пропиткой, обеспечивающей воздухонепро­ницаемость костюма газообразными веществами. При этом известно, что химически активным веществам пропитка способна противостой ять не более 10 минут. Хватит ли вам времени, чтобы дойти до Администрации района до того, как костюм потеряет свои защитные свойства? Дойти, потратить 1 мин. на передачу сообщения и вернуться в убежище?(Поскольку простейшие средства защиты практически не стесня­ют движений по сравнению с обычной одеждой, скорость движения по улице будет примерно соответствовать обычной — 5 км/ч, при этом на преодоление 500 м будет потрачено примерно 6 —7 минут. Дойти до Администрации района вы успеете, а вот на обратный путь и передачу ин­формации времени не хватит.)


- Далее обучающимся предлагается в тетради составить опорную схему классификация средств индивидуальной защиты


Самооценка участников по результатам практической работы. Кто внес больший вклад в достижения результатов? Комментарий педагога.

Оценка выполнения задания: все ответы верны – отлично, один неверен – хорошо, два неверных – надо внимательнее посмотреть конспект и все получится!


Рефлексия: ребята получают три вида карточек. На первой изображена точка, на второй – вопросительный знак, на третьей карточке – восклицательный знак.

  • Точка означает, что задания, материал урока понятен и трудностей не вызывает.

  • Вопросительный знак означает, что учащйся на занятиях испытывал интеллектуальное затруднение при выполнении заданий.

  • Восклицательный знак означает, что занятие вызвало интерес и желание повторить такую работу ещё раз.

Карточки прикрепляются на доску. Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные задания, а также задания, которые понятны всем. Обсуждение, как прошло занятие.


5.

Информационный этап, задание на дом

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель для обучающихся на данном этапе. Воспитание волевых качеств при преодолении встречающиеся затруднения в процессе самостоятельной творческо-поисковой деятельности.

Цель для педагога на данном этапе. Создать ситуацию, побуждающую к самостоятельному творческому поиску нужных знаний, навыков самостоятельной работы с учебной, энциклопедической и научно-популярной литературой.

Задачи: помочь обучающимся осознать, что сеть Интернет можно использовать в качестве научной лаборатории на дому, формировать у обучающихся умение объективной самооценки своих знаний, умений, навыков, возможностей.

Методы: словесные, создание ситуации для получения знаний.

Информационный блок (1-2 мин).

Педагог «Заканчивается наш сегодняшний урок. Сегодня мы познакомились с тем, что такое средства индивидуальной защиты, классификация и предназначение. Так же мы узнали, как можно защитить себя простейшими средствами защиты.

Думаем, что поставленные задачи выполнены. Главный итог – это те знания, которые вы получили сегодня и сможете применить в вашем дальнейшем обучении и в различных жизненных ситуациях».

Задание на дом: Повторить материал по СИЗК, СИЗОД и медицинским средствам индивидуальной защиты. Составить примерный состав домашней медицинской аптечки.




Список использованной литературы и источников



  1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

  2. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности .: 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Воробьева Ю.Л.- М.: Астрель, 2009 год

  3. А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников основы безопасности жизнедеятельности.: М.: Просвещение, 2009 год

  4. Ю.П.Подолян Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 10 класс.: М.: Астрель, 2007 год

  5. Руководство по эксплуатации СИЗ.: М.: Министерство обороны РФ, 2007 год

  6. Наставление по РХБЗ: М.: Министерство обороны РФ, 2007 год.

  7. http://www.himvoiska.narod.ru/

  8. http://tipolog.atspace.com/index.htm

  9. http://medvuz.info/load/19-1-0-261

1



презентация.ppt Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
9.12.2013 21:24
Отличная разработка урока: всё тщательно продумано, кратко изложено. Автор использует большое количество наглядности, а разнообразные интернет-ресурсы делают разработку урока интересной и познавательной.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос