Урок по русскому языку по теме: "Обобщение и систематизация знаний о составе слова".
Составитель: Булавинова Елена Васильевна
Воронежская область
Воробьевский район
с-з «Воробьевский»
МКОУ «Поселковая СОШ»
Начальные классы
Учебник: Русский язык. 3 класс под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний о составе слова.
Урок: 45 минут
Урок по русскому языку.
Тема: Обобщение и систематизация знаний о составе слова.
Цели урока: развивать орфографическую зоркость, обобщить изученные правила написания слов, формировать навык моделирования слов, совершенствовать умение определять в словах значимые части, проводить разбор слов по составу.
Оборудование: колокольчики, карточки с заданиями, жетоны
Ход урока. Урок проводится в стиле брейн-ринга.
1. Оргмомент.
Класс делится на две команды: «Приставка» и «Суффикс», в каждой свой капитан. У капитана колокольчик, которым он оповещает о готовности команды к ответу. Команда, первая ответившая на вопрос получает жетон. Ответы записываются. Капитаны зачитывают ответы по очереди, и жетон получают все, правильно ответившие.
В конце урока по количеству жетонов определяется победитель.
2. Актуализация знаний.
Название команд зашифровано. Капитаны задают друг другу вопросы:
Команда «Приставка»:
— Название нашей команды обозначает значимую часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Команда «Суффикс»:
— Название нашей команды обозначает значимую часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Учитель:
— Какое название имеет команда ваших соперников? Что общего в названиях ваших команд? Какие ещё части слова вы знаете?
3. Работа по теме. Команды получают карточки с заданиями.
№1.Найдите в словах указанные части слова:
Дворик, ночной, зеленеть (корень)
Принести, постель, прикрытый (приставка)
Грачонок, серебристый (суффикс)
Улыбка, слоновый, дружит (окончание)
№2. Подберите не менее шести однокоренных слов к слову: глаз. Поставьте ударение, выделите корень.
№3.Образуйте от слов мыл, лез слова с приставками ( не менее 5 слов). Выделите приставки.
№4. Какое слово лишнее?
1) Мышка, мышь, мышонок, смышлёный.
2) Гром, громадный, громкость, громкий.
3) Дорога, путь, подорожник, дорожный.
4) Вражда, враг, противник, вражеский.
№5.
Во всех словах есть суффикс -ИК. Найдите лишнее слово
Дворик, носик, дикий, мячик, столик, братик, цветик, орлик, ножик.
№6. Образуйте от слова двор слова со следующими значениями:
а) «беспородная собака»;____________________________________________
б) «большое и великолепное здание»; _________________________________
в) прилагательное к слову двор;_______________________________________
г) «работник, поддерживающий чистоту около дома;_____________________
№7. Разберите по составу слова
Слово | Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
хлебушко | ||||
заморозки | ||||
смолистый | ||||
прогулка | ||||
стульчик |
№8.В какие группы по составу можно объединить данные слова? Выделите часть слов, которая их объединяет.
Стол, задубел, столовый, дуб, столище, дубовый, застолье, дубище.
№9. Прочитайте. Выделите корень. Подчеркните проверочные слова.
1) Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, надлёдный (лов), наледь, заледенеть.
2) Белить, беляк, белок, белизна, побелка, белила, белый, беловой, белеть.
3) Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.
№10. Допишите к данным словам по три слова с такими же суффиксами.
Носик, …
Уголок, …
Лампочка, …
Реченька, …
Верхушка, …
4. Рефлексия.
— За что бы вы похвалили себя?
— Что у вас особенно получилось?
5. Подведение итогов.
Определение победителей. Выставление оценок.
Составитель:
Булавинова Елена Васильевна
Воронежская
область
Воробьевский
район
с-з
«Воробьевский»
МКОУ
«Поселковая СОШ»
Начальные
классы
Учебник:
Русский язык. 3 класс под редакцией
В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
Тема
урока: Обобщение
и систематизация знаний о составе слова.
Урок:
45 минут
Урок по русскому языку.
Тема: Обобщение и систематизация знаний о составе слова.
Цели урока: развивать орфографическую зоркость, обобщить изученные правила написания слов, формировать навык моделирования слов, совершенствовать умение определять в словах значимые части, проводить разбор слов по составу.
Оборудование: колокольчики, карточки с заданиями, жетоны
Ход урока.
Урок проводится в стиле брейн-ринга.
1. Оргмомент.
Класс делится на две команды: «Приставка» и «Суффикс», в каждой свой капитан. У капитана колокольчик, которым он оповещает о готовности команды к ответу. Команда, первая ответившая на вопрос получает жетон. Ответы записываются. Капитаны зачитывают ответы по очереди, и жетон получают все, правильно ответившие.
В конце урока по количеству жетонов определяется победитель.
2. Актуализация знаний.
Название команд зашифровано. Капитаны задают друг другу вопросы:
Команда «Приставка»:
- Название нашей команды обозначает значимую часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Команда «Суффикс»:
- Название нашей команды обозначает значимую часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Учитель:
- Какое название имеет команда ваших соперников? Что общего в названиях ваших команд? Какие ещё части слова вы знаете?
3. Работа по теме. Команды получают карточки с заданиями.
№1.Найдите в словах указанные части слова:
Дворик, ночной, зеленеть (корень)
Принести, постель, прикрытый (приставка)
Грачонок, серебристый (суффикс)
Улыбка, слоновый, дружит (окончание)
№2. Подберите не менее шести однокоренных слов к слову: глаз. Поставьте ударение, выделите корень.
№3.Образуйте от слов мыл, лез слова с приставками ( не менее 5 слов). Выделите приставки.
№4. Какое слово лишнее?
1) Мышка, мышь, мышонок, смышлёный.
2) Гром, громадный, громкость, громкий.
3) Дорога, путь, подорожник, дорожный.
4) Вражда, враг, противник, вражеский.
№5.
Во всех словах есть суффикс -ИК. Найдите лишнее слово
Дворик, носик, дикий, мячик, столик, братик, цветик, орлик, ножик.
№6. Образуйте от слова двор слова со следующими значениями:
а) «беспородная собака»;____________________________________________
б) «большое и великолепное здание»; _________________________________
в) прилагательное к слову двор;_______________________________________
г) «работник, поддерживающий чистоту около дома;_____________________
№7. Разберите по составу слова
Слово |
Приставка |
Корень |
Суффикс |
Окончание |
хлебушко |
|
|
|
|
заморозки |
|
|
|
|
смолистый |
|
|
|
|
прогулка |
|
|
|
|
стульчик |
|
|
|
|
№8.В какие группы по составу можно объединить данные слова? Выделите часть слов, которая их объединяет.
Стол, задубел, столовый, дуб, столище, дубовый, застолье, дубище.
№9. Прочитайте. Выделите корень. Подчеркните проверочные слова.
1) Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, надлёдный (лов), наледь, заледенеть.
2) Белить, беляк, белок, белизна, побелка, белила, белый, беловой, белеть.
3) Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.
№10. Допишите к данным словам по три слова с такими же суффиксами.
Носик, …
Уголок, …
Лампочка, …
Реченька, …
Верхушка, …
4. Рефлексия.
- За что бы вы похвалили себя?
- Что у вас особенно получилось?
5. Подведение итогов.
Определение победителей. Выставление оценок.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Пожалуйста, добавьте в конспект урока список использованной литературы.
С уважением, С.А. Колодин.