К 20-летию российской Конституции
Внеклассное мероприятие «Урок России».
Тема: 20-тилетие российской Конституции.
Цели: Формирование основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважение к истории и культуре народа. Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
Задачи: на основе знаний, полученных школьниками в начальной и основной школе, расширить их представления о Конституции, символике России; содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.
Учебно-наглядное оборудование урока: политическая и географическая карта современной России, компьютерная презентация.
Ход мероприятия.
-
Организационный момент.
-
Изложение материала.
12 декабря в нашей стране отмечается день Конституции. Особенность данного праздника в этом году заключается в том, что он юбилейный. (демонстрация 1 слайда). Ныне действующая Конституция была принята на всенародном референдуме ровно 20 лет назад – 12 декабря 1993 года. Борьба за введение конституции в нашей стране велась на протяжении 2-ой половины 18 – начала 20-го века. Требование введения конституции в России выдвигалось во 2 половине 18 века Н. И. Паниным и Д. И. Фонвизиным (слайд 2), М.М. Сперанским (слайд3), декабристами в 1825 году, Н.Н. Новосильцевым( слайд4), западники в 30-40-х годах, М. Т. Лорис-Меликовым(слайд5), другими либеральными деятелями. Но, несмотря на всё это, первая в России конституция была введена только в 1918 году, после гибели монархии. И не последнюю роль в гибели государства сыграло нежелание власти вводить конституцию и проводить реформы, направленные на ограничение самодержавной власти.
Вопросы к учащимся.
- Что такое конституция и в чём её важность? (обобщая ответы учащихся, приходим к выводу, что конституция – основной и важнейший закон государства, что все остальные законы не могут ей противоречить).
- Как вы думаете, случайно или закономерно то, что данные государственные деятели боролись за введение конституции, а российские императоры(слайды 6-8) не хотели или не решались её ввести?(выслушиваю ответы учащихся, обобщаю их мнения, обращаю внимание на то, что проекты конституций были даже подписаны, но не обнародованы)
Демонстрирую 9-й слайд (с датами). Итак, вы видите, что нынешняя Конституция – 5-я в истории нашей страны. Такой частой смены конституции не знало ни одно государство (кроме Франции, но там за 200 лет 5 республик).
Вопросы к учащимся:
- В каком государстве впервые в мире была введена Конституция?
- Какие обстоятельства предшествовали введению нынешней российской конституции? (предполагаемые ответы: путч, распад СССР, расстрел Белого дома)
- Кто в то время стоял во главе России? (ответ - Ельцын, демонстрация 10 слайда). Обобщая ответы, подчёркиваю, что Конституция была создана и принята в рекордно короткие сроки. (Прошу учащихся предположить: почему? Обобщая ответы, подвожу к мысли, что сложился правовой вакуум, конституция РСФСР являлась устаревшей, т.к. не отражала новых реалий, необходимость принятия конституции, чтобы избежать противостояния властей, разгул преступности).
- Что вам известно о современной российской Конституции?
- Каким, согласно Конституции, является государственное устройство РФ? (слайд с текстом статьи)
- Какие права граждан РФ закреплены в Конституции? Прокомментируйте их. (слайд с текстом статьи)
- Какие на вашей памяти были внесены изменения в Конституцию? (предполагаемые ответы: изменения сроков президента и парламента в 2009 году, изменение гимна в 2000 году) Переход к вопросам символики.
- Что вам известно об истории современных российских флага и герба?(слайд с текстом статьи )
- Как вы думаете, чем руководствовался В. В. Путин, когда вернул советскую мелодию гимна? (перед этим включаю фрагменты старого и нового российских гимнов. Обобщая ответы учащихся, отмечаю, что в результате горбачёвской перестройки, крушения СССР и последовавших в 90-е годы либеральных реформ, российское общество оказалось расколотым на сторонников реформ и их противников, «либералов» и «коммунистов» и т.д. Важнейшей задачей являлась его консолидация. Одна из мер, направленных на неё – объединение в государственной символике символов разных эпох).
III. Закрепление.
Вопросы к учащимся.
- О чём сегодня шла речь на классном часе?
- Что нового вы узнали?
- Какое значение для государства и для гражданина имеет Конституция?
IV. Подведение итогов.
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).
Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульных листах документа и презентации. Оба документа следует поместить в один архив. Посмотрите внимательно требования к сценарию (мероприятию). К этому типу разработок прилагаются следующие сведения:
· пояснительная записка;
· план проведения;
· подробный сценарий;
· ссылки на использованную литературу и источники в сети Интернет;
· приложения.
У Вас отсутствуют первоисточники и ссылки на иллюстрации. Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Дулатова Н.И.