Формы воспитательного процесса
Слайд №2
Формы воспитания— это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Слайд№3.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и ребенок. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Но организация, не единственная функция формы. Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и воспитанниками, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы воспитанников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений. Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитанникам той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту. Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующую отношения педагогов и воспитанников и является основноым компонентом организации педагогического процесса. Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу. Слайд№4 Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки такого типа форм это созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие. Ко второй группе форм воспитательной работы относятся так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы. Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников. Слайд№ 5 По времени проведения все формы можно разделить на: — кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); — продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); — традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку детей. Каждая форма, которая используется в педагогическом процессе, помогает реализовывать не одну воспитательную задачу. Развлекательные формы работы не могут и не должны выполнять только развлекательную функцию: они будут развлекать по-настоящему только тогда, когда будут вносить в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестное и уверенность в собственной значимости в системе межличностных взаимоотношений. Чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию дела, привлечь к ее организации и проведения максимальное количество участников (в оптимальном случае — все участники должны чувствовать себя ответственными организаторами формы работы, которая проводится), сделать так, чтобы воспитанники хорошо отдохнули.
А так же, развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманные, подготовленные и проведенные) способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья По времени проведения все формы можно разделить на: — кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); — продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); — традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся. Слайд№ 6 Для упорядочения всего многообразия форм воспитательной работы желательно составление картотеки форм внеурочной деятельности. В основе ее – виды воспитывающей деятельности, назначение – избежать однообразия в делах, найти новые оригинальные формы, облегчить планирование деятельности классных воспитателей. Например: § познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя- «Все о Масленице» психологический практикум «Учись учиться», серия внеклассных мероприятий «Замечательные люди», и т.д.; § ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение музеев, внеклассные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, дискуссионные игры типа «Дебаты», «Разброс мнений»; § трудовая деятельность: работа по озеленению территории, дежурство по детскому дому, оборудование спортплощадок, украшение дома, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и другие; § общественно-полезная деятельность: школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» газета и многое другое; § художественно-творческая деятельность: новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, театр «Креатиф», литературно-художественная композиция, выпуск литературного журнала, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставки и другие; § физкультурно-спортивная деятельность: «День здоровья», «Школа здорового образа жизни», туристический поход, «День бегуна», «Веселые старты», «Вечер комических эстафет», «Малые олимпийские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп»; § деятельность свободного общения: вечер авторской песни, концерт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник». Это и поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинги, школьный бал. Возможны и формы внеурочной деятельности, соединяющие в себе несколько видов деятельности: разного рода фестивали, состязания, праздники, вечера-встречи, большие ролевые и организационно-деятельностные игры. Слайд № 7 По субъекту организации классификация форм может быть следующая: — организаторами детей выступают педагоги и другие взрослые; — деятельность организуется на основе сотрудничества; — инициатива и ее реализация принадлежит детям. По результату все формы можно разделить на следующие группы: — результатом является информационный обмен; — результатом является выработка общего решения (мнения); — результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участников формы могут быть: — — результатом является информационный обмен; — результатом является выработка общего решения (мнения); — результатом является общественно значимый продукт.
Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел. К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание воспитанников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога. К коллективным формам работы педагогов с детьми относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста детей и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на детей личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности. К массовым формам работы относятся (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).
Слайд№ 8
По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму.
Схема характеристики формы воспитательной работы: 1) название, 2) продолжительность проведения, 3) предварительная подготовка или экспромтное проведение, 4) количество участников, 5) кто организует деятельность, 6) характер влияния педагога, 7) результат совместной деятельности. Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.
Возможен некий общий алгоритм подготовки и проведения любой из этих форм. Элементы его таковы. 1.Определение цели и задач. Цель это запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. Цель конкретизируется в серии форм воспитательной работы. 2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия: например, пресс-конференция «Юность обличает нацизм», дискуссия «Что происходит в обществе, и моя позиция», вечер отдыха «Осенний бал». 3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления и т.п. 4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников со стороны, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, изготовление костюмов, атрибутики, оформления. 5. В проведении самого воспитательного мероприятия важны следующие элементы: творческий зачин, содержательная часть, аккордно-финальное завершение. 6. Подробный анализ, совершаемый на двух уровнях: ученическом и педагогическом. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих обязательных требований к организации внеурочной воспитательной работы: 1) содержание занятия необходимо сделать научным (если речь здесь идет о занятии, связанном с развитием познавательных интересов и способностей детей), политически выраженным, с учетом интересов и возрастных особенностей воспитанников, соответствовать определенному уровню подготовки и развитию детей; 2) как правило, по объему мероприятия не превышают 45 мин; однако, могут быть длительностью в 15–20 мин. К ним относятся беседы, занимательные часы и др. Вечера, диспуты, читательские конференции со старшими детьми могут проходить в такое время, которое полностью исключает перегрузку воспитанников, их длительность 1,5–2 ч; 3) любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих детей и актива. При этом нужно учить детей приемам организации внеклассного занятия; 4) методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от урока: больше самостоятельности предоставляется самим ученикам – они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т. п. Нужно так построить занятие, чтобы вызвать интерес детей, используя элементы игры, соревнования; 5) важно уметь правильно оценивать труд воспитанников, правильно подводить итоги занятия, чтобы у детей осталось чувство удовлетворения своим трудом, желание сделать другую работу. Оценивая деятельность коллектива, важно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого; 6) любое внеклассное мероприятие нужно готовить на основе заранее продуманного и утвержденного плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с администрацией, потому что это связано с выделением помещения и вторжением в режим воспитанника; 7) воспитательный эффект мероприятия будет достаточно высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ученик, если он подойдет к нему с творчеством и выдумкой.
Слайд №1 Понятие «Формы воспитательного процесса».
Слайд №2
Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Слайд№3.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и ребенок. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Но организация, не единственная функция формы.
Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и воспитанниками, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы воспитанников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитанникам той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующую отношения педагогов и воспитанников и является основноым компонентом организации педагогического процесса.
Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
Слайд№4
Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки такого типа форм это созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Ко второй группе форм воспитательной работы относятся так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.
Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.
Слайд№ 5
По времени проведения все формы можно разделить на:
— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
— традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку детей.
Каждая форма,
которая используется в педагогическом
процессе, помогает реализовывать не
одну воспитательную задачу. Развлекательные
формы работы не могут и не должны
выполнять только розвлекательну функцию:
они будут развлекать по-настоящему
только тогда, когда будут вносить в
сознание и чувства детей представления
и знания о чем-то ранее неизвестное и
уверенность в собственной значимости
в системе межличностных взаимоотношений.
Чтобы обеспечить это, нужно хорошо
продумать организацию дела, привлечь
к ее организации и проведения мак-симальигу
количество участников (в оптимальном
случае — все участники должны чувствовать
себя ответственными орианизаторамы
формы работы, которая проводится),
сделать так, чтобы воспитанники хорошо
отдохнули.
А так же, развлекательные
формы воспитания (если они правильно
педагогически продуманные, подготовленные
и проведенные) способствуют интеллектуальному
и духовному развитию школьников,
укреплению их здоровья
По времени проведения все формы можно разделить на:
— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
— традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.
Слайд№ 6
Для упорядочения всего многообразия форм воспитательной работы желательно составление картотеки форм внеурочной деятельности. В основе ее – виды воспитывающей деятельности, назначение – избежать однообразия в делах, найти новые оригинальные формы, облегчить планирование деятельности классных воспитателей. Например:
-
познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя- «Все о Масленице» психологический практикум «Учись учиться», серия внеклассных мероприяьтй «Замечательные люди», и т.д.;
-
ценностно-ориентировочная деятельность: встречи в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение музеев, внеклассные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, дискуссионные игры типа «Дебаты», «Разброс мнений»;
-
трудовая деятельность: работа по озеленению территории, дежурство по детскому дому, оборудование спортплощадок, украшение дома, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и другие;
-
общественно-полезная деятельность: школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, «живая» газета и многое другое;
-
художественно-творческая деятельность: новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, театр «Креатиф», литературно-художественная композиция, выпуск литературного журнала, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставки и другие;
-
физкультурно-спортивная деятельность: «День здоровья», «Школа здорового образа жизни», туристический поход , «День бегуна», «Веселые старты», «Вечер комических эстафет», «Малые олимпийские игры», устный журнал «Спортивный калейдоскоп»;
-
деятельность свободного общения: вечер авторской песни, концерт «Алло, мы ищем таланты», вечер поэзии, «девичник». Это и поездки-прогулки, «сюрпризы дружбы», «конверт откровений», психологические игры и тренинги, школьный бал.
Возможны и формы внеурочной деятельности, соединяющие в себе несколько видов деятельности: разного рода фестивали, состязания, праздники, вечера-встречи, большие ролевые и организационно-деятельностные игры.
Слайд № 7
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
— организаторами детей выступают педагоги и другие
взрослые;
— деятельность организуется на основе сотрудничества;
— инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
— результатом является информационный обмен;
— результатом является выработка общего решения (мнения);
—
результатом
является общественно значимый продукт.
По
количеству участников
формы могут быть:
— — результатом является информационный обмен;
— результатом является выработка общего решения (мнения);
—
результатом
является общественно значимый продукт.
Индивидуальные формы
пронизывают всю внеурочную деятельность,
общение педагогов и детей. Они действуют
в групповых и коллективных формах и в
конечном итоге определяют успешность
всех других форм.
К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание воспитанников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.
К коллективным формам работы педагогов с детьми относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста детей и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на детей личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
К массовым формам работы относятся (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).
Слайд№ 8
По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму.
Ссхема характеристики формы воспитательной работы:
1) название,
2) продолжительность проведения,
3) предварительная подготовка или экспромтное проведение,
4) количество участников,
5) кто организует деятельность,
6) характер влияния педагога,
7) результат совместной деятельности.
Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.
Возможен некий общий алгоритм подготовки и проведения любой из этих форм. Элементы его таковы.
1.Определение цели и задач. Цель это запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. Цель конкретизируется в серии форм воспитательной работы.
-
Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия: например, пресс-конференция «Юность обличает нацизм», дискуссия «Что происходит в обществе, и моя позиция», вечер отдыха «Осенний бал».
-
Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о его результатах, предварительные ритуальные действия, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления и т.п.
-
Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников со стороны, распределение ролей и поручений, определение места, времени и роли каждого участника, изготовление костюмов, атрибутики, оформления.
-
В проведении самого воспитательного мероприятия важны следующие элементы: творческий зачин, содержательная часть, аккордно-финальное завершение.
-
Подробный анализ, совершаемый на двух уровнях: ученическом и педагогическом.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих обязательных требований к организации внеурочной воспитательной работы:
1) содержание занятия необходимо сделать научным (если речь здесь идет о занятии, связанном с развитием познавательных интересов и способностей детей), политически выраженным, с учетом интересов и возрастных особенностей воспитанников, соответствовать определенному уровню подготовки и развитию детей;
2) как правило, по объему мероприятия не превышают 45 мин; однако, могут быть длительностью в 15–20 мин. К ним относятся беседы, занимательные часы и др. Вечера, диспуты, читательские конференции со старшими детьми могут проходить в такое время, которое полностью исключает перегрузку воспитанников, их длительность 1,5–2 ч;
3) любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих детей и актива. При этом нужно учить детей приемам организации внеклассного занятия;
4) методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от урока: больше самостоятельности предоставляется самим ученикам – они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т. п. Нужно так построить занятие, чтобы вызвать интерес детей, используя элементы игры, соревнования;
5) важно уметь правильно оценивать труд воспитанников, правильно подводить итоги занятия, чтобы у детей осталось чувство удовлетворения своим трудом, желание сделать другую работу. Оценивая деятельность коллектива, важно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого;
6) любое внеклассное мероприятие нужно готовить на основе заранее продуманного и утвержденного плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с администрацией, потому что это связано с выделением помещения и вторжением в режим воспитанника;
7) воспитательный эффект мероприятия будет достаточно высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам ученик, если он подойдет к нему с творчеством и выдумкой.
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Образовательное путешествие как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ