Внимание у детей с интеллектуальной недостаточностью
Краткое описание
развитие внимания учащихся младшего школьного возраста, обучающихся по программе "Особый ребенок", посредством коррекционно - развивающих занятий
Описание
Управление образования администрации Осинского муниципального района
МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат
Программа
«Развитие внимания умственно отсталых школьников, посредством развивающих игр и упражнений»
Автор
Боброва Елена Александровна
педагог-психолог
МБС(к)ОУ «Коррекционная
школа- интернат
г. Оса Пермского края
г. Оса, 2013 г.
Пояснительная записка.
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогами и специалистами стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Обучение детей названной категории, в частности с умственной отсталостью, является предпосылкой к успешной адаптации их в обществе.
Общим для всех детей с умственной отсталостью является наличие стойко выраженного снижения познавательной деятельности, возникшего на основе органического поражения ЦНС. Поэтому данная категория детей лишена возможности усваивать новые знания и навыки, наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение, делает особенно сложным этот процесс.
Особенно важна роль внимания в процессе обучения, оно является главным условием осуществления познавательной деятельности, так как способствует активизации всех познавательных процессов, необходимых для обучения, приобретения знаний и навыков. Нарушения внимания умственно отсталых учащихся оказывают негативное воздействие на процесс усвоения знаний. Эти дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Низкая устойчивость трудности при распределении внимания, малый объем – это все говорит об актуальности изучения данной проблемы, с целью коррегирования основных нарушений внимания умственно отсталых школьников для более полноценного их дальнейшего развития.
Поэтому планомерная, систематическая работа в данном направлении рассматривается как необходимое условие реализации специального образования. При этом ставится задача преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики умственно отсталого школьника.
Цель:развитие внимания учащихся младшего школьного возраста (3-4класс), обучающихся по программе «Особый ребенок», посредством коррекционно – развивающих занятий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Подобрать упражнения, направленные на развитие основных свойств внимания.
2. Включить данные упражнения в систему коррекционно – развивающих занятий, направленных на развитие внимания у детей.
3. Выявить уровень развития внимания, в ходе экспериментального исследования.
4. Сделать выводы об эффективности коррекционной работы.
Объект исследования: внимание умственно отсталых учащихся 3,4 классов, обучающихся по программе “Особый ребенок».
Предмет исследования: нарушения внимания и пути коррекции.
Новизна: Данные коррекционно – развивающие занятия строятся в форме подбора игровых упражнений в том числе, разработан электронный вариант упражнений. Учитывая тот факт, что ведущим видом школьников с умственной отсталостью долгое время является игровой мотив. Это позволит добиться положительных результатов в развитии их внимания.
Результативность: В процессе данной работы у детей появляется мотивация к учебной деятельности, формируются соответствующие знания, появляется познавательный интерес, коммуникативные умения, что способствует большей эффективности их обучения.
Эффективность: Системное и последовательное проведение коррекционно – развивающих занятий позволяет за относительно короткий промежуток времени (4 месяца) достичь положительных результатов.
Практическая ценность: определяется возможностью использования данных занятий для практической деятельности школьного психолога, учителя, воспитателя, а так же родителей, занимающихся самостоятельно со своими детьми.
Содержание.
1. Введение. Актуальность проблемы.
2. Диагностическое обследование (1 этап).
3. Перспективный план.
4. Коррекционно – развивающие занятия (конспекты).
5. Повторное диагностическое обследование (2 этап).
6. Заключение.
7. Литература.
8. Приложение (электронная игра)
Диагностические материалы
При проведении исследования по выявлению особенностей внимания умственно отсталых учащихся 3,4, классов было сосредоточенно внимание на исследовании концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, считая, что данные свойств внимания являются наиболее важными для успешности всех видов деятельности школьников с умственной отсталостью.
Были использованы следующие методы:
1. «Корректурная проба» (вариант геометрических фигур) Б.Бурдон в модификации П.А.Рудника;
2. «Рисование треугольников»;
3. «Методика Шульте» (числовой вариант);
Методика по определению концентрации и распределения внимания «Корректурная проба»
Стимульный материал: квадрат 10 на 14 клеток. В этих 140 клетках помещены в произвольном порядке различные фигуры: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.
Рисунок – матрица с фигурками
При определении концентрации внимания испытуемый должен ставить на заданной испытателем фигуре крестик. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь».
Оценка результатов проводится по 10 – ти балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку.
Критерии оценки результатов:
-10 баллов- высокий уровень концентрации и распределения внимания; 5-8 баллов- достаточный (средний) уровень концентрации и распределения внимания;
Менее 5 баллов – низкий уровень концентрации и распределения внимания;
При оценке результатов обращается внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание, полностью ли справился испытуемый с заданием. Время выполнения задания – 5 минут.
Качественный анализ результатов полученных данных и наблюдения за выполнением задания школьниками дает основание считать, что слабая концентрация внимания обследуемых вызывается следующими основными причинами: отвлекаемостью, «застреваемостью» и колебаниями внимания. Необходимо отметить, что выявленные недостатки концентрации внимания обнаружили зависимость от особенностей протекания психических процессов. Абдулин М., Федосеев С., Могильников О.- дети пассивные, «заторможенные»- не сразу восприняли инструкцию, психологу пришлось повторять и разъяснять ее. Просмотрев строку, переходили к следующей только при стимулирующей помощи. Дети постоянно отвлекались от выполнения задания, смотрели в сторону. У этих учеников самые низкие показатели концентрации внимания по всем параметрам задания: и по количеству просмотренных строк, и по количеству пропусков и ошибок.
Возбудимые обследуемые проявили большую склонность к отвлекаемости, нежели к «застреваемости» внимания. При выполнении задания внимание Злобина А., Зотова А., Прохорова В. было недостаточно сконцентрировано на выполнении задания из – за торопливости и «перескакивания» со строчки на строчку. Как и обследуемые с преобладанием процессов возбуждения над торможением, они обнаружили низкий уровень концентрации внимания.
Дети, показавшие средний уровень– в основном, учащиеся с уравновешенными состояниями основных нервных процессов, их недостаточная сконцентрированность на задании обусловлена колебаниями внимания, которое присуще всем умственно отсталым детям. Причинами слабой концентрации также был слабый интерес к выполнению задания, что можно объяснить нежеланием предпринимать волевые усилия для требующейся мыслительной деятельности.
Методика по определению переключаемости внимания «Рисование треугольников».
Обследуемому дается листок бумаги для выполнения задания, затем следует инструкция: Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить.
Первое задание – нарисовать 3 строки треугольников уголком вверх. Обследуемому на отдельном листке показывается образец ( /\ /\ /\ /\), после ознакомления с ним образец убирается. После выполнения испытуемыми первой части задания обследователь предлагает через 2-3 строчки рисунка продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз. Предлагается образец (\/ \/ \/), убирающийся после ознакомления с ним.
Критерии оценки результатов:
Отсутствие нарушений переключаемости внимания: правильное выполнение задания -5 баллов;
Негрубо выраженные нарушения переключаемости внимания в виде ошибок при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильное выполнение задания -4 балла.
Слабая степень нарушения переключаемости внимания: единичные случаи «застревания» на предыдущем действии, ошибки, исправляемые по ходу выполнения задания- 3 балла.
Отчетливо выраженные нарушения переключаемости внимания: отдельные ошибки при выполнении 1-го задания, ошибочное выполнение 2-го задания, кроме первых трех треугольников-2 балла.
Сильная степень нарушения переключаемости внимания: ошибки при выполнении 1-го задания, отказ от выполнения 2 задания-1 балл.
Результаты исследования переключаемости внимания показали, что ни одному из учащихся эксперимента не удалось полностью справиться с заданием, т.е. полной сформированностью переключения внимания не обладает ни один из учащихся. Наибольшие затруднения при переходе с выполнения первого задания на второе испытывали Абдулин М., Федосеев С., Могильников О., это связано с их «заторможенностью». Повышенная возбудимость также оказывает негативное воздействие на переключение внимания, при отвлечении от выполнения задания эти учащиеся «соскальзывали» на исполнение инструкции к первому заданию и рисовали треугольники уголком вверх. Это Злобин А., Зотов А., Прохоров В., Кислянский Р., Дегтярев И.
Методика Шульте (числовой вариант)
Стимульный материал: квадрат 5 x5 клеток. В этих 25 клетках помещены в произвольном порядке числа от 1 до 25. Инструкция: Будь очень внимателен! Тебе нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с одного, показывая и называя их вслух. Процедура проведения исследования: участник обследования усаживается за стол, где находятся бланк с заданием, ручка, секундомер. Затем обследуемому объясняется задание, выясняется, понял ли он его, и начало выполнения задания отмечается включением секундомера.
Высокий уровень устойчивости внимания- на выполнение задания затрачено менее 1 минуты;
Средний уровень устойчивости внимания – на выполнение задания затрачено от1 до 2-х минут;
Низкий уровень устойчивости внимания – на выполнение задания затрачено более 2-х минут.
Из данных таблицы мы видим, что преобладающим у участников обследования является низкий уровень устойчивости внимания, в ходе выполнения задания он выявлен у 7 учащихся. Средний уровень развития у 1 ребенка. Анализируя результаты выполнения задания видно, что уже на начальном этапе выполнения задания, обследуемые долго не могли сосредоточиться на задании – и это замедляло темп его выполнения. Дети часто отвлекались, забывали числа, которые называли. Необходимо отметить, что слабая устойчивость внимания в равной мере присуща как учащимся с преобладанием процессов торможения над возбуждением, так и возбудимым детям.
Вывод:
— уровень развития внимания у школьников с умственной отсталостью 3,4, классов резко снижен, при этом нарушенными оказались все основные свойства внимания;
— нарушения концентрации проявляются в ситуации длительного удержания внимания на одном объекте;
— отмечается замедленное переключение внимания с одного объекта на другой;
— внимание крайне неустойчиво, часто перемещается с одного объекта на другой и характеризуется сокращением времени сосредоточения на задании;
-нарушение распределения внимания выражается в трудностях при одновременном распределении внимания на два или более объектов;
Перспективное планирование коррекционно – развивающих занятий
учащихся с умственной отсталостью 3,4, классов.
Задачи:
— развивать все свойства внимания (распределение, концентрацию, переключение, объем, устойчивость);
-научить учащихся преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;
— выработать мотивацию и интерес к коррекционно – развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;
-формировать у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;
Занятие 1.
1. «Найди предмет не похожий на другие»
2. «Запомни игрушки»
3. «Веселые человечки»
4. «Найди отличия»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 2.
1. «Что здесь спрятано?»
2. «Найди футболистов»
3. «Подбери по признаку»
4. «Найди сходство»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 3.
1. «Животные»
2. «Найди одинаковых бабочек;
3. «Запомни предметы»
4. «Бывает –не бывает»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 4.
1. «Будь внимательным»
2. «Сравни таблицы»
3. «Собери картинку»
4. «Что изменилось?»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 5.
1. «Собери картинку»
2. «Веселые загадки»
3. «Закрась фигуры»
4. «Внимательные глазки»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 6.
1. «Кто больше»
2. «Запомни движения»
3. «Найди такой же»
4. «Летает-не летает»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 7.
1. «Ищи безостановочно»
2. «Найди картинку»
3. «4 стихии»
4. «Хоровод»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 8.
1. «Точки»
2. «Кто летает»
3. «Карлики и великаны»
4. «Перепутанные линии»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 9.
1. «Кто быстрее»
2. «Пляшущие человечки»
3. «Путаница»
4. «Найди ошибки»
5. «Дорожка»
6. Электронная игра (приложение)
Занятие 10.
1. «Бабочка и цветок»
2. «Цветочная поляна»
3. «Найди различия»
4. «Собери картинку»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 11.
1. «Светофор»
2. «Две птички»
3. «Найди отличия»
4. «Лабиринт»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 12.
1. «Зеркало»
2. «Фигуры»
3. «Что лишнее»
4. «Лабиринт»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 13.
1. «Кто дольше»
2. «Кувшин»
3. «Найди отличия»
4. «Чья коза?»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 14.
1. «Что здесь спрятано»
2. «Кто летает»
3. «Карлики и великаны»
4. «Перепутанные линии»
5. Электронная игра (приложение)
Конспекты коррекционно – развивающих занятий.
Занятие 1.
«Найди предмет, не похожий на другие»
Цель: развивать внимание и умение сравнивать.
Среди нескольких игрушек или предметов надо найти не похожий на другие.
«Запомни игрушки»
Цель: учить детей акцентировать внимание на нескольких объектах одновременно.
Оборудование – несколько игрушек.
Детям предлагается в течение 1-2 минут рассмотреть предъявленные им игрушки, затем просят их отвернуться и в это время убирается одна из игрушек, после этого дается инструкция повернуться и сказать, какой из игрушек не хватает.
Задание повторяется несколько раз.
«Веселые человечки»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал- листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками.
Детям дается для рассмотрения листок бумаги, психолог просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.
«Найди отличия»
Цель: сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности.
Материал – рисунки, имеющие много сходных и резко отличающихся деталей, например, две ярко украшенных елки.
Детям предлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужно добиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.
«Электронная игра»
Занятие 2.
Упражнение «Что здесь спрятано?»
Детям раздается раздаточный материал (картинки, на которых хаотично изображено много предметов) необходимо увидеть как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов.
«Найди футболистов».
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал- рисунок с изображением футболистов, одетых в разную форму.
Психолог предлагает детям поручение найти футболистов одной команды.
«Подбери по признаку»
Цель: сформировать у детей способность охватывать вниманием как можно больше предметов.
Психолог дает детям задание осмотреться вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одного и того же цвета (формы, величины, одинаковой фактуры). По сигналу взрослого ребенок начинает перечислять предметы, остальные дети дополняют пропущенные.
«Найди сходство»
Цель: упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал – таблицы с нарисованными на них яблоками, грушей, огурцом, помидором и геометрические фигуры: овал, треугольник, круг, квадрат.
Перед детьми раскладываются таблицы и геометрические фигуры и просят их установить сходство между ними.
Занятие 3.
«Животные»
Цель: развитие переключения внимания.
Детям предлагается выбрать любое животное: зайца, волка, тигра, медведя, рысь, слона, обезьяну, лису, ежа. Психолог в хаотичном порядке называет животных. Услышав название своего животного, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
«Найди одинаковых бабочек»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал: рисунок с изображением бабочек различных видов.
Методика проведения: психолог предлагает детям найти совершенно одинаковые бабочки.
«Запомни предметы»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности.
Оборудование- 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой.
Первая серия. Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10 – 15 секунд, затем закрываются снова и дети называют, что находится под бумагой.
Вторая серия. Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, психолог спрашивает детей, в какой последовательности они расположены.
Третья серия. Методика проведения: меняют местами два – три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.
Четвертая серия. Методика проведения: детей спрашивают, какого цвета они видели предметы.
«Бывает – не бывает»
Детям зачитываются фразы: «Зима закончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коля проснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.
Занятие 4.
«Будь внимательным»
Цель: развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным. Затем предлагается разукрасить 1 и 3 треугольники красным цветом и т.д.
«Сравни таблицы»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал- две таблицы. На одной наклеены три кружка и четыре квадрата, на другой – три квадрата и четыре кружка.
Детям предлагается сравнить таблицы, указав на них сходства и различия.
«Собери картинку»
Цель: сформировать у детей способность охватывать вниманием как можно больше предметов.
Материал- разрезанные на части квадраты из картона, песочные часы.
Детям предлагается сложить квадрат сначала из трех, а потом из четырех частей и при этом следить за пересыпанием песка. В случае затруднения ребенок может попробовать выполнить данное задание несколько раз, пока не добьется успеха.
«Что изменилось?»
На наборное полотно выставляют предметные картинки (6-7 штук). Психолог на наборном полотне меняет картинки местами ( сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной). Дети отмечают изменения в расположении картинок.
Занятие 5.
«Собери картинку»
Детям дается картинка, разрезанная на части и предлагается ее собрать.
«Веселые загадки»
Цель: упражнять в сосредоточении внимания.
Материал- картинки с изображением овощей (огурец, морковь, арбуз, капуста, подсолнух), загадки.
Он большой как мяч футбольный.
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус,
Называется (арбуз).
Летов в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (огурцы)
Как надела сто рубах,
Захрустела на губах. (капуста)
Любопытный, кпасный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (морковь)
Методика проведения: детям предлагается прослушать загадки и найти отгадки на картинках.
«Закрась фигуры»
Цель: учить детей концентрировать внимание на нескольких фигурах.
Оборудование- цветные карандаши и карточки с изображением фигур разного цвета, формы и не докрашенные фигуры.
Методика проведения: перед детьми выкладываются карточки с изображением различных фигур, закрашенных и не закрашенных. Дети должны закрасить не закрашенные фигуры по принципу идентификации по цвету и форме.
«Внимательные глазки»
Психолог говорит: «Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете». Психолог предлагает одному из детей спрятаться за ширму. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы: какие у него волосы, глаза, брюки и т. д. Упражнение повторяется несколько раз.
Занятие 6.
«Кто больше»
Детям показывается какой –либо предмет. Они должны назвать как можно больше признаков предмета (цвет, размер, форма, материал, функция).
Предлагаемые предметы: линейка, мел, книга).
«Запомни движение»
Цель: упражнять детей в переключении внимания.
Методика проведения: Психолог описывает один- два пять различных движения, показывая их. Затем предлагает ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были показаны.
«Найди такой же»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания.
Оборудование – 4-6 схожих предметов.
Методика проведения: детям предлагается выбрать из 4-6 предметов, точно такой же по цвету, величине, рисунку), как тот, который в руках психолога.
«Летает-не летает»
Все дети стоят в кругу. Психолог называет разные предметы. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.
Занятие 7.
«Ищи безостановочно»
Детям предлагается в течение 10-15 секунд. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу психолога один ребенок начинает перчислять. Другие дополняют.
«Найди картинку»
Материал- картинки с изображением разных предметов.
Методика проведения: детям показываются картинки с изображением различных предметов, которые они должны узнать по описанию ведущего:
— длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске;
-белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит;
«Четыре стихии»
Цель: формирование переключения внимания.
Методика проведения: психолог объясняет ребенку, что есть в природе четыре стихии: земля, огонь, вода, воздух. По команде психолога ребенок должен будет делать определенные движения руками (земля- руки вниз, вода- руки вперед, воздух-руки вверх, огонь- вращение руками).
«Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Методика проведения: дети идут по кругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают одной ногой, поворачиваются кругом и продолжают движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала ведущего.
Занятие 8.
«Точки»
Цель: развитие объема внимания.
Для этого упражнения необходимо два рисунка. На одном рисунке в квадрате определенным образом расставлены точки. Ребенок смотрит на первый квадрат и старается расставить точки точно так же. Время показа одной карточки – 1-2 секунды.
«Кто летает»
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: психолог называет разные предметы, животных. Если они летают, то дети должны поднять руки, если не летают – не поднимают. Кто ошибется, тот выходит из игры.
Слова: голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, змея, стол, божья коровка, ракета, облака….
«Карлики и великаны»
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» — они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.
«Перепутанные линии»
Цель: развитие произвольного внимания.
Методика проведения: детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и вести от катушки взглядом по нитке к иголке, чтобы определить к какой катушке она относится.
Занятие 9.
«Кто быстрее»
Психолог называет какой-либо цвет (красный, зеленый, синий и т.д.) дети должны быстро положить руку на любой ближайший предмет такого цвета. Кто не успел, то выходит из игры.
«Пляшущие человечки»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – на листе бумаги рядами изображены схематично маленькие человечки в разных позах (4-5 рядов).
Методика проведения: детям предлагается посмотреть на свои карточки с нарисованными человечками в разных позах и отметить всех человечков, которые стоят смирно, затем всех, у которых руки раздвинуты в стороны и т.д.
«Найди ошибки»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – картинка, на которой допущено 5-6 ошибок.
Методика проведения: детям дается картинка, они должны рассмотреть ее и найти допущенные ошибки.
«Путаница»
Цель: развитие произвольного внимания.
На доске нарисован ряд предметов, которые соединены друг с другом разноцветными линиями, образуя путаницу. Психолог предлагает желающим распутать эту путаницу и найти каждому предмету пару. Предметы располагаются на листе на противоположных сторонах, но не напротив друг друга. После того как дети выполнят задание, им предлагается объяснить, а почему эти предметы – пара. Например: мяч в корзине, ключ к замку, нитка к иголке.
Занятие 10.
«Собери картинку»
Детям дается каждому по картинке, разрезанную на части. Предлагается ее собрать за 5 минут.
«Бабочка и цветок»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал: картинка с лабиринтом ( у входа в него бабочка, в центре цветок).
Методика проведения: предлагается детям рассмотреть картинку и найти бабочке дорогу к центру.
«Цветочная поляна»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением полянки, на которой много цветов, бабочек, жуков.
Методика проведения: ребенку предлагают найти одинаковых бабочек, жуков, цветы.
«Найди различия»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением домиков, имеющих 10 различий.
Методика проведения: ребенку показывают картинку и просят найти как можно больше отличий.
Занятие 11.
«Светофор»
Психолог встает, держа руки опущенными. Дети стоят перед ним. Когда он называет зеленый цвет, одновременно поднимает руки вверх, дети должны успеть перебежать за спину ведущего до того, как он снова опустит руки. Кого задели, тот выбывает.
«Две птички»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением птиц.
Методика проведения: предлагается внимательно посмотреть на картинку и найти две пары одинаковых птиц.
«Найди отличия»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением 2 девочек.
Методика проведения: ребенку показывают картинку и просят найти все отличия.
«Лабиринт»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Материал- картинка с лабиринтом ( у входа медведь, в центре бочонок меда).
Методика проведения: предлагается детям найти медведю дорогу к меду.
Занятие 12.
«Зеркало»
Психолог показывает движения, а дети должны повторять его движения.
«Фигуры»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- на листе изображены геометрические фигуры (4-5 рядов).
Методика проведения: детям предлагается поставить крестики в треугольники и галочки в кружочки.
«Что лишнее»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- картинка, на которой допушено 6-7 ошибок.
Методика проведения: детей просят рассмотреть картинку и сказать, что лишнее.
«Лабиринт»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- рисунок, на котором изображены дорожки идущие от животных к домам.
Методика проведения: детям предлагают определить, у кого какой домик.
Занятие 13.
«Кто дольше»
Детям предлагается разбиться по парам и одновременно начать смотреть друг другу в глаза. Кто первый отвернется, тот проиграл.
«Кувшин»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – рисунок с изображением кувшина, у которого не хватает одного осколка, рядом изображено несколько осколков.
Методика проведения: детям предлагается внимательно рассмотреть рисунок и правильно подобрать недостающий осколок.
«Найди отличия»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – картинка с изображением двух лягушек, имеющих отличия.
Методика проведения: детям дается картинка, они должны внимательно рассмотреть ее и найти все отличия.
«Чья коза»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением детей, у которых в руках веревка, идущая к различным предметам и животным.
Методика проведения: предлагается проследить глазами, куда ведут веревочки и определить, чья коза.
Занятие 14.
Упражнение «Что здесь спрятано?»
Детям раздается раздаточный материал (картинки, на которых хаотично изображено много предметов) необходимо увидеть как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов.
«Кто летает»
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: психолог называет разные предметы, животных. Если они летают, то дети должны поднять руки, если не летают – не поднимают. Кто ошибется, тот выходит из игры.
Слова: голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, змея, стол, божья коровка, ракета, спутник, облака…
«Карлики и великаны»
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» — они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.
«Перепутанные линии»
Цель: развитие произвольного внимания.
Методика проведения: детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и вести от катушки взглядом по нитке к иголке, чтобы определить к какой катушке она относится.
Данные занятия проводились в течение четырех месяцев с октября по январь, после чего была проведена повторная диагностика. Для этого использовались методики, применявшиеся на первом этапе экспериментального исследования.
«Корректурная проба» (вариант геометрических фигур) повторное обследование
Повторное тестирование показало, что у 2 учащихся сохранился средний уровень развития, то есть уровень концентрации и распределения довольно высок. Трое учащихся улучшили свои результаты, перейдя с низкого уровня на средний. Остальные трое учащихся остались на низком уровне. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что динамика есть, дети повысили свой уровень развития.
«Рисование треугольников» оценка уровня переключения внимания(повторное обследование)
Проведенное обследование показало, что на высоком уровне детей нет. Улучшили свои результаты 6 учащихся, двое остались на низком уровне. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что динамика есть, дети повысили свой уровень развития.
Методика Шульте (числовой вариант) повторное обследование
В таблице наглядно представлены результаты исследования.4 учащихся показали средний уровень развития. Если сравнить эти результаты с предварительным обследованием, то прослеживается положительная динамика после проведения с детьми занятий.
Заключение.
В процессе проделанной работы были рассмотрены основные аспекты развития внимания умственно отсталых школьников 3, 4, классов, обучающихся по программе «Особый ребенок». Так, было выделено, что их развитие идет специфически. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями, несмотря на это у детей происходят и количественные и качественные изменения в развитии внимания.
Проведение опытно – экспериментальной работы показало, что уровень развития внимания у школьников достаточно низкий. И только систематическая, целенаправленная работа с ними влияет на динамику развития их внимания.
Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:
— умственно отсталым школьникам для развития внимания необходима помощь психолога;
— помощь должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе развивающие игры;
— проводя наблюдение за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого обучающегося, и это сделает работу в данном направлении более эффективной.
Литература.
1.«Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками»
М.Р.Григорьева
2. «Интегрированный курс подготовки дошкольников» Н.А. Завьялова, Е.В. Лукина, Н.К. Живолупова, Н.И. Билык
3. «Коррекционно – развивающие занятия» С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко
4. «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе» Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков
5. Практическая психология в начальной школе Р.В. Овчарова
6. Психологическая подготовка детей к школе В.Л. Шарохина
7. «Психологическая поддержка младших школьников» О.Н. Рудякова
8. «Развитие познавательных способностей детей» Л.Ф.Тихомирова
9. «Чувствуем – познаем- размышляем» М.В.Ильина
9. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей» Е.В. Коробицына
Управление образования администрации Осинского муниципального района
МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат
| На конкурс методических и дидактических средств обучения
Номинация «Специальное коррекционное образование» |
Программа
«Развитие внимания умственно отсталых школьников, посредством развивающих игр и упражнений»
Автор
Боброва Елена Александровна
педагог-психолог
МБС(к)ОУ «Коррекционная
школа- интернат
г. Оса Пермского края
г. Оса, 2013 г.
Пояснительная записка.
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогами и специалистами стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Обучение детей названной категории, в частности с умственной отсталостью, является предпосылкой к успешной адаптации их в обществе.
Общим для всех детей с умственной отсталостью является наличие стойко выраженного снижения познавательной деятельности, возникшего на основе органического поражения ЦНС. Поэтому данная категория детей лишена возможности усваивать новые знания и навыки, наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение, делает особенно сложным этот процесс.
Особенно важна роль внимания в процессе обучения, оно является главным условием осуществления познавательной деятельности, так как способствует активизации всех познавательных процессов, необходимых для обучения, приобретения знаний и навыков. Нарушения внимания умственно отсталых учащихся оказывают негативное воздействие на процесс усвоения знаний. Эти дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Низкая устойчивость трудности при распределении внимания, малый объем – это все говорит об актуальности изучения данной проблемы, с целью коррегирования основных нарушений внимания умственно отсталых школьников для более полноценного их дальнейшего развития.
Поэтому планомерная, систематическая работа в данном направлении рассматривается как необходимое условие реализации специального образования. При этом ставится задача преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики умственно отсталого школьника.
Цель:развитие внимания учащихся младшего школьного возраста (3-4класс), обучающихся по программе «Особый ребенок», посредством коррекционно – развивающих занятий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Подобрать упражнения, направленные на развитие основных свойств внимания.
2. Включить данные упражнения в систему коррекционно – развивающих занятий, направленных на развитие внимания у детей.
3. Выявить уровень развития внимания, в ходе экспериментального исследования.
4. Сделать выводы об эффективности коррекционной работы.
Объект исследования: внимание умственно отсталых учащихся 3,4 классов, обучающихся по программе “Особый ребенок».
Предмет исследования: нарушения внимания и пути коррекции.
Новизна: Данные коррекционно – развивающие занятия строятся в форме подбора игровых упражнений в том числе, разработан электронный вариант упражнений. Учитывая тот факт, что ведущим видом школьников с умственной отсталостью долгое время является игровой мотив. Это позволит добиться положительных результатов в развитии их внимания.
Результативность: В процессе данной работы у детей появляется мотивация к учебной деятельности, формируются соответствующие знания, появляется познавательный интерес, коммуникативные умения, что способствует большей эффективности их обучения.
Эффективность: Системное и последовательное проведение коррекционно – развивающих занятий позволяет за относительно короткий промежуток времени (4 месяца) достичь положительных результатов.
Практическая ценность: определяется возможностью использования данных занятий для практической деятельности школьного психолога, учителя, воспитателя, а так же родителей, занимающихся самостоятельно со своими детьми.
Содержание.
1. Введение. Актуальность проблемы.
2. Диагностическое обследование (1 этап).
3. Перспективный план.
4. Коррекционно – развивающие занятия (конспекты).
5. Повторное диагностическое обследование (2 этап).
6. Заключение.
7. Литература.
8. Приложение (электронная игра)
Диагностические материалы
При проведении исследования по выявлению особенностей внимания умственно отсталых учащихся 3,4, классов было сосредоточенно внимание на исследовании концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, считая, что данные свойств внимания являются наиболее важными для успешности всех видов деятельности школьников с умственной отсталостью.
Были использованы следующие методы:
1. «Корректурная проба» (вариант геометрических фигур) Б.Бурдон в модификации П.А.Рудника;
2. «Рисование треугольников»;
3. «Методика Шульте» (числовой вариант);
Методика по определению концентрации и распределения внимания «Корректурная проба»
Стимульный материал: квадрат 10 на 14 клеток. В этих 140 клетках помещены в произвольном порядке различные фигуры: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.
Рисунок – матрица с фигурками
При определении концентрации внимания испытуемый должен ставить на заданной испытателем фигуре крестик. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь».
Оценка результатов проводится по 10 – ти балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку.
Критерии оценки результатов:
-10 баллов- высокий уровень концентрации и распределения внимания; 5-8 баллов- достаточный (средний) уровень концентрации и распределения внимания;
Менее 5 баллов – низкий уровень концентрации и распределения внимания;
При оценке результатов обращается внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание, полностью ли справился испытуемый с заданием. Время выполнения задания – 5 минут.
№
| Ф.И.
| Кол –во строк
| Уровень
|
1.
| Абдулин Марат
| 6
| низкий
|
2.
| Дегтярев Илья
| 11
| средний
|
3.
| Злобин Андрей
| 7
| низкий
|
4.
| Зотов Анатолий
| 7
| низкий
|
5.
| Кислянский Руслан
| 12
| средний
|
6.
| Могильников Олег
| 6
| низкий
|
7.
| Прохоров Вячеслав
| 8
| низкий
|
8.
| Федосеев Сергей
| 6
| низкий
|
Качественный анализ результатов полученных данных и наблюдения за выполнением задания школьниками дает основание считать, что слабая концентрация внимания обследуемых вызывается следующими основными причинами: отвлекаемостью, «застреваемостью» и колебаниями внимания. Необходимо отметить, что выявленные недостатки концентрации внимания обнаружили зависимость от особенностей протекания психических процессов. Абдулин М., Федосеев С., Могильников О.- дети пассивные, «заторможенные»- не сразу восприняли инструкцию, психологу пришлось повторять и разъяснять ее. Просмотрев строку, переходили к следующей только при стимулирующей помощи. Дети постоянно отвлекались от выполнения задания, смотрели в сторону. У этих учеников самые низкие показатели концентрации внимания по всем параметрам задания: и по количеству просмотренных строк, и по количеству пропусков и ошибок.
Возбудимые обследуемые проявили большую склонность к отвлекаемости, нежели к «застреваемости» внимания. При выполнении задания внимание Злобина А., Зотова А., Прохорова В. было недостаточно сконцентрировано на выполнении задания из – за торопливости и «перескакивания» со строчки на строчку. Как и обследуемые с преобладанием процессов возбуждения над торможением, они обнаружили низкий уровень концентрации внимания.
Дети, показавшие средний уровень– в основном, учащиеся с уравновешенными состояниями основных нервных процессов, их недостаточная сконцентрированность на задании обусловлена колебаниями внимания, которое присуще всем умственно отсталым детям. Причинами слабой концентрации также был слабый интерес к выполнению задания, что можно объяснить нежеланием предпринимать волевые усилия для требующейся мыслительной деятельности.
Методика по определению переключаемости внимания «Рисование треугольников».
Обследуемому дается листок бумаги для выполнения задания, затем следует инструкция: Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить.
Первое задание – нарисовать 3 строки треугольников уголком вверх. Обследуемому на отдельном листке показывается образец ( /\ /\ /\ /\), после ознакомления с ним образец убирается. После выполнения испытуемыми первой части задания обследователь предлагает через 2-3 строчки рисунка продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз. Предлагается образец (\/ \/ \/), убирающийся после ознакомления с ним.
Критерии оценки результатов:
Отсутствие нарушений переключаемости внимания: правильное выполнение задания -5 баллов;
Негрубо выраженные нарушения переключаемости внимания в виде ошибок при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильное выполнение задания -4 балла.
Слабая степень нарушения переключаемости внимания: единичные случаи «застревания» на предыдущем действии, ошибки, исправляемые по ходу выполнения задания- 3 балла.
Отчетливо выраженные нарушения переключаемости внимания: отдельные ошибки при выполнении 1-го задания, ошибочное выполнение 2-го задания, кроме первых трех треугольников-2 балла.
Сильная степень нарушения переключаемости внимания: ошибки при выполнении 1-го задания, отказ от выполнения 2 задания-1 балл.
№
| Ф.И.
| Баллы
|
1.
| Абдулин Марат
| 2
|
2.
| Дегтярев Илья
| 2
|
3.
| Злобин Андрей
| 2
|
4.
| Зотов Анатолий
| 2
|
5.
| Кислянский Руслан
| 2
|
6.
| Могильников Олег
| 2
|
7.
| Прохоров Вячеслав
| 2
|
8.
| Федосеев Сергей
| 2
|
Методика Шульте (числовой вариант)
Стимульный материал: квадрат 5 x5 клеток. В этих 25 клетках помещены в произвольном порядке числа от 1 до 25. Инструкция: Будь очень внимателен! Тебе нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с одного, показывая и называя их вслух. Процедура проведения исследования: участник обследования усаживается за стол, где находятся бланк с заданием, ручка, секундомер. Затем обследуемому объясняется задание, выясняется, понял ли он его, и начало выполнения задания отмечается включением секундомера.
Высокий уровень устойчивости внимания- на выполнение задания затрачено менее 1 минуты;
Средний уровень устойчивости внимания – на выполнение задания затрачено от1 до 2-х минут;
Низкий уровень устойчивости внимания – на выполнение задания затрачено более 2-х минут.
№
| Ф.И.
| Уровень
|
1.
| Абдулин Марат
| низкий
|
2.
| Дегтярев Илья
| низкий
|
3.
| Злобин Андрей
| низкий
|
4.
| Зотов Анатолий
| низкий
|
5.
| Кислянский Руслан
| средний
|
6.
| Могильников Олег
| низкий
|
7.
| Прохоров Вячеслав
| низкий
|
8.
| Федосеев Сергей
| низкий
|
Из данных таблицы мы видим, что преобладающим у участников обследования является низкий уровень устойчивости внимания, в ходе выполнения задания он выявлен у 7 учащихся. Средний уровень развития у 1 ребенка. Анализируя результаты выполнения задания видно, что уже на начальном этапе выполнения задания, обследуемые долго не могли сосредоточиться на задании – и это замедляло темп его выполнения. Дети часто отвлекались, забывали числа, которые называли. Необходимо отметить, что слабая устойчивость внимания в равной мере присуща как учащимся с преобладанием процессов торможения над возбуждением, так и возбудимым детям.
Вывод:
— уровень развития внимания у школьников с умственной отсталостью 3,4, классов резко снижен, при этом нарушенными оказались все основные свойства внимания;
— нарушения концентрации проявляются в ситуации длительного удержания внимания на одном объекте;
— отмечается замедленное переключение внимания с одного объекта на другой;
— внимание крайне неустойчиво, часто перемещается с одного объекта на другой и характеризуется сокращением времени сосредоточения на задании;
-нарушение распределения внимания выражается в трудностях при одновременном распределении внимания на два или более объектов;
Перспективное планирование коррекционно – развивающих занятий
учащихся с умственной отсталостью 3,4, классов.
Задачи:
— развивать все свойства внимания (распределение, концентрацию, переключение, объем, устойчивость);
-научить учащихся преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;
— выработать мотивацию и интерес к коррекционно – развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;
-формировать у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;
Занятие 1.
1. «Найди предмет не похожий на другие»
2. «Запомни игрушки»
3. «Веселые человечки»
4. «Найди отличия»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 2.
1. «Что здесь спрятано?»
2. «Найди футболистов»
3. «Подбери по признаку»
4. «Найди сходство»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 3.
1. «Животные»
2. «Найди одинаковых бабочек;
3. «Запомни предметы»
4. «Бывает –не бывает»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 4.
1. «Будь внимательным»
2. «Сравни таблицы»
3. «Собери картинку»
4. «Что изменилось?»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 5.
1. «Собери картинку»
2. «Веселые загадки»
3. «Закрась фигуры»
4. «Внимательные глазки»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 6.
1. «Кто больше»
2. «Запомни движения»
3. «Найди такой же»
4. «Летает-не летает»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 7.
1. «Ищи безостановочно»
2. «Найди картинку»
3. «4 стихии»
4. «Хоровод»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 8.
1. «Точки»
2. «Кто летает»
3. «Карлики и великаны»
4. «Перепутанные линии»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 9.
1. «Кто быстрее»
2. «Пляшущие человечки»
3. «Путаница»
4. «Найди ошибки»
5. «Дорожка»
6. Электронная игра (приложение)
Занятие 10.
1. «Бабочка и цветок»
2. «Цветочная поляна»
3. «Найди различия»
4. «Собери картинку»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 11.
1. «Светофор»
2. «Две птички»
3. «Найди отличия»
4. «Лабиринт»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 12.
1. «Зеркало»
2. «Фигуры»
3. «Что лишнее»
4. «Лабиринт»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 13.
1. «Кто дольше»
2. «Кувшин»
3. «Найди отличия»
4. «Чья коза?»
5. Электронная игра (приложение)
Занятие 14.
1. «Что здесь спрятано»
2. «Кто летает»
3. «Карлики и великаны»
4. «Перепутанные линии»
5. Электронная игра (приложение)
Конспекты коррекционно – развивающих занятий.
Занятие 1.
«Найди предмет, не похожий на другие»
Цель: развивать внимание и умение сравнивать.
Среди нескольких игрушек или предметов надо найти не похожий на другие.
«Запомни игрушки»
Цель: учить детей акцентировать внимание на нескольких объектах одновременно.
Оборудование – несколько игрушек.
Детям предлагается в течение 1-2 минут рассмотреть предъявленные им игрушки, затем просят их отвернуться и в это время убирается одна из игрушек, после этого дается инструкция повернуться и сказать, какой из игрушек не хватает.
Задание повторяется несколько раз.
«Веселые человечки»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал- листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками.
Детям дается для рассмотрения листок бумаги, психолог просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.
«Найди отличия»
Цель: сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности.
Материал – рисунки, имеющие много сходных и резко отличающихся деталей, например, две ярко украшенных елки.
Детям предлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужно добиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.
«Электронная игра»
Занятие 2.
Упражнение «Что здесь спрятано?»
Детям раздается раздаточный материал (картинки, на которых хаотично изображено много предметов) необходимо увидеть как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов.
«Найди футболистов».
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал- рисунок с изображением футболистов, одетых в разную форму.
Психолог предлагает детям поручение найти футболистов одной команды.
«Подбери по признаку»
Цель: сформировать у детей способность охватывать вниманием как можно больше предметов.
Психолог дает детям задание осмотреться вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одного и того же цвета (формы, величины, одинаковой фактуры). По сигналу взрослого ребенок начинает перечислять предметы, остальные дети дополняют пропущенные.
«Найди сходство»
Цель: упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал – таблицы с нарисованными на них яблоками, грушей, огурцом, помидором и геометрические фигуры: овал, треугольник, круг, квадрат.
Перед детьми раскладываются таблицы и геометрические фигуры и просят их установить сходство между ними.
Занятие 3.
«Животные»
Цель: развитие переключения внимания.
Детям предлагается выбрать любое животное: зайца, волка, тигра, медведя, рысь, слона, обезьяну, лису, ежа. Психолог в хаотичном порядке называет животных. Услышав название своего животного, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
«Найди одинаковых бабочек»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал: рисунок с изображением бабочек различных видов.
Методика проведения: психолог предлагает детям найти совершенно одинаковые бабочки.
«Запомни предметы»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности.
Оборудование- 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой.
Первая серия. Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10 – 15 секунд, затем закрываются снова и дети называют, что находится под бумагой.
Вторая серия. Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, психолог спрашивает детей, в какой последовательности они расположены.
Третья серия. Методика проведения: меняют местами два – три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.
Четвертая серия. Методика проведения: детей спрашивают, какого цвета они видели предметы.
«Бывает – не бывает»
Детям зачитываются фразы: «Зима закончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коля проснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.
Занятие 4.
«Будь внимательным»
Цель: развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным. Затем предлагается разукрасить 1 и 3 треугольники красным цветом и т.д.
«Сравни таблицы»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал- две таблицы. На одной наклеены три кружка и четыре квадрата, на другой – три квадрата и четыре кружка.
Детям предлагается сравнить таблицы, указав на них сходства и различия.
«Собери картинку»
Цель: сформировать у детей способность охватывать вниманием как можно больше предметов.
Материал- разрезанные на части квадраты из картона, песочные часы.
Детям предлагается сложить квадрат сначала из трех, а потом из четырех частей и при этом следить за пересыпанием песка. В случае затруднения ребенок может попробовать выполнить данное задание несколько раз, пока не добьется успеха.
«Что изменилось?»
На наборное полотно выставляют предметные картинки (6-7 штук). Психолог на наборном полотне меняет картинки местами ( сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной). Дети отмечают изменения в расположении картинок.
Занятие 5.
«Собери картинку»
Детям дается картинка, разрезанная на части и предлагается ее собрать.
«Веселые загадки»
Цель: упражнять в сосредоточении внимания.
Материал- картинки с изображением овощей (огурец, морковь, арбуз, капуста, подсолнух), загадки.
Он большой как мяч футбольный.
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус,
Называется (арбуз).
Летов в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (огурцы)
Как надела сто рубах,
Захрустела на губах. (капуста)
Любопытный, кпасный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (морковь)
Методика проведения: детям предлагается прослушать загадки и найти отгадки на картинках.
«Закрась фигуры»
Цель: учить детей концентрировать внимание на нескольких фигурах.
Оборудование- цветные карандаши и карточки с изображением фигур разного цвета, формы и не докрашенные фигуры.
Методика проведения: перед детьми выкладываются карточки с изображением различных фигур, закрашенных и не закрашенных. Дети должны закрасить не закрашенные фигуры по принципу идентификации по цвету и форме.
«Внимательные глазки»
Психолог говорит: «Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете». Психолог предлагает одному из детей спрятаться за ширму. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы: какие у него волосы, глаза, брюки и т. д. Упражнение повторяется несколько раз.
Занятие 6.
«Кто больше»
Детям показывается какой –либо предмет. Они должны назвать как можно больше признаков предмета (цвет, размер, форма, материал, функция).
Предлагаемые предметы: линейка, мел, книга).
«Запомни движение»
Цель: упражнять детей в переключении внимания.
Методика проведения: Психолог описывает один- два пять различных движения, показывая их. Затем предлагает ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были показаны.
«Найди такой же»
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания.
Оборудование – 4-6 схожих предметов.
Методика проведения: детям предлагается выбрать из 4-6 предметов, точно такой же по цвету, величине, рисунку), как тот, который в руках психолога.
«Летает-не летает»
Все дети стоят в кругу. Психолог называет разные предметы. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.
Занятие 7.
«Ищи безостановочно»
Детям предлагается в течение 10-15 секунд. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу психолога один ребенок начинает перчислять. Другие дополняют.
«Найди картинку»
Материал- картинки с изображением разных предметов.
Методика проведения: детям показываются картинки с изображением различных предметов, которые они должны узнать по описанию ведущего:
— длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске;
-белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит;
«Четыре стихии»
Цель: формирование переключения внимания.
Методика проведения: психолог объясняет ребенку, что есть в природе четыре стихии: земля, огонь, вода, воздух. По команде психолога ребенок должен будет делать определенные движения руками (земля- руки вниз, вода- руки вперед, воздух-руки вверх, огонь- вращение руками).
«Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Методика проведения: дети идут по кругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают одной ногой, поворачиваются кругом и продолжают движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала ведущего.
Занятие 8.
«Точки»
Цель: развитие объема внимания.
Для этого упражнения необходимо два рисунка. На одном рисунке в квадрате определенным образом расставлены точки. Ребенок смотрит на первый квадрат и старается расставить точки точно так же. Время показа одной карточки – 1-2 секунды.
«Кто летает»
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: психолог называет разные предметы, животных. Если они летают, то дети должны поднять руки, если не летают – не поднимают. Кто ошибется, тот выходит из игры.
Слова: голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, змея, стол, божья коровка, ракета, облака….
«Карлики и великаны»
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» — они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.
«Перепутанные линии»
Цель: развитие произвольного внимания.
Методика проведения: детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и вести от катушки взглядом по нитке к иголке, чтобы определить к какой катушке она относится.
Занятие 9.
«Кто быстрее»
Психолог называет какой-либо цвет (красный, зеленый, синий и т.д.) дети должны быстро положить руку на любой ближайший предмет такого цвета. Кто не успел, то выходит из игры.
«Пляшущие человечки»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – на листе бумаги рядами изображены схематично маленькие человечки в разных позах (4-5 рядов).
Методика проведения: детям предлагается посмотреть на свои карточки с нарисованными человечками в разных позах и отметить всех человечков, которые стоят смирно, затем всех, у которых руки раздвинуты в стороны и т.д.
«Найди ошибки»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – картинка, на которой допущено 5-6 ошибок.
Методика проведения: детям дается картинка, они должны рассмотреть ее и найти допущенные ошибки.
«Путаница»
Цель: развитие произвольного внимания.
На доске нарисован ряд предметов, которые соединены друг с другом разноцветными линиями, образуя путаницу. Психолог предлагает желающим распутать эту путаницу и найти каждому предмету пару. Предметы располагаются на листе на противоположных сторонах, но не напротив друг друга. После того как дети выполнят задание, им предлагается объяснить, а почему эти предметы – пара. Например: мяч в корзине, ключ к замку, нитка к иголке.
Занятие 10.
«Собери картинку»
Детям дается каждому по картинке, разрезанную на части. Предлагается ее собрать за 5 минут.
«Бабочка и цветок»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал: картинка с лабиринтом ( у входа в него бабочка, в центре цветок).
Методика проведения: предлагается детям рассмотреть картинку и найти бабочке дорогу к центру.
«Цветочная поляна»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением полянки, на которой много цветов, бабочек, жуков.
Методика проведения: ребенку предлагают найти одинаковых бабочек, жуков, цветы.
«Найди различия»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением домиков, имеющих 10 различий.
Методика проведения: ребенку показывают картинку и просят найти как можно больше отличий.
Занятие 11.
«Светофор»
Психолог встает, держа руки опущенными. Дети стоят перед ним. Когда он называет зеленый цвет, одновременно поднимает руки вверх, дети должны успеть перебежать за спину ведущего до того, как он снова опустит руки. Кого задели, тот выбывает.
«Две птички»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением птиц.
Методика проведения: предлагается внимательно посмотреть на картинку и найти две пары одинаковых птиц.
«Найди отличия»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением 2 девочек.
Методика проведения: ребенку показывают картинку и просят найти все отличия.
«Лабиринт»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Материал- картинка с лабиринтом ( у входа медведь, в центре бочонок меда).
Методика проведения: предлагается детям найти медведю дорогу к меду.
Занятие 12.
«Зеркало»
Психолог показывает движения, а дети должны повторять его движения.
«Фигуры»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- на листе изображены геометрические фигуры (4-5 рядов).
Методика проведения: детям предлагается поставить крестики в треугольники и галочки в кружочки.
«Что лишнее»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- картинка, на которой допушено 6-7 ошибок.
Методика проведения: детей просят рассмотреть картинку и сказать, что лишнее.
«Лабиринт»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- рисунок, на котором изображены дорожки идущие от животных к домам.
Методика проведения: детям предлагают определить, у кого какой домик.
Занятие 13.
«Кто дольше»
Детям предлагается разбиться по парам и одновременно начать смотреть друг другу в глаза. Кто первый отвернется, тот проиграл.
«Кувшин»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – рисунок с изображением кувшина, у которого не хватает одного осколка, рядом изображено несколько осколков.
Методика проведения: детям предлагается внимательно рассмотреть рисунок и правильно подобрать недостающий осколок.
«Найди отличия»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – картинка с изображением двух лягушек, имеющих отличия.
Методика проведения: детям дается картинка, они должны внимательно рассмотреть ее и найти все отличия.
«Чья коза»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал- картинка с изображением детей, у которых в руках веревка, идущая к различным предметам и животным.
Методика проведения: предлагается проследить глазами, куда ведут веревочки и определить, чья коза.
Занятие 14.
Упражнение «Что здесь спрятано?»
Детям раздается раздаточный материал (картинки, на которых хаотично изображено много предметов) необходимо увидеть как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов.
«Кто летает»
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: психолог называет разные предметы, животных. Если они летают, то дети должны поднять руки, если не летают – не поднимают. Кто ошибется, тот выходит из игры.
Слова: голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, змея, стол, божья коровка, ракета, спутник, облака…
«Карлики и великаны»
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения: детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» — они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.
«Перепутанные линии»
Цель: развитие произвольного внимания.
Методика проведения: детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и вести от катушки взглядом по нитке к иголке, чтобы определить к какой катушке она относится.
Данные занятия проводились в течение четырех месяцев с октября по январь, после чего была проведена повторная диагностика. Для этого использовались методики, применявшиеся на первом этапе экспериментального исследования.
«Корректурная проба» (вариант геометрических фигур) повторное обследование
№
| Ф.И.
| Кол –во строк
| Уровень
|
1.
| Абдулин Марат
| 6
| низкий
|
2.
| Дегтярев Илья
| 11
| средний
|
3.
| Злобин Андрей
| 10
| средний
|
4.
| Зотов Анатолий
| 11
| средний
|
5.
| Кислянский Руслан
| 12
| средний
|
6.
| Могильников Олег
| 9
| средний
|
7.
| Прохоров Вячеслав
| 8
| низкий
|
8.
| Федосеев Сергей
| 6
| низкий
|
«Рисование треугольников» оценка уровня переключения внимания(повторное обследование)
№
| Ф.И.
| Баллы
|
1.
| Абдулин Марат
| 2
|
2.
| Дегтярев Илья
| 3
|
3.
| Злобин Андрей
| 3
|
4.
| Зотов Анатолий
| 4
|
5.
| Кислянский Руслан
| 3
|
6.
| Могильников Олег
| 4
|
7.
| Прохоров Вячеслав
| 3
|
8.
| Федосеев Сергей
| 2
|
Методика Шульте (числовой вариант) повторное обследование
№
| Ф.И.
| Уровень
|
1.
| Абдулин Марат
| низкий
|
2.
| Дегтярев Илья
| средний
|
3.
| Злобин Андрей
| низкий
|
4.
| Зотов Анатолий
| средний
|
5.
| Кислянский Руслан
| средний
|
6.
| Могильников Олег
| средний
|
7.
| Прохоров Вячеслав
| низкий
|
8.
| Федосеев Сергей
| низкий
|
Заключение.
В процессе проделанной работы были рассмотрены основные аспекты развития внимания умственно отсталых школьников 3, 4, классов, обучающихся по программе «Особый ребенок». Так, было выделено, что их развитие идет специфически. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями, несмотря на это у детей происходят и количественные и качественные изменения в развитии внимания.
Проведение опытно – экспериментальной работы показало, что уровень развития внимания у школьников достаточно низкий. И только систематическая, целенаправленная работа с ними влияет на динамику развития их внимания.
Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:
— умственно отсталым школьникам для развития внимания необходима помощь психолога;
— помощь должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе развивающие игры;
— проводя наблюдение за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого обучающегося, и это сделает работу в данном направлении более эффективной.
Литература.
1.«Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками»
М.Р.Григорьева
2. «Интегрированный курс подготовки дошкольников» Н.А. Завьялова, Е.В. Лукина, Н.К. Живолупова, Н.И. Билык
3. «Коррекционно – развивающие занятия» С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко
4. «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе» Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков
5. Практическая психология в начальной школе Р.В. Овчарова
6. Психологическая подготовка детей к школе В.Л. Шарохина
7. «Психологическая поддержка младших школьников» О.Н. Рудякова
8. «Развитие познавательных способностей детей» Л.Ф.Тихомирова
9. «Чувствуем – познаем- размышляем» М.В.Ильина
9. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей» Е.В. Коробицына
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Психолог
Теги: специальное оу, психолог
04 декабря 2013
Файлы
электронная игра.pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
С уважением, С.А. Колодин.