Апробированные формы активного обучения младших школьников.
«Воспитывать будущего победителя, который не прячется от жизни, а идёт навстречу к ней, воспитывать волю к жизни, вкус к добру и любви» И.А.Ильин Актуальность работы. В основе разработки подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Практическая значимость опыта. Урок дарит ученику сиюминутную радость, а с другой стороны всегда направлен в будущее, так как на уроке моделируются жизненные ситуации, развивающие все стороны мышления: · быстрота · гибкость · оригинальность · точность · критичность Сущность опыта. Предлагаю к рассмотрению апробированные формы технологии активного обучения. Представленные приёмы работы позволяют управлять творческим процессом познания и помогают учителю научиться моделировать новые авторские приёмы. Ведущие идеи: · эффективная организация педагогической деятельности, обеспечивающая: · способность учащегося работать самостоятельно без постоянного руководства; · брать на себя ответственность по собственной инициативе; · готовность замечать проблемы и искать пути их решения. Задачи педагога: · Создать ситуацию успеха в детском коллективе. · Использовать индивидуально-личностный подход в технологии развитии критического мышления ученика. · Применять современные методы и приёмы обучения. Задачи ученика: · Думать критически. · Аргументировать свою позицию в группе, учитывая точки зрения других. · Определять целесообразность выдвинутых идей, точек зрения и пр. КЛАСТЕР. Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей. Роли:участники творческих групп, организатор. Оборудование:листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп. Механизм реализации.Главным источником получения информации служат книги (учебники или дополнительная литература). Задача творческих групп – собрать нужные сведения, зафиксировать и представить добытые знания. Цели работы могут быть разные: систематизировать материал, создать банк данных, исследовать новую информацию. Организатор (учитель или подготовленный ученик) определяет задания для отдельных групп, оказывает необходимую помощь. Внутри группы задание конкретизируется, распределяются поручения, планируется работа. Итог работы творческой группы – карта, на которой зафиксированы главные факты, у доски один из участников делает сообщение, где представляет материалы поиска. Нередко итоговый отчет становится прологом к новой творческой работе. Ученики заинтересовываются фактами, хотят больше узнать, выказывают готовность изучить материал по теме подробнее. Из опыта работы.Ученики начальной школы легко осваивают этот прием работы с текстом и с удовольствием включаются в процесс. При регулярном построении кластера на уроках литературного чтения и окружающего мира, этот этап занимает немного времени и привлекает к изучению материала всех учащихся. ЛИСТОПАД ВОПРОСОВ. Близкие формы: листопад поэтический, листопад музыкальный. Полезный потенциал: становление ценностного отношения к познанию, воспитание ответственности и радости за его результаты, воспитание эстетического вкуса. Роли: индивидуальные участники, организатор, ведущие, помощники. Оборудование: тематический фонд вопросов, бумажные листья разных цветов и видов деревьев, макет дерева, звуковой фон. Реализация. Организационный вариант – командный. Для подготовки необходимо: — приготовить вопросы, объединенные в группы по тематическому принципу; — сделать из бумаги осенние листья для игровой имитации листопада, на оборотной стороне которых будут написаны вопросы или задания. Познавательная игра состоит из 3-5 частей, падающие листья будут главными атрибутами каждой ее части. 1) «Листья падают» на игровую площадку. Каждый из игроков команд поднимает по одному листу, не имея права их заменить. Эта часть проходит по правилам «блица»: каждый ученик отвечает на свой вопрос. При верном ответе команде начисляется два листка (балла). Если игрок пользуется помощью товарищей, при правильном ответе общий счет увеличивается на 1 балл. 2) Осенние листья разных цветов крепятся к стволу макета дерева. Цвет листьев указывает на определенную тематику вопросов. По своему выбору команды поочередно срывают листья с вопросами предпочитаемой отрасли знаний.
3) На этом этапе имеют значение форма и величина листьев, указывающие на принадлежность к виду дерева. Листья разных деревьев будут соответствовать степени сложности написанных на них вопросов и заданий и шкале оценивания полученных ответов. Из опыта работы. Наряду с подготовленными тематическими вопросами и заданиями можно предложить «желуди», «шишки» (любые плоды) с сюрпризом — они не участвуют в соревновательной программе. Тем самым мы даем команде возможность отдохнуть и предлагаем интересную дополнительную информацию.
Тематический фонд вопросов и заданий. Окружающий мир. 1) Продолжите предложения.
Красная книга – это _____________________.
Заповедники – это _________________________________________.
Ответ. Красная книга – это книга, в которую занесены виды растений и животных, исчезающих на планете.
Заповедники – это охраняемая территория, на которой полностью запрещена деятельность человека.
2) Как полностью называется Красная книга?
Ответ. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
3) Выберите правильные утверждения. 1) Красные книги – это: · книги, у которых обложка красного цвета; · книги, в которых рассказывается о необычных животных и растениях; · книги, содержащие сведения о животных, растениях, грибах, которые находятся под угрозой исчезновения. 4) В заповеднике запрещено:
· исследовать животных;
· собирать грибы;
· коллекционировать животных для научных целей;
· отлавливать животных для их кольцевания.
5) Правда ли, что страницы Красной книги разноцветные? Баллы начисляются за каждый правильный ответ Черныестраницы. На них записаны животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и др. Красныестраницы. На них записаны исчезающие животные, особо редкие животные. Их мало, но еще можно встретить. Это лошадь Пржевальского, синий кит, полосатая гиена, зебра Грэви (пустынная зебра). Желтыестраницы. Занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж, лев и др. Серыестраницы. Записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Это слоновая черепаха, жук-геркулес, императорские пингвины и др. Белыестраницы. Записаны названия животных, численность которых всегда была невелика. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос, фламинго. Зеленыестраницы. Записаны названия животных, которых удалось спасти от вымирания. Бурые медведи. 6) Кто охраняет лесную поляну, уничтожая вредных мух? (Стрекоза) 7) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? Ответ. Многие насекомые. Например, бабочка (стадии её развития следующие: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка). 8) Зайчиха приносит приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? Ответ. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «травники»; осенние – «листопадники». 9) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? Ответ. На теле зайчонка нет никаких потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя. 10)На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? Ответ. Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахучей муравьиной кислотой. АССОРТИ ОСТРОУМНЫХ ЗАБАВ. Близкие формы: ассорти сказок, ассорти пословиц и др. Полезный потенциал: развивает умственные способности, сообразительность, вырабатывает навыки работы в группе, критичноcть мышления. Роли: участники, ведущий. Оборудование: фонд подготовленных заданий, яркие карточки двух видов (для каждой команды), гонг, призы, музыкальное сопровождение. Реализация.Программа составляется из разных жанров заданий: загадок, шуточных вопросов, познавательных, логических задач в зависимости от выбранного предмета. Внешнее сходство с заявленной формой усиливает необычный способ ввода заданий. Каждый из вопросов (заданий) написан на внутренней стороне специально приготовленном наборе конфет (можно изготовить на уроке технологии). Привлекательные конфеты имеют интеллектуальную начинку. Желательный вариант организации — 3-4 группы. Зрителей нет — в разных ролях участвуют все. Каждой группе предлагается набор конфет. Содержимое посвящено определенной теме. Все команды поочередно выбирают задания. В течение отведенного времени (1- 1.5 мин) все команды выполняют задания. По сигналу гонга (колокольчика) одна из групп озвучивает свою версию. Ответ оценивается другими командами и ведущим. По итогам игры команда оставляет у себя только выигрышные карточки, на вопрос которых был дан правильный ответ. Команда-победительница определяется по количеству «победных» карточек. Из опыта применения.Ассорти сказок. Конфеты с секретом. У доски зачитываются «Секреты поэта». 1) Находясь в ссылке в родовом имении, Пушкин писал брату Левушке:«Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки!» 2)" Сказка о царе Салтане..." В народной сказке, рассказанной няней поэту, царица родила не одного, а 34 мальчика. 33 — обыкновенные дети, а 34 — богатырь, «по локоть ручки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом 33 сына выходили из моря, пока 34 их не разыщет. 2)“Сказка о попе и работнике его Балде».Сказка была закончена в сентябре 1830 года, но при жизни поэта не печаталась: запрещено высмеивать церковнослужителей. 3) «Сказка о царе Салтане…». В народной сказке белочки в хрустальном доме не было, вместо нее «грызлись, дрались» две свинки, а между ними золото и серебро сыпалось. 4) «Сказка о рыбаке и рыбке». Первый вариант сказки был длиннее. Старуха была сначала «римскою папой», а потом мечтала стать владычицей морскою. Говорит старику старуха: «Не хочу я быть вольною царицей, Я хочу быть римскою папой!» Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперек слова молвить. Пошел он к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку. «Добро, будет она римскою папой. Воротился старик ко старухе. Пред ним монастырь латынский, На стенах латынские монахи Поют латынскую обедню. Перед ним вавилонская башня, На самой верхней на макушке Сидит его старая старуха, На старухе сарачинская шапка, На шапке венец латынский. КОЛЛАЖ ЗНАНИЙ. Близкие формы: коллаж мыслей, коллаж фактов. Полезный потенциал: развитие интуиции и творческого воображения, воспитание лидерских качеств и навыков работы в команде. Роли: индивидуальные участники, учитель-организатор. Оборудование и атрибуты: таблички, бумага, статья для изучения, подготовленные факты, музыкальное сопровождение. Реализация. В основе реализации – понимание того, что коллаж – не просто набор картинок, собранный на одной плоскости, а целое. Участвуют все, зрителей нет. Первый участник определяется по желанию, он представляет свою мысль в виде картинки или ключевой фразы (фиксируется на доске). Задача остальных – добавить к написанному собственную (иную, новую) мысль. Далее в творческий процесс включаются остальные участники. Все происходит в обстановке командного творчества, всякие переговоры излишни, повторы не приветствуются. По окончании творческого процесса на доске оказалась вся информация, которой ученики владеют на этот момент. Учитель может предложить свою дополнительную информацию классу. После – выводы, выстраивание общей картины в логическом порядке. Из опыта работы. Эту модель можно использовать как методику, позволяющую получить разнообразную, педагогически значимую информацию о писателе, историческом деятеле и т.д., собранную в развивающуюся систему, выстроенную логически. Можно таким образом организовать поисковую деятельность учащихся. Каждый ученик готовит дома один интересный факт и делится информацией с классом, дети с удовольствием слушают сообщения, творчески подходят к заданию (на уроки истории приносят портреты полководцев, рисунки их регалий, необычные факты из жизни знаменитых людей, их портреты, книги из домашней библиотеки). КОПИЛКА УМНЫХ МЫСЛЕЙ. Близкие формы:копилка знаний, копилка пословиц и поговорок, копилка фразеологизмов, математическая шкатулка. Полезный потенциал: способствует осознанию истины, что знания, способности и познавательные силы человека составляют его интеллектуальный капитал. Роли: индивидуальные участники или небольшие группы (по выбору), организатор. Оборудование: пакет вопросов и творческих заданий, копилки (шкатулки), музыкальное сопровождение, призы победителям. Механизм реализации. Организационная модель свободная. Каждый ученик может по желанию иметь индивидуальную копилку, а может работать в группе. Для этого подойдет любая копилка, шкатулка, коробочка. Самая сложная часть работы– сформировать фонд вопросов и заданий, дифференцировав их по степени сложности. Роль денежных средств могут выполнять фишки различного цвета, модели фруктов, фигурки животных и так далее. За каждый правильный ответ или творчески выполненное задание ученики получают фишку, соответствующую степени сложности выполненной индивидуальной работы. По окончании работы все «монетки» извлекаются из копилок и тщательно пересчитываются, определяются победители, которые в подтверждение своих интеллектуальных заслуг получают главные призы. Из опыта работы. В конце работы важно еще раз донести до ее участников мысль о том, что приобретенные знания – капитал, который на всю жизнь остается с человеком, делая его по-настоящему богатым. Литература: Дж. Равен. Компетентность в современном обществе: выявление развития и реализация.-М; 2ОО2. А.В. Хуторской. Ключевые компетентности. Технология конструирования. Народное образование.- 2003.- №5 Е.И.Ромашкова. Познавательная деятельность учащихся. – М.: ТЦ СФЕРА, <metricconverter productid=»2005 г" w:st=«on»>2005 г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№4 с углубленным изучением английского языка» г. Новый Уренгой ЯНАО
Апробированные формы активного обучения младших школьников
Шевченко Татьяна Валериевна
Высшая категория
Учитель начальных классов
г.Новый Уренгой
2013 год
«Воспитывать будущего победителя, который не прячется от жизни, а идёт навстречу к ней, воспитывать волю к жизни, вкус к добру и любви»
И.А.Ильин
Актуальность работы.
В основе разработки подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Практическая значимость опыта.
Урок дарит ученику сиюминутную радость, а с другой стороны всегда направлен в будущее, так как на уроке моделируются жизненные ситуации, развивающие все стороны мышления:
-
быстрота
-
гибкость
-
оригинальность
-
точность
-
критичность
Сущность опыта.
Предлагаю к рассмотрению апробированные формы технологии активного обучения. Представленные приёмы работы позволяют управлять творческим процессом познания и помогают учителю научиться моделировать новые авторские приёмы.
Ведущие идеи:
-
эффективная организация педагогической деятельности, обеспечивающая:
-
способность учащегося работать самостоятельно без постоянного руководства;
-
брать на себя ответственность по собственной инициативе;
-
готовность замечать проблемы и искать пути их решения.
Задачи педагога:
-
Создать ситуацию успеха в детском коллективе.
-
Использовать индивидуально-личностный подход в технологии развитии критического мышления ученика.
-
Применять современные методы и приёмы обучения.
Задачи ученика:
-
Думать критически.
-
Аргументировать свою позицию в группе, учитывая точки зрения других.
-
Определять целесообразность выдвинутых идей, точек зрения и пр.
КЛАСТЕР.
Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей.
Роли: участники творческих групп, организатор.
Оборудование: листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп.
Механизм реализации. Главным источником получения информации служат книги (учебники или дополнительная литература). Задача творческих групп – собрать нужные сведения, зафиксировать и представить добытые знания.
Цели работы могут быть разные: систематизировать материал, создать банк данных, исследовать новую информацию. Организатор (учитель или подготовленный ученик) определяет задания для отдельных групп, оказывает необходимую помощь. Внутри группы задание конкретизируется, распределяются поручения, планируется работа.
Итог работы творческой группы – карта, на которой зафиксированы главные факты, у доски один из участников делает сообщение, где представляет материалы поиска. Нередко итоговый отчет становится прологом к новой творческой работе. Ученики заинтересовываются фактами, хотят больше узнать, выказывают готовность изучить материал по теме подробнее.
Из опыта работы. Ученики начальной школы легко осваивают этот прием работы с текстом и с удовольствием включаются в процесс. При регулярном построении кластера на уроках литературного чтения и окружающего мира, этот этап занимает немного времени и привлекает к изучению материала всех учащихся.
ЛИСТОПАД ВОПРОСОВ.
Близкие формы: листопад поэтический, листопад музыкальный.
Полезный потенциал: становление ценностного отношения к познанию, воспитание ответственности и радости за его результаты, воспитание эстетического вкуса.
Роли: индивидуальные участники, организатор, ведущие, помощники.
Оборудование: тематический фонд вопросов, бумажные листья разных цветов и видов деревьев, макет дерева, звуковой фон.
Реализация. Организационный вариант – командный. Для подготовки необходимо:
- приготовить вопросы, объединенные в группы по тематическому принципу;
- сделать из бумаги осенние листья для игровой имитации листопада, на оборотной стороне которых будут написаны вопросы или задания.
Познавательная игра состоит из 3-5 частей, падающие листья будут главными атрибутами каждой ее части.
-
«Листья падают» на игровую площадку. Каждый из игроков команд поднимает по одному листу, не имея права их заменить. Эта часть проходит по правилам «блица»: каждый ученик отвечает на свой вопрос. При верном ответе команде начисляется два листка (балла). Если игрок пользуется помощью товарищей, при правильном ответе общий счет увеличивается на 1 балл.
-
Осенние листья разных цветов крепятся к стволу макета дерева. Цвет листьев указывает на определенную тематику вопросов. По своему выбору команды поочередно срывают листья с вопросами предпочитаемой отрасли знаний.
-
На этом этапе имеют значение форма и величина листьев, указывающие на принадлежность к виду дерева. Листья разных деревьев будут соответствовать степени сложности написанных на них вопросов и заданий и шкале оценивания полученных ответов.
Из опыта работы. Наряду с подготовленными тематическими вопросами и заданиями можно предложить «желуди», «шишки» (любые плоды) с сюрпризом - они не участвуют в соревновательной программе. Тем самым мы даем команде возможность отдохнуть и предлагаем интересную дополнительную информацию.
Тематический фонд вопросов и заданий. Окружающий мир.
1) Продолжите предложения.
Красная книга – это _____________________.
Заповедники – это _________________________________________ .
Ответ. Красная книга – это книга, в которую занесены виды растений и животных, исчезающих на планете.
Заповедники – это охраняемая территория, на которой полностью запрещена деятельность человека.
2) Как полностью называется Красная книга?
Ответ. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
3) Выберите правильные утверждения.
1) Красные книги – это:
-
книги, у которых обложка красного цвета;
-
книги, в которых рассказывается о необычных животных и растениях;
-
книги, содержащие сведения о животных, растениях, грибах, которые находятся под угрозой исчезновения.
4) В заповеднике запрещено:
-
исследовать животных;
-
собирать грибы;
-
коллекционировать животных для научных целей;
-
отлавливать животных для их кольцевания.
5) Правда ли, что страницы Красной книги разноцветные? Баллы начисляются за каждый правильный ответ
Черные страницы. На них записаны животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и др.
Красные страницы. На них записаны исчезающие животные, особо редкие животные. Их мало, но еще можно встретить. Это лошадь Пржевальского, синий кит, полосатая гиена, зебра Грэви (пустынная зебра).
Желтые страницы. Занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж, лев и др.
Серые страницы. Записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Это слоновая черепаха, жук-геркулес, императорские пингвины и др.
Белые страницы. Записаны названия животных, численность которых всегда была невелика. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос, фламинго.
Зеленые страницы. Записаны названия животных, которых удалось спасти от вымирания. Бурые медведи.
-
Кто охраняет лесную поляну, уничтожая вредных мух? (Стрекоза)
-
Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
Ответ. Многие насекомые. Например, бабочка (стадии её развития следующие: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка).
-
Зайчиха приносит приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?
Ответ. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «травники»; осенние – «листопадники».
9) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?
Ответ. На теле зайчонка нет никаких потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.
10)На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
Ответ. Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахучей муравьиной кислотой.
АССОРТИ ОСТРОУМНЫХ ЗАБАВ.
Близкие формы: ассорти сказок, ассорти пословиц и др.
Полезный потенциал: развивает умственные способности, сообразительность, вырабатывает навыки работы в группе, критичноcть мышления.
Роли: участники, ведущий.
Оборудование: фонд подготовленных заданий, яркие карточки двух видов (для каждой команды), гонг, призы, музыкальное сопровождение.
Реализация. Программа составляется из разных жанров заданий: загадок, шуточных вопросов, познавательных, логических задач в зависимости от выбранного предмета. Внешнее сходство с заявленной формой усиливает необычный способ ввода заданий. Каждый из вопросов (заданий) написан на внутренней стороне специально приготовленном наборе конфет (можно изготовить на уроке технологии). Привлекательные конфеты имеют интеллектуальную начинку.
Желательный вариант организации - 3-4 группы. Зрителей нет - в разных ролях участвуют все. Каждой группе предлагается набор конфет. Содержимое посвящено определенной теме. Все команды поочередно выбирают задания. В течение отведенного времени (1- 1.5 мин) все команды выполняют задания. По сигналу гонга (колокольчика) одна из групп озвучивает свою версию. Ответ оценивается другими командами и ведущим. По итогам игры команда оставляет у себя только выигрышные карточки, на вопрос которых был дан правильный ответ. Команда-победительница определяется по количеству «победных» карточек.
Из опыта применения. Ассорти сказок. Конфеты с секретом. У доски зачитываются «Секреты поэта».
1) Находясь в ссылке в родовом имении, Пушкин писал брату Левушке:"Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки... Что за прелесть эти сказки!"
2)" Сказка о царе Салтане..."
В народной сказке, рассказанной няней поэту, царица родила не одного, а 34 мальчика. 33 - обыкновенные дети, а 34 - богатырь, "по локоть ручки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом 33 сына выходили из моря, пока 34 их не разыщет.
2) “Сказка о попе и работнике его Балде». Сказка была закончена в сентябре 1830 года, но при жизни поэта не печаталась: запрещено высмеивать церковнослужителей.
3) «Сказка о царе Салтане…».
В народной сказке белочки в хрустальном доме не было, вместо нее «грызлись, дрались» две свинки, а между ними золото и серебро сыпалось.
4) «Сказка о рыбаке и рыбке». Первый вариант сказки был длиннее.
Старуха была сначала «римскою папой», а потом мечтала стать владычицей морскою.
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Пошел он к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку.
«Добро, будет она римскою папой.
Воротился старик ко старухе.
Пред ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним вавилонская башня,
На самой верхней на макушке
Сидит его старая старуха,
На старухе сарачинская шапка,
На шапке венец латынский.
КОЛЛАЖ ЗНАНИЙ.
Близкие формы: коллаж мыслей, коллаж фактов.
Полезный потенциал: развитие интуиции и творческого воображения, воспитание лидерских качеств и навыков работы в команде.
Роли: индивидуальные участники, учитель-организатор.
Оборудование и атрибуты: таблички, бумага, статья для изучения, подготовленные факты, музыкальное сопровождение.
Реализация. В основе реализации – понимание того, что коллаж – не просто набор картинок, собранный на одной плоскости, а целое. Участвуют все, зрителей нет. Первый участник определяется по желанию, он представляет свою мысль в виде картинки или ключевой фразы (фиксируется на доске). Задача остальных – добавить к написанному собственную (иную, новую) мысль. Далее в творческий процесс включаются остальные участники. Все происходит в обстановке командного творчества, всякие переговоры излишни, повторы не приветствуются.
По окончании творческого процесса на доске оказалась вся информация, которой ученики владеют на этот момент. Учитель может предложить свою дополнительную информацию классу. После – выводы, выстраивание общей картины в логическом порядке.
Из опыта работы. Эту модель можно использовать как методику, позволяющую получить разнообразную, педагогически значимую информацию о писателе, историческом деятеле и т.д., собранную в развивающуюся систему, выстроенную логически. Можно таким образом организовать поисковую деятельность учащихся. Каждый ученик готовит дома один интересный факт и делится информацией с классом, дети с удовольствием слушают сообщения, творчески подходят к заданию (на уроки истории приносят портреты полководцев, рисунки их регалий, необычные факты из жизни знаменитых людей, их портреты, книги из домашней библиотеки).
КОПИЛКА УМНЫХ МЫСЛЕЙ.
Близкие формы: копилка знаний, копилка пословиц и поговорок, копилка фразеологизмов, математическая шкатулка.
Полезный потенциал: способствует осознанию истины, что знания, способности и познавательные силы человека составляют его интеллектуальный капитал.
Роли: индивидуальные участники или небольшие группы (по выбору), организатор.
Оборудование: пакет вопросов и творческих заданий, копилки (шкатулки), музыкальное сопровождение, призы победителям.
Механизм реализации. Организационная модель свободная. Каждый ученик может по желанию иметь индивидуальную копилку, а может работать в группе. Для этого подойдет любая копилка, шкатулка, коробочка. Самая сложная часть работы– сформировать фонд вопросов и заданий, дифференцировав их по степени сложности. Роль денежных средств могут выполнять фишки различного цвета, модели фруктов, фигурки животных и так далее.
За каждый правильный ответ или творчески выполненное задание ученики получают фишку, соответствующую степени сложности выполненной индивидуальной работы. По окончании работы все «монетки» извлекаются из копилок и тщательно пересчитываются, определяются победители, которые в подтверждение своих интеллектуальных заслуг получают главные призы.
Из опыта работы. В конце работы важно еще раз донести до ее участников мысль о том, что приобретенные знания – капитал, который на всю жизнь остается с человеком, делая его по-настоящему богатым.
Литература:
Дж. Равен. Компетентность в современном обществе: выявление развития и реализация.-М; 2ОО2.
А.В. Хуторской. Ключевые компетентности. Технология конструирования. Народное образование.- 2003.- №5
Е.И.Ромашкова. Познавательная деятельность учащихся. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005 г.
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре