В мастерской писателя. ( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)
Краткое описание
Обеспечить условия для усвоения учащимися приёмов создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»
Описание
Ж.Г.Касимова Программа «Литература Вятского края» - первая в регионе программа по изучению литературного наследия вятских писателей и поэтов как источника формирования духовно-нравственных ценностей, как частички отечественной культуры. Данный урок был проведен в 5 классе с учетом возрастных особенностей развития учащихся. В рассказе А.Грина прослеживается беспокойство автора о духовности современного мира. Это реальный мир, в котором сталкиваются добро и зло, духовное и бездуховное, человечное и уродливое. Эта мечта о возрождении детских душ, на которые пагубно воздействует бездушный реальный мир, делает повествование не безысходным и мрачным, а оптимистичным, вселяющим надежду. В мастерской писателя. ( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)
Тема урока: В мастерской писателя.( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)
Тип урокаИзучение нового материала
Цель урока:
обеспечить условия для усвоения учащимися приёмов создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»
Задачи:
1. создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;
2. совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
3. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Средства обучения: распечатанный текст рассказа, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА Слово учителя
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны и у вас все получится.
Работать мы сегодня будем в группах. Я напоминаю вам, что ваша цель – помогать друг другу, обсуждать вопросы, но не мешать другим.
От каждой группы выступает один человек, который коротко представляет ответ, к которому пришли в группе, а другой ученик ведёт «лог-файл» для того, чтобы было легче рассказать о том, как работала его группа.
1. Вызов
На прошлом занятии мы с вами познакомились с рассказом А.Грина «Акварель» и сделали открытие (можно прочитать несколько открытий с предыдущего занятия)
А сегодня у нас занятие – знакомство (прикрепляется на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО).
— Что такое знакомство?
— Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
(а) Отношения между людьми, знающими друг друга, связанными общением. б) Начало сближения, первая встреча. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой))
— Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
— Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
— Скажите, для того, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
— Обсудите в группе: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (1 МИНУТА) (после ответов учитель прикрепляет блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, ПОВЕДЕНИЕ, УВЛЕЧЕНИЯ)
-Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке.
— А почему так важны для нас эти признаки?
Так и в литературном произведении: читатель либо принимает литературного героя, либо не принимает. Относится к нему с уважением или осуждает его.
2. Повторение теории литературы.
-А кто такой литературный герой?
— Кто его создает?
Любой автор хочет, чтобы его главный герой был личностью. А она пробуждает любопытство, приковывает к себе внимание, заставляет сопереживать, не оставляя никого равнодушным.
Создавая произведение, автор воображает героя.
— Из чего складывается образ литературного героя?
Давайте вернемся к кластеру и увидим, что мы перечислили все те основные моменты, на которые мы обращаем внимание при нашем знакомстве с реальным человеком.
Всё это приемы создания образа литературного героя.
3. Аналитическая работа с произведением.
Сегодня на занятии мы будем наблюдать, как из отдельных приемов складывается образ литературного героя в рассказе Грина «Игрушка».
Рассказ вы прочитали дома
— Кто является повествователем в рассказе?
- Можно ли его назвать героем рассказа? Почему?
— Что вы можете сказать об авторе как человеке. Какой он человек?
-А что помогло нам дать такую характеристику автору?
В литературе человек изображается почти всегда в действиях, в поступках, в отношениях к другим людям.
Он не только пожалел котёнка, но он и вмешался в жестокую игру Синицинына и Буланова. Это тоже герои рассказа«Игрушка». Давайте понаблюдаем, как писатель создаёт образ литературного героя на примере ребят
Давайте снова обратимся к кластеру-помощнику.
А может ли наш кластер нам помочь нам в работе? (учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на героев Синицын и Буланов)
Понравились ли вам герои? А почему? Как мы называем таких героев?
Перед нами очень сложная задача: нам предстоит узнать, какие приемы используются для создания образа отрицательному герою (работа с Iчастью рассказа)
На что обращает автор при описании героев в первую очередь? Он описывает внешность.
( зачитывается описание внешности героев)
-Какое впечатление производят на вас портреты мальчиков?
— Помогла ли их внешность увидеть нам в этих ребятах отрицательных героев?
— Всегда ли по внешностьи можно определить – хороший герой или плохой? Действительно, этого мало.
А теперь посмотрим, почему автор обращает наше внимание на одежду Синицына и Буланова? Зачитайте описание одежды
— Кем были эти ребята?- Где учились они?
Ребята, перед нами гимназисты. А кто такие гимназисты? Рассказ Грина был написан в 1903году (это начало 20 столетия). Справка о гимназистах или показ небольшого видеосюжета о гимназистах 20 века.
Поэтому можно сделать вывод: перед нами должны быть положительные герои.
А теперь давайте все вместе прочитаем последний абзац 1 главы.
- Обратите внимание на знак многоточия, который мы встречаем в этом отрывке.
— Как вы думаете, почему автор разделяет словосочетание и я увидел... петлю. многоточием?
— А почему он был удивлен?
Ребята, автор не только использует интересный знак, но и вводит интересный приём художественной детали, который помог читателю по другому взглянуть на этих мальчиков.
- Кто из вас уже догадался, какая это деталь, противоречащая нашим представлениям?
Как мальчики относятся к своему делу? Ещё раз зачитайте внимательно этот эпизод.
4. Работа в группах.
И снова вернёмся к нашему кластеру и поработаем в группах.
Я предлагаю вам понаблюдать за речью, поведением во время разговора с автором( работа над IIчастью рассказа)
1 группа – работа над речью.
2 группа – поведение
3 группа – будет анализировать взаимоотношения автора и мальчиков.
Задание: Выпишите слова, словосочетания, которые помогают нам характеризовать героя, в таблицу. Она лежит на столах.( 5 минут)
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось? (зачитываются таблицы)
-Можем ли мы с вами сказать, что после проведённой работы, нам удалось больше узнать о героях.
— Соответствует ли наше первое впечатление о героях, основанной на внешности с тем, что мы увидели сейчас.
- Что может дополнить образ литературного героя?
— Как вы думаете, для чего автор так подробно описывает котёнка.
Но вы пропустили второе описание котёнка (это снова художественная деталь)
Вот только теперь мы с вами можем сказать, что перед нами отрицательные герои. Но посмотрите, как они не похожи.
-Кто из мальчиков организует эту забаву?
— Как ведёт себя Буланов? А Синицын?
Они оба были одинаково жестоки?
Смог ли автор убедить ребят в том, что они совершили плохой поступок? Какие слова нашел автор, чтобы переубедить ребят?
Что если бы у Синицына был другой друг, наверняка он бы играл в индейцев. Если бы автор нашел бы нужные слова, то ему удалось бы убедить хотя бы одного.
5. Вывод.
Итак, проанализировав рассказ Грина, давайте сделаем вывод:
— Что же помогло автору создать образ литературного героя?
— А что же нам, читателям, помогло понять образ литературного героя?( авторская оценка, речь, поведение, …. Помогли умения работать над речью, описанием внешности, умением находить художественную деталь, быть внимательным к знакам, наблюдать за поведением героев)
6. Рефлексия:А что нужно уметь, чтобы быть писателем?
7. Литература для учителя: 1. Александр Степанович Грин (Гриневский) // Энциклопедия земли Вятской: В 10 т.– Киров 1995. – Т. 2: Литература / сост. В. А. Поздеев; ред. М. П. Чебышева. – Киров, 1995. – С. 226 – 228.
2. Александр Грин: Хроника жизни и творчества / Сост. Н.В. Яловая. – Феодосия; М.: Изд. дом Коктебель, 2006. – 80 с.
3. Александр Грин: судьба и творчество / Сост. А.А. Ненада. – Феодосия; М.: Издательский дом «Коктебель», 2008. – 148 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб: Норинт, 1999.
5. Грин А. С. Собрание сочинений: В 6 т. / под общ. ред. В. Россельса– М.: Правда, 1980.
Тема урока: В мастерской писателя.( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)
Тип урокаИзучение нового материала
Цель урока:
обеспечить условия для усвоения учащимися приёмов создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»
Задачи:
1. создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;
2. совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
3. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Средства обучения: распечатанный текст рассказа, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА Слово учителя
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны и у вас все получится.
Работать мы сегодня будем в группах. Я напоминаю вам, что ваша цель – помогать друг другу, обсуждать вопросы, но не мешать другим.
От каждой группы выступает один человек, который коротко представляет ответ, к которому пришли в группе, а другой ученик ведёт «лог-файл» для того, чтобы было легче рассказать о том, как работала его группа.
1. Вызов
На прошлом занятии мы с вами познакомились с рассказом А.Грина «Акварель» и сделали открытие (можно прочитать несколько открытий с предыдущего занятия)
А сегодня у нас занятие – знакомство (прикрепляется на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО).
— Что такое знакомство?
— Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
(а) Отношения между людьми, знающими друг друга, связанными общением. б) Начало сближения, первая встреча. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой))
— Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
— Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
— Скажите, для того, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
— Обсудите в группе: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (1 МИНУТА) (после ответов учитель прикрепляет блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, ПОВЕДЕНИЕ, УВЛЕЧЕНИЯ)
-Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке.
— А почему так важны для нас эти признаки?
Так и в литературном произведении: читатель либо принимает литературного героя, либо не принимает. Относится к нему с уважением или осуждает его.
2. Повторение теории литературы.
-А кто такой литературный герой?
— Кто его создает?
Любой автор хочет, чтобы его главный герой был личностью. А она пробуждает любопытство, приковывает к себе внимание, заставляет сопереживать, не оставляя никого равнодушным.
Создавая произведение, автор воображает героя.
— Из чего складывается образ литературного героя?
Давайте вернемся к кластеру и увидим, что мы перечислили все те основные моменты, на которые мы обращаем внимание при нашем знакомстве с реальным человеком.
Всё это приемы создания образа литературного героя.
3. Аналитическая работа с произведением.
Сегодня на занятии мы будем наблюдать, как из отдельных приемов складывается образ литературного героя в рассказе Грина «Игрушка».
Рассказ вы прочитали дома
— Кто является повествователем в рассказе?
- Можно ли его назвать героем рассказа? Почему?
— Что вы можете сказать об авторе как человеке. Какой он человек?
-А что помогло нам дать такую характеристику автору?
В литературе человек изображается почти всегда в действиях, в поступках, в отношениях к другим людям.
Он не только пожалел котёнка, но он и вмешался в жестокую игру Синицинына и Буланова. Это тоже герои рассказа«Игрушка». Давайте понаблюдаем, как писатель создаёт образ литературного героя на примере ребят
Давайте снова обратимся к кластеру-помощнику.
А может ли наш кластер нам помочь нам в работе? (учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на героев Синицын и Буланов)
Понравились ли вам герои? А почему? Как мы называем таких героев?
Перед нами очень сложная задача: нам предстоит узнать, какие приемы используются для создания образа отрицательному герою (работа с Iчастью рассказа)
На что обращает автор при описании героев в первую очередь? Он описывает внешность.
( зачитывается описание внешности героев)
-Какое впечатление производят на вас портреты мальчиков?
— Помогла ли их внешность увидеть нам в этих ребятах отрицательных героев?
— Всегда ли по внешностьи можно определить – хороший герой или плохой? Действительно, этого мало.
А теперь посмотрим, почему автор обращает наше внимание на одежду Синицына и Буланова? Зачитайте описание одежды
— Кем были эти ребята?- Где учились они?
Ребята, перед нами гимназисты. А кто такие гимназисты? Рассказ Грина был написан в 1903году (это начало 20 столетия). Справка о гимназистах или показ небольшого видеосюжета о гимназистах 20 века.
Поэтому можно сделать вывод: перед нами должны быть положительные герои.
А теперь давайте все вместе прочитаем последний абзац 1 главы.
- Обратите внимание на знак многоточия, который мы встречаем в этом отрывке.
— Как вы думаете, почему автор разделяет словосочетание и я увидел... петлю. многоточием?
— А почему он был удивлен?
Ребята, автор не только использует интересный знак, но и вводит интересный приём художественной детали, который помог читателю по другому взглянуть на этих мальчиков.
- Кто из вас уже догадался, какая это деталь, противоречащая нашим представлениям?
Как мальчики относятся к своему делу? Ещё раз зачитайте внимательно этот эпизод.
4. Работа в группах.
И снова вернёмся к нашему кластеру и поработаем в группах.
Я предлагаю вам понаблюдать за речью, поведением во время разговора с автором( работа над IIчастью рассказа)
1 группа – работа над речью.
2 группа – поведение
3 группа – будет анализировать взаимоотношения автора и мальчиков.
Задание: Выпишите слова, словосочетания, которые помогают нам характеризовать героя, в таблицу. Она лежит на столах.( 5 минут)
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось? (зачитываются таблицы)
-Можем ли мы с вами сказать, что после проведённой работы, нам удалось больше узнать о героях.
— Соответствует ли наше первое впечатление о героях, основанной на внешности с тем, что мы увидели сейчас.
- Что может дополнить образ литературного героя?
— Как вы думаете, для чего автор так подробно описывает котёнка.
Но вы пропустили второе описание котёнка (это снова художественная деталь)
Вот только теперь мы с вами можем сказать, что перед нами отрицательные герои. Но посмотрите, как они не похожи.
-Кто из мальчиков организует эту забаву?
— Как ведёт себя Буланов? А Синицын?
Они оба были одинаково жестоки?
Смог ли автор убедить ребят в том, что они совершили плохой поступок? Какие слова нашел автор, чтобы переубедить ребят?
Что если бы у Синицына был другой друг, наверняка он бы играл в индейцев. Если бы автор нашел бы нужные слова, то ему удалось бы убедить хотя бы одного.
5. Вывод.
Итак, проанализировав рассказ Грина, давайте сделаем вывод:
— Что же помогло автору создать образ литературного героя?
— А что же нам, читателям, помогло понять образ литературного героя?( авторская оценка, речь, поведение, …. Помогли умения работать над речью, описанием внешности, умением находить художественную деталь, быть внимательным к знакам, наблюдать за поведением героев)
6. Рефлексия:А что нужно уметь, чтобы быть писателем?
7. Литература для учителя: 1. Александр Степанович Грин (Гриневский) // Энциклопедия земли Вятской: В 10 т.– Киров 1995. – Т. 2: Литература / сост. В. А. Поздеев; ред. М. П. Чебышева. – Киров, 1995. – С. 226 – 228.
2. Александр Грин: Хроника жизни и творчества / Сост. Н.В. Яловая. – Феодосия; М.: Изд. дом Коктебель, 2006. – 80 с.
3. Александр Грин: судьба и творчество / Сост. А.А. Ненада. – Феодосия; М.: Издательский дом «Коктебель», 2008. – 148 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб: Норинт, 1999.
5. Грин А. С. Собрание сочинений: В 6 т. / под общ. ред. В. Россельса– М.: Правда, 1980.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Литература
5 класс
29 ноября 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»