В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Треугольник. Виды треугольников.

Треугольник. Виды треугольников.

Анастасия Булат
Тип материала: Урок
просмотров: 5648 комментариев: 1
Краткое описание
познакомить учащихся со свойствами геометрической фигуры «треугольник», научить классифицировать треугольники по видам их улов и по количеству равных сторон.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок Треугольник. Виды треугольников.docx Скачать



Технологическая карта урока

Математика, 5 класс

Тема урока: Треугольник. Виды треугольников.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: познакомить учащихся со свойствами геометрической фигуры «треугольник», научить классифицировать треугольники по видам их улов и по количеству равных сторон.

Метапредметные (развивающие):

-Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений

-Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; для проявления

инициативности и самостоятельности

-Познавательные: создать условия для закрепления навыка работы с понятиями.

Предметные (образовательные): способствовать формированию навыков решения задач;

Личностные (воспитательные): вызвать интерес к обучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Планируемые результаты: учащийся научится классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники

Основные методы: постановка проблемы, беседа

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная, групповая

ФУУД:

Л (личностные),П (познавательные),К (коммуникативные);Р (регулятивные)

Основные понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольник.





Организационная структура урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды деятельности

ФУУД

I этап: Мотивационный

Учитель: Здравствуйте друзья мои! Положите свою ладошку на лист, лежащий перед вами. Обведите ладошку. Посмотрите на ладошку соседа. Ладошки получились разные. Почему они разные? Мы сами разные. Мыслим по-разному. Отвечаем по-разному. Но мы учимся понимать друг друга. Напишите на ладошке себе пожелание, как вы будете работать, отвечать, помогать другу, помогать соседу по парте. В конце урока проверим, смогли ли вы спрогнозировать свой успех. Одно важное условие: пишем кратко. 

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое Бермудский треугольник и в чем его загадочность? (Заслушать ответы).

Бермудский треугольник — легендарная область Атлантического океана между Пуэрто-Рико, Флоридой и Бермудскими островами, в которой, согласно мнению многих исследователей, происходит множество необъяснимых явлений. Действительно, загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезали корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” тревожит ученых по сей день. (Приложение 1. Для интересующихся учащихся).Однако английский исследователь Лоуренс Дэвид Куше собрал и проанализировал в хронологическом порядке более 50 случаев исчезновения судов и самолетов в этом районе и пришел к выводу, что легенда о «треугольнике» — не более чем искусственно сфабрикованная мистификация, которая явилась результатом небрежно проведенных исследований, а затем была доработана авторами, увлекающимися сенсациями. Этой же точки зрения придерживался советский академик Леонид Максимович Бреховских и многие другие исследователи. 

Приветствует учащихся,

создает эмоциональный настрой ,

проверяет готовность

учащихся к

уроку











Демонстрация на карте, рассказ учителя

Приветствуют

учителя

Проверяют

собственную

готовность к

уроку







Коллективная




II этап: Актуализация опорных знаний

Учитель: Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, известное. Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок? +Треугольнику.

Учитель: В начале урока мы выяснили, что мы с вами разные. А треугольники разные или все одинаковые?

+ разные

Учитель: А как вы думаете можно ли их разделить на группы, виды?

+ да

Учитель: Так какая сегодня тема нашего урока?

+ Треугольник. Виды треугольника.

Учитель: Какие цели мы поставим перед собой?

-Побуждает к

высказыванию своего

мнения учащимися

-Формулирует

групповое

задание.

Высказывают свои предположения

Коллективная


Осознанно и

произвольно

строят

речевые

высказывания

в устной

форме

III этап: Целеполагание

Учитель: С какого вопроса начнем изучение темы? (Обсуждение в группе). 
Заостряем вопрос на том, "какая фигура называется треугольником". 
Учитель: У каждого из вас имеются чистые листы. В течение урока мы будем их заполнять. Итак, начнем работу. Выполните работу: в рабочих листах нужно отметить три точки, обозначить их прописными латинскими буквами А, В и С. Соединить точки попарно (по две) отрезками. Результат работы предъявите на больших листах. 
В процессе работы выясняем, что не все группы рассмотрели два случая : 

  1. три точки лежащие на одной прямой

  2. три точки не лежащие на одной прямой.

Обсуждаем, почему так получилось. 
Уточняем: 

  • Если точки лежат на одной прямой и эти точки соединены отрезками попарно, то какую фигуру мы получили? (треугольник “выродился” в отрезок).

  • Если точки не лежат на одной прямой и эти точки соединены попарно отрезками, то какую фигуру мы получили? (получился Δ АВС).

Оба случая нужно изобразить в тетради 

Учитель: Так что такое треугольник? (Учащиеся заполняют пропуски в определении треугольника в рабочих листах, заслушивается ответ от группы) .

Лист. Определение треугольника.


Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из _____ точек, не лежащих на одной прямой и ______ отрезков, соединяющих эти точки.

Сравниваются определения свои и то, что получили.


Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.

- Вместо слова “треугольник” употребляют знак . Запишем Δ АВС.


Учитель: Ребята, как называются три точки А, В и С в Δ АВС? Как называются отрезки, соединяющие эти точки? (идет обсуждение). Какие элементы есть еще у треугольника? Сколько их ? (Выясняем в группах, обсуждаем, записываем). Изобразите треугольник МNK. Назовите элементы треугольника МNK (обсуждение в группах, заслушиваем ответы), записываем информацию вершины:______________

стороны:_______________

углы:__________________

Учитель: А какие углы могут быть у треугольников?

Учитель: А сейчас мы поработаем с вами с треугольниками и попробуем разделить их на группы

Раздать вырезанные из цветного картона треугольники (7 шт. каждому).

Учитель: Обратите внимания на углы треугольников. Какими они могут быть?

острыми, тупыми, прямыми.

Учитель: Поднимите вверх какой-нибудь треугольник, держа его за острый угол, за тупой, за прямой.

Учитель: Во всех ли треугольниках есть острые углы? (во всех) А тупые и прямые? (не во всех)

Учитель: Выберите треугольник, в котором все углы острые. Такой треугольник называется остроугольным. Есть ли еще остроугольный? Отложите их пока (их три).

Учитель: Как остальные разделить, если обратить внимания на углы?

+ На две группы: с тупым углом и с прямым углом.

Учитель: Какое название имеет треугольник, в котором есть тупой угол? (тупоугольный), а с прямым углом (прямоугольный)

Учитель: Таким образом, мы разделили все треугольники на группы в зависимости от углов.

слайд

Учитель: В остроугольном треугольнике все углы должны быть острыми, в тупоугольном достаточно одного тупого угла, а в прямоугольном достаточно также одного прямого угла. Обсуждение того, почему в тупоугольном треугольнике не может быть трех или даже двух тупых углов (аналогично и в прямоугольном треугольнике).

Учитель: Теперь обратим внимание на стороны наших треугольников. Измерьте длины сторон (красного) треугольника

+ две стороны этого треугольника равны.

Учитель: Есть ли еще треугольники, имеющие равные стороны?

+показывают, их четыре.

Учитель: Такие треугольники называются равнобедренными.

Учитель: Поднимите тупоугольный равнобедренный треугольник, прямоугольный.

Учитель: А остроугольные равнобедренные?

+ их два

Учитель: Но один из них особенный - у него все три стороны равны. Называется такой треугольник - равносторонний. Какое же название дать остальным трем треугольникам? –

+разносторонние или произвольные.

слайд

Учитель: Таким образом, треугольники по количеству равных сторон бывают разносторонние (равных сторон нет), равнобедренные (есть две равные стороны, которые называются боковыми) и равносторонние (все стороны равны).


Побуждает к

высказыванию своего

мнения, к

рассуждению



Высказывают

своё мнение













Коллективная


Выделяют и

формулируют

проблему;

Строят

логические

цепи

рассуждений

Умеют

самостоятельно ставить

цели,

выбирать и

создавать

алгоритмы

для решения

учебных

математических проблем












IV этап: Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных заданий

Учитель: В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с треугольниками. Треугольники окружают нас повсюду: в быту, в архитектуре, в природе. Подумайте и скажите, а где вы в реальной жизни сталкивались с треугольником?

+ ответы детей

-

Физкультминутка проводиться под музыкальный треугольник (движения показывает заранее подготовленный ученик)

Слайд

Учитель: (Задача1 ) Музыканту для изготовления самозвучащего треугольника со сторонами 17 см, 18 см, 18см необходима проволока. Определите какое количество проволоки нужно?

слайд

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело –

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, на картинке этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю, и внутри!

слайд

Считаем количество треугольников на картинке и называем их вид (17, равнобедренные и остроугольные)

Задача 2.

Учитель: Открыли учебник на странице 93 №344 решим задачу.

Дополнительное задание:

Учитель: (Работа в парах) работа с пазлами открытками


Организует

отдых

учащихся


Предлагает учащимся работу в группах







Побуждает к

высказыванию своего

мнения, к

рассуждению























Отдыхают,

играют


Работают в группах,

Выполняют задание



Оценивают свою работу.

Высказывают

своё мнение





























Коллективная



Групповая






















Коллективная


Индивидуальная,коллективная














Коммуникативные


Развивают

умение

интегрироваться в группу

сверстников и строить

продуктивное взаимодей-ствие со

сверстниками

и взрослыми

Умеют

применять

изученные

понятия,

результаты,

методы для

решения

задач практического характера.



Используют

математичес-кие знания для

решения

различных

математичес-ких задач и

оценки

полученных

результатов.




V этап: Рефлексивный анализ собственной и учебной деятельности

Учитель: Сегодня на уроке вы очень плодотворно поработали. Молодцы! Закончите предложение:

На уроке

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Мое настроение …

Учитель: Вернемся к ладошке, которую рисовали в начале урока. Посмотрите на то, что вы на ней написали. Совпали ли ваши пожелания с тем, что вы получили в конце урока. (Выясняем, что не у всех ребят полное совпадение написанного с полученным. Выясняем, почему так получилось.) 

Релаксация.

Активно на уроке работали …

Старались …

Жду большей активности от …


Побуждает к высказыванию своего мнения, к рассуждению









Осуществляют

рефлексивную

деятельность, оценивая свои

успехи и достижения на данном уроке, а

также анализируя

причины возникших затруднений. Высказывают мнения с необходимыми

пояснениями.


Коллективная

Используют

адекватные

языковые

средства для

отображения своих чувств,

мыслей и

побуждений.

Итог урока

Домашнее задание:

Творческое задание: сочинить сказку или стихотворение о треугольнике, Треугольники, соединяясь друг с другом, могут образовывать другие фигуры. Попробуйте сложить шесть палочек так, чтобы образовалось четыре треугольника (стороны каждого треугольника должны быть равны длине палочки).


345,347 с. 92 вопросы 1-6







Литература: 

  1. Окунев А.А.Спасибо за урок, дети! // М:-Просвещение-1988

  2. Смирнова Е.С .Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 класс.// Книга для учителя.-М:-Просвещение,1999

  3. "Невозможные фигуры в реальном мире", Дж.Тимоти Анрах "Удивительные фигуры"

  4. Учебник «Математика 5 класс» по редакцией Мерзляк, Полонский

  5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия.5-6 кл. //Учебное пособие.-М.:-Дрофа- 1998.

урок.ppt Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
5.12.2013 21:25
Идея и воплощение урока замечательные, но программа "Антиплагиат" показывает, что они взяты с другого сайта -
http://www.menobr.ru/materials/1234/30171/
Добавлена презентация, но ее значимость теряется из-за низкой уникальности текста.
Материалы урока можно использовать, но они не могут быть авторскими, к сожалению.


Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос