Треугольник. Виды треугольников.
Технологическая карта урока
Математика, 5 класс
Тема урока: Треугольник. Виды треугольников.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: познакомить учащихся со свойствами геометрической фигуры «треугольник», научить классифицировать треугольники по видам их улов и по количеству равных сторон.
Метапредметные (развивающие):
-Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений
-Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; для проявления
инициативности и самостоятельности
-Познавательные: создать условия для закрепления навыка работы с понятиями.
Предметные (образовательные): способствовать формированию навыков решения задач;
Личностные (воспитательные): вызвать интерес к обучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Планируемые результаты: учащийся научится классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники
Основные методы: постановка проблемы, беседа
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная, групповая
ФУУД:
Л (личностные),П (познавательные),К (коммуникативные);Р (регулятивные)
Основные понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольник.
Организационная структура урока
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Виды деятельности |
ФУУД |
||||||
I этап: Мотивационный |
||||||||||
Учитель: Здравствуйте друзья мои! Положите свою ладошку на лист, лежащий перед вами. Обведите ладошку. Посмотрите на ладошку соседа. Ладошки получились разные. Почему они разные? Мы сами разные. Мыслим по-разному. Отвечаем по-разному. Но мы учимся понимать друг друга. Напишите на ладошке себе пожелание, как вы будете работать, отвечать, помогать другу, помогать соседу по парте. В конце урока проверим, смогли ли вы спрогнозировать свой успех. Одно важное условие: пишем кратко. Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое Бермудский треугольник и в чем его загадочность? (Заслушать ответы). Бермудский треугольник — легендарная область Атлантического океана между Пуэрто-Рико, Флоридой и Бермудскими островами, в которой, согласно мнению многих исследователей, происходит множество необъяснимых явлений. Действительно, загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезали корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” тревожит ученых по сей день. (Приложение 1. Для интересующихся учащихся).Однако английский исследователь Лоуренс Дэвид Куше собрал и проанализировал в хронологическом порядке более 50 случаев исчезновения судов и самолетов в этом районе и пришел к выводу, что легенда о «треугольнике» — не более чем искусственно сфабрикованная мистификация, которая явилась результатом небрежно проведенных исследований, а затем была доработана авторами, увлекающимися сенсациями. Этой же точки зрения придерживался советский академик Леонид Максимович Бреховских и многие другие исследователи. |
Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой , проверяет готовность учащихся к уроку Демонстрация на карте, рассказ учителя |
Приветствуют учителя Проверяют собственную готовность к уроку |
Коллективная
|
|
||||||
II этап: Актуализация опорных знаний |
||||||||||
Учитель: Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, известное. Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок? +Треугольнику. Учитель: В начале урока мы выяснили, что мы с вами разные. А треугольники разные или все одинаковые? + разные Учитель: А как вы думаете можно ли их разделить на группы, виды? + да Учитель: Так какая сегодня тема нашего урока? + Треугольник. Виды треугольника. Учитель: Какие цели мы поставим перед собой? |
-Побуждает к высказыванию своего мнения учащимися -Формулирует групповое задание. |
Высказывают свои предположения |
Коллективная |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме |
||||||
III этап: Целеполагание |
||||||||||
Учитель: С
какого вопроса начнем изучение темы?
(Обсуждение в группе).
Обсуждаем,
почему так получилось.
Оба случая нужно изобразить в тетради Учитель: Так что такое треугольник? (Учащиеся заполняют пропуски в определении треугольника в рабочих листах, заслушивается ответ от группы) . Лист. Определение треугольника. Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из _____ точек, не лежащих на одной прямой и ______ отрезков, соединяющих эти точки. Сравниваются определения свои и то, что получили. Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков. - Вместо слова “треугольник” употребляют знак . Запишем Δ АВС. Учитель: Ребята, как называются три точки А, В и С в Δ АВС? Как называются отрезки, соединяющие эти точки? (идет обсуждение). Какие элементы есть еще у треугольника? Сколько их ? (Выясняем в группах, обсуждаем, записываем). Изобразите треугольник МNK. Назовите элементы треугольника МNK (обсуждение в группах, заслушиваем ответы), записываем информацию вершины:______________ стороны:_______________ углы:__________________ Учитель: А какие углы могут быть у треугольников? Учитель: А сейчас мы поработаем с вами с треугольниками и попробуем разделить их на группы Раздать вырезанные из цветного картона треугольники (7 шт. каждому). Учитель: Обратите внимания на углы треугольников. Какими они могут быть? – острыми, тупыми, прямыми. Учитель: Поднимите вверх какой-нибудь треугольник, держа его за острый угол, за тупой, за прямой. Учитель: Во всех ли треугольниках есть острые углы? (во всех) А тупые и прямые? (не во всех) Учитель: Выберите треугольник, в котором все углы острые. Такой треугольник называется остроугольным. Есть ли еще остроугольный? Отложите их пока (их три). Учитель: Как остальные разделить, если обратить внимания на углы? + На две группы: с тупым углом и с прямым углом. Учитель: Какое название имеет треугольник, в котором есть тупой угол? (тупоугольный), а с прямым углом (прямоугольный) Учитель: Таким образом, мы разделили все треугольники на группы в зависимости от углов. слайд Учитель: В остроугольном треугольнике все углы должны быть острыми, в тупоугольном достаточно одного тупого угла, а в прямоугольном достаточно также одного прямого угла. Обсуждение того, почему в тупоугольном треугольнике не может быть трех или даже двух тупых углов (аналогично и в прямоугольном треугольнике). Учитель: Теперь обратим внимание на стороны наших треугольников. Измерьте длины сторон (красного) треугольника + две стороны этого треугольника равны. Учитель: Есть ли еще треугольники, имеющие равные стороны? +показывают, их четыре. Учитель: Такие треугольники называются равнобедренными. Учитель: Поднимите тупоугольный равнобедренный треугольник, прямоугольный. Учитель: А остроугольные равнобедренные? + их два Учитель: Но один из них особенный - у него все три стороны равны. Называется такой треугольник - равносторонний. Какое же название дать остальным трем треугольникам? – +разносторонние или произвольные. слайд Учитель: Таким образом, треугольники по количеству равных сторон бывают разносторонние (равных сторон нет), равнобедренные (есть две равные стороны, которые называются боковыми) и равносторонние (все стороны равны). |
Побуждает к высказыванию своего мнения, к рассуждению |
Высказывают своё мнение |
Коллективная |
Выделяют и формулируют проблему; Строят логические цепи рассуждений Умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем |
||||||
IV этап: Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных заданий |
||||||||||
Учитель: В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с треугольниками. Треугольники окружают нас повсюду: в быту, в архитектуре, в природе. Подумайте и скажите, а где вы в реальной жизни сталкивались с треугольником? + ответы детей Физкультминутка проводиться под музыкальный треугольник (движения показывает заранее подготовленный ученик) Слайд Учитель: (Задача1 ) Музыканту для изготовления самозвучащего треугольника со сторонами 17 см, 18 см, 18см необходима проволока. Определите какое количество проволоки нужно? слайд Часто знает и дошкольник, Что такое треугольник, А уж вам-то как не знать! Но совсем другое дело – Быстро, точно и умело Треугольники считать. Например, на картинке этой Сколько разных? Рассмотри! Все внимательно исследуй И по краю, и внутри! слайд Считаем количество треугольников на картинке и называем их вид (17, равнобедренные и остроугольные) Задача 2. Учитель: Открыли учебник на странице 93 №344 решим задачу. Дополнительное задание: Учитель: (Работа в парах) работа с пазлами открытками |
Организует отдых учащихся Предлагает учащимся работу в группах Побуждает к высказыванию своего мнения, к рассуждению |
Отдыхают, играют Работают в группах, Выполняют задание Оценивают свою работу. Высказывают своё мнение |
Коллективная Групповая Коллективная Индивидуальная,коллективная |
Коммуникативные Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодей-ствие со сверстниками и взрослыми Умеют применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера. Используют математичес-кие знания для решения различных математичес-ких задач и оценки полученных результатов. |
||||||
V этап: Рефлексивный анализ собственной и учебной деятельности |
||||||||||
Учитель: Сегодня на уроке вы очень плодотворно поработали. Молодцы! Закончите предложение: На уроке • Я узнал … • Я научился … • Мне понравилось … • Мне не понравилось … • Мое настроение … Учитель: Вернемся к ладошке, которую рисовали в начале урока. Посмотрите на то, что вы на ней написали. Совпали ли ваши пожелания с тем, что вы получили в конце урока. (Выясняем, что не у всех ребят полное совпадение написанного с полученным. Выясняем, почему так получилось.) Релаксация. Активно на уроке работали … Старались … Жду большей активности от … |
Побуждает к высказыванию своего мнения, к рассуждению |
Осуществляют рефлексивную деятельность, оценивая свои успехи и достижения на данном уроке, а также анализируя причины возникших затруднений. Высказывают мнения с необходимыми пояснениями. |
Коллективная |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
||||||
Итог урока |
||||||||||
Домашнее задание: Творческое задание: сочинить сказку или стихотворение о треугольнике, Треугольники, соединяясь друг с другом, могут образовывать другие фигуры. Попробуйте сложить шесть палочек так, чтобы образовалось четыре треугольника (стороны каждого треугольника должны быть равны длине палочки). № 345,347 с. 92 вопросы 1-6 |
|
|
|
|
Литература:
-
Окунев А.А.Спасибо за урок, дети! // М:-Просвещение-1988
-
Смирнова Е.С .Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 класс.// Книга для учителя.-М:-Просвещение,1999
-
"Невозможные фигуры в реальном мире", Дж.Тимоти Анрах "Удивительные фигуры"
-
Учебник «Математика 5 класс» по редакцией Мерзляк, Полонский
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия.5-6 кл. //Учебное пособие.-М.:-Дрофа- 1998.
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
Добавлена презентация, но ее значимость теряется из-за низкой уникальности текста.
Материалы урока можно использовать, но они не могут быть авторскими, к сожалению.