Занятие с элементами тренинга «Всё в твоих руках…» (профилактика заболевания ВИЧ/СПИДа).
КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»
р.п. Переяславка, Хабаровского края
Занятие с элементами тренинга
«Всё в твоих руках…» (профилактика заболевания ВИЧ/СПИДа).
Воспитатель группы 8 «а» класса:
Савочка Валентина Александровна,
I квалификационная категория
ноябрь 2013 г.
Методическая
разработка воспитательного часа
Провела: Савочка Валентина Александровна, воспитатель I квалификационной категории
Дата проведения:
Тема: «Всё в твоих руках…» (профилактика заболевания ВИЧ/СПИДа). Слайд №1
Цель:
Воспитанники получат знания о способах передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.
Задачи:
-
Расширить знания о сущности заболевания, способах распространения и профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД;
-
Развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группах;
-
Воспитывать активную жизненную позицию, направленную на поведенческих рисков, связанных с ВИЧ - инфицированием; толерантность по отношению к ВИЧ - инфицированным.
Форма работы: занятие с элементами тренинга.
Методы работы: словесный, практический.
Место проведения: учебный класс
Категория участников: Учащиеся 8-го класса
Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, видео ролик, презентация. Карточки по количеству участников: «-»; «+»; таблица (Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД»). Стаканчики с водой по количеству учащихся; - крахмал; - йод («Игра с водой»).
Карточки с написанной ситуацией и фразами вежливого отказа (Ролевая игра «Вежливый отказ»)
Рабочие листы с образом человека по количеству участников для проведения рефлексии, буклеты-памятки о здоровом образе жизни. Выставка рисунков детей «Я выбираю жизнь!»
Ход занятия
I. Организационная часть.
Ребята садятся полукругом.
Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный разговор. Для кого он будет в новинку, а кто – то уже слышал о нем. Цель нашего занятия: информирование о способах распространения ВИЧ/СПИД и способах профилактики инфицирования. Итак, начнем.
II. Основная часть.
1.Что вы знаете о ВИЧ (СПИДе)? Слайд №2
2 Что происходит с человеком, больным СПИДом?
У человека появляются серьёзные проблемы со здоровьем: могут развиться пневмония, рак, различные формы лихорадки и т.д. Слайд №3
В это время человек может резко потерять вес на 10% и более, иметь длительное время (более одного месяца) постоянно повышенную температуру тела, сильное ночное потоотделение, хроническую усталость, увеличение лимфатических узлов, постоянный кашель и длительный жидкий стул. После этого наступает момент, когда сопротивляемость организма окончательно потеряна, а болезни настолько обостряются, что человек погибает. Слайд №4
Воспитатель: А вам известно, чем вообще отличается СПИД от ВИЧ? Давайте расшифруем эти медицинские термины…
Так что же такое ВИЧ и СПИД? Слайд №5,6
-
ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека
-
Передаётся от человека к человеку.
-
ВИЧ - это вирус, подавляющий иммунную систему. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Вот тогда уже говорят о СПИДе. Когда организм практически не способен противостоять самым простым болезням, наступает последняя стадия ВИЧ-инфекции – СПИД. То есть, сама болезнь называется СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ — вирус, ее вызывающий.)
-
Можно ли вылечить СПИД? Слайд №7
-
В настоящее время нет лекарства, способного уничтожить ВИЧ в организме человека полностью. Нет и вакцины, способной предотвратить заражение. Но существуют препараты, которые при правильном подборе и применении могут поддерживать здоровье и замедлить развитии СПИДа на длительное время. Благодаря этим лекарствам человек может вести полноценную жизнь.
-
С момента заражения ВИЧ до стадии СПИДа может пройти от 5 до 15 лет.
-
Как можно обнаружить ВИЧ? Слайд №8
-
Узнать о том, что человек инфицирован, можно сдав анализ крови на наличие антител к ВИЧ.
-
Чем отличается ВИЧ инфицированный от больного СПИДом? Слайд №9
-
ВИЧ - инфицированный – практически здоровый человек, в организме которого обнаруживается вирус иммунодефицита человека.
-
СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания, которая приводит к летальному исходу.
-
Упражнение «Пять секунд»
-
Цель: стимуляция переживания скорости распространения ВИЧ/СПИД
-
Время: 5 минут
-
Вид: метафора
-
Материал: не требуется
-
Инструкция:
-
Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать. Итак, раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Ведущий повторят до тех пор, пока все участники не будут стоять.
-
Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ – инфекцией за то время, пока я считала.
Резюме информация Слайд №10
* В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать. Слайд №11
В настоящее время в мире зарегистрировано более 50 миллионов ВИЧ-инфицированных
В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987 году (уже 26 лет как появились первые случаи заболевания). Слайд №12
Общее количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в РФ сейчас по некоторым данным около 2 млн. человек. Большая часть ВИЧ-инфицированных в России – мужчины. 70% зараженных это молодые люди в возрасте 17-25 лет. Около 70% ВИЧ-инфицированных – потребители внутривенных наркотических веществ. Но в последние годы наблюдается рост половой передачи ВИЧ-инфекции. На начало 2013 года в Хабаровском крае - примерно 2216 чел., 319 детей.
-
В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря.
Воспитатель: Сегодня мы откроем для себя мир с другой стороны… посмотрим на тех, кого уже не спасти, задумаемся о том, чем мы можем помочь и о том, как уберечь себя и своих друзей от СПИДа и ВИЧа… Очень часто мы из-за своего незнания, непонимания, отворачиваемся от тех, кому нужна наша поддержка… Очень часто мы совершаем такие поступки, о которых очень долго сожалеем…
Да мы наслышаны о СПИДе и ВИЧ, но между знанием и действительностью большая пропасть.
Слайд №13
-
В одной из больниц при проведении многих операций была заражена вирусом иммунодефицита человека восьмилетняя девочка. Это выяснилось только при нахождении ее в Москве. Когда лечение было закончено, врачи позвонили в детский дом, где она воспитывалась, с просьбой забрать ее из больницы. Однако, узнав о том, что девочка ВИЧ-инфицированная, руководство отказалось принять ее обратно. С большим трудом врачам удалось найти интернат, где она могла бы продолжать учебу. Девочка уезжала из больницы счастливая: устала от врачей, хотелось к друзьям в школу. Уезжая, она раздарила все свои игрушки. Однако в интернате девочке учиться не пришлось. Её поместили в бокс больницы, куда за несколько месяцев не вошел ни один человек. Еду девочке подавали через маленькое окошко, и она видела только руки, подающие пищу. В боксе, как звереныш в клетке, она прожила до тех пор, пока московская больница не вызвала ее на очередной осмотр. В Москву вместо веселого, доброго ребенка привезли одичавшее существо, на восстановление психики которого потребовалось долгое время…»
Слайд №14
-
Как Вы думаете, правильно ли они поступили с ребёнком?
-
Почему люди так поступили с ВИЧ-инфицированным ребенком?
….. и наверное еще бесчувственность!
-
Как мы относимся к этим людям? К людям, будущее которых предопределено? (варианты). Некоторые - сочувствуют, некоторые – осуждают, некоторые – равнодушны…
-
Как, на ваш взгляд, надо относиться к таким людям?
(заботится, не избегать и т.д.)
У таких людей есть Право на охрану
здоровья.
Предусмотрена Уголовная
ответственность за умышленное заражение.
-
Ст. 122 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Тайна обследования, права человека. Личная ответственность за своё здоровье.
Слайд № 15
Давайте представим себе, что у вас в руках – вакцина от СПИДа, в единственном своем варианте, и вы можете спасти только одну жизнь… Жизнь младенца, жизнь молодой девушки – подростка, или же парня 20-25 лет? Поднимите руку те, кто бы помог ребенку? А кто бы спас девушку? А кто парня? (записываем в таблицу число голосов)
Но, вот вы узнаете, что у младенец заразился при родах, девушка - половым путем, она – проститутка, парень – через шприц, он - наркоман. Кому бы вы теперь отдали бы лекарство?
При более тщательном исследовании, оказалось, что младенец, в любом случае – обречен, у него отказывают почки и легкие…. У девушки умерли родители и она осталась сама с маленькой сестричкой, но узнав о своем горе, она навсегда покончила со своей профессией и теперь учится в техникуме при поддержке соц. Служб, а парень давно завязал со своим прошлым и теперь активно ведет всевозможные профилактические акции по распространению СПИДа среди молодежи, благодаря его трудам не заразятся сотни людей… Кому бы вы теперь отдали вакцину?
|
младенец |
девушка |
парень |
Ситуация 1 |
|
|
|
Ситуация 2 |
|
|
|
Ситуация 3 |
|
|
|
Воспитатель: Посмотрите, как поменялось ваше мнение в зависимости от ситуации. А теперь подумайте, как можно помочь людям, которые больны, какую можно оказать им поддержку.
Ребята! Как же передается ВИЧ? Многие дети и даже взрослые, допускают ошибки в этом серьезном вопросе. Давайте вспомним.
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА №8
Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД» Слайд №16-19
Цель: информирование о распространении ВИЧ/СПИД
Время: 10 мин.
Вид: упражнение - таблица
Материал: карточки «+» и «-«.
Инструкция:
Если вы считаете, что ситуация опасна, проголосуйте сигнальной карточкой«+» (Риск). Если не опасна - то «-».
№ |
Ситуации |
Риск |
|
Питье из общего стакана |
Нет |
|
Пользование общественным туалетом |
Нет |
|
Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ |
Нет |
|
Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении |
Р |
|
Объятие человека, живущего с ВИЧ |
Нет |
|
Укусы насекомых |
Нет |
|
Касание одеждой |
Нет |
|
Использование нестерильных инструментов для татуировок |
Р |
|
Уход за больным СПИДом |
Нет |
|
Использование общих шприцов для ведения наркотиков |
Р |
|
Рукопожатие |
Нет |
|
Использование общей посуды для смешивания наркотиков |
Р |
|
Использование общей бритвы |
Р |
|
Поцелуй |
Нет |
|
Сдача крови |
Нет |
|
Получение чужой крови при переливании |
Р |
|
Обучение в одном классе (группе) |
Нет |
|
Использование общей посуды для еды |
Нет |
|
Сексуальные контакты без презерватива |
Р |
Обсуждение: не требуется
Резюме-информация: Слайд №20
В настоящее время установлено, что ВИЧ передается только при определенных условиях.
*-через кровь:
*-совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;
*-нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;
*-чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;
*-через незащищенный половой контакт;
*-от матери к ребенку, передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.
Работа по вопросам в группах? Слайд №21
-
Где можно заразиться ВИЧ?
-
Кто входит в группу риска по ВИЧ?
Можно заразиться ВИЧ: Слайд №22
-
в больнице, в маникюрном и педикюрном кабинете,
-
тату - салоне,
-
в тюрьме,
-
в местах, где собираются наркоманы,
-
в армии,
-
в местах скопления проституток.
Группа риска: Слайд №23
-
наркоманы,
-
проститутки,
-
медработники,
-
заключённые,
-
солдаты.
Слайд №24
Слайд №25
«Игра с водой»
Задачи:
- дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;
- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.
Материалы:
- стаканчики с водой по количеству учащихся;
- крахмал; - йод.
Инструкция:
1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.
2. Класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.
3. Педагог раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.
4. Педагог предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)».
5. Необходимо за три минуты вступить в «контакт» с как можно большим количеством людей.
6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.
7. Через три минуты «тусовка» заканчивается.
8. После того как класс сел, педагог говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал.
9. Педагог спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет.
10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.
11. Класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.
12. Дальше педагог обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.
Болезнь не щадит никого, но есть поговорка "Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией?
Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.
Игра "Вежливый отказ". Слайд №26
Цель: формирование навыков безопасного поведения.
Вид: ролевая игра
Материал: карточки с написанной ситуацией и фразами для вежливого отказа.
Играют все участники. Участник первой группы называет рискованную ситуацию, а учащийся второй группы фразу для вежливого отказа, затем наоборот.
Ситуации:
•Рядом остановился автомобиль, и незнакомый водитель предложил подвести от школы до дома.
•Незнакомец предложил подзаработать: отнести и передать пакет в какую-то квартиру.
•Приятель предложил исследовать незнакомый подвал или чердак.
•На дне рождения друга тебе предлагают выпить алкоголь.
•В летнем лагере друг предложил сбегать в ближайшую деревню за пивом.
•На дискотеке вам предложили попробовать покурить травку.
Фразы для вежливого отказа:
•Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
•Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.
•Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.
•Спасибо, нет. Если я выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.
•Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).
•Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
•Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.).
•Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю.
•Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
•Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с учителями.
•Спасибо, нет. У тебя не найдется ничего другого.
Резюме-информация:
В отличии о других заболеваний ВИЧ/СПИД – заболевание, связанное с рискованным поведением людей. От того, насколько человек в состоянии контролировать свои поступки, зависят его здоровье и будущая жизнь.
Выводы: Слайд №27,28
• СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита
• СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения
• Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!
III. Заключительная часть.
Рефлексия. Упражнение "Человек". Слайд №29
Каждой участнику выдается лист бумаги, на котором нарисован контур человека. В каждой части тела участник записывает свою оценку занятия, полученных знаний.
•Голова - какие знания ты получил на занятии?
•Руки - какие навыки ты приобрел на занятии?
•Живот - какие эмоции, ощущения у тебя от этого занятия?
•Ноги - что осталось непонятным?
Воспитатель: Право выбора и ответственность за свою жизнь каждый несет сам, но хочется надеяться, что это разговор поможет вам отнестись к своему здоровью более сознательно…
-Подарить учащимся буклеты, памятки "Профилактика ВИЧ-инфекции" в классный "Уголок здоровья".
Литература
1. 1.Чайка Н.А., Клевакин В.М. “СПИД – чума XX века” Лениздат, 1989.
2. Л.П. Анастасова и др. “Человек и окружающая среда” Москва “Просвещение”, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКА!
Как происходит заражение?
Источником заражения служит человек, пораженный вирусом иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, который является носителем вируса, но не имеет признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель). СПИД передается только от человека к человеку: а) половым путем; б) через кровь, содержащую вирус иммунодефицита; в)от матери к плоду и новорожденному.
ВИЧ не передается?
-
ВИЧ не живет вне организма и не распространяется через обыкновенные бытовые контакты.
-
Нет никакой опасности в ежедневных общениях на работе, школе или дома.
-
Невозможно заразиться через рукопожатия, прикосновения или объятия.
-
Нет никакой возможности заразиться в плавательном бассейне или туалете.
-
Нет опасности от укусов комаров, москитов или других насекомых.
Меры профилактики
Основное условие быть здоровыми - Ваше поведение!
-
Половые контакты - наиболее распространенный путь передачи вируса. Поэтому надежный способ предотвратить заражение - избегать случайных половых контактов, использование презерватива, укрепление семейных отношений.
-
Внутривенно употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает возможность заражения вирусом. Как правило, лица, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации.
-
Использование любого инструментария (шприцы, катетеры, системы для переливания крови) как в медицинских учреждениях так и в быту при различных манипуляциях (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т.д.), где может содержаться кровь человека, зараженного ВИЧ, требуется их стерилизация.
Спирт не убивает ВИЧ.
-
Проверка донорской крови обязательна.
Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов.
Напоминание о СПИДе: "Не погибни из-за невежества!" - должно стать реальностью для каждого человека.
ПАМЯТКА
«Знать – чтобы жить».
1. Абсолютно безопасно прикасаться к больному СПИДом.
2. Заразиться вирусом ВИЧ через стульчак туалета нельзя.
3. Абсолютно безопасно находиться в классе с учителем, больным СПИДом.
4. СПИД угрожает не только гомосексуалистам.
5. Нельзя заразиться ВИЧ, если пить из одного стакана, либо доедать бутерброд ВИЧ - инфицированного.
6. Нецелесообразно останавливать кровотечение рукой, если в школе кто то поранился и нуждается в помощи.
7. Вирус ВИЧ вызывает болезнь - СПИД.
8. Три
основных пути, которыми передается
СПИД:
контакты через кровь (использование
общей иглы), сексуальные контакты, от
матери к ребенку во время родов.
9. Правильное и постоянное использование презерватива препятствует заражению вирусом ВИЧ.
10. Диапазон времени от заражения вирусом ВИЧ до проявления симптомов болезни СПИД несколько лет.
11. Симптомы СПИДа похожи на симптомы других болезней.
12. Инфицированные ВИЧ и больные СПИДом нуждаются в помощи и поддержке. Чтобы помочь такому человеку, нужно остаться его другом.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Присмотр и уход в ДОО за детьми младенческого и раннего возраста (от 1 года до 3 лет) для обеспечения их психического и физического развития, охраны жизни и здоровья, социальной адаптации»
- Вебинар «Образовательное путешествие как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»