Урок окружающего мира в 1 классе "Какие бывают животные"
Краткое описание
Данный материал поможет учителю подготовить и провести урок по данной теме, так как содержит план-конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспектива", презентацию к уроку и дополнительный раздаточный материал.
Описание
Технологическая карта урока Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1-б
Школа: МБОУ — СОШ № 2 п.Южный
Учитель: Иващенко Светлана Георгиевна
УМК:Образовательная система «Перспектива»
Тема урока
«Какие бывают животные»
Цель урока
Создать условия для формулировки учащимися определения известных групп животных
Задачи урока
— научить определять животных разных групп, осуществлять самопроверку;
— формировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках;
— развивать речь, мышление, расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
— пробудить интерес к поиску новых сведений о животных;
— воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые результатыобучения
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Предметные: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы.
Метапредметные:
Познавательные УУД:осознавать познавательную задачу, слушать,
находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы;
Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности;
Коммуникативные УУД:вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные
мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;
В результате изучения темы обучающиеся
— научатся:
узнавать и называть животных на рисунках учебника;
подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку;
приводить примеры животных разных групп;
классифицировать животных по изученным признакам;
рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.
Правила работы на уроке
1. Не бойся высказывать свою точку зрения.
2. Уважай мнения других.
3. Не перебивай одноклассников и учителя.
4. Хочешь ответить — подними руку.
Тип урока, используемая технология
Урок знакомства с новым материалом.
На уроке используется системно-деятельностный подход, проблемное изложение материала, здоровьесберегающая технология
Основные понятия
Животные, насекомые, рыбы, звери, птицы
Методы
Беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа
Межпредметные связи
Литературное чтение.
Ресурсы
1.Учебник «Окружающий мир» (ч. 1. с. 42-43)
2.Рабочая тетрадь (стр. 32-33)
3.Наглядный и раздаточный материал 4.Презентация к уроку.
1 этап Мотивация к деятельности. Постановка темы урока.
Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задания и упражнения
Наглядность, дополнительный материал
1. Актуализация знаний.
Цель – повторить пройденное,
мотивировать учащихся на изучение темы
2.Работа по учебнику
(ст. 42-43)
— Ребята, послушайте стихотворение и угадайте, о чём оно. Вам надо назвать последнее слово в тексте.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа)
— На какие две группы мы делим природу? (живая и неживая)
- Сегодня мы с вами будем говорить о живой природе. А что относится к живой природе? (растения, животные…)
— А сейчас посмотрите на слайд. Кого вы видите?
— Как назвать их одним словом?
— Каких ещё животных вы знаете?
— Откройте учебник на странице 42-43, рассмотрите изображения. Что вы заметили, как изображены животные?
— Попробуйте догадаться о теме нашего урока. Чему мы научимся?
— Итак, сегодня мы должны научиться различать животных по группам.
Слайд 1
2 этап Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задания и упражнения
Наглядность
1.Открытие нового знания
Цель —сформировать понятие о многообразии животного мира, научить делить животных на группы
1. Работа по учебнику (стр. 42-43)
— Когда вы перечисляли животных, то в основном называли животных одной группы. Эту группу называют – ЗВЕРИ.
— Найдите их на странице учебника. На каком фоне они нарисованы? Назовите зверей на картинке.
— Но животный мир оказывается намного разнообразнее. На других рисунках тоже изображены животные.
— Назовите каждое животное на бежевом фоне. (бабочка-голубянка, оса, кузнечик, муха, стрекоза, жук-красотел)
— Как можно назвать эту группу одним словом? НАСЕКОМЫЕ
— Рассмотрите животных на голубом фоне. Название каких вам известно? (окунь, камбала, щука, гуппи, меченосец)
— Как назовем эту группу одним словом? РЫБЫ
— У нас осталась одна группа животных на желтом фоне.
— Кто это? (ворона, сова, утка, воробей) Назовите их одним словом. ПТИЦЫ
— О каких группах животных мы узнали?
— Ставили ли мы перед собой такую учебную задачу?
— По каким признакам можно распределить животных по группам?
2. Определение общих признаков каждой группы.
1) – Рассмотрите первую группу. Мы назвали её НАСЕКОМЫЕ.
— Какой общий признак у насекомых?
(На вопрос об общем признаке насекомых дети обычно отвечают, что насекомые летают.)
— Действительно, большинство насекомых летает. А вот это какое животное? (Учитель показывает картинку с изображением муравья.)
— Можно ли назвать муравья насекомым? (Ответы детей.)
— Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные «мамы»: они вылетают из муравейника, чтобы основать новую семью, а потом теряют крылья и больше из гнезда не выходят. Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики. Значит, умение летать хотя и важный признак насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног.
-Сколько ножек у жука? -Посмотрим на изображения пчелы, кузнечика. Сколько у них ножек? А у мух и комаров? Значит, главный признак насекомых — шесть ножек (три пары) 2) — Какие признаки отличают рыб от других животных? ( Если дети отвечают, что рыбы живут в воде, тогда учитель показывает карточку с изображениями моржа)
— Моржи проводят в воде значительную часть своей жизни.
— Можно ли моржа назвать рыбой? Значит, жизнь в воде — важный, но не главный признак рыб. Главный признак — наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб — жабры. С их помощью они дышат.
3) — Какой отличительный признак птиц? (Если дети отвечают, что птицы летают, тогда учитель показывает карточки с изображениями нелетающих птиц (страуса, пингвина), а также напоминает, что большинство насекомых тоже хорошо летают.
- Не все птицы летают и не только птицы умеют летать. Значит, не это главное. А что же главное? Главный признак птиц — наличие перьев. Тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать. — Скоро для птиц наступит тяжелое время — голодная зима, и мы должны помочь тем птичкам, которые не улетели в теплые края, подкормить их. Далее учитель читает стихотворение:
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас,
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу... К. Мухаммади
— Я объявляю начало нового проекта «Покормите птиц зимой». Работая над этим проектом, каждый из вас сможет помочь птицам выжить. Вам надо смастерить кормушки, развесить их, положить корм (пшено, крошки и т.д). О своих наблюдениях расскажете на защите проекта. 4) — Последняя группа животных — звери.
— Что является главным признаком у зверей?
Главным признаком зверей является наличие шерсти.
3.Чтение вывода.(стр. 43 учебника)
— Итак, мы с вами будем учиться различать животных по данным признакам.
На доске – карточка
ЗВЕРИ
На доске – карточка
НАСЕКОМЫЕ
На доске – карточка
РЫБЫ
На доске – карточка
ПТИЦЫ
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
2.Тренировочные упражнения
Цель –учить работать в паре, выполнять творческое задание
Работа в паре
— Сейчас мы будем работать в паре. Какие правила надо соблюдать при такой работе?
Игра «Кто лишний?»
— У вас на партах лежат листочки с изображением животных. Рассмотрите их.
— Я предлагаю вам, работая в паре, обсудить и зачеркнуть в каждой строчке лишнее животное.
— Назовите лишнее животное в 1-ом ряду. Докажите выбор.
— Назовите лишнее животное во 2-ом ряду. Докажите выбор.
— Назовите лишнее животное в 3-ем ряду. Докажите выбор.
— Назовите лишнее животное в 4-ом ряду. Докажите выбор.
— Что помогло вам найти лишнее животное?
— Можно ли сказать, что животные каждой группы имеют свои общие признаки? Какие?
На каждой парте — карточки
3 этап Диагностическая деятельность.
Цель -проверить уровень понимания материала
1. Игра «Распредели животных по группам»
— У вас у каждого лежит на парте рисунок какого-то животного. Я предлагаю вам выйти к доске и поместить рисунок животного в свою группу.
Физминутка — А проверка вашей работы будет немного необычна.
— Я предлагаю тем, у которых были звери, встать и показать, как двигается и рычит медведь.
— Те, у кого были рыбы – встать и показать, как они плавают.
— Если у вас были птицы – помашите руками, как в полете.
— И, наконец, если у вас были насекомые, то полетайте и пожужжите, как пчелки.
— Молодцы!
2. Работа над стихотворением
— А сейчас я предлагаю послушать стихотворение.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд!
— Чему учит нас это стихотворение?
— Как вы можете помогать животным?
У каждого ученика — карточка с изображением животного.
4 этап Подведение итога. Рефлексия.
Цель –проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности
- Что сегодня узнали о животных?
- Какую задачу ставили в начале урока?
- Сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке.
— Что больше всего понравилось?
— Что вызвало трудности?
— О чем захотелось рассказать родным и знакомым?
У всех – карточки с изображённым человечком
Класс: 1-б
Школа: МБОУ — СОШ № 2 п.Южный
Учитель: Иващенко Светлана Георгиевна
УМК:Образовательная система «Перспектива»
— формировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках;
— развивать речь, мышление, расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
— пробудить интерес к поиску новых сведений о животных;
— воспитывать бережное отношение к животным.
Предметные: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы.
Метапредметные:
Познавательные УУД:осознавать познавательную задачу, слушать,
находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы;
Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности;
Коммуникативные УУД:вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные
мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;
В результате изучения темы обучающиеся
— научатся:
узнавать и называть животных на рисунках учебника;
подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку;
приводить примеры животных разных групп;
классифицировать животных по изученным признакам;
рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.
2. Уважай мнения других.
3. Не перебивай одноклассников и учителя.
4. Хочешь ответить — подними руку.
На уроке используется системно-деятельностный подход, проблемное изложение материала, здоровьесберегающая технология
2.Рабочая тетрадь (стр. 32-33)
3.Наглядный и раздаточный материал 4.Презентация к уроку.
Цель – повторить пройденное,
мотивировать учащихся на изучение темы
2.Работа по учебнику
(ст. 42-43)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа)
— На какие две группы мы делим природу? (живая и неживая)
- Сегодня мы с вами будем говорить о живой природе. А что относится к живой природе? (растения, животные…)
— А сейчас посмотрите на слайд. Кого вы видите?
— Как назвать их одним словом?
— Каких ещё животных вы знаете?
— Откройте учебник на странице 42-43, рассмотрите изображения. Что вы заметили, как изображены животные?
— Попробуйте догадаться о теме нашего урока. Чему мы научимся?
— Итак, сегодня мы должны научиться различать животных по группам.
Слайд 1
Цель —сформировать понятие о многообразии животного мира, научить делить животных на группы
— Когда вы перечисляли животных, то в основном называли животных одной группы. Эту группу называют – ЗВЕРИ.
— Найдите их на странице учебника. На каком фоне они нарисованы? Назовите зверей на картинке.
— Но животный мир оказывается намного разнообразнее. На других рисунках тоже изображены животные.
— Назовите каждое животное на бежевом фоне. (бабочка-голубянка, оса, кузнечик, муха, стрекоза, жук-красотел)
— Как можно назвать эту группу одним словом? НАСЕКОМЫЕ
— Рассмотрите животных на голубом фоне. Название каких вам известно? (окунь, камбала, щука, гуппи, меченосец)
— Как назовем эту группу одним словом? РЫБЫ
— У нас осталась одна группа животных на желтом фоне.
— Кто это? (ворона, сова, утка, воробей) Назовите их одним словом. ПТИЦЫ
— О каких группах животных мы узнали?
— Ставили ли мы перед собой такую учебную задачу?
— По каким признакам можно распределить животных по группам?
2. Определение общих признаков каждой группы.
1) – Рассмотрите первую группу. Мы назвали её НАСЕКОМЫЕ.
— Какой общий признак у насекомых?
(На вопрос об общем признаке насекомых дети обычно отвечают, что насекомые летают.)
— Действительно, большинство насекомых летает. А вот это какое животное? (Учитель показывает картинку с изображением муравья.)
— Можно ли назвать муравья насекомым? (Ответы детей.)
— Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные «мамы»: они вылетают из муравейника, чтобы основать новую семью, а потом теряют крылья и больше из гнезда не выходят. Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики. Значит, умение летать хотя и важный признак насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног.
-Сколько ножек у жука? -Посмотрим на изображения пчелы, кузнечика. Сколько у них ножек? А у мух и комаров? Значит, главный признак насекомых — шесть ножек (три пары) 2) — Какие признаки отличают рыб от других животных? ( Если дети отвечают, что рыбы живут в воде, тогда учитель показывает карточку с изображениями моржа)
— Моржи проводят в воде значительную часть своей жизни.
— Можно ли моржа назвать рыбой? Значит, жизнь в воде — важный, но не главный признак рыб. Главный признак — наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб — жабры. С их помощью они дышат.
3) — Какой отличительный признак птиц? (Если дети отвечают, что птицы летают, тогда учитель показывает карточки с изображениями нелетающих птиц (страуса, пингвина), а также напоминает, что большинство насекомых тоже хорошо летают.
- Не все птицы летают и не только птицы умеют летать. Значит, не это главное. А что же главное? Главный признак птиц — наличие перьев. Тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать. — Скоро для птиц наступит тяжелое время — голодная зима, и мы должны помочь тем птичкам, которые не улетели в теплые края, подкормить их. Далее учитель читает стихотворение:
Сугробами засыпаны Дворы, бугры, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зернышка, ни крошки. Так вот летают все слабей Ворона, галка, воробей. |
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас,
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу... К. Мухаммади
— Я объявляю начало нового проекта «Покормите птиц зимой». Работая над этим проектом, каждый из вас сможет помочь птицам выжить. Вам надо смастерить кормушки, развесить их, положить корм (пшено, крошки и т.д). О своих наблюдениях расскажете на защите проекта. 4) — Последняя группа животных — звери.
— Что является главным признаком у зверей?
Главным признаком зверей является наличие шерсти.
3.Чтение вывода.(стр. 43 учебника)
— Итак, мы с вами будем учиться различать животных по данным признакам.
На доске – карточка
ЗВЕРИ
На доске – карточка
НАСЕКОМЫЕ
На доске – карточка
РЫБЫ
На доске – карточка
ПТИЦЫ
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Цель –учить работать в паре, выполнять творческое задание
— Сейчас мы будем работать в паре. Какие правила надо соблюдать при такой работе?
Игра «Кто лишний?»
— У вас на партах лежат листочки с изображением животных. Рассмотрите их.
— Я предлагаю вам, работая в паре, обсудить и зачеркнуть в каждой строчке лишнее животное.
— Назовите лишнее животное в 1-ом ряду. Докажите выбор.
— Назовите лишнее животное во 2-ом ряду. Докажите выбор.
— Назовите лишнее животное в 3-ем ряду. Докажите выбор.
— Назовите лишнее животное в 4-ом ряду. Докажите выбор.
— Что помогло вам найти лишнее животное?
— Можно ли сказать, что животные каждой группы имеют свои общие признаки? Какие?
На каждой парте — карточки
— У вас у каждого лежит на парте рисунок какого-то животного. Я предлагаю вам выйти к доске и поместить рисунок животного в свою группу.
Физминутка — А проверка вашей работы будет немного необычна.
— Я предлагаю тем, у которых были звери, встать и показать, как двигается и рычит медведь.
— Те, у кого были рыбы – встать и показать, как они плавают.
— Если у вас были птицы – помашите руками, как в полете.
— И, наконец, если у вас были насекомые, то полетайте и пожужжите, как пчелки.
— Молодцы!
2. Работа над стихотворением
— А сейчас я предлагаю послушать стихотворение.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд!
— Чему учит нас это стихотворение?
— Как вы можете помогать животным?
- Какую задачу ставили в начале урока?
- Сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке.
— Что больше всего понравилось?
— Что вызвало трудности?
— О чем захотелось рассказать родным и знакомым?
24 ноября 2013
Файлы
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»